обряды праздники традиции ритуалы игры персонажи народного театра
Сценарий развлечения в форме игр-забав «Народные традиции»
Валентина Радостева
Сценарий развлечения в форме игр-забав «Народные традиции»
Сценарий развлечения
Тема: Игры-забавы «Народные традиции»
Цель: приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.
— обучающие – активизировать знания детей о русских народных играх, познакомить с традициями.
— развивающие – развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту движений, коммуникативные навыки.
— воспитательные – воспитывать дружеские отношения и уважение к русским традициям, через народные игры, доставить детям радость.
-Чтение художественной литературы, народного фольклора.
-Разучивание игр, стихотворений, разгадывание загадок.
Ведущая в народном костюме (сарафан,лента)
Ход развлечения:
Дети под народную музыку входят в зал и становятся полукругом.
Ведущий: (встречая детей)
Пожалуйте, гости дорогие!
Давно я вас жду- поджидаю,
Праздник без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется,
И местечко, и словечко. Сегодня будут игры, Радости хватит на всех.
Мы приглашаем сегодня всех вас вспомнить заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня, они собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Игры всегда были самыми любимыми забавами на Руси. Народные игры, передавались из поколения в поколение. Мы с вами вспомним эти игры.
До того прекрасные.
По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга,все поют:
Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Два человека становятся «воротами», то есть, держась за руки, поднимают их вверх так, чтобы остальные играющие могли вереницей пройти через «ворота».Все поют:
Тетёра шла, моховая шла,
По каменьям, по раменьям сама прошла,
Всех детей провела,
Самого лучшего детёныше оста-авила!
Со слов: «оставила» ворота закрываются, и пойманные в них играющие становятся в круг с воротами. Все вновь запевают песню, и те, кто не пойман, продолжают ходить вереницей, время от времени проходя через ворота. Когда в следующий раз пойманных оказывается достаточно много, чтобы построить еще одни ворота, они становятся другими воротами, а вереница проходит уже и через новые ворота и через старые. Игра продолжается до тех пор, пока все ходящие вереницей не будут пойманы в ворота.
Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
А наградой будет смех
Задорный и веселый!
Ведущий достает мешок и спрашивает, из какой он игры?
Бег в мешках не просто гонки.
Мало тут одной силенке.
Тут и сильный упадет.
Ну, скачите, прыгуны!
Игра – эстафета «Бег в мешках».
Для проведения игры участники делятся на две команды. Первым участникам игры выдаются мешки.
По сигналу ведущего первые участники команд должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места. Обежав его, игрок возвращается к своей команде, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия.
Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование.
Эстафета продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят задание.
Ведущий стучит в бубен.
Раз, два и закончилась игра.
Дети садятся на стульчики.
Да умом пошевелите.
Мои хитрые загадки
Кто сумеет разгадать?
Тому сушки и баранки
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
Сложен красочный (платок)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти)
Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы-
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку).
Если маленький мороз-
Не хватает он за нос.
Как начнет мороз сердиться,
Мы наденем (рукавицы).
Как нужна она в лесу!
Полюбуйся на картину-
Белых целая. (корзина).
Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
С маком бублики и (сушки).
Три струны, ее узнай-ка»
Ну конечно (балалайка)
Выпускает жаркий пар
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его
А теперь пришла пора
Поиграть и вам детвора.
Подвижная игра «Мышеловка»
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо,приговаривая:
«Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут – вот напасть.
Берегитесь же, плутовки.
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех зараз!»
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают, с другой стороны.По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
Игра «Заря заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий –заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Раз, два, три, не воронь,
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
К обручу привязаны ленточки,дети говорят слова:
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не бегите
Вот и кончилась игра.
Ведущий: Вдоволь наигрались?
А вам желаю не скучать, в игры русские играть!»
Много есть на белом свете
Игр разных и затей.
Выбирай себе по вкусу!
И учи играть друзей!
В конце сюрпризный момент.
Фотоотчет «Народные традиции» В рамках комплексно-тематического планирования нам удалось соприкоснуться с традициями народной культуры, через знакомство детей с.
Детское творчество зимой «Неделя зимних игр и забав» Опыт работы по проведению «Недели зимних игр и забав». Тема: «Детское творчество зимой». Гимназия №1530 «Школа Ломоносова». Дошкольное.
Фотоотчет о проведении недели «Зимних игр и забав» Фотоотчет о проведении недели «Зимних игр и забав» в ГБОУ Школа №1454 «Тимирязевская» г. Москва Неделя «Зимних игр и забав» прошла очень.
Неделя зимних игр и забав в старшей группе Цель: Развитие эмоциональности детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания традиционных народных игр, знакомства.
План проведения недели зимних игр и забав Понедельник «День зимних спортивных игр» Первая половина дня Рассказ воспитателя «Зимние виды спорта» Беседа «Как нужно одеваться зимой».
План проведения «Неделя зимних игр и забав» План проведения «Неделя зимних игр и забав» С 15.01.2018 по 19.01.2018 Цель: создание условий для физического развития, повышения двигательной.
Русские народные традиции. Сценарий праздника «Масленица» Герои: Скоморохи, Зима, Весна, Баба Яга Действие происходит на улице. 1 скоморох: Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве?.
«Почему мы любим зиму?» сценарий досуга в средней группе для недели «Зимних игр и забав» Ведущий: Дорогие, ребята, я приглашаю вас в зимнюю сказку, страну зимних игр и развлечений. С зимой нам встретиться пора, Нам без нее прожить.
Тематическая неделя зимних игр и забав Перспективное планирование с 29.01.2018 – 02.02.2018. Тематическая неделя «Зимние игры и забавы». Группа «Звёздочки» 29.01.2018, понедельник.
Обряды праздники традиции ритуалы игры персонажи народного театра
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕФОТОГРАФУ РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
«Игрища, празднества и обряды в становлении фольклорного театра»
ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА
.1Фольклорный театр. Общая характеристика
.2Народные истоки фольклорного театра: обряд, празднества, игрища (общая характеристика понятий)
ГЛАВА 2. ИГРИЩА, ПРАЗДНЕСТВА И ОБРЯДЫ В СТАНОВЛЕНИИ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
Изучение народного театра представляется нам исключительно интересным для выявления многих важных вопросов эстетики. Большое место в работе занимает проблема соотношения форм театрального искусства с фольклором и такими формами народного действа, как обряды и магические действа (игрища). Магические элементы, равно как и более поздние христианские верования, не окончательно утеряны фольклорным театром. Однако доминирующей в сложной структуре функций народного театра выступает эстетическая функция. Театр как синтетическое искусство использует все богатство художественных средств, включая и слово, и жест, и движение, и декорации, и костюм, и маски. Все эти элементы структурально связаны в системе фольклорного театра. Анализ этой структуры может представить интерес для историков и теоретиков театра, а также для изучения некоторых историко-эстетических проблем (сравнительное изучение различных видов искусства, соотношение таких категорий эстетики, как комическое и трагическое и т. д.).
Среди работ о фольклорном театре отметим следующие:
Всеволодский-Генгросс В. Н. История Русского театра; Богатырев П. Г. Народный театр чехов и словаков; Крупнянская В. Ю. Народная драма «Лодка»; Савушкина Н. И. Русский народный театр; Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVII-начала XX века. Цель курсовой работы заключатся в выявлении истоков фольклорного театра и обозначение их роли в становление театра.
Объект исследования: Фольклорный театр.
Предмет исследования: Народные истоки народного театра.
1. Рассмотреть общую характеристику фольклорного театра;
2. Определить основные народные истоки фольклорного театра, дать краткую характеристику понятий;
. Выявить роль обрядов, игрищ и празднеств (гуляний) в становлении фольклорного театра.
Способы и методы исследования: Для решения поставленных задач использована совокупность взаимодополняющих методов: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, сравнительно-исторический); структурно-функциональный метод, системный метод; методы изучения и обобщения передового опыта (наблюдение, анализ продуктов деятельности); методы обобщения и систематизации полученных результатов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснованы актуальность, проблема и выбор темы исследования; определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе «Народные истоки фольклорного театра», мы даём общую характеристику фольклорного театра, его основных видов: театральный период и дотеатральный период. Выявляем основные компоненты являющиеся истоками зарождения фольклорного театра. К ним мы относим обрядовые действа и связанные сними ряженье, игрища устраиваемые молодёжью по поводу праздничных гуляний и празднества, даём общую характеристику этих понятий.
Во второй главе «Игрища, празднества и обряды в становлении фольклорного театра» мы выявляем их роль в стнаовление театра.
ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА
1.1 Фольклорный театр. Общая характеристика
К основным жанрам фольклорного театра относятся:
У русских были известны три вида кукольного театра: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника) и вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках). Популярным был театр Петрушки. Вертеп был распространен в основном в Сибири и на юге России.
В строении драмы виделось нагромождение вставных интермедии, сцен и эпизодов, соединение разнородных кусков. Другими словами, народная драма не воспринималась как целостное эстетическое явление народной культуры.
Постепенно под влиянием любительских, придворных и профессиональных театров, литературы, лубочных изданий народные драмы обогатились новыми темами, персонажами, в них совершенствовалась характеристика образов.
По содержанию народные драмы можно разделить на две группы: бытовые сатирические и героико-романтические.
В народных бытовых сатирических драмах сложилась своя система образов, выработались относительно устойчивые тексты и приемы изображения. Народные героико-романтические драмы
Народные героико-романтические драмы, в отличие от бытовых сатирических, возникали и формировались не только ни фольклорной основе. В них активно использовались песни литературного происхождения, а также лубок и народная книга (лубочные романы и картинки о разбойниках, рыцарские романы). Некоторые героико-романтические драмы известны в единственном варианте (например, патриотическая пьеса о войне 1812 г. «Как француз Москву брал»). Самыми популярными были «Лодка» и «Царь Максимилиан».
Актуальной темой народной драматургии был и социальный антагонизм, который разрабатывался и в сатирическом (осмеяние обнищавшего барина) и в романтическом (безответная любовь атамана к пленнице) аспекте.
В центре каждого сюжета драмы находится главный ее персонаж, который обычно определяет название произведения, все события драмы связаны с этим персонажем, его социальной принадлежностью, государственной или частной, семейной, жизнью.
Наряду с понятием «фольклорный театр» в литературе часто встречается и даже преобладает термин «народный театр». Однако его употребление менее оправдано по разным причинам.
В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеатральный и театральный этапы народного драматического творчества.
1.2 Народные истоки фольклорного театра: обряд, празднества, игрища (общая характеристика понятий)
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликаясь на злобу дня, был неотъемлеиой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Это явление глубоко самобытное, яркое, значительное. Оно зародилось в древние времена и восходит к охотничьим обрядам, народным празднества связанных с земледельческим календарём и игрищам как начальный уровень драматического действа, игры. Именно в них определились все составляющие и особенности фольклорного театра, но прежде чем выяснять их роль в становлении фольклорного театра необходимо выявить их основное понятие. Дать ему краткую характеристику.
Народные праздники являются неотъемлемой чертой образа жизни русского народа, непосредственно связаны с жизнью и бытом населения. Народные праздники складываются на основе национальных и местных празднеств, посвященных родному краю. Временам года и связанных с ними трудовыми периодом началу или окончанию сева, жатвы, уборки урожая. В каждом регионе существовал сбой «микроклимат», который ‘ вместе со спецификой трудовой деятельности его населения создает условия для формирования праздников.
Говоря о традициях, обрядах и обычаях, надо сказать, что это не только величайшее, культурное наследие прошлого, но и действенное средство всестороннего развития личности. На сегодняшний день остро стоит проблема забвения народных традиций. О важности и значимости этой проблемы можно говорить очень много: без глубокого всестороннего изучения песенного и музыкального фольклора, обрядов, устного народного творчества, старинных промыслов и ремесел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций народа. Это наши корни, которые питают и обогащают современную культуру
Кроме этих праздников, в течение года были братчины, посиделки, гостёвки, на которые «всем миром» готовилось угощенье и варилось пиво. Известный исследователь народного быта А.Терещенко классифицировал народные праздники так: христианские, простонародные обряды, семейно-бытовые и земледельческие. М.М.Громыко условно разделяет народные праздники на: календарные, трудовые, храмовые, семейные.
Многие праздники и обряды совпадают с земледельческими природными циклами, и это не случайно, ведь крестьянский быт прочно зависел от природы.
На протяжении веков народные праздники претерпевали некоторые изменения, связанные с определёнными историческими событиями, сменой эпох и т. д. Но в них запечатлены образ жизни русского человека, его верования и чаяния. Неизменна была потребность людей в радостные дни собираться вместе, чтобы с помощью определённых условно-символических действий ознаменовать то или иное событие.
Игрища представляют собой весенне-летнее сборище молодежи в свободное от работ время. Первоначально народные игрища происходили на берегу рек и озер, Т.е. в местах религиозных (в данном случае языческих) обрядов, на горах и курганах, где хоронили людей, а также в дубравах. Когда же развилась общественная и семейная жизнь, праздники вышли на улицу.
Игрища или как их ещё называли «сходы», проходили не только в домах (посиделки, вечёрки), но и на улицах, за околицей деревни. Во время празднеств на таких игрищах не только играли, танцевали ипели,но иготовили богатые угощения.Игрища начинались обычно с Пасхальной недели и продолжались до Петрова дня. с перерывом на Петровский пост. После этого гулянья проходили очень редко, а к Успению вообще прекращались. Гулянья в основном устраивались в праздничные и воскресные дни, а иногда и в будни и продолжались зачастую вплоть до утренней зари. Молодцам полагалось демонстрировать ухарство, силу, ловкость, острословие, щегольство. Девицы должны были держаться «скромно, с достоинством, но при этом быть веселыми, в меру общительным. Весенне-летние гулянья начинались обычно торжественным шествием девушек брачного возраста по главной улице села или деревни. Нарядно одетые девушки прогуливались под пение протяжных песен. За этим шествием наблюдали парни, собиравшиеся небольшими группами, а также все детское и взрослое население села. Это была своего рода демонстрация девушек, созревших для брака, своеобразная выставка деревенских невест.
Празднество, (праздник) происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.
Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, но он же и сам усиливает её, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания человека некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни. С давних пор и до нашего времени с понятием «праздник» связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности. Самой важной среди них можно выделить такую, как положительная оценка свободы, праздничности, веселья, которые предстают благодаря празднику не как исключительные состояния, а как равноправная и существенно-необходимая доля всего хода жизни. Также очень важно, что праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.
Таким образом, исходя даже из кратких характеристик понятий, можно сказать что, все же эти компоненты были драматическим игровым действом со своими ритуалами. Которые в последствии превратились в особенности фольклорного театра. Рассмотрим становление фольклорного театра и роль этих атрибутов в этом становлении.
ГЛАВА 2. ИГРИЩА, ПРАЗДНЕСТВА И ОБРЯДЫ В СТАНОВЛЕНИИ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕАТРА
С давних времен русский народ, преимущественно крестьянство, задолго до появление на Руси профессионального театра, а впоследствии не имея к нему доступа, в течении нескольких веков создавал и разыгрывал свои драматические произведения, свой «репертуар», разнообразные по тематике и сюжетному составу. В этот ритуал вошли обрядовые действа. Прежде всего сценки разыгрывавшиеся ряжеными, вобравшие бытовые злободневные темы народной жизни, пародии на обряды, игрища.
Помимо животных, к древнейшим образам ряжения принадлежат всевозможные страшилища: кикиморы, страшки, шиликуны и проч. По мнению исследователей, они когда-то олицетворяли враждебные человеку силы зимы, стужи, мрака, побеждаемые весной, светом. Эти образы с трудом подвергались бытовому переосмыслению. По описанию сцен, в которых они принимали участие, видно, что здесь элемент драматического действия и в особенности текста был минимален. Эти фигуры кривлялись, дрались, пугали. Уделом их стало озорство. Например: «В избу с криком, кривляньем, с корзинами снегу, перемешанного с сажей, вбежали кикиморы и принялись завывать, хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были никто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки, с горшком, накрытым тряпицею, заменявшим кокошник, на голове, чтобы как можно более походить па кикимор, т. е. ведьм».
Редки случаи построения сценок с текстами вокруг этих образов. Логика осмысления образов ряжения в позднейший период иногда приводит к христианскому мотиву изгнания «бесей», «чертовщины»: «Но самую соль удовольствия играющим доставляет представление черта: изображающий его, с красными глазами и губами, с длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей, вбегает быстро в комнату, к страху глазеющих старух. В скором времени приходит одетый в рогожу и представляет собою попа, со словами «мир всем» и «дух вон» он кропит веником и кадит лаптем; после чего черт, как не терпящий каждения и кропления, с, громким криком убегает, /к немалому удовольствию присутствующих».
Игровой характер свадьбы проявляется в любом ее эпизоде и прослеживается на всем ее протяжении, поэтически и драматически оформляя взаимоотношения двух семей (а первоначально родов). В первых эпизодах (сватовство, сговор, рукобитье) активная роль принадлежит сватам н родителям, а также невесте. Сваты, как правило, приходили в дом подвидом бродячих купцов пли охотников и вели с родителями невесты иносказательный разговор о цели своего прихода: «У вас товар, у нас купец».
Невеста и любом случае должна была противиться родительскому решению выдать ее замуж, даже если.
как это все чаще случалось уже в конце XIX в., брак и не был для нее неожиданным или подневольным. Невеста обращалась к родителям с горькими причетами, просила их «не пропивать буйной головушки», а затем укоряла за то, что просватали ее «молодешеньку, зелене-шеньку».
В записях корреспондентов П. В. Шейна, сделанных в XIX в., находим любопытные указания на своеобразные «актерские приемы» невесты.
Таким образом, народные обрядовые и не обрядовые игры, в которых явственно прослеживаются элементы не только драматизации, но и театрализации (костюмы, маски, грим) были ближайшими предшественниками развитой народной драмы и ее театральных представлений, то есть обрядах зарождались элементы театра: драматическое действие, ряженье, диалог.
Драматическая и театральная стороны этих явлений не рассматривались специально, хотя неизменно подчеркивалась мысль о превращении обрядов в игры, об обусловленности некоторых народных драматических произведений формами обрядовых игр.
Так, В. И. Чичеров справедливо полагал, что некоторые бытовые сцены ряжения, возникшие на обрядовой почве, послужили материалом для народных сатирических пьес «Барин», «Маврух» и др.
Словом, ряжение требовало от исполнителя способности к костюмировке, перевоплощению и действованию в образе, словесной импровизации, пению и танцам. Именно эти черты и стали присущи фольклорному театру, следовательно, обрядовая игра в игрищах, в обрядовом действе, празднике представляло собой первые попытки создания театрального зрелища, основа которых и легла в основу его создания.
фольклорный театр народный обряд
Таким образом, рассмотрев обряды, игрища, гуляния народные можно предположить что, это были главные составляющие, которые стали основой возникновения фольклорного театра. Именно их структура стала его основой. Выразительные средства, игра актёров, диалоги, маска, ряженье всё это было им характерно ещё в ранние времена, и именно это и послужило толчком к созданию профессионального театра.
И так определим те элементы, которые от простой обрядовой игры переросли в театральное действо, слагаемые ставшие непременной особенность фольклорного театра:
Постоянство обрядовых моментов связанных с праздниками или обрядовой игрой, из года в год повторяющиеся, но не прекращаемы быть любимы публикой (участниками)
В воспроизведении текста пьесы мы должны различать два рода импровизации:
Основные стилистические приемы, используемые в художественном тексте: оксюморм, метатеза, синоним, омоним, метафора, заумная речь. Использование в фольклорном театре декламационных приемов для изображения действующего лица.
3. Минимум декораций.
Своеобразной и очень органичной для театральной площадки фольклорного театра является декорация, создаваемая театральными движениями актеров. Эти движения указывают на место, где разыгрывается драма. Так обрядовые действия производимы людьми обозначалось каким ни будь атрибутом или же простым построением, которое постоянно во время действа менялось.
Отсутствие на сцене живописной или скульптурной декорации вигрищах и обрядах позволило в фольклорном театре актерам быстро изменять место театрального действия.
4. Острая гротесковая выразительность в изображении образов, масок, событий.
5. «Воображаемая» сцена.
Оригинальное средство связи сцены со зрительным залом. Создание сценической площадки посредством декораций и освещения.
6. Условность костюма и грима.
Костюмы и маски пришедшие в фольклорный театр от игры скоморохов, игрищ несмотря на бедность используемого ими материала, необычайно выразительны.
Таким образом, получается двойная деформация. Во-первых, самая маска является деформированной головой не то зверя, не то человека, во-вторых, сочетание человеческой фигуры с нечеловеческой головой дает что-то необычное, что-то вроде оксюморона.
Маски, как я выше отметила, преследующие цель быть неузнанными, ведут к созданию пантомимы; например, Люция или деформирует свой язык, или вообще исполняет свою роль молча, как пантомиму.
Следует изучить, в какой мере возможно одновременное участие традиционных масок и масок более новых (например, традиционных масок медведя, туроня, козы).
7. Не сложная бутафория.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Громыко М. Мир русской деревни. М., 1991.
. Дмитриев Ю.А., Хайченко Г.А. История русского театра. М., 1986
Теги: Игрища, празднества и обряды в становлении фольклорного театра Курсовая работа (теория) Культурология