общеучебные умения и навыки формирующиеся в процессе проектной деятельности поисковые умения
Классификация проектных умений учащихся
В данной разработке освещены основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений; умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Классификация проектных умений учащихся»
Совокупность проектных умений включает следующие умения :
Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:
Основные виды деятельности , направленные на формирование специальных проектных умений :
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения :
1. Рефлексивные: (развивают сферу саморегуляции)
2. Исследовательские ( общеучебные умения) : (развивают мотивационно- волевую, предметно-практическую, интеллектуальную сферы)
3 . Навыки оценочной самостоятельности (развивает интеллектуальную, волевую сферы)
4. С оциального взаимодействия (развивают интеллектуальную, сферу саморегуляции, волевую сферу)
5. Менеджерские ( общеучебные умения) : (развивают волевую, интеллектуальную сферы)
6. Коммуникативные ( общеучебные умения) :
7. Презентационные ( общеучебные умения) : ( развивают эмоциональную сферу )
8. Информационные умения и навыки( общеучебные умения) : (развивает сферу саморегуляции, интеллектуальную)
П оказателями высокой эффективности формирования проектных умений являются :
а) степень самостоятельности, которая определяется количеством выбора личных вариантов действий;
б) позитивное отношение учащихся к выполняемой работе;
в) количество поданных предложений по нестандартному решению проектных заданий;
г) количество участников, проявивших желание выполнять дополнительные проектные задания;
д) время выполнения проектного задания
Проектирование требует сформированности у современного школьника проектной культуры.
В связи с этим проектные умения выступают одним из важнейших компонентов подготовки школьника, а их формирование является актуальной педагогической задачей.
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ навыки групповой деятельности;
+ интерес к познавательной деятельности
— возрастает нагрузка на учителя;
— ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
— психологические коммуникативные проблемы;
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
— умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
— умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
— умения коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— навыки делового партнерского общения;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
— умение проектировать процесс (изделие);
— умение планировать деятельность, время, ресурсы;
— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
— умение вести дискуссию;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— умение находить компромисс;
— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
— умение отвечать на незапланированные вопросы.
Курс рассчитан на 34 учебных часа (4 учебных часа входят в резерв).
Принципы построения курса:
— деятельность (создание условий, способствующих поддержанию интереса учащихся к учебным предметам и стремления к самостоятельной работе над решением проблемы);
— динамичность (постоянное внимание к деятельности учащихся в процессе обучения, готовность перестраиваться на ходу);
Задачи курса:
— уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;
— помочь определить предметность деятельности;
— овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить рефлексировать свою деятельность.
Курс предназначен для учащихся средней школы. Изучение проводится в два этапа: теоретические основы курса и практический. Курс заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта определяется социальной значимостью, связана с углублением предметных курсов, что обеспечивает естественную интеграцию знаний.
2.4 Тематическое планирование курса занятий по формированию
Доклад» Формирование навыков проектной деятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Проект.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
Доклад на районном методическом объединении
учителей начальных классов
по теме: « Формирование навыков проектной деятельности
младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
категории Родионова Е.В.
Тема: «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Актуальность метода учебных проектов в условиях реализации ФГОС НОО.
Цели и задачи проектной деятельности.
Виды проектов, их содержание и структура.
Памятки для учащихся и учителя по подготовке проекта.
Роль проектной деятельности в становлении самостоятельной организации учебного процесса учащегося.
Список использованной литературы.
Приложение ЭОР : презентация
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования . Своевременность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Задачи проектной деятельности:
— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
— Умение составлять письменный отчет;
— Формировать позитивное отношение к работе.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Различают следующие виды проектов:
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Индивидуальные: Проект «Рассказ о слове»-2кл, «Живая цифра», « Живая буква»-1 кл, « Правила орфографии в названиях сказок»-1кл
Групповые : проект « В гостях у фольклора» ( 3 кл) в данный момент находится в стадии разработки. Продукт проекта – устный журнал, форма деятельности- групповая, вид краткосрочный ( от 1 до 2 недель). Задания для групп: 1г.- пословицы и поговорки незнакомого содержания, 2 г.- народные загадки, 3 г.- небылицы, шутки, 4 г.-потешки, 5г.- русские народные песни.
Проект по изобразительному искусству « Времена года в женском образе» ( характерные признаки времени года в образе», «Домик-буковка» 1-2 кл, « Такая разная одежда»-1 кл.
Игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
« Осенние посиделки»-2 кл- работали мини-группы по созданию праздника:
1-сбор пословиц об осени, 2-загадки об овощах, об осенних явлениях, месяцах, 3-осенние приметы ( мини-проекты), 4-игры, по желанию учащиеся готовили проект « Осень в женском образе», учитель и родители занимались оформлением доски к празднику, учитель составил сценарий на основе материалов, подготовленных детьми, родители организовали церемонию чаепития по завершению праздника.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.
Социально-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Проектная деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:
*Творческих и коммуникативных способностей;
*Умения ставить цели и пути их реализации.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
* Умение видеть проблему;
*Самостоятельно ставить задачи;
*Планировать и оценивать свою работу;
*Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение ребёнка или группы детей.
Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.
Любая проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1 этап – мотивация и целеполагание :
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной, соответствовать возрасту учащихся. На данном этапе формулируется тема, цели и определяется результат, продукт.
2 этап – планирование деятельности:
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной или индивидуальной деятельности. Проекты по форме могут быть индивидуальными или групповыми, по виду- краткосрочные или длительные.
3 этап. Информационно-операционный ( создание проекта):
На этом этапе идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.
4 этап. Контроль и коррекция результата.
Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
5 этап. Рефлексивно-оценочный:
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.
Для учащихся я готовлю памятку. Она называется «6 П»
3.Подбор информации, иллюстративного материала
4.Продукт проекта (соответствие критериям оценивания)
Первые два этапа осуществляются в школе: я знакомлю учащихся с темой проекта, предлагаю различные варианты способов выполнения работы, выслушиваю мнения детей по данному этапу подготовки, вместе с учащимися определяем, каким образом может выглядеть конечный результат проекта и как нужно осуществлять его защиту.
Третий этап направлен на самостоятельный подбор материала учащимися. Для сбора информации определяются временные рамки, в течение которых я для учащегося являюсь консультантом по сбору материалов. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
Четвёртый реализуется в классе: проходит представление проекта и его защита. Нельзя не сказать о роли родителей по сбору информации и оформлению продукта проекта . А.А. Плешаков, научный руководитель умк « Школа России», предлагает уже на третьей неделе по курсу « Окружающий мир» выполнение проекта « Моя малая Родина», при условии, что 80% учащихся не умеют читать, и 100% учеников не умеют писать. Родители вместе с детьми являются « первооткрывателями» проектной деятельности. Этой теме посвящается один из вопросов первого родительского собрания, где мамы и папы знакомятся со структурой проекта и планом его подготовки. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих учеников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке у нас все получается!
На пятом этапе после заслушивания всех проектов начинается обсуждение выполнения работ по критериям, предъявленным к данной проектной деятельности, определяются лучшие результаты.
Памятка по подготовке проекта
1.Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта
(по методике А.И.Савенкова):
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
2. Планирование работы ( способы и формы работы определяются в классе)
Формы проектной деятельности учащихся:
Общеучебные навыки и умения: описание и основные пути развития
Одной из наиболее важных задач педагогики вообще и образовательной системы в частности является развитие личности ученика и помощь ему в овладении рациональными приемами самостоятельной работы с информацией. В результате ученик должен научиться сам организовывать свою познавательную активность от А до Я. Достигается же это через овладение общеучебными навыками и умениями – ведущими компонентами учебной деятельности.
Зачастую причина неуспеваемости учащихся, по мнению психологов, как раз и кроется в низком уровне развития общеучебных умений школьников. Это может быть неумение бегло и осмысленно читать и писать, искать и находить материал, запоминать информацию и т.д. В этой статье мы расскажем о том, какими же навыками нужно владеть учащемуся по мере обучения в школе и в общих чертах рассмотрим основы их формирования.
Эта информация поможет вам понять, какую роль играют общеучебные навыки и умения в становлении всесторонней и образованной личности, а также научиться создавать условия, необходимые для успешного обучения, в том числе и для самообразования.
Общеучебные умения и навыки и их классификация
Учебная деятельность – это совокупность множества отдельных действий самой разной структуры. Есть простейшие действия, такие как написание цифр, чисел, букв и знаков, чтение текста и т.д. Эти действия в свою очередь составляют более сложные действия, причем в процессе обучения они должны совершаться безошибочно и быстро, т.е. автоматизировано.
Автоматизированное выполнение простейших действий – это и есть навык, а сами действия, которые выполняются посредством навыков, становятся операциями и составляют элементы более сложных действий. Чтобы выполнять сложные действия, ученику нужно научиться применять знания и навыки, т.е. овладевать умениями.
Общеучебные умения и навыки обуславливают подготовленность учащегося к совершению теоретических и практических действий по самостоятельному получению знаний, совершаемых на основе уже имеющихся знаний и полученного опыта. Сегодня можно найти несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Одна из самых популярных принадлежит педагогу-психологу Н. А. Лошкаревой.
Первая группа – учебно-организационные умения и навыки
К группе учебно-организационных умений и навыков относятся:
Общеучебные умения и навыки этой группы важны как на этапе школьного образования, так и в будущей жизни. Формирование этих умений и навыков происходит путем постановки целей каждого занятия (для обучающих и для учащихся). А в процессе каждого занятия необходимо учить учеников планировать выполнение заданий, искать оптимальные методы работы, прививать навыки самоконтроля во время занятий.
Важно контролировать учебный процесс, предлагая учащимся образцы для отработки учебно-организационных навыков, стимулируя их к дальнейшему обучению, осмыслению и творческому применению полученных знаний на практике.
Вторая группа – учебно-интеллектуальные навыки
К группе учебно-интеллектуальных навыков можно отнести:
Буквально для каждого предмета данные навыки имеют огромное назначение. Поэтому нельзя забывать о том, что сами по себе они не появятся. Формирование общеучебных умений и навыков этой группы должно происходить под тщательным контролем, а основываться оно должно на идеях, уже имеющихся у учащихся.
Нужно организовать учебный труд правильным образом. Это обеспечит не только осмысление и усвоение учениками всей преподносимой информации, но и полноценное понимание совокупного объема научных знаний.
Третья группа – учебно-информационные умения и навыки
В группу учебно-информационных умений и навыков входят следующие:
Помочь учащимся овладеть этими навыками и умениями можно с помощью преподавания техники чтения (включая индивидуальный подход к каждому ученику), методов работы с учебными пособиями (включая медиаматериалы).
Четвертая группа – учебно-коммуникативные умения и навыки
В группе учебно-коммуникативных навыков выделяется несколько их подгрупп:
Представленные общеучебные навыки учащихся формируются через подключение учеников к диалогу, развитие их умения высказывать мысли, совершенствование техники письма, развитие навыка активного слушания, а также ведения записей по мере чтения учебного материала или его объяснения учителем.
Одновременно с этим, вне зависимости от группы общеучебных умений и навыков, технология, по которой они формируются всегда будет оставаться единой.
Технология формирования общеучебных умений и навыков
Технология, по которой формируются общеучебные умения и навыки, состоит из нескольких этапов:
Таким образом, мы рассмотрели основную информацию на тему общеучебных умений и навыков. Но в дополнение к ней советуем посмотреть небольшое видео о том, как формируется навык из умения. Это поможет лучше вникнуть в особенности данного процесса. После этого мы поговорим о том, какие существуют общеучебные умения и навыки младших школьников, учеников средних и старших классов и коротко расскажем о мероприятиях, необходимых для их развития.
Общеучебные умения и навыки для трех ступеней обучения
Как уже было сказано, общеучебные умения и навыки применяются учащимися в самых разных типах учебной деятельности. И по мере перехода учеников от начальных классов к старшим, эти навыки будут меняться.
Начальное образование (1-3/4 классы)
Основными направлениями на первой ступени образования являются познавательная и речевая деятельность, а также работа с информацией.
Познавательная деятельность развивается через:
Также учащиеся должны сравнивать отдельные признаки разных объектов, анализировать свои сравнения, искать схожести и различия, объединять предметы по общим признакам. Сюда же можно отнести проведение элементарных измерений, работу с инструментами для решения практических задач.
Необходимо развивать в учениках способность к решению творческих задач, импровизировать, продумывать план работы, проявлять креативность, применять фантазию и воображение, проводить мысленные эксперименты.
Развитие речевой деятельности и умения работать с информацией происходит через:
Плюс к этому учащимся нужно учиться искать, преобразовывать, хранить и передавать информацию, работать с компьютером, словарями, каталогами библиотек, представлять материал в виде таблиц, упорядочивать его по параметрам (буквенным, числовым и т.д.)
Формирование общеучебных умений и навыков школьников младших классов будет происходить намного быстрее и эффективнее, если учащимся будут даваться точные инструкции, примеры, образцы и простые алгоритмы. Но при этом они должны учиться самостоятельно определять последовательность шагов, контролировать и оценивать свои действия, устанавливать причины трудностей, предвидеть их и устранять, находить и исправлять ошибки.
Достичь этого ученики могут, если всегда будут задавать себе специальные вопросы, такие как «Зачем это делать?», «Как это сделать, чтобы добиться результата?», «Достигнут ли результат?», «Правильно ли я все сделал?», «Почему не получилось это сделать» и т.д. Эти вопросы и ответы на них придают мышлению верное направление.
Основное общее образование (5-9 классы)
Получая основное общее образование, учащиеся совершенствуют уже полученные и осваивают новые общеучебные умения и навыки. Основной уклон здесь делается на познавательную и информационно-коммуникативную деятельность.
С целью познания окружающего мира учащиеся учатся наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты, моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи.
Ученики должны учиться находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач. Помимо этого, необходимо обучать их:
Особую важность представляет умение различать факты, мнения, гипотезы, доказательства и аксиомы, исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их на практике, выполнять лабораторные и практические работы, проводить элементарные эксперименты и описывать их результаты.
Что касается информационно-коммуникативной деятельности, то общеучебные умения и навыки, связанные с ними, включают в себя:
Не менее важно обучать учащихся высказываться письменно, адекватно передавать в письменной форме полученную информацию (полно, выборочно или кратко). Составлять конспекты и их планы, формулировать тезисы, приводить примеры, аргументировать свои слова, делать выводы, перефразировать мысли.
Сюда же можно отнести умение выбирать и применять подходящие языковые средства и знаковые системы (схемы, таблицы, тексты и т.д.), принимать во внимание коммуникативные задачи и ситуации, решать коммуникативные и познавательные задачи, работая с разными источниками информации (книги, учебники, словари, Интернет и т.д.)
Овладевая общеучебными умениями и навыками представленной группы, учащимся необходимо работать и над своей рефлексивной деятельностью. Сюда относятся:
И, конечно же, необходимо стимулировать учащихся к соблюдению социальных норм, правил поведения в обществе, ведению здорового образа жизни, совместной работе с другими учащимися, учету поведенческих ролей, стремлению к внесению вклада в общее дело и его оценке.
Получая основное общее образование, учащиеся не просто овладевают общеучебными умениями и навыками, а осваивают и впитывают в себя нравственные, правовые и эстетические ценности, усваивают свои учебные, социальные и гражданские права и обязанности.
Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)
Как и в предыдущем случае, учась в старших классах, учащиеся закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся и осваивают новые общеучебные умения и навыки, овладевают новыми способами деятельности. Собственно, и уклон также делается на познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность.
Познавательная деятельность должна организовываться учащимися самостоятельно, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой полученного результата. Должны применяться элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследоваться более сложные (чем на предыдущей ступени обучения) реальные связи и их зависимости.
Есть и другие не менее важные умения:
Ученики должны учиться грамотно формулировать полученные результаты, выполнять больше самостоятельных работ, моделировать процессы, объекты и явления, придумывать свои оригинальные замыслы и осуществлять их. Очень важно учить их импровизации и использованию различных художественных средств.
Информационно-коммуникативная деятельность включает в себя работу с материалами с элементами различных знаковых систем (аудиовизуальные материалы, диаграммы, графики, таблицы, тексты и т.д.), выделение главного и второстепенного, критический анализ информации, формулирование выводов в разных формах (полной, сжатой, выборочной и т.д.)
Кроме того, учащихся на этом этапе обучают переводить информацию из одних знаковых систем в другие, выбирать знаковые системы, учитывая особенности коммуникативных и познавательных ситуаций, давать развернутые обоснования суждения и определения, приводить доказательства, самостоятельно подбирать оригинальные примеры.
Есть и целый ряд умений, связанных с работой с текстами:
Еще одно важное умение – это умение адекватно воспринимать язык СМИ, а также пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации и передачи информации, составления баз данных, представления результатов учебного труда.
Среди более специфических общеучебных умений и навыков на этой ступени обучения можно назвать:
За счет формирования этих общеучебных умений и навыков учащиеся старших классов овладевают способностью оценивать и корректировать свое поведение при общении с другими людьми, выполнении практических задач. Они учатся стремиться к экологичности общения, начинают более глубоко осознавать свою принадлежность (социальную, национальную и т.д.).
Формируется индивидуальное отношение к явлениям и событиям жизни, мировоззрение и взгляды, начинает проявляться социальная и гражданская позиция, личностное развитие, обучение и самообразование начинают восприниматься как фундаментальные средства развития личности.
Не менее важно и то, что благодаря получению полного среднего образования и закреплению полученных умений и навыков выпускники школ подготавливаются к вступлению во взрослую жизнь и осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Подведем итог
Мы с вами рассмотрели все общеучебные умения и навыки, которыми овладевают учащиеся младших, средних и старших классов по мере обучения в школе, а также указали на основные пути их формирования и развития. Именно на них всегда должны быть выстроена система передачи знаний в процессе образования.
Интересно и то, что представленная информация может быть полезна не только тем, чья деятельность связана с обучением, но и людям, планирующим или уже активно занимающимся самообразованием. Зная об умениях и навыках, которые мы сегодня рассмотрели, можно разработать очень эффективную стратегию самостоятельного обучения или же доработать уже имеющуюся.
Для повышения эффективности обучения необходимо также осваивать специальные методики, применяющиеся как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях. О них мы сегодня, естественно, речь вести не будем, однако напоследок предлагаем посмотреть интересный видеосюжет на тему понимания информации, что в процессе обучения играет одну из первостепенных ролей.
Желаем вам успехов в работе и обучении!