обобщающие уроки по истории средних веков
Повторительно-обобщающий урок-игра «Путешествие в Средневековье». 6-й класс
Класс: 6
Цели урока: повторение и систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденного материала.
Правила викторины: викторина состоит из шести туров. Перед выполнением задания объясняются правила, требования к содержанию ответа.
I. Организационный этап. Класс делится на две команды, выбирают капитанов, придумывают название.
II. Выполнение заданий викторины.
III. Подведение итогов.
Ребята, вы заканчиваете изучение Истории средних веков.
Скажите, а задумывались ли вы о том, почему они называются средними?
(второй период Всемирной истории, начавшийся с V века и продолжавшийся до XV, между Древним миром и Новым временем) (Слайд 2)
Чем же этот период отличается от других?
Она обладает особенным, неповторимым обликом, который складывался на протяжении тысячи лет. В средние века появились многие из ныне существующих городов. Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарное хозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия для образования централизованных государств и возникновения сословных собраний. В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия и другие.
Ребята, скажите, любите ли вы путешествовать?
А что для вас путешествие?
Вот мы с вами сегодня и отправимся в путешествие, но необычное!
Я попрошу вас закрыть глаза и взяться за руки.
Для того чтобы вы смогли освежить свои знания по пройденным темам, я предлагаю сыграть в игру под названием “Путешествие в средневековье”. (Слайд 3)
Игра состоит из шести небольших туров, в каждом туре свои задания, которые я буду объяснять по ходу нашей игры.
I тур: “Разминка” (Слайд 4)
Задача этого тура – ввод конкурсантов в круг понятий, фактов, исторических личностей, которые относятся к теме игры.
II тур: “Башня событий” (Слайд 6)
Средние века были полны важными и интересными событиями. Давайте вспомним некоторые из них.
1. Когда происходило Великое переселение народов?
2. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) в 800 году Б) в 500 году В) в 395 году
3. Когда проходила Столетняя война?
4. Когда проходил первый Крестовый поход?
А) 1095-1098 гг. Б) 1094-1097 гг. В) 1096-1099 гг.
5. Когда произошло разделение христианской церкви на Западную и Восточную?
6. Когда произошла гибель Византийской империи?
III тур “Замок личностей ” (Слайд 13)
Этот конкурс посвящается, как вы уже догадались, историческим личностям, которые и вершили историю.
Задание: Определите, о ком идет речь в приводимых отрывках
Задание для 1 команды (Слайд 14, 16)
В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и учил будущих медиков. Учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку (Авицена (ибн-Сина))
Он родился в селе Афшана близ Бухары в 980 году, прожил 57 лет. Он был философом и врачом. Он с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Он носил длинную бороду, что было необычно для монгола, был силён, поскольку жизнь в седле его закалила. У него был гипнотический взгляд, глаза его напоминали кошачьи. Иногда он вызывал такой ужас у врагов, что они неожиданно переходили на его сторону (Чингисхан)
Собственное имя — Темучин. Родился около 1155 или 1162 — 25 августа 1227 — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.
После смерти в 1227 году наследниками империи стали его прямые потомки, так называемые чингизиды.
Задание для 2 команды (Слайд 15-17)
“О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все ваши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь, ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей” (Урбан II (римский папа))
В миру — француз. Родился в графстве Шампань недалеко от Парижа. В 1095 году на созванном им Клермонском соборе объявил Крестовый поход против мусульман, пообещав его участникам отпущение грехов.
Первоначально он был вождем одного из германских племен, а затем королем обширного государства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварный и хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем (Хлодвиг)
Король франков, правил в 481/482 — 511 годах, из династии Меровингов. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.
IV тур: “Стена понятий” (Слайд 18)
Этот конкурс построен по настоящему правилу рыцарского турнира. Каждый из членов одной команды имеет право выбрать себе противника из другой. Для этого достаточно просто назвать его имя и номер ячейки. (Слайд 19)
Ну а какие задания заложены в “Стену понятий”, мы узнаем “разбирая” ее “ по кирпичам”. В каждой ячейке скрыты понятия, которым участник дает объяснение. (Слайд 20-27)
V тур: “Внимание на экран” (Слайд 28)
По 2 балла за правильный ответ.
Храм Св. Софии в Константинополе
романский
Памятник, который вы видите принадлежит историческому деятелю, сказавшему следующее:
“Англичане будут
изгнаны из Франции,
кроме тех, которые
найдут здесь гибель!”
Чей это памятник?
На картине изображено событие, вошедшее в историю под названием “Черная смерть”. Что это за событие?
Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “____________”
(“Что с возу упало, то пропало”).
Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: “___________”
(“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает”, или “Время – деньги”).
VI тур: “Конкурс капитанов”
Тексты с историческими ошибками раздаются капитанам. Пока они думают можно провести блиц опрос.
Текст: В мае 1358 г. на северо-востоке Франции вспыхнуло крестьянское восстание, известное в истории под названием “Восстание красных повязок”. Восстание было стихийным. Предводителями восстания были крестьяне и городские ремесленники – Хуан Чао, Ян Гус и Уот Тайлер.
Восстанием была охвачена обширная область с десятками городов Испании. Феодалы пустились в бегство. Перед решительной битвой Гильом Каль расположил свои отряды на холме и окружил лагерь повозками. Феодалы заключили с “таборитами” перемирие. Каль был взят в плен. Восстание потерпело поражение.
Подведение итогов игры.
Итак, победу одерживает. команда.
Молодцы! Видно, что многое знаете. Многое вспомнили, то, что успели забыть.
Скажите, а зачем нам всё это необходимо знать? Для чего мы изучаем историю средних веков?
Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те “новинки”, которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.
В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы.
В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский),
Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь.
Многие города современной Западной Европы сохраняют “аромат” средневековой эпохи в планировке, архитектуре,
Сегодня, ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в заданиях, находчивости, смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, так как они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенность в себе и устойчивую жизненную позицию.
На этом всё. Ребята спасибо за урок. Спасибо за внимание!
Повторительно-обобщающий урок в игровой форме по истории Средних веков
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
в игровой форме по истории Средних веков, 6 класс
Описание материала : методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории средних веков в игровой форме («Своя игра») рассчитана на обучающихся 6 класса.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по истории Средних веков.
Задачи:
• предметные: повышение интереса учащихся к истории, развитие умений и навыков при работе с понятиями, датами, логическими заданиями;
• метапредметные: развитие мышления, умение применять его в познавательной и коммуникативной практике, организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
• личностные: формирование ответственного отношения к учению, способностей к саморазвитию и самообразованию.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Формы работы обучающихся: групповая
Оборудование: ПК, проектор, экран, ЭОР (презентация со схемой викторины, гиперссылки дают возможность продемонстрировать правильный ответ).
«Человек-загадка» 10 20 30 40 50
«В кольце стен и башен» 10 20 30 40 50
«Крестом и мечом» 10 20 30 40 50
«Крылатые выражения» 10 20 30 40 50
«Культура Средневековья» 10 20 30 40 50
1. Организационный момент:
Учитель говорит о целях и задачах урока, представляет команды и их капитанов, знакомит с жюри (это могут быть учителя истории, родители, старшеклассники и др.), объясняет правила игры.
1. В игре принимают участие три команды, которые пользуясь приведенной выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.
Учитель напоминает правила работы в группе:
• когда говорит один, другие слушают;
• дай возможность высказаться каждому;
• в группе все равны;
• уважай точку зрения и мнение другого;
• учись слушать и слышать;
• в споре рождается истина;
• работать в группе интереснее и легче;
• работа в группе поможет стать дружнее.
1. Тема «Человек-загадка»
10 баллов- Кому принадлежит данное высказывание: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности) (Хлодвиг).
20 баллов- Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени которого произошло слово «король» (Карл Великий).
30 баллов- Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто это? (В Чехии XV век Ян Гус и Ян Жижка).
40 баллов- Современник Карла Великого, он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Кто это? (Халиф Багдадского халифата Харун ар-Рашид).
50 баллов- Кому французский король присвоил личный герб следующего описания «На лазоревом поле – золотой меч, сопровождаемый двумя золотыми цветками лилий и поддерживающий золотую корону»?
(Жанне д,Арк).
2.Тема «В кольце стен и башен»
10 баллов- В городе Эдинбурге (Шотландия) была «улица коров», а в городе Страсбурге (Германия) – «улица быков». О какой особенности средневекового города свидетельствуют названия этих городов?
(Хотя главным занятием горожан было ремесло и торговля, жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Перед городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, на пастбищах бродили стада, которые вечером гнали по улицам города).
20 баллов- В Средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало». Что это значило? (Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли).
30 баллов- Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление- выборный городской совет. Как назывался глава городского совета в Англии и в Германии? (Мэр в Англии и бургомистр в Германии).
40 баллов- Как вы можете объяснить название городов Франкфурт, Гамбург, Кембридж, Оксфорд? (В немецком языке слово «бург» означает крепость, «фурт»-брод, в английском языке слово «форд» означает брод, «бридж»- мост. Название города объяснялось местом его возникновения ).
50 баллов- Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? (Город возник на месте арены древнего цирка).
3. Тема «Крестом и мечом»
4. Тема «Крылатые выражения»
10 баллов- объясните смысл выражения и расскажите об истории его возникновения: «Ломать копья»
(Бороться за что-либо, с жаром спорить о чем-либо. Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров XII-XIII в.в. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на свое копье платок, подаренный ею. Это свое утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья. Впоследствии выражение «ломать копья» стали употреблять говоря про человека, отстаивающего свои взгляды в жарком споре).
20 баллов- «С открытым забралом»
(Не скрывая истинных намерений, открыто. Забралом называлась подвижная часть воинского шлема, закрывающая глаза воина от ударов противника. Она опускалась во время битвы, а в обычное время была поднята, открывая верхнюю часть лица).
30 баллов- «Круглый стол»
(Совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия. Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными).
40 баллов- «Философский камень»
(Начало всех вещей, скрытая их суть. В средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились).
50 баллов- «Жить на широкую ногу»
(Жить пышно, богато, с размахом и щедростью. Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 сантиметров).
5. Тема «Культура Средневековья»
10 баллов- Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей, свиной или бараньей кожи (пергамент).
20 баллов- Основатель книгопечатания ( И.Гутенберг).
30 баллов- В Европу изделия из этого материала привозили участники крестовых походов. Он ценился на вес золота. Осколки разбитой посуды знатные дамы носили на золотых цепочках в качестве украшений. О чем идет речь? (О фарфоре).
40 баллов- В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств». Какие это науки? (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
50 баллов- О ком идет речь, как этого человека называли на Востоке и в Европе? В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и будущих медиков. Учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку. (Полное имя- Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина, Авиценна).
Презентация по Истории Средних веков по теме: «Повторительно-обобщающий урок по ИСВ», 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
6 класс. Своя игра. Автор Киселева Е.В.
Д/з Раннее средневековье 10 20 30 40 50 Средневековое европейское общество 10 20 30 40 50 Византия и арабы 10 20 30 40 50 Страны Западной Европы в XII-XV вв 10 20 30 40 50
Где жили норманны? на Балканском полуострове; в Скандинавии; на Апеннинском полуострове; в Германии. Ответ
Ответ: в Скандинавии Назад
Каковы причины Великого переселения народов? 1. вторжение кочевников из глубины Азии; 2. истощение земли; 3. завоевания римлян; 4. перенаселение. Ответ:
Ответ: вторжение кочевников из глубины Азии. Назад
Церковь продавала специальные грамоты – индульгенции. Они: помогали купить церковную должность; подсчитывали грехи людей; прощали грехи. Ответ:
Ответ: прощали грехи Назад
Форма правления, при которой власть монарха (короля) сочетается с наличием сословного собрания__________. Ответ:
Ответ: Сословная монархия Назад:
Установите соответствие между королем и его политикой. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Король Политика А) Генрих II; Б) Карл IV; В) Филипп IV Красивый 1) Во Франции его прозвали «король – фальшивомонетчик», а также в результате наступления его войска, папы вынуждены были покинуть Рим и перебрались в г.Авиньон; 2) он был избран императором Священной римской империи и издал «Золотую буллу; 3) В Англии он провел реформы: судебную (создание королевского суда, суда присяжных), военную (введение «щитовых денег»).
Установите соответствие между датой и событием. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Дата Событие А) IV-VII вв; Б) 500 г.; В) 800 г.; Г) 843 г. 1) возникновение государства у франков; 2) Великое переселение народов; 3) Карл Великий был провозглашен императором; 4) перестала существовать империя Карла Великого.
Ответ: Назад: АБВГ 2134
Как назывался специальный церковный суд, который учредил Папа для борьбы с еретиками (людьми, выступавшими против существовавших церковных порядков)? Ересь; Индульгенция; Инквизиция; Церковный собор. Ответ:
Ответ: Инквизиция. Назад:
На каком полуострове издавна жили испанцы (1) и арабы (2)? Пиренейском; Балканском; Аравийском. Ответ:
Ответ: Испанцы –на Пиренейском; Арабы – на Аравийском. Назад:
Ответ: Государство, в котором существует единый аппарат управления, единые законы, армия, единый внутренний рынок – __________________________.
Ответ: Назад: Централизованное государство.
Установите соответствие между датами и событиями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Дата Событие А) 1066 г.; Б) 1265 г.; В) 1215 г. Г) 1302 г. 1) подписание английским королем «Великой хартии вольностей»; 2) Созыв Генеральных штатов во Франции; 3) Нормандское завоевание Англии; 4) Возникновение английского парламента.
Ответ: АБВГ 3412 Назад:
Ответ: В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова образовались королевства (Найдите лишнее) Кастилия; Арагон; Наварра; Португалия; Сарагоса.
Ответ: Сарагоса. Назад:
Ответ: Войны между феодалами, которые стремились отнять друг у друга землю вместе с жившими на ней крестьянами ______________________________.
Ответ: Междуусобные войны Назад:
В 1054 году произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. Глава западной церкви, католицизма – это ___________________(1), а глава восточной церкви, православия – это_________________(2). Запишите пропущенные слова. Ответ:
Ответ: Католицизм – Папа Римский; Православие – патриарх. Назад:
Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Понятие Определение А) барщина; Б) оброк; В) церковная десятина; Г) денежный оброк. 1) платежи крестьян феодалу установленной денежной суммы; 2) десятая доля урожая и приплода скота в пользу церкви; 3) платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями своего хозяйства; 4) все работы крестьян в хозяйстве феодала.
Ответ: Назад: АБВГ 4321
Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Понятие Определение А) феодал; Б) крестьянин; В) духовенство; Г) натуральное хозяйство. 1) сословие, занятое в сельскохозяйственном производстве, в Средние века зависимое от феодала; 2) сословие, включавшее в себя всех служителей церкви; 3) хозяйство, в котором производилось почти всё необходимое для жизни; продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления; 4) сословие, в которое входили собственники земли, где жили и работали зависимые крестьяне.
Ответ: АБВГ 4123 Назад:
Ответ: Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Понятие Определение А) Реконкиста; Б) Кааба; В) Коран; Г) Мухаммед. 1) священная книга мусульман; 2) основатель ислама; 3) обратное отвоевывание захваченной маврами испанской территории; 4) священный камень у мусульман.
Ответ: АБВГ 3412 Назад:
Ответ: Византийская империя образовалась на всей территории Римской империи; территории Восточной Римской империи; территории Западной Римской империи.
Ответ: территории Восточной Римской империи Назад
Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Понятие Определение А) Великое переселение народов; Б) Феодальная раздробленность; В) Гунны; Г) Норманны. 1) так называли северных германцев; 2) завоевания германцев под напором гуннов; 3) период ослабления центральной власти государства и усиления власти крупных феодалов; 4) кочевой народ, вторгшийся в IV веке н. э. на территорию Восточной Европы.
Ответ: АБВГ 2341 Назад:
Установите соответствие между датой и событием. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: Дата Событие А) 395 – 1453 гг.; Б) 1096 – 1291 гг.; В) 1492 г; Г) середина VIIIв. 1) Крестовые походы; 2) войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду, таким образом, мавры были изгнаны из Испании, и Реконкиста завершилась ; 3) арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове; 4) даты существования Византийской империи.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Номер материала: ДБ-1039976
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.