о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

Портрет Н. А. Некрасова, 1872: Wikipedia / Н. Н. Ге

Жемчужина творчества великого русского писателя Николая Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Краткое содержание произведения в общих чертах описывает, как жили крестьяне после отмены крепостного права, раскрывает взгляды Некрасова на проблемы русского общества.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание

Некрасов признавался, что на протяжении жизни слышал множество историй о судьбах обычных людей. Они в итоге легли в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо». О чем повествует произведение, узнаете из краткого пересказа:

«Кому на Руси жить хорошо»: пролог

Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.

За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.

Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.

«Кому на Руси жить хорошо»: безуспешные поиски счастливца

Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?

Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.

Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:

На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

«Ярмарка», 1910: Wikipedia / И. С. Куликов

Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.

В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.

Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.

«Кому на Руси жить хорошо»: кратко об истории Матрены Тимофеевны

Странники решают расспросить женщин: может, им хорошо живется? Их направляют к Матрене Тимофеевне Корчагиной: по слухам, «губернаторша» — та, кого они ищут. Но Матрена так не считает и в доказательство выкладывает свою историю:

Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.

Кто он — счастливый человек на Руси?

Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.

Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.

Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook

«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения

Какие мысли вложил в произведение Некрасов? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает это понять) — дневник крестьянской жизни в пореформенный период. Глубину авторского замысла поможет понять аналитическая справка:

История создания

Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.

Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.

Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.

Суть и проблематика поэмы

Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:

Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.

Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.

Жанровая принадлежность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов объединил лирику с эпосом, поэтому его логично идентифицировать как поэму:

Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: образы, характеристика, описание характеров и внешности мужиков

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную
Крестьяне. «Скатерть-самобранка».
Иллюстрация С. В. Герасимова

Семеро крестьян являются центральными персонажами поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова: образы, характеристика, описание в цитатах

«. На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков: / Семь временнообязанных. »
«. Мы мужики степенные, Из временнообязанных. «

«. Постой! мы люди бедные. «

«. Из лужицы напилися, / Умылись, освежилися. «

…Семь рослых мужиков…»


Крестьяне любят выпить водки:
«. сложилися, / За водкой двое сбегали. »
«. Косушки по три выпили, / Поели. »
«. Да по ведру бы водочки. «

Крестьяне много едят, как настоящие богатыри:
«. Кабы нам только хлебушка / По полупуду в день. » (полпуда – это 8 кг)
«. Да утром бы огурчиков / Соленых по десяточку…»
«. в полдень бы по жбанчику / Холодного кваску. » (жбан – сосуд в виде кувшина)
«. вечером по чайничку / Горячего чайку. «

«. Забрало пуще прежнего / Задорных мужиков, / Ругательски ругаются. «

Описание крестьян в деталях

Однако в тексте все-таки можно отыскать подробности о некоторых «мужиках». Описание героев представлено в порядке их упоминания в поэме.

«. Демьян, крестьянин грамотный, / Читает по складам. ««. Как ни тужился, / Мудреного заглавия / Не одолел Демьян. «

«. Лука – мужик присадистый, / С широкой бородищею. / Упрям, речист и глуп. / Лука похож на мельницу: / Одним не птица мельница, / Что, как ни машет крыльями, / Небось не полетит. «

«. Не тем ли думал взять, / Что борода лопатою. «

«. Что, взял? башка упрямая! / Дубина деревенская. «

«. Три года я, робятушки, / Жил у попа в работниках. «

«. А два братана Губины / Так просто с недоуздочком / Ловить коня упрямого / В свое же стадо шли. «

«..«Да по ведру бы водочки», — / Прибавили охочие / До водки братья Губины, / Иван и Митродор. «

«. Пахом соты медовые / Нес на базар в Великое. «

«…А два братана Губины / Утюжат Прова дюжего…»

Такими предстают перед читателями крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В статье представлены образы и характеристика крестьян (мужиков), описание их характеров и внешности в цитатах.

Источник

Удивительное количество разных героев имеет поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика героев произведения показывает широкую палитру человеческих качеств.

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.

Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.

Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.

Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.

Главные действующие лица

Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой.

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

При чтении «Кому на Руси Жить хорошо», кажется, что это и не семь человек, а один цельный герой. Он неприхотлив в еде, одежде, любит свою жену и детей, трудолюбив.

Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:

Демьян – сам научился читать по слогам, простые слова ему даются легко, но «мудреные заглавия» ему не поддаются. Через персонажа автор показывает, что даже обычный крестьянский народ хочет получать образование и стремится к знаниям.

Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается. В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.

Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.

Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.

Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.

Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.

В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

Второстепенные персонажи

Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:

Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.

Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.

Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.

Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.

Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.

Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.

Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.

Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.

Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.

Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.

Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.

Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.

о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Смотреть картинку о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Картинка про о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную. Фото о ком говорится в некрасовской поэме кому на руси жить хорошо носил рубашку красную

Заключение

Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» спустя короткое время после отмены крепостного права. Целью написания поэмы было кратко показать, что дал закон об отмене крепостничества каждому слою населения. Но идея произведения осталась незавершенной.

Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.

Источник

Сочинение на тему: Анализ главы “Крестьянка” (поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)

Анализ главы “Крестьянка”
(поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)

Судьба русской женщины – это тема, которая волновала многих писателей. Как живется женщине на Руси? Счастлива ли она?

На эти и другие вопросы можно найти ответы во многих произведениях русских классиков. Судьба русской женщины всегда волновала и Н. А. Некрасова. Писатель неоднократно говорил в своих стихах и поэмам о ее тяжелой доле.
Глава “Крестьянка” поэмы “Кому на Руси жить хорошо” посвящена именно теме женской доли. В ней Некрасов

Цель этой главы, которую ставил перед собой поэт, показать хорошо ли жилось женщинам на Руси.
Матрена – это один из самых интересных женских образов в творчестве Некрасова. В главе “Крестьянка” мы слышим голос “величавой славянки”. Это широкая и плотная женщина со строгим взглядом и смуглой кожей.
Отвечая на вопрос правдоискателей о своем счастье, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей

Свекор пил, свекровь донимала, золовка заставляла работать на нее. С мужем Филиппом отношения были хорошие, но его видела Матрена редко, потому что он работал далеко от дома. Единственным утешением было общение с дедушкой Савелием.
Жизнь приобретает особый смысл, когда у Матрены Тимофеевны появляется сын Демушка. И казалось, появилось в жизни женщины счастье. Но беда очень скоро пришла в дом Матрены: по недосмотру Савелия Демушку съедает свинья.

В сердце женщины поселяется печаль, избавиться от которой она бы могла, если бы не новые беды, уготованные ей судьбой.
Второй сын Федот тоже попадает в беду: ему грозит наказание за то, что он скормил волчице овцу. Матрена Тимофеевна, спасая сына, сама ложиться под розги. Дальше – новые испытания выпадают на долю этой несчастной женщины. Ее мужа забирают в рекруты вне очереди.

Но все новые и новые несчастья случаются с ней: “дважды погорели”, сына забрали в армию, сибирская язва приходит в ее дом.
Как пережила все это Матрена Тимофеевна? Как справилась с нескончаемой чередой бед? Некрасов дает нам ответ: русская женщина сильна духом, ее невозможно сломить ничем.

Она готова защищаться каждую минуту. Однако обрести счастье русской женщине не суждено:
“Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!”
Матрена Тимофеевна Корчагина – это собирательный образ русской женщины. Героиня не покоряется судьбе, после каждого удара которой, она продолжает борьбу. Перед нами – сильная духом крестьянка, которая, не смотря на боль, обиды и страдания, продолжает верить в Бога и в себя.
Глава “Крестьянка” показывает читателю судьбу русской женщины и отвечает на вопрос, счастлива ли она.

Related posts:

Источник

Кому на Руси жить хорошо (Некрасов Н. А., 1877)

Глава I. До замужества

— Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Отец, поднявшись до́ свету,

Будил дочурку ласкою,

А брат веселой песенкой;

Поет: «Вставай, сестра!

По избам обряжаются,

В часовенках спасаются —

Пора вставать, пора!

Пастух уж со скотиною

Угнался; за малиною

Ушли подружки в бор,

В полях трудятся пахари,

В лесу стучит топор!»

Управится с горшочками,

Все вымоет, все выскребет,

Посадит хлебы в печь —

Идет родная матушка,

Не будит — пуще кутает:

«Спи, милая, касатушка,

В чужой семье — недолог сон!

Уложат спать позднехонько!

Придут будить до солнышка,

На донце бросят корочку:

Сгложи ее — да полное

Да не в лесу родилася,

Не пеньям я молилася,

В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества [Обычай.]

А на седьмом за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Потом: «Бери-ка грабельки

Так к делу приобыкла я…

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

День в поле проработаешь,

Грязна домой воротишься,

Спасибо жаркой баенке,

Опять бела, свежехонька,

За прялицей с подружками

На парней я не вешалась,

«Я личиком разгарчива,

А матушка догадлива,

Не тронь! уйди. » — уйдет…

Да как я их ни бегала,

А выискался суженой,

Филипп Корчагин — питерщик,

По мастерству печник.

«Как рыбка в море синее

Юркнешь ты! как соловушко

Из гнездышка порхнешь!

Не сахаром посыпана,

Там холодно, там голодно.

Там холеную доченьку

Обвеют ветры буйные,

Обграют черны вороны,

Облают псы косматые

А батюшка со сватами

Всю ночь я не спала…

Ах! что ты, парень, в девице

Нашел во мне хорошего?

Где высмотрел меня?

О святках ли, как с горок я

С ребятами, с подругами

Ошибся ты, отецкий сын!

С игры, с катанья, с беганья,

С морозу разгорелося

На тихой ли беседушке?

Я там была нарядная,

Дородства и пригожества

Понакопила за зиму,

Цвела, как маков цвет!

А ты бы поглядел меня,

Как лен треплю, как снопики

В дому ли во родительском.

Ах! кабы знать! Послала бы

Я в город братца-сокола:

«Мил братец! шелку, гарусу

Да гарнитуру синего!»

Я по углам бы вышила

Москву, царя с царицею,

Да Киев, да Царьград,

А посередке — солнышко,

В окошке бы повесила,

Авось ты загляделся бы,

Всю ночку я продумала…

«Оставь, — я парню молвила, —

Я в подневолье с волюшки,

Бог видит, не пойду!»

— Такую даль мы ехали!

Иди! — сказал Филиппушка. —

Тужила, горько плакала,

А дело девка делала:

На суженого искоса

Рус волосом, тих говором —

Пал на́ сердце Филипп!

«Ты стань-ка, добрый молодец,

Против меня прямехонько,

Стань на одной доске!

Гляди мне в очи ясные,

Гляди в лицо румяное,

Чтоб жить со мной — не каяться,

А мне с тобой не плакаться…

— Небось не буду каяться,

Небось не будешь плакаться! —

Пока мы торговалися,

Филиппу я: «Уйди ты прочь!»,

«Ай. » — вдруг рванулась я…

— Чего ты? Эка силища! —

Не удержи — не видеть бы

Вовек ему Матренушки,

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице…

А больше вряд когда!

Я помню, ночка звездная,

Ко стогу приклонилася,

Унывным, тихим голосом

Велел родимый батюшка,

С краями чары налили:

«Бери поднос, гостей-чужан

Впервой я поклонилася —

Вздрогну́ли ноги резвые;

Второй я поклонилася —

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

«Так, значит, свадьба? Следует, —

Сказал один из Губиных, —

«Давай! Начни с хозяюшки».

«Пьешь водку, Тимофеевна?»

— Старухе — да не пить.

Оглавление

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *