обучающая история для развития познавательных интересов ребенка
Обучающая история: » Маленький археолог»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Новый учебный год, новая группа, новые дети со своими интересами, взглядами на мир. Мое внимание привлек мальчик Вадим, который во время прогулок старался с помощью лопатки что-то копать и разглядывать.Я заметила, что он старается играть один, ра cc матривает детские энциклопедии. На прогулке я спросила Вадима:
-Вадим, ты что то ищешь в снегу, что то потерял?
-Нет. Мне интересно, что находиться под снегом.
— А что там может находиться?
— Ты, настоящий археолог!
-Археолог- это ученый, который занимается раскопками и изучает прошлое по найденным вещам и предметам.
На следующий день я приготовила презентацию: « Кто такие археологи?».
После просмотра Вадим проявил заинтересованность:
А что они делают с этими осколками которые находят?
Они соединяют эти осколки, как вы собираете пазлы, и получается целый предмет.
Я тоже хочу попробовать собрать осколки предмета.
В городском-краеведческом музее, Вадим рассматривали экспонаты раскопок, которые были найдены около города: различные каменные орудия труда, украшения, предметы быта. Вадим заинтересовался каменными изваяни ями (каменные бабы), которые являются редко стью в наших местах. На все свои вопросы получил полную информацию у э кскурсовода. Гид рассказал ребятам о важности профессии археолога. « Благодаря находкам археологов, мы узнаем о жизни нашего края».
Вывод: В процесса обучении, Вадим через познавательно-исследовательскую деятельность познакомился с профессией археолога, основными этапами его деятельности и социальной значимостью.
Наблюдали ли вы интерес ребёнка к раскопкам?
Имеются ли у вас энциклопедии связанные с археологическими раскопками?
Кем Вы видите своего ребенка в будущем?
Комментарии к обучающей истории.
Что бы развить у ребенка исследовательские навыки я запланировала игру «Раскопки», учитывая его интересы и потребности. Через действия в игре : например, поиск «осколков», склеивание вазы, ребенок развивал такие навыки как креативность, критическое мышление
Экскурсию я запланировала, потому что в этом возрате у детей развито наглядно – образное восприятие. Ребенку необходимо не только слышать, но и видеть о чем ему говорят, потрогать. Экскурсия дает ребенку приобрести новые знания, развивает коммуникативные навыки, потому что он задает дополнительные вопросы экскурсоводу, обменивается впечатлением с детьми.
Я считаю, что обучающая история вывела ребенка на другой уровень развития, потому что в процессе обучения он узнал о профессии археолога, какими качествами должен обладать археолог, что он должен многое знать и уметь, какие инструментя необходимы ему для работы. Сейчас ребенок может рассказать детям о важности этой профессии, объяснить правила и условия игры.
Обучающая история по структурированному наблюдению «Флористы»
Воспитатель: Алещева Н.В
«Флористы»
В моей группе есть один очень интересный ребёнок. Как и все дети его возраста, она очень любит играть. Но когда я внимательно за ней понаблюдала, то заметила одну очень важную деталь. Все её игры связанные с растениями.
Мне стало интересно и я у неё спросила, нравятся ли ей цветы? Она очень серьёзно ответила, что очень нравятся. Тогда я поинтересовалась, чем нравятся? И она сказала, что они очень красивые и полезные, что с цветами дышать можно лучше. Когда мы пришли в группу с прогулки, я ребятам всем задала тот же самый вопрос, что и К. И оказалось, что все дети разделяют её точку зрения.
К следующему дню я подготовила презентацию «Комнатные цветы» и показала всем детям в группе. Столько восторга я увидела в глазах детей!
Мне, как воспитателю очень важно поддержать и развивать дальше интерес К. Тем более, что и остальные дети моей группы тоже проявили интерес.
Поэтому мы решили пересадить цветок из одного горшка в другой.
Для закрепления уже полученных знаний мы посмотрели небольшой видеоролик
После проведенных опытов ( «Нужна ли вода цветам..», « Дышит ли почва») Мы в группе решили начать работу над проектом «Цветы вокруг нас».
Многие родители согласились принять участие в нашем проекте, потому что дома дети проявили интерес к комнатным растениям и уже делятся с нами отростками комнатных растений, горшочками, лейками.
Вопросы для родителей:
— Как в вашей семье поддерживается его интерес, что вы делаете для этого?
— Наблюдали ли вы когда-либо у своего ребенка исследовательские навыки и в других областях?
— Согласны ли вы и в дальнейшем стимулировать его интерес к цветам?
Обучающая история
обучающая история о мальчике, который очень любил животных
Просмотр содержимого документа
«Обучающая история»
Портфолио слушателя Загибалова Надежда Ивановна филиал ЧУ «ЦПМ» г. Петропавловск.
Разнообразный мир живых существ.
Егор ходит в наш мини-центр «Радуга» уже два года. И спервых дней мы заметили, что почти небыло такого дня, чтобы наш Е. пришел с пустыми руками. А в руках он приносил игрушки. Первое время мы эти игрушки убирали в шкаф, но потом заметили, что это были непросто игрушки, которые попались с утра под руку, это были конеретные игрушки животных. Каждый день это были разные зверушки. И Е. о этой зверушки рассказывал то, что он знал на тот момент. В дальнейшем мы не стали забирать у него животных, а преобрели несколько наборов животных. И знакомили с богатым миром животных. К Е. присоединялись дети из группы. Потому что игры с животными завораживали. Мы строили для животных и зоопарк, и вольеры. Ни просто строили, а Е. старался, построить так, чтобы животным было удобно находиться там. Строя постройки вместе с ним мы разговаривали. Он рассказал, что вместе с родителями он побывал в выездном контактном зоопарке. Эмоций было много. Он рассказывал про одного потом про другого, чтобы не забыть все рассказать.
Где они берут пищу?
Они живут там где много снега?
Они не замерзнут? Почему?
Затем мы принесли книгу «Энциклопедия для маленьких» «Живой мир». Рассматривая эту энциклопедию были такие вопросы:
Чем питается акула?
Как появляется бабочка?
Что делает крот и где он живет и почему он слепой?
В энциклопедии были такие страницы где нарисованы насекомые это был наш новый объект в познании.
Консультация «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
Елена Семёновна Володина
Консультация «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
Консультация для родителей
«Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.
За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины веков. Ребенку они более понятны, чем взрослому. Многолетняя привычка к логическому мышлению вырвала взрослого из мира символов. Это – главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком.
Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное восприятие мира. Логика и рассуждения взрослых ребенку еще не понятны, а сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказкевсегда есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям детей. Это – источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.
Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого дети учатся понимать окружающий мир, наполнять его смыслом.
Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему – идеальному – миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.
Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Можно предложить родителя разные приемы работы со сказкой для развития познавательного интереса у детей
Моделирование сказок
Использование моделей для составление сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь
Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Самое главное, чтобы взрослый делал это очень эмоционально, передавал интонацию голосом.
Изменение содержания сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок.
Предлагаем детям такое Упражнение, как «Действия героя».
Цель его перечислить все возможные действия какого-либо сказочного героя.
Описание. Например, сказка «Колобок». Предлагаем детям назвать все действия колобка,говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
Узнай сказку по песенке героев.
Предлагаем детям узнать сказку по песенке героя,например:
Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»).
Покажи мимикой и жестами.
Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.
Описание: предлагаем детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Взрослый предлагает детям,поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?
Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.
Описание. Взрослый предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
Что было бы, если бы …
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.
Описание. Взрослый предлагает детям придумать и продолжить предложение,например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?
Формирование познавательного интереса к математике посредством дидактических игр Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры.
Формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Цель мастер-класса:.
Консультация «Развитие познавательного интереса у детей младшегого возраста средствами детского экспериментирования» Перспективное тематическое планирование работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста средствами детского.
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание посредством развития познавательного интереса к родному краю» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно–воспитательного процесса «Рыбе – вода, птице.
Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности » Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.
Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами.
Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования» МБДОУ «Детский сад №47» Ленинградская обл., Гатчинский р-он. Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников.
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.
Развитие у логопедических детей познавательного интереса, действий посредством проведения исследовательской деятельности Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.
Консультация «Развитие у логопедических детей познавательного интереса посредством проведения исследовательской деятельности» Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное дошкольное казенное общеобразовательное учреждение
Багаский детский сад №2 «Солнышко»
«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Предложенные методические материалы окажутся полезными как для психологической службы любого общеобразовательного учреждения, так и для педагогической. В методической разработке раскрыты вопросы терминологии, связанной с познавательным интересом, а также предлагаются четкие различия между одними понятиями и другими.
Работа содержит практические материалы для развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, необходимые для опыта работы в данной области узких специалистов.
Глава 1. Психология познавательного интереса………………………………………………5
Распознавание познавательного интереса. Причины и мотивы……………………..7
Глава 2. Развитие познавательного интереса………………………………………………. 13
2.1. Требования и особенности подготовляющего общения взрослого с ребенком………13
2.2. План-конспект занятия «Куда прячутся муравьи?»…………………………………….17
2.3. Кризисная психологическая помощь…………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………………………………20
Почти в каждом детском саду и в каждой школе обеспокоены проблемой развития познавательного интереса у детей. Воспитатели обязаны проводить развивающие занятия для детей, чтобы повышать познавательный интерес у детей в соответствии с ФГОС. Учителя обязаны делать свои уроки интересными, чтобы интерес детей «познавать новое» не угасал. Но только чтобы мы ни делали, а дети все равно получаются какими-то «обычными». То ли с постановкой цели что-то не так, то ли понятия спутаны. А только слышно только одно: «Дети должны хотеть учиться!»
Или может, дело в том, что школа ждет от учеников таланты и достижения (призывая всех учителей всячески этому способствовать). Учителя ждут от учеников конкретных результатов (хороших оценок, высокую успеваемость, мотивацию к обучению, уважение, признание, восторг в глазах от услышанного или увиденного на уроке). А ученикам просто хочется, чтобы уроки были как можно проще и интересней, чтобы не напрягать лишний раз голову попросту (кстати, совершенного нормальной свойство психики желать расслабляться после напряжения, ибо умственный труд это и есть в некотором роде напряжение)
Так что это такое, познавательный интерес? Чем развитие познавательного интереса отличается от развития познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, речи, восприятия, т.д.)? Чем развитие познавательного интереса отличается от мотивации к учению и мотивации к обучению? Как соотносится познавательный интерес с высоким интеллектом? И, самое главное, зачем его нужно развивать, зачем это нужно ребенку?
Глава 1. Психология познавательного интереса
Познавательная потребность (любознательность) – берет начало от поисковой активности – характерна для каждого здорового ребенка – это жажда новизны (в отечественной психологии определяется как потребность в «умственных впечатлениях») [9].
Любопытство – проявление ситуативного интереса, иными словами, любопытство – это вызванное желание узнать то, что не известно другим [4].
Эмоция догадки (эмоция интеллекта) – это эмоция, переживаемая очень ярко, порой даже в форме аффекта, которая представляет собой эмоциональную оценку некоторого нового, еще не осознанного результата решения задачи [1].
Мотивация к учению – стремление учиться, обучаться.
Мотивация к обучению – стремление узнавать новое, совершенствоваться на уровне знаний и миропонимания.
Познавательные процессы – это такие процессы, которые составляют всю познавательную деятельность человека. А именно: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
Познавательный интерес – особый положительно окрашенный психический процесс, направленный на специфическую деятельность, связанную с получением нового знания или результата.
Распознавание познавательного интереса. Причины и мотивы.
Дети постоянно совершают для себя маленькие открытия. Безусловно, наиболее интересными для нас занятиями являются те, которые представляют для нас некую особую важность, значимость. И наоборот, что для нас важно, для нас же и интересно. А посему положено заключить, что любое занятие, пробудившее в ребенке неподдельный интерес, может стать для него важным и преимущественным. Следует подробнее рассказать об игре с понятием. Эпитет «важный» здесь рассматривался как «особый, преимущественный среди остальных, представляющий особую ценность и актуальность».
В настоящее время первостепенной задачей (в соответствии с ФГОС) является развитие и поддержание интереса к учебе, как способе познать и научиться новому. Иными словами, учителя стараются мотивировать своих учеников обучаться, стремиться получать хорошие оценки, быть как все. Такая деятельность едва ли направлена на развитие познавательного интереса. Как раз наоборот, если мы возьмемся развивать у своих детей познавательный интерес, мы потеряем над ними власть, нам просто придется признать за маленьким человеком автономность и право выбора. Мы «потеряем» ребенка, ибо нам придется развивать его не как «еще одно, похожее на остальных, существо», а как личность со своими желаниями, со своими мыслями и ценностями.
Таким образом, развитие познавательного интереса становится совершенно невыгодным занятием, не ясны мотивы такой деятельности.
Во-первых, развитие познавательного интереса приводит к развитию личности человека, так как в познании участвуют все психические функции. Соответственно, развивая познавательный интерес, мы развиваем личность человека. Невозможно развить личность, развивая, например, только память, используя для этого соответствующие упражнения. Когда с другой стороны, развивая познавательный интерес в ребенке, мы словно, делаем его «умнее», сообразительнее, живее. Ему не покоя, пока он не достигнет истины в вопросе о том, как волны из телевышки попадают в телефон! Он будет делать опыты, он замучает вопросами окружающих его взрослых, он соорудит модели-макеты и станет разыгрывать сюжетно-ролевую игру. Он будет проявлять познавательный интерес. Согласно свойству психики о переносе полученного опыта в одном действии на другое подобное, несложно предположить, с каким уровнем интереса и сообразительности ребенок будет познавать самого себя и окружающих потом, в ходе своего взросления. С другой стороны, развивая познавательный интерес у ребенка, мы просто обязаны относиться к нему с уважением, с доверием, с принятием, с одобрением, а все это удачным образом помогает развиваться, созревать ей, и в первую очередь, интеллекту.
Во вторых, развитие познавательного интереса в совокупности с развитием познавательных процессов стимулирует развитие эффективного усвоения пройденного материала в школе и в жизни. А.И. Савенков в своей книге «Психодидактика» формулирует основные условия эффективного усвоения [8]:
— открытость новому опыту;
— выраженная поисковая активность;
— способность к модификации и реконструированию опыта и т.д..
А все это достигается путем развития познавательного интереса.
В-третьих, высокий познавательный интерес является признаком психики, характерным для одаренных детей. Так малая модель человеческого потенциала Дж. Рензулли выглядит следующим образом [3]:
Знания на основе опыта
Благоприятная окружающая среда
Развитие познавательного интереса стимулирует развитие мотивации. А в ходе деятельности, способной развивать познавательный интерес в целом, развивается и креативность. Можно предположить, что высокий познавательный интерес каким-то образом влияет на развитие одаренности.
А.И. Савенков пишет, что важнейшей отличительной чертой подхода Дж. Рензулли является то, что он допускает возможность существенного расширения контингента одаренных [9]. Говоря словами самого Дж. Рензулли, способности могут быть развиты в различной степени у гораздо большей части популяции, чем можно предположить [3]. Существует также очень ценное качество психики. Оно заключается во взаимосвязанности и взаимообратном взаимодействии психических процессов. Так, например, Развивая у ребенка только память, мы развиваем его мыслительную деятельность. И наоборот, развивая мышление ребенка, мы улучшаем его память.
Мы знаем, что одаренным детям присущи специфические признаки одаренности. Среди них доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская и творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, возможности достижения оригинальных решений [6]. А так же интеллектуальное любопытство (здесь является синонимом понятию «познавательный интерес»), стремление к знаниям, убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений [10]. И, наоборот, развивая вышеперечисленный признаки, мы способны стимулировать развитие самой одаренности в соответствии с генетическими задатками и развитыми к этому времени способностями.
Стимулировать ребенка к развитию одаренности таким образом является удачнее, так как мы максимально контролируем происходящее изнутри самого процесса, в отличие от ситуации, когда мы просто обнаружили одаренного ребенка со всем пакетом проблем и пытаемся «смягчить его участь». К сожалению, большинство одаренностей развиваются стихийно (как правило, формируется болезненная привязанность к одному или нескольким направлениям деятельности, что мешает развитию различных психических функций), и лишь некоторые развиваются гармонично. Развивая в ребенке признаки одаренности вместо познавательных процессов (памяти, мышления, воображения и т.д.), мы имеем шанс развивать в ребенке гармоничную одаренность. Дети с признаками гармоничной одаренности становятся в дальнейшем невероятно успешными, относительно счастливыми людьми. Именно поэтому еще одним мотивом к развитию познавательного интереса как признака одаренности у детей является возможность развития у них гармоничной одаренности.
Развитие психических функций в работе педагога-психолога необходимо детям с недостаточно развитыми познавательными процессами, и всем, кто в этом нуждается.
В среднестатистических же детях следует уже развивать признаки одаренности. Это не значит, что следует развивать в детях только положительных признаки одаренности, игнорируя типичные проблемы одаренных детей. А именно: повышенная чувствительность к несправедливости, гиперчувствительность к чужой критике, неспособность (или затруднения) регулировать свой режим дня и низкий уровень мотивации в принципе…
Это значит, что нам следует проводить развивающие мероприятия для положительных признаков одаренности и коррекционную деятельность для отрицательных (проблем). Так мы может поспособствовать гармоничной одаренности.
Татьяна Леонидовна Чепель, профессор, кандидат психологических наук, на курсах повышении квалификации по повышению компетентности в работе с одаренными детьми в специализированных классах огласила направления развития внутреннего потенциала изнутри (согласно основным тезисам данной методической разработки):
Ставить ребенка в субъектную позицию (он начинает искать ответы на поставленные им же вопросы, мощнее работает интеллект)
Развивать познавательную активность (через развитие познавательного интереса)
Познавательная активность и саморегуляция лежат в основе человеческих способностей, говорит Т.Л. Чепель.
Такая модель развития подходит:
Детям до 7 лет (до начала системы обучения!)
Н.Н. Падьяков описал феномен саморазвития [7], представим ее в схеме:
Взрослый (мышление работает по расписанию)