образ персонажа в литературе

Создание художественного образа в литературе

Многие литературные персонажи вошли в нашу повседневную жизнь.

Если хотят назвать человека скупым, то говорят: «Плюшкин». А ленивого человека мы называем «Обломов». Когда речь заходит о сыщике, то сразу возникает образ Шерлока Холмса.

Это говорит о том, что авторам этих персонажей удалось создать яркий образ.

Понятие художественного образа

Художественный образ — это герои, жизненные ситуации и обстоятельства, которые ярко отражают и дополняют характеры, события и дух времени произведения.

В драме образ связан с конкретным персонажем, которого играет артист театра.

В лирике создается образ лирического героя.

Что касается прозы, то тут все сложнее.

Приемы создания ярких художественных образов

Писатели используют разные методы, к наиболее эффективным относятся следующие:

Прототип литературного героя

Обычно писатели используют прототип, чтобы наиболее убедительно описать персонажа. Но настоящие мастера слова обобщают образы и создают свои образы.

Так, Леонардо да Винчи никак не мог найти подходящий образ для написания Иуды. Для поиска натуры он посещал притоны Флоренции.

Грибоедов в «Горе от ума» показал высший свет. Современники легко угадывали, кто стоит за каждым персонажем пьесы.

Любил брать из жизни прототипы Тургенев, например, образ Герасима в «Муму».

На написание «Робинзона Крузо» Д. Дефо вдохновил случай, произошедший в 1704 году. Тогда в Лондон приплыло судно, доставившее полудикого моряка Александра Селькирка, который четыре года прожил на необитаемом острове.

Достоевский тоже использует прототипы, но существенно перерабатывал героев (образы Ставрогина, Версилова).

Толстой любил объединять черты нескольких прототипов для создания яркого персонажа. Как он писал: «взял Таню, перетолок её с Соней и сделал Наташу».

Часто происходит и обратный процесс: литературный прототип рождает своих двойников в жизни.

Прогресс и регресс литературного героя

Герои не меняются только в «мыльных операх» и приключенческих фильмах. В литературных произведениях герой постоянно эволюционирует. Берётся точка отчета и герой либо развивается и становится лучше, либо катится по наклонной. Главное чтобы он не стоял на месте.

Чаще всего писатели помещают героев различные обстоятельства, где и проявляются их характеры.

Характер литературного персонажа

Для создания яркого и запоминающегося героя необходимо наделить его основным характером. А далее уже вкрапывать другие черты.

«Всё дело в характерах», — писал Достоевский.

Для Толстого главное было показать душевную жизнь, выраженную в сценах.

Писатели применяют два метода для описания характера героев.

Первый метод использовали Гоголь, Щедрин и Бальзак. Его суть: выделить основную черту характера, страсть героя.

Второй метод использовали Л.Н. Толстой и Достоевский, раскрывая героев через психологические противоречия.

Чехов избегал описания душевных переживаний героев, стараясь, чтобы они были понятны из поступков героев.

Но из всех писателей именно Достоевский уделял характерам героев много времени и сил. Они претерпевали у него существенным изменениям. И за написание романов Достоевский брался только после тщательного осмысления характеров героев.

Имена литературных персонажей

Писатели уделяли много внимания именам героев.

Так, Бальзак не зря назвал своего героя Гобсек ( от французского gober le sec, что значит «сцапать сухим»).

У Мольера имя героя Тартюфа аллегорично восходит к слову truffe — обман, плутня.

Гоголь любил наделять своих героев характерными фамилиями: Земляника, Хлестаков, Манилов, Ноздрёв.

Литературный тип

Задача этого приёма показать множество характеров и жизненных ситуаций и привести их к единообразию. То есть создать обобщённый образ, отвлекаясь от мелочей и несущественных деталей.

Как создавали яркие образы писатели?

Горький советовал «изображать людей живыми, а это — главное».

У Тургенева был свой авторский метод создания персонажей. Сначала он встречал прототип будущего героя, затем старался детально изучить его, потом помещал героя в необычные обстоятельства.

Иногда писатели так живо представляли своих героев, что начинали переживать вместе с ними. Гёте плакал над Ифигенией, Флобер переживал все страдания Эммы Бовари.

В тоже время Бальзак старался сохранять дистанцию между собой и литературными персонажами. Он даёт оценку Гобсеку, но при этом не становится скупым.

Личные приёмы создания литературных персонажей

От себя хотелось бы добавить, что нужно найти свой, наиболее комфортный приём изображения персонажей.

Бывает, что встречается яркий прототип и он берётся за основу художественного образа. Бывает наоборот, сначала придумывается обобщенный художественный образ, а уже потом он наделяется конкретными чертами от прототипов.

Источник

Образы-персонажи: герой и антигерой, протагонист и антагонист, автор, рассказчик, портретное описание человека в литературе

В центре художественного произведения находится человек с его чувствами и переживаниями, удачами и неудачами, положительными и отрицательными качествами. Человек показан мастерами слова через образы-персонажи.

Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении.

Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.

Все образы персонажи можно разделить на жизнеподобные и нежизнеподобные (фантастические).

Среди жизнеподобных различают вымышленные (например, Петруша Гринёв в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка») и исторически достоверные (например, Пугачёв в том же пушкинском романе).

Создавая вымышленные образы-персонажи, писатель опирается на своё воображение, фантазию, но часто использует наблюдения над конкретными людьми, которых называют прототипами литературных героев.

Исторический образ-персонаж всегда восходит к конкретному человеку, который изображается в художественном произведении под углом зрения автора, отражает его представление об историческом деятеле.

Мир персонажей конкретного литературного произведения можно представить как систему образов-персонажей, в которой есть:

а) главные, второстепенные и эпизодические персонажи;

б) протагонист и антагонист;

в) вымышленные и исторические персонажи;

г) жизнеподобные, условные и фантастические персонажи;

д) разные по возрасту, социальному положению, образованию и воспитанию персонажи;

е) добрые и злые персонажи;

ж) прекрасные и безобразные персонажи;

з) трагические, комические и трагикомические персонажи.

В системе образов-персонажей произведения все образы могут быть соотнесены с каждым, а каждый – со всеми.

Говоря об образах-персонажах, часто используют термины герой и антигерой, протагонист и антагонист.

Героем произведения называют главное действующее лицо литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и чувств.

Антигерой – это тип литературного героя, занимающего в художественно произведении центральное место, но не пользующегося авторскими симпатиями, антипод героя.

Протагонист – главный герой, главное действующее лицо.

Антагонист – персонаж какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту на пути к достижению его целей.

Как образ-персонаж перед читателями может предстать и автор (например, в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Кроме того, автор может быть представлен в произведении как рассказчик (рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг») и как нейтральный повествователь (например, в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Роль рассказчика автор может передать и персонажу. Например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» историю Печорина и Бэлы поведал герою-рассказчику и читателям штабс-капитан Максим Максимыч, о честных контрабандистах, событиях повести «Княжна мери», истории Вулича поведал главный персонаж романа Григорий Печорин.

Важную роль в характеристике образов-персонажей играет портрет.

Портрет – это изображение внешности героя (черты его лица, фигура, позы, мимика, жесты, одежда) – одно из средств его характеристики, разновидность описания.

Портретная характеристика включает в себя статический портрет и динамический. Статический портрет передаёт объективные, относительно устойчивые или неизменные признаки внешнего облика: рост, особенности телосложения, цвет кожи, глаз, волос. Динамический портрет включает в себя мимику, жесты, особенности походки, голос, интонации.

Портретное описание может быть развёрнутым (подробным) и фрагментарным (кратким).

В портретном описании часто сливаются описание внешнего облика и психологической характеристики. Описание внешности называют внешним портретом, а психологическую характеристику персонажа – психологическим портретом.

Персонаж, являющийся носителем положительных авторских идеалов, чувств и мыслей

Реально существующее лицо, послужившее автору моделью для создания литературного персонажа

Элементом статического портрета является описание

Элементом динамического портрета является описание

Антигероем в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова является

Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна. Ее движенья

То лебедя пустынных вод

Напоминают плавный ход,

То лани быстрые стремленья.

Это портретная характеристика героини произведения А.С. Пушкина

Реальный человек, являющийся создателем литературного произведения, – это

Герой-протагонист в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Герой-антагонист в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Историческим образом-персонажем в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является

Сатирические условные образы-персонажи есть в произведении

Любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении, – это

Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг» по своему жанру является

Какие термины используются для обозначения человека при характеристике литературного произведения?

Источник

Литературный персонаж

образ персонажа в литературе. Смотреть фото образ персонажа в литературе. Смотреть картинку образ персонажа в литературе. Картинка про образ персонажа в литературе. Фото образ персонажа в литературе

Понятие «литературный персонаж». «герой», «действующее лицо». Персонажи в мире эпических и драматических произведений.— Персонаж как характер (тип) и как образ. Внесцснические, заимствованные, собирательные образы. Сюжетные функции персонажей.

Понятие персонажа (героя, действующего лица)

Персонаж (от лат. persona — особа, лицо, маска) — вид художественного образа. Это тот, кто действует в произведении. В учебниках по теории литературы его называют субъектом действия, переживания, высказывания в произведении. В таком же значении, как и персонаж используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (причем термин «действующее лицо» используют преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы). То есть персонаж, литературный герой и действующее лицо – это синонимы. Слово персонаж — наиболее нейтральное, оно происходит от слова persona — маска, которую надевал актер в античном театре, и не несет дополнительной смысловой нагрузки. В то время как героем (от rpеческого héros — полубог, обожествленный человек) в некоторых случаях неудобно называть того, кто лишен героических черт. Хотя эти слова обозначают одно и то же – действующих в произведении лиц.

В прозаическом произведении героем может быть и сам повествователь (он же рассказчик), если он участвует в сюжете. Например, Петр Гринев в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, Макар Девушкин и Варенька Доброселова в эпистолярном романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди».

Чаще всего литературный персонаж — это человек. То, насколько детально изображен персонаж, зависит от его места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и пр. Но чаще всего особенности изображения персонажа определяются замыслом произведения, творческим методом писателя.

Помимо людей в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. Вспомним «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Маугли» Р. Киплинга, «Человека-амфибию» А. Беляева, «Войну с саламандрами» К. Чапека, «Солярис» Ст. Лема, «Мастер и Маргариту» М. Булгакова. Эти нечеловекоподобные действующие лица тоже являются персонажами. И есть жанры, виды литературы, в которых такие персонажи обязательны или очень вероятны, то есть читатель заранее ждет, что в этом тексте будут действовать не человекоподобные герои: например, в сказке, басне, балладе, в научной фантастике и др.

Характеры и типы персонажей

Характер (от гр. charakter— признак, отличительная черта) — это общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей. Высшая степень характерности — тип (от rp. typos— отпечаток, оттиск). Часто слова характер и тип используются как синонимы.

Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т. д.

Пушкин так комментировал характер главного героя поэмы «Кавказский пленник»: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века».

А Толстой в дневнике за 1990 год писал: «Мы пишем наши романы хотя и не так грубо, как бывало: злодей — только злодей и Добротворов — добротворов, но все-таки ужасно грубо, одноцветно — люди ведь все точно такие же, как я, то есть пегие —дурные и хорошие вместе. ». «Пегими» оказываются для Толстого и люди прошлых эпох, ложно, с его точки зрения, отраженные в литературе: как «злодеи» или «Добротворовы».

«Персонаж» и «характер» — понятия не тождественные, что было отмечено еще Аристотелем: «Действующее лицо будет иметь характер, если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было. » В литературе, ориентированной на воплощение характеров (а именно такой является классика), раскрытие характеров и составляет основное содержание.

Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой — как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.

Число характеров и персонажей в произведении (как и в творчестве писателя в целом) обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль (например, в «Бедной Лизе» H. M. Карамзина — подруга героини, сообщившая матери о гибели дочери). Есть двойники, варианты одного типа (шесть княжон Тугоуховских в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н. В. Гоголя).

Раскрытие характера персонажа

С тех пор, как общество у целом и философия в частности начинают интересоваться личностью человека, ее формированием, становлением и развитием, в центре внимания писателя оказываются именно характеры. Концепция личности становится основным объектом исследования всех литературных направлений, начиная с классицизма (единственным исключением, пожалуй, является постмодернизм). Сюжет начинает восприниматься авторами как способ раскрытия характера, его испытание, а сюжетные коллизии выступают как стимул развития характера персонажа.

Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» писал: «Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности». Под этими словами Лессинга могли бы подписаться многие писатели, критики, эстетики. Именно поступки персонажа в произведениях мировой классики позволяют автору раскрыть характер героя.

Средствами раскрытия характера персонажа выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа. Особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои (например, в пьесе Чехова «Три сестры» — Протопопов, у которого «романчик» с Наташей; в рассказе «Хамелеон» — генерал и его брат, любители собак разных пород).

Любопытно, что при большой разнице в понимании самого термина «характер», существуют определённые типы характеров персонажей, которые довольно точно воспроизводятся авторами разных эпох и национальностей.

Однотипные персонажи дают критикам возможность классифицировать их («самодуры» и «безответные» в статье Н. А. Добролюбова «Темное царство», посвященной творчеству Островского; тургеневский «лишний человек» в статьях «Литературный тип слабого человека» П. В. Анненкова, «Когда же придет настоящий день?» Н. А. Добролюбова). Писатели возвращаются к открытому ими типу, характеру, находя в нем все новые грани, добиваясь эстетической безупречности образа. Анненков отметил, что Тургенев «в течение десяти лет занимался обработкой одного и того же типа — благородного, но неумелого человека, начиная с 1846 года, когда написаны были «Три портрета», вплоть до «Рудина», появившегося в 1856 году, где самый образ такого человека нашел полное свое воплощение».

Сюжетные функции персонажей — в отвлечении от их характеров — стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литературоведения XX в. (русский формализм: В. Я. Пропп, В. Б. Шкловский; структурализм, в особенности французский; А.-Ж. Греймас, Кл. Бремон, Р. Барт (См.: Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // 3арубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.) и др.). В структуралистской теории сюжета это связано с задачей построения общих моделей (структур), обнаруживаемых в многообразии повествовательных текстов.

Источники:
Аристотель. Об искусстве поэзии.
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // 3арубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек.2004.
Томашевский Б.В. История литературы. Поэтика. М, 1999.

Более полную информацию на эту тему вы найдете в материале Система персонажей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *