образование и грамотность на руси

ГРАМОТНОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVII вв.)

Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распрост­ранению письменности и письменной культуры. На Руси по­явилось большое количество переводной литературы религи­озного и светского содержания, при соборах и монастырях воз­никли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература — религиозная и светская (летописи, сло­ва, поучения, жития и др.)

С введением христианства связано и начало школьного об­разования в Древней Руси. Первые школы в Киевском госу­дарстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в летописи. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь быва­ет польза от учения книжного».

Первые русские школы создавались в основном при монас­тырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «луч-

ших людей детей», где готовили к государственной и церков­ной деятельности, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике, для обучения использовались визан­тийские исторические сочинения, географические и естествен­нонаучные труды, сборники высказываний античных авторов. Многие видные деятели древнерусской культуры вышли, в ча­стности, из школы при Киево-Печерском монастыре — веду­щем центре книжности. Однако самым распространенным в Киевской Руси было индивидуальное обучение.

Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. «Книги наставляют и научают нас», книги «суть реки, напоя- ющие вселенную», «если поищешь в книгах мудрости прилеж­но, то найдешь великую пользу для души своей», — такими изречениями наполнена литература этого периода. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя — «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свиде­тельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в Х! в.

Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. «Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран», — писал в своем «Поучении» сыновьям князь Влади­мир Мономах. Такими «книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, его отец Всеволод, Ярос­лав Осмомысл, Константин Ростовский и другие.

Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного со­держания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.

Монголо-татарское нашествие имело катастрофические по­следствия для русской культуры. Гибель населения, разруше­ние городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древ­ней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено ^

в этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представите­ли духовенства. Сведения о таких школах содержатся в жити­ях русских святых — Сергия Радонежского, Александра Свир- ского, Антония Сийского, Зосимы Соловецкого и других. Со­хранялась и поддерживалась в XIV—XV вв. грамотность в сре­де торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова, что подтверждают берестяные грамоты и «граффити» (надписи на стенах храмов). К уникальным находкам относятся берестя­ные «учебные тетради» новгородского мальчика Онфима, в которых содержатся буквы, слоги, фразы молитв, песен и дол­говых обязательств. Центрами письменности в этот период были также вечевые и княжеские канцелярии.

Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого гра­мотность была ремеслом. Известно обращение новгородского архиепископа Геннадия к митрополиту Симону (конец XV — начало XVI в.) с просьбой «печаловаться» перед государем, «чтоб училища учинити»: «Мой совет учить в училище преж­де всего азбуке, словам под титлом да псалтырю: когда это изучат, тогда уже можно читать и всякие книги. А то мужи­ки-невежи учат ребят — только портят. Сперва он научит его вечерне, и за это приносят мастеру каши да гривну дене г. То же полагается и за заутреню, а за часы — плата особая. Сверх того, даются еще поминки, кроме условленного магарыча. А отойдет (такой ученик) от мастера — ничего и не умеет, только бредет по книге. Нельзя ведь иначе постигнуть смысл книги, как выучивши азбуку да титла». Как видно, «мастера» — пе­дагоги Древней Руси — умели натаскивать кандидатов в священ­нослужители прямо с голоса без настоящего обучения грамоте.

Прошло полвека, но в 1551 г. на Стоглавом соборе повто­рялись те же жалобы на низкий уровень грамотности духовен­ства. Между тем потребность в образованных людях в XVI в. значительно возросла, что было связано с развитием экономи­ки, государственного аппарата объединенной страны, между­народных связей. Стоглавый собор постановил: «в царствую­щем граде Москве и по всем градом. у священников, у дьяко­нов, и у дьячков учинити в домех училище, чтоб священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде пре­давали им своих детей и на учение грамоте и на учение книж­ного письма».

Решение Стоглавого собора не было осуществлено. Школ было мало, и образование в них ограничивалось усвоением элементарной грамоты. По-прежнему преобладало индивиду­альное обучение в домашних условиях. Учебными пособиями являлись богослужебные книги. Во второй половине XVI в. появились специальные грамматики («Беседа о учении грамо­те, что есть грамота и что ея строение, и чего рада составися таковое учение, и что от нея приобретение, и что прежде все­го учитися подобает») и арифметики («Книга, рекома по-гре­чески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цы- фирная счетная мудрость»).

В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее необычайно важную роль в развитии грамотности и книжности, — возникло книгопеча­тание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апо­стол» — первая русская датированная печатная книга. Во гла­ве государственной типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, стали дьякон кремлевской церк­ви Иван Федоров и Петр Мстиславец.

В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда — деятели государственного управления, дипломатической служ­бы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образован­ности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или об­щения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались ис­торические и литературные произведения, расшатывалась мо­нополия церкви на знания и образование. Некоторые мысли­тели XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую право­славную церковь, были объявлены еретиками и казнены.

XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, ожив­ление торгово-промышленной деятельности, усложнение сис­темы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

Распространение книг приобрело в этот период значитель­но более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более ин­тенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только ре­лигиозные произведения, но и книги светского содержания.

Появились первые печатные учебники. В 1634 г. вышел пер­вый русский букварь Василия Бурцева, неоднократно пере­издававшийся. Во второй половине XVII в. было напечатано более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. учебных «Псалты­рей» и «Часословов». В 1648 г. вышла печатная «Граммати­ка» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. — таблица умножения. В 1678 г. в Москве была издана книга Иннокентия Гизеля «Синопсис», ставшая первым печатным учебником русской истории. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

На протяжении XVII в. в Москву приехало много выходцев из украинских и белорусских земель, которые стали работать «справщиками» (редакторами) на Печатном дворе, перевод­чиками, учителями в школах и частных домах. Окольничий царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищев на свои средства основал школу при Андреевском монастыре, где преподавали греческий, латинский и славянский языки, риторику, фило­софию и другие науки 30 ученых монахов, приглашенных из Киева. Руководил школой известный педагог и переводчик Епифаний Славинецкий. Выходец из Белоруссии, ученый, поэт, переводчик Симеон Полоцкий обучал детей Алексея Михайловича и возглавлял школу в Заиконоспасском монас­тыре, в которой готовили образованных подъячих для прави­тельственных учреждений.

В. В. Голицын. «Грекофилы» опирались на поддержку патри­арха Иоакима.

В 1681 г. по инициативе патриарха и царя Федора Алексе­евича открылась Типографская школа «греческого чтения, языка и письма» при Печатном дворе. В 1685 г. в ней обуча­лись 233 ученика.

На протяжении XVII в. в Москве существовали и другие школы — в Немецкой слободе, при церковных приходах и мо­настырях, частные. При Аптекарском приказе получали ме­дицинское образование лекарские ученики.

В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовен­ства и чиновников государственной службы. Принимали в ака­демию людей «всякого чина, сана и возраста». Число учени­ков первого набора составило 104, а через два года увеличи­лось до 182. Возглавили академию братья Софроний и Иоан- никий Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет в Италии.

Программа Славяно-греко-латинской академии была пост­роена по образцу западноевропейских учебных заведений. Ус­тавом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Многие учебные пособия были составлены Лихудами. В 1694 г. братья были отправлены в отставку, а академия постепенно потеряла свою роль центра образования и науки. Тем не менее, она внесла свой вклад в развитие просвещения, подготовив многих видных деятелей науки и культуры — Ф. Ф. Поликарпова, М. В. Ломо­носова и других.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Конспект урока по теме » Образование и грамотность на Руси «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Образование и грамотность на Руси

Демченко Лариса Александровна, учитель

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (13,68 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси.

Образовательные: довести до понимания учащихся, что понятие «культура» связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; отметить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; показать, что сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности.

Коррекционно-развивающие: продолжать работу над формированием умений давать полные ответы на постановленные вопросы, навыков работы с тетрадью по истории; учить слушать отрывки из художественной литературы.

Воспитательные: вызвать чувство уважения к людям труда; развивать у учащихся чувства любви к родному языку и культуре.

славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги.

Основные термины и понятия

Переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен, писало.

Оборудование и материалы

Презентация, карточки, словарные слова, предметное письмо (мешочек с землёй, стрела, след из кожи), кора берёзы, карточки с буквами, Библия.

Сообщение новых знаний

I. Организационный момент

1. Мативационное начало урока

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами переместимся в давние времена и попутешествуем по лабиринтам истории. Мы узнаем, из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые произошли в истории Руси давным-давно.

(Слайд 1) Откроем дверь в прошлое

В этом учебном году мы начали изучать новую для вас науку, что это за наука? (Слайд 2)

Давайте вспомним, что изучает история?

Историю, какого государства мы изучаем?

Почему следует изучать и знать историю своего государства?

( Им помогают различные документы, вещи, сохранившиеся до наших дней)

Какая наука помогает нам раскрывать тайны земли? (Слайд 3)

Именно археологи находят то, что скрывает от нас наша земля. Это различные вещи, документы, сохранившиеся до наших дней, и помогают нам больше узнать о давно минувших событиях. Огромную роль в изучении истории играют различные документы. Но документы появились не сразу.

Как же люди передавали друг другу сообщения, пока не возникла письменность?

II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы и целей урока.

Откроем следующую дверь в прошлое славян (Слайд 5)

Тему нашего урока мы определим после анализа двух ситуаций.

Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи.

Придумайте способ, с помощью которого можно было бы избежать такой ситуации.

(Записать состав сбора.)

Теперь ознакомимся со второй ситуацией. (Слайд 6)

Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.

Сын понял послание отца так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне».

Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: «Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце». Показ предметов

Как вы считаете, удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо?

Почему? Объясните свой ответ.

(Предметное письмо можно «прочитать» по-разному.)

2. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю Древней Руси и познакомимся с распространением грамотности и образования в Киевской Руси, узнаем, что было сделано Ярославом Мудрым для просвещения русского народа.

Тема нашего урока Образование и грамотность на Руси. (Слайд 7)

(Записывают число и тему урока в тетрадь)

III. Изучение нового материала

(Слайд 8) Мы подошли с вами к следующей двери, которая встретилась нам в лабиринте истории.

3. Объяснительная беседа.

Точной даты возникновения славянской письменности мы не знаем. Но есть основания полагать, что в IX веке она существовала, т.е. она зародилась ещё до принятия христианства на Руси.

В каком году христианство проникло на Русь? Определите век.

При каком князе началось крещение Руси?

(При князе Владимире Святом)

Кто научил славян грамоте? (Слайд 9)

(Слайд 10) На нём написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей.

(Слайд 11) Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ.

Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IXв., на Русь проникла в X веке.

(Слайд 12) Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.

(Слайд 13) Карточка с записями

(Слайд 14) Данные таблички располагаются следующим образом

Так, например, на письме обозначалось звучащее слово [баба].

Найдите в этом слове букву а и покажите ее. (Показывают нужную карточку)

Сейчас название этой буквы «а», а в IX веке её называли «аз».

Найдите в этом слове букву б и покажите ее.

Сейчас название этой буквы «бэ», а в IX веке ее называли «буки»

Расположите названные буквы в алфавитном порядке и назовите их.

Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

(По названию первых букв.)

4. Задание на слайде

(Слайд 16) Вставьте в предложение пропущенное слово, предварительно проанализировав информацию, данную в скобках.

В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком (Слайд 17)

Кем была создана славянская азбука?

(Кириллом и Мефодием)

Вывод: Создание азбуки Кириллом и Мефодием является важнейшим историческим событием, создавшим благоприятные условия для развития культуры народа.

5. Работа в тетрадях (Слайд 18)

(Записывают в тетрадь)

До принятия христианства умеющих писать и читать на Руси было мало, но с 988г. грамотность начала распространяться: грамотными были духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане.

(Слайд 19) В XI веке Ярослав Мудрый повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых.

(Слайд 20) Учили писать, считать и читать. При Ярославе Мудром многие жители страны стали грамотными. Научившись писать, люди стали записывать договора и важные документы, писать друг другу письма, записки, вести деловые бумаги. (Слайд 21)

(Слайд 22) До наших дней сохранились изделия гончаров, на которых они ставили свою подпись.

(Слайд 23) Часто на стенах храмов горожане оставляли надписи, которые также сохранились до наших дней.

Вам, наверное, будет интересно знать, на чём и чем писали в Древней Руси?

Для этого мы откроем следующую дверь (Слайд 24)

(Показ бересты) В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её снимали со ствола ровной полосой, варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писалом (острой костяной или металлической палочкой) выцарапывались тексты. (Слайд 25)

Словарная работа: писало

Большинство сохранившихся до нашего времени древних книг написано на пергаменте, который делали из телячьей кожи. Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке: вымачивали, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. (Слайд 29)

(Слайд 30) Пергамент был очень дорогим материалом на книгу, требовалось целое стадо. Из-за дороговизны пергамента нередко написанный когда-то текст выскабливали или смывали, а затем записывали новый. На пергаменте писали пером.

Словарная работа: пергамент

На чём и чем писали в Древней Руси?

6. Работа по карточке (Слайд 31)

(Слайд 32) Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом продолжил это дело его сын Ярослав Мудрый

(Слайд 33) В построенном по его воле Софийском соборе в Киеве в 1037 г.

(Слайд 34)Завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней.

7. Звучит монолог Пимена из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

Закройте глаза и представьте себе монастырскую узкую келью. В четырех глухих стенах сидит монах. Перед ним свеча. (Слайд 35)

Послушайте запись и определите, чем он занят в этот момент?

Как вы это определили?

(Слышится скрип пера.)

Действительно, в записи слышится скрип пера по пергаментной бумаге.

(Слайд 36) Переписчики разлиновывали лист пергамента специальным приспособлением, чтобы получилась ровная строчка. Почерк у писцов был крупный, чёткий, такой почерк именуется уставом. Каждая буква стояла отдельно одна от другой, текст писался сплошной строкой, разделения его на слова и фразы ещё не было. Первую букву на каждой странице обязательно украшали узорами и писали красной краской. (Слайд 37)

До наших дней дошло всего 493 книги 11-13 веков.

8. Работа с учебником

Прочитайте первый абзац на стр.163 и ответьте на вопрос

Какие книги переписывали переписчики? (Слайд 39)

(Библию, церковные книги)

Какие книги считались рукописными?

(Книги, которые переписывали от руки)

Кто переписывал книги?

Почему рукописные книги считаются величайшей ценностью?

Словарная работа: переписчик, устав, Библия

(Слайд 40) В старые времена часто описывали жизнь известных людей. Эти записи получили названия Жития. До наших дней дошли Жития многих святых людей, воинов, князей: Изборник Святослава, Остромирово Евангелие, Житие Фёдора Печёрского, Мстиславово Евангелие.

(Слайд 41, 42) Ярослав Мудрый сам любил читать церковные книги и собирал их. Так постепенно у него образовалась большая библиотека

Словарное слово: библиотека

Где хранились книги?

(В библиотеке Софийского собора)

(Слайд 43, 44) Для укрепления православной веры и распространения просвещения на Руси Ярослав Мудрый стал строить новые храмы и монастыри. Приглашал художников и строителей из Византии. Они обучали русских мастеров строить храмы, писать иконы, фрески.

9. Работа с учебником

Прочитайте на стр.163 последний абзац

Что сделал Ярослав Мудрый для просвещения людей?

(Открыл школы, создавал книги, строил храмы, монастыри)

Откроем последнюю дверь далёкого прошлого. (Слайд 45)

1. Фронтальная беседа

Какие события ускорили создание славянской письменности?

(Возникновение христианства на Руси)

Как звали первоучителей славян? (Слайд 46)

И будет славить Русь родная

Святых апостолов славян,

И, сладким звуком их имён

Свои молитвы оглашая,

Из века в век, из рода в род

Она их память соблюдает! Д. С. Лихачёв

Какую роль сыграл для развития грамотности и образования на Руси Ярослав Мудрый?

(При Ярославе Мудром распространилась грамотность и христианское просвещение на Руси)

2. Игра «Третий лишний» (Слайд 48)

3. Работа по карточкам

Соедините понятия с их определениями

4. Задание (Слайд 49)

Что получится, если: «взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде:, а потом кинуть кусок железа, подлить поварёшку щей покислей да кружку кваса медового» (Чернила)

5. Таинственная грамота (Слайд 50)

В этой таинственной грамоте в словах рассыпались и перепутались все буквы.

ГАНКИ, КУБВА, НУЧЕКИ, БУАКЗА, ОЛСАПИ (Книга, буква, ученики, азбука, писало)

(Подчёркнутая буква начало слова)

С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

(Образование и грамотность на Руси)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VI. Выставление оценок

(Слайд 51) Мы успешно прошли по лабиринтам истории, открыли все двери и нашли ларец знаний.

VII. Домашнее задание

Прочитать текст стр. 161-163

Разукрасить первую букву вашего имени (Приложение 1)

(Слайд 52) Спасибо за работу!

1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории:7-11 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64с.

2. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).

Источник

Презентация по истории Отечества на тему «Образование И грамотность на Руси»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация Лошкаревой И.Р. Златоуст Образование и грамотность на Руси.

Укреплял Русское государство Развивал торговые отношения с другими государствами Начал чеканить русские монеты Создал первый русский сборник законов Ярослав Мудрый:

Конституция Р.Ф. «Русская правда» Как назывались законы Ярослава Мудрого?

Классы были отдельно для девочек и для мальчиков. На Руси открывались школы при церквях и монастырях.

Первыми учителями на Руси были дьяки, священники и монахи.

Как учили в древних школах

В древних школах использовались телесные наказания розгами.

Писали чернилами – смешивали кору дуба с квасным мёдом. Для письма использовали гусиные перья, деревянные и костяные палочки.

На чём писали в древности Пергамент – специально обработанная телячья кожа. Береста – это кора деревьев.

Книжное дело Переводили греческие и болгарские книги

Делали это переписчики Вручную переписывали книги

Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности.

Каждую букву монахи-переписчики выводили четко и отдельно друг от друга. Такое письмо называлось Уставом

Как украшали первые книги

Переписывались церковные книги, но прежде всего Библию

Ярослав Мудрый собрал первую библиотеку Софийский собор в Киеве

На Руси писали на ……………… и …………………, используя для этого …………. и …………………… Слова – помощники: береста, пергамент, писало, перо 1. Допиши предложение:

2.Подчеркните слова, которые считаете правильными. На Руси писали на бумаге, пергамене, бересте. Используя для письма ручку, писало, перья.

2. Соедини слово с определением. Переписчик Место, где хранится собрание книг. Библия Монах, который переписывал книги Устав Главная книга всех христиан Библиотека Тип письма кириллицей

2. Соедини слово с определением. Переписчик Место, где хранится собрание книг. Библиотека Монах, который переписывал книги

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

Номер материала: ДБ-807399

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

образование и грамотность на руси. Смотреть фото образование и грамотность на руси. Смотреть картинку образование и грамотность на руси. Картинка про образование и грамотность на руси. Фото образование и грамотность на руси

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *