образ философии в истории философии

Образ философии

Положение философии в культуре таково, что она, с одной стороны, представляет собою нечто всем знакомое, поскольку каждый в свой жизни так или иначе сталкивается с философскими вопросами и в большей или меньшей степени философствует; а с другой стороны, она требует глубокой эрудиции и развитых навыков абстрактного мышления, так что на профессиональном уровне ею могут заниматься лишь немногие. «Простые люди», задумываясь иногда над такими вещами, как смысл жизни, свобода, истина, бытие Божие и т.д., не имеют возможности опереться в своих размышлениях на традиции и результаты многовековой философской разработки этих проблем. Книжная философская премудрость представляется им малопонятной. Ее логические тонкости, длинные и извилистые пути рассуждений, ускользающие от понимания абстракции кажутся излишними умствованиями. Широкой публике философия известна, главным образом, понаслышке. На этой основе формируются представления о ней, получающие распространение в культуре, – образы философии.

В свою очередь, сложившиеся в культуре образы философии оказывают влияние па работу философов-профессионалов. У них возникает соблазн подстроить философию под тот или иной ее образ. Выдающиеся философы не поддаются этому соблазну – они улавливают глубинные потребности культуры и ориентируются на собственное осмысление задач философии. Но развитие философской мысли па пределе ее возможностей требует больших затрат интеллектуальной энергии, критического отношения к общественному мнению и способности противостоять его давлению. В то же время в обществе всегда возникают сиюминутные запросы, ответ на которые ожидают от философии. Поэтому во всяком обществе существует «облегченная» философия, нацеленная на «злобу дня» и освещающая волнующие публику проблемы так, как того требуют обстоятельства (государство, социальная группа, общественное мнение и пр.). Она строится в соответствии с определенным образом философии, который имеет место в общественном сознании.

Существуют некоторые типичные образы философии, присутствующие в сознании широкой публики в различных социально-исторических условиях.

6. Философия как высшая мудрость

Такой образ философии возник в античные времена. Философия считалась в Древней Греции весьма престижным занятием. Именоваться философом было почетно. Философы-мудрецы пользовались общественным признанием и имели огромный авторитет среди своих современников.

Отношение к философии как к высшей мудрости сохраняется в обществе и в наши дни, хотя и не является столь общепризнанным, как это было в античности. Такой образ философии существует в умах разных людей – и тех, кто более или менее основательно изучал ее, и тех, кто мало знаком с нею, но в силу каких-то личных причин склонен испытывать к ней почтение. Высказывания о философии в этом духе можно встретить в художественной литературе разных исторических эпох.

Однако восхваление философии далеко не всегда связано с глубоким пониманием ее идей. Образ философии как высшей мудрости – это картина, сюжет которой определяется тем, кто ее рисует. То, что принимается за высшую философскую мудрость, на самом деле подчас оказывается всего лишь набором весьма тривиальных истин. Характеристики философии, которые выражают возвышенное представление о ней, нередко выглядят очень красиво, но имеют неясный смысл.

Например: философия – «золотой крест над храмом познания» ‘. Эта на первый взгляд чрезвычайно высокая оценка философии может пониматься и как признание, что она есть лишь внешний элемент храма, который украшает его и символизирует его предназначение, но для тех, кто находится внутри него, не виден и никакой роли в их делах – т.е. в познании – не играет.

7. Философия как бесплодное умствование («игра в бисер»)

В этом образе отражается реакция на недоступный обыденному сознанию уровень абстрактности философского мышления. Будучи не в силах разобраться в том, что философы делают, обыденное сознание относится к философии как к далекому от жизни, ненужному и бесполезному занятию.

Представление о бесплодности философии варьируется от допущения, что она все же имеет какой-то смысл, до полного отрицания ее права па существование.

Еще во II в. римский писатель Авл Геллий советовал читателям: «Ознакомиться с философией нужно, но углубляться в нее не следует».

У К. Чапека в повести «Фабрика Абсолюта» изобретатель Марек говорит: «В философии я ни шиша ни смыслю, для инженера она лес темный, но что-то все-таки в ней есть».

А героиня одной из современных повестей (А. Курочкин «Смерть экзистенциалиста») замечает: «В наше время философией интересоваться нельзя. Можно или жить ею, или жить без нее. А флиртовать с ней вредно для здоровья».

Зачастую в художественной литературе образ философии рисуется и в более мрачных красках.

Г. Флобер в сатирическом «Лексиконе прописных истин» дает рекомендации, отражающие принятые в обществе взгляды: «Философия – следует издеваться. Метафизика – смеяться над ней: это служит доказательством высокого ума».

«Системы, подобная Кантовой или Гегелевой, ничем существенно не отличаются от тех карточных пасьянсов, с помощью которых женщины разгоняют тоску существования» (А. Франс. «Сад Эпикура»). О том же говорит и герой рассказа современного югославского писателя А. Шоляна «Как я стал астрологом»: «Читаю философию. И что же я вижу… Философы эти хваленые пишут так, словно на картах гадают. Все, правда, сходятся в одном, говорят, дальше будет лучше. Ну да ведь и я это своим клиентам обещаю».

В русской культуре XIX–XX вв. пренебрежительное мнение о философии нашло выражение у многих писателей.

Символичен образ заблудившегося философа у Гоголя в «Вне»: «Философ, пошаривши ногами во все стороны, сказал наконец отрывисто: «А где же дорога?»».

Достоевский в романе «Братья Карамазовы» устами семинариста Ракитина убеждает: «Ты о расширении гражданских прав человека хлопочи лучше али хоть о том, чтобы цена на говядину не возвысилась; этим проще и ближе человечеству любовь окажешь, чем философиями». А в одной из «Записных тетрадей» Достоевского есть запись: «Что такое философ? Слово философ у нас на Руси слово бранное и означает: дурак».

В романе Н. Островского «Как закалялась сталь» один из персонажей – грузчик – вспоминает, как какой; то гимназист рассказывал ему, что «черт знает когда в Греции были такие ученые, что много о себе понимали, называли их философами… Лучшим спецом из них считался тот, кто сорок раз докажет, что черное-то белое, а белое-то черное. Одним словом, были они брехуны». И на экзамене в университет он отвечал так: «Философия… это одно пустобрехство и наводка теней. Я, товарищи, этой бузой заниматься не имею никакой охоты».

Образ философии как оторванной от реальных людских нужд «игры в бисер» культивируется иногда и самими философами, которые углубляются в узко специальные вопросы и пишут труды на «птичьем языке», недоступном пониманию непрофессионалов. «Философия в наше время – это дело, в котором дай Бог разобраться специалистам, а постороннему нечего и надеяться постичь ее тонкости», – предупреждает С. Моэм. По словам одного из американских философов, в США «философия превратилась в изолированную область знания, пользующуюся все меньшей и меньшей популярностью в интеллигентских кругах общества». Но тем не менее, говорит он, «философский дух продолжает жить, несмотря на все невзгоды».

8. Философия как идеология

Идеологическая функция философии привлекает к ней внимание государственной власти и политических партий. Они обычно стремятся использовать философию для обоснования и разработки своей идеологии. В условиях жесткого государственного режима обществу, как правило, навязывается официозная философия, которая пользуется поддержкой власти. Она преподается в учебных заведениях, пропагандируется в печати, охраняется цензурой и т.д.

В результате идеологическая функция философии становится основой ее образа в общественном мнении. Философия на основе этого образа трактуется как служанка идеологии и даже сводится к пей. Специфика философского сознания при этом в значительной мере утрачивается.

Превращенная в теоретизированную идеологию философия догматизируется и закостеневает в оболочке раз и навсегда сформулированных принципов. Она теряет свободу мысли, отрекается от бесстрашного углубления в предельные основания культуры и смелого конструирования новых моделей человеческого бытия, перестает выполнять критическую функцию по отношению к обществу, в котором существует. Все это вызывает негативное отношение к ней у мыслящих людей, не находящих в ее содержании того, что философия призвана давать. Но когда инакомыслящие философы подвергаются преследованию и труды их до публики не доходят, никакой другой философии публика не знает. Негативное отношение к официозной идеологизированной философии распространяется на всю философию и запечатлевается в ее образе.

Так обстояло дело в советском обществе, где установилось господство единственной философии – догматизированной и примитизированной философии марксизма-ленинизма, приспособленной к обоснованию и защите «линии КПСС». Образ философии как партийно-государственной идеологии социалистического общества прочно вошел в сознание советских людей. Философы в общественном мнении представлялись (и в большинстве были на самом деле) не столько свободными мыслителями, сколько «верными последователями» основателей марксистско-ленинского учения и «преданными пропагандистами» дела партии. В культуре социализма такой образ философии удерживался еще и потому, что никакие другие философские направления не могли соперничать с марксистским учением: их просто «не впускали» в культуру – они служили лишь материалом для критики. Только после того как рухнуло установленное властью господство марксистской идеологии в общественном сознании, образ философии как идеологии стал постепенно развеиваться. Современные студенты уже не принуждаются системой преподавания философии к формированию этого ее образа.

9. Философия как самостоятельный взгляд на жизнь

Среди людей, не занимавшихся систематическим изучением философии и лишь понаслышке знакомых с фундаментальными философскими проблемами и их решениями, встречаются любители самостоятельно разбираться в этих проблемах. Примером могут служить некоторые герои рассказов В. Шукшина. Житейская мудрость таких людей выливается подчас в оригинальные и глубокие суждения философского характера. Самостоятельно формулируемые мировоззренческие представления становятся у них основой образа философии как сферы свободного размышления о жизни. В этом образе философия обретает облик, сходный с тем, который она имела на заре своего существования, когда в ней видели «любовь к мудрости». Современная философия давно стала профессионализированной областью деятельности. Но философия как не профессионализированный самостоятельный взгляд на жизнь – это культурный феномен, который сопровождал философию на протяжении всей ее истории. Он и доныне является ее спутником. Сам факт его существования – это свидетельство необходимости философского мышления для развития духовной жизни человека.

Источник

Образы философии в истории культуры.

Образы философии в истории культуры.

Ф. и наука.

Исторически формировалось научное сознание и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления. Ф. как определ. формы знания содержит в себе научный опыт. Исходя из этого можно указать ряд особенностей Ф., которые роднят ее с наукой.

1) Категориально-теоретический тип знания, при котором и философия и наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методы.

2) В классической версии и Ф. и наука высоко оценивают истину как нормативный идеал познания. Именно они провозглашают истину высшей и самодостаточной познавательной ценность.

Ф. и искусство.

Как в Ф. так и в иск-ве одним из главных предметов изучения является чел., его духовный мир, образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и худож. всегда направлены на ценности пластической культуры, формирование определенных идеалов и представлений о прекрасном, безобразном и т.д. И Ф. и иск-во нацелены на раскрытие сферы значений и явлений культуры, а также личностных смыслов.

Ф. и религия.

Формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которм зафиксирована идея Бога, его присутствие в мире.

Образы Ф.

Ф. как любовь к мудрости.

Данный образ сложился еще в античности и отраж. высокую оценку роил и статуса Ф. и фил. общ-ва, которое всегда вызывает чувство высокого почтения.

Ф. как образ жизни.

Предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы, на основе размышлений, общений, непосредственного опыта, жизни и познание окружающей действительности.

Ф. как идеология.

Складывается обычно в таких соц. системах, где господств. жестокие тоталитарные режимы и репрессивные формы гос. управления и власти.

Ф. как наука.

Ф. рассматривается как воплощение научной рациональности и огромной познавательной способности чел. в деле преобразования окружающего мира.

Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей.

Структура мировоззрения:

1)знания (совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отнош. чел. к миру).

2)убеждение (сформ. на основе знаний, потребности чел. мыслить и действовать опред. образом).

3)ценности (указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений).

4)идеалы (более совершенное по сравнению с настоящим, должное сост-е реальности, к кот нужно стремиться). исторические типы мировоззрения: мифологич, религиозн, философс, повседневно-обыденное и научное.

Функции философии.

Мировоззренческая (выроботка обобщ предст-й о мире, месте чела в нем);методологическая(философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.);

Гносеологическая (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности);

Аксиологическая (момент отценки исследуемого объекта);

Прогностическая (развитие представлений о буд чертах и формах природы и соц явл-й, путях и разв-я); Культурологическая (она выявляет и формирует наиболее общие идеи и

представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности);

кумулятивная (обобщает науч знания и формирует картину мира);

регулятивно-эбристическая (фил-ия разработала общую систему принципов и норм научной деятельности);

логическая (категориальный аппарат в философии);

социально-критическая (стратегические цели и приоритеты развития общественности культуры)

Майевтика и ирония

Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.

Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:

— материалистическая мировоззренческая ориентация;

— идеалистическая мировоззренческая ориентация;

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.

Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:

— деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

— теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как:

— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

— защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755):

— один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

— развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.

Философская герменевтика.

Герменевтика (греч.) – толкование. Рассматривается как способ систематического исследования специфики проблем понимания и истолкования. Это искусство возн. еще в античности, где оно носило священный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, который не давал прямых указаний, но говорил намеками. Позднее в античной мысли традиция поиска священного смысла текста уступает место ученому толкованию. Об этом свидетельствует работа Аристотеля «Об истолковании».

В античной традиции выд. 2 различных способа истолкования текста:

1. Грамматический способ. Суть – переформулировать текст, ученый сохран. смысл старого текста.

2. Аллегорическое толкование. Священный текст обретал новый смысл в контексте мышления того человека, кто истолковывал данный текст.

В средневек. Евр. культ. иск-во истолкования применялось для объяснения священного писания, где истолкование наз. словом ЭКЗЕГЕТИКА. Однако, рассуждения об истолковании не в античн., ни в средн. века не носили систематического характера. Употребление слова герменевтика в качестве понятия вошло в культурный обиход лишь в 18 в. Распростр. данный термин получил благодаря немецк. протестантск. теологу Конраду Данхауэру. Иск-во истолкования впоследствии сложилось в герменевтическое триединство.

1. Толкование теологических дисциплин,

2. Толкование юридических дисциплин,

3. Толк. филологических дисциплин.

Образы философии в истории культуры.

Ф. и наука.

Исторически формировалось научное сознание и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления. Ф. как определ. формы знания содержит в себе научный опыт. Исходя из этого можно указать ряд особенностей Ф., которые роднят ее с наукой.

1) Категориально-теоретический тип знания, при котором и философия и наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методы.

2) В классической версии и Ф. и наука высоко оценивают истину как нормативный идеал познания. Именно они провозглашают истину высшей и самодостаточной познавательной ценность.

Ф. и искусство.

Как в Ф. так и в иск-ве одним из главных предметов изучения является чел., его духовный мир, образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и худож. всегда направлены на ценности пластической культуры, формирование определенных идеалов и представлений о прекрасном, безобразном и т.д. И Ф. и иск-во нацелены на раскрытие сферы значений и явлений культуры, а также личностных смыслов.

Ф. и религия.

Формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которм зафиксирована идея Бога, его присутствие в мире.

Образы Ф.

Ф. как любовь к мудрости.

Данный образ сложился еще в античности и отраж. высокую оценку роил и статуса Ф. и фил. общ-ва, которое всегда вызывает чувство высокого почтения.

Ф. как образ жизни.

Предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы, на основе размышлений, общений, непосредственного опыта, жизни и познание окружающей действительности.

Ф. как идеология.

Складывается обычно в таких соц. системах, где господств. жестокие тоталитарные режимы и репрессивные формы гос. управления и власти.

Ф. как наука.

Ф. рассматривается как воплощение научной рациональности и огромной познавательной способности чел. в деле преобразования окружающего мира.

образ философии в истории философии. Смотреть фото образ философии в истории философии. Смотреть картинку образ философии в истории философии. Картинка про образ философии в истории философии. Фото образ философии в истории философии

образ философии в истории философии. Смотреть фото образ философии в истории философии. Смотреть картинку образ философии в истории философии. Картинка про образ философии в истории философии. Фото образ философии в истории философии

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

образ философии в истории философии. Смотреть фото образ философии в истории философии. Смотреть картинку образ философии в истории философии. Картинка про образ философии в истории философии. Фото образ философии в истории философии

образ философии в истории философии. Смотреть фото образ философии в истории философии. Смотреть картинку образ философии в истории философии. Картинка про образ философии в истории философии. Фото образ философии в истории философии

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Образы философии в истории культуры

Образы философии в истории культуры

В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей:

1. Философия как любовь к мудрости. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения.

2. Философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности.

3. Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления.

4. Философия как наука.Несмотря на радикальную критику философского разума в современной культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании.

2.Генезис философии, социальноисторические и культурные предпосылки ее возникновения.

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции

образ философии в истории философии. Смотреть фото образ философии в истории философии. Смотреть картинку образ философии в истории философии. Картинка про образ философии в истории философии. Фото образ философии в истории философии

Мировоззрение это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты:

1. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.

2. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции.

3. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.

Наиболее разработанной с точки зрения развития философии классификацией является историческая типология мировоззрений, в которой выделяют следующие его типы:

1) Мифологическое мировоззрениеэто исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

2) Религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядром религиозного мировоззрения является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Религиозное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов.

3) Философское мировоззрение — исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества. Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий и логических критериев.

Основные принципы классической философии

В широком смысле слова под классической философией понимают традицию, восходящую к античному философскому рационализму Платона и Аристотеля. Классическая философия охватывает период с VI в. до н.э. и примерно до середины 19 века. Содержательная специфика классической философии определяется следующими положениями:

1. идея разума как объективного и основополагающего начала, определяющего порядок природы и устройство человеческого мышления;

2. это представление о человеке как ответственном и деятельном субъекте, свободной, творческой личности, опирающейся на свой интеллект и принципы морали;

3. идея гармонии человека и мироздания, вера в способность разума контролировать все доступные сферы бытия;

4. рассмотрение государственной жизни, общества и культуры как воплощения сознательной деятельности человека, что предполагало возможность их совершенствования на основе прогресса научных знаний;

5. представление о разуме философа как привилегированной части общества, так как мыслители классического периода считали себя «жрецами истины», миссионерами разума.

Аналитическая философия

Аналитико-рациональный стиль мышления в европейской философской традиции складывался, начиная с Аристотеля. Его совершенствованию способствовали идеи и концепции следующих философов: Уильяма Оккама, Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Джона Милля, Декарт, Лейбниц, Кант, Брентано, Пирс.

Первые формы современного аналитического мышления развивались Готтлобом Фреге, Бертраном Расселом. Аналитическая философия оформляется как своеобразная ме­тодологическая реакция на «классические» способы философствования. Аналитики видят в философии, прежде всего, не теорию, а метод «философского анализа» и пытаются переориентировать философию на исследование языковой проблематики и науки

Основные идеи феноменологии

Феноменология — одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерль разрабатывал феноменологию как «переворот» в философии, как открытие абсолютно нового необъятного поля исследований. Задачу создания принципиально новой, универсальной философии Гуссерль рассматривал как возрождение и действительное осуществление уже ста­вившихся до него философией, но пока не решенных ею задач. В статье «Философия как строгая наука» (1911) Гуссерль призывает приступить к абсолютно новому началу философии, которое было бы способно реализовать саму идею философии. Идея философии как «строгой науки» это — не попытка построить философию по образцу естественных наук, так как Философия не должна и не может перенимать методы других наук. По самой своей сущности и в своем историческом возникновении философия является универсальной основой и «универсальной критикой» как науки, так и всей человеческой жизни. Поэтому именно она способна до конца прояснить методы и основания любых наук, дав им «новое измерение и тем самым последнее завершение.

Философская герменевтика

Герменевтика (греч.: hermeneutike — толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в. Предыстория герменевтики: герменевтическое искусство возникло еще в античности, где оно имело священный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, не дававшего прямых указаний, но говорившего намеками. Движущей силой развития герменевтики в античности было исследование различных способов истолкования текста — грамматического и аллегорического. Грамматическое истолкование, переформулировав, сохраняло смысл старого текста. Аллегорическое придавало классическому тексту новый смысл в контексте иного мышления. В средневековой европейской культуре для обозначения истолкования применялось слово «экзегетика». Однако рассуждения о толковании ни в античности, ни в средние века, не носили систематического характера. Употребление слова герменевтикав качестве понятия вошло в культурный обиход лишь в XVII веке, что было вызвано актуализацией проблемы понимания Библии. Немецкий протестантский теолог Иоганн Конрад Даннхауэр (1603-1666) в работе «Священная герменевтика» придал старому слову «герменевтика» понятийное значение. Искусство истолкования оформилось как самостоятельная дисциплина.

Образы философии в истории культуры

В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей:

1. Философия как любовь к мудрости. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения.

2. Философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности.

3. Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления.

4. Философия как наука.Несмотря на радикальную критику философского разума в современной культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании.

2.Генезис философии, социальноисторические и культурные предпосылки ее возникновения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *