образ руси птицы тройки

Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – одна из самых знаменитых русских поэм. Написанная в прозе, она по-особенному поэтична благодаря рассуждениям лирического героя, которые встречаются почти в каждой главе.

Рассуждение о «птице тройке» — лишь одно из многих лирических отступлений, данных автором в поэме «Мертвые души». Тем не менее, оно несет в себе особые мысли и чувства, которыми автор делится уже в самом конце произведения, подводя итоги. Именно оно завершает повествование первого тома поэмы, раскрывая перед читателем образ «бойкой необгонимой» русской тройки, которая, кажется, нигде не могла появиться, только как в России. И именно России посвящено это размышление.

Образ тройки в поэме неразделимо связан с образами дороги и необъятной русской земли, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Россия для лирического героя – это постоянное движение, быстрая езда, вечное стремление куда-то вперед, в еще неясную даль.

В конце поэмы «неведомая сила» подхватывает и Чичикова, унося его неизвестно куда. На протяжении всей истории с радостью герой садится в русскую тройку. Он любит дорогу, любит быструю езду, когда вокруг мелькают мимо, не разбирая себя, необъятные просторы.

Движение тройки – это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений. Конечно, тройка — это неумолимое движения России к Западу, отход от корней и патриархального уклада. Чичиков может быть назван одним из первых представителей нарождающегося «предприимчивого» класса. Не зря в конце тома читатель узнает историю жизни героя, летопись его души с самого рождения: что уродился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», как наставляли его «береги и копи копейку», как сложилась служба его.

Однако невозможно сказать, что душа героя полностью порабощена материальным интересом. Чичиков — еще не мертвая душа. Он отзывчив, жаждет жизни и простора, в нем есть много хорошего. Не зря герой вызывает симпатию у многих читателей, а писатель не выносит ему приговора, направляя на путь очищения и новой, иной жизни (по сюжету второго тома).

Гоголь всю свою жизнь сердцем болел за родную Россию и не видел для нее капиталистического будущего. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает лирический герой, а вместе с ним и автор.

Но не только свой общественно-политический взгляд выразил Гоголь в этом образе, и прежде всего – не его. В «птице тройке» — необъятная любовь автора к своей стране, глубокое сопереживание ее земле и людям, гордость за нее. В «Мертвых душах» ни один герой не заслужил осуждения автора. Лишь мягким ироничным смехом отвечает писатель на молчание родной земли, предсказывая России великое будущее:

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Источник

Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

образ руси птицы тройки. Смотреть фото образ руси птицы тройки. Смотреть картинку образ руси птицы тройки. Картинка про образ руси птицы тройки. Фото образ руси птицы тройки

Образ птицы-тройки в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя появляется в самом конце первого тома, но её идейно—композиционная и смысловая роль велика. Тройка в произведении появляется несколько раз, и только в концовке поэмы писатель назвал её «птицей», придавая ей более широкий, неоднозначный смысл. Она олицетворяет Россию, которая стремительно несётся, как надеется Гоголь, в светлое будущее.

Авторское определение жанра «Мёртвых душ» – поэма. Многочисленные лирические отступления делают произведение очень поэтичным, но это не единственная и не основная их функция. Эти отрывки раскрывают главную тему – тему России, мысли автора о ней, переживания за её судьбу. Самым известным и художественно выразительным стало лирическое отступление, которое появилось в одиннадцатой главе первого тома. Это и есть размышления писателя о птице-тройке, которая символизирует матушку-Русь.

Николай Васильевич Гоголь любил дальнюю дорогу. Путешествия и новые впечатления помогали ему снять напряжение, они прогоняли плохое настроение и дарили покой. В дороге у Гоголя появлялось вдохновение, так у него в голове родилось много «чудных замыслов». Многие страницы своих бессмертных произведений писатель впервые набросал во время этих поездок по стране. Гоголь вспоминал, что много раз дорога спасала его от жизненных невзгод, удерживала на плаву и выносила на твёрдый берег. Не удивительно, что тема дороги так часто встречается в его сочинениях. Герои путешествуют, попадают в интересные приключения и раскрываются с разных сторон.

Главный герой поэмы в прозе «Мёртвые души» не стал исключением. Автор отправляет его в странствие по городам и деревням России, где герой знакомится с новыми персонажами и раскрывает читателю самого себя. Образу дороги в «Мёртвых душах» придаётся многогранное значение: это и сама поездка Чичикова, и его жизненный путь, и будущее всей страны. При этом переносное значение у этого понятия появляется чаще всего в лирических отступлениях.

Чичиков не просто так разъезжает на тройке, а преследует конкретную цель. Приехав в незнакомый город, всем своим новым знакомым Павел Иванович предлагает неслыханную, а потому сомнительную и странную сделку. Он хочет скупить все мёртвые души в округе. Герой придумал хитрую аферу, но его компаньоны тоже пытаются не упустить выгоду. Чичиков показывает свою изнанку: он не отрицательный и не положительный герой. Павел Иванович представляет новый тип людей – хитрых и расчётливых дельцов, предпринимателей, главная цель которых – материальная выгода. Авантюрист всё хорошо продумал, нравственная сторона вопроса его нисколько не волнует.

Желая провернуть задуманное дело, Чичиков посещает нескольких помещиков, которые, по его мнению, могли бы ему помочь обогатиться. Каждый из его новых знакомых, по замыслу автора, олицетворяет определённые человеческие пороки. Слащавый и никчёмный Манилов, проводящий жизнь в пустой болтовне и несбыточных грёзах. «Дубинноголовая» торговка Коробочка, по своей жадности до прибыли превосходящая самого Чичикова. Безнравственный игрок Ноздрёв, интересующийся собаками больше, чем собственными детьми. Чёрствый и бездушный Собакевич, который в людях видит только плохое. И наконец шедевр Гоголя – Плюшкин как напоминание о будущей судьбе все вышеперечисленных героев. Ведь этот Кащей, чахнущий над грудой мусора, тоже был когда-то таким же помещиком и даже хорошим семьянином. Его душевное опустошение началось с обычной бережливости и не имело в начале таких масштабов.

У созданных Гоголем помещичьих образов самые настоящие мёртвые души. Пороки уничтожили всё человеческое в их облике. Писатель понимает, что происходит беда. Господствующее сословие – дворянство – вырождается, его представители ограничены и безнравственны. Культурный уровень у самых популярных членов общества на нуле. Процветают порочность и алчность. Что происходит с Россией? Что с ней будет?

С помощью своего излюбленного композиционного приёма – лирического отступления – Гоголь обозначил свою главную мысль, свою тревогу и боль: что будет с его страной дальше? Писатель воплотил устремлённую вперёд Русь в образе птицы-тройки. Это художественное сравнение выразило всю его любовь к родине, веру в её достойное будущее и стремительное развитие.

Образ птицы-тройки объединил восхищение Гоголя тысячелетней историей своей Руси-матушки и уважение к народу, который эту историю создавал своими руками: птица-тройка создана с помощью нехитрого инвентаря «ярославским расторопным мужиком». Такая «необгонимая» тройка, летящая подобно птице, могла быть создана только в России. Она легко подхватывает седока на крыло и мчится вдаль.

Писатель любит свою страну, переживает за неё и гордится ею. Он уверен, Россию ожидает великое будущее, другие государства почтительно расступаются перед ней, и несётся она вдаль, «вдохновенная Богом», не зная никаких преград. Русь, куда ж несёшься ты?

Источник

Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(435 слов) «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – одна из самых знаменитых русских поэм. Написанная в прозе, она по-особенному поэтична благодаря рассуждениям лирического героя, которые встречаются почти в каждой главе.

Рассуждение о «птице тройке» — лишь одно из многих лирических отступлений, данных автором в поэме «Мертвые души». Тем не менее, оно несет в себе особые мысли и чувства, которыми автор делится уже в самом конце произведения, подводя итоги. Именно оно завершает повествование первого тома поэмы, раскрывая перед читателем образ «бойкой необгонимой» русской тройки, которая, кажется, нигде не могла появиться, только как в России. И именно России посвящено это размышление.

Образ тройки в поэме неразделимо связан с образами дороги и необъятной русской земли, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Россия для лирического героя – это постоянное движение, быстрая езда, вечное стремление куда-то вперед, в еще неясную даль.

В конце поэмы «неведомая сила» подхватывает и Чичикова, унося его неизвестно куда. На протяжении всей истории с радостью герой садится в русскую тройку. Он любит дорогу, любит быструю езду, когда вокруг мелькают мимо, не разбирая себя, необъятные просторы.

Движение тройки – это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений. Конечно, тройка — это неумолимое движения России к Западу, отход от корней и патриархального уклада. Чичиков может быть назван одним из первых представителей нарождающегося «предприимчивого» класса. Не зря в конце тома читатель узнает историю жизни героя, летопись его души с самого рождения: что уродился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», как наставляли его «береги и копи копейку», как сложилась служба его.

Однако невозможно сказать, что душа героя полностью порабощена материальным интересом. Чичиков — еще не мертвая душа. Он отзывчив, жаждет жизни и простора, в нем есть много хорошего. Не зря герой вызывает симпатию у многих читателей, а писатель не выносит ему приговора, направляя на путь очищения и новой, иной жизни (по сюжету второго тома).

Гоголь всю свою жизнь сердцем болел за родную Россию и не видел для нее капиталистического будущего. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает лирический герой, а вместе с ним и автор.

Но не только свой общественно-политический взгляд выразил Гоголь в этом образе, и прежде всего – не его. В «птице тройке» — необъятная любовь автора к своей стране, глубокое сопереживание ее земле и людям, гордость за нее. В «Мертвых душах» ни один герой не заслужил осуждения автора. Лишь мягким ироничным смехом отвечает писатель на молчание родной земли, предсказывая России великое будущее:

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Источник

Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Образ птицы-тройки в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя появляется в самом конце первого тома, но её идейно—композиционная и смысловая роль велика. Тройка в произведении появляется несколько раз, и только в концовке поэмы писатель назвал её «птицей», придавая ей более широкий, неоднозначный смысл. Она олицетворяет Россию, которая стремительно несётся, как надеется Гоголь, в светлое будущее.

Авторское определение жанра «Мёртвых душ» – поэма. Многочисленные лирические отступления делают произведение очень поэтичным, но это не единственная и не основная их функция. Эти отрывки раскрывают главную тему – тему России, мысли автора о ней, переживания за её судьбу. Самым известным и художественно выразительным стало лирическое отступление, которое появилось в одиннадцатой главе первого тома. Это и есть размышления писателя о птице-тройке, которая символизирует матушку-Русь.

Николай Васильевич Гоголь любил дальнюю дорогу. Путешествия и новые впечатления помогали ему снять напряжение, они прогоняли плохое настроение и дарили покой. В дороге у Гоголя появлялось вдохновение, так у него в голове родилось много «чудных замыслов». Многие страницы своих бессмертных произведений писатель впервые набросал во время этих поездок по стране. Гоголь вспоминал, что много раз дорога спасала его от жизненных невзгод, удерживала на плаву и выносила на твёрдый берег. Не удивительно, что тема дороги так часто встречается в его сочинениях. Герои путешествуют, попадают в интересные приключения и раскрываются с разных сторон.

Главный герой поэмы в прозе «Мёртвые души» не стал исключением. Автор отправляет его в странствие по городам и деревням России, где герой знакомится с новыми персонажами и раскрывает читателю самого себя. Образу дороги в «Мёртвых душах» придаётся многогранное значение: это и сама поездка Чичикова, и его жизненный путь, и будущее всей страны. При этом переносное значение у этого понятия появляется чаще всего в лирических отступлениях.

Чичиков не просто так разъезжает на тройке, а преследует конкретную цель. Приехав в незнакомый город, всем своим новым знакомым Павел Иванович предлагает неслыханную, а потому сомнительную и странную сделку. Он хочет скупить все мёртвые души в округе. Герой придумал хитрую аферу, но его компаньоны тоже пытаются не упустить выгоду. Чичиков показывает свою изнанку: он не отрицательный и не положительный герой. Павел Иванович представляет новый тип людей – хитрых и расчётливых дельцов, предпринимателей, главная цель которых – материальная выгода. Авантюрист всё хорошо продумал, нравственная сторона вопроса его нисколько не волнует.

Желая провернуть задуманное дело, Чичиков посещает нескольких помещиков, которые, по его мнению, могли бы ему помочь обогатиться. Каждый из его новых знакомых, по замыслу автора, олицетворяет определённые человеческие пороки. Слащавый и никчёмный Манилов, проводящий жизнь в пустой болтовне и несбыточных грёзах. «Дубинноголовая» торговка Коробочка, по своей жадности до прибыли превосходящая самого Чичикова. Безнравственный игрок Ноздрёв, интересующийся собаками больше, чем собственными детьми. Чёрствый и бездушный Собакевич, который в людях видит только плохое. И наконец шедевр Гоголя – Плюшкин как напоминание о будущей судьбе все вышеперечисленных героев. Ведь этот Кащей, чахнущий над грудой мусора, тоже был когда-то таким же помещиком и даже хорошим семьянином. Его душевное опустошение началось с обычной бережливости и не имело в начале таких масштабов.

У созданных Гоголем помещичьих образов самые настоящие мёртвые души. Пороки уничтожили всё человеческое в их облике. Писатель понимает, что происходит беда. Господствующее сословие – дворянство – вырождается, его представители ограничены и безнравственны. Культурный уровень у самых популярных членов общества на нуле. Процветают порочность и алчность. Что происходит с Россией? Что с ней будет?

С помощью своего излюбленного композиционного приёма – лирического отступления – Гоголь обозначил свою главную мысль, свою тревогу и боль: что будет с его страной дальше? Писатель воплотил устремлённую вперёд Русь в образе птицы-тройки. Это художественное сравнение выразило всю его любовь к родине, веру в её достойное будущее и стремительное развитие.

Образ птицы-тройки объединил восхищение Гоголя тысячелетней историей своей Руси-матушки и уважение к народу, который эту историю создавал своими руками: птица-тройка создана с помощью нехитрого инвентаря «ярославским расторопным мужиком». Такая «необгонимая» тройка, летящая подобно птице, могла быть создана только в России. Она легко подхватывает седока на крыло и мчится вдаль.

Писатель любит свою страну, переживает за неё и гордится ею. Он уверен, Россию ожидает великое будущее, другие государства почтительно расступаются перед ней, и несётся она вдаль, «вдохновенная Богом», не зная никаких преград. Русь, куда ж несёшься ты?

Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(435 слов) «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – одна из самых знаменитых русских поэм. Написанная в прозе, она по-особенному поэтична благодаря рассуждениям лирического героя, которые встречаются почти в каждой главе.

Рассуждение о «птице тройке» — лишь одно из многих лирических отступлений, данных автором в поэме «Мертвые души». Тем не менее, оно несет в себе особые мысли и чувства, которыми автор делится уже в самом конце произведения, подводя итоги. Именно оно завершает повествование первого тома поэмы, раскрывая перед читателем образ «бойкой необгонимой» русской тройки, которая, кажется, нигде не могла появиться, только как в России. И именно России посвящено это размышление.

Образ тройки в поэме неразделимо связан с образами дороги и необъятной русской земли, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Россия для лирического героя – это постоянное движение, быстрая езда, вечное стремление куда-то вперед, в еще неясную даль.

В конце поэмы «неведомая сила» подхватывает и Чичикова, унося его неизвестно куда. На протяжении всей истории с радостью герой садится в русскую тройку. Он любит дорогу, любит быструю езду, когда вокруг мелькают мимо, не разбирая себя, необъятные просторы.

Движение тройки – это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений. Конечно, тройка — это неумолимое движения России к Западу, отход от корней и патриархального уклада. Чичиков может быть назван одним из первых представителей нарождающегося «предприимчивого» класса. Не зря в конце тома читатель узнает историю жизни героя, летопись его души с самого рождения: что уродился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», как наставляли его «береги и копи копейку», как сложилась служба его.

Однако невозможно сказать, что душа героя полностью порабощена материальным интересом. Чичиков — еще не мертвая душа. Он отзывчив, жаждет жизни и простора, в нем есть много хорошего. Не зря герой вызывает симпатию у многих читателей, а писатель не выносит ему приговора, направляя на путь очищения и новой, иной жизни (по сюжету второго тома).

Гоголь всю свою жизнь сердцем болел за родную Россию и не видел для нее капиталистического будущего. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает лирический герой, а вместе с ним и автор.

Но не только свой общественно-политический взгляд выразил Гоголь в этом образе, и прежде всего – не его. В «птице тройке» — необъятная любовь автора к своей стране, глубокое сопереживание ее земле и людям, гордость за нее. В «Мертвых душах» ни один герой не заслужил осуждения автора. Лишь мягким ироничным смехом отвечает писатель на молчание родной земли, предсказывая России великое будущее:

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Автор: Екатерина Озаровская

Два облика России в поэме Гоголя «Мертвые души» (Тема возрождения России в поэме «Мертвые души»)

На титульном листе поэмы «Мертвые души» изображена символизирующая путь России, коляска Чичикова. Вокруг нее множество человеческих черепов. Гоголь, при издании «Мертвых душ», захотел сам оформить титульный лист. Это было очень важно для него, книга выходила в свет одновременно с картиной Иванова «Явление Христа народу». Через все творчество Гоголя красной нитью проходит тема жизни и смерти, тема возрождения. Гоголь видел свою задачу в исправлении и направлении на истинный путь человеческих сердец, эти попытки

Есть мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь показывает страшную действительность российской жизни, воссоздает «ад» современной жизни. В последующих двух

Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо – Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу.

Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию «мертвых душ» — помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы появляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что «Мертвые души» можно назвать литературным исследованием русской жизни первой половины XIX века.

Очевидно, Гоголь не собирался противопоставлять жизнь чиновников и помещиков удушливой атмосфере жизни крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не розовыми красками. Лакей Петрушка спит, не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. И Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы,— русские люди, но не лучшие. Истинный образ народа видится, прежде всего, в описаниях умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик.

И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, будто видит их наяву, и каждый мужик получает «свой собственный характер». «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной»,— читает он и начинает представлять: «А! Вот он… вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!» Дальше мысль подсказывает ему, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил, верно, рублей сто. На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ полным сил, талантливым, живым, добрым. С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из самого сердца.

Но не всегда русские люди покорны властям. Обиды могут довести их до мести. В «Повести о капитане Копейкине» рассказывается, как герой Отечественной войны 1812 года, инвалид, обиженный чиновниками, собирает вокруг себя вольных людей, способных выступить на защиту своих интересов.

Россия встает перед нами во всем своем величии. Не та Россия, где чиновники берут взятки, помещики проматывают имения, крестьяне пьянствуют, где плохие дороги и гостиницы. А другая, в которой писатель видит Русь «птицей-тройкой». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» И образ страны-тройки сливается с образом мастера, снарядившего «дорожный снаряд». Гоголь видит Русь великой, указывающей путь другим; видится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу».

К сожалению, история рассудила по-иному. Не удалось нашей стране обогнать другие. В других чинах и обличиях ныне здравствуют Ноздревы, Чичиковы, Маниловы и Плюшкины. Да жива Русь, «птица-тройка». И не могут не послышаться, несмотря на неурядицы, «иные, доселе не бранные еще струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержия «. И хочется верить нам, россиянам, что пророческими окажутся слова писателя: «Подымутся русские движения… И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…»

Тема настоящей и будущей судьбы России — основная тема поэмы-романа. Страстно верил Гоголь в лучшее будущее России и беспощадно развенчивал «хозяев жизни», считавших себя создателями духовных ценностей и носителями высокой исторической мудрости. Образы чиновников и помещиков ничтожны и являются воплощением нравственного уродства.

Итак, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь вскрывает все недостатки и отрицательные стороны русской действительности, показывает, во что превращаются души людей. Горячо любя Россию и надеясь на ее возрождение, Гоголь хочет, чтобы люди, прочитавшие поэму, ужаснулись бы своей жизни и пробудились бы от мертвого сна. Это задача первого тома. Гоголь говорит о живой бессмертной душе России, описывая страшную действительность и рисуя перед нами в лирических отступлениях свой идеал русского народа. Перенести этот идеал в реальную жизнь Гоголь задумывал в последующих двух томах своего произведения. Но оживить мертвые души и показать переворот в душе русского человека, к сожалению, он так и не смог. Эта творческая трагедия Гоголя переросла в трагедию всей его жизни.

Источник

Что в поэме «Мертвые души» утверждает образ Руси-тройки?

Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(435 слов) «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя – одна из самых знаменитых русских поэм. Написанная в прозе, она по-особенному поэтична благодаря рассуждениям лирического героя, которые встречаются почти в каждой главе.

Рассуждение о «птице тройке» — лишь одно из многих лирических отступлений, данных автором в поэме «Мертвые души». Тем не менее, оно несет в себе особые мысли и чувства, которыми автор делится уже в самом конце произведения, подводя итоги. Именно оно завершает повествование первого тома поэмы, раскрывая перед читателем образ «бойкой необгонимой» русской тройки, которая, кажется, нигде не могла появиться, только как в России. И именно России посвящено это размышление.

Образ тройки в поэме неразделимо связан с образами дороги и необъятной русской земли, которая «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Россия для лирического героя – это постоянное движение, быстрая езда, вечное стремление куда-то вперед, в еще неясную даль.

В конце поэмы «неведомая сила» подхватывает и Чичикова, унося его неизвестно куда. На протяжении всей истории с радостью герой садится в русскую тройку. Он любит дорогу, любит быструю езду, когда вокруг мелькают мимо, не разбирая себя, необъятные просторы.

Движение тройки – это, без сомнения, символ, и в него вложены несколько значений. Конечно, тройка — это неумолимое движения России к Западу, отход от корней и патриархального уклада. Чичиков может быть назван одним из первых представителей нарождающегося «предприимчивого» класса. Не зря в конце тома читатель узнает историю жизни героя, летопись его души с самого рождения: что уродился он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», как наставляли его «береги и копи копейку», как сложилась служба его.

Однако невозможно сказать, что душа героя полностью порабощена материальным интересом. Чичиков — еще не мертвая душа. Он отзывчив, жаждет жизни и простора, в нем есть много хорошего. Не зря герой вызывает симпатию у многих читателей, а писатель не выносит ему приговора, направляя на путь очищения и новой, иной жизни (по сюжету второго тома).

Гоголь всю свою жизнь сердцем болел за родную Россию и не видел для нее капиталистического будущего. «Русь, куда ж несешься ты?» — вопрошает лирический герой, а вместе с ним и автор.

Но не только свой общественно-политический взгляд выразил Гоголь в этом образе, и прежде всего – не его. В «птице тройке» — необъятная любовь автора к своей стране, глубокое сопереживание ее земле и людям, гордость за нее. В «Мертвых душах» ни один герой не заслужил осуждения автора. Лишь мягким ироничным смехом отвечает писатель на молчание родной земли, предсказывая России великое будущее:

«Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Автор: Екатерина Озаровская

Что в поэме «Мертвые души» утверждает образ Руси-тройки?

В. Г. Белинский назвал поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души» «творением, выхваченным из тайника народной жизни, творением глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим. Надо было быть поэтом, чтобы написать такую поэму в прозе… русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова». Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «я» в ход повествования. Отступления, органично введенные в текст, помогают автору коснуться различных проблем и сторон жизни, сделать более полным описание героев поэмы. Гоголь иронически рассуждает о «счастливой паре» Маниловых, занимающейся угощением друг друга разными лакомствами и не замечающей вокруг нищеты и опустения, о «толстых» и «тонких»; о разнице между Коробочкой и светской дамой. Цель этих отступлений — обобщить образ, сделать его узнаваемым, нарицательным.

Особую роль в поэме играют биографические отступления. Биографии Гоголь описывает только у двух персонажей: Плюшкина и Чичикова. Оба героя выделяются на фоне других: Плюшкин — крайней степенью нравственной и физической деградации, а Чичиков — своей необыкновенной активностью.

Цель этих отступлений — показать, как формируются подобные характеры. Плюшкин — образ-предупреждение. Показывая разложение человеческой души, автор говорит о разрушительном действии времени на человека, который, как цветущий сад, может стать заброшенным, запустелым.

Чичиков — человек нового мира, борющийся за место под солнцем, за ним будущее. Гоголь и показал «всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глубину повседневных характеров», и высмеял их. Он, конечно, сознавал, что правдивый рассказ не всем придется по вкусу. Поэтому в поэме появляются рассуждения о писателях. Язык автора резко меняется, исчезает ирония, появляются «невидимые миру слезы».

Тема патриотизма и писательского долга получает дальнейшее развитие в конце поэмы, где Гоголь объясняет, почему он считает необходимым показать зло и обличить пороки. В доказательство автор приводит рассказ о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, разоблачающий тех писателей, которые не желают рисовать суровой действительности, которые «превратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало».

С темой писательского долга, патриотизма тесно связаны лирические отступления автора о России и народе. С потрясающей глубиной Гоголь изображает серую, пошлую крепостническую действительность, ее нищету и отсталость. Трагическая судьба народа особенно достоверно высвечена в образах крепостных людей, трактирных слуг.

Рисуя образ беглого крестьянина Абакума Фырова, возлюбившего вольную жизнь. Гоголь показывает вольнолюбивую и широкую натуру, которая не мирится с гнетом и унижением крепостной неволи, предпочитая ей трудную, но свободную жизнь бурлака. Гоголь создал подлинно героический образ русского богатыря, имеющий символический характер. России «мертвых душ», вечно закусывающей, играющей в карты, сплетничающей и строящей свое благополучие на злоупотреблениях. Гоголь противопоставляет лирический образ народной Руси. На протяжении всей поэмы утверждение простого народа как положительного ее героя сливается с прославлением Родины, с выражением патриотических суждений.

Писатель славит «живой и бойкий русский ум», его необыкновенную способность к словесной выразительности, удаль, сметливость, любовь к свободе. Когда автор обращается к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России, в авторской речи появляются грустные нотки, мягкая шутка, неподдельное лирическое одушевление. Писатель выразил глубокую надежду на то, что Россия поднимется к величию и славе. В поэме Гоголь выступил как патриот, в котором живет вера в будущее России, где не будет собакевичей, ноздревых, Чичиковых, маниловых… Изображая в поэме параллельно две Руси: поместно-бюрократическую и народную. Гоголь в последней главе «столкнул» их и тем самым еще раз показал их враждебность. Пламенно-лирическое отступление о любви и родине, о признании ее великой будущности:

«Русь! Русь. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе. Что пророчит сей необъятный простор. Русь. ». — прерывается грубым окриком фельдъегеря, скакавшего навстречу бричке Чичикова: «Вот я тебя палашом. »

Так повстречались и разминулись прекрасная мечта Гоголя и окружающая его безобразная самодержавная действительность. Важную роль в поэме играет образ дороги.

Сначала это символ человеческой жизни. Гоголь воспринимает жизнь как тяжелый путь, полный лишений, в конце которого его ждет холодное, неприютное одиночество. Однако писатель не считает ее бесцельной, он полон сознания своего долга перед Родиной. Дорога — это композиционный стержень повествования. Бричка Чичикова — символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только, реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому.

«Птица-тройка» — символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Но эта дорога — уже не жизнь одного человека, а судьба всего Русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее:

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства».

Мы видим, что авторские отступления помогают Гоголю создать полную картину действительности России и выразить убежденность, что Россию, обретшую свою силу в народе, ждет великое будущее.

Сочинение-рассуждение В чем символический смысл образа птицы-тройки в поэме Гоголя «Мертвые души»

1. Птица-тройка — тройка лошадей — символ России.

2. Создатель птицы-тройки — обычный крестьянин.

3. Быстрый полет птицы-тройки — устремление России вперед, надежды автора.

4. (при желании или нехватке слов стоит упомянуть замысел Н.В.Гоголя: 3 тома (ад, чистилище, рай), птица-тройка — переход к чистилищу.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» была создана, чтобы обличить, показать Россию со всех сторон, со всеми ее изъянами. Для этого автор использовал образы помещиков, чиновников и, собственно, самого главного героя — Чичикова. Но Россия — это не только «мёртвые души», взяточничество, фальшь, французские слова, в ней так же есть что-то особенное.

И читатель в этом убеждается, замечая в каждой главе лирические отступления писателя. Одним из таких является символичное отступление о птице-тройке, наполненное авторским патриотизмом. В чем же его смысл? Что такое птица-тройка?

Во-первых, прежде всего, птица-тройка — это тройка лошадей, на которой люди путешествовали и передвигались в те времена. Примером является Чичиков, делающий визит Манилову на своей тройке, кучером которой был Селифан. Традиционно за лошадьми сидел кучер, а за ним, в кибитки, его хозяин. Слово «традиционно» употреблено не просто так. Тройка — это традиция, символ Руси, поэтому все, что происходило с ней в поэме, можно приравнять к России. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Во-вторых, в произведении звучат следующие строки: «снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». По мнению Н.В.Гоголя, создателем тройки был обычный крестьянин. Это тоже является весьма символичным. Раз уж приравниваем птицу-тройку к России, то, получается, создателями и хранителями такой большой страны являются не правительство, не чиновники, не помещики, а обычные крестьяне — трудолюбивые, смелые, крепкие мужики.

В-третьих, в самом конце поэмы читатель видит слова Н.В.Гоголя о быстром полёте птицы-тройки, о её стремлении двигаться только вперёд. Автор пишет: «..летит мимо все, что ни есть на земле..». Эти слова можно рассмотреть как то, что все неприятности и беды будет лететь мимо России, ведь птица-тройка такая быстрая и ловкая, что её никто не догонит. Похожим образом было написано и про другие государства и народы. Они, завидя птицу-тройку, расступаются и дают ей дорогу, что показывает отношение Н.В.Гоголя к России. Россия ему дороже всех государств на Земле.

Таким образом, птица-тройка является объединяем России, тройки лошадей и дороги вперёд, в светлое будущее. Таков её смысл. Кроме того, образ птицы-тройки был нужен Н.В.Гоголю для выражение его позиции: хоть в России и не лучшее управление, но зато лучшая природа и лучший народ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *