образец проекта 6 класс по истории
Образец проекта 6 класс по истории
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учебный проект по истории России (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МОУ ДЯТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Исследование на тему:
Теории происхождения государства на Руси
Выполнили: учащийся 6-а класса
и учащийся 6-б класса
Постникова Оксана Юрьевна
1) Введение в проблему
2) Постановка цели и задач исследования
II . Откуда есть пошла земля русская?
1)Основатели норманнской и антинорманской теорий
Основные позиции норманской и антинорманской теорий
1. В монастырской келье узкой
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Эти строки Натальи Кончаловской посвящены монаху-летописцу Киево-Печёрского монастыря – Нестору, в XII веке создавшему первый русский летописный свод, огромное значение которого в освещении событий древней истории нашей страны.
2. Спор между сторонниками скандинавского влияния — норманистами, и «патриотами от науки» — антинорманистами, кипит уже несколько столетий, но к единому мнению ученые так придти и не могут. В современной науке по-прежнему кипят баталии.
1. Почему же седовласые мужи, умудрённые научными регалиями и званиями в течение вот уже порядка трехсот лет не могут однозначно решить этот вопрос? Мы заинтересовались и попробовали разобраться. Итак, цель нашего исследования: изучить точки зрения учёных по вопросу происхождения нашего государства и сделать собственный вывод по вопросу «Откуда есть пошла земля русская. »
— Познакомиться с норманнской теорией образования государства на Руси
— Изучить антинорманнскую теорию происхождения государства на Руси
— Провести научную дискуссию по обозначенной проблеме
— Создать презентацию, в которой представить научную наглядную аргументацию по данному вопросу.
1. Мы обратились в библиотеки, Интернет и нашли массу необходимой текстовой и иллюстративной информации. Алёша изучил точки зрения антинорманистов. Константин – сторонников норманской теории.
2. Во время сегодняшней конференции мы попробуем устроить научную дискуссию, а каждый из нас будет отстаивать изученную точку зрения.
Варяжский вопрос родился не в Киеве в летописные времена, а в Петербурге в XVIII в. Он возник как антирусское явление и возник не в сфере науки, а в области политики. Человеком, который произвел первый «выстрел» в этой баталии, был Байер».
Традиционно основателями норманнской теории принято считать ученых-немцев русского подданства (работавших в русской Академии Наук) Готлиба Зигфрида Байера (1694–1738) и Фридриха Герхарда Миллера (1705–1783).
Впрочем, глубокие исследования показывают, что Миллер и Байер не были самостоятельными в идеях норманизма. В 1615 году в Стокгольме вышел труд шведского путешественника Петрея де Эрлезунда « Московская хроника», который провел происхождение русов-варягов от германоязычных балтийских племен. ( получается, концепция о варяжском влиянии была описана аж за век до немцев).
Сразу за немецкой волной последовал ответ праславянских кругов. Ещё Ломоносов отмечал, что немцам Миллеру и Байеру было чуждо все русское
Полагаться на Петрея де Эрлезунда надо с опаской: он вольно обращался с источниками, комментировал их на свой лад, специально не приводил «ненужные» ему факты. Современные исследователи думают, что писал путешественник по заказу шведского короля, которому нужно было обосновать претензии шведов на русский престол в начале 17, и вначале 18 в.в.. По теории Петрея де Эрлезунда скандинавский король получался не завоевателем, а полноправным наследником, пришедшим забрать земли «братского» русского народа, оставшиеся без хозяина после вымирания шведской династии Рюриковичей.
По сведениям летописи славяне до прихода варягов жили «звериным образом», т.е. находились на низком уровне развития и не были способны к созданию государства
И избрались трое братьев со своими родами, и пришли, и сел старший,
Какова историческая достоверность летописного предания? Учёные уже
Данные археологических раскопок под Новгородом подтвердили присутствие там скандинавов как раз с середины IX в.
Антинорманисты не отрицают присутствия в это время на Руси варягов, как впрочем и в некоторых других странах. Но будучи невысокого культурного уровня, заморские варвары легко ассимилировались с местным населением, перенимая все его порядки, включая язык. Уже правнук Рюрика носил славянское имя Святослав. У следующих Рюриковичей с варягами общим осталось разве что имя основателя династии.
Однако, сам Рюрик, по мнению большинства историков, фигура вполне реальная. Во всяком случае в скандинавских источниках упомянут конунг с таким именем.
Варягом или славянином был первый князь – вопрос очень важный, но не первостепенный. Государство не создается правителем и пришлой дружиной, государство — итог длительного самостоятельного развития общества. Да и само варяжское нашествие могло быть не таким массовым, как представляют его норманнисты. Сколько варягов могло приплыть из-за моря?
Нестор в «Повести временных лет» подчёркивает мирный характер призвания варягов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!» Варягов пригласили — об этом в «Повести Временных Лет» сказано ясно.
Ничего экстраординарного. Враждующие между собой славяне ильменские, кривичи, весь и чудь, отличающиеся по культуре и языку, призвали нейтрального иноземного правителя, который не выступал бы на стороне ни одного из племен. Иноземный князь пришел править
Такие случаи в Средневековье встречались повсеместно. Венгрией
правили монархи немецкого происхождения, в Неаполитанском Королевстве долго царила династия Анжу. И ведь это не значит, что Венгрию основали немцы, а Италию — французы!?
Имена киевских купцов и послов в византийских источниках Х века в большинстве не славянские, а значит, государственную элиту Древней Руси составляли иноземцы.
Анализируя хронику византийского императора Константина Х Багрянородного, Байер отметил, что названия Днепровских порогов написаны и по-русски, и по-славянски. При этом русские топонимы значительно отличались, а значит, имели германское происхождение.
Важные сведения по этому вопросу дала археология. Изучены так называемые дружинные курганы, содержащие богатые погребения древнерусской военно-торговой знати: скандинавский погребальный обряд (сожжение покойного в ладье со строго определённым набором украшений и оружия) постепенно изменился под влиянием славянских обычаев. Данные археологических исследований позволяют утверждать, что в последней четверти X века типичные элементы скандинавской культуры исчезли на Руси (т.е. процесс славянизации скандинавов – перемешивания их с местным населением завершился.
Миллер обратил внимание на созвучность финского названия Швеции «Руотси» , большинство лингвистов на название южного берега Швеции – «Руслаген»
со словом «Русь». На этой почве, Миллер назвал Древнюю Русь «шведской провинцией».
Михаил Васильевич Ломоносов знаменитое «русы-руотси» однозначно отвергал, предлагая иной вариант — «русы-роксоланы» (сарматские племена, населявшие Причерноморье в III-IV веке).
Соловьев хоть и не отрицал, что Рюрик происходил из Скандинавии, он отмечал значительную роль знати в первых русских княжествах, смешанный состав шведо-славянской дружины, быстрое обрусение варяжских потомков.
В западных учебниках истории, например, в книге из исторической серии «Викинги», издаваемой Оксфордским университетом, прямо называется Древнерусское государство в числе государств, основанных норманнами.
В нашем современном учебнике
истории России 6 класса сказано: «в IX веке сложилось два крупных восточнославянских объединения, в
которых правили варяжские князья. Одно находилось на Севере, в Приильменье, с центром в Новгороде, другое—на Юге, в Приднепровье, с центром в Киеве».
1. Такое впечатление, что кто-то (интересно, кто?) тщательно скрыл часть фактов при написании «Повести временных лет».
2. Наша первая летопись, в большей степени не отвечает на вопросы, а ставит их.
1. Мы думаем, что попытки исследований и объяснений, основанных на анализе исторических источников, недостаточны для составления целостной картины нашей ранней истории. Нужно искать другие методы поиска ответов на все эти вопросы.
2. Так как устные источники данного периода недоступны, а к письменным мы должны относиться с осторожностью, мы считаем что, большая часть ответов лежит в нашей древней земле…
1. Очень хочется надеяться, что археологические источники смогут, наконец, поведать нам многое из таинственного и легендарного Времени, когда земля наша была «велика и обильна, а наряда в ней» не было. И только тогда, может быть, станет ясно, откуда «есть пошла Русская земля»!
Но какой бы ни была правда, не нужно её бояться…
2.А пока мы решили придерживаться так называемой, «центристской теории», согласно которой государственность у восточных славян возникла независимо, в ходе развития «военной демократии», а вот функции военных вождей, князей—предводителей, могли выполнять и выполняли, как местные (Мал Древлянский), так и приглашенные (Рюрик) лидеры.
1.Так что страшного в извечном споре норманистов и антинорманистов нет ничего. Обе точки зрения вполне приходят к общему знаменателю.
2. И для наших предков проблема, кто варяг, кто славянин остро не стояла, мы не нашли свидетельств этому, ни письменных, ни археологических.
Проектная деятельность на уроках истории (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проектная деятельность на уроках истории Город и горожане в средневековье
Проект на уроке истории Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности. Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность». Проект — это «пять «П»»: Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения). Проектирование (планирование деятель нести). Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации). Продукт (изготовление, оформление продукта). Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Цель: Формирование и развитие у ребят знаний о средневековом городе, достопримечательностях средневекового города, жизни и деятельности людей в средние века. Задачи: Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории средних веков. Закрепление детьми навыков самостоятельной работы с историческими источниками с целью получения дополнительных знаний по теме урока.
Методы и технологии Используемые технологии: информационная, индивидуальная, исследовательская, конструирование, декоративно-прикладное творчество. Методы обучения: словесный (беседа, объяснение); наглядный (макет, модель, кукла); практический (работа с историческими источниками).
итог Одно из требований ФГОС- обретение опыта проектной деятельности. Мы с учениками достигли цели урока и курса истории в рамках программы по ФГОС. А главное, дети были в восторге от проделанной работы и с удовольствием представляли результаты своих познаний и творчества. Наш новый девиз: Ищи, Познавай и Делай!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Номер материала: ДБ-889226
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Поиск презентаций
Результаты поиска
Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую из 359 презентаций
МОУ Тудовская основная общеобразовательная школа Исследовательский проект «Боевой путь 158 стрелковой дивизии» Выполнили: обучающийся 6 класса Гребенюк.
Презентация: МОУ Тудовская основная общеобразовательная школа Исследовательский проект «Боевой путь 158 стрелковой дивизии» Выполнили: обучающийся 6 класса Гребенюк.
Дни воинской славы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 51 г.Томска Выполнила: Свирина Елизавета ученица 6 «Б»
Презентация: Дни воинской славы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 51 г.Томска Выполнила: Свирина Елизавета ученица 6 «Б»
Урок речевого этикета 6 класс Азбука театра. Цели урока Активизировать в речи учащихся заимствованную лексику на тему «Театр» Познакомить учащихся с историей.
Презентация: Урок речевого этикета 6 класс Азбука театра. Цели урока Активизировать в речи учащихся заимствованную лексику на тему «Театр» Познакомить учащихся с историей.
История моего города Выполнили ученики 6а класса Бобков Юрий, Долголожкин Дмитрий, Тараканов Иван, Шинкевич Илья.
Презентация: История моего города Выполнили ученики 6а класса Бобков Юрий, Долголожкин Дмитрий, Тараканов Иван, Шинкевич Илья.
Урок обществознания для 6 класса: Мораль и право. Заботыгина Инга Васильевна, учитель истории и обществознания, МОУ Каргасокской СОШ2, Каргасокский район.
Презентация: Урок обществознания для 6 класса: Мораль и право. Заботыгина Инга Васильевна, учитель истории и обществознания, МОУ Каргасокской СОШ2, Каргасокский район.
Презентация ученицы 6 класса Кудриной Дарьи История слова «СИНИЙ»
Презентация ученицы 6 класса Кудриной Дарьи История слова «СИНИЙ»
Война под Брянском Работу выполнила ученица 6 класса Петровского филиала МОУ Сатинской СОШ Титенёва Светлана Руководитель: Щербинина Е.А.
Война под Брянском Работу выполнила ученица 6 класса Петровского филиала МОУ Сатинской СОШ Титенёва Светлана Руководитель: Щербинина Е.А.
В рыцарском замке. Презентация к уроку. История средних веков 6 класс. Подготовлена учителем Лопатинской СОШ Артемовой И.В.
В рыцарском замке. Презентация к уроку. История средних веков 6 класс. Подготовлена учителем Лопатинской СОШ Артемовой И.В.
АННОТАЦИЯ Ефремова Лариса Григорьевна МОУ «Новосретенская средняя школа» Бичурского района Учитель истории Урок истории России в 6 классе по теме «Эпоха.
АННОТАЦИЯ Ефремова Лариса Григорьевна МОУ «Новосретенская средняя школа» Бичурского района Учитель истории Урок истории России в 6 классе по теме «Эпоха.
Конкурс проектных работ МОУ «Центр образования села Канчалан» «Необычный город Венеция» Предмет: история Автор: ученица 6 класса Чухарева Алина Руководитель:
Конкурс проектных работ МОУ «Центр образования села Канчалан» «Необычный город Венеция» Предмет: история Автор: ученица 6 класса Чухарева Алина Руководитель:
Христианский мир Урок истории в 6 классе Учитель: Денисова Н.И. МОУ ООШ 9.
Христианский мир Урок истории в 6 классе Учитель: Денисова Н.И. МОУ ООШ 9.
Возвышение Полоцкого княжества в 10-11 веках Урок по истории Беларуси в 6 классе.
Возвышение Полоцкого княжества в 10-11 веках Урок по истории Беларуси в 6 классе.
Презентация выполнена учеником 6 «Б» класса МОУ СОШ 1 пгт. Никель Трошевым Савелием Руководитель: учитель истории и обществознания Ломакина Е.Е.
Презентация выполнена учеником 6 «Б» класса МОУ СОШ 1 пгт. Никель Трошевым Савелием Руководитель: учитель истории и обществознания Ломакина Е.Е.
Островок памяти. (Музей истории села Родниковского). Мы, пионеры 6 класса Мы, пионеры 6 класса (1981-1986г) включились (1981-1986г) включились в операцию.
Островок памяти. (Музей истории села Родниковского). Мы, пионеры 6 класса Мы, пионеры 6 класса (1981-1986г) включились (1981-1986г) включились в операцию.
ОУ БМСОШ 2 урок истории 6 класс учитель Харченко Н. В.
ОУ БМСОШ 2 урок истории 6 класс учитель Харченко Н. В.
Живая память Калмыцкой горы Автор: Сучков Александр Учащийся 6 «А»класса Средней образовательной школы 6 города Маркса Домашний адрес: 413093 г.Маркс Ул.
Живая память Калмыцкой горы Автор: Сучков Александр Учащийся 6 «А»класса Средней образовательной школы 6 города Маркса Домашний адрес: 413093 г.Маркс Ул.
На конкурс мультимедиа презентаций «Планета увлечений» в номинации Презентация для урока Презентация по истории «Русская одежда в XV-XVI веках» Ученицы.
На конкурс мультимедиа презентаций «Планета увлечений» в номинации Презентация для урока Презентация по истории «Русская одежда в XV-XVI веках» Ученицы.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Презентация к уроку в 6 классе По истории Средних веков Учитель истории: Геворкян Л.Г.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Презентация к уроку в 6 классе По истории Средних веков Учитель истории: Геворкян Л.Г.
МБОУ «Шульгинлогская СОШ» Работу выполнили ученики 6 класса: Безматерных Света Загайнов Виталя Потехина Ксюша Казанцев Вова Руководитель: Карнушин А.А.,
МБОУ «Шульгинлогская СОШ» Работу выполнили ученики 6 класса: Безматерных Света Загайнов Виталя Потехина Ксюша Казанцев Вова Руководитель: Карнушин А.А.,
Разработка урока истории в 6 классе. Тема: Как возникло франкское государство. Тишина Г.А. МОУ Княжегорская средняя школа Зубцовского района Тверской области.
Разработка урока истории в 6 классе. Тема: Как возникло франкское государство. Тишина Г.А. МОУ Княжегорская средняя школа Зубцовского района Тверской области.
Исследовательский проект учащихся 6 класса по теме: «История наших предков в истории нашей страны»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Секция: «История, археология»
« Истории наших родственников
в истории нашей страны »
Бобровская Валерия Александровна,
Ермолаева Екатерина Витальевна,
Панова Анна Викторовна,
учитель истории и обществознания
Александровск- Сахалинский, 2016 год
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности »
Какой способности нужно лишить человека, чтобы он перестал быть личностью? Конечно памяти. Память- важнейшее свойство личности. Без памяти человек не смог бы накапливать жизненный опыт.
Но что произойдёт, если лишить памяти целый народ?
Народ, лишённый памяти перестаёт существовать как единый живой организм, превращается в жалкую толпу, лишённую прошлого, не имеющую возможности им гордиться.
Наше исследование мы посвятили памяти наших предков. И тема нашего исследования: « Истории наших родственников в истории нашей страны ».
Люди должны знать свое прошлое, свои корни, свои истоки. Человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи. Мы не задумываемся о том, что всем, что мы сейчас имеем, и все достижения нашей страны связаны с самоотверженным трудом наших предков.
Наша работа не может претендовать на какие-то глобальные исторические открытия. В первую очередь, мы хотели выяснить, чем жили наши родственники и как их судьба связана с судьбой нашей Родины.
Цель работы: Сохранение исторической памяти о родственниках наших одноклассников и изучение их вклада в процветание нашей родины.
Собрать материал о выдающихся родственниках среди наших одноклассников;
Изучить их роль в истории страны и Сахалинской области;
Развивать навыки исследовательской деятельности
Обобщить, систематизировать материал для подготовки будущего проекта «Книга Памяти нашего класса»
Гипотеза исследования : если заниматься изучением истории наших семей, их вклад в биографию страны, то можно доказать, что каждая семья вносит немалый вклад в процветание страны.
Объект исследования : семейные архивы
Предмет исследования : родственники одноклассников
Планируемые результаты нашего исследования – подготовка материалов для создания книги Памяти нашего класса.
Практическая значимость: мы предполагаем, что материалы наших исследований могут быть использованы на уроках истории, краеведения в МБОУ СОШ №6 и пополнения школьного архива.
Одни из немногих…История нашей страны до 1945 года
Чтобы найти ответы на эти вопросы мы постаралась восстановить историю жизни родственников наших одноклассников, о которых мы узнавали по рассказам родителей.
Так же были изучены сохранившиеся документы (характеристики, дипломы об образовании, открытки, записки. Много нам удалось извлечь из сохранившихся писем, фотографий тех лет. Большое впечатление на нас произвели воспоминания наших родителей.
Каждый год неповторимого, насыщенного событиями двадцатого столетия был по-своему сложен и по-своему важен для судьбы страны в целом и каждого человека в отдельности. Из страниц сеиейных архивов мы узнали не только историю семей, но и историю страны.
В 30-40-е годв XX века в СССР развернётся широкомасштабное репрессированное движение, так называемая борьба с «чуждыми» элементами. Население призывалось к бдительности, врагов-вредителей нужно арестовывать. Для врагов народа создавалась целая система ГУЛАГА.
Врагов «выискивали» повсюду. В истории нашего класса есть подобные примеры. Так, например, Отца прадеда Строганковой Эльвиры расстреляли, обвинив за связь с японцами. Его жена, не пережив позора, умерла от болезни. И что же его дети, которых воспитывала семья? Обозлились на советскую власть? Нет. Напротив, все силы они отдавали достойному служению Родины. Сыроежкин Виктор Иванович награждён медалью «За доблестный труд» в тяжёлое военное время. После войны продолжал работать на тракторе до самой смерти в совхозе.
22 июня 1941 в 3 часа 30 минут утра без объявления войны немецкие войска начали атаку по всей протяженности советской границы. Героизм воинов и неразбериха первых дней войны сплелись в одно неразделимое целое. Первые часы войны показали, что люди были готовы, не щадя жизни, биться за свободу Отечества не только на полях сражений, но и в тылу. Примером этого являются письма-воспоминания родственников.
Из письма Е.Бобровской: «После объявления войны, моя мама тайком от родных уехала в Хабаровск, а оттуда в составе агитбригады отправилась на фролнт. Выступала между боями, а в перерывах работала в госпитале. После объявления в розыск, маму отправили домой, где она поступила в педучилище. Шесть часов в неделю их обучали военному делу, прыжкам с парашютом. А дома ночами они вязали тёплые вещи и оправляли на фронт. В 1944 году студентами они в п. Половинка ловили рыбу, тут же солили и в больших чанах отправляли на фронт Работали до полуночи.
Тяготы мирного населения в годы войны мы так же узнаём из воспоминаний: «Жили мы под Смоленсом и когда в 1944 году враг пришёл в деревню, на перекладных бежали на Сахалин в посёлок Леонидово. Поступили работать в совхоз. Я в 6 лет уже работала, помогала растить овощи для фронта. Стала труженником тыла.»
Из семейных архивов мы можем проследить историю нашей области в годы Великой Отечественной войны.
Из воспоминаний Бобровского А.А. о своём отце: «В 1944 году отца, как отличника –артиллериста направили на Сахалин. 10 августа 1945 года маршал СССР А.М.Василевский отдал приказ начать наступление. Расчёт был на внезапность. Дороги размыты, мосты до Хондоса разрушены японцами, кругом болото и лес… Часто по пояс в воде, в тёмное время суток, вместе с лошадьми тащили стрелковое оружие».
А вот из награждного листа Ермолаева Виталия Андреевича: «Весь период наступательных боёв от форсирования реки Днестр в июле 1944 года, до последних боёв, проводившихся полком в Карпатах, показал исключительную работоспособность. Несмотря на преклонный возраст, своевременно обеспечивал полк необходимым перевязочным материалом….». Что в нашем понимании преклонный возраст сегодня? Это люди старше 70 лет. Читая такие записи мы узнаём, что в истории нашей страны 50 лет в середине XX века считался преклонным.
Читая военные письма, перед нами ещё глубже открывается целый мир наших замечательных родственников.
Из письма Столбова А.Г. родным, написано в перерывах между боями.
Ты самый близкий друг
Которого я в жизни знал,
Всегда в беде ты, друг, мне помогал
Но вечно будешь ты в сердце у меня
И вдохновлять меня на подвиги большие.
Покуда сам я не умру
И всем врагам не отомщу.
Одни из немногих…История страны в послевоенное время
Мы знаем из учебников истории, что до 1953 года страна занималась восстановлением хозяйства. Какие «сухие» строки. Но если мы окунёмся в архивы наших семей, мы сможем на каждой строчке прочитать, как самоотверженно отдавали всего себя восстановлению Родины.
Из воспоминаний семьи Мельниковых: «После окончания войны пришлось после третьего класса работать в совхозе в посёлке Тихменево. Было тяжело, всё время хотелось кушать. В 1953 году уже работала на шахте аппаратчицей…».
А ведь не только надо было поднимать хозяйство, а ещё и учить грамоте. Вот как вспоминает свои послевоенные годы Столбова валентина Михеевна: «Классы были большие, по 46 человек. В классах обучались ученики старше меня и многие пытались даже ухаживать за мной. Не хватало тетрадей-их шили из газет, чернила заменяли марганцовкой. Работали в 2 смены. Учебников тоже не хватало. Столовой не было, приносили еду из дома, кто что мог и делились с теми, у кого не было ничего. Читали на уроках военные письма».
Удивительные строки. Изучая архивы по новому открываешь для себя историю целого народа, его удивительное мужество и стойкость.
В нашей исследовательской работе мы ставили цель: с охранение исторической памяти о родственниках наших одноклассников и изучение их вклада в процветание нашей родины.
Семейные архивы, бережно сохраненные во многих семьях, позволили позволяют нам посмотреть на нашу историю изнутри. В каждой семье существует множество подобных записей, писем, дневников. Именно они и есть настоящая история.
Цель нашей работы достигнута, гипотеза исследования доказана: отдельные семьи нашего класса внесли значительный вклад в историю страны, историю нашего города и в Победу в Великой Отечественной войне.
В завершении исследования мы поняли, насколько совместная работа еще более сближает родных людей. Исследуя историю наших семей, ближе и понятнее становятся события далеких лет. Самым ценным для нас стало то, что наши семьи хранят память о своих родных и наша задача дальше передать эту память
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
http://ru.wikipedia.org. – репрессии. Википедия.mht
Наградной лист Ермолаева Виталия Ивановича
Устные воспоминания родственников одноклассников
Письмо Бобровской Е. «Повесть о моих родителях»
Одна на всех. 70 лет победы в Великой Отечественной войне/Красное знамя, №37 от 05.06 2015
Мой прадедушка, Виталий Иванович Ермолаев, родился в 1893 г., в селе Тогул Алтайского края. Работал фармацевтом. Его жена, Анна Александровна, умерла, когда их двое детей были совсем маленькими, и прадедушке пришлось самому воспитывать их.
В 1943 г. Виталий Иванович ушел на фронт. В то время ему было уже 50 лет. Служил он начальником аптеки 876 стрелкового полка. В любой обстановке, несмотря на свой преклонный возраст, он своевременно обеспечивал полк необходимым количеством перевязочных материалов и медикаментами, создавая условия для бесперебойной работы санитарной части по оказанию помощи раненным и больным. Так же он ухаживал за раненными и помогал их эвакуировать в медсанбат.
В июле 1944 г. мой прадедушка был награжден орденом «Красной Звезды» за участие в наступательных боях на реке Днестр.
В одном из боем прадеда контузило и он попал в госпиталь, от куда смог выйти только в июле 1945 года.
После войны Виталий Иванович с детьми переехал в Александровск-Сахалинский и работал начальником аптеки № 40.
На фото он после госпиталя с товарищем, июнь 1945 года.
Ермолаева Екатерина, ученица 6 класса
Мой прадедушка А.Г. Столбов
Я, Бобровская Вероника, родилась 01 августа 2008 г. и своего прадедушку – папиного дедушку Алексея Григорьевича Столбова (дедушку Лёшу) ни когда не видела, потому что он умер задолго до моего рождения – ещё в апреле 2002г. Только старые фотографии и папины рассказы, и рассказы бабушки Лены (папиной мамы), дают мне представления, что это был за человек и чем он отличился во время Великой Отечественной войны.
Дедушка Лёша родился 17 августа 1921 г. в деревне Котри Вятской губернии (позже город Вятка был переименован в Киров). В их деревне и в соседних деревнях многие имели фамилию Столбовы. В то время основными доступными развлечениями были деревенские танцы под русскую гармонь. И люди, кто умел играть на ней, пользовались почётом и уважением, потому что без них не обходилось ни одно торжество. Вот и дедушка Лёша, когда учился в школе, от своего отца научился играть на гармони. А позже, по окончании школы, пошёл работать учеником на баянную фабрику в г.Киров, где научился искусству изготовления, сборки и ремонту баянов, аккордионов и русских гармоней.
В 1938 году, когда ему исполнилось 17 лет, он был призван на службу в армию и отправлен на Сахалин, так как на Дальнем Востоке складывались очень непростые отношения с восточным соседом – Японией. Постоянно происходили приграничные провокации со стороны агрессивного соседа. И Советское Правительство было обеспокоено укреплением восточных границ государств. Поэтому дедушка Лёша и оказался на Сахалине в числе новобранцев. Служили раньше по 3 года и в 1941г. его должны были демобилизовать и планировал вернутся в родную Кировскую область и дальше продолжить работу на баянной фабрике.
Мой прадедушка А.Г. Столбов 25.05.1940г. участвовал в военном параде в г.Александровск-Сахалинский, устроенном в честь 15-летия освобождения Северного Сахалина от японской оккупации. На старом фото он самый левый в первом ряду солдат.
В то время г.Александровск-Сахалинский был областной столицей Северного Сахалина. Обороной мощи Северного Сахалина придавали очень огромное значение, так как рядом – южнее был очень агрессивный сосед – Япония, от которой следовало ожидать каких либо провокаций. Поэтому в г.Александровск- Сахалинский был мощный военный гарнизон и было много солдат. Прадедушка Алексей Григорьевич Столбов попал на Северный Сахалин в 1938 году, когда был призван в армию. Служил в артиллерийской зенитной части и был командиром зенитной батареи, которая первоначально располагалась в посёлке Зональное Тымовского района, а затем была перемещена в г.Александровск-Сахалинский для защиты его от вероятных ударов японских самолётов. Прадедушкина зенитная батарея располагалась на мысе Жонкиер, где в артиллерийских окопах стояло много зенитных и противотанковых орудий, которые могли своим огнём простреливать небо на подлётах к г.Александровск-Сахалинский с южной и западной сторон, а также, могли вести прицельный огонь по вражеским военным судам на большом расстоянии. Подступы к артиллерийским батареям для защиты от захвата японским десантом прикрывала оборудованная сеть окопов с дзотами и дотами, оборудованными пулемётами. Эти окопы обвалившиеся и уже заросшие травой до сих пор остались несколькими поясами на склонах мыса Жонкиер с северо-восточной и западной сторон. А со стороны моря мыс неприступен из-за почти отвесной скалы и крутых осыпей.
Советские войска одержали победу в Сталинградской битве и японский военный корабль вернулся восвояси.
Уже когда в августе 1945г. СССР готовился объявить войну Японии и советские войска начали подготовку военной операции по освобождению южной части Сахалина, дедушкину воискую часть из г.Александровск-Сахалинский в срочном порядке под строжайшим секретом перебросили к границе с Японией, ближе к 50-той параллели. Переброска осуществлялась в строжайшем секрете, маршами только в ночное время.
За наступательную операцию при освобождении Южной части Сахалина, за героические действия в первой половине августа 1945г. при прорыве японских укрепительных оборонных постов на дороге советских войск на юг острова, почти все, кто участвовал в наступательной операции были награждены боевыми медалями «За отвагу». В том числе и дедушка Лёша.
Уже в 1995г. к 50-летию окончания Великой отечественной войны всем, кому вручались медали «За отвагу», были вручены медали «Отечественная война» 1-ой степени.
Войну по освобождению Сахалина от японских оккупантов дедушка Лёша окончил в звании старшины. И до 1948г. ещё продолжал служить в армии. Итого, вся его служба в армии, вместе с войной, составила 10 лет.
Вот такой вот мой героический прадедушка А.Г. Столбов.