образы крестьян и помещиков в поэме кому на руси жить хорошо
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
сочинение по литературе 10 класса
В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.
Мужики-правдоискатели
На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.
Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.
Яким Нагой
Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он». Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера. Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.
Для Якима недопустимо мнение, что бедность крестьянства вызвана употреблением вина. По его мнению, это связано с обязанностью трудиться на «дольщиков». Судьба героя типична для русского народа после отмены крепостного права: проживая в столице, он вступает в спор с купцом, оказался в тюрьме, откуда вернулся в деревню и начал пахать землю.
Ермила Гирин
Замечателен эпизод с покупкой Ермилой мельницы, когда крестьяне выражают абсолютное доверие Ермилу Гирину, и тот в ответ честен с ними до конца.
Савелий — богатырь
Некрасов проговаривает мысль о том, что крестьяне для него сродни богатырям. Тут выступает образ Савелия – богатыря святорусского. Он искренне сочувствует Матрене, тяжело переосмысливает гибель Демушки. В этом герое сочетается добро, простота, чистосердечие, помощь угнетенным и злоба к угнетающим.
Матрена Тимофеевна
Крестьянские женщины представлены в образе Матрены Тимофеевны. Эта сильная душой женщина всю свою жизнь сражается за вольность и женское счастье. Ее жизнь напоминает жизнь множества крестьянских женщин того времени, хотя она еще счастливее многих. Это с учетом того, что после замужества она попала в семью, ненавидящую ее, бита была мужем только один раз, ее первенца поели свиньи, а вся ее жизнь основана на надрывной работе в поле.
Крестьяне-угнетатели
Автор показывает, как тяжело отражается крепостное право на жизни людей, как оно калечит их, морально уничтожая. Есть и такие крестьяне, которые выбрали сторону своих хозяев – Ипат, Клим, Яков верный, угнетающие простой люд наравне с помещиками.
В своей поэме Некрасов показал жизнь крестьянства после реформы 1861 года, отобразил образы русских крестьян, говоря, что народ обладает силой несметной и вскоре он начнет осознавать свои права.
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Важный исторический период нашел свое отражение в произведении Н.А.Некрасова. Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо» типичны и очень реальны. Их образы помогают понять, что происходило в стране после отмены крепостного права, к чему привели реформы.
Странники из народа
Семь мужиков – все крестьянского происхождения. Чем они отличаются от других персонажей? Почему автор не выбирает в ходоки представителей разных классов? Некрасов гениален. Автор подсказывает, среди крестьян начинается движение. Россия «очнулась ото сна». Но движение медленное, не все осознали, что получили свободу и могут жить по-новому. Некрасов делает героями простых мужиков. Раньше по стране бродили только нищие, богомольцы и скоморохи. Сейчас пошли искать ответы на вопросы мужики из разных губерний, волостей. Поэт не идеализирует литературных персонажей, не пытается отделить их от народа. Он понимает, что все крестьяне разные. Многовековой гнет для большинства вошел в привычку, мужики не знают, что делать с полученными правами, как дальше жить.
Яким Нагой
Крестьянин живет в деревне с говорящим названием – Босово. Нищий мужик из такой же деревни. Крестьянин ушел на заработки, но попал под тяжбу с купцом. Яким оказался в тюрьме. Понимая, что ничего хорошего не ждет его в городе, Нагой возвращается на родину. Он безропотно работает на земле, сливаясь с ней по образу и подобию. Как ком, пласт, вырезанный сохой, Яким
Холоп Яков
Любимый раб
Староста Глеб
В описании крестьянина нет привычной интонации. Автор негодует. Ему не хочется писать о таких типах, как Глеб, но они есть среди крестьян, поэтому правда жизни требует появления образа старосты из народа в поэме. Среди крестьян таких было немного, но горя они принесли достаточно. Глеб уничтожил вольную, которую дал барин. Позволил обмануть своих земляков. Раб в душе, староста предал мужиков. Он надеялся на особые льготы, на возможность возвыситься над равными себе по социальному положению.
Мужицкое счастье
На ярмарке к странникам подходит множество крестьян. Они все пытаются доказать свое счастье, но оно настолько убого, что говорить о нем тяжело.
Какие крестьяне подошли к ходокам:
Н.А.Некрасов называет крестьян по-разному. Одни рабы, холопы и иуды. Другие примерные, верные, смелые богатыри земли русской. Перед народом открываются новые пути. Счастливая жизнь ждет их, но нужно не бояться протестовать и добиваться своих прав.
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Введение
Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.
Образ главных героев-странников
Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.
Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.
В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает. Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы. В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.
Положительные образы крестьян
Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе».
Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.
Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.
Образы Матрены и Савелия
К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.
Образ крестьян-холопов
Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа. Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей. Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.
Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества, ссылок и эксплуатации рабочих людей.
Идею написать поэму «Кому на Руси жить хорошо» автор долго прокручивал в своей голове, он ездил по разным местам, читал различные источники о крестьянах в посткрепостнический период, чтобы наконец приступить к написанию. К сожалению, ему так и не удалось дописать поэму до конца, он умер.
Когда отменили крепостное право, народ по идее должен был ликовать, однако на деле всё получилось совсем иначе – у крестьян не было земли, и им приходилось уходить под управление волостных, которые не меньше, чем барин использовал их труд. В начале поэмы семь мужиков отправляются в путешествие по Руси с целью отыскать ответ на вопрос, который является названием произведения, они хотят найти крестьян, которые живут весело и беззаботно после отмены крепостного права. Эти мужики едут из своих деревень с говорящими названиями, например, Дырявино и Неелово, что сразу даёт читателю понимание того, как живут крестьянские люди.
По разному вёл себя народ в это непонятное время, так, например, во второй части произведения крестьяне продолжали лебезить перед барином, потому что его семья решила скрыть от него новость об отмене крепостного права, пообещав за это им землю. Крестьяне старались угодить им, ведь они свято верили в то, что барская семья исполнит своё обещание, они готовы были до его смерти ещё побыть невольными, а после обрести волю и независимость. На деле же, когда барин умер, его семья забыла об уговоре, и крестьяне остались ни с чем. Это пример верующих в справедливость простых людей. Сколько бы лет барин и его семья не издевались над ними, они всё равно верят в то, что их не обманут.
В произведении, как и на Руси в то время, есть холопы без своего мнения и желаний, они не готовы были восстать против своих эксплуататоров, их рабство заключалось не столько во внешнем труде и подчинении, сколько во внутреннем, они не могут освободиться от этого, потому что привыкли так жить. Но в противовес им в поэме выступают образованные и умные бывшие крепостные, который и сами размышляют над вопросом «Кому же всё-таки хорошо живётся на земле русской?» Ответ семи мужикам даёт Матрёна Тимофеевна, она говорит, что счастья нет ни у кого: ни у неё, ни у других людей нашей Родины.
Несмотря на все тяготы жизни, крестьяне объединяются в группы, держатся вместе. Правда, не всегда эти объединения направлены на достижение благой цели. В одном из эпизодов мужики видят, как бьют ни человека, которого осудили все, однако, большая часть и не знает, за что его нужно бить, но они продолжают это делать, потому как «мир сказал», а он всегда прав.
Яким Нагой – отличный пример крестьянина, который не готов мириться с действительностью, он считает, что проблема плохой жизни русского народа в том, что он не может весь свой гнев направить на восстание против системы, а вместо этого просто пьянствует. Во время бунта он был одним из первых людей, которые пытались учинить расправу, бунтовщики убили помещика. В те времена так и было: восстания происходили вспышками и наплывами, но это вело к верной цели.
В поэме образы крестьян не так статичны, к примеру, холоп Яков всё-таки мстит своему обидчику, то есть он не до конца мирится со своим положением. Много различных характеров в произведении, на Руси, и все они рисуют чёткую картину, на которой виден и мрак, происходящий сейчас в связи с неясной, новой жизнью, и светлое, но пока размытое будущее, которое рано или поздно должно настигнут русский народ. И все в это, хоть и в глубине души, но, конечно же, верят.
Странники из народа
Семь мужиков – все крестьянского происхождения. Чем они отличаются от других персонажей? Почему автор не выбирает в ходоки представителей разных классов? Некрасов гениален. Автор подсказывает, среди крестьян начинается движение. Россия «очнулась ото сна». Но движение медленное, не все осознали, что получили свободу и могут жить по-новому. Некрасов делает героями простых мужиков. Раньше по стране бродили только нищие, богомольцы и скоморохи. Сейчас пошли искать ответы на вопросы мужики из разных губерний, волостей. Поэт не идеализирует литературных персонажей, не пытается отделить их от народа. Он понимает, что все крестьяне разные. Многовековой гнет для большинства вошел в привычку, мужики не знают, что делать с полученными правами, как дальше жить.
Яким Нагой
Крестьянин живет в деревне с говорящим названием – Босово. Нищий мужик из такой же деревни. Крестьянин ушел на заработки, но попал под тяжбу с купцом. Яким оказался в тюрьме. Понимая, что ничего хорошего не ждет его в городе, Нагой возвращается на родину. Он безропотно работает на земле, сливаясь с ней по образу и подобию. Как ком, пласт, вырезанный сохой, Яким
«до смерти работает, до полусмерти пьет».
Радости от тяжелого труда мужик не получает. Большая часть достается помещику, сам же он бедствует и голодает. Яким уверен, что русского мужика не одолеет никакой хмель, поэтому не стоит обвинять крестьян в пьянстве. Многогранность души проявляется во время пожара. Яким и жена спасают картины, иконы, а не деньги. Духовность народы стоит выше материального достатка.
Образы Матрены и Савелия
К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.
Холоп Яков
Любимый раб
Дворовый мужик пытается предстать перед странниками самым счастливым. В чем его счастье? Холоп был любимым рабом первого знатнейшего князя Переметьева. Жена холопа – любимая раба. Хозяин позволил дочери холопа учиться вместе с барышней языкам, наукам. Девчушка сидела в присутствии господ. Глупо выглядит крестьянин-раб. Он молится, прося у Бога сохранить ему благородную болезнь, — подагру. Рабское повиновение привело холопа к абсурдным мыслям. Он гордится дворянской болезнью. Хвастается перед ходоками винами, которые пил: шампанское, бургонское, токайское. Отказывают ему мужики в водке. Отправляют дальше лизать тарелки после барской трапезы. Не по губам раба из мужиков русский напиток, пусть допивает из рюмок заморские вина. Смешон образ больного холопа.
Староста Глеб
В описании крестьянина нет привычной интонации. Автор негодует. Ему не хочется писать о таких типах, как Глеб, но они есть среди крестьян, поэтому правда жизни требует появления образа старосты из народа в поэме. Среди крестьян таких было немного, но горя они принесли достаточно. Глеб уничтожил вольную, которую дал барин. Позволил обмануть своих земляков. Раб в душе, староста предал мужиков. Он надеялся на особые льготы, на возможность возвыситься над равными себе по социальному положению.
Введение
Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.
Мужицкое счастье
На ярмарке к странникам подходит множество крестьян. Они все пытаются доказать свое счастье, но оно настолько убого, что говорить о нем тяжело.
Какие крестьяне подошли к ходокам:
Н.А.Некрасов называет крестьян по-разному. Одни рабы, холопы и иуды. Другие примерные, верные, смелые богатыри земли русской. Перед народом открываются новые пути. Счастливая жизнь ждет их, но нужно не бояться протестовать и добиваться своих прав.
В первом номере «Современника» за 1847 г., когда журнал только что перешёл от П. А. Плетнёва в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Кали-ныч», с пометкой после заглавия: «Из записок охотника». Исключительный успех этого очерка побудил Тургенева продолжать серию «охотничьих» рассказов. Позднее в «-Современнике» было напечатано ещё двадцать рассказов, а в 1852 г. «Записки охотника» вышли отдельной книгой.
«Записки охотника» стали крупнейшим событием не только литературной, но и общественной жизни своего времени. Тургенев дал в них широкую картину народно-крестьянского и помещичьего быта крепостной деревни и усадьбы, с длинной вереницей реалистически и мастерски зарисованных образов крестьян и помещиков на фоне среднерусского пейзажа, входившего существенно важным элементом в композицию почти всех рассказов.
Рассказы не были связаны единством сюжета. Но на протяжении всей книги явно выступало глубокое сочувствие автора к забитому и бесправному народу, убедительное и смелое разоблачение «дикого» барства, всевластного хозяина крепостных «душ».
«Стройным рядом нападений, целым батальным огнём против помещичьего быта» называли «Записки охотника» современники Тургенева. Увольнением цензора Львова за пропуск книги, ссылкой Тургенева ответило правительство Николая I на «опасное» сочинение о русском барине и русском мужике. В секретной бумаге министра народного просвещения сообщалось о книге: «Значительная часть помещённых в ней статей имеет решительное направление к унижению помещиков, которые представляются вообще в смешном и карикатурном или, ещё чаще, в предосудительном для их чести виде».
Иными, наделёнными духовной одарённостью и глубокой человечностью были показаны русские крестьяне. Таким образом, отчётливо выступало намерение автора показать моральное превосходство закрепощённого крестьянства над «культурным» и «благородным» рабовладельческим сословием.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН
Умный, хозяйственный, отвоевавший свою независиМость от барина Хорь и «мечтатель», «идеа-кре;тьян лист», «романтик» Калиныч («Хорь и Калиныч»); «странный», «удивительный» карлик-старик, правдоискатель, наделённый тонким ЧУВСТВОМ понимания красоты в природе, Касьян («Касьян с Красивой Мечи»); даровитый самородок-певец, впечатлительный и страстный, «художник во всех смыслах этого слова» Яшка-Турок, чьё пение в Притынном кабаке с такой лирической и красочкой силой описано в «Певцах»; крестьянские ребятишки в ночном у костра, стерегущие табун, коротающие время страшными рассказами и заставляющие автора невольно любоваться их доверчивой любознательностью, мечтательной грустью, смышлёностью, смелой удалью, милой детскостью их простых и наивных душ («Бежин луг»),- вот образы, которые рисовал Тургенев, показьшая «золото — сердце народное», таившееся в глубине тёмного крепостного мира.
Безысходную крестьянскую нищету приоткрывает Тургенев в бегло нарисованных, но запоминающихся образах: мужика Власа, безуспешно ходившего к сердитому барину в Москву с просьбой вызволить из горькой нужды («Малиновая вода»), старика Антипа с сыном, разорённых и замученных бурмистром и униженно просивших заступничества у своего барина Пеноч-кина («Бурмистр»), и того задавленного «голодухой» мужика, который срубил в барском лесу дерево и был пойман суровым лесником («Бирюк»).
Глубоким драматизмом проникнут образ Бирюка («Бирюк»)- угрюмого, честного подневольного слуги своих господ. Бирюк сознаёт, что на нём лежит тяжёлое бремя долга. «Справляя» свою должность крепостного лесника, он обязан стеречь барское добро: он не хочет «даром господский хлеб есть», он знает, что «воровать никому не след» и «баловать воров не приходится». Но вот однажды Бирюк увидел крепостного крестьянина, укравшего дерево в барском лесу. Он поймал «вора» — бедняка-мужика, погибающего с «голодухи». Бирюк должен его наказать, но он хорошо понимает, чем вызвано «воровство», и в глубине души сочувствует «преступнику». В конце концов Бирюк его отпускает. Это вызвало у лесника великую нравственную муку, и сцена, где показан происходящий в душе Бирюка конфликт между чувством долга и чувством высшей правды, полна истинного, волнующего драматизма, корни которого в жестоком укладе крепостных отношений.
Из среды дворовых крестьян, развращённых близостью к барской жизни, и крестьянской «администрации» взяты Тургеневым такие образы, как камердинер Виктор, отвратительный в своём самодовольстве и бессердечии («Свидание»), бурмистр Софрон, «зверь», «пёс», «мошенник беспардонный» — по словам крестьян, и «молодец», «государственный человек» — по оценке его барина Пеночкина. На разорении крестьян, которых он жестоко эксплуатирует, и на обмане помещика, которому он умеет подобострастно льстить, строит Софрон своё благополучие — богатеет, промышляя и «скотом, и дёгтем, и маслом, и пенькой, и чем-чем…» («Бурмистр»).
В замыслы автора «Записок охотника» входило желание показать не только забитость и покорность крепостного крестьянства, но и вспышки его протеста против помещичьего гнёта. Был, например, задуман Тургеневым рассказ «Землеед» — о расправе крестьян с жестоким помещиком. «В этом рассказе,- писал Тургенев,- я передаю совершившийся у нас факт, как крестьяне уморили своего помещика, который ежегодно урезывал у них землю и которого они прозвали за то «землеедом», заставив его скушать фунтов семь хорошего чернозёма». Но тема крестьянского протеста могла остаться, разумеется, только в замыслах автора: рассказа на эту тему не пропустила бы цензура.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ БИОГРАФИЯ → |
Еще по данной теме::
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ Романы Тургенева — своеобразная художественная л…
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО Вторым тургеневским романом было «Дворянское гнездо», Роман написан в 1858 г. …
РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — РУДИН Самым значительным литературным вкладом Тургенева «Рудин» были его …
РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — НАКАНУНЕ В начале 1860 г. Тургенев напечатал роман «Накануне». Тургенев — …
РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ Особое место в творчестве Тургенева занимают — его повести и рассказы. Они как…