общественный строй и церковная организация на руси конспект урока

Конспект урока по истории России в 6 классе на тему: «ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока истории России в 6 классе дата проведения ___________

Тема. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ (§ 9)

1) Формирование древнерусской народности.

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения.

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Учебник, § 9., рабочие листы,

Основные понятия и термины

Вотчина. Бояре. Закупы. Рядовичи. Смерды. Древнерусская народность. Ценности. Благочестие. Мораль. Епископ. Митрополит. Монастырь. Игумен. Миссионеры

Алипий (Алимпий) Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, Иларион и др.

*Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Сформировать у учащихся знание структуры социальных слоев населения Древней Руси

Раскрыть процесс формирования древнерусской народности

Создать условия для усвоения школьниками жизни и быта городов и сельской местности Древней Руси

Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать факты

Продолжить формировать умение учащихся работать с текстом учебника

Развивать слуховую, зрительную и механическую память учащихся в процессе объяснения и фиксации материала на доске учителем и детьми в рабочих тетрадях

оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; определять исторические процессы и события во времени; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность решения учебной задачи

познавательные владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника

личностные УУД формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, оценивать исторические события и роль личности в истории.

Постановка цели и задачи

1.документ, в 1072 г. созданный потомками Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей)

2. Кочевые воинственные племена (половцы)

3. Событие, произошедшее 1097 г., послужившее началу раздробленности на Руси)

4. Князь, ставший Киевским князем в возрасте 60 лет (Мономах)

5. Новый свод законов, заключительная часть «Русской Правды» (устав В.В.)

6. Борьба за престол князей Рюриковичей (усобицы)

7. Установил уроки и погосты(Ольга)

8. Его призвали на Русь (Рюрик)

9. По преданию погиб от укуса змеи (Олег)

10. Форма правления, при которой власть передается по наследству (монархия)

11. Народное собрание (вече)

12. Искусство управления государством (политика)

13. Глава местного управления, назначенный центральной властью (наместник)

14. Крестил Русь (Владимир)

15. Вера в сверхъестественное (религия)

16. Один из русских первых русских князей, прославился как полководец, совершавший дальние походы во многих направлениях (Святослав Игоревич)

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

— Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Запись в тетради темы урока

4. Закрепление материала

За работу на уроке

Работа в группах Задание № 1.

Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

Далее мы изучим вопрос «Основные слои населения Древней Руси». Заполните первую часть таблицы.:

Главным занятие на Руси было земледелие. Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани.

Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них своих пленных и превращали их в своих работников. На таких землях возникали княжеские хоромы, хозяйственные постройки.

Задание №3. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Действительно, Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах. Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

ЗАДАНИЕ №3 стр. 72 1-3 абзац, заполните вторую часть таблицы.

Вопросы по второй части таблицы :

Как пополнялось число холопов?

Как называли сельских жителей, плативших налоги? (смерды)

Кто такие закупы? ( разорившиеся общинники, работавшие на землевладельца за определенную ссуду (купу)

Кто такие рядовичи? ( земледельцы, нанимавшиеся к землевладельцу по договору (ряду)

— Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви.

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работа над п.6 § 9, заполните сравнительную таблицу

— Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

— Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

— Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

— Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми?

-С чем вы не согласны?

— параграф 9 пересказ, задание №1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Ваш билетик на выход. Вам предлагается выполнить задание. Древнеславянский словарь.

Работа с текстом, схемой. Презентация схемы

Источник

Конспект урока по истории на тему:»Общественный строй и церковная организация на Руси»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Общественный строй и церковная организация на Руси»

Цели и задачи: познакомиться с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; определить сущность земельных отношений в Древней Руси; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

Предметные: оценивать значение исторического и культурного наследия наших предков; применять основные хронологические понятия и термины; доказывать, что история России является частью мировой истории.

Метапредметные УУД : владеть устной и письменной речью; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаного выбора в учебной и познавательной деятельности; классифицировать явления.

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования; осмысливать гуманистические традиции и ценности русского народа.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование :1. Компьютер 2. Учебник 3. Раздаточный материал.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

— Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Изучение нового учебного материала

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

Задание № 2. Далее мы изучим вопрос «Основные слои населения Древней Руси». Рассказ учителя и составление таблицы:

общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть картинку общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Картинка про общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

Далее перед нами стоит вопрос «Земельные отношения».

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Задание № 3. Работая с третьим пунктом § 9 учебника «Земельные отношения», дайте определение понятия «вотчина». (Вотчина (отчина) – наследственное земельное держание, переходившее от отца к детям).

Теперь перейдем к изучению вопроса «Церковная организация. Храмы и богослужение». Вопросы к классу:

— Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви.

общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть картинку общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Картинка про общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работая с шестым пунктом § 9 учебника «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», заполните сравнительную таблицу:

общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть картинку общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Картинка про общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока

Закрепление учебного материала

— Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

— Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

— Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

— Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

— параграф 9 пересказ

— используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре»

Источник

Конспект урока 6 класс «Общественный строй и церковная организация на Руси»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок. Общественный строй и церковная организация на Руси

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

— Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Изучение нового учебного материала

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

Задание № 2. Далее мы изучим вопрос «Основные слои населения Древней Руси». Рассказ учителя и составление таблицы:

общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть картинку общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Картинка про общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

Далее перед нами стоит вопрос «Земельные отношения».

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Задание № 3. Работая с третьим пунктом § 9 учебника «Земельные отношения», дайте определение понятия «вотчина». (Вотчина (отчина) – наследственное земельное держание, переходившее от отца к детям).

Теперь перейдем к изучению вопроса «Церковная организация. Храмы и богослужение». Вопросы к классу:

— Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви.

общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть картинку общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Картинка про общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работая с шестым пунктом § 9 учебника «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», заполните сравнительную таблицу:

общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть картинку общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Картинка про общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока

Закрепление учебного материала

— Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

— Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

— Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

— Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

— параграф 9 пересказ

— используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре»

Источник

Конспект урока Общественный строй и церковная организация на Руси.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок. Общественный строй и церковная организация на Руси.

Сформировать у учащихся знание структуры социальных слоев населения Древней Руси

Раскрыть процесс формирования древнерусской народности

Создать условия для усвоения школьниками жизни и быта городов и сельской местности Древней Руси

Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать факты

Продолжить формировать умение учащихся работать с текстом учебника

Развивать слуховую, зрительную и механическую память учащихся в процессе объяснения и фиксации материала на доске учителем и детьми в рабочих тетрадях

Способствовать формированию навыков групповой работы: уважение к чужому мнению, стремление доказать собственную точку зрения

Тип урока: урок изучения нового материала

Проверка д/з в форме ответы на вопросы по цепочке

1.документ, в 1072 г. созданный потомками Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей)

2. Кочевые воинственные племена (половцы)

3. Событие, произошедшее 1097 г., послужившее началу раздробленности на Руси)

4. Князь, ставший Киевским князем в возрасте 60 лет (Мономах)

5. Новый свод законов, заключительная часть «Русской Правды» (устав В.В.)

6. Борьба за престол князей Рюриковичей (усобицы)

7. Установил уроки и погосты(Ольга)

8. Его призвали на Русь (Рюрик)

9. По преданию погиб от укуса змеи (Олег)

10. Форма правления, при которой власть передается по наследству (монархия)

11. Народное собрание (вече)

12. Искусство управления государством (политика)

13. Глава местного управления, назначенный центральной властью (наместник)

14. Крестил Русь (Владимир)

15. Вера в сверхъестественное (религия)

16. Один из русских первых русских князей, прославился как полководец, совершавший дальние походы во многих направлениях (Святослав Игоревич)

Изучение нового материала.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

— Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Изучение нового учебного материала

Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

Далее мы изучим вопрос «Основные слои населения Древней Руси». Заполните первую часть таблицы.: (СЛАЙД)

Главным занятие на Руси было земледелие. Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани.

Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них своих пленных и превращали их в своих работников. На таких землях возникали княжеские хоромы, хозяйственные постройки.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Действительно, Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

ЗАДАНИЕ №3 стр. 72 1-3 абзац, заполните вторую часть таблицы.

Вопросы по второй части таблицы :

Как пополнялось число холопов?

Как называли сельских жителей, плативших налоги? (смерды)

Теперь перейдем к изучению вопроса «Церковная организация. Храмы и богослужение». Вопросы к классу:

— Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви.

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Предлагаю посмотреть ролик о Киево-Печерском монастыре (История государства Российского).

Закрепление учебного материала

— Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

— Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

— Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

— Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

— параграф 9 пересказ

— используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре»

Источник

Конспект урока по истории России на тему «Общественный строй и церковная организация на Руси»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок 13. Общественный строй и церковная организация на Руси

Цели и задачи: познакомить с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями населения Древней Руси; определить сущность земельных отношений в Древней Руси; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

Тип урока: урок открытия нового знания.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Устный опрос по датам.

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история — это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях.

Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

1. Формирование древнерусской народности.

2. Основные слои населения Древней Руси.

3. Земельные отношения.

4. Церковная организация. Храмы и богослужение.

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

— В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

— Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

III . Введение в новый материал

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Формирование древнерусской народности

— Работая в группах, изучите п. 1 § 9 учебника и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Работая в группах, изучите п. 1 § 9 учебника выполните задание №1 в р/т

(Ответы учеников, составление перечня.)

Формированию древнерусской народности способствовало:

подчинение власти киевского князя;

участие племен в общегосударственных делах;

совместные военные походы;

сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

принятие христианства, вера в единого Бога;

отождествление себя с русским народом.

2. Основные слои населения Древней Руси

— Изучите и прокомментируйте таблицу.

Выполните задание №4 в р/т

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм».

Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.

Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе.

Родоплеменная знать — это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него.

Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда.

Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи.

Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

И все же, несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3. Земельные отношения

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают, что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

Историки полагают, что в X в. и в первой половине XI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени — «Русской Правде» — нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или даже коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

В те времена господствовало натуральное хозяйство. Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга — тиун.

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 71 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь. За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Выполните задание №3 в р/т

— Работая с п. 3 § 9 учебника, дайте определение понятия вотчина.

(Ученики записывают определение в тетради.)

— Изучив дополнительный материал, изобразите план вотчины в своих тетрадях.

Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее крестьянских хозяйств. Усадьба была укреплена и поэтому иногда называлась градом, т. е. замком, крепостью. В усадьбе находились:

• дома управляющих различными отраслями хозяйства;

• помещения, где жила дворовая челядь;

• мастерские ремесленников, входивших в состав челяди и обслуживавших барское хозяйство;

• закрома и амбары с различными запасами;

• хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей.

Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники — его административный аппарат и полицию. В каждой вотчине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян.

«Русская Правда» дает нам широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов — дани, торговых и судейских пошлин:

• княжий тиун — правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя;

• мытник собирал торговые пошлины;

• вирник собирал «виру» (деньги, выплачиваемые в пользу князя преступником за совершение преступления);

• емец собирал плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу, а также выполнял функции управления личным хозяйством князя;

• ключник — полный холоп («обельный холоп»), но вместе с тем первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья;

• княжий тиун, или огнищанин, — управитель личным хозяйством князя;

• княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Пахотные земли вотчины состояли из двух частей. На одной велось господское хозяйство, а другая часть делилась на наделы зависимых крестьян.

Таким образом, для вотчины было характерно натуральное хозяйство.

(Проверка выполнения задания.)

Если бы мы оказались внутри вотчины князя, то убедились бы, что хозяйство содержалось в порядке. Обширные поля распаханы и засеяны. На пастбищах паслись стада коров, овец, коз. Кто же трудился в вотчине? Каково было положение этих работников?

— Работая с п. 3 § 9 учебника, ответьте на вопросы.

— Чей труд использовали вотчинники-бояре для ведения своего хозяйства?

— Каким образом общинники теряли свободу?

— Кто такие рядовичи?

— Передавалось ли их зависимое положение детям по наследству?

— Что объединяло рядовичей и закупов?

— Как общинники переходили в разряд холопов?

— Ответьте на вопросы на с. 72 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

— Работая с п. 4 § 9 учебника, составьте схему организации Русской православной церкви.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Смотреть картинку общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Картинка про общественный строй и церковная организация на руси конспект урока. Фото общественный строй и церковная организация на руси конспект урока

(Проверка выполнения задания.)

К середине XIII в. на Руси было уже 16 епархий — по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

Монастыри появились в Древней Руси в XI в., спустя несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными.

Отправимся в виртуальное путешествие в древнерусский монастырь.

Выполните задание №9 в р/т

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

— Работая с п. 6 § 9 учебника, выполните задание №7 в р/т

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернемся к проблемным вопросам урока.

— В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

— Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Домашнее задание: параграф 9, выучить новые слова, заполнить рабочую тетрадь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *