обучение навыкам самообслуживания инвалидов и пенсионеров
Травма спинного мозга и позвоночника
Обучение бытовым навыкам и самообслуживанию
Прогресс в совершенствовании бытовых навыков самообслуживания существенным образом зависит от изобретательности пациента и ухаживающих за ним. Прямой уход уменьшает двигательные возможности больного и рано или поздно приводит к тяжелому межличностному конфликту.
Восстановление жизненно необходимых навыков имеет не только социальную значимость, снижая зависимость больного от окружающих и позволяя выполнять некоторые рабочие операции, но и оказывает важное психотерапевтическое влияние на больного, способствует формированию его активных установок на лечение.
Однако следует учесть, что такое восстановление возможно на основе достигнутого уровня двигательной активности. К нему приступают не ранее 3—4 мес. после травмы. В противном случае неуспех может только нанести дополнительную психическую травму больному, снизить активную позицию в занятиях или вовсе вызвать отказ от них.
Самообслуживание представляет собой реализацию функций хватания, стояния и передвижения в условиях функционального дефекта мышц. При грубых выпадениях усилия направлены на замещение функций, нейромоторное перевоспитание мышц, в норме не участвующих в данном двигательном акте, и приспособление к дефекту. Обучение больного приемам самообслуживания позволяет ему не только освободиться от опеки и обрести независимость, эти занятия сами по себе являются методом развития и коррекции движений. Получается замкнутая связь: уровень движения обусловливает ту или иную степень свободы, последняя как бы шлифует эти движения.
Для самообслуживания в бытовом плане особенно функционально значимо воспитание сложных разноплановых движений кисти и пальцев (рис. 17) [37, 45-48, 51, 65].
Рис. 17. Приспособления и оборудование для восстановления функции кисти и пальцев
В первую очередь отрабатываются рычаговые и толкательные движения кисти и пальцев. В этих целях применяют шарики разного диаметра, укрепленные резинкой на подставке (для отработки отталкивания всей кистью и каждым пальцем в отдельности), горсть мелких предметов (для проведения сортировки), клавиатуру портативных музыкальных инструментов (детский рояль, гармоника, флейта). Следующим этапом является отработка захватов. Описано 12 различных видов захвата по G. Schlesinger [12,69]. Однако практическое значение для больных имеют три вида — копчиковый, пальмарный и ключевой, при этом доминирует пальмарный захват [6, 12, 55].
Учебно-тренировочные стенды
Для тренировок движений кистей и пальцев применяют учебно-тренировочные стенды с закрепленными на них предметами, с которыми больному предстоит общаться в быту (водопроводный кран, телефон, штепсель, различные замки, задвижки, застежки и т. п.) (рис. 18, 19).
Рис. 18. Настенная панель из ламинированного пластика с 12 различными тренажерами для реабилитации верхних конечностей
Рис. 19. Различные стенды для тренировки бытовых движений
От степени овладения этими манипуляциями зависит переход к тренировкам функции тонкого захвата, обеспечивающей застегивание пуговиц, шнуровку, завязывание. Первоначально занятия также следует проводить на стендах или макетах (лиф с набором пуговиц различного диаметра, корсет, ботинок). Овладев этими движениями, больной может уже самостоятельно одеваться. Одновременно проводятся тренировки в проведении процедур простейшего самообслуживания — умывание, чистка зубов, причесывание, бритье.
Самостоятельный прием пищи. Адаптированные столовые приборы
Как показали исследования С. Банкова [55], сила захвата увеличивается с удлинением исходной позиции пальцев в пределах 4,5 см. Поэтому у больных с высоким уровнем повреждения спинного мозга при обучении самостоятельному приему пищи следует использовать столовые приборы с утолщенными ручками (рис. 20).
Рис. 20. Столовые приборы с утолщенными ручками, комбинированные столовые приборы
В.М. Угрюмов и соавторы [63], а также О.Г. Коган [18] рекомендуют при этом применять кольцевые фиксаторы для пальцев (рис. 21).
Рис. 21. Адаптированные ножи с длинным лезвием и фиксатором для руки
Упражнения по обучению самостоятельному приему пищи начинают с приема твердой пищи, затем — полужидкой, проводится тренировка умения пользоваться ложкой, вилкой, ножом. Сила захвата возрастает при увеличении длины сгибателей, но зависит также от угла натяжения мышц. Максимальная сила при захвате будет при угле дорсального сгибания в пределах 30-40°. По мнению С. Банкова [93], на максимальную силу захвата влияет позиционное положение предплечья. По данным A. Swanson и соавторов (1970) 47, фиксация предплечья снижает силу захвата.
Восстановление навыка письма. Адаптированные приборы для письма
Следующий этап тренировок — восстановление навыка письма. При этом для обучения применяют ручки, карандаши, фломастеры с утолщенным корпусом, оснащенные ременными креплениями и кольцевым приспособлением (рис. 22). Многие больные в процессе занятий переходят к обычным письменным принадлежностям.
Рис. 22. Адаптированные приборы для письма
Обучение бытовым навыкам носит однотипный характер. С течением времени в результате многократного повторения действий улучшается координация движений, они становятся более завершенными, вырабатывается автоматизм. Повышение мышечной силы в руках в результате занятий ЛФК и массажа, улучшение координации движений и овладение простейшими бытовыми навыками способствуют общей мобильности больного.
При небольшой тренировке он обучается самостоятельно пересаживаться в кресло-каталку, управлять ею, самостоятельно или с некоторой помощью надевать ортопедические аппараты, вставать и обучаться передвижению с подручными средствами. Повышение мобильности больного расширяет диапазон его общений со средой, делает независимым в бытовом плане, позволяет вести активную жизнь и подготовить себя к общественно-полезной деятельности в будущем.
«Вы все можете сами!»: как обучают самостоятельной жизни молодых людей с инвалидностью
Правительством Москвы выделена субсидия в размере 19,8 миллиона рублей на проект по учебному самостоятельному проживанию для людей с инвалидностью. Суть проекта состоит в том, что юноши и девушки в возрасте от 18 до 45 лет, имеющие ментальные или иные ограничения по здоровью, временно переезжают в специально оборудованные тренировочные квартиры, где под контролем наставников учатся самостоятельно выполнять всевозможные бытовые задачи. Результаты проживания впечатляют: большинство из тех, кто проходит такой курс реабилитации, начинают выполнять задачи, которые до этого казались им невыполнимыми в силу ряда причин: они самостоятельно совершают покупки, готовят пищу и накрывают на стол, делают уборку, стирают и гладят одежду. Порой, в том, что молодые люди с инвалидностью не умеют выполнять, казалось бы, такие обыденные вещи, виноваты родители и их гиперопека.
Первые тренировочные квартиры в Москве были созданы в 2018 году на базе Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство» на Кирпичной улице. С тех пор обучение и реабилитацию здесь прошли 576 человек. В рамках нового проекта курс реабилитации, рассчитанный на 19 дней, смогут пройти 216 инвалидов с различными нарушениями здоровья.
«Мы называем этот проект „Шаг к независимости“, так как молодые люди с инвалидностью благодаря этой программе по-настоящему приобретают независимость. Скоро мы проведем конкурс, привлечем для реализации проекта некоммерческие организации, которые уже успели на деле доказать, что они умеют и могут работать с этими ребятами и давать им нужные навыки», — отметил начальник Управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента труда и социальной защиты населения Алексей Петров.
В каждой квартире есть кухня со всем необходимым инвентарем для приготовления пищи, бытовая комната для стирки и глажки белья, по два туалета и душевые комнаты. Одна из квартир оборудована для маломобильных граждан — специальный кухонный гарнитур с низкой рабочей панелью и доступом в коляске к плите и раковине, сидячие ванны с потолочной переносной системой. Рядом с проживающими круглосуточно будут находиться социальные психологи, а в дневное время еще и их помощники.
За прошлые курсы реабилитации люди с инвалидностью с успехом обучались в тренировочных квартирах навыкам личной гигиены, уборки своей комнаты, ухода за личными вещами, управления финансовыми средствами, покупки продуктов и товаров первой необходимости, приготовления пищи и мойки посуды.
«Комплексная социально-бытовая реабилитация в тренировочных квартирах проходит курсами по 19 дней. Одновременно сюда могут заехать 36 человек. За это время ребята с инвалидностью обучаются навыкам самостоятельной жизни. Плюс с ними проводятся различные психологические тренинги. Таким образом этот комплекс помогает им адаптироваться в жизни. Здесь с ними находится круглосуточно социальный психолог, который помогает им осваивать все необходимые навыки», — отмечает председатель Правления Региональной общественной организации содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко» Елена Златогуре.
Дело в том, что дома люди с нарушениями развития сильно привязаны к своим родным. А гиперопека зачастую не дает родителям обучить своих детей всем необходимым для них навыкам. В тренировочных квартирах ребята начинают по-другому смотреть на жизнь, а порой и выходить на самостоятельное или сопровождаемое проживание с частичной поддержкой.
«Проживание в тренировочных квартирах мобилизует способности к обучению и помогает людям с инвалидностью в кратчайшие сроки добиться значительного прогресса, вплоть до перехода на следующий уровень самостоятельности сопровождаемого проживания», — подчеркнула Елена Златогуре.
В тренировочных квартирах живут по расписанию. График для всех один: время для подъема, завтрака, гигиенических процедур, уборки комнаты, стирки белья. Никаких поблажек здесь нет. Но именно это и работает! Порой после прохождения курса реабилитации самостоятельного проживания родители не узнают своих детей. Еще три недели назад сын не мог даже самостоятельно очистить яйцо от скорлупы, а теперь он готовит яичницу на плите!
«Самый главный принцип проживания здесь — вы все делаете сами. Родители чаще всего пытаются помочь. Мы же говорим: ты будешь делать сам, не важно сколько у тебя уйдет на это времени: пять минут или пять часов. Психолог лишь может помочь, подсказать, но человек должен сделать в итоге все сам. Родители больше помогают, а мы учим их обретать необходимые навыки. И это сильный, действенный шаг к самостоятельности», — отмечает Елена Златогуре.
Ребята учатся также самостоятельно планировать свой день. Они сообща решают куда пойти завтра, что приготовить и кто будет за что в процессе приготовления пищи отвечать. Также они учатся планировать свой досуг: что лучше — пойти погулять в парк или посмотреть новый фильм в кинотеатре.
В доме на Кирпичной улице также оборудованы реабилитационные ремесленные мастерские, где участники проекта могут заниматься ткачеством, вышивкой, бисероплетением, валянием. Здесь есть комната для проведения песочной терапии.
Большое внимание уделяется психологическим тренингам, нацеленным на развитие личности, коммуникативных способностей, гендерной идентичности и выстраивания отношений с другими людьми.
«Конечно, 19 дней — это не много, но точно и не мало! Ведь предполагается, что человек сделает здесь первый шаг к независимости, а за этим шагом последует целая серия таких шагов. Тренировочные квартиры это очень важный вклад в реабилитацию. Это своего рода социобытовая, социосредовая и социокультурная: ребята здесь учатся и общению, и коммуникациям, и всем необходимым навыкам. Навыки, которые молодые инвалиды получают в тренировочных квартирах, очень важны, ведь они помогут им жить самостоятельно или с минимальной поддержкой. Кстати говоря, программа реабилитации, которую ежегодно дети-инвалиды и молодые инвалиды проходят в центре здоровья „Эволюция“, тоже имеет элементы подготовки к самостоятельному или сопровождаемому проживанию», — сказала председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Юлия Камал.
Действительно, практика показывает, что после проживания в тренировочных квартирах люди с инвалидностью становятся более самостоятельными, а некоторые из них способны себя полностью обслужить и начинают жить отдельно от родителей или покидают интернат. Важным фактом является и то, что благодаря проекту у людей с инвалидностью появляется личная жизнь и заинтересованность друг в друге.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Тренировки повседневных навыков бытового самообслуживания
Конечная цель реабилитационного лечения состоит в том, чтобы научить пациента выполнять максимальный объем бытовых навыков в пределах неизбежных остаточных физических ограничений.
Для достижения этой цели нельзя медлить с началом тренировок навыков самообслуживания.
В план реабилитационного лечения, с самых ранних и на всех последующих его этапах, может и должна быть включена тренировка.
Практический опыт свидетельствует о том, что такие действия, как повороты в постели с боку на бок, прогибание «мостиком», поднятие обеих рук, повороты и дотягивание до прикроватного столика, повороты с последующим усаживанием, переходы из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот являются необходимыми ступенями в программе реабилитации.
Они являются шагами, приближающими к самообслуживанию. Пациенты, перенесшие инсульт, должны также научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, принимать пищу и следить за личной гигиеной. Тренируя перечисленные действия, надо осваивать нормальные стереотипы движений. Эти движения помогут восстановлению нормальной чувствительности.
Умывание
Если пациент, за которым вы ухаживаете, не способен умываться стоя, он может делать это сидя на пластиковом стуле или табурете.
Как вымыть здоровую руку с помощью парализованной руки
Для вытирания следует использовать такую же рукавицу, только сухую.
Как мыть ноги (рис. 98, 98.1, 98.2).
С помощью обеих рук пациент кладет парализованную ногу на здоровую ногу. Вы можете помочь пациенту мыть ногу, поддерживая парализованное плечо. Обеими руками пациент моет парализованную ногу.
Иван Васильевич меняет профессию, или Как найти себя на пенсии
1 октября в мире отмечают Международный день пожилых людей. В 2021 году горожане старшего возраста — это уже не просто бабушки и дедушки. Современный московский пенсионер — активный и увлеченный человек: он пользуется интернетом и смартфонами, занимается спортом и учит иностранные языки, общается с единомышленниками и даже находит любовь. Его можно встретить не только в поликлинике и на скамейке у дома, но и на пробежке в парке, на бизнес-акселераторах или на новом рабочем месте.
Немало людей с возрастом решают изменить свою жизнь и наконец заняться тем, на что всегда не хватало времени. Развиваться в новом деле им помогает множество проектов, реализуемых в столице. Большинство образовательных ресурсов сегодня объединяет «Московское долголетие». Сотрудники центров социального обслуживания предлагают москвичам выбрать направление, чтобы узнать что-то новое и просто интересно провести время.
А углубиться в тему, получить профессиональные знания, продолжить строить карьеру или начать новую помогают «Серебряный университет», учебный центр «Профессионал» и центр занятости «Моя карьера». У каждого из них есть программы для людей старшего возраста.
Карьерный поворот на 180 градусов
Лариса Шатунова — одна из тех, кому удалось кардинально изменить свою жизнь на пенсии. Биолог-охотовед по образованию и сотрудник туристической отрасли превратился в инструктора по скандинавской ходьбе. В течение пяти лет Лариса проводила занятия в московских парках.
«Пенсия, мне кажется, — самые активные годы. У меня много желания что-то делать, и я пыталась найти применение своим способностям и опыту. Я хочу успеть то, что не успела, пока работала. А сейчас для этого есть все возможности», — рассказывает она.
Кроме диплома спортивного инструктора за плечами Ларисы Шатуновой курсы гидов-экскурсоводов в «Серебряном университете», компьютерной грамотности и работы со смартфонами, обучение на инструктора по повышению когнитивных способностей, а также диплом проекта «Бабушка на час». И останавливаться она не планирует.
«Я участвовала в становлении многих проектов. Как только что-то появлялось, я туда шла. Мне и сейчас хочется что-нибудь новое узнать. Я занимаюсь онлайн в “Московском долголетии”. Это удобно — в другом формате я не успела бы посетить все эти курсы. Мне интересны темы здоровья и красоты — правильное питание, фейс-фитнес, здоровая стопа, плоский живот, йога. Я многое хочу применить на своих занятиях по скандинавской ходьбе, когда они возобновятся», — отмечает Лариса Шатунова.
Назад в студенчество
Тех, кто любит и хочет учиться, приглашают в «Серебряный университет». Это не вуз в привычном понимании. Его учебные программы позволяют за короткое время освоить новую специальность, повысить квалификацию и приобрести навыки для успешной работы. За время существования «Серебряный университет» окончили более 20 тысяч москвичей старшего возраста.
Сегодня там идет обучение по 19 программам. С 2020 года все занятия проходят онлайн. Студенты изучают английский, немецкий, испанский, итальянский и французский языки, занимаются дизайном интерьеров, обсуждают историю Москвы, отечественного и зарубежного искусства. Для интересующихся цифровыми технологиями есть курсы видеомонтажа и компьютерной графики. Отдельное направление посвящено психологии: участники занимаются проблемами общения, личностного роста и взаимоотношений разных поколений.
Все это общеразвивающие программы. А тем, кто хочет получить профессиональное образование, «Серебряный университет» предлагает курсы гувернеров и тьюторов, а также цифровых кураторов — консультантов по работе с цифровыми технологиями.
Одна из его выпускниц Наталия Максаковская на пенсии решила продолжить развиваться в сфере туризма, где работала многие годы. Переводчик и гид со стажем прошла профессиональное обучение по экскурсоведению. Наталия преподает в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма. По ее словам, новое образование дало ей импульс к развитию.
«Это была фантастическая программа. Люди окунулись в новую тему и не расставались. Обучение сдружило целую группу — человек 40–60. Мы общались в социальных сетях, обменивались лекциями, “обкатывали” экскурсии друг на друге. А теперь мои коллеги работают в “Московском долголетии”», — рассказывает она, подчеркивая, что образование для людей старшего поколения — это вопрос самоопределения, самоощущения и новых впечатлений.
«Серебряный университет» объединил компетентных и опытных людей в «Академии серебряных наставников». Они помогают подросткам найти себя, студентам — выполнять курсовые или дипломные работы, начинающим специалистам — профессионально вырасти.
Все плюсы пожилого возраста
Переподготовкой москвичей предпенсионного возраста занимается и учебный центр «Профессионал». Там можно пройти бесплатные курсы повышения квалификации или освоить новую профессию, получив направление от центра занятости населения. Для людей старше 50 лет разработано почти 30 программ. Практически все они доступны дистанционно, а обучение занимает от двух до пяти недель.
Слушатели могут выбрать какую-либо из так называемых классических специальностей: управление закупками, бухгалтерский учет, «1С». «Чаще всего их предпочитают москвичи, которые хотят повысить квалификацию в уже имеющейся области знаний и сохранить свое рабочее место», — рассказывает Елена Дурнева, заместитель директора центра «Профессионал».
Следующее направление — информационные технологии. «Часто нашим слушателям не хватает компетенций именно в цифровой сфере, которая позволяет работать удаленно. Они выбирают веб-программирование, веб-дизайн, интернет-маркетинг. Кроме того, у нас есть программа базового уровня, на которой мы учим эффективно работать со стандартными офисными приложениями», — отмечает Елена Дурнева.
Эксперты центра «Профессионал» стараются избавить работодателей от стереотипов о сотрудниках в возрасте. С будущими соискателями их знакомят еще во время обучения — представители компаний приходят на практические занятия и экзамены, а слушателей курсов водят на экскурсии по предприятиям.
«Конечно, работодатель смотрит на возраст, а мы помогаем ему увидеть в нем плюсы. Люди старшего поколения — это опыт, совершенно другая мотивация, другое отношение к работе, они уже знают свои сильные и слабые стороны. Мы стараемся снять барьер до того, как человек пришел на собеседование. И это работает», — говорит Елена Дурнева.
В этом году обучение в центре прошли более 350 человек старшего возраста. Самыми популярными программами стали курсы по управлению закупками, бухгалтерскому учету, а также по «1С», веб-программированию, 3D-моделированию, интернет-маркетингу и SMM.
Новые 35
С людьми старшего возраста работает и специализированный центр занятости «Моя карьера». Здесь для них создан сервис «5.0»: он помогает соискателям старше 50 лет составить резюме, адаптироваться на новом месте, получить нужные навыки и обучиться цифровой грамотности. Эксперты анализируют рынок труда и подбирают вакансии от работодателей, которые ценят таких сотрудников.
«Старшему поколению бывает сложно адаптироваться на рынке труда. Требуются новые компетенции, знания, диджитализация. Наши программы направлены на то, чтобы “дорастить” пожилых людей до рынка труда и снять психологические барьеры», — говорит Виктория Маркова, руководитель программы «5.0».
По ее словам, ограничений по возрасту при поиске работы нет.
«У нас есть потрясающая соискательница, которая недавно в 82 года заняла очередную должность. Она прошла большое количество тренингов, включая занятия по цифровой грамотности. Получалось не сразу — приходилось по несколько раз сдавать экзамены, но она смогла получить нужный сертификат. А после написала научную работу на тему цифровой грамотности для работников ее сферы. Эта статья даже была опубликована в международном журнале», — рассказывает Виктория Маркова.
Новые возможности перед людьми старшего возраста открывает самозанятость. Человек может выбрать, что ему интересно, и превратить хобби в источник заработка. В центре «Моя карьера» организуют акселераторы для тех, кто хочет монетизировать любимое дело. Участники курсов рассматривают финансовые и юридические вопросы, учатся презентовать продукцию, размещать ее на маркетплейсах и находить клиентов.
1 октября стартует акселератор «От идеи до подиума» для тех, кто создает авторскую одежду, аксессуары и украшения. Его финалом станет модный показ: на подиум выйдут модели старшего возраста в одежде, сделанной руками участников.
«Вторая половина жизни — это время воплощать мечты и заниматься тем, о чем человек мечтал раньше, но чему препятствовали обстоятельства. Огромный плюс старшего возраста в том, что человек может выбирать, что ему интересно», — отмечает Виктория Маркова.
1 октября центр занятости «Моя карьера» организует день открытых дверей «50 — новые 35». Для участников проводят ярмарки вакансий, тренинги, мастер-классы, деловые игры и консультации карьерных экспертов. На такие мероприятия приглашают заинтересованных работодателей, среди которых агентства недвижимости, отели и различные предприятия.
По словам Виктории Марковой, центр «Моя карьера» старается развеять стереотипы работодателей по поводу сотрудников старшего поколения. Для этого здесь есть целый отдел. Он подготовил видеокурс для HR-специалистов, который рассказывает об особенностях, рисках и нюансах приема на работу людей старшего возраста.
«Продолжительность жизни растет, как и трудовая активность, а старшее поколение как раз замотивировано — у него есть опыт, знания, жажда жизни и огромное желание что-то делать», — резюмирует Виктория Маркова.