общественный строй московской руси в xv начале xvi вв правовое положение социальных групп
Общественный строй Московского государства: историческая справка
Общественный строй на Руси
С помощью исторических памятников ученым удалось зафиксировать точный социальный состав Московского государства (княжества) на ранних этапах его развития.
Общественный строй московского государства характеризовался тем, что наверху социальной лестницы был великий князь, далее места занимали служилые князья и княжата (то есть бывшие удельные князья), которых с великим князем связывал договор. За князьями сохранялись большие права и привилегии, в первую очередь, наследственная земельная собственность, люди на служении и военные дружины. Единственная их потеря заключалась в потере суверенитета, политической самостоятельности. С течением времени этот слой слился с боярством.
Следующую ступень социальной лестницы занимали бояре. Если раньше ими могли стать только ближайшие старшие дружинники, то постепенно перечень лиц, которые были способны обретать боярский чин, расширяется с помощью представителей государственного аппарата. Таким образом, происходит появление существенной по числу группы «введенных бояр». При этом боярский чин стали получать те, кто отвечал за управление различными направлениями великокняжеского хозяйства, что соответствовало общегосударственному управлению («путные» бояре).
Боярами являлись великокняжеские наместники в каждой административной единице (кормленщики), которые не получали денежного вознаграждения от великих князей, при этом их содержание было обязанностью населения. Традиционно предполагается, что именно с этим связано само понятие «кормление». Тем не менее, любое должностное лицо направлялось на «кормление» не только для содержания, что было нелогично. Они направлялись для руководства и управления. Все это напрямую относится к понятию «кормчий», т.е. правящий, рулевой. По этой причине определенно утверждать к какой категории понятий восходит термин «кормление» сегодня уже достаточно сложно.
Многочисленная группа была представлена средними и мелкими землевладельцами, которые служили у бывших удельных князей и крупных бояр. Они по сути являлись вольными слугами и боярскими детьми. Первые из них относились к сословию бояр, и поначалу использовали правом отъезда, вторые получали право на землю за службу от великого князя, не используя право отъезда. Они происходили из числа обедневших бояр и их потомков, впоследствии из менее знатных служилых.
В особенную категорию входили «слуги под дворским» в качестве довольно разнообразной социальной прослойкой, которая включала даже княжеских холопов. Эти лица управляли княжеским хозяйством и в случае наличия необходимых способностей и предприимчивости достигали высоких чинов и положения.
Две последние категории, численность которых растет в годы правления Ивана III Васильевича (1462—1505), становятся основной массой дворянства на Руси и опорой великого князя в процессе борьбы с боярским сепаратизмом.
Форма дворянства как служилого сословия была окончательно оформлена при Иване IV. На верхней планке здесь располагались «служилые по отчине», потомственные. Их служба переходила от отца к сыновьям. Основная масса этого слоя включала многочисленных потомков прежних дружинников, безземельных потомков бояр и удельных князей. Им ничего не оставалось, кроме как поступить на службу к великому князю, получая за это землю и крестьян. В то же время можно отметить определенную градацию среди служилого сословия на 3 категории (разряда). Первая категория составляла думские чины (бояр, думных дворян). Ко второй категории относились служилые московские чины (стольник, стряпчий, дворяне московские, жильцы). К третьему разряду можно было отнести высшие слои уездного дворянства (выборные дворяне), детей боярских дворовых и детей боярских городовых, то есть тех, кто раньше входил в состав двора удельного князя.
Крестьян (смердов) можно было разделить на владельческих, которые принадлежали феодалу, и чернотяглых, которые жили на великокняжеских землях и правили тягло в пользу великого князя (страны). По мере роста числа служилого сословия уменьшалось и количество чернотяглых крестьян и росло количество владельческих.
В число зависимых людей можно было отнести бобылей, то есть лиц мужского и женского пола, которые не имели семьи. Их занятия были достаточно разнообразны, при этом они не облагались тяглом и могли получить жилье у хозяина (иногда монастырей), уплачивая хозяевам специальный оброк («бобылыцину»). Юридический статус такого человека мало отличался от зависимого крестьянства.
В отдельную категорию свободного населения (государевы люди) были включены ямщики, которые пользовались государственной поддержкой и не облагались тяглом. Они имели обязанность бесперебойно вести ямскую гоньбу.
Холопов разделяли на несколько категорий. «Меньшие» холопы могли заниматься обслуживанием хозяйства господ, исполняя большое количество разнообразных функций. «Больших» холопов можно было отнести к числу княжеских и боярских слуг (тиун, ключник и др.). Они часто выполняли важные функции, пользуясь большим влиянием. Если свободный человек был нанят в качестве тиуна или ключника, ему необходимо было заключить специальный договор, чтобы не была утрачена личная свобода.
Крепостное право и зависимость крестьян
Укрепление великокняжеской власти и государственного единства Руси происходит параллельно с утратой личной свободы крестьян, вместе с этим происходит формирование системы юридической зависимости крестьян от феодалов (крепостное право).
Нормативная основа крепостного права представляет собой Судебник, изданный в 1497 году. Самым значимым событием в этом процессе было ограничение перехода крестьян от одного хозяина к другому. Судебник допускал подобный переход только с 19 ноября по 3 декабря (за неделю до Юрьева дня 26 ноября и неделю после него). Такой переход был допустим в случае полного расчета с хозяином (уплаты «пожилого»).
Механизм закрепощения крестьян представлял собой их превращение сначала в неоплатных должников (серебренники, половники), а далее, естественно, в крепостных. Серебренниками крестьяне могли стать в случае одалживания денег (серебра) под проценты или отработку. Половники, обладая собственным сельскохозяйственным инвентарем и рабочим скотом, могли получить ссуду и землю от хозяина за половину урожая. Их не облагали тяглом, поэтому они платили уменьшенные подати. Они были в большей мере защищены, но часть из них попадала в крепостную зависимость.
Вместе с увеличение крестьянской зависимости, определенным образом происходит изменение положения холопов. Во-первых, меньше становится их число, во-вторых, при поимке беглого крепостного, его не обратили в холопы, а холоп, который бежал из татарского плена, становится свободным. В-третьих, феодалы (монастыри) преследовали свою выгоду, переводя все больше холопов в разряд крепостных крестьян (страдников). Они сажали их на землю и снабжали всем необходимым для ведения хозяйства. В-четвертых, свободный человек, который поступал ключником в город, мог оставаться свободным.
Городское население и казаки
Городское и посадское население было разделено на людей лучших, средних и молодших. Города были централизованными точками торговли, которым занималось купечество. Оно также имело сложную градацию: высшим слоем являлись гости, которые осуществляли оптовую торговлю с другими городами и с зарубежными странами, могли иметь вотчину, поместье. Равной им по статусу была своеобразная купеческая корпорация сурожаи, которые вели торговлю через Сурож (сегодня Судак). На второй ступени купеческой иерархии находились члены гостиной сотни (также были разделены на лучших, средних и меньших), которые выбирали из своей среды должностных лиц с целью корпоративного управления. Третьей по значению была суконная сотня, далее черная сотня, включающая мелкое местное купечество и т.д.
В число городских низов можно включить бобылей, соседей, подсуседников, захребетников. Они не были внесены в городские разметы (раскладку повинностей). Существенная доля посадского населения занималась различными ремеслами.
В XV в. происходит формирование самостоятельной социальной группы, которая была присуща только для Руси — казачества. Понятие возникает в XIV в. (происходит от татарского — «бродяга», «вольный человек», «человек с границы»). Казаки являлись беглыми из русских, литовских, польских земель. Эти люди спасались от закрепощения и обретали свободу на незаселенной земле. Со временем они формируют свободные военные поселения на южных границах государства. Казачьи поселения создаются на реках, по названию которых получают свои названия (донское, яицкое, днепровское, терское, волжское). Наряду с этим существовали и другие названия (оренбургские, сибирские и др.). В основном казаками могли стать вольнолюбивые, предприимчивые, сильные духом и телом люди. Высший орган власти у казаков представлял собой «казачий круг» (подобие веча). В нем участвовали все взрослые мужчины и избирали атамана. Любой мужчина считался военнообязанным.
Общественный строй Московской Руси в XV- первой половине XVI вв
Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными землями, которые принадлежали князю как главе государства.
Удельные князьяпо мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой.
Бояре — крупные землевладельцы — также были вассалами, а затем и подданными великого князя.
Бояре возглавляли Государев двор,представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор,ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.
В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии. Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.
Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т. е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть Наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.
Монастырии церковьв XV—XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев — они владели 1/3 земель в Русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями— не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т. д.
В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.
Городское население получило название посадские люди.Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.
Складывалась следующая иерархия посадского населения: * гости и гостиная сотня — крупные купцы; * суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы; * слободы — ремесленные кварталы и цехи.
Крестьянеподразделялись на следующие основные группы: черносошные, дворцовые и частновладельческие. Черносошные крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого Князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину. Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.
В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. устанавливал правило Юрьева дня — срок для перехода крестьян к другому хозяину.
Общественный строй Русского государства XV-XVI вв.
Удельные князья по мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой.
Бояре — крупные землевладельцы — также были вассалами, а затем и подданными великого князя.
Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.
В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии.
Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.
Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т. е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть Наместниками.
Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой.
Монастыри и церковь в XV—XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев — они владели 1/3 земель в Русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства.
Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями— не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т. д.
В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.
Городское население получило название посадские люди. Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.
Складывалась следующая иерархия посадского населения:
* гости и гостиная сотня — крупные купцы;
* суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы;
* слободы — ремесленные кварталы и цехи.
Часть торгово-ремесленных дворов в городе, находившихся в собственности духовных и светских феодалов, освобождалась от государственного тягла. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в городах и усилить власть государевой администрации. Но проблема взаимоотношений жителей посада и феодалов в целом была решена только в 1649 г.
Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие.
Чернотяглые крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого Князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам.
Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину.
Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.
В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. устанавливал правило Юрьева дня — срок для перехода крестьян к другому хозяину. Различий в положении крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.
Общественный строй Московской Руси в XV- первой половине XVI вв.
Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными землями, которые принадлежали князю как главе государства.
Удельные князья по мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой.
Бояре — крупные землевладельцы — также были вассалами, а затем и подданными великого князя.
Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.
В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии. Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.
Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т. е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть Наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.
Монастыри и церковь в XV—XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев — они владели 1/3 земель в Русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями— не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т. д.
В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.
Городское население получило название посадские люди. Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.
Складывалась следующая иерархия посадского населения: * гости и гостиная сотня — крупные купцы; * суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы; * слободы — ремесленные кварталы и цехи.
Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: черносошные, дворцовые и частновладельческие. Черносошные крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого Князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину. Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.
В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. устанавливал правило Юрьева дня — срок для перехода крестьян к другому хозяину.
Общественный строй Московской Руси в XV- первой половине XVI вв
Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными землями, которые принадлежали князю как главе государства.
Удельные князьяпо мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой.
Бояре — крупные землевладельцы — также были вассалами, а затем и подданными великого князя.
Бояре возглавляли Государев двор,представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор,ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.
В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии. Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.
Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т. е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть Наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.
Монастырии церковьв XV—XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев — они владели 1/3 земель в Русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями— не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т. д.
В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.
Городское население получило название посадские люди.Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.
Складывалась следующая иерархия посадского населения: * гости и гостиная сотня — крупные купцы; * суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы; * слободы — ремесленные кварталы и цехи.
Крестьянеподразделялись на следующие основные группы: черносошные, дворцовые и частновладельческие. Черносошные крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого Князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк или отрабатывали барщину. Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами.
В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. устанавливал правило Юрьева дня — срок для перехода крестьян к другому хозяину.