о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Картинка про о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

Волжский класс

о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Картинка про о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте

Боковая колонка

о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Картинка про о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте

Рубрики

Видео

Книжная полка

о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Картинка про о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Тема и главная мысль текста, с. 8 — 9

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Смотреть картинку о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Картинка про о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте. Фото о ком говорится в тексте о чем говорится в тексте

Текст
Тема и главная мысль текста

Ответы к стр. 8 — 9

В июле поспевает черника. Она растёт в хвойных лесах. Ягоды черники чёрные.

Черника

В июле поспевает черника. Она растёт в хвойных лесах. Ягоды черники чёрные.

Этот текст о чернике.

• Придумай к тексту заголовок. Запиши заголовок и спиши текст.

Два или несколько предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу, — это текст.

То, о ком или о чём говорится в тексте, — это тема текста.

То главное, о чём хотел сказать автор читателю, — это главная мысль текста.

3. Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами последовательность предложений в тексте.

• Определи тему текста: о ком и о чём говорится в тексте.

В тексте говорится о муравьях; о том, как они пришли на помощь.

• Определи главную мысль текста. Подчеркни предложение, в котором выражена главная мысль.

Умная ворона

Нашла ворона сухарь. Схватила его и полетела к луже. Стала она макать сухарь в воду и клевать. Ну и ворона!

• Определи тему и главную мысль текста.

В тексте говорится вороне, главная мысль о сообразительности вороны.

Умная ворона

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОльга Тимакина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)» — Транскрипт:

1 Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)

2 Что такое проблема текста? Problema (лат.) – задача, с ложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. ( См. Словарь русского языка. В 4-х т. / П од ред. А.П.Евгеньевой. – М.,1984) Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации., Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем. Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом? ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

3 Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме.

4 Как понять, что данная проблема основная? 1. Этот вопрос (проблема) больше всего волнует автора. 2. Этому вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста. 3. Только основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора. 4. Разрешение этого вопроса (этой проблемы) ищет автор, вызывая читателя на разговор.

5 Проблема может быть сформулирована двумя способами:

6 1.Одним словом или словосочетанием Проблема чего? одиночества милосердия экологии взаимоотношений «отцов» и «детей» Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей». В тексте поднимается проблема одиночества. Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста.

7 2. В форме вопроса Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина. Почему так стремительно взрослеют люди на войне?

8 Как сформулировать проблему Если формулировка не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием, используется конструкция ПРОБЛЕМА (чего?) Р.п. Автор рассуждает над проблемой…. В тексте поднимается проблема… Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…

9 Как сформулировать проблему Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст автор. Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере…

10 Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания. ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ. Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ. Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать. Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

13 АРГУМЕНТЫ Во-первых, память составляет главное богатство нашей души. Она не позволяет забывать о людях, событиях, которые были в нашей памяти, ведь именно прошлое поколение создало нас такими, какие мы есть сейчас, возвысили наши мысли и чувства до вершины человеческой мудрости… Во-вторых, память – это особая сила, данная человеку наряду с другими возможностями. Благодаря ей мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах. Трудно представить, что было бы с нами без памяти, ведь мы бы не знали и собственного имени. В-третьих, память является отражением нашей души. Она символизирует наше отношение к прошлому. И мы не должны забывать о нём, ведь люди отдавали жизни за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас получили возможность жить в мире и спокойствии…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *