обретение мощей сергия радонежского история
Память обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Справка
18 (5 по старому стилю) июля православная церковь отмечает память обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Сергий Радонежский – святой подвижник на Руси, преобразователь монашества в центральной и северной Руси, один из самых почитаемых святых на Руси, жил в XIV в.
Он ушел жить в леса недалеко от Радонежа, где вскоре построил маленькую деревянную церковь в честь Святой Троицы, положившей начало величайшей православной обители на Руси.
Уже в глубокой старости, за полгода до смерти Сергий Радонежский позвал к себе братию и благословил на игуменство своего ученика, преподобного Никона.
25 сентября 1392 г. Сергий Радонежский скончался.
В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.
Спустя 30 лет после смерти Сергия Радонежского, незадолго перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 г., преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители, и велел известить игумену Никону и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»
И вот при строительстве собора, 18 июля (5 июля по старому стилю) 1422 г., когда рыли рвы для фундамента, были открыты нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя вокруг гроба, действительно, стояла вода. В присутствии богомольцев и духовенства святые мощи достали из земли и временно «поставили» в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа).
При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора мощи Сергия Радонежского были перенесены в него.
В 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
После Октябрьской революции по всей стране была предпринята кампания по вскрытию святых мощей. Мощи не только вскрывались и «инвентаризировались», но часто изымались музеями, где хранились в запасниках или выставлялись на обозрение.
Мощи преподобного Сергия, привлекавшие к себе нескончаемый поток паломников, были вскрыты 11 апреля 1919 г. в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.
Существует предание о сохранении Честной Главы Преподобного Сергия, по которому святитель Тихон, патриарх Московский, боясь потерять навсегда драгоценную святыню, благословил священника Павла Флоренского и графа Юрия Олсуфьева спрятать честную главу Преподобного. Отец Павел и граф Олсуфьев ночью вошли в Троицкий собор и, вскрыв раку, изъяли главу Преподобного, а на ее место возложили главу погребенного в подклети Троицкого собора князя Трубецкого. Все происходящее держалось в строжайшей тайне, но по отдельным воспоминаниям можно восстановить, что святая глава хранилась некоторое время в специальном ковчеге в доме Олсуфьевых в Сергиевом посаде, с 1928 г. она была зарыта в саду при его доме.
Вернувшись с фронта, Голубцов передал ковчег Екатерине Васильчиковой (приемной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.
В 1946 г., когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Екатерина Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить ее на место, в раку.
По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своем участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Церковь празднует обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского
В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.
Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение – для назидания и молитвы, за помощью и исцелением – тысячи народа. С давних времен обитель продолжает быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.
И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение Преподобного Сергия, являясь, по установившемуся правилу, «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом».
18 июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли – самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.
Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского: история праздника
Сергий Радонежский — один из самых почитаемых русских святых, объединивший князей под рукой Дмитрия Донского. Его память почитается 18 июля, в день обретения честных мощей святого.
Именно Сергий, игумен основанного им Свято-Троицкого монастыря, благословил объединенное воинство русских князей на Куликовскую битву. По свидетельствам современников, он своим тихим и ласковым голосом мог успокоить и примирить кого угодно, даже погрязших в междоусобицах удельных князей. За огромную роль, которую Сергий Радонежский сыграл в объединении страны и в формировании ее духовной культуры, его прозвали «игуменом земли Русской».
В миру святой носил имя Варфоломей. Он родился в семье ростовских бояр в 1314 году и с детства проявлял склонность к созерцанию, молитве и самоограничению. Ростов не был разорен во время татаро-монгольского нашествия, в нем действовали читальни и школы, в которых изучался греческий язык и богословие. Будущий святитель усердно учился вместе со своими двумя братьями, однако, в отличие от них, ученье давалось ему тяжело. Однажды Варфоломей увидел в поле под деревом монаха в чине пресвитера. Он подождал, пока инок закончит молитву, и рассказал о своей беде, попросив помолиться о своих успехах в учебе. Тогда монах благословил мальчика и дал ему просфору, съев которую он постиг грамоту и стал учиться даже лучше своих братьев. После канонизации Сергия Радонежского его стали почитать, среди прочего, и как покровителя школьников и студентов.
Из-за тяжелых податей и поборов, установленных татарами, а также нескольких неурожаев подряд, родители Варфоломея обеднели и переехали из Ростова в село Радонеж. Варфоломей не раз просил отца и мать отпустить его в монастырь, но они поставили условие, что он не примет пострига до их смерти. После того, как оба они скончались, Варфоломей передал свою часть наследства младшему брату, а сам уговорил старшего, Стефана, уйти в пустынь. Они ушли в чащу Радонежского бора к берегу реки Кончуры и построили себе келью, а рядом — деревянную церковь, которую решили освятить во имя Пресвятой Троицы. С этой пустыни началась история одного из самых больших и значительных русских монастырей, получившего впоследствии название Свято-Троицкая Сергиева лавра.
Варфоломей принял постриг от некоего иерея Митрофана в возрасте 23 лет и избрал себе по святцам имя Сергий. Вокруг него постепенно начала собираться братия будущего монастыря. Он уговорил Митрофана возглавить новый монастырь, а сам впоследствии стал его вторым игуменом. Он запретил монахам принимать подаяние и постановил общине жить только собственными трудами. Также он установил в обители устав общежития по образцу Киево-Печерской лавры, что поначалу было встречено иноками враждебно. Но Сергий хотел, чтобы «сердца всех верующих бились как единое сердце», он искал отказа от индивидуализма и подлинного братства. Также он считается основоположником русского старчества как первый старец — наставник монахов и мирян, от князей до простых крестьян.
Преподобный Сергий Радонежский дожил в постоянных трудах, молитвах и воздержании до глубокой старости и за шесть месяцев до своей кончины предчувствовал ее. Тогда он призвал своего любимого ученика Никона, назначил своим преемником в игуменстве и дал ему наставления, после чего на полгода погрузился в безмолвие. Перед самой смертью Сергий в последний раз собрал братию и напутствовал ее, а затем причастился Святых даров и скончался. Это произошло 25 сентября 1392 года.
Несмотря на желание самого Сергия быть похороненным под простым крестом на монастырском кладбище, среди других монахов, он был погребен в Троицкой церкви с правой стороны. Через 30 лет после кончины и погребения святителя Сергия, перед началом строительства в монастыре нового каменного храма во имя Троицы Живоначальной, один благочестивый мирянин увидел его во сне.
«Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» — велел он передать в видении все еще возглавлявшему общину Никону и братии.
Копая рвы для фундамента собора, монахи открыли погребение Сергия, и нашли его тело нетленным и в целой одежде, а могила действительно оказалась подтопленной. При большом стечении народа и в присутствии духовенства 5 (18) июля 1422 года святые мощи извлекли из могилы, и именно это событие празднуется с тех пор ежегодно как главный день поминовения Сергия Радонежского. При освящении каменного Троицкого собора в 1426 году мощи торжественно перенесли в него. Ровно через 30 лет после обретения мощей, в 1452 году, Сергий Радонежский был прославлен как святой в чине преподобных. Он почитается как чудотворец и величайший подвижник земли Русской.
Обретение честных мощей Преподобного Сергия
Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.
Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969;), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.
Радонежский подвижник, его ученики и собеседники, обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.
Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице, как Неслиянной, осуждается иго и благословляется свобода. В учении Преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.
Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.).
«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.
Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам Преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников-иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия Преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».
Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: «Книге о чудесах Преподобного Сергия» и житии преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 г. Симеоном Шаховским был составлен акафист Преподобному Сергию, как «взбранному воеводе» Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист Преподобному был составлен в ХVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812).
В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.
И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение Преподобного Сергия, являясь, по установившемуся правилу, «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом».
О мощах Преподобного Сергия
Вскрытие мощей продолжалось с 20 часов 50 минут до 22 часов 50 минут. Все это время шла киносъемка. На раку была положена крышка из толстого зеркального стекла, поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Съёмками вскрытия мощей Сергия Радонежского руководил режиссер Лев Кулешов.
…Фракция коммунистов после доклада о мощах Сергия Радонежского вносит предложение о вскрытии мощей и предлагает внести следующую резолюцию: «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (Из протокола № 5 Общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева−Посада, Моск. обл. губернии 01.IV.1919 года).
Ввиду опасности волнений, мобилизовали роту помещавшихся в Лавре курсантов. В шестом часу вечера для предупреждения набатного звона они заняли лаврскую колокольню, у всех ворот расставили патрули, красноармейцы находились и на стенах Лавры.
В шесть часов вечера закрыли ворота обители, но народ продолжал прибывать, и вскоре вся площадь была заполнена верующими. Позади людей стояла конная милиция. Успенские ворота были под охраной. Когда ворота приоткрылись, чтобы проехали грузовики с электрооборудованием и киноаппаратурой для съемки, люди бросились на цепи красноармейцев. Заслон смять не удалось, и ворота опять закрылись. На площади раздавались рыдания, молитвы, стоны.
Было зачитано постановление исполкома о вскрытии мощей. Отец Кронид тихим голосом сказал в ответ: «Я должен предупредить, что никто из нас не знает, что лежит в святой гробнице. Это религиозная тайна, проникнуть в которую никто не смеет, мощи никогда не свидетельствовались с самого времени их открытия. Но и я сам, и отец (наместник указал рукой на стоящего рядом плачущего монаха) были свидетелями самых разнообразных чудес от гроба Преподобного. Ровно восемь лет тому назад, в эту самую Лазареву пятницу, ко гробу приползла безногая женщина, отслужили молебен, и вдруг по всему храму пошел треск как бы от ломающихся человеческих костей. Женщина встала и пошла из храма совершенно здоровая».
– Но вы не отказываетесь, конечно, вскрывать мощи? – спросил председатель исполкома.
— Сам не могу; вскрывать мощи будет иеромонах Иона, благочинный Лавры.
Архимандрит Кронид отошел в сторону. Иеромонах Иона, с георгиевским крестом на груди, облачился в богослужебные ризы. Два иеродиакона в синих стихарях подошли к раке и стали совершать каждение три по три. Покадив, отошли. К раке приблизился отец Иона, пал ниц, совершил затем перед гробницей три поясных поклона, сделал поклон в сторону отца наместника. Братия начала петь величание преподобному Сергию, но председатель исполкома оборвал их…
1978 год. Мы в гостях у Виктора Николаевича Тростникова – философа и математика, верующего в Бога. Для тех лет это более удивительно, чем жизнь на Марсе.
— Виктор Николаевич, а что такое мощи? Это такая батарейка святости или это часть будущего воскресения, видимого обычным образом?
— Я потом тебе скажу, что говорили по этому поводу Отцы Церкви. А сейчас про то, что вот в эту самую минуту, когда мы с тобой пьем чай, в катакомбах Лаврских Пещер в Киеве лежат главы святых угодников в стеклянных банках и они вот прямо сейчас пополняются мiром.
Несколько лет спустя мы с женой оказались в Киевских Пещерах. Ходить можно было только группами и с экскурсоводом. Дошли до места, где действительно «главы в банках». В больших прямых стеклянных сосудах с крышками были видны желтые черепа в какой-то жидкости.
Смотрительница отвернулась и демонстративно перешла в другой конец подземного зала. Мы отошли в угол, так, чтобы она не заметила, и потихоньку запели:
-Христос воскресе из мертвых «московским напевом» потом нашим, клепиковским-старообрядческим, потом… неожиданно и порывисто к нам бросилась смотритель:
— Звиняйте меня, я не впизнала, що вы вирующие. Я боялась вам отвечать. Нам не разрешають. Воны кожный дэнь наполняются миром. Я это сама вижу каждый день! Смотрите: вот там еще вчера було мало, а теперь прибыло! Так вы з Москвы? Яка радость, що вы молоди и вы из России!
Мы обнялись с ней и стали догонять группу.
Праздник обретения мощей преподобного Сергия, а также прогремевшая в медиа-пространстве неделя «креслопоклонная» снова поставили вопрос: а что такое мощи?
Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» пишет, что живой урок о будущем воскресении тел — изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления». Причем не пассивный урок, а действенный. Еще в Ветхом Завете мы читаем про пророка Елисея:
— И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
В Рязанском музее была выставлена древнейшая наша икона «Одигитрия». Музейщики прикрепили бирку: « икона …с паволокой, пропитанной ароматическими веществами». Спрашиваю смотрителя:
— А кто делал анализ этих ароматических веществ? И как вы догадались, что это сделали иконописцы?
Почти каждый из нас знаком с благоуханием святых мощей. И это удивительно, так как мертвое тело было мерзостью перед людьми древнего мира из-за свойств разложения и смрада. А тут снова отменяется естества чин – благоухание. Добавим – чудотворение.
Добавим положение в антиминс и в Престол. Обретая тела мучеников, которые засвидетельствовали презрением к смерти абсолютную уверенность в существовании Горнего мира, первые христиане проводили несколько дней над его гробом в пении гимнов и полагали во гроб. Тогда было принято решение и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа.
Таким образом, в основании Престолов в храме имеется вещественное свидетельство Веры, Надежды и Любви. Во время освящения Престола читается молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».
Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).
Сводя вместе обрядовое, назидательное и иррациональное начало существования святых мощей, мы видим, что мощи есть трансцендентное явление. Творческое осмысление устройства Церкви, возможно, еще не окончилось. Измерить ее глубины вряд ли удастся до конца. Однако есть вопросы: Неужели принятие ангельского образа – монашества — не таинство? Неужели освящение Агиасмы также только обычай и обряд? Или мощи – это только артефакт?
Здесь наш дух прикасается к таинственным покровам, снять которые может только сама Церковь соборным решением. Но это не уменьшает восторга и восхищения при столкновении с чудом, истекающим от мощей святых и любимых Богом людей.
А пока ценность мощей, косвенно, подтверждает сам мир. Зачем такая ревностная страсть к мощам христиан у атеистов, сжигавших их в революционном угаре? Почему и сегодня мы читаем:
В Подмосковье ограбили церковь. Преступники вынесли из храма Святой Троицы в селе Троицком Мытищинского района старинные иконы Ильи-пророка, преподобного Сергия Радонежского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских – родителей святого. Как рассказал «Газете.Ru» настоятель храма отец Владимир, иконы — не единственная потеря храма.
У икон Сергия Радонежского, Кирилла и Марии Радонежских были мощевики, в которых хранились мощи святых.
Протестанты не ставят мощи ни во что. У них есть резон – мертвое тело, приняв положенную славу и честь от людей должно быть положено в гроб и, по возможности, отмечено памятником. Они правы. Но только в том случае, если при всем при этом исключен Бог.
А Он тоже имеет право от Себя прославить усопшего. Он тоже имеет право украсить его бренное тело не гранитным крестом или затейливым надгробием, а мироточением, благоуханием и чудотворением. И я думаю, что не стоит исключать Творца Вселенной из своей земной жизни. Следует нам давать Ему действовать среди нас, хваля и благодаря.
Св. Ефрем Сирин: «И по смерти действуют они (мученики) как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа».