образ учителя в истории педагогики
Образ учителя в истории педагогики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагог – это специалист, занимающийся профессиональным обучением и воспитанием.
Педагог является важным звеном педагогической системы. Он занимается профессиональной деятельностью в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Это говорит о значимости его личности и его профессиональной роли в современном обществе и его развитии во всех направлениях.
Роль педагога, его образ формировался в течение всего исторического периода становления педагогики и ее утверждения в качестве научной отрасли. Этот образ имел различия в разные исторические периоды.
Образ педагога в педагогике Древнего мира
Рассмотрим представления об учителе и его деятельности в древности:
Образ педагога в эпоху Средневековья
Педагогическая мысль Средневековья сводилась к обучению и воспитанию детей в домашних условиях. Педагог выполнял роль наставника, а порой, даже няни. При этом, учитель не считался важной личностью и его деятельность совершенно не ценилась.
Образ учителя и его функциональная роль, в данный период, сводятся к следующим характеристикам:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, образ педагога в Средневековье представляет собой жалкую картину: низкий уровень образованности, интеллекта, низкий социальный статус, низкий заработок и низкий уровень жизни.
Образ педагога в середине XVII века
Данный период связан с утверждением педагогики в качестве научного знания. Происходит утверждение педагогики в статусе самостоятельной науки и в общественном сознании складывается определенный образ педагога.
Образ педагога в данный период характеризовался наличием у него нравственных качеств и ориентиров жизнедеятельности: как профессиональной, так и личной.
В данный период активно развиваются идеи гуманистического воспитания и развития подрастающего поколения. Они предъявляют особые требования к образу учителя:
Следует отметить, что акцент в ту пору делался на личностных качествах педагога. Его профессионализму, знаниям и навыкам педагогической деятельности, фактически, не уделялось внимания.
Пересмотр образа личности педагога и его роли начинается в конце XVII века. В период правления Петра I происходит изменение взглядов на образ русских педагогов и начинается активное внедрение учителей из зарубежных государств.
Происходит открытие профессиональных школ, в которых готовились профессиональные педагоги, ориентированные на выполнение своих функций в системе светского образования. Это приводит к потери силы религиозного образования и акцентированию внимания на профессиональных качествах педагогов.
Стоит отметить, что на протяжении всей истории педагогики образ педагога был неоднозначным. С одной стороны, учителями были талантливые личности, обладающими обширными знаниями и навыками, способными к воспитанию и обучению подрастающего поколения, а с другой стороны, учителя были самоучками. Они не имели должных знаний и навыков педагогической деятельности, не имели представлений об основах организации обучения и воспитания и пытались научить детей чему-то, применяя розги, наказания, принуждения. При этом, педагог всегда представлялся обществу, как мастер, который обладает определенными знаниями и навыками и может научить подрастающее поколение основам жизнедеятельности, передать им опыт жизни и деятельности предшествующих поколений.
Научная статья по истории педагогики (Образ учителя в средневековой Европе)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель истории и обществознания, МАОУ «Гимназия № 42»
(научный руководитель – Васютин Сергей Александрович, д.и.н, зам. зав. кафедрой Всеобщей истории и международных отношений, Кемеровского государственного университета), г. Кемерово
Учитель в средневековой школе в Западной Европе XII — XIV веков
(опубликованн а я научная статья)
Каков был образ учителя в средневековой Западной Европе. Во-первых, он был неоднозначен, на что указывают нам источники. Гвиберт Ножанский в «Трех книгах своей жизни», рассказывает нам, что учителя в городе, а тем более в селе, было найти очень сложно, при том, знания учителей оставляли желать лучшего – «эти [ учителя ] были столь слабы в науке, что их невозможно и сравнивать с теми грамотеями, которые ныне странствуют по селам» [5].
Автор данной статьи считает, что широкий перечень исторических источников не дает нам право сомневаться в том, что быть учителем в средние века в Западной Европе было очень тяжело. Полунищенское существование вкупе с титаническим трудом педагога, говорит нам о том, что в большинстве случаев люди становились учителями не по своей воле. Петр Абеляр в своей работе «История моих бедствий» описывает учительскую среду в Париже. Из этого произведения можно сделать вывод, что ни о какой корпорации учителей, наподобие университетских, в Иль-де-Франс, не может быть и речи. Учителя – это конкуренты, за учительскую славу, расположение учеников, победу в диспутах. Учителя не просто не помогали друг другу, а наоборот старались ухудшить положение другого, что бы завоевать его место и аудиторию [1].
Учителем мог стать любой грамотный человек, освоивший хотя бы программу тривиума (грамматика, диалектика, риторика). Много было учителей среди студентов, в том числе и не доучившихся до магистерской степени, но встречались и магистры. Учитель мог работать в городских (внешних) школах, латинских школах, обучать ученика на дому, прототип современного репетиторства, а также открыть свою частную школу. Но для этого требовалась – «лиценция» канцлера собора, либо аббата близлежащего монастыря [9]. Жалование учителя было более чем скромное, о чем подробно говорилось выше. Работа же напротив была очень тяжелой, ведь помимо учебного процесса, учитель должен был разбирать и решать споры и конфликты своих учеников, то есть заниматься воспитательным процессом.
Каким должен быть хороший учитель. Очевидно, что учитель должен крепко владеть преподаваемым материалом, быть умным, иметь учительский опыт, красиво говорить и иметь честную репутацию. Подтверждает данную точку зрения Винсент из Бове, который говорит, что от учителя следует требовать, прежде всего, пять качеств, а именно талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания [4]. Ум учителю нужен, что бы он умел правильно выбрать христианские авторитеты. Честная жизнь придает учителю авторитет, и заставляет подчиниться учеников этому авторитету, «краток и убедителен путь примеров» говорит Сенека в письме к Луцилию [3, с. 113]. Знания нужны, так как учитель не может учить, не имея знания сам. Красноречие учителю необходимо, что бы ученики могли долго его слушать, ведь лекция учителя могла длиться более нескольких часов. И опыт преподавания также необходим, без него учитель будет бояться ученика, а такое не допустимо, ведь существовала непреложная истина, в которой ученик полностью подчиняется учителю, о чем говорит, например, Винсент из Бове «ученик смиренно учителю подчинись» [4]. Ведь без умения подчиняться, нельзя научиться умению руководить.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что по большей части положение учителя в средневековой Западной Европе, за исключением Испании, было достаточно низким. Денег платили мало, требовали же наоборот очень много. Несмотря на все трудности, учитель должен был быть примером для своих учеников. Он должен был не только обучать их наукам, но и воспитывать их, в том числе и с помощью телесных наказаний. Большинство практиковавших педагогов средневековья с ужасов вспоминали свой учительский опыт, лишь немногие искренне любили свое учительское ремесло, например Петр Абеляр. Стоит отметить, что учителя, работающие в латинских (грамматических) школах, и учителя, открывшие частные школы жили значительно лучше и богаче, нежели учителя обычных городских (внешних) школок.
1. Абеляр Петр. История моих бедствий. – М.: ИФРАН, 2011. – 128 с.
3 . Безрогов В.Г., Варьяш О.И. Антология педагогической мысли христианского средневековья. – Т. 2 – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 400 с.
Как менялся образ учителя в России с царских времён до наших дней: большая подборка фото
Профессия педагога является одной из самых важных во все времена. Ведь именно первый учитель играет важную роль в жизни ребёнка и влияет на формирование будущей личности. Наставник не только даёт необходимые знания, но и воспитывает в ребенке моральные и нравственные качества, принципы поведения, а также формирует взгляд на жизнь.
Если проследить образ учителя в России по фото и историческим фактам на протяжении нескольких столетий, то можно увидеть одну закономерность — времена менялись, а роль педагога в жизни каждого человека неизменно оставалась важна.
В царской России фигура учителя воспринималась через образ наставника и примера для подражания.
Особенно любили приглашенных учителей из-за границы. Зарубежные педагоги обучали русских детей языкам, точным наукам, манерам.
Заграничные коллеги наших педагогов считались более образованными, а, следовательно, и знания их считались более ценными. К сожалению, не все они должным образом исполняли свой долг. С виду обеспеченные и интеллигентные преподаватели очень часто оказывались ненадёжными и безответственными.
Отечественные же педагоги получали меньше своих иностранных коллег, хотя порой уровень знаний у них был выше. Да и до детей информацию им донести было намного легче.
Но что поделаешь, в то время была мода на всё иностранное, в том числе и на образование и учителей. Кто побогаче, старались своим детям выписать педагога из-за рубежа.
От работы учителя во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценности будут присутствовать в мировоззрении детей. Октябрьская революция внесла свои коррективы не только в общественные отношения и народные настроения, но и в систему образования: оно стало более доступным.
Педагоги были уже чисто российского происхождения. С особым усердием они учили своих подопечных, строго спрашивали с учеников пройденный материал.
С особым терпением преподаватели учили детей из простых семей и не только малышей, но и взрослых.
Первые послереволюционные годы соединили в себе направленность на «трудовую школу» и идеи «свободного» воспитания.
Учителя были примерами всесторонне развитых личностей, которые на своём примере старались привить тягу к знаниям своим ученикам.
Главной концепцией, которой следовал педагог, было подготовить детей к будущей работе, а также привить им на своём примере любовь к труду и свободе.
Однако на каждом историческом отрезке времени учителя меняются. Ценности и мировоззрение в обществе сменяются. Это откладывает определённый отпечаток на требования к педагогу, на его отношения с учениками и другими людьми. Особенно это заметно в советские годы.
На образ учителя в этот период оказывает внутренняя политика государства.
В период СССР он представляет собой передового представителя народа.
Практически не подверженный критике педагог в советское время имел образ государственного человека. Учитель считался идеальным образом для подражания.
В советские годы деятели образования боролись за каждого ученика, не важно, ребёнок он или взрослый, решивший наверстать упущенное в детстве.
Каждый педагог болел своей профессией и считал долгом привить каждому любовь к Родине и к знаниям.
Во время СССР образ учителя был необыкновенно прекрасен. Профессия эта была особо почётной.
Главной задачей педагога было вдохновлять людей к новым знаниям, чтобы ученикам хотелось брать пример со своих учителей.
Конечно же, не всё так идеально, и в советские годы были исключения. Не все педагоги преследовали высокие цели. Но в целом они обладали высокими моральными качествами.
Любовь к детям, преданность своему делу, активная гражданская позиция — это главные отличительные черты педагогов XX века.
Значимость учительского труда зависит напрямую от ценности образования в обществе. Время идёт, всё изменяется и общество в том числе. Переход России в новую экономическую формацию не поменял нравственный образ педагога.
Однако статус учителей в обществе претерпел заметные изменения. Труд педагогов стал малооплачиваемым.
Уважения к учителям стало меньше. Образование в новом столетии воспринимается не как что-то «высокое», а как само собой разумеющееся, бытовая услуга.
Но надо сказать, что нравственный образ деятелей образования со времён Советского Союза изменился не слишком сильно.
Главными качествами в преподавательской деятельности по-прежнему остались любовь к детям и к своей профессии.
Тяга к знаниям и постоянное самосовершенствование — вот главные черты, которые характеризуют современных педагогов.
Общество должно проникнуться уважением к ним, признать их значимость в жизни подрастающего поколения. Ведь именно учителя помогают нашим детям своим примером понять, как вести себя в современном мире.
Образ учителя в российской культуре: от СССР до наших дней
Александра Бакутина
Иллюстрация: Юлия Замжицкая
2023 год объявлен в России Годом педагога, учителя и наставника — это показатель того, что фигура учителя снова становится знаковой в российском обществе. К сожалению, так было не всегда. «Педсовет» решил проследить, какими представляли педагогов в отечественных кино и книгах — от советской эпохи до современности.
Учитель в СССР: образец для подражания
С 1960-х годов в СССР практически любое кино, ориентированное на детей 12-16 лет, обязательно отражало школьную жизнь и будни учителей.
В советское время профессия учителя считалась престижной: педагог был человеком авторитетным и уважаемым. Он учил и воспитывал согласно государственным ценностям, идеологии, но при этом с душой и энтузиазмом относился к своему делу. К учителям — строгим или мягким, но любящим и болеющим за своих учеников — шли за советом, делились с ними личным и сокровенным.
Трепетное отношение к педагогам можно увидеть в таких фильмах, как «Доживем до понедельника» (1968),»Большая перемена» (1972), «Внимание, черепаха!» (1969), «Весна на Заречной улице» (1956), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988).
«Доживем до понедельника» (1968). Илья Семёнович, несмотря на внешнюю строгость и требовательность, готов с жаром защищать своих учеников. Он старается сделать уроки интересными и полезными, а для ребят он — человек, на которого нужно равняться.
На страницах художественной литературы педагоги — тоже пример для подражания. В таких произведениях, как «Уроки французского» (1973) В. Распутина, «Первый учитель» (1962) Ч. Айтматова, «Жизнь и приключения чудака» (1981) В. Железнякова, учителя — не просто «трансляторы» знаний, а интеллигентные, тонкие, чуткие наставники.
1990-е годы: неудачник
После распада СССР, в 1990-е — время преступности, вседозволенности, жажды наживы и лучшей жизни — складывается образ учителя-неудачника: человека, который работает в школе только потому, что не смог найти себя в новой реальности. Такой учитель обижен на весь мир: он ведет уроки за копейки, получая взамен нервную работу и неуправляемых подростков.
Из «светоча знаний» и «образца человека» учитель превратился в носителя никому не нужных моральных ценностей, «интеллигента», который не умеет жить.
Жизнь учителей и школьные проблемы постперестроечных 1990-х показаны в молодежном сериале «Простые истины» (1999-2003). Создатели сериала показывают педагогов, не идеализируя их, — это люди со своими проблемами, достоинствами и недостатками. Ученики часто оказываются опытнее взрослых в житейских вопросах — о «новых принципах жизни» учителя узнают от детей. Герои короткометражек С. Багирова «Равноправие» (1993) и «Рыпкина любовь» (1993) гиперболизированно демонстрируют негативные стороны педагогов: лицемерие, пассивность, глупость. В «Рыпкиной любви» образы учителей доведены до ничтожности.
В. Сорокин в рассказах «Сергей Андреевич», «Поминальное слово» (оба — 1998 год) изображает учителя с иронией. Это человек, который учит детей сентиментальным восторгам и одновременно — хищническому отношению к природе. Он не видит в этом противоречия, потому что уверен, что учить следует и тому, и другому. Педагог, потерявший ориентиры, смог вызвать у детей приязнь и любовь, но не смог вложить в них духовность, воспитать моральные качества.
2000-е годы: маргинал
Опасное время прошло, а вопросы остались. Взгляд на учителя и преподавание изменился, но не в лучшую сторону.
Учитель в этот период — изгой, отщепенец, шукшинский «чудик». Он не умеет обманывать, приспосабливаться, зарабатывать деньги. Такое поведение не вписывается в нормы времени, и педагог становится хранителем того, что уже не нужно ученикам, противоречит устройству нового мира.
Хорошо раскрывается образ учителя того времени в фильмах «Все умрут, а я останусь» (2008), «Розыгрыш» (2008), сериале «Школа» (2010). Педагоги уже не пытаются раскрыть перед учениками мир знаний, так как это вызывает лишь насмешки, отрицание и оскорбления в их адрес. Они слишком сильно отстали от современности, запутались в собственной жизни и потому, по мнению детей, не достойны доверия и уважения.
Ставший классикой роман А. Иванова «Географ глобус пропил» (2003) отражает тягостное положение учителя и жестокое отношение к нему учеников. Главный герой Служкин идет в школу только потому, что больше работать негде, а содержать семью нужно. Он не знает, как построить правильные отношения с девятиклассниками, и получается, что с одним классом учитель обращается как с близкими друзьями, даже позволяет себе с ними выпить, а с другими никак не может наладить отношения. Ученики относятся к географу, скорее, не как к учителю, а как к человеку подневольному, над которым можно посмеяться и у которого нет авторитета и влияния.
Учителя, которые не могут найти своего места в жизни, стать частью новой действительности, показаны и в рассказах Ю. Буйды «Химич» (2011), А. Геласимова «Нежный возраст» (2004).
2010-е годы: боец
Главная задача учителя в 2010-е — выжить самому и заставить учеников подчиниться своему авторитету. О таком педагоге рассказывает У. Некрасова в своем романе «Калечина-Малечина» (2018). Строгая учительница не желает влезать в жизнь главной героини-школьницы, но хочет заставить ее «полюбить» учебу, а в качестве меры воздействия выбирает угрозы.
Тема влияния на школьников, класс и возможные последствия неправильного преподавания раскрыта в фильме «Ученик» (2016): учитель должен не только знать свой предмет и передавать знания — он еще и воспитывает поколение и отдельную личность. Качество такого влияния напрямую зависит от самого преподавателя и его ценностных ориентиров.
«Ученик» (2016). Спор учительницы биологии и ученика-религиозного фанатика
Сам педагог все еще ощущает свою бесполезность, некомпетентность в новом мире. Все сомнения и страхи молодого преподавателя отражены в книге А. Гениса «Уроки чтения» (2013). Положение учителя этого времени хорошо описывается цитатой:
«По ночам я готовился к изощренным урокам, которые по утрам срывали мои ученики».
Но в 2010-е учитель уже начинает обретать почву под ногами и перестает мириться со своим бесправным положением. Назревает учительский «бунт». Да и общество начинает осознавать важную роль школы в вопросах образования и воспитания. Учителя не могут больше оставаться притесненными: они заявляют о своих правах, требуют внимания к школьным проблемам.
Учительница истории доведена до отчаяния неуважением и насмешками учеников, беспомощность вынуждает ее прибегнуть к страшным мерам.
Наше время: возвращение авторитета
Новое десятилетие готовит для учителя новые испытания, но с 2010-х отношение к педагогам изменилось. Хотя мы еще окончательно не вернулись к формулировке «учитель — это звучит гордо», теперь учитель — это человек. У него есть миссия, он интересен как личность, к нему нужно присмотреться, понять, с ним можно поговорить.
Проблемы молодого современного учителя отражены в короткометражном фильме «Сложноподчиненное» (2019). Главный герой — молодой петербуржец, устроившийся в провинциальную школу учителем литературы и русского, — отличается от стереотипного российского педагога. Он стильно выглядит, держится на равных с учениками, учит детей не шаблонным знаниям, а мысли. Молодой педагог оказывается ближе к своим подопечным, чем к коллегам, которые принадлежат другому времени и культуре. За это его и ценят дети.
«Сложноподчиненное» (2019). Учитель видит способности в своем ученике и стремится раскрыть их в комфортных для того условиях: спрашивает отрывок стихотворения на футбольном поле, в перерывах между игрой.
Идея учителя-нового героя нашего времени легла в основу сериалов «Иванько» (2020), «Учителя» (2018). У их персонажей — педагогов — есть личная жизнь, свои проблемы и заботы, но профессия становится для них способом изменить мир, помочь детям найти верное направление и самим учиться новому как у них, так и вместе с ними.
реферат. Педагогика. Образ учителя в истории педагогики
Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия»
«Образ учителя в истории педагогики»
по учебной дисциплине: Педагогика
Выполнила: Кенесова Анель Кенесовна
Профиль подготовки: Филологическое
Форма обучения: Заочная
Оценка: _____ _______________
Подпись Фамилия И.О.
“____”_______________2021 г.
Омск, 2021
1. Духовные традиции русского учительства………………………………………4
2. Отношение к учителю в прошлом ………………………………………………10
3. Образ учителя в художественной литературе…………………………. ……. 13
Список использованных источников……………………………. ………………19
Современная Россия начинает новый виток своей истории, направляя развитие общества в сторону демократизации, включения в информационное пространство. Во всех сферах общественной жизни происходят многомерные процессы реформации, отвечая общей задаче модернизации. Однако при всем многообразии и глубине реформационных процессов их успешность всецело зависит от готовности людей понять, поддержать и реализовать необходимые перемены. Для этой готовности необходимы качественные изменения типа сознания, то есть нравственных ориентиров, способности к созиданию и владение научно-техническим знанием. Другими словами, залог успешности общества – в образовании. Вот почему так важно обратиться к центральной фигуре любой реформации – учителю. Этим объясняется актуальность темы работы.
Цель настоящей работы: изучение образа учителя в истории педагогики
Данная цель конкретизируется в задачах:
1. Дать характеристику образу идеального учителя.
2. Раскрыть характерные черты образа учителя на примере великих
Объект исследования – образ учителя.
Предмет исследования – образ учителя в истории педагогики.
В процессе написания реферата применялись общенаучные методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, обобщение и т.д.
Реферат написан на основании изучения основополагающих трудов в области истории педагогики таких авторов, как А.Н. Джуринский, Е.А. Князев, Д.И. Латышева. Кроме того, были использованы публикации С.Н. Захарова, Н.Г. Ларюхиной, Ю.С. Максименко.
1. Духовные традиции русского учительства
Не зная прошлого, невозможно построить будущее. Более того, без опоры на традиции невозможно позитивное развитие нашего отечественного образования.
Сегодня ведущие ученые, деятели образования признают, что «ориентация на западную модель образования в реформировании отечественной высшей и средней школы – тяжкое преступление перед будущим страны, ее национальной историей и культурой». Любая страна мира имеет собственную историю, собственную культуру и собственные достижения, в контексте которых и с учетом мирового опыта она выстраивает путь развития, в том числе и в сфере образования.
Ключевой фигурой белорусской школы, имеющей богатейшие традиции и исторический опыт, является учитель. [2; с.15]
Роль русского учителя сложилась исторически. Она состоит в том, что педагог выступает реальным «духовным мостом», связывающим прошлое с будущим. Учитель формирует не только систему знаний, умений и навыков учащихся, но главное – ценностное отношение к миру.
Система ценностей составляет основу личности человека, основу его поведения и способа взаимодействия с окружающим миром. Ученые отмечают, что социокультурная ситуация последних двух десятилетий характеризуется утратой позитивного отношения человека к миру, к жизни, к другим людям. Формирование конструктивного отношения к миру, раскрытие человеческих добродетелей связаны с развитием духовно-нравственной сферы личности. Вектор этого развития определяется выбором идеала и своего рода системы координат. Осуществить такой выбор помогает учитель. Но здесь возникает вопрос: а в какой системе координат живет сам учитель? Вопрос не праздный. Ведь именно личность учителя является определяющим фактором в духовно-нравственном становлении школьника. Такая работа требует от педагога наличия опыта восприятия и понимания другого человека, способности к состраданию, сопереживанию, умения любить ученика согласно заповеди «любить ближнего как самого себя». Без развития духовно-нравственной сферы личности самого учителя такие качества не формируются.
Следует отметить, что в ныне действующих образовательных документах воспитание является приоритетным направлением в деятельности учителя, от которого ожидают умение воспитывать духовность и нравственность в своих учениках. Сделаем акцент: такие умения должны формироваться не по букве закона, а по духу. Это обусловлено тем, что реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Сегодня для её решения нам необходимо осмыслить отечественные просветительские традиции, поскольку учителя призваны сохранять цели и смыслы нашего образования, которые складывались в течение его исторического развития. В чем же они заключаются?
Этимологический анализ понятия «образование» позволяет говорить о первосмысле «ОБРАЗования» человека. Разбор слова по составу определяет корень «образ». Это понятие относится и к числу религиозных: «образ – облик, лик, подобие»; «икона».
С этих позиций образование понимается как процесс восхождения человека к Образу, уподобление Творцу.
Употребление понятия «образ» в смысле «подобие, икона» обращает нас к тому педагогическому наследию, которое наиболее полно раскрывает и сущность отечественного образования, и «вычерчивает» образ русского учителя.
В ряду важнейших педагогических сочинений, посвященных исследованию образования как процесса восхождения к Образу, особое место занимают труды русских философов и педагогов, духовных наставников, Учителей Церкви. В их трудах содержатся идеи о становлении, формировании и развитии личности как образа Божия.
Первым этапом становления русского учительства является период христианского просвещения Руси после ее крещения. В это время оформились первые представления о педагоге, смыслах его труда и требования к его профессионально-личностным качествам, среди которых определяющее значение имели духовно-нравственные. Смыслом деятельности первых учителей было духовное развитие воспитанников, формирование у них христианских добродетелей.
Такое содержание не только требовало определенного типа учительского труда, но и означало, что сам наставник, призванный решать эту задачу, должен не теоретически, не словами, а своими поступками, своим опытом, чувствами свидетельствовать о добродетельной жизни. Глубоко духовное содержание образовательной практики определяло роль наставника как помощника, со-работника Творца в развитии у воспитанников сострадания, милосердия, любви к ближнему и Творцу, почитания старших, добросердечности и других качеств, приближающих человека к подобию Божиему и содействующих раскрытию в ребенке образа Творца. Для первых учителей педагогика была «детовождением» ко Христу.
Такие качества как любовь, душевная теплота, мягкость, радость, долготерпение, кротость во взаимоотношениях характеризовали духовное состояние учителя. Оно выражалось во «внутренней устроенности», целостности, ясности христианских идеалов и следовании им. Доброта, любовь к ближнему, смирение, защита законной власти органично вошли в число важнейших качеств учителя. Развитие этих качеств у педагога помогало ему вести воспитанников по пути добродетельной жизни. В то же время педагогу следовало неустанно заботиться об искоренении своих недостатков, среди которых, по словам Владимира Мономаха, леность, грубость, лживость считались самыми недостойными.
На первом этапе становления русского учительства и отечественного образования личностные качества педагога, которые характеризовали его духовное состояние, рассматривались как необходимое условие успеха и эффективности педагогического служения.
В оформляющемся образе русского учителя признавалась особая роль таких качеств, как любовь, милосердие, терпение, ответственность и др., которые, являясь духовными, приобретали значение профессиональных качеств учителя. [2; с.25]
Следует отметить, что глубина и устойчивость представлений об учителе и содержании его труда в историческом времени определяется прежде всего преемственностью в осмыслении сущности учительского труда и требований к личности педагога. Утверждение православия стержнем русской культуры обусловило и формирование русского типа образованности. Он определялся государственными и общественными интересами, сфокусировавшими свое внимание на «духовное, мирское и семейное устроение», которое было невозможно без воспитания в духовной общности.
В XIII–XV вв. в содержании деятельности учителя центральное место занимало решение задачи укрепления у воспитанников добродетелей, что означало «соединение знания того, что есть добро, и силы претворения его в жизнь». В этот период важнейшим условием для профессиональной деятельности учителя было «мирное устроение души».
В XVI веке представления об учителе, о его внутреннем, духовном состоянии конкретизируются. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся документов. Так, в «Уставе Луцкой школы» зафиксированы такие требования к учителю: он должен «быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворен, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собой образец благих дел». Данный перечень характеризует не сферу предметной подготовки учителя, а духовно-нравственные качества личности педагога.
На дальнейшее развитие отечественного образования оказало свое влияние развитие научного знания в XVII веке. Оно обусловило расширение круга «внешних» наук в отечественном образовании, но благодаря пониманию образовательных смыслов русским учителем, особому состоянию его внутреннего мира, основанному на христианских добродетелях, ведущей функцией образования оставалась передача социокультурного наследия.
Начало XVIII века стало временем переоценки всех традиционных ценностей в отечественном образовании. Парадигма научного знания, интеллекта «потеснила» воспитательную составляющую образования, стержнем которой было духовное возрастание. Вместе с тем укорененность национальных традиций в просвещении, мировоззренческие позиции и духовное состояние учителя не позволили в тот период утвердиться методам воспитания «новой породы людей».
Духовное состояние педагога характеризовалось «любовью к своему делу и непрерывным духовным возрастанием.
Таким образом, следование народным традициям в образовании сохраняло его смыслы и содержание учительского труда.
Деятели просвещения XIX века выступали за неукоснительное сохранение основных целей воспитания, состоящих в духовном возвышении, возрастании «внутреннего человека». Классик русской литературы А.С. Пушкин призывал «защитить новое, возрастающее поколение … от влияния чужеземного».
В то же время продолжающееся усиление влияния западного образования, науки привело к появлению «многих печальных фактов». Проявившиеся в то время ошибки в воспитании целого поколения свидетельствовали об опасности «импорта» иноземных воспитательных концепций, чуждых национальным традициям, о чем предупреждали отечественные педагоги и ученые. «Педагогика, как медицина, одна и та же в своих высших основаниях, на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна педагогическая метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую…», – писал В. Ф. Одоевский, выступая за национальные основы образования в школе.
Их сохранению, развитию и распространению способствовала деятельность русского педагога К.Д. Ушинского. В своих педагогических трудах он обосновывал необходимость сохранения традиции отечественной школы, важной составляющей которой являлась забота о духовном развитии воспитанника. Это было возможно при особом состояния учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения и мирным устроением души. Поэтому «неумение педагога сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть его из списка воспитателей, поскольку внушало детям не страх Божий, а страх учительский, из которого рождались ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость». Настоящего учителя и учеников роднила «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой становились духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Классик русской педагогики в качестве приоритетной определял религиозно-нравственную (духовно-нравственную) задачу школы, движение к достижению которой создавало надежную основу для реализации «земных» задач. Постижение «внутренней науки» духовного совершенствования оставалось ведущим требованием для воспитателя: «кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей», – подчеркивал К.Д. Ушинский. [2; с.31]
Педагогическое наследие первых десятилетий XX века сохранило лучшие идеи отечественной православной образовательной традиции. Смысл учительского труда, по словам В.В. Зеньковского, состоял в «раскрытии образа Божия в детях, раскрытии пути вечной жизни, приобщении к вечной жизни в жизни эмпирической». Такая целевая установка определяла образ учителя, в центре которого – любовь и вера: «Подойдите к дитяти с любовью, отдайтесь непосредственному чувству, и вы переживете всю реальность и всю неисследимость индивидуальности, поймете и то, что жизнь души есть тайна, поймете мистический характер педагогического воздействия» – писал русский философ и педагог В. В. Зеньковский.
«Великой национальной задачей русского учителя» назвал И.А. Ильин задачу пробуждения и укрепления духовного начала в человеке.
Такая высокая задача, названная свт. Феофаном (Затворником) «из всех святых дел самой святой», устанавливала, что «воспитателями, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых». Идеальный образ русского учителя, задаваемый словами святителя, является той высотой, достичь которую должен стремиться педагог. Вспомним: Святая Русь так зовется не потому, что здесь все святые, а потому что русский человек во все века стремился к уподоблению Творцу. В отечественной традиции важнейшим профессиональным качеством русского учителя является любовь – к детям, к профессии, к миру. Ее приумножение не могло быть достигнуто без труда учителя над возрастанием добродетелей и искоренением недостатков.
2. Отношение к учителю в прошлом
Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза нашего исследования: все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.
Вопросам динамики личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом в контексте исторической действительности посвятил свою работу «Всегда ли прав учитель?» В.И.Лещинский. Некоторых аспектов данных проблем касались известные педагоги А.С.Макаренко, Р.Амонашвили и др.
Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I, следивший за этой работой, не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения. [1; с.19]
Должность учителя представляла собой низкий чин. В.И.Лещинский акцентирует внимание на том, что любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались. «Каждая инстанция, передавая распоряжения по нисходящей, в конечном счете била все по тому же коллежскому регистратору — загнанному и бесправному учителю, не позволяя сделать ему ни одного самостоятельного шага».
В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».
Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.
В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем.
Свободное общение и диспуты, совместная работа учкомов и администрации, даже некоторая подчас анархическая вольница среди учеников– всё это способствовало демократизации школьной жизни.
В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подготовкой которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы. [1; с. 27]
Тем не менее, главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.
В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…». Однако в этих условиях отмечается подъем сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.
Анализируя положение учителя в «застойный» и постперестроечный периоды, следует отметить наличие других тенденций. В книге «Всегда ли прав учитель?» перестроечная эпоха определяется как «эпоха каких-то странных игр, поддавков, обманов и самообманов». По всей вероятности, причина перемен заключается в подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.
Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.
Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
3. Образ учителя в художественной литературе
Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература.
Общие стандарты взаимоотношений всегда преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература. С.Т.Аксаков в автобиографической повести «Гимназия» показал казанских учителей начала XIХ в. Образы нижегородских наставников середины XIХ в. запечатлел в романе «В путь- дорогу!» П.Д.Боборыкин. В 60-е гг. в Ровенской гимназии учился В.Г.Короленко, автор «Истории моего современника». В это же время в Одесской гимназии обучался Н.Г.Гарин-Михайловский, автор «Гимназистов». С конца 60-х до конца 70-х гг. в Таганрогской гимназии преподавал А.П.Чехов, нарисовавший сатирический портрет учителя Беликова («Человек в футляре»). Богатую галерею литературных образов педагогов гимназии конца XIХ в. оставили нам в своем творческом наследии К.И.Чуковский, Ф.К.Сологуб, К.Г.Паустовский, П.П.Блонский. Нюансы гимназического воспитания начала ХХ в. представил М.Агеев («Роман с кокаином»). Пеструю картину гимназической жизни мастерски запечатлел Л.А.Кассиль («Кондуит и Швамбрания»).
В литературном процессе XIX века мощная религиозно-духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовно-религиозные искания писателей. В произведениях классической русской литературы сформировался образ духовного наставника, что свидетельствует о приоритете духовно-нравственной сферы деятельности в русской литературе. Это неоднократно отмечалось исследователями и по сей день не утратило своей злободневности в связи с неослабевающим интересом современной науки к духовным истокам русского национального характера.
Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах (Л.В. Рябова, И.Л. Сафронов).
В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров «учеников и учителей» позволяет выделить как субъективное, индивидуально-неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников.
Среди образов педагогов, представленных в художественной и мемуарной литературе, с большой долей условности можно выделить три типа: «консерватор», «чиновник», «прогрессист». Между ними имеет место множество как бы переходных типов.
В творчестве А.П. Чехова представлен широкий спектр разнообразных коммуникативных позиций профессионального учителя, поэтому акцент писателя перенесен на стратегии и тактики педагогического общения.
Учитель-«чиновник» с верноподданическим отношением к властям предержащим запечатлен в образах Передонова (Ф.К.Сологуб «Мелкий бес»), Бурмейстера (К.И.Чуковский «Гимназия. Воспоминания детства»).
В большинстве художественных произведений и воспоминаний выпускников гимназий любимыми учителями показаны словесники. Для К.Г.Паустовского таким был учитель латинского языка Субоч. Его страстность, энергия, своеобразная манера ведения занятий, заразительная любовь к преподаваемому предмету, сердечное отношение к гимназистам действовали на всех неотразимо.
Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов). В годы, описанные В.П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.
В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства.
Литература всегда являлась зеркалом жизни общества, в нём очень чётко можно рассмотреть, как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому во многих художественных произведениях мы всегда сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека.
На протяжении истории общество предъявляло особые требования к профессиональному образу учителя. Представления об идеальном учителе формировались и изменялись в течение нескольких тысячелетий. На примере жизни и деятельности великих педагогов были выделены черты хорошего учителя: любовь к детям, любовь к своему предмету, хорошее знание своего предмета и педагогики, педагогический такт и т.д.
Известные педагоги разных времен представляли собой образ идеального учителя. Данное утверждение доказывается примерами из практической деятельности и положениями их педагогических трудов. К личным качествам образа идеального учителя были отнесены: нравственность, любовь к детям, педагогический такт. В качестве обязательных компонентов отмечены: педагогическое мастерство, безупречный внешний вид, владение ораторским искусством и постоянное самосовершенствование. Перечисленными качествами в полной мере владели такие педагоги, как Я. Каменский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, К.Э Циолковский и др. Их жизнь и успешная педагогическая деятельность доказывает значимость личности педагога для процесса обучения подрастающего поколения.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о решении всех поставленных задач и достижении цели исследования.
Список использованных источников
1. Бахвалова Л.В. Педагогическое мастерство [Текст]: учебно-методическое пособие/ Л.В. Бахвалова.- М.: РИПО, 2016.- 183 с
4. Захарова С. Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной
5. Князев, Е. А. История педагогики и образования [Текст]: учебник и
7. Ларюхина Н.Г. Образ современного педагога и его составляющие [Текст]/ Н.Г. Ларюхина.
9. Максименко Ю. С. Образ учителя в современном обществе [Электронный ресурс]/ Ю.С. Максименко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3351–3355.
10. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве [Текст]/ Л.М. Митина// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого.- 2015.- № 3.- С. 78