о чем шумите вы народные витии пушкин текст
Клеветникам России. А. С. Пушкин
О чем шумите вы, народные витии? [1]
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс? [2]
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. М. Лермонтов, 1837
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали; [3]
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага; [4]
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас.
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Пожар Москвы на полотне А. Ф. Смирнова (1813)
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
А. С. Пушкин, август 1831
Примечания к стихотворению «Клеветникам России»
Стихотворение «Клеветникам России» было написано Пушкиным в Царском Селе накануне или во время осады Варшавы и предваряется в рукописи эпиграфом: Vox et praeterea nihil ( (лат.) «Голос и больше ничего», в смысле: «пустые слова»).
Стихи обращены к депутатам французской палаты (Лафайету, Могену и др.) и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия.
Разоблачение пушкиноидов
Великолепно! Просто Шедевр вне времени!
В сети под названием
«КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ», ходит якобы стихотворение Пушкина А.С. вот с таким текстом:
Животный утоляя страх
Времен двенадцатого года,
Европа пляшет на костях
Ей ненавистного народа.
И грозный брит и грузный швед,
И галл, презрительно лукавый,
Плюют остервенело в след
Его тысячелетней славы.
И мутной злобою кипят,
За них попрятавшись блудливо,
Поляк спесивый, лит и лат,
Эстонец – пасынок залива.
Хохол с натуги ворот рвёт,
За ляхом тянется к европам,
Спеша за шнапс и бутерброд
Служить в неметчине холопом.
И мир вокруг по швам трещит,
И шрамы набухают кровью,
А мы как прежде держим щит
Пустому вопреки злословью.
Умолкни, лживая молва, –
Пускай узнают поименно:
Россия все еще жива!
Не пали отчие знамена!
Народ умиляется актуальности и репостит друг другу с подписью классика.
На самом деле Пушкин не писал этот стих. Его написал наш современник Владимир В. в 2004 году. Это можно посмотреть на самиздатном ресурсе Stihi.ru
Однако у Пушкина тоже есть стихотворение с таким названием и тоже издалека где то актуальное до нашего времени. Написал Пушкин его во время осады Варшавы русскими войсками.
После войны с Наполеоном, Польское царство было частью Русской империи и с 1830 по 1831-й поляки решили устроить восстание за независимость. Европа же глядя на это дело через границу топталась на месте с ноги на ногу и обсуждала, стоит ли вмешаться и поддержать поляков.
Вот оно само стихотворение :
О чём шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас, волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос!
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас.
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
********************************
Это больное ложное мнение европейских русофобов о России вообще и о русском человеке в частности добавили антирусские местечковые националисты:
«Нерусские народы стали изгоями на своих исконных землях, лишенными национальной государственности, права распоряжаться своими богатствами, свободно развивать свою культуру и язык. Фактически сведено на нет представительство нерусских народов в высших органах российской власти. Ведь в истории России были Багратион и Барклай де Толли. Они тоже были российскими деятелями, но, в сущности, лишь содействовали укреплению «тюрьмы народов». Кого из российских министров волнуют наши национальные заботы меньшинства и тревоги? Во всех проявлениях государственной и общественной жизни чувствуется рост русского шовинизма, негативное отношение к этническим меньшинствам. Об искренности и доверии в межнациональном общении нечего и думать. Сколько можно оставаться заложниками бесконечного русского идиотизма? Сколько можно мириться с навязываемой нам безысходной участью зависимых, воспитуемых, спасаемых народов? Довольно! У нас есть свои собственные национальные идеи и национальные интересы. Необходимо противопоставить широкое антирусское национально-освободительное движение – «Антирусский Интернационал. Только под лозунгом антирусизма можно объединить ради самосохранения и выживания национальные меньшинства. В своих протестах против державного шовинизма не надо бояться упреков в сепаратизме, экстремизме и терроризме. Россия и русский народ потерпели морально-политическое банкротство и оказались на обочине мировой истории. Мы не можем любить Россию-монстра. Любить эту страну все равно, что заниматься труположеством. Разлагающийся труп России заражает другие народы своим гниением. У современного русского человека нет ни одной действительно глубокой и сильной идеи, в которую он бы
по-настоящему верил и за которую мог бы отдать свою жизнь. Русские, как и их государство-кровосос, неуклонно деградируют, они не вправе притязать на объединительную и руководящую роль. Обратите внимание, каков внешний вид русского обывателя, – это заскорузлые, убогие, серые типы со зловещими и испитыми физиономиями. Вечно угрюмые, подозрительные, пришибленные, они кажутся существами, напрочь лишенными духа. Деградация русских проявляет себя и в их речи, в словах, которые они предпочитают, в особом пристрастии к определенной лексике. Адам Олеарий, видный немецкий ученый XVII века, отмечал, что у московитян «употребительны многие постыдные, гнусные слова и насмешки. У них нет ничего более обычного на языке, как «****ин сын, сукин сын, собака, ё… твою мать», и еще иные тому подобные гнусные речи. Говорят их не только взрослые и старые, но и малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни отца, ни мать, уже имеют на устах это:
«ё… твою мать» – и говорят это родители детям, а дети родителям».
*****
«Не правда ли, как это знакомо нам сегодня?
Бесстыдная похабщина, уголовный жаргон, мещанские вульгаризмы, бюрократические штампы, слова-недоноски, заимствованные из иностранных языков, – все это мутным сортирным потоком ежедневно хлещет с телеэкранов и газетных полос в языковую стихию наших республик. Спасти национальные языки от русского тлетворного влияния – еще одна наша насущная задача, наша обязанность перед потомками. «Антирусизм», как идеологический принцип позволит аккумулировать все протестные настроения, существующие в национально-государственных образованиях. Для нерусского населения России, ощущающего угроз своему существованию, антирусизм станет формой выражения оппозиции власти. Антирусизм открывает пути для оппозиции целенаправленного сотрудничества с правящими кругами Запада.
Все нерусские народы России, должны стать чеченцами по отношению к русским, должны политически и психологически освободиться от русского влияния, подобно украинцам, грузинам, молдаванам, литовцам, латышам, эстонцам. Они должны бить русских снаружи, а мы будем бить их изнутри. Только в этом залог нашего национального антирусизма. Одному народу, особенно малочисленному, будет неимоверно трудно победить русизм. Только совместные усилия нерусских народов российской империи, народов Содружества независимых государств и всех стран мира позволят достигнуть этой цели. Каждый из сотен и тысяч нерусских людей, составляющих народы, которым сегодня угрожает утрата национальной государственности, должен понять, что проблема русского нацизма, выродившегося в уродливую идеологию русизма, является его личной проблемой, что она затрагивает его непосредственно, и он не может от нее уклониться. Он не должен чувствовать себя беспомощным, потому что одновременно с ним эту же проблему ставят перед собой тысячи ему подобных во всех национальных республиках, чтобы, объединив силы, выступить в защиту свободы, суверенитета и независимости народов преступной империи»
Автор текста: Айал Ойуунов, Республика Саха.
*******
1) «Русский – дурак! Дураки составляют большинство. Нынешняя Россия производит почти исключительно дураков, но в промышленных количествах, превышающих любой спрос. Эти дураки преобладают во всех сферах русской жизни, включая интеллектуальную. Признаки дурака многообразны, но остановимся на сущностных.
2) Дурак склонен обсуждать всерьез очевидные вещи, то есть ставить под сомнение аксиоматику того общества, в котором живет. Мне возразят, что и Лобачевский поставил под сомнение аксиоматику Евклида; отлично, скажу я, — давайте отменим плоский мир Евклида и создадим другой, тогда и поставим под сомнение все аксиомы; но вы же не хотите! Вы хотите жить в постиндустриальном мире и при этом горячо спорить о национальном вопросе; хотите свободно ездить за границу — и ностальгировать по Сталину; желаете благополучия — и все-таки ненавидите свободу! Дураки спорят о том, хороши или плохи евреи, лучше ли всех русские, обязательно ли верить в Бога и не следует ли выслать из столицы всех инородцев, — и не понимают, что это не обсуждается, поскольку на дворе не Средневековье и за окном не Саудовская Аравия.
3) Дурак не умеет спорить. В споре его интересует только доминирование, аргументом ему служит только переход на личности, а точку зрения оппонента для него определяют только имманентные, врожденные признаки: живет за границей (или в русской провинции), является евреем (казаком), воспитывает детей (кота).То, что можно быть евреем, жить в провинции и воспитывать детей либо быть заграничным казаком и растить кота, уже не укладывается в сознании дурака.
4) Дурак не способен взглянуть на процесс вне устоявшегося контекста: для либерального дурака СССР однозначно плох и не содержит ничего прогрессивного; для тоталитарного дурака все, кто жил в СССР после Сталина, разваливали великую империю.
5) Дурак очень мало читает. Он вообще мало знает, но чтение в принципе дается ему с трудом: «Я этого не читал и не буду», «Это пусть читают п. сы», «Я лучше почитаю такого-то» (называется близкий друг или сосед, чаще всего завсегдатай
стихов.ру.
Александр Пушкин — Клеветникам России: Стих
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Анализ стихотворения «Клеветникам России» Александра Пушкина
Общеизвестна свободолюбивая позиция Пушкина и его, мягко говоря, незавидный статус среди русского высшего общества. Опасный вольнодумец на протяжении всей сознательной жизни находился на подозрении у царской власти. В связи с этим особый интерес вызывает стихотворение «Клеветникам России» (1831 г.), написанное Пушкиным по поводу польского восстания 1830 г. Характерно, что данное произведение вызвало критические высказывания в среде либерального дворянства.
Великого поэта трудно заподозрить в стремлении угодить российскому императору. Несомненно, что произведение «Клеветникам России» было написано им под влиянием искреннего чувства негодования. Оно обращено к французским публицистам, развернувшим активную кампанию в поддержку польского восстания и резко осуждавшим военное вмешательство России.
Прежде всего Пушкин считает иностранное вмешательство совершенно недопустимым. Он рассматривает русско-польские отношения как сугубо «домашний, старый спор» между двумя славянскими народами. Обращаясь к истории, поэт указывает, что военные столкновения русских с поляками уходят корнями в глубокую древность. Пушкин ни в коей мере не признает безусловного права России на господство. На протяжении веков военные успехи попеременно переходили от одного народа к другому. Упоминая Кремль и Прагу, поэт напрямую отсылает оппонентов к польской интервенции 1610-1612 гг. и ко взятию Суворовым в 1794 г. предместья Варшавы.
Пушкин делает предположение, что гнев французов проистекает из поражения Наполеона. Наводивший на всю Европу ужас великий полководец с позором бежал из России, бросив остатки своей армии на произвол судьбы. Поэт уверен, что только благодаря отсталой (!) России европейские страны сбросили иго тирании и вновь обрели «вольность, честь и мир».
Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.