облако слов на уроке истории
«Облако слов» как интерактивный прием на уроках истории и обществознания
«Облако слов» как интерактивный прием на уроках истории и обществознания
«Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете»
Конфуций
Не секрет, что учитель планируя свой урок каждый раз задумывается над вопросом «Как заинтересовать ученика на уроке?», «Как повысить мотивацию ребенка?». Отвечая на эти вопросы, учитель отбирает наиболее эффективные технологии, приемы, методы, способствующие повышению познавательной деятельности ребенка. Ведь основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации. Повышение мотивации весьма сложный процесс, который требует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Существует немало разнообразных методических материалов, которые может использовать педагог в своей практической деятельности. В настоящее время широко используются информационно-коммуникационные технологии на разных этапах урока с целью повышения его продуктивности и эффективности. И одной из характеристик модели современного ученика является владение способами восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации, основами компьютерной грамотности; техникой пользования компьютером, основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. На мой взгляд, одним приемов, способствующим повышению мотивации, развитию компьютерной грамотности школьника является «облако слов». Облако слов помогает сделать процесс обучения творческим, познавательным. Этот прием имеет множество вариантов его использования на уроке, позволяет организовать работу с разной категорией учащихся с целью развития логического мышления внимательности, интереса. Отмечу несколько вариантов работы с облаком слов на уроках истории и обществознания из личного опыта.
1)На этапе актуализации знаний учащимся предлагается облако слов, по которому они должны определить тему урока. Это задание, на мой взгляд, является самым простым и распространенным вариантом использования облака слов на уроке.
(урок истории, 5 класс, тема: «Возникновение земледелия и скотоводства»
2) В рамках повторительно-обобщающего урока можно организовать работу по группам. Каждая группа получает «облако слов», которая должна определить по какому параграфу в разделе им предстоит повторение и внутри группы разделить задания, например, рассказать о каком-то сюжете, изученном событии в зависимости от предлагаемого облака слов. Дети должны сами определить свои роли и как они представят свой рассказ. Кроме того, каждая группа по завершению своей работы, должна составить свое облако слов по изучаемого разделу или предложенному вопросу учителем. Таким образом, мы получаем работу с целым комплексом технологий: информационно-коммуникационные технологии, работа по группам.
3) На этапе изучения нового материала можно предложить учащимся облако слов с постановкой какого-либо проблемного задания. Например, в облаке слов указать несколько понятий, имен, дат которые будут лишними, учащиеся должны найти эти слова и объяснить свой ответ.
Задание: рассмотрите облако слов, на котором представлены фамилии лидеров белого движения за исключением двух. Укажите лишние слова.
4) Можно организовать работу с текстом. Предложить учащимся заполнить пропуски в тексте, используя облако слов, при этом слов указать больше, чем необходимо для выполнения задания.
5) С помощью облака слов можно организовать работу с понятиями. Так можно поместить в облако слов определение какого-либо понятия. Дети должны самостоятельно сформулировать правильное определение.
Задание: используя облако слов, составьте определение понятия «протекционизм»
6) При опросе домашнего задания учащимся предлагается составить рассказ по какому-либо вопросу, раскрыв содержание приведенных понятий в облаке слов, вставить эти понятия в контекст своего ответа.
Задание: используя облако слов составьте рассказ на тему: «Особенности подросткового периода»
Представленные варианты работы с облаком слов, на мой взгляд, являются актуальными, поскольку позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, сосредоточить внимание на какой-либо проблеме, повысить интерес к изучаемой теме. Работа с облаком слов дает возможность учителю сделать урок более познавательным. Облако слов – это широкое творческое поле для развития способностей учащихся. Следует отметить, что этот прием имеет ряд преимуществ: 1) позволяет акцентировать внимание на теме;
2) наглядность – представление понятие в облаке слов способствует более быстрому его запоминанию учеником;
3) простота создания, краткая инструкция по составлению облака слов позволяет быстро осваивать этот прием. Ученики охотно составляют облака слов, развивая креативное мышление и логику.
«Облако слов» на уроке истории: методические приемы работы
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 80 с углублённым изучением английского языка»
«ОБЛАКО СЛОВ» НА УРОКЕ ИСТОРИИ:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ
, учитель истории и обществознания
Для того чтобы работать с ними не требуется специальных знаний. Для преобразования текста в «облако слов» онлайн-сервис предлагает разные визуальные формы представления, шрифт, цвет и расположение слов. Он дает возможность выбора оптимального варианта визуализированного текста.
«Облако слов» используется на разных этапах урока. Оно помогает сформулировать его цели, поставить перед учениками необычный вопрос, выдвинуть гипотезу, определить часто встречающиеся слова и т. д. Несколько методических приемов работы с «облаком слов» описаны ниже.
Использование «облака слов» для постановки цели урока. Цели, поставленные в начале урока, определяют его содержание, методы работы и результат. Применение «облака слов» дает возможность обучающемуся «спроектировать» свою предстоящую деятельность на уроке. Например, при изучении темы «Первобытное общество: переход от присваивающего к производящему хозяйству», учитель предлагает пятиклассникам «облако», созданное на основе ключевых понятий, вопросов и тезисов.
Определение целей урока включает в себя несколько стадий. Во-первых, сосредоточение внимания обучающихся на ключевых словах. Они имеют «в облаке» визуальные отличия по цвету и размеру шрифта. Во-вторых, формулирование двух или трех вопросов с опорой на эти слова. Необычность этой работы состоит в том, что для ученика создается «пространство вопросов», внутри которого он получает свободу действий и выбирает интересный для себя вопрос. В-третьих, ранжирование целей, выстраивание их в логической последовательности, которая является основой для изучения темы. В-четвертых, выдвижение гипотезы с опорой на записанные в тетради или на доске вопросы. Такой алгоритм работы позволяет учителю развивать мотивы и интересы познавательной деятельности учеников, их умение ставить и формулировать цели познавательной деятельности, планировать пути достижения целей и соотносить цели и полученные результаты.
Применение «облака слов» при решении познавательной задачи. Этот прием был использован при изучении темы «Англия в XI – XIV вв.». Шестиклассникам предлагалось проанализировать два изображения: иллюстрацию и визуализированный текст исторического источника. Первое представляло собой миниатюру из «Книги Страшного Суда». Второе – «облако слов» на основе фрагмента текста из этой «Книги». Ученики должны были предположить, что записано в «Книге Страшного Суда», когда и зачем она была создана?
Изображение 1. «Life in towns and villages»
http://www. nationalarchives. gov. uk/domesday/world-of-domesday/towns. htm
Изображение 2. Визуализированный отрывок из «Книги Страшного Суда»
Алгоритм работы над задачей включал в себя три этапа. Первый – анализ изображения миниатюры. Второй – анализ визуализированного текста. Третий – синтез полученных результатов и создание нового текста.
Анализ изображения миниатюры состоял из следующих заданий:
1. Составить плана рассказа.
2. Определить время и место действия.
3. Описать сюжет миниатюры: кем являются изображенные люди, каким было их социальное положение; чем они заняты и т. д. (учитель может предложить ученикам включить в рассказ ряд слов: труд, крестьянин, пашня, доход, которые помогут выстроить описание по сюжету)
4. Создать небольшой текст по сюжету миниатюры.
Анализ визуализированного фрагмента из «Книги Страшного Суда» шестиклассники сделали, опираясь на вопросы учителя:
1. О чем свидетельствует форма изображения? Кто мог стать автором «Книги»?
2. Назовите ключевые слова и составьте из них предложения?
3. Раскройте их содержание, предположите, почему этот исторический документ имеет такое название?
4. Составьте небольшой текст.
После того, как были проанализированы изображения, шестиклассники должны были соединить воедино полученные выводы. Их работа состояла в следующем:
1. Соединение информации первого и второго текстов, создание на их основе нового.
2. Его верификация (для этого использовался материал параграфа).
«Облако слов» при закреплении нового материала. При изучении темы «Идеи Просвещения» в качестве задания, закрепляющего материал, семиклассникам предлагается работа с «Облаком слов», составленным из фрагментов исторического источника. Например, на основе трактата «О духе законов» Монтескье:
Ученики должны назвать произведение, его автора и основную идею фрагмента. Такое задание позволяет проверить внимание семиклассников, развивает умения работы с текстом.
Опыт уроков показывает, что ученики с интересом относятся к такому виду деятельности. Сам процесс таит в себе интригу, поскольку позволяет ученикам выдвинуть гипотезу и совершить собственное открытие. Они высказывают оригинальные идеи и творчески подходят к решению задачи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курилкина Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания
Известно, что если ребенок занят интересным делом, то он может работать длительное время, не уставая. И наоборот, если ученику не интересно на уроке, несмотря на затрату больших усилий со стороны учителя, процесс обучения психологически отторгается ребенком, нервирует его и быстро утомляет. Необычно, весьма полезно использовать на уроке облако слов.
С одной стороны, это просто игра, позволяющая создать красивую картинку для статьи или презентации, с другой — полезный в обучении инструмент, которому можно найти массу интересных применений.
Средств для создания «облако слов» очень много. Например: Tagul, WordItOut и, многие другие. Работа с данным сервисом проста, так же как и создание самого «облака».
Использование данного приема помогает в достижении цели по формированию ИКТ – компетентности у учащихся. Для работы нужен только гаджет с выходом в интернет.
Я хочу поделиться своим опытом работы по использованию «облако слов» на примере урока обществознания в 5 классе.
Учащимся предлагается «облако слов» с пословицами. Перед ними ставится задача, найти их и назвать. ( Хоть тесно, да лучше вместе; Отца с матерью почитать – горя не знать; Куда мать, туда и дитя; Где любовь и совет, там и горя нет)
Учащиеся определяют общую тему пословиц.
Используя приём «облако слов», я пришла к выводу, что его можно применять на любом этапе урока.
На этапе целеполагания «облако слов» помогает учащимся определить тему урока.
Главным понятием этого урока будет «семья»
На следующем этапе урока, класс делится на фокус – группы, для выполнения задания. Им предлагаются карточки с заданием . Составить определение понятий, используя «облако слов»
Группы формулируют два главных понятия урока: семья и брак.
Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью и ответственностью.
Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, цель которого создание семьи.
Работа по формированию понятия с помощью «облако слов», помогает в интересной форме, сформировать новое знание. Они учатся анализировать, получают знание, добытое самостоятельным путём.
Когда новое понятие сформировано, можно переходить к более глубокому изучению материала.
Следующее задание, изучаем типы семьи. Здесь поясняется, что существует несколько типов семьи, рассматриваются более подробно 2 типа семьи: двухпоколенная и трёхпоколенная семьи.
Предлагаю «облако слов», в нём перечислены члены семьи, а учащиеся должны, выбрать только тех, кто относится к определенному типу семьи.
Приём «облако слов» можно использовать и на этапе проверке полученных знаний. Я предлагаю текст по теме «Семья» с пропущенными словами, учащимся необходимо из «облако слов», взять только те слова, которые подходят по смыслу.
Семья объединяет людей, которые являются кровными ______(мать, дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее ______
живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходуют их сообща. Они вместе воспитывают _______и проводят свободное время
Итак, слова подходящие по смыслу текста: дети, хозяйство, коллектив, питомцы, труд, внуки, родственники.
Такие задания готовят учащихся к заданиям, которые встречаются в ЕГЭ по обществознанию. Где учащиеся из предложенного перечня слов, должны заполнить пропуски в тексте.
«Облако слов» можно использовать и в качестве домашнего задания. Закрепляя тему, я предлагаю ученикам составить эмблему семьи с использованием «облако слов». Вот что у них получилось:
Уместно использовать «облако слов» на этапе рефлексии.
При этом учащиеся выбирают любое слово из «облако». Здесь демонстрируются и ситуация выбора, самостоятельность, индивидуальный подход.
Весь созданный материал можно использовать на уроках по- разному: в презентации, распечатать для учащихся, отправить по электронной почте и многое другое.
Опыт уроков показывает, что ученики с интересом относятся к такому виду деятельности. «Облако слов» учит рассуждать, мыслить, сопоставлять, анализировать, отстаивать свою точку зрения. А это так важно для развития самостоятельности и активности.
Методический прием изучения истории «Облако слов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Назовите 2 слова, которые включают в себя все остальные понятия.
Тема «Быт и обычаи». 8 класс.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Номер материала: ДБ-1692335
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
сервисов для создания облака слов на уроке»
изучить возможности использования сервисов «Облако слов» для создания различных упражнений, направленных на совершенствование образовательного процесса и повышения интереса учащихся к процессу обучения;
предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов для создания облако слов в педагогической деятельности.
привлечь внимание коллег к новым сетевым технологиям;
развитие ИКТ-компетентности педагогических работников через освоение ими технологии создания облака тегов/облака слов;
способствовать развитию творческого потенциала учителя;
создать условия для внедрения в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий;
содействовать обмену опытом учителей для повышения качества обучения.
Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. В настоящее время без использования интернет ресурсов трудно представить себе эффективную деятельность педагога, и использование всех сервисов для обучения, развития учащихся напрямую зависит от целей и задач, которые ставит перед собой и учениками педагог. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-сервисов, дающих возможность разрабатывать педагогу различные задания, направленные как на развитие познавательного интереса к предмету, так и на реализацию принципа активности учащегося в процессе обучения, который был и остаётся одним из основных в дидактике.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ МАСТЕР КЛАССА:
учителя всех типов образовательных организаций
наглядный (сопровождение рассказа презентацией, просмотр видеофрагмента уроков с применением заданий созданных сервисом облако слов);
практический (привлечение участников мастер класса, коллег к созданию совместной работы с использованием сервиса T agul, Tagxedo ).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ:
Wordle, Tagul, Tagxedo, и др. сервисы web 2.0 для создания облака слов.
готовность и способность слушателей к саморазвитию;
сформированность мотивации к творческой профессиональной деятельности.
повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в применении «Облачных технологий»;
использование онлайн ресурсы для создания облака тегов/облака слов в педагогической деятельности (создавать учебные и дидактические материалы для работы с учащимися средствами сервисов Web 2.0);
активизация работы учителей по разработке собственных ресурсов для обеспечения учебного процесса;
умение мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и проявление инициатив.
создавать собственные разработки по своему предмету с использованием сервиса.
ПЛАН МАСТЕР КЛАССА:
I. Подготовительный этап.
II. Вступительное слово. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач).
III. Учебная информация (сопровождение – презентация)
— Обзор возможностей сервисов для создания заданий из облака слов.
— Примеры применения облака слов на различных этапах урока.
V. Практическая часть «Создание собственного облака слов с использованием сервиса T agul, Tagxedo».
Учим анализировать информацию –
анализируя информацию, учимся.
Приготовить ноутбуки с выходом в интернет.
Раздаточный материал с инструкциями по работе с сервисом, разработанные задания с применением сервиса «облако слов».
Воздушные шары зеленого и красного цвета по количеству участников для проведения этапа рефлексии.
Добрый день, уважаемые коллеги, участники мастер класса!
Сегодня я хочу пригласить вас в творческую мастерскую, а вот о чём будет мой мастер класс, попрошу вас отгадать.
(Вниманию коллег предлагается прослушать минусовку песни «Облака – белогривые лошадки»).
О чем поётся в песне?
Конечно. Эта песня о облаках. А тема моего мастер класса – Использование возможностей сервиса для создания «Облако слов».
( Постановка целей и задач мастер класса)
Обзор возможностей сервисов для создания облака слов
Программа написана на языке Java, поэтому, чтобы она работала, необходимо установить Java (JRE). Есть возможность генерировать облако слов из текста, сайта, имеющего RSS, тегов пользователя, своего файла со словами, количеством их повторений и цветами слов. Можно выбирать шрифт для отображаемых слов, задавать максимально количество выводимых терминов, упорядочивать их в алфавитном порядке и в случайном, делать закругленные и прямые углы у облака, задавать направление слов, выбирать и редактировать цветовое отображение слов. Облако можно встроить в блог или на сайт, но для сохранения в компьютер, необходимо сделать скриншот облака и сохранить его как картинку, так как функция сохранения в форматах изображения отсутствует.
Как и в сервисе Wordle, здесь можно создать облако слов из текста, взятого с указанного адреса веб-страницы или введённого пользователем. Облако может быть представлено в различных формах и цветовых гаммах. Каждое слово в облаке при наведении на него курсора выделяется и представляется как гиперссылка. Облако смотрится очень эффектно из-за своей интерактивности. Сгенерированное облако можно встроить на сайт или в блог, сохранить в формате PNG, распечатать, выслать по электронной почте.
Сервис Word It Out ( (http://worditout.com ) позволяет создать облако из текста, который вводит пользователь. Цвет фона, текста и размер слов легко меняется. Облако можно загрузить в компьютер как изображение.
Примеры применения облака слов на различных этапах урока.
Как оказалось, сервисы для создания облаков слов – полезный в обучении инструмент, который находит успешное применение практически на всех этапах урока. Сгенерированное облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, вывести на интерактивную доску или экран. Облака слов могут быть созданы учителем и использоваться как один из приёмов, применяемых на уроке, и самими учащимися самостоятельно при выполнении домашнего задания или на уроке в компьютерном классе.
Приведу некоторые примеры применения облака слов на уроке информатики. Были использованы сервисы Tagxedo и T agul.
(участникам раздать разработки уроков с применением технологии создания «Облако слов». Приложение 1)
Пример 1 (Актуализация знаний)
Пример 2 (Изучение новой темы)
Пример 3 (Восстановить определение) С помощью облака слов можно спрятать формулировку какого-либо понятия и попросить учащихся восстановить определение. Например, в данном задании спрятано определение: «Алгоритм – описание последовательности действий, исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов».
Пример 4 (Закрепление и систематизация)
Используя облако слов заполните таблицу
Пример 5 (Опорный конспект новой темы)
IV . Просмотр видеофрагментов уроков автора мастер класса. Обсуждение.
К вниманию участников мастер – класса представлены видеофрагменты уроков:
— 8 класс. Тема «Устройство ввода и вывода информации». (Приложение 2)
— 9 класс. Тема «Создание документов в текстовых редакторах». (Приложение 3)
— 11 класс. Тема «Модели и моделирование». (Приложение 4)
V. Практическая часть «Создание собственного облака слов с использованием сервиса Tagxedo».
Участники открывают сайт http://tagxedo.com
Действуя по инструкции (Приложение 5) выполняют задание: с оздать свои собственные облака слов по материалам преподаваемого предмета.
— Трудно ли было вам создавать облако слов?
— Понравилось ли вам работать с данным сервисом?
— В какой форме могли бы ещё использовать данную технологию?
В конце мастер класса все участники высказывают свой интерес к созданию облака слов, и предполагают, в какой ещё форме могли бы использовать данную технологию в своей работе.