обучение навыкам ухода школа пожилого возраста
«Школа ухода за пожилыми гражданами и инвалидами»
Пожилые люди также, как и все мечтают о будущем, радуются успехам, волнуются пред неизвестным. Поддержать пожилых граждан, помочь им в своем возрасте быть счастливым, реализовывая свой потенциал, жить и дышать полной грудью даже, если за 70, даже если есть ограничения здоровья и нужен профессиональный уход – это то, что государством обозначено одним из важных направлений и отражено в региональном проекте «Старшее поколение» национального проекта «Демография».
Освоение и внедрение новых современных форм, технологий способствует реализации названного проекта. К таким технологиям относится система долговременного ухода, включающая организацию «Школы реабилитации и ухода» для обучения родственников, специалистов и других лиц, осуществляющих уход за маломобильными гражданами на дому, принципам общего ухода и использованию технических средств реабилитации.
В Комплексном центре социального обслуживания населения «Доверие» города Набережные Челны «Школа реабилитации и ухода» открыла свои двери в 2020 году. Еженедельные обучающие бесплатные занятия проводят штатные сотрудники: врач, специалист по социальной работе, психолог. С учетом современных условий применяются как очные, так и дистанционные формы индивидуальной и групповой работы.
Основная задача «Школы реабилитации и ухода» — обучение слушателей, осуществляющих уход за маломобильными гражданами, навыкам общего ухода за подопечными, которым трудно себя обслуживать в силу возраста или инвалидности, а также правильному использованию тростей, костылей, колясок и других технических средств реабилитации.
В программе занятий: изучение теоретических основ и практическое освоение навыков общего ухода; профилактика осложнений; обучение подопечных методам самообслуживания; изучение правил гигиенического ухода, питания и кормления, приемов первой доврачебной помощи.
Основной особенностью обучения является его практическая направленность. Т.е. знания и навыки, полученные в «Школе реабилитации и ухода», позволят родственникам маломобильных граждан создать для них условия, чтобы жизнь их была как можно более полной и достойной. Для работников же, кто в условиях своей профессии работает с гражданами пожилого возраста и инвалидами, в том числе и с маломобильными гражданами, обучение в «Школе реабилитации и ухода» способствует повышению квалификации и профессиональных компетенций.
С начала работы «Школы реабилитации и ухода» обучение в рамках образовательных мероприятий проекта прошли более 300 человек – это родственники, специалисты по социальной работе, социальные работники организаций социального обслуживания, сиделки нашего региона, которые непосредственно осуществляют уход за тяжелобольными и ослабленными пожилыми людьми и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи.
Занятия дают свои положительные результаты, которые высоко ценятся слушателями. Так, Екатерина С., придавая большое значение занятиям, подчеркивает, что до участия в работе «Школы реабилитации и ухода» в обращении с лежачей тяжелобольной матерью она ощущала некоторую неловкость, боялась уронить ее, навредить ее здоровью, перемещая для оказания гигиенических процедур. Кроме того, постоянные физические нагрузки привели к ощущениям боли в спине, мышечной боли во всем теле. Освоенные приемы обращения с лежачими больными значительно облегчили работу, появилась уверенность в том, что все действия не доставляют ее матери неудобства, каких-либо болезненных ощущений. Сократилось время на переодевание матери, что важно, т.к. переохлаждение может стать причиной заболеваний. Снизилась физическая нагрузка. По словам Екатерины С., владение приемами перемещения позволяет ей самой избежать каких-либо травм.
Отмечают улучшение своего состояния и получатели социальных услуг, за которыми осуществляют уход социальные работники. Так, Мария Ш. до начала работы «Школы реабилитации и ухода» делилась опасениями, что всегда ощущала страх падения при перемещении с кровати на стул в результате неумения помощницы обращаться с ней. Теперь этот страх исчез, т.к. социальный работник Зульфия Г. научилась новым приемам, которые совсем не причиняют неудобств Марии Ш. и возникает ощущение, что все движения она выполняет самостоятельно.
В нашей стране традиция относиться с уважением к старшим, поддерживать их, помогать им на склоне дней зародилась довольно давно. Для любящих своих родителей детей это не является обязанностью, это их образ жизни. В «Школе реабилитации и ухода» каждый ее слушатель получает тот необходимый багаж профессиональных знаний, используя который сделает жизнь людям, нуждающимся в постоянной посторонней помощи, более терпимой, более доброй и достойной.
Желающие получить знания в «Школе реабилитации и ухода» могут обратиться по адресу: г. Набережные Челны, пр. Мусы Джалиля, д. 48 или позвонить по телефону: 8 (8552) 70-31-03, 71-39-09.
Специалистом по социальной работе КЦСОН «Доверие» г. Набережные Челны в рамках реализации системы долговременного ухода на бесплатной основе проводятся индивидуальные занятия по технологии «Школа ухода и реабилитации» с выездом на дом.
Очередное занятие было проведено для дочери получателя социальных услуг и социального работника, осуществляющими уход за пожилой женщиной. В ходе занятия были показаны и отработаны основные моменты по правильному кормлению с применением нагрудника, специальных столовых приборов, поильника, подставки под изголовье, проведению личной гигиены полости рта до и после кормления, безопасному перемещению в постели с использованием пояса для пересаживания и скользящей простыни.
Дочь получателя социальных услуг поблагодарила за обучение и отметила необходимость таких знаний и навыков по уходу за лежачими больными.
Последнее обновление: 29 октября 2021 г., 10:34
Программа занятий в Школе ухода
ПРОГРАММА
обучения в Школе ухода ГАУСО «КЦСОН «Радость» МТЗ и СЗ РТ в Заинском муниципальном районе»
Школа ухода являются неотъемлемой частью системы долговременного ухода (СДУ). Ее работа направлена на развитие надомного ухода и поддержку семей.
Школа ухода (ШУ) – это комплекс мероприятий, направленных на информирование, консультирование и обучение и психологическую поддержку лиц, осуществляющих уход за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию, необходимым навыкам качественного ухода в соответствии с потребностями нуждающегося в помощи человека.
Основное направление работы Школы ухода – обучение родственников граждан пожилого возраста и инвалидов навыкам ухода и методам реабилитации в домашних условиях.
Целевые группы (социальные категории), на которые ориентирована деятельность школы ухода – родственники, законные представители, иные граждане, осуществляющие уход за пожилыми и инвалидами, утратившими (полностью или частично) способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом или болезнью и нуждающимися в постороннем уходе. Обучение для целевой категории граждан в рамках Школы ухода осуществляется на бесплатной основе
Цель Школы ухода: Обеспечение родственного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в домашних условиях в условиях максимально длительного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домашних условиях.
Основные задачи Школы ухода:
Ожидаемые результаты от деятельности Школы ухода
Формы функционирования школы:
Формы организации занятий:
Типы организуемых занятий:
Кадровое обеспечение: штатные сотрудники КЦСОН «Радость», прошедшие специальное обучение, специалист по социальной работе, психолог, медицинские работники ГАУЗ «Заинская центральная районная больница
Краткое описание: Занятия в Школе ухода проводятся в форме курса лекционных и практических занятий по изучению теоретических основ и практического освоения навыков ухода за тяжелобольными людьми, обучению методам наблюдения и контроля за изменениями в состоянии здоровья, использованию технических средств реабилитации, изучению психологических аспектов, связанных с вопросами организации ухода, информированию о видах социальной поддержки. Рекомендуемые количество занятий в рамках курса – 6 – 8, периодичность – 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 1 час 20 минут. Занятия в Школе ухода проводятся в группах по 4 – 6 человек.
Работа с новой группой начинается с её формирования. Слушатели зачисляются в группу на основании личного заявления. Далее составляется План – график проведения занятий в Школе ухода в определённой группе. Тематика занятий подбирается исходя из запросов слушателей. В План – график включаются групповые теоретические занятия по общим актуальным темам, индивидуальные теоретические, тематика которых подбирается на основании потребностей каждого слушателя, практические, на которых отрабатываются навыки ухода. Так же в План – график могут быть включены выездные занятия на дому у слушателей или их подопечных. Выездные занятия имеют консультативно – практическую направленность.
С целью получения обратной связи и изучения удовлетворённости слушателей организацией обучения на последнем занятии проводится анкетирование (Приложение 1)
Примерная тематика групповых теоретических занятий
Примерная тематика индивидуальных теоретических занятий
Примерная тематика практических занятий
Примерная тематика занятий с выездом на дом
При организации и проведении занятий в Школе ухода целесообразно использовать литературные источники и интернет – ресурсы. Информация об уходе за людьми с дефицитом самообслуживания постоянно обновляется. Появляются новые средства и технологии ухода. Для оказания качественных услуг персоналу школы необходимо заниматься непрерывным самосовершенствованием. Ухаживающим лицам также в большинстве случаев необходима информация о заболевании их близкого человека и поддержка, выходящая за рамки возможностей, предоставляемых школой. Для этих целей специалистам и ухаживающим лицам могут быть полезны различные информационные ресурсы и тематическая литература.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
Просветительский проект о паллиативной помощи «Про паллиатив»
Контакты
(473) 225-14-08 Отделение социальной реабилитации (регистратура)
394088, г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 118
veteran@govvrn.ru
РЕЖИМ РАБОТЫ ЦЕНТРА:
Выходной: Суббота, Воскресенье
Школа обучения навыкам общего ухода и реабилитации за гражданами пожилого возраста и инвалидами («Школа ухода») для родственников, социальных работников, волонтеров, ухаживающих за пожилыми
людьми и инвалидами.
Повышение эффективности реабилитационных мероприятий инвалидам и гражданам пожилого возраста, имеющим нарушения здоровья, двигательных функций, повышение качества их жизни, обеспечение доступной среды жизнедеятельности.
Обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами и гражданами пожилого возраста на дому методам контроля за изменениями состояния здоровья, профилактике осложнений, созданию благоприятной обстановки и психологической атмосферы, принципам общего ухода.
Работа «Школы ухода» направлена на:
1. Ознакомление родственников и других лиц, осуществляющих уход с:
— основами геронтологии и специфическими проблемами здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов;
— методами контроля за изменением состояния здоровья инвалида и пожилого человека.
2. Обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому:
— принципам общего ухода (навыкам медицинских манипуляций, профилактики осложнений, личной гигиене и биомеханике тела, правилам питания и кормления, методам дезинфекции);
— основам реабилитации при различных функциональных нарушениях;
— психологическим аспектам, связанным с вопросами организации ухода и профилактики стрессовых состояний.
3. Информирование и консультирование по использованию технических средств реабилитации.
4. Информирование о видах и формах социальной помощи.
Категории граждан, имеющих право на обучение в «Школе ухода»:
Обучение в «Школе ухода» могут пройти:
— родственники и другие лица, осуществляющие уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами утратившими (полностью или частично) способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом или болезнью.
Порядок работы «Школы ухода»:
Обучение родственников и лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, навыкам общего ухода проводится посредством проведения лекций, семинарских занятий, консультаций.
Обучение в «Школе ухода» предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия. Периодичность занятий 1 раз в месяц. Продолжительность одного занятия 45 мин.
Групповые занятия включают в себя полный курс обучения. Численный состав участников группы не более 5 человек.
Индивидуальные занятия проводятся по выборочным направлениям из тематического плана «Школы ухода».
Условия обучения в «Школе ухода»:
О бучение в «Школе ухода» является бесплатным.
Занятие 1: Уход за лежачими больными. Профилактика пролежней
Об уходе за лежачим больным говорить трудно. Забота о человеке, который на вашей памяти был бодр, весел и энергичен, а теперь прикован.
Нередко хронические больные не нуждаются в активном лечении и ежедневном врачебном наблюдении. Скажем, во время длительного пребывания в больнице (например, после перенесенного инсульта) человек получил необходимую квалифицированную помощь. И, конечно, ему хочется домой, к близким людям, в привычную обстановку.
Действительно, на практике могу сказать: дома и стены помогают. Хороший уход и забота могут творить чудеса. Старинная поговорка гласит: «Лечит врач, вылечивает ухаживающий». Она вполне актуальна и сегодня. Что важно знать ухаживающему?
Важные правила ухаживания за лежачими больными:
1) Регулярно проветривать комнату, где лежит больной.
2) Проводить влажную уборку ежедневно.
3) Постельное белье следует менять еженедельно – и это жизненно важный вопрос. Чем сильнее белье слежалось, чем больше на него просыпано крошек, тем больше возрастает риск пролежней.
Чтобы поменять белье и разровнять постель, надо по возможности переложить больного на другую кровать. Грузных людей надо переносить вдвоем: один подводит руки под голову и лопатки, другой – под поясницу и бедра и одновременно поднимают.
Если переместить больного возможности нет, существует другой способ. Больного передвигают на край постели, скатывают грязную простыню по длине в виде бинта, а на ее место расправляют чистую. Больного перекатывают на чистую сторону, на другой стороне снимают грязную простыню и расправляют чистую.
Переодевание. Чтобы сменить нательное белье, надо подвести руки под крестец больного, затем захватить край рубашки/футболки и осторожно отодвинуть ее к голове. Подняв обе руки больного, снять рубашку через голову и после этого освободить его руки.
Одевают больного в обратном порядке: сначала рукава рубашки, затем вырез через голову. Кстати, в магазинах и аптеках можно купить распашонки для тяжелобольных, например с инфарктом миокарда, которые легко надевать и снимать.
Уход за кожей. Если позволяет состояние, больного сажают в постели и он самостоятельно моет руки, лицо, шею и уши водой комнатной температуры с мылом. Лежачего больного обтирают с помощью тампонов или губки, смоченных водой с добавлением водки или одеколона. Тяжелобольным необходимо протирать все тело камфорным спиртом, особенно складки в паху, подмышечные впадины и участки кожи под молочными железами у женщин. Если кожа сухая, надо раз в 2-3 дня смазывать ее детским кремом.
Как лечить пролежни. Существует распространенный народный метод лечения пролежней – зеленкой. Помните, он не действует! С помощью зеленки рана быстро затягивается, но под кожей будет происходить гниение. По науке, рану закрывают стерильной салфеткой, смоченной раствором фурацилина (1:5000) или отваром ромашки, предварительно отжав ее, и накладывают сухую повязку. По мере очищения раны переходят на повязки с мазью Вишневского или другими препаратами, рекомендованными лечащим врачом.
Среди современных средств по уходу за кожей, которые продаются в аптеках, можно, в частности, порекомендовать следующие: лосьон для тела без содержания спирта (оказывает смягчающее и успокаивающее действие), пенку для мытья и ухода за телом (обеспечивает питание и уход за раздраженной кожей, снимает неприятный запах мочи), влажные салфетки для чувствительной кожи (они обладают очищающим и дезинфицирующим свойством).
Уход за глазами, ушами и носом. Если у больных появляются выделения из глаз, надо ежедневно протирать глаза стерильным марлевым тампоном, смоченным 3%-ным раствором борной кислоты. Надо также очищать уши от скопления серы в слуховом проходе. С этой целью в ухо закапывают несколько капель 3%-ного раствора перекиси водорода, а затем легкими вращательными движениями вводят ватную палочку в самое начало слухового прохода и осторожно, чтобы не повредить барабанную перепонку, очищают его. Ослабленные больные не могут самостоятельно очищать нос, поэтому ухаживающий ежедневно выполняет эту процедуру. В чем она заключается? Больного надо усадить со слегка запрокинутой назад головой, подложив под спину подушку. Затем ватную палочку смачивают вазелиновым маслом или глицерином и вводят в носовой ход. Подержав 2–3 минуты, ее вращательными движениями вытаскивают из носа вместе с корочками.
Клизмы. Лежачим больным, страдающим запорами, нужна очистительная клизма (раз в 2–3 дня). Для этого используют кружку Эсмарха (резиновый резервуар емкостью до 2 литров). Больного укладывают на левый бок с согнутыми к животу ногами. Под ягодицы подкладывают клеенку, свободный край которой опускают в ведро. В кружку Эсмарха (кран на резиновой трубке закрыт) наливают кипяченую воду на 2/3 объема, смазывают наконечник вазелином. Затем открывают кран, чтобы выпустить немного воды и воздуха, и снова его закрывают. После этого, раздвинув ягодицы, вращательными движениями вводят в прямую кишку наконечник и открывают кран. При этом кружку Эсмарха поднимают выше постели. Иногда вместо очистительных с такой же периодичностью делают микроклизмы с растительным маслом – с помощью резиновой груши. Микроклизмы переносятся больным легче, процедуру проводят перед сном, чтобы утром у больного был стул.
Инновации на службе здоровья. В последнее время появилась масса изобретений, которые облегчают уход за лежачим больным : это и разнообразные прокладки (для страдающих легкой формой недержания), и впитывающие трусики, и одноразовые простыни, которые могут заменить привычную клеенку, и функциональные кровати. Помните, в применении этих средств главный закон – целесообразность. Если степень недержания легкая, то «париться» во впитывающих трусиках круглосуточно нет необходимости. Чем больше контакт тела с натуральными тканями, тем меньше опасность пролежней и опрелостей. Однако, если недержание вошло в норму, то впитывающие трусики и простыни могут спасти от тех же самых пролежней – ведь не у всех ухаживающих есть возможность регулярно менять белье.
Погода в доме. Естественно, что долгое пребывание в постели и связанный с этим дискомфорт угнетают человека и травмируют его психику. Зачастую он становится весьма раздражительным и капризным. Это нормально, ни в коем случае не срывайтесь. Ведь ваша эмоциональная реакция может ухудшить состояние больного – вам нужны последующие угрызения совести?
Лучший способ избавиться от раздражения – смена обстановки. Если ваш подопечный не может выходить на улицу или хотя бы на балкон, не бойтесь приглашать гостей – друзей и родственников. Многие опасаются травмировать родственников или утомить больного. Но помните: посторонние люди заставляют больного собраться, мобилизоваться, забыть о раздражении. Новые лица практически гарантируют улучшение настроения и ощущение возвращения к нормальной, активной жизни.
Программа школы ухода и реабилитации на 2021 год
Наименование социальной технологии
Школа реабилитации и ухода (далее – Школа)
Направление СТ в рамках работы отрасли социального обслуживания
Целевые группы (социальные категории), на которые ориентирована реализация СТ
— отделения социального обслуживания на дому комплексных центров социального обслуживания населения.
2. Родственники граждан пожилого возраста, инвалидов.
3. Граждане, занимающиеся уходом на дому (сиделки).
Цель реализации СТ
Обучение навыкам реабилитации и общего ухода специалистов УСО, родственников граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, занимающиеся уходом на дому (сиделки) (далее – обучающиеся)
Ожидаемые результаты от внедрения СТ
— Повышение уровня социально-медицинской грамотности и практических навыков обучающихся.
— Ознакомление обучающихся с психологическими аспектами, связанными с вопросами организации ухода и решением семейных конфликтов, профилактики стрессовых состояний.
— Снижение потребности граждан пожилого возраста, инвалидов (далее – подопечные), нуждающихся в реабилитации и уходе, в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
— Освоение и внедрение в практику работы Школы современных методов и средств социальной реабилитации инвалидов, основанных на достижениях науки, техники и передового опыта.
Используемые методики, методы работы
— групповые занятия в рамках курсового обучения (лекции, семинары, тренинги, практические занятия);
— индивидуальные занятия в рамках курсового обучения;
— психологическая диагностика;
Состав специалистов для деятельности Школы формируется из штатных специалистов УСО:
— специалист по социальной работе;
Социальная технология реализуется на базе УСО. Технологию «Школа реабилитации и ухода» реализуют специалисты УСО и привлеченные специалисты.
Форма работы – курсовое обучение (групповые и индивидуальные занятия).
— нормативно-правовое обеспечение работы Школы;
— набор целевыхгрупп на обучение в Школе;
2. Проведение обучения.
3. Анализ работы Школы (посредством анкетирования и предоставления отчетов).
Место проведения: КЦСОН «Гармония», ГАПОУ «Буинское медицинское училище»;
Охват целевых групп: Группы из 6-8 человек;
Количество и список учреждений, принявших участие: КЦСОН «Гармония», ГАПОУ «Буинское медицинское училище»; Фонд социального страхования
Раздел 2. Полное описание социальной технологии
2.1. Наименование «Школа реабилитации и ухода»
2.2. Цель
Обучение навыкам реабилитации и общего ухода специалистов учреждений социального обслуживания, родственников граждан пожилого возраста, инвалидов, занимающиеся уходом на дому (сиделки).
2.3. Задачи
1 Повышение уровня социально-медицинской грамотности и практических навыков обучающихся.
2. Ознакомление обучающихся с психологическими аспектами, связанными с вопросами организации ухода и решением семейных конфликтов, профилактики стрессовых состояний.
3. Снижение потребности подопечных, нуждающихся в реабилитации и уходе, в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
4. Освоение и внедрение в практику работы Школы современных методов и средств социальной реабилитации инвалидов, основанных на достижениях науки, техники и передового опыта.
2.4. Целевые группы:
2. Родственники граждан пожилого возраста, инвалидов.
3. Граждане, занимающиеся уходом на дому (сиделки).
2.5. Субъекты, включенные в реализацию социальной технологии
2. Руководитель Школы.
3. Преподаватели Школы:
— специалисты по социальной работе УСО;
— медицинский работник УСО;
— специалисты ФСС, Буинского медицинского училище, ФКУ Главного
4.Граждане пожилого возраста.
6. Родственники граждан, нуждающихся в реабилитации и уходе.
7. Граждане, занимающиеся уходом на дому (сиделки).
2.6. Алгоритм реализации социальной технологии
1. Организационно-подготовительный
— Подготовка и утверждение директором УСО распорядительно-нормативных актов о реализации социальной технологии «Школа реабилитации и ухода» (приказ, Положение, должностные инструкции).
— Материально-техническое оснащение работы Школы.
— Подбор преподавательского состава.
— Формированию группы для обучения (обучение в Школе осуществляется на договорных началах по личному заявлению на имя директора УСО).
2. Проведение обучения
Курсовое обучение включает:
— проведение групповых занятий (лекции, семинары, тренинги, практические занятия) согласно тематическому плану. Темы занятий могут корректироваться в зависимости от запроса обучающихся;
— проведение индивидуальных занятий, которые проводятся исходя из потребности обучающихся в Школе.
Примерный численный состав группы 5-7 человек.
Периодичность занятий 1-2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия 1 – 1,5 часа.
Примерная продолжительность курса обучения 12- 14 занятий
Программа «Школы реабилитации и ухода»
1 занятие:
1. Принципы построения взаимодействия между гражданами, осуществляющими уход, различными учреждениями и организациями в зависимости от потребностей подопечных.
2. Принципы взаимосвязи между подопечным и гражданином, осуществляющим за ним уход. Использование речевых видов поддержки.
2 занятие:
1.Специфические проблемы здоровья и течение различных заболеваний.
2. Рекомендации по уходу за подопечными, страдающими хроническими заболеваниями.
3. Помощь тяжелобольному в осуществлении личной гигиены: смена постельного, нательного белья.
3 занятие:
1.Уход за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию.
2.Транспортировка и перекладывание тяжелобольного.
3.Роль и значимость средств реабилитации предметов ухода за больными.
4 занятие:
1.Уход за лежачими больными:профилактика пролежней.
2.Уход за больными со стомами.
3. Правила и особенности питания пожилого и больного человека.
5 занятие:
1.Профилактические мероприятия, позволяющие предупредить риск возникновения
и развития осложнений хронических заболеваний:
профилактика тромбоза, пневмонии
6 занятие:
1.Приготовление пищи и виды кормления лежачего больного. Позиционирование
2. Технологии выполнения социально-бытовых услуг. Умывание, бритье, ежедневный уход за волосами,уход за кожей тяжелобольного, уход за глазами, ушами, ротовой полостью.
7 занятие:
1.Профилактические мероприятия, позволяющие предупредить риск возникновения и развития осложнений хронических заболеваний: аспирации, дегидратации.
8 занятие:
1.Техники оказания помощи при передвижении: правила подъема и перемещения лежачих пациентов.
3.Перемещение маломобильного человека в пределах кровати. Позиционирование
9 занятие:
1. Смена абсорбирующего белья, помощь в пользовании судном, мочеприемником.
2.Профилактические мероприятия, позволяющие предупредить риск возникновения и развития осложнений хронических заболеваний: молочница, обстипация.
10 занятие:
1.Психовозрастные особенности поведения подопечных и способы профилактики
2.Профилактика стрессовых состояний, вызванных необходимостью ухода за подопечными.
11 знанятие:
Особенности ухода за людьми с психическими расстройствами. Деменция.
12 занятие:
2.Правила безопасности и соблюдение достоинства.
3.Опорожнение. Уход при энкопрезе. Стомы.
13 занятие:
Организация пространства. Подбор оборудования
14 занятие:
1. Круглый стол. Ответы на вопросы.
2. Подведение итогов.
3. Анкета обратной связи с участниками, прошедшими курс по технологии «Школа реабилитации и ухода». Анкетирование «Что я получил на занятиях Школы».
2.7. Содержание социальной технологии
2.7.1. Описание услуг, предлагаемых клиентам в рамках технологии
Услуги, предоставляемые в рамках обучения в Школе:
— обучение правилам общего ухода (правила питания и кормления, личная гигиена, биомеханика тела, методы дезинфекции, навыки медицинских манипуляций, профилактики осложнений, принципам правильного позиционирования, профилактике пролежней) и основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
— обучение самостоятельному применению подопечными доступных социально-средовых и бытовых навыков (самообслуживания, в т.ч. с использованием технических средств реабилитации (далее ТСР), организации быта, поведению в общественных местах, самоконтролю и персональной безопасности, общению в кругу семьи, с друзьями, в расширении сферы жизнедеятельности);
— обучение принятию, уважительному и доброжелательному отношению к подопечным в быту;
— обучение самостоятельному применению подопечными универсальным трудовым навыкам (умению владеть инструментами и выполнять простейшие операции, формированию вычислительных и измерительных навыков, умение пользоваться компьютером и электронными информационными ресурсами и т.д.).
— обучение проведению творческих занятий, направленных на поддержание (развитие) социальной активности, творческих способностей подопечных.
— предотвращение или коррекция всевозможных дезадаптивных состояний, возникающих у родственников подопечных;
— социально-психологическое консультирование (обсуждение имеющихся проблем, определение внутренних ресурсов для их решения).
— консультирование по социально-юридическим вопросам (помощь в вопросах социального обслуживания, социальной защиты).
2.7.2. Алгоритм действий специалистов, реализующих данные услуги
Директор УСО в виде приказов издает и утверждает распорядительно-нормативные акты о реализации социальной технологии «Школа реабилитации и ухода», назначает руководителя Школы, вносит дополнения в должностные инструкции специалистов учреждения, включенных в преподавательский состав Школы.
Руководитель Школы организует работу по:
— разработкеПоложения о «Школе реабилитации и ухода»
— составлению тематического плана групповых занятий (Приложение 2);
— составлению графика проведения занятий с учетом целевых групп (Приложение 3);
— разработке и ведению формы отчетной документации (Приложение 4);
— выявлению нуждающихся в обучении (через обращения родственников и лиц, желающихобучиться и т.д.);
— формированию группы обучающихся;
— подготовке и изготовлению раздаточного информационного материала (памятки, буклеты, информационные проспекты, фотоматериалы, видеоматериалы и др.).
Руководитель Школы контролирует процесс обучения и вносит при необходимости дополнения или изменения в программу обучения, тематические планы групповых занятий и график проведения обучения, согласовывая с директором УСО.
Преподаватели составляют планызанятий посвоим тематикам;подбирают методические пособия, лекционные материалы, необходимую литературу, видео-, фото-материалы, наглядные пособия для проведения группового обучения, индивидуальных консультаций.
Специалист по социальной работе
Организует работы по оснащению помещения, где будут проводится занятия (мебелью, компьютерами (ноутбуками), учебной доской,оборудованием для практических занятий (ТСР, различные приспособления, образцы, макеты, аппаратные комплексы, приборы и т.д.);занимается организацией рабочих мест в помещении для обучения.
2.7.3. Кадровое обеспечение реализации технологии
В рамках социальной технологии «Школа реабилитации и ухода» деятельность осуществляют штатные сотрудники УСО:
— специалист по социальной работе;
— преподаватель Буинского медицинского училище;
2.7.4. Материально-техническое обеспечение
— помещение для проведения групповых занятий (теоретических, практических семинаров, тренингов, консультаций, бесед, мастер-классов и т.д.) и индивидуальных консультаций;
— мебель (столы, стулья, книги, картинки;
— информационные стенды (общие сведения о «Школе реабилитации и ухода», программа обучения, тематический план обучения на год, состав и численность набираемых групп, контактные телефоны учреждения).
— компьютеры или ноутбуки, др.
— образцы или макеты реабилитационного оборудования, приборов, приспособлений, стендов, аппаратов и т.д.
2.7.5. Информационное обеспечение
Информация о деятельности Школы осуществляется с помощью:
— распространения и размещения на информационных стендах УСО объявления о формировании группы для занятий в «Школе реабилитации и ухода» с реквизитами обратной связи;
— проведения презентационных занятий;
— объявлений в СМИ, на интернет-сайте (ресурсе) УСО;
— информационныхлистовок, объявлений, буклетов, памяток, стендов, слайдов, фото и видеоматериалов.
2.7.6. Документационное обеспечение
— тематический план занятий ;
— график проведения групповых и индивидуальных занятий;
— отчет о работе «Школы реабилитации и ухода» за год;
— бланки: тесты, анкеты, договора и др.
2.8. Типичные результаты, достигаемые при применении технологии в жизни клиентов.
1 Повышение уровня социально-медицинской грамотности и практических навыков обучающихся.
2. Ознакомление обучающихся с психологическими аспектами, связанными с вопросами организации ухода и решением семейных конфликтов, профилактики стрессовых состояний.
3. Оказание обучающимся юридической помощи в вопросах социального обслуживания, социальной защиты.
4. Снижение потребности подопечных, нуждающихся в реабилитации и уходе, в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
5. Освоение и внедрение в практику работы Школы современных методов и средств социальной реабилитации инвалидов, основанных на достижениях науки, техники и передового опыта.
2.9. Критерии и методы оценки эффективности реализации социальной технологии
1. Соответствие специалистов УСО требуемым нормам: профессиональная компетентность, постоянное совершенствование знаний (курсы, семинары, тренинги), обладание личностными качествами для работы с данной категорией лиц.
2. Систематичность проведения групповых занятий.
3. Отслеживание результатов работы с участниками группы.
Последнее обновление: 3 марта 2021 г., 16:43