образы счастливых в поэме кому на руси жить хорошо
Сочинение на тему: Как представляют себе счастье герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сочинение.
Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? — с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти «счастье мужицкое». В поэме решается самый главный вопрос о современности: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос «кому на Руси жить хорошо?», Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла «в народ», обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу — и есть счастье. Образом «народного заступника» Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной «Пир на весь мир». Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии «их недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась». Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: «…И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка». Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: «Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь». Гриша — поэт, он создаст песню «Русь», в которой воспевает пробудившуюся Россию: «Рать подымается — Неисчислимая. Сила в ней скажется
Несокрушимая».
.
Сочинение: Счастливцы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
(533 слова) Центральной темой в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в поэзии этого писателя в целом является счастье. Автор пытается вместе с героями ответить на вечные для народной жизни и для народного сознания вопросы о правде и лжи, горе и радости. Что такое счастье? Кто счастлив на Руси? Что нужно сделать для того, чтобы стать счастливым?
Стоит отметить, что счастье – это многогранное понятие, включающее в себя личное счастье, счастье отдельных слоёв общества – крестьянское счастье, помещичье счастье, поповское счастье, холопское счастье, солдатское счастье, женское счастье и т.д. Кроме того, существует такая категория как счастье всего народа (народное). По отношению к счастью всех персонажей поэмы можно условно разделить на несколько групп: несчастливые или мнимые счастливцы, бывшие счастливцы; ищущие путь к народному счастью; нашедшие счастье (поистине счастливые).
Стоит отметить, что семь крестьян-странников, правдоискателей отправились на поиски счастливого, поскольку сами являются несчастными. И счастливого они ищут не в своей среде, а среди представителей высших сословий. Но тщетно – таковых среди них нет.
Образ мнимых счастливцев создан автором в четвёртой главе первой части «Счастливые». Как рассказ о счастье предстают рассказы о несчастье несчастных людей, например, дьячок уволенный говорит, что счастье «в благодушестве», для старухи старой, рябой, одноглазой счастье состоит в том, что репа уродилась, а солдат с медалями счастлив потому, что жив.
Одна из самых запоминающихся героинь поэмы — Матрёна Тимофеевна Корчагина, русская крестьянка с нелёгкой женской долей. Но в прошлом она действительно была счастлива – она выросла в хорошей семье. Счастлива она была и с Филиппом. Другие её считают счастливой, однако сама она говорит, что среди женщин счастливую не найдёшь.
В поэме созданы и образы героев, ищущих путь к народному счастью. Среди них и Ермил Гирин, добившийся доверия, почета и уважения простых людей. Кажется, что о мужицком счастье не может быть и речи, но следует рассказ о мужике Ермиле Гирине (заступническое служение народу), он – почти счастливый.
Нашедшие истинное счастье (счастливые) – тоже народные заступники, жертвенные, самоотверженные. Один из них – Гриша Добросклонов, для него счастье заключается в служении народу. Прослеживается связь идеи поэмы с образом Гриши:
Пел он воплощение,
Счастия народного,
Григорий Добросклонов – это народный заступник: образ Гриши является и реальным, и при этом очень обобщённым и даже условным. Он — человек определённого быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, добрый парень, любящий свою деревеньку, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый к борьбе за него. Но Гриша – и более обобщённый образ молодости, устремлённой вперёд, он надеется и верит в лучшее. Он весь в будущем. С этим связана некая неопределённость его образа, только намеченность. Уже первая из шести песен на вопрос-формулу: «Кому на Руси жить хорошо?» — даёт ответ-формулу, где говорится, что счастье народа – в свободе.
Итоговые стихи поэмы подвигают к борьбе за народное счастье, а поэма в целом доказывает, что русский народ достоин этой борьбы, достоин быть счастливым. Поэт написал свои великие строки на эту тему в последней песне поэмы — «Русь».
К поистине счастливым относятся также Белинский и Гоголь (по аналогии – писатели, литераторы, посвятившие своё творчество народу). Счастливцем является и сам автор, т.к. посвятил своё произведение людям и освятил многочисленные проблемы их нелегкой многострадальной жизни.
Таким образом, в этой великой поэме Некрасова многогранно раскрываются образы счастливцев. Это произведение наглядно показывает, что по-настоящему счастливым человек может стать, борясь за счастье и за свободу своего народа, а не цепляясь за материальные ценности.