обладание комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков необходимых для
Обладание комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков необходимых для
Рефераты, кейсы, тесты для студентов! запись закреплена
Готовый тест по Дисциплине Этика государственной и муниципальной службы. Экзаменационная работа.
1. Признание общественным мнением и осознание самими государственными служащими высокой социальной ценности самоотверженного выполнения своего долга. Это определение:
а) профессионального долга;
б) справедливости;
в) профессиональной чести;
г) все ответы верны.
2. Наука о понятиях и смысле целой системы моральных норм и нравственности, категорий этики, владение которыми необходимо для нравственного развития государственных служащих, глубокое осознание значения служебных действий и личного поведения. Это определения:
а) философии морали;
б) социологии общества и личности;
в) этики государственных и муниципальных служащих;
г) все ответы неверны.
3. Принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, веру в него, в его способность к совершенствованию. Основан на требовании свобода и защита достоинства личности, выражает идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества:
а) гуманизм;
б) справедливость;
в) равноправие;
г) все ответы верны.
4. Мораль – это:
а) форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая обще социальной основой его регулирования, представляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения;
б) установленный порядок поведения в какой-либо общественной или профессиональной группе;
в) охраняемое законом личное и неимущественное неотчуждаемое благо;
г) все ответы верны.
5. Обладание комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для качественного осуществления соответствующей трудовой деятельности человека. Это определение:
а) моральной устойчивости; профессиональной компетентности;
б) служебного этикета;
в) все ответы верны.
6. Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике человека на основании его предшествующего поведения называется:
а) уважением
б) репутацией
в) подчинением
г) благочестие
7. Нормативный правовой акт, регламентирующий принципы поведения государственных служащих; требования, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности, а также ответственность сотрудников за нарушение этических правил. Это определение:
а) профессиональной компетентности;
б) кодекса служебной этики;
в) этических категорий; все ответы верны.
Выступление на педагогическом совете по теме: «Что такое компетентностное обучение»
Мы должны признать, что наше образование носит чрезмерно академический и узкопредметный характер: дети не умеют работать с информацией, решая задачи производят только стереотипные действия, плохо анализируют самостоятельно описанную ситуацию, то есть учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не обучены выдвигать гипотезы и проверять их и т.д.
Если мы сегодня говорим о том, что мы должны подготовить ребят к жизни в современном мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, умению действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности, мы должны признать, что знания, полученные в школе, далеки от жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации. Выпускники не владеют процедурами понимания себя, своего жизненного контекста, среды, приемами сложных и многомерных коммуникаций.
Еще Сухомлинский писал: “Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.
Основой массовой школы должен стать деятельностно-компетентностный подход, включающий развитие ключевых и предметных компетенций.
Что такое компетентностный подход?
Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.
Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
К базовым, ключевым компетентностям относятся:
— информационная – (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
— самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)
— самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач:
— формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий
— формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся
— формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации
— формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы. При организации групповых форм работы создаются комфортные условия для развития любого ребенка, снижается уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и как результат радость от совместной работы.
— развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать
— формировать навыки самоконтроля
Помимо общих компетенций определены специальные, компетенции, единые для разных предметных областей: физики, химии, математики, истории и т.д.
Сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового школьного образования. Обучение сегодня нельзя сводить к овладению
простой комбинацией сведений и навыков. Учебный материал должен решать не только учебные задачи.
В чем разница между традиционным и компетентностным подходом?
Традиционное обучение (подход, основанный на знаниях) | Новые реалии системы образования (компетентностный подход) |
Процесс передачи знаний | Процесс приобретения |
Что объясняем, то и спрашиваем. Заданный результат предполагает точное воспроизведение образца, успешность определяется сопоставлением эталоном. | Эталон не задается. Обучение и проверка ведутся на нестандартных задачах. Готовность к продуктивному самостоятельному действию на следующем этапе. |
Традиционная 5-ти балльная шкала. Для учителя схема “выполнено – не выполнено” Такая система оценивания не стимулирует к решению нестандартных задач, так как их невозможно оценить однозначно | “Портфель достижений ученика”, накопительные системы оценивания как инструмент для предоставления учеником себя своих достижений вне школы |
Педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание активности и послушности | Педагогика возможностей. В основе мотивации компетенции лежат мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности |
Позиция учителя – инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя “сакрального знания”, передающего фрагменты этого знания лучшим | Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует (регулирует, направляет) процесс |
Позиция ученика – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий | Сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития |
Урок. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде | Урок как одна из возможных форм обучения, но упор делается на расширении неурочных форм работы – группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке, компьютерном классе и пр. |
Таким образом, в контексте развития ключевых компетенций как основного ориентира современного качества образования представление о знаниях должно уходить от традиционного репродуктивного наполнения.
Основное развитие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный-реально и эффективно использует эти знания.
Хороший баскетболист в “знаниевой” логике | Хороший баскетболист в логике компетентностного подхода |
Знает, как надо добывать очки путем бросания мяча в кольцо | Получает очки путем попадания мячом в кольцо |
Понимает, когда и как надо бросить мяч | Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата |
Знает и понимает стандарт профессиональной игры | Вписывается в стандарт профессиональной игры |
Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков | Работает над совершенствованием профессиональных навыков |
ЗУН: знания, умения, навыки | ЗУВ: знания, умения, владение |
Деятельно-компетентностный подход предполагает в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования.
Для реализации этого положения необходимо:
— использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся
— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
— стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ
— оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения
— поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
— создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика. Этому способствует развитие процесса интеграции основного и дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности, активные современные методы обучения: деловые игры, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, умение работать с проблемой.
“Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать думать о будущем мире и готовиться к грядущим колоссальным вызовам”. М. Барбер
Профессиональная этика и служебный этикет (экзамен)
1. Установите последовательность этапов развития этических учений
| предэтика |
| античная этика |
| средневековая этика |
| этика Нового времени |
| современная этика |
2. Во время допроса допустимы следующие правила ведения “психологической игры” (2 варианта ответа минимум)
введение в заблуждение |
психологические ловушки |
насилие и обвинительный уклон |
фальсификация доказательств |
форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая обще социальной основой его регулирования |
установленный порядок поведения в какой-либо общественной или профессиональной группе |
охраняемое законом личное и неимущественное неотчуждаемое благо |
4. К основным категориям этики относятся (два правильных ответа)
скромность |
справедливость |
искренность |
заботливость |
ответственность |
5. Категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности, называется __________________
6. Установите соответствие между моральными принципами и их характеристиками
альтруизм | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
гуманизм | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
милосердие | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
коллективизм | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
эгоизм | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
7. Установите соответствие между отношениями человека, определяемые эмоционально-чувственным моральным сознанием и их проявлениями
к другим людям | чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти |
к обществу в целом | чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость |
к самому себе | скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность |
8. Установите соответствие между различными учениями и их характеристиками
нормативная этика | Совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей… |
теория морали | Учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющую эволюцию. |
история этики и морали | Процесс развития этических учений, а так же генезис и эволюцию морали с глубокой древности до… |
прикладная этика | Обоснования моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях и предпис… |
9. Категория этики, объединяющая все, что имеет положительное, гуманное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу, называется
добро |
совесть |
долг |
10. Нормативный правовой акт, регламентирующий принципы поведения сотрудников правоохранительных органов, судей, государственных служащих; требования, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности, а также ответственность сотрудников за нарушение этических правил, называется
этические категории |
профессиональная компетентность |
кодекс служебной этики |
11. Категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях, называется
совесть |
справедливость |
благо |
долг |
12. К законным приемам допроса следует относить
проведение «эмоционального эксперимента» (сущность эксперимента состоит в неожиданном предъявлении обвиняемому связанной с преступлением материализованной информации (вещественные доказательства, человек) и наблюдение за его эмоциональной реакцией |
побуждение обвиняемого к «чистосердечному признанию» |
постановка наводящих вопросов, «улавливающих вопросов», оскорбительных вопросов |
проведение беседы, в которой собеседники находятся в заведомо неравном положении, и во всех случаях без попыток унизить достоинство |
13. Не относится к факторам-показателям положительного материально-психологического климата в служебном коллективе, характеризующим его высокую нравственную культуру и высокий нравственный потенциал
высокий уровень профессиональной подготовки персонала |
открытое обсуждение решений руководства |
публичное одобрение успешно выполненных служебных задач и добросовестного выполнения служебных обязанностей |
отказ от работы в сверхурочное время |
14. Обладание комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для качественного осуществления соответствующей трудовой деятельности человека, называется
моральной устойчивостью |
профессиональной компетентностью |
служебным этикетом |
15. К какой профессии относятся перечисленные действия
осуществляет розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно | следователь |
свидетельствует верность копий документов и выписок из них | нотариус |
может вынести протест на правовой акт, если тот противоречит закону, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод гражданина | прокурор |
представляет права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение определенных вопросов | адвокат |
разрешает уголовные дела и определяет меру наказания | судья |
16. Профессионально-нравственная деформация – это
процесс адаптации к новым условиям деятельности |
основной источник профессиональной морали |
негативное изменение личности, снижение качества его профессиональной деятельности и служебных отношений |
17. В Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г., говорилось: «Так как каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят виновным, то в случае необходимости его ареста всякая строгость, которая не является необходимой для обеспечения (за судом) его личности, должна быть строго караема законом». О каком принципе правосудия идет речь
специфические формы служебного общения | в условиях конфликтной ситуации, со спецконтингентом общение в служебном коллективе, деловые контакты с иностранными гражданами беседы, встречи, переговоры, посещение организаций, учреждений публичные контакты с журналистами, интервью, деловая переписка, резолюции |
экстремальные формы служебного общения | в условиях конфликтной ситуации, со спецконтингентом общение в служебном коллективе, деловые контакты с иностранными гражданами беседы, встречи, переговоры, посещение организаций, учреждений публичные контакты с журналистами, интервью, деловая переписка, резолюции |
невербальные и неспецифические формы общения | в условиях конфликтной ситуации, со спецконтингентом общение в служебном коллективе, деловые контакты с иностранными гражданами беседы, встречи, переговоры, посещение организаций, учреждений публичные контакты с журналистами, интервью, деловая переписка, резолюции |
повседневное служебное общение | в условиях конфликтной ситуации, со спецконтингентом общение в служебном коллективе, деловые контакты с иностранными гражданами беседы, встречи, переговоры, посещение организаций, учреждений публичные контакты с журналистами, интервью, деловая переписка, резолюции |
19. К специфическим формам служебного общения относят
общение между коллегами |
публичные контакты с журналистами, интервью |
дежурство, патрулирование, охрана |
общение с задержанными, во время обыска |
20. Вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области, называется
юридическая этика |
судебная этика |
профессиональная этика |
этика адвоката |
21. Категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения, называется ____________________
22. Деловое общение основывается на определённых нравственных принципах; какой из перечисленных ниже не относится к таковым
порядочность, т.е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению |
в основе делового контакта лежат личные интересы и собственные амбиции, а не интересы дела |
уважительность, т.е. уважение достоинства контактера |
доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро |
23. Установите соответствие между разновидностями прикладной этики и их характеристиками
ситуативная этика | Рассматривает практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности… |
профессиональная этика | Рассматривает систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учётом особенностей… |
экологическая этика | Рассматривает нормы поведения человека по отношению к окружающей среде |
24. К экстремальным формам общения относят
деловые контакты с иностранными гражданами |
общение с детьми |
посещение граждан по месту жительства |
общение с участниками митингов |
25. Какие нравственные категории этики описываются в отрывке «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
26. Установите соответствие между уровнями развития этических знаний и решаемыми на них задачами
Описательны уровень | описывать мораль: нравы, обычаи в обществей |
теоретический уровень | объяснять мораль, её происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику |
нормативно-критический уровень | Предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать |
нормативно-педагогический уровень | учить морали, то есть способствовать нравственному совершенствованию людей |
27. Совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании авторитета органов правосудия и необходимости соблюдения примечаний поведения в государственном учреждении, называется
профессиональная этика |
судебный этикет |
компетентность судей |
28. Мораль регулирует поведение человека в обществе на основе
подзаконных актов |
юридических документов (законов) |
через экономические интересы |
административное принуждение |
29. Функция, позволяющая человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации, называется _______________
30. О ком писал А. Ф. Кони: «Приходится признать, что часто в их, по-видимому, неправильном решении кроется действительная справедливость, внушаемая не холодным рассудком ума, а голосом сердца. Не надо забывать, что согласно закону, их спрашивают не о том, совершил ли подсудимый преступное деяние, а виновен ли он в том, что совершил его; не факт, а внутренняя сторона его и личность подсудимого, в нем выразившаяся, подлежит их суждению.
Своим вопросом о виновности суд устанавливает особый промежуток между фактом и виной и требует, чтобы они, основываясь исключительно на «убеждении своей совести» и памятуя свою великую нравственную ответственность, наполнили этот промежуток соображениями, в силу которых подсудимый оказывается человеком виновным или невиновным» ___________________
31. Установите соответствие между правовыми документами и датами их издания