образ царя ивана грозного
Характеристика Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича. «, образ, описание
«Песня про царя Ивана Васильевича. «. Иллюстрация И. Я. Билибина |
Поэма «Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является одним из самых известных произведений великого русского писателя и поэта М. Ю. Лермонтова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича. » Лермонтова: описание персонажа в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание поэмы
Характеристика Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича. » Лермонтова, образ, описание в цитатах
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Твоим братьям велю от сего же дня
Таков цитатный образ и характеристика Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова: описание персонажа в цитатах.
Образ Грозного в искусстве: семь знаменитых портретов царя
Первый венчанный царь Всея Руси, один из самых неоднозначных правителей на русском троне, великий завоеватель и деспотичный самодержец, блестящий государственный деятель и радикальный реформатор, жестокий тиран и мудрый просветитель… В истории он навсегда остался Грозным, не знавшим милосердия и пощады. Однако ни воспоминания современников, ни подробные жизнеописания не могут дать полного представления о том, каким на самом деле был Иоанн IV. Возможно, именно поэтому многие художники видели в образе правителя неиссякаемый источник вдохновения и пытались в своих произведениях приоткрыть завесу тайны его темной души. С 23 ноября в эфире канала «Россия 1» – масштабная историческая сага «Грозный». В ожидании премьеры предлагаем вам вспомнить самые яркие образы государя, созданные живописцами и скульпторами разных эпох.
До недавнего времени о внешности царя можно было судить лишь по обрывкам сохранившихся документов, многие из которых откровенно противоречили друг другу. Тем не менее большинство современников указывали на то, что в молодости Грозный был сухощав, имел высокий рост, хорошее телосложение и проницательный взгляд. При этом приятной наружностью правитель не отличался: длинный и загнутый нос, большие глаза, пышные усы и густая рыжеватая борода. Именно таким изобразил Ивана Васильевича неизвестный автор конца XVI – начала XVII века. Эта парсуна (жанр портрета, широко распространенный на Руси в XVII столетии) на сегодняшний день считается одним из самых ранних и достоверных образов самодержца.
Впрочем, современные представления об облике царя преимущественно связаны все же с произведениями художников XIX века, и среди них наибольшую известность получил портрет кисти Виктора Васнецова. Это, несомненно, один из самых торжественных и величественных образов Грозного. Живописец увидел в нем мудрого правителя и великого государственного деятеля. Иоанн IV изображен в полный рост, стоя на лестнице. Острым жезлом он опирается на красный ковер, словно символизирующий кровавый путь самодержавия на Руси. Кажется, в следующее мгновение он наступит на изображение двуглавого орла, и под его ногами окажется вся страна, управление которой далось ему такой страшной ценой…
А вот Григорий Седов решил написать Грозного не великим самодержцем и не сумасшедшим тираном, а любящим мужем возле молодой жены. На картине «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» царь изображен сидящим у изголовья кровати рядом со своей шестой супругой. По легенде, чтобы заполучить красавицу, Иван Васильевич приказал зарезать ее мужа. Однако уже через два года идиллии сам застал Василису с любовником. Точной информации о дальнейшей судьбе этой женщины нет: ее либо заточили в монастырь, либо похоронили заживо. Впрочем, некоторые ученые полагают, что на самом деле никакой Василисы в жизни правителя не было, и это всего лишь выдумки историков XIX века.
Среди наиболее известных скульптурных портретов Грозного – работа Марка Антокольского, который вознамерился увековечить черты царя в мраморе. Мастера интересовал не парадный образ, а внутреннее, психологическое состояние человека – мучителя и мученика. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, но в позе читается напряжение, а на лице – страх перед возможной изменой, подступающая старость и чрезмерный груз власти. Здесь и сосредоточенность, и раскаяние, и тяжелые мысли о будущем государства.
В 1961 году в Архангельском соборе Московского Кремля – усыпальнице великих князей – проводились реставрационные работы, и Министерство культуры СССР выдало разрешение на исследование захоронения Ивана Грозного. Работами руководил археолог и антрополог Михаил Герасимов, который впоследствии на основе изучения черепа и останков самодержца при помощи метода пластической реконструкции воссоздал его скульптурный портрет. «Перед нами грузный немолодой человек, с массивным полным торсом, сильной шеей, с лицом властным, умным, но жестким, достаточно неприятным, с брезгливой гримасой губ, вислым носом, массивным подбородком», – писал Герасимов.
До недавнего времени считалось, что именно это изображение царя наиболее достоверно передает его черты. Однако в 2017 году специалисты Государственного исторического музея совместно с сотрудниками Института космических исследований РАН представили уникальный прижизненный портрет Ивана Грозного, вытисненный на переплете царского экземпляра первопечатного «Апостола» 1564 года. Он был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра издания. Со временем рельеф практически исчез, его удалось восстановить лишь при помощи метода мультиспектральной съемки. На сегодняшний день этот образ – единственный подлинный прижизненный портрет легендарного правителя.
Имя Ивана Грозного давно стало синонимом жестокости без смысла и оправдания, однако именно благодаря силе его характера Россия смогла стать крупнейшей мировой державой. Какой ценой пришлось платить Иоанну за процветание своей страны? Попытка разобраться в истоках поступков правителя и разгадать тайну его личности – в новой масштабной исторической драме «Грозный». Не пропустите грандиозную премьеру в эфире канала «Россия 1» 23 ноября, в 21:20.
Образ Грозного в искусстве: семь знаменитых портретов царя
Для истории он навсегда остался Грозным, не знавшим милосердия и пощады. Однако ни воспоминания современников, ни подробные жизнеописания не могут дать полного представления о том, каким на самом деле был царь Иоанн IV. Возможно, именно поэтому его образ стал неиссякаемым источником вдохновения для многих художников. Вспомним самые известные их произведения.
Первый венчанный царь Всея Руси, один из самых неоднозначных правителей на русском троне, великий завоеватель и деспотичный самодержец, блестящий государственный деятель и радикальный реформатор, жестокий тиран и мудрый просветитель… В истории он навсегда остался Грозным, не знавшим милосердия и пощады. Однако ни воспоминания современников, ни подробные жизнеописания не могут дать полного представления о том, каким на самом деле был Иоанн IV. Возможно, именно поэтому многие художники видели в образе правителя неиссякаемый источник вдохновения и пытались в своих произведениях приоткрыть завесу тайны его темной души. С 23 ноября в эфире канала «Россия 1» – масштабная историческая сага «Грозный». В ожидании премьеры предлагаем вам вспомнить самые яркие образы государя, созданные живописцами и скульпторами разных эпох.
До недавнего времени о внешности царя можно было судить лишь по обрывкам сохранившихся документов, многие из которых откровенно противоречили друг другу. Тем не менее большинство современников указывали на то, что в молодости Грозный был сухощав, имел высокий рост, хорошее телосложение и проницательный взгляд. При этом приятной наружностью правитель не отличался: длинный и загнутый нос, большие глаза, пышные усы и густая рыжеватая борода. Именно таким изобразил Ивана Васильевича неизвестный автор конца XVI – начала XVII века. Эта парсуна (жанр портрета, широко распространенный на Руси в XVII столетии) на сегодняшний день считается одним из самых ранних и достоверных образов самодержца.
Впрочем, современные представления об облике царя преимущественно связаны все же с произведениями художников XIX века, и среди них наибольшую известность получил портрет кисти Виктора Васнецова. Это, несомненно, один из самых торжественных и величественных образов Грозного. Живописец увидел в нем мудрого правителя и великого государственного деятеля. Иоанн IV изображен в полный рост, стоя на лестнице. Острым жезлом он опирается на красный ковер, словно символизирующий кровавый путь самодержавия на Руси. Кажется, в следующее мгновение он наступит на изображение двуглавого орла, и под его ногами окажется вся страна, управление которой далось ему такой страшной ценой…
А вот Григорий Седов решил написать Грозного не великим самодержцем и не сумасшедшим тираном, а любящим мужем возле молодой жены. На картине «Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» царь изображен сидящим у изголовья кровати рядом со своей шестой супругой. По легенде, чтобы заполучить красавицу, Иван Васильевич приказал зарезать ее мужа. Однако уже через два года идиллии сам застал Василису с любовником. Точной информации о дальнейшей судьбе этой женщины нет: ее либо заточили в монастырь, либо похоронили заживо. Впрочем, некоторые ученые полагают, что на самом деле никакой Василисы в жизни правителя не было, и это всего лишь выдумки историков XIX века.
Среди наиболее известных скульптурных портретов Грозного – работа Марка Антокольского, который вознамерился увековечить черты царя в мраморе. Мастера интересовал не парадный образ, а внутреннее, психологическое состояние человека – мучителя и мученика. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, но в позе читается напряжение, а на лице – страх перед возможной изменой, подступающая старость и чрезмерный груз власти. Здесь и сосредоточенность, и раскаяние, и тяжелые мысли о будущем государства.
В 1961 году в Архангельском соборе Московского Кремля – усыпальнице великих князей – проводились реставрационные работы, и Министерство культуры СССР выдало разрешение на исследование захоронения Ивана Грозного. Работами руководил археолог и антрополог Михаил Герасимов, который впоследствии на основе изучения черепа и останков самодержца при помощи метода пластической реконструкции воссоздал его скульптурный портрет. «Перед нами грузный немолодой человек, с массивным полным торсом, сильной шеей, с лицом властным, умным, но жестким, достаточно неприятным, с брезгливой гримасой губ, вислым носом, массивным подбородком», – писал Герасимов.
До недавнего времени считалось, что именно это изображение царя наиболее достоверно передает его черты. Однако в 2017 году специалисты Государственного исторического музея совместно с сотрудниками Института космических исследований РАН представили уникальный прижизненный портрет Ивана Грозного, вытисненный на переплете царского экземпляра первопечатного «Апостола» 1564 года. Он был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра издания. Со временем рельеф практически исчез, его удалось восстановить лишь при помощи метода мультиспектральной съемки. На сегодняшний день этот образ – единственный подлинный прижизненный портрет легендарного правителя.
Имя Ивана Грозного давно стало синонимом жестокости без смысла и оправдания, однако именно благодаря силе его характера Россия смогла стать крупнейшей мировой державой. Какой ценой пришлось платить Иоанну за процветание своей страны? Попытка разобраться в истоках поступков правителя и разгадать тайну его личности – в новой масштабной исторической драме «Грозный». Не пропустите грандиозную премьеру в эфире канала «Россия 1» 23 ноября, в 21:20.
Грозный царь (образ царя Ивана IV в художественной литературе)
25 августа 1530 г. в селе Коломенское под Москвой был рожден Иван IV Васильевич, прозванный в последствии Грозным.
История России не знала правителя, который по своим заслугам перед государством мог бы сравниться с первым русским царем Иваном IV Васильевичем, представителем славной династии Рюриковичей. Ни один из русских царей, правивших после Ивана Грозного, не сделал для российского государства больше, чем он. Многообразная и противоречивая по результатам деятельность Ивана IV наложила заметный отпечаток на время его правления: мы говорим «эпоха Ивана Грозного». И даже в последние десятилетия, когда детально изучаются факты социально-политической истории времени Ивана Грозного и соответственно происходит процесс переосмысления и переоценки многих исторических явлений, образ Ивана Грозного в определенной мере остается как бы воплощением России той поры.
Насыщенная драматическими событиями жизнь царя Ивана IV интересовала многих. Русский историк и литератор Карамзин Н. М. писал в 1814 году о своей работе над «Историей государства Российского»: «Оканчиваю Василья Ивановича (описание времени и правления Василия III (1505–1533) – отца Ивана Грозного) и мысленно смотрю на Грозного. Какой славный характер для исторической живописи! Жаль, если выдам историю без сего любопытного царствования! Тогда она будет как павлин без хвоста». Созданный Карамзиным противоречивый и зловещий образ Ивана Грозного прочно вошел в сознание. Этот образ повторялся в лучших произведениях исторической художественной литературы дореволюционной поры: в лермонтовской «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в «Князе Серебряном» А. К. Толстого и в первой части его драматической трилогии-трагедии «Смерть Иоанна Грозного», в операх Римского-Корсакова и в воплощении роли царя Шаляпиным, в наиболее впечатляющих памятниках изобразительного искусства – творениях скульптора Антокольского, живописцев Шварца, Репина, Васнецова.
Предлагаем взглянуть на личность Ивана IV Грозного глазами авторов художественных произведений, написанных в середине XX – начале XXI вв. Представленный обзор книжных изданий включает в себя произведения авторов, отражающих разную точку зрения на личность государя всея Руси и создавших разный образ первого русского царя Ивана Грозного в художественной литературе.
Русский советский писатель В. И. Костылев (1884-1950) знаком читателям, в первую очередь, по своей знаменитой трилогии «Иван Грозный», написанной в течение 5 лет (1943-1947 гг.). Творческий путь В. И. Костылева начался еще в 1903 году, но «Иван Грозный» по праву является вершиной его творчества. За эту книгу автор получил в 1948 году Сталинскую премию второй степени.В трилогии «Иван Грозный» (1-я кн. – «Москва в походе», 1943 г.; 2-я кн. – «Море», 1946 г.; 3-я кн. – «Невская твердыня», 1947 г.) обрисована роль Ивана IV в образовании Русского централизованного государства. Существуют мнения, что образ Грозного идеализирован, он изображен царем, все дела которого подчинены интересам народа; здесь не нашло достаточного отражения происшедшее в период царствования Грозного закрепощение крестьянства. Чрезвычайную жестокость и крайнюю неуравновешенность царя автор оправдывает внешними обстоятельствами. Это спорный вопрос. У каждого читателя сложится свое собственное представление об образе московского царя Ивана IV Грозного. Иван Грозный показан В. Костылевым во всем противоречии достоинств и недостатков, присущих живому человеку, а не лубочному злодею.
Для тех, кто впервые будет знакомиться с книгой, нужно сказать, что роман охватывает далеко не весь период правления Ивана IV. Акцент сделан на двух периодах: первый – с 1557 по 1567 годы, второй – с 1580 по 1584. В первой книге – «Москва в походе» рассказывается о том, как развивалось Русское государство после покорения Казанского и Астраханского татарских ханств, о борьбе с Ливонией, Польшей, Швецией, Германией за выход Руси к Балтийскому морю. Писатель описывает сражения русских войск и освобождение оккупированных ранее иноземцами русских городов Нарвы, Дерпта (Юрьева), Полоцка, других населенных пунктов и крепостей. Во второй книге – «Море» отражена жизнь Руси в 1560-1567 годы, в период укрепления её государственности, жестокого подавления царем междоусобия и измены бояр, появления опричнины и борьбы за укрепление влияния Русского государства на Балтике. Писатель детально излагает мирные переговорные процессы с посольствами иностранных государств – Польши, Англии, Германии; привлечение царем Иваном IV к обеспечению охраны и сопровождения русских торговых судов в Балтийском море корсара, приговоренного несколькими странами к смерти, датчанина германского происхождения легендарного Карстена Роде. Третья, заключительная книга – «Невская твердыня» посвящена последнему периоду жизни царя Ивана IV с 1567 по 1584 годы. Это было время потери Русским государством практически всех завоеваний в Ливонии; легендарной защитой Пскова в 1581 году от польско-литовских войск короля Стефана Батория. Автор романа повествует о посольстве дьяка Леонтия (Истомы) Шевригина к Римскому Папе Григорию XIII и к германскому цесарю Рудольфу, снаряженном царем Иваном в 1580 году с целью склонить их к посредничеству в мирных переговорах Руси и Польши. Писатель рассказывает также об основании по указу Ивана IV на берегах Северной Двины города-крепости Архангельска.
В. И. Костылев в своем творчестве проявил себя блестящим историком и психологом, истинным знатоком «человеческих душ». С каким трагизмом описывает он сцены: убийства в ярости Иваном Грозным своего сына Ивана; запоздалого раскаяния царя перед его смертью в своих необузданных поступках, приведших к гибели многих невинных бояр, дворян, военачальников и простых людей. На протяжении всего романа – трилогии писатель красочно со всеми подробностями рассказывает о том, как складывалась жизнь беглых от боярина Никиты Колычева холопов Андрея Чохова, ставшего знаменитым литейщиком – пушкарем, и его приятеля Герасима Тимофеева, сотника стрелецкой пограничной стражи. Вывод автора однозначен – царь Иван IV Васильевич Грозный со всеми его недостатками, изъянами и пороками, остается выдающимся прогрессивным государственным и политическим деятелем Средневековья, немало сделавшим для укрепления Русского государства.
Не менее фундаментален другой роман-дилогия «Белый царь — Иван Грозный». Его автор, А. А. Тамоников – современный российский писатель. В прошлом – военнослужащий, принимал участие в боевых действиях. Литературным творчеством А. Тамоников увлекся в 2001 году. Своим читателям знаком как создатель более 50-ти романов приключенческого, детективного и военно-политического жанров, ставших бестселлерами и вышедших миллионными тиражами. Роман-дилогия «Белый царь — Иван Грозный» издан в 2014 году [«Белый царь» – прозвание, которое давалось восточными народами (тюркскими и монгольскими) русским царям начиная с Иоанна Грозного]. В этой книге автор попытался показать правление первого русского царя, основываясь главный образом на логике всех событий времен царствования Ивана Васильевича.
Роман «Белый царь» представляет собой литературно-художественное произведение, и поэтому исторические факты в нем тесно переплетены с авторским воображением. В текст включены персонажи вымышленные, но олицетворяющие те или иные сословия, сложившиеся на Руси в XVI веке. Здесь описаны и события, которые не запечатлены в истории становления Российского государства, но могли иметь место на разных этапах периода царствования Ивана IV. В предисловии к своему роману автор поясняет, что в романе сознательно изменены названия некоторых городов, сел, деревень. В незначительной степени смещены даты событий, упрощены способы и порядок доставки грамот, донесений, сообщений с окраин в столицу государства. Это сделано исключительно в целях создания целостности произведения и облегчения восприятия читателем текста романа. А текст читается легко, язык романа доходчив и прост.
Роман в 2-х книгах представляет собой беспристрастное жизнеописание без устоявшихся штампов о царе-тиране. Книга 1-я – это главы о детстве будущего царя, очень ранней потере родителей (отца – Великого князя Василия III и матери Великой княгини Елены Глинской), борьбе бояр за опекунство над Иваном IV. Эта часть романа помогает понять истоки формирования противоречивого, взрывного характера Ивана IV. Книга 2-я повествует о взрослении, возмужании Ивана, укреплении его власти, расширении территории государства, успешном проведении политических, экономических военных реформ. Читатель найдет здесь главы, рассказывающие об осаде и взятии Полоцка, о причинах создания опричнины, противостоянии царя всея Руси и боярской Думы, сожжении Москвы в 1571 г., битве при Молодях. Иван IV не показан монстром, как обычно его представляют. Он умный, рассудительный, выдержанный, ничего не делающий зря. Властный, непредсказуемый, прозорливый самодержец, пожалуй, впервые представляется читателям живым, ранимым, страдающим человеком, который взвалил на себя величайшую ответственность за судьбу родины.
Описания походов, быта, психологического состояния не перегружены размышлениями автора, продолжительными лирическими отступлениями. Роман рассчитан на современного читателя – максимум информации близкой к правде. Роман не претендует на истину в последней инстанции. Насколько он удался, решать читателям.
Роман «Лета 7071» вышел из печати в 1979 г. Он имел большой успех и не раз переиздавался. Время действия исторического романа русского писателя В. Полуйко – тревожные годы кануна опричнины. Это период больших побед русского войска в Ливонской войне, период подготовки к осаде и взятие города-крепости Полоцка и вместе с тем время особой напряженности внутриклассовой и межклассовой борьбы, активной деятельности аристократической оппозиции российскому самодержавию. Действие романа ограничено формально 1562-1563 годами, то есть 7071 годом по старорусскому летосчислению, когда год начинали не с января (как с 1700 года), а с сентября и отсчет годов вели не от «рождества Христова», а от не менее легендарной даты «сотворения мира» (за 5508 лет до «рождества Христова»). Перед читателями предстает широкая картина Россия XVI столетия.
Широк и круг действующих лиц – не только Иван Грозный и его окружение, но и воины, посадские люди, боярская челядь, крестьяне, их действия и мысли, царский дворец и военный лагерь, боярская усадьба и монастырская келья, московский посад и далекая деревенька. Здесь и повседневный быт разных прослоек русского общества, и торжественность ритуала дворцового обихода, жестокость жизни и ее праздничная сторона. Автору удалось создать впечатляющие образы не только царя Ивана, но и некоторых известных его современников: первопечатника Ивана Федорова, бояр Мстиславского, Челяднина-Федорова, Басманова, княгини Старицкой, архимандрита Левкия, дьяка Василия Щелкалова, Малюты Скуратова.
Благодаря отсутствию тяжеловесных описаний талантливый роман Валерия Полуйко читается легко. Помогает этому и легкий, утонченный юмор. Этот роман с удовольствием читают люди разного возраста, разных интересов и профессий.
Период кануна опричнины охватывает и роман А. Ананьева «Лики бессмертной власти. Царь Иоанн Грозный». Читатель может сравнить созданный образ Ивана Грозного в этом романе и в романе В. Полуйко. Структура романа, изданного в 1993 г., созвучна проблемам, волнующим сегодня наше общество. Вечные проблемы – власть и общество, власть и нравственность, власть и религия, нравственные представления и образ жизни и мысли, менталитета, как мы сейчас говорим, персонажей – писатель рассматривает в романе через систему сложных взаимоотношений и размышлений реальных исторических персонажей. Автор показывает государя в окружении ближайших сподвижников: Алексея Басманова с сыном, Афанасия Вяземского, Василия Грязного, Малюты Скуратова-Бельского.
Художественная особенность романа – это духовное восприятие мира, господство внутренних монологов персонажей, они – главный двигатель развитая содержания. Это отличает роман от обычных исторических хроник, где основу сюжета составляет описание событий, действий героев. Эта книга для людей, размышляющих сегодня о судьбах России, о ее прошлом, настоящем и будущем. Словом, роман для серьезного, вдумчивого чтения.
Историко-приключенческий роман «Тайна трёх государей» Д. Миропольского для тех, кто любит приключения. Дмитрий Владимирович Миропольский – известный российский писатель, лауреат национальной литературной премии «Золотое перо Руси» (2017 г.), победитель ежегодного литературного конкурса «Книга года: Сибирь – Евразия» с романом «Тайна трёх государей» (2017 г.). Д. В. Миропольский долгое время искал себя. Его привлекало творчество, поэтому он выступал как эссеист, художник-график, драматург, руководитель театров и т.д. В области литературы он известен, как автор множества исторических романов и пьес для разных возрастных категорий. Книга, вышедшая из печати в 2017 г., стала бестселлером. «Тайна трёх государей» продолжает лучшие традиции произведений Александра Дюма, Умберто Эко и Дэна Брауна – при всей разнице перечисленных авторов. Это одновременно историко-приключенческий роман, лихой детектив, политический триллер и даже философский трактат – для такого сплава жанров существует название «инфотейнмент»: развлечение с информацией, тюнинг читательских мозгов.
Действие увлекательного сюжета разворачивается в современном Санкт-Петербурге. Молодой ученый рассказывает случайному знакомому, отставному майору, про исследование, посвященное сходству биографий и деятельности трех российских государей – Ивана Грозного, Петра Первого и Павла. Но оказывается, историк потревожил гораздо более древнюю тайну, которую пытаются разгадать уже 2600 лет. Историк и майор вынуждены скрываться от преследователей – мистического ордена и секретных служб. Автор приглашает читателей следить за масштабным расследованием хитросплетений российской и мировой истории, за опасными и увлекательными приключениями героев, балансирующих на грани жизни и смерти, встречающих дружбу и предательство, запутавшихся в клубке исторических парадоксов – и в конце концов открывающих величайшую тайну всех времен, которую хранили библейские пророки, апостолы и три российских государя.
Совершенно точно известно, что Иван Грозный был глубоко верующим человеком, понимал Дух царской власти, как Богоданной; был очень умен, расчетлив, ехиден, хладнокровен и смел. Царь был поразительно начитан, имел обширную память, любил петь и сочинял музыку. Иван IV прекрасно владел пером, оставив богатое эпистолярное наследие, любил участвовать в религиозных диспутах. Царь сам разбирал тяжбы, работал с документами, не выносил гнусного пьянства. Современный читатель почувствует атмосферу XVI века, обратившись к «Посланию Ивана Грозного игумену Кирилло-Белозерского монастыря». «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» было написано Иваном IV в сентябре 1573 г. в ответ на грамоту игумена Козьмы и братии Кирилло-Белозерского монастыря в связи с конфликтом между двумя влиятельными монахами: Ионой, в миру Иваном Васильевичем Шереметевым, и Варлаамом, в миру Василием Степановичем Собакиным.
В своем послании Иван Васильевич ставит важный для своего времени вопрос об обмирщении и праздности монастырей. Он резко обличает братию Кирилло-Белозерского монастыря за то, что она не может справиться с присланными в монастырь опальными боярами, которые пытаются установить там свой образ жизни. Удивительно конкретное и образное «Послание Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь» 1573 года стало частью его литературного наследия. Недаром академик Д. С. Лихачев отмечал: «Это — по-настоящему русский писатель».
Почитать об Иване Грозном вы можете в изданиях из фонда нашей библиотеки
Обзор подготовлен информационно-библиографическим отделом