общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми

Нравственные отношения

Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки. Нравственные отношения отличаются от внеморальных отношений, которые, в принципе, не связаны с моральной деятельностью, а также от аморальных отношений, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.

Строго говоря, если рассматривать конкретное нравственное отношение между людьми, то оно предстает как взаимоотношение, в котором каждый агент может полагать себя субъектом.

Если субъектов этого отношения выступает общество, то личность характеризуется как объект нравственного отношения, и берется лишь в нравственных качествах, как они выступают в ее поступках, в нравах, в нравственной деятельности в целом.

Если же брать в качестве субъекта личность, то объектов нравственного отношения будет не все в жизни общества, а лишь моральная сторона этой жизни, т.е. существующие в обществе моральные принципы, нормы, кодексы, идеалы.

Гармоничное сочетание личных и общественных интересов достигается только благодаря действительному единству личного и общественного морального сознания.

Моральное сознание

Поступки и нравы, нравственные отношения, будучи элементами моральной деятельности, включают в себя деятельность сознания, так как они сначала проходят через сознание, прежде чем, сложиться. Существенным моментом этого «прохождения» является их отражение в общественном и индивидуальном сознании.

Особенности морального сознания:

— нравственное сознание отличается от теоретического познания наличием в первом аксиологического (оценочного) момента: в нем отражается не только природа явления, но также устанавливается его значение для субъекта и, тем самым, отношение субъекта к явлению;

— ему присуща функция ориентирования человеческого сознания на определенные ценности при помощи норм, образцов и идеалов.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ:

1. субъективно-личные элементы (чувство стыда, советь, самооценка и т.п.).

2. объективно-коллективные элементы (моральные принципы, нормы и пр.)

4. эмоциональные элементы (любовь, ненависть зависть и др.)

В индивидуальном и общественно нравственном сознании можно вычленить следующие уровни:

1. подсознательного стимулирования поступков потребностями, аффектами, стереотипами, установками, подражание.

2. обыденный уровень, на котором поступки мотивируются обычаем, традицией мнением, авторитетом, лидеров, модой и т.д.

3. уровень идеологии, на котором поведение людей стимулируется национальными и т.д.) интересами, выраженными в виде программно-политический идей, нравственных норм, моральных кодексов, устойчивых принципов.

4. Научно-теоретический уровень морального сознания, благодаря которому поступки и нравы мотивируются научно познанными интересами общества класса и личности.

Совокупность представлений человека, которое формируется в его голове на основе жизненного опыта или его теоретического осмысления складывается в систему знаний, ядром которого являются этические категории.

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ в системе регуляторов поведения

Моральная регуляция поведения достигается, прежде всего, при помощи нравственных норм и других требований, имеющих императивный (повелительный) характер.

СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ НОРМ

В самом общем значении НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели. Понятие нормы близко по значению понятию правила. Но правила могут вводиться или отменяться с согласия участников данного рода деятельности. Нормы же не могут менять по произволу и имеют более закономерное, объективно-необходимое происхождение и основание.

Все социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.

К первой группе относятся технические и технологические инструкции, военно-уставные правила, школьно-воспитательные методики, Госты, тарифы, цены и прочие установ индивидов (общности) с потребностями какой-либо высшей общности (класса, нации, государства). Таковы нормы права и морали.

Моральные нормыотличаются от правовых норм меньшей определенностью предъявителя (субъекта) и исполнителя (объекта) требования. Обширностью сферы применения, разнообразием и гибкостью способов предъявления требования и санкций за его исполнение или неисполнение. Однако при определенных условиях моральные нормы могут трансформироваться со статьи закона, а некоторые правовые установления имеют свои корреляты в морали.

В моральных нормах выражена ее императивность, повелительность. В морали императивность выступает в виде системы требований к поведению лиц, в которые облекается общий интерес того сообщества людей, к которому принадлежит данное лицо. Особенность морального требования в предусматриваемой относительности свободы действий.

Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка). Моральные нормы регулируют частные формы поведения. Более общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.

Моральная норма есть требование, зафиксированное в общественном и индивидуальном сознании в виде определенной словесной формулировки. Но сама эта формулировка и связанная с нею мысль или образ являются ничем иным, как отражением распространенного массового типа поведения, считающегося нормальным. Норма как распространенный тип особого рода поступков, существует до их сопоставления с какими-то идеальными образцами, эталонами свойственными сознанию.

Они отражают в концентрированном виде положительный и отрицательный опыт практической жизни больших масс людей. Таким образом, в моральной норме складывается единство сознания и поведения, сущего и должного, субъективного и объективного. Нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях. Цель нравственного воспитания – это превращение норм в привычные формы повседневного поведения.

Проблема социально сущности моральных норм включает в себя два вопроса: а) о социальной обусловленности происхождения норм; б) социальной целесообразности их функционирования.

И в том и в другом случае моральные нормы вторичны, производны от социальной необходимости и целесообразности. Самый набор норм, избираемых людьми для себя, определяется, в конечном счете,

ВИДЫ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНЫХ НОРМ

Различаются два типа норм: императивные и деонтические (деон –долг). Императивные нормы выражаются простыми повелительными предложениями. Например, «будьте бдительны!», «берегите лес!». Здесь обнаруживаются два элемента: а) описание некоторой ситуации или состояния (дескриптор); б) указание на то, что данное состояние уже имеет место или его требуется еще только реализовать (диктор). Императивные предложения различаются между собой дикторами (будьте бдительны – мы бдительны).

Деонтические нормы обязывают. Разрешают или запрещают какие-либо поступки. Деонтические нормы выражают моральную необходимость и выражаются предложениями со словами «должно», «позволено» и «запрещено». В свою очередь деонтические номы разделяются на две разновидности: категорические и гипотетические.

Категорические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок независимо от внешних условий.

Гипотетические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок в зависимости от определенных условий обстоятельств, ситуации и т.п., которые обычно указываются в самой формулировке нормы или подразумеваются. Например, «всякий трудоспособный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет должен трудиться». В строгом смысле слова среди деонтических норм лишь гипотетические нормы могут считаться моральными нормами, ибо всякий поступок конкретен.

Для этического анализа моральной нормы достаточно отметить ее три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция – центральный элемент нормы, выражающий содержание и характер требования. Диспозиция стимулирует положительную моральную деятельность. Нормы-разрешения (поощрения на сверхдолжное) могут стать всеобщими в будущем, когда героическое станет обычным. Нормы-запреты и нормы-рекомендации – это о сути дела одно и то же требование, которое в своем полном содержании должно гласить «Не лги, но говори правду».

Гипотеза – структурный элемент моральной нормы, указывающий на условиях ее исполнения. Эти условия ограничивают действие нормы. Чаще всего таким условием выступает указание адресата (исполнителя) нормы. Гипотетичность моральных норм особенно наглядно выступает в кодексах профессиональной этики (например: врачебной, воинской и т.п.), где общей гипотезой всех норм является ограниченность адресата – люди определенной профессии.

Санкция – структурный элемент моральной нормы, выражающий способы или средства обеспечения ее действенности: одобрение, осуждение в разных видах и формах. В формулировке моральной номы санкция обычно не представлена, но всегда подразумевается (хотя бывают исключения: «не судите, да не судимы будете»). В качестве моральной санкции может выступать эмоциональная реакция другого лица или лиц на поступок, словесное одобрение или неодобрение, слава, сплетня, бойкотирование, обсуждение на собрании с тем или иным решением и другие формы выражения общественного мнения, а также суд собственной совести. В отличие от права, в морали санкции не столько определенны и стабильны, что связано с общими особенностями функционирования морали как регулятора общественной жизни.

Вопросы для самопроверки:

1. Совокупность особого рода представлений, идей о правилах поведения человека в обществе называется моралью.

3. Общественная наука о морали и нравственности называется этика.

4. Сущность морали заключается в саморегулировании совместной жизни людей.

5. Материалистические тенденции в этике выражают: натура­лизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.

6. Общие черты натурали­стической этики: все особенности поведения людей и все элементы их нравственного сознания выводятся из «природы»: внешней, когда добро в людях определяют как частицу мировой законосообразно­сти, гармонии мирового разума, или из природы человека, из его физи­ческой конституции, потребностей, интересов, как это свойственно просветителям.

7. Гедонизм (наслаждение, удовольствие) – утвер­ждает, что высшее благо полагается в чувственном наслаждении.

9. Идеализм в этике представлен: религи­озными доктринами, этическими концепциями объективного идеализм (Пла­тон, Гегель), субъективно-идеалистическими интерпретациями мораль­ного сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).

10. Верно ли, что в этике различают пять функций морали?

11. Основная функция морали заключается в регулировании поведения человека.

12. Аксиологический аспект морали проявляется в её ценностно-ориентирующей функции.

13. Изучение генезиса морали и социально-обусловленные её разновидности в разные исторические эпохи, теоретические исследования различных аспектов нравственности обогащают наши представления об обществе и воплощают гносеологическую функцию морали.

14. В усвоение нравственных правил поведения в ходе социализации человека воплощается воспитательная функция морали.

15. Разные социальные слои общества имеют разные моральные кодексы поведения, что содержательно воплощает идеологическую функцию морали, её политический аспект.

16. Структура морали включает в себя три компонента: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

18. Поступки, широко распространены среди представителей той или иной соц. группы, принято называть нравами.

20. Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки.

21. Внеморальные отношений, в принципе, не связаны с моральной деятельностью

22. Аморальные отношения – это те, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.

23. Моральное сознание есть отражение нравственных отношений в общественном и индивидуальном сознании людей.

25. НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели.

26. Социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.

27. Моральные нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях.

28. Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка).

29. Наиболее общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами.

30. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.

Раздел 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ.

Тема 3. МОРАЛЬНЫЕ ПРОРОКИ (КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, И. ХРИСТОС, МУХАММЕД)

Древнекитайский мыслитель Конфуций создал этику выполнения ритуала. Именно ритуал создает гармонию в отношениях между людьми и позволяет упорядочить их должным образом.

Таким образом, Конфуций сформулировал «золотое правило нравственности», известное во всех культурах.

Суть учения буддизма можно выразить как преодоление желаний и отрешение от материального мира.

С именем Моисея связан один из древнейших кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей.

Первые три предписывают почитать одного лишь Яхве, не создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога.

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери.

Последующие заповеди ( с шестой по десятую) содержат нормы отношения человека к близким, то есть к представителям своего народа.

«Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби ближнего, как самого себя».

В содержательном плане справедливость, задаваемая заповедями Моисея, основана на талионе или воздаяния равным за равное. Например, действие заповеди «не убивай» ограничено Израилем. Отступления от этого принципа являются ответом убийством на убийство, или увечьем на увечье.

Нравственные заповеди Декалога являются одновременно и юридическим законом.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим и всей душою. сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего как самого себя».

Смысл учения И. Христа составляет идея Царства Божия.

Во-первых, Царство Божие понимается как апокалипсис, или конец света, когда все праведники спасутся, а все грешники погибнут. Этот конец придет неожиданно, но люди должны быть к нему готовы.

Люди, заботясь о хлебе насущном, перепутали главное и второстепенное. И Христос предлагает радикальную программу пересмотра ценностей: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам».

Надо собирать сокровища не на земле, а на небе.

Какие сокровища ценятся в небесном царстве? Послушание сына отцу, человека Богу: «Не как я хочу, а как ты хочешь, Отче».

Самая краткая молитва, которой учит И. Христос: «Да будет воля твоя и на небе и на земле».

Любовь смиренна, она не судит других людей.

В Нагорной проповеди И. Христос вступает в полемику с Декалогом и по форме (Я говорю вам) и по сути (переводя заповеди в закон любви).

Древним сказано: не убивай. Иисус добавляет: не гневайся на брата своего.

Древним сказано: не прелюбодействуй. Иисус говорит: даже не смотри никогда на женщину с вожделением, то есть не прелюбодействуй даже в мыслях.

Древним сказано: око за око, зуб за зуб, а я говорю вам: не противься злому. Кто тебя ударит в правую щеку, обрати к нему и другую.

Древняя мудрость требует любить ближнего (соотечественника) и ненавидеть врага, а Христос учит: любите врагов ваших.

Просьбу больных и сирых, которые обращались к Христу: Господи, помилуй! Иисус удовлетворял, не спрашивая их об их грехах.

Иисус родился в хлеву. Умер на кресте. Он прошел через непонимание, измены, преследования. Он тысячу раз мог ожесточить свое сердце. У него было достаточно поводов сказать людям, что они недостойны его любви. Но он не сделал этого даже распятый. Он просит простить своих палачей и думает о душе висящего с ним разбойника. Иисус победил мир.

Но что означает верить в Аллаха?

Это означает неукоснительно выполнять обязанности мусульманина:

· Обязательна молитва. (Намаз)

· Обязателен пост (Рамадан).

· Обязательна милостыня (закят).

· Обязателен хадж (паломничество) в Мекку, совершаемое также как все остальное по строгому обряду.

Мусульманская этика не говорит о богоподобии человека, но она более реалистична и конкретна. Коран дает детализированную программу жизни индивидов, выступающую и догмой, и руководством к действию. Перспективу, задаваемую мусульманской этикой, нельзя назвать сверхчеловеческой, она не требует от человека раздвоенности, разрыва между бытием и долженствованием. В исламе, в отличие от христианства, нет идеи наследственного греха (Адам был прощен Аллахом и его вина не распространяется на потомков). В исламе нравственность не отделена от реальности непреодолимой пропастью.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие древнекитайской культуре, обозначающее мужское, светлое и активное начало – Янь.

2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало – Инь.

3. Центральное понятие учения Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие – жэнь.

4. Понятие учения Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим – сяо.

5. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы – даосизм.

6. Путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего в древней духовной культуре Китая – Дао.

7. Действительно ли учение Конфуция является патерналистской доктриной?

9. Может ли благородный муж не следовать «сяо»?

10. Верно ли, что согласно даосизму жизнь есть страдание?

11. Действительно ли, что принцип недеяния содержится в конфуцианстве?

12. Верно ли, что срединный восьмеричный путь спасения дхармы входит в учение брахманизма?

13. Действительно ли, что Слово Будда означает прозревший?

14. Сколько священных истин содержится в буддизме?

15. Правильно ли утверждать, что Гаутама Шакья муни был учеником Будды?

16. Включает ли срединный восьмеричный путь спасения требование совершать молитву?

17. Верно ли утверждать, что трипитака – одна из священных книг ислама?

18. Является ли представление о Пурушу частью ведического знания?

21. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это карма.

Источник

Краткий словарь этических терминов

общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть картинку общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Картинка про общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть картинку общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Картинка про общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть картинку общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Картинка про общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть картинку общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Картинка про общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми

общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть картинку общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Картинка про общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми

общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть картинку общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Картинка про общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми

Аскетизм – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосохранения.

Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Природные и общественные явления становятся Б. Лишь, поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные, личные и общественные Б.

Благодарность – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу ( группе лиц, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство – моральное качество, характеризующее поступок людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Противоположностью В. являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разъединение функций предполагает взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Воздаяние – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное воздаяние издревле считалось одним из основных требований справедливости. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемое посредством духовного воздействия на людей.

Воля – это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Смотреть картинку общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Картинка про общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми. Фото общность интересов взаимопомощь благожелательность нравственная основа отношений между людьми

Выдержка – моральное качество, в котором находят проявления определенные стороны самообладания; включает:

· умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства ( настойчивость);

· способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач ( упорство) ;

· верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость);

· умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивлением окружающих.

Героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Д. Является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и др.) понятие Д. Приобретает форму более конкретных понятий – благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Доверие – отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью Д. Является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

Долг – одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного Д. Является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего Д. Предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего Д. С другой стороны, Д. Личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.

Зависть – неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. З. Возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. Уродует личность и взаимоотношения людей.

Законность – принцип права и морали, предписывающий неуклонное соблюдение и правильное выполнение законов.

Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Конформизм – социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности – качествам, в которых проявляется осознанное и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Личность – субъект нравственной деятельности. Человек становиться моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.

Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересованности и склонности, В этике и философии любовь понимается как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним:

· испытывает потребность к объединению и сближению;

· отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления;

· добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремиться взаимно обладать им.

Противоположность любви является ненависть.

Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или неверия в собственные силы.

Мораль – предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. Мораль того или иного общества, прежде всего, предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. Мораль складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

Навыки – действия, которые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В моральной деятельности посредством навыка может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

Ненависть – моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.

Нигилизм – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Норма – это определенный стандарт поведения представителей человеческого общества.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения, ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществлять моральные требования, то вопрос в том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении – это вопрос личной ответственности.

Отклоняющееся поведение (девиантное) – особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения.

Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Полезность – одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей.

Принципиальность – положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Профессиональная культура – высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.

Профессиональная честь – забота об авторитете своей профессии в обществе.

Профессиональная этика – это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.

Профессиональная этика сотрудников ОВД – это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.

Профессионально-нравственная деформация – искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, которая направляет его дальнейшие действия.

Смысл жизни – понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага зла между людьми. Нравственная справедливость – вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требованиями.

Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье – понятие морального сознания, обозначающее такое моральное состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.

Такт (тактичность) – принцип этикета, выражающийся в умении человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поставив в неловкое положение.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности.

Формализм – чисто внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих правил морали – гуманизма, справедливости, уважения к людям.

Цинизм – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличии от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.

Эгоизм – жизненный моральный принцип и моральное качество, характеризующее человека сточки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин «этика» был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек ( нормативная этика) и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *