обряд на руси похороны мух

Симеон-летопроводец: почему 14 сентября хоронят мух, и как встречать бабье лето

06:00, 14 сентября 2019г, Общество 1454

обряд на руси похороны мух. Смотреть фото обряд на руси похороны мух. Смотреть картинку обряд на руси похороны мух. Картинка про обряд на руси похороны мух. Фото обряд на руси похороны мух

14 сентября в народном календаре называется Симеон-летопроводец (потому что по старому стилю это было 1 сентября – проводы лета), а в православии в этот день поминают преподобного Симеона Столпника – знаменитого сирийского монаха.

В этот день на Руси начинали ходить на смотрины невест и играли первые осенние свадьбы. Также 14 сентября мальчиков 3 лет впервые стригли, посвящая в воины и землепашцы. И проводили обряд похорон… тараканов и мух!

Какие традиции на 14 сентября

Симеон провожает лето обычное, а встречает бабье. Его начало нужно отмечать народными гуляниями.

Также на 14 сентября было принято перезжать: день благоприятствует такому делу, но нужно было не забывать в старом доме своего домового, обязательно позвать его с собой.

Накануне, 13 сентября начинались посиделки у молодежи, а для тех, кто хотел жениться – устраивались смотрины на Симеона. И начинались свадебные недели.

Малышам, которым исполнилось 3 года, постригали волосы. Мальчикам выстригали пучок волос с головы, а крестный отец сажал его на коня и водил лошадь с ребенком по двору. Так ребенок посвящался в воины и землепашцы. С этого времени воспитывать мальчика разрешалось только отцу и другим мужчинам семьи.

Как хоронят тараканов

14 сентября проводили обрядовые похороны тараканов и мух, которые считались символами бедности. Гробик для насекомых делали из морковки или репки. В него клали убитое членистоногое, отловленное в доме, и закапывали очень далеко от жилища, чтобы бедность не вернулась.

Источник

Похороны мух

Один из самых необычных на Руси осенних крестьянских обрядов — обряд похорон мух. Обычно его проводили в день святого Симеона Столпника (Семена-летопроводца), отмечаемого 14 сентября (1-го числа по старому стилю). В некоторых губерниях его проводили в праздник урожая, день осеннего равноденствия Оспожники (21 сентября) или на Воздвижение (27 сентября). Иногда вместе с мухами хоронили тараканов.

В этот день мух выгоняли из дома полотенцами, а в некоторых губерниях штанами. Считалось, что от того, что их прогоняли исподним, мухи обижались и не возвращались в дом.

Девушки заранее готовили «гробики» из репы, огурца или моркови. Домовину выносили с плачем и причитанием из дома. В это время выгоняющий мух приговаривал:
«Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь».

Процессия шла до окраины деревни, где и устраивалось «кладбище насекомых». Закапывая, причитали:

Дитятко мое, мушка,
Подогни ножки,
Мушка ты жужилка,
Перестань жужжать,
Пора тебе умирать.
Ты с белым светом расставалася,
Нашего тела накусалася. (Калужская губерния)

После «похорон» делали потешные «поминки». Семенов день начинал бабье лето с традиционными гуляньями, смотринами. К нему готовились, варили пиво, поэтому часто «похороны» завершались хороводом с игрой «пиво варить». Игру начинали песней:
Ай, на горе мы пиво варили,
Ладо моё, Ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все в круг соберёмся;
Ладо моё, Ладо, все в круг соберёмся!

К середине XIX века этот обряд относят к категории потешных, шутовских. Писатель и этнограф С. В. Максимов описал особенности этой традиции на севере России, в Вологодской области. Он утверждал, что главный смысл обряда — в смотринах, что устраивали девушки перед парнями, которые в это время выбирали себе невест, ведь приближалось время осенних свадеб.

Собиратель русского фольклора Забылин описывает обряд в центральной России: «Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов».

Обряд «похорон насекомых» был распространен во всех уголках России. По одной из версий, его источник — верование о связи насекомых с душами умерших людей. Крестьяне думали, что появляющиеся весной насекомые связаны с умершими предками, которые прилетают, чтобы помогать в сельскохозяйственных работах. Осенью, когда основные работы закончены, они отправляются в загробный мир.

Источник

Зачем на Руси хоронили мух?

Один из самых необычных на Руси осенних крестьянских обрядов — обряд похорон мух. Обычно его проводили в день святого Симеона Столпника (Семена-летопроводца), отмечаемого 14 сентября (1-го числа по старому стилю). В некоторых губерниях его проводили в праздник урожая, день осеннего равноденствия Оспожники (21 сентября) или на Воздвижение (27 сентября). Иногда вместе с мухами хоронили тараканов.

обряд на руси похороны мух. Смотреть фото обряд на руси похороны мух. Смотреть картинку обряд на руси похороны мух. Картинка про обряд на руси похороны мух. Фото обряд на руси похороны мух

В этот день мух выгоняли из дома полотенцами, а в некоторых губерниях штанами. Считалось, что от того, что их прогоняли исподним, мухи обижались и не возвращались в дом.

Девушки заранее готовили «гробики» из репы, огурца или моркови. Домовину выносили с плачем и причитанием из дома. В это время выгоняющий мух приговаривал:

«Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь».

Процессия шла до окраины деревни, где и устраивалось «кладбище насекомых». Закапывая, причитали:

Дитятко мое, мушка,
Подогни ножки,
Мушка ты жужилка,
Перестань жужжать,
Пара тебе умирать.
Ты с белым светом расставалася,
Нашего тела накусалася.
(Калужская губерния)

После «похорон» делали потешные «поминки». Семенов день начинал бабье лето с традиционными гуляньями, смотринами. К нему готовились, варили пиво, поэтому часто «похороны» завершались хороводом с игрой «пиво варить». Игру начинали песней:

Ай, на горе мы пиво варили,
Ладо моё, Ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все в круг соберёмся;
Ладо моё, Ладо, все в круг соберёмся!

К середине XIX века этот обряд относят к категории потешных, шутовских. Писатель и этнограф описал особенности этой традиции на севере России, в Вологодской области. Он утверждал, что главный смысл обряда — в смотринах, что устраивали девушки перед парнями, которые в это время выбирали себе невест, ведь приближалось время осенних свадеб. обряд на руси похороны мух. Смотреть фото обряд на руси похороны мух. Смотреть картинку обряд на руси похороны мух. Картинка про обряд на руси похороны мух. Фото обряд на руси похороны мух Похороны мух в наши дни
Фото: ru.wikipedia.org

Собиратель русского фольклора Забылин описывает обряд в центральной России:

«Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов».

Обряд «похорон насекомых» был распространен во всех уголках России. По одной из версий, его источник — верование о связи насекомых с душами умерших людей. Крестьяне думали, что появляющиеся весной насекомые связаны с умершими предками, которые прилетают, чтобы помогать в сельскохозяйственных работах. Осенью, когда основные работы закончены, они отправляются в загробный мир.

Источник

Похороны мух

обряд на руси похороны мух. Смотреть фото обряд на руси похороны мух. Смотреть картинку обряд на руси похороны мух. Картинка про обряд на руси похороны мух. Фото обряд на руси похороны мухПохороны мух — традиционный осенний обряд у славян, который бал распространён практически на всей территории древней Руси.

Считается, что основным днём, когда совершается обряд похорон насекомых, является Покров — 14 октября — первый день начала зимы или встреча осени с зимой. Однако в некоторых регионах похороны совершались и раньше. Основной период, когда славяне совершали данный ритуал — с 14 сентября (Семён Летопроводец) по 14 октября (Покров).

В похоронах мух не обязательно задействовали только мух. Славяне использовали для проведения ритуала и других насекомых — тараканов, блох, клопов, вшей, комаров, ос, пауков и даже птиц — кукушек, соловьёв, воробьёв и так далее. Похороны насекомых совершались совсем как настоящие, но только в «миниатюре». Для насекомых создавались миниатюрные гробики. Часто ритуальные гробики создавались из моркови, свёклы, репы или из деревяшек, дощечек. Муху, таракана или другое насекомое помещали в гробик и закапывали в землю со всеми почестями и ритуалами, которые принято совершать на обычных похоронах.

В поздние времена, когда языческие верования и языческая философия стали забываться, похороны мух стали считать обрядом изгнания мух, комаров, тараканов, клопов, блох, вшей и др. В связи с изменением поверья, были созданы даже специальные поговорки или заклинания, которые произносились на похоронах мух, например: «Ни будуть лягать, ни будуть на нас глядеть, ни будуть на зимле сидеть, ни будуть нас тревожить». Исследователи также связывают данный обряд со смотринами невест. Похороны мух проводятся как раз перед сезоном свадеб, которые у славян начинались после уборки урожая. Как правило, данный обряд совершали девушки, которые выходили на похороны мух и показывали настоящее театрализованное действо. За всем этим наблюдали парни, которые подыскивали себе невесту. Исследователи высказывают и такую версию, что похоронами мух славяне проводили некий обряд, олицетворяющий зимнее оцепенение природы. Всё это может быть и так, но всё-таки все три версии являются более поздними, возникшими уже во второе тысячелетие н.э., в период двоеверия, когда истинные мотивы тех или иных ритуалов стали забываться, постепенно превращаясь в потешные и ничего не значащие забавы. В древности данный обряд обладал более глубоким смыслом и напрямую относился к языческим поверьям в души предков.

обряд на руси похороны мух. Смотреть фото обряд на руси похороны мух. Смотреть картинку обряд на руси похороны мух. Картинка про обряд на руси похороны мух. Фото обряд на руси похороны мухЧтобы объяснить изначальный смысл похорон мух, стоит в первую очередь вспомнить одно интересное поверье древних славян. В языческой славянской мифологии исследователи находят поверья в связь душ умерших (летающих) предков и (летающих) птиц/насекомых. Так, например, существует поверье, что осенью души умерших в виде птиц/насекомых или же на их крыльях улетают, а весной возвращаются назад к своим потомкам. Весну, лето и осень, когда люди заняты тяжёлым трудом, духи-предки во всём им помогают, а когда летняя пора заканчивается, вновь улетают. Изначально мир в языческо-славянской мифологии был поделен на три части — Верхний или Небесный (мир богов), Средний или Земной (мир людей) и Нижний или Подземный (мир духов). Именно в подземном мире обитают души практически всех языческих верований мира, что ещё раз доказывает их общность. Подземный мир у древних людей был очень продуман и структурирован, здесь есть своя река, есть свои боги, свои защитники-охранители, каждую ночь Солнце, пересекая закат, опускается в подземный мир, где светит душам умерших предков, и так далее.

Исходя из всего вышесказанного, славяне верили, что души предков с приходом зимы отправляются в свой подземный мир, где живут до самой весны. Именно это поверье и является основополагающим для проведения похорон мух. Похороны мух — это символическое действо славян, которые, представляя летающих существ (птиц и насекомых) олицетворяющими души предков, провожали их на всю зиму в подземный мир, организуя настоящие похороны со всеми необходимыми составляющими — закапыванием, оплакиванием, поминками.

Источник

Обряд на руси похороны мух

обряд на руси похороны мух. Смотреть фото обряд на руси похороны мух. Смотреть картинку обряд на руси похороны мух. Картинка про обряд на руси похороны мух. Фото обряд на руси похороны мух

обряд на руси похороны мух. Смотреть фото обряд на руси похороны мух. Смотреть картинку обряд на руси похороны мух. Картинка про обряд на руси похороны мух. Фото обряд на руси похороны мух

ПОКОН РОДА | Язычество | Древние славяне запись закреплена

Похороны мух- в Традиции, история и архаичные смыслы.
В традиционной культуре русских также известен обряд похорон мух и тараканов; муха является участницей осенних обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. Писателем и этнографом С.В. Максимовым был описан обычай похорон мух на севере России (в восточных районах Вологодской области). Этот обычай был назван «потешным».

Этнографический материал, записанный Максимовым, выглядит так: «Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями), выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукотерником» или полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или «Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь». Максимов отмечает, что детали обряда везде одни и те же, однако «кое-где вместо рукотерника советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действеннее, т.к. муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова». Максимов также пишет, что «обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семёнов день, но и на Змейник Осенний (Воздвиженье), и на Покров, и на некоторые другие праздники».

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб; недаром считалось, что с Семёна-дня до конца ноября — свадебные недели.

В 1880 году собиратель русского фольклора Забылин так описывает исследуемый обряд: «Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов». Обряд сей зачастую сопровождался песнями, вот пример одной:

А.Ф. Некрылова пишет о том, что уже в конце прошлого (XIX) столетия песни эти, в большинстве своём, стали восприниматься и исполняться как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, весёлую игру.

Современный этап изучения данного обряда зафиксирован в региональных этнографических изданиях, таких как: «Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Щацкий этнодиалектный словарь», «Календарные обряды и фольклор Устюженского района», «Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года», «Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь». Первая книга знакомит читателей с обрядом похорон таракана в Щацком районе Рязанской области, следующие три — с похоронами мух в контексте обряда дожинок в трёх западных районах Вологодской области.

Следует отметить, что обряд похорон таракана, описанный в Шацком этнодиалектном словаре, мог содержать закапывание в землю или снег настоящего насекомого и был приурочен к осеннему заговенью на Филипповский пост, а мог «перекликаться с распространенными в других местах России святочными или масленичными сценками с «отпеванием покойника» или троицкими обрядами «похорон Костромы». Автор статьи «Таракана хоронить» И.А. Морозов пишет, что «обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Он мотивирован представлениями о связи насекомых с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии… Выпроваживание или символические похороны насекомых… приурочивались к первому сентября (Семёнов день). В Щацком районе мух могли выгонять из дома на осеннего Егорья».

Исследователь Ю.А. Кривощапова в статье «Домашние насекомые-паразиты в языке и фольклоре», описывает обряд похорон мух как ритуальное их изведение в форме имитации похорон. Ритуальное изведение характеризуется как интерактивный признак (свойство), «привнесённый в культурный портрет насекомых в результате активного взаимодействия человека с этими животными и переосмысления их действительных особенностей».

В энциклопедическом словаре «Славянская мифология» этнограф С.М. Толстая указывает: «Широко распространены похороны животных, птиц и насекомых — кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков и тараканов, клопов, вшей». Кроме того, составитель статьи даёт такое объяснение обряда: «Похороны животных — это магический ритуал, воспроизводящий погребальный обряд. Имеет охранительный или «отгонный», реже — продуцирующий характер».

Вместе с тем этот обряд содержал в себе за внешне шутливой формой весьма архаическую семантику: жертвоприношение земле, похороны старого и рождение нового.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *