обухова н а биография
Надежда Обухова
фотографии >>
биография
Обухова Надежда Андреевна
Родилась 22 февраля (6 марта) 1886 года в Москве.
Заслуженная артистка РСФСР (1928).
Народная артистка РСФСР (1933).
Народная артистка СССР (2.06.1937).
Раннее детство протекало в деревне Тамбовской губернии. В 2 года Надя осталась без матери. Пятнадцатилетней девушкой ее повезли на юг Франции, в Ниццу, — после потери жены и дочери дед опасался, как бы и внучка не заболела туберкулёзом.
Осенью 1906 года, вернувшись на Родину, Надежда поступила в Московскую консерваторию, которую она окончила в 1912 году (класс У.А. Мазетти) и начала выступать как концертная певица. Через 4 года ей предложили пробу в Мариинском театре и приняли в его труппу, но певица не решилась уехать из родного города и просила, чтобы ей назначили пробу в Большом театре, где вскоре она выдвинулась в первые ряды солистов оперы наряду с Шаляпиным, Собиновым, Неждановой…
Жизнь Обуховой на сцене длилась около четверти века, а затем были выступления в концертах, по радио, записи на грампластинках. Именно Обухова в 1922 году участвовала в первом концерте советского радиовещания, с которым она была связана до последних лет жизни. В годы Великой Отечественной войны оставалась в Москве и продолжала выступления.
Ушла из жизни 15 августа 1961 года в Феодосии Крымской области, Украинская ССР. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Астероид 9914 Obuhova назван в её честь.
С 2004 года в Липецке проходит Всероссийский конкурс-фестиваль молодых вокалистов имени Обуховой.
Обухова Надежда Андреевна
Надежда Обухова родилась 6 марта 1886 года в городе Москва. Происходила из дворянской семьи. Детство провела в селе Хворостянка Липецкой области, в имении ее деда, одного из основателей воронежского отделения Русского музыкального общества А. С. Мазараки. В 1912 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и начала выступать как концертная певица.
В 1916 году Обухова дебютировала на оперной сцене в партии Полины в «Пиковой даме» П. И. Чайковского. Прочно закрепившись на оперной сцене, стала солисткой Большого театра, где проработала до 1943 года. Голос певицы, редкий по красоте и богатству тембра, отличался необычайно широким диапазоном: исполняла партии от контральтовых до высоких меццо-сопрановых. Артистический облик отличался сочетанием совершенного вокального мастерства с искренностью и благородством художественной интерпретации сценического образа, неповторимым обаянием.
Большое место в жизни Надежды Обуховой занимала концертная деятельность. Имела многогранный и разнообразный репертуар, в котором насчитывалось свыше трехсот романсов и песен, партии меццо-сопрано в Девятой симфонии Л. ван Бетховена, Первой симфонии А. Скрябина, Реквиеме В.А. Моцарта. Гастролировала в Казани, Харькове, Минске, Саратове, Горьком, Иваново, Ярославле.
В годы Великой Отечественной войны Надежда Андреевна оставалась в Москве и продолжала выступления, в том числе и на Всесоюзном радио. Участвовала в записи опер «Пиковая дама», «Князь Игорь» и «Снегурочка».
Надежда Андреевна Обухова скончалась 14 августа 1961 года в Феодосии. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
В Москве, на доме в Брюсовом переулке, где с 1936 по 1961 год жила певица, установлена мемориальная доска
С 2004 года в Липецке проходит Всероссийский конкурс-фестиваль молодых вокалистов имени Н. Обуховой
В её честь названы астероид (9914) «Обухова» и кратер «Обухова» на Венере
С 2011 года в Феодосии, где часто отдыхала певица стартовал Первый Открытый «Фестиваль-Конкурс» вокального искусства посвящённый жизни и творчеству Н. А. Обуховой, в основе которого лежит пропаганда русской вокальной школы. Основателем фестиваля является заслуженный артист Крыма Е. Заславский. Фестиваль стал ежегодным, и каждый год собирает исполнителей академического вокала из разных городов и стран
Надежда Обухова: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Представительница русской вокальной школы обладала редким по красоте и тембру голосом. Ей одинаково блистательно удавались партии от контральтовых до меццо-сопрановых. В сочетании с поразительным совершенством вокала артистический облик отличался неповторимым обаянием и благородством.
Время становления
В отечественной истории Надежде Андреевне Обуховой отведено особое место. Она прославилась не только вокальным искусством, но и уникальным творческим долголетием. На протяжении почти шести десятков лет она выступала на сцене. Певица давала концерты, записывала песни в студиях.
Биография будущей певицы началась 22 февраля (6 марта). Она родилась в Москве в 1886 году. Прадедом Обуховой был знаменитый поэт Евгений Баратынский. Большая часть детства девочки и ее сестры прошла за городом. Воспитывал ее дядя. Дед Нади, Адриан Мазараки, дружил с Рубинштейном. Поклонник музыки вовремя разглядел одаренность внучки.
Благодаря дедушке Надежда получила прекрасно образование, познакомилась в детстве с европейской музыкой. Обеих внучек Мазараки увез в Италию. Там Надя выучила итальянский, французский, начала заниматься с педагогами-профессионалами. Первой ее наставницей стала Элеонора Липман, ученица Полины Виардо. Она убедила Надю в необходимости совершенствования дара, виртуозности владения голосом.
Девушка поняла, что станет настоящей певицей лишь при серьезном и долгом обучении. Однако пребывание в Италии прервала кончина дедушки в 1906. Сестры вернулись в Москву. Занятия вокалом в России Надежда продолжила. В 1907 она поступила в столичную консерваторию в класс Умберто Мазетти, известнейшего педагога того времени. И-за болезни учебу пришлось оставить в 1908.
Лечение проходило в Сорренто. Вернуться Обухова смогла только год спустя. С 1910 она вновь пришла к профессору Мазетти. Голос окреп, расширился диапазон. Надежда с успехом справлялась с партиями и меццо, и лирического сопрано.
Признание
Студентка под псевдонимом принимала участие в конкурсе, проводимом императорским Мариинским театром. Консерваторию она закончила в 1912. Выпускной был ознаменован исполнением сложнейших партий из «Пиковой дамы» и «Орлеанской девы» Чайковского. Блистательное выступление стало пропуском в Большой театр на первые роли.
Совершенствование мастерства не прекратилось и там. В развитии Обуховой помогала Нежданова, ставшая на всю жизнь подругой певицы. В Большом театре Надежда Андреевна работала почти полвека. Она пела более чем в двадцати оперных спектаклях, исполнила практически все партии классического репертуара.
Ее любимейшим композитором был Римский-Корсаков. Близость партий к народным мелодиям, роскошная оркестровка опер, психологизм очень импонировали певице. В ноябре 1916 она пела партию. Любаши в «Царской невесте». Эта роль стала одной из самых любимых. Опера построена на реальном историческом сюжете. Требовалось не только виртуозное владение голосом, но и драматический талант, глубокая и убедительная артистическая игра. В исполнении Обуховой Любаша покорила слушателей.
Другой любимой ролью стала Марфа из «Хованщины» Мусоргского. Партия отличается невероятной сложностью. Однако труднейшая роль стала триумфом для певицы. Надежда Андреевна превратилась для современников в олицетворение Марфы. В этом образе вокалистка стала героиней акварели Нестерова. Не раз оттачивалась и партия. Великолепное исполнение вызывало восхищение и радиослушателей, так как опера транслировалась по радио напрямую из Большого театра.
Драматический талант
Был блистательно сыгран образ Кармен. К тому моменту Надежда Андреевна совершенно не походила под юную цыганку ни внешне, ни по возрасту. Но певица сумела найти свой вариант. Ее свободолюбивая и сильная Кармен превратилась в классику советской сцены. Все партии великолепная певица превращала в уникальные.
Так, для исполняемой ранее Максаковой Кармен была вновь разработана концепция. Режиссер-постановщик, пораженный убедительностью трактовки, специально для Обуховой изменил главные мизансцены. В течение нескольких лет актриса занималась в балетном классе танцами. В итоге героиня была названа критикой самой танцующей из всех Кармен.
В любой партии певица показывала настоящую личность. Это поразительно соответствовало стилю эпохи и самоутверждению ее героизма. Отличались все выступления Обуховой удивительной искренностью.
Концертная деятельность
Со сценой артистка рассталась только на время первой мировой. К тому моменту личная жизнь был налажена. Вместе с мужем, офицером-артиллеристом, певица отправилась на фронт. Вновь замуж после гибели супруга Надежда Андреевна не выходила.
Сцену певица оставила в 1943, на пике таланта. После этого она полностью переключилась на концертную деятельность. Выступала она до последних дней. Впервые выйдя на эстраду в 1912, Надежда Андреевна почти не прерывала выступлений. Программы концертов не повторялись никогда.
В репертуаре Обуховой, у одной из первых в Союзе, появились песни советских композиторов. Работать над новыми произведениями певица предпочитала вместе с автором музыки. Особенно интересным стало ее сотрудничество с Шостаковичем. Свои творения композитор изменял в соответствии с голосом Обуховой. Последний концерт был исполнен ею в честь Неждановой.
Из жизни выдающаяся певица ушла 14 августа 1961 года. В память о ней на доме в Брюсовом переулке, где в Москве жила Обухова, установлена памятная доска.
С 2004 Всероссийский конкурс-фестиваль имени Обуховой проводится в Липецке. В честь исполнительницы названы астероид и кратер на Венере. Ф Феодосии с 2011 проводится ежегодный Первый Открытый «Фестиваль-Конкурс» вокального искусства посвящённый жизни и творчеству Н. А. Обуховой, призванный популяризовать русскую школу вокала.
Биография Надежды Андреевны Обуховой
Много лет выступала вместе с Обуховой певица Е.К. Катульская. Вот что она говорит:
«Каждый спектакль с участием Надежды Андреевны казался торжественным и праздничным и вызывал всеобщий восторг.
Обладая чарующим, неповторимым по красоте тембра голосом, тонкой художественной выразительностью, совершенной вокальной техникой и артистизмом, Надежда Андреевна создала целую галерею сценических образов глубокой жизненной правды и гармонической законченности.
Владея изумительной способностью художественного перевоплощения, Надежда Андреевна умела находить для убедительной обрисовки характера сценического образа, для выражения различных человеческих чувств необходимую окраску интонации, тонкую нюансировку. Естественность исполнения всегда сочеталась у нее с красотой звука и выразительностью слова».
Надежда Андреевна Обухова родилась 6 марта 1886 года в Москве, в старинной дворянской семье. Ее мать рано умерла от чахотки. Отец же, Андрей Трофимович, видный военный, занятый служебными делами, поручил воспитание детей деду по матери. Адриан Семенович Мазараки воспитывал внуков — Надю, ее сестру Анну и брата Юрия — у себя в деревне, в Тамбовской губернии.
«Дед был прекрасным пианистом, и я часами слушала в его исполнении Шопена и Бетховена», — рассказывала позднее Надежда Андреевна. Именно дед приобщил девочку к игре на рояле, к пению. Занятия шли успешно: в 12 лет маленькая Надя играла ноктюрны Шопена и симфонии Гайдна и Моцарта в четыре руки с дедушкой, терпеливым, строгим и требовательным.
После потери жены и дочери Адриан Семенович очень боялся, как бы и внучки не заболели туберкулезом, и потому в 1899 году привез внучек в Ниццу.
«Помимо наших занятий с профессором Озеровым, — вспоминает певица, — мы начали заниматься на французских курсах литературы и истории. Это были частные курсы мадам Виводи. Особенно подробно мы проходили историю Французской революции. Этот предмет нам преподавала сама Виводи, умнейшая женщина, принадлежавшая к передовой, прогрессивной интеллигенции Франции. Дедушка продолжал заниматься с нами музыкой.
Мы приезжали в Ниццу в течение семи зим (с 1899 по 1906 год) и только на третий год, в 1901 году, начали брать уроки пения у Элеоноры Липман.
Я с детства любила петь. И моей заветной мечтой всегда было учиться пению. Я поделилась моими мыслями с дедушкой, он отнесся к этому очень одобрительно и сказал, что сам уже об этом думал. Он начал наводить справки о профессорах пения, и ему сказали, что лучшей преподавательницей в Ницце считается мадам Липман, ученица знаменитой Полины Виардо. Мы с дедушкой поехали к ней, она жила на бульваре Гарнье, в своей маленькой вилле. Мадам Липман встретила нас приветливо, и когда дедушка рассказал ей о цели нашего прихода, она очень заинтересовалась и обрадовалась, узнав, что мы русские.
После пробы она нашла, что голоса у нас хорошие, и согласилась заниматься с нами. Но она не сразу определила у меня меццо-сопрано и сказала, что в процессе работы будет видно, в какую сторону будет развиваться мой голос — вниз или вверх.
Я была очень огорчена, когда мадам Липман нашла, что у меня сопрано, и завидовала сестре, потому что мадам Липман определила у нее меццо-сопрано. Я всегда была уверена, что у меня меццо-сопрано, низкое звучание было мне более органично.
Уроки мадам Липман были интересными, и я с удовольствием на них ходила. Мадам Липман сама аккомпанировала нам и показывала, как надо петь. По окончании урока она демонстрировала свое искусство, пела самые разнообразные арии из опер; например, контральтовую партию Фидес из оперы Мейербера «Пророк», арию для драматического сопрано Рахили из оперы Галеви «Жидовка», колоратурную арию Маргариты с жемчугом из оперы Гуно «Фауст». Мы с интересом слушали, удивлялись ее мастерству, технике и диапазону ее голоса, хотя сам голос был неприятного, резкого тембра и она очень широко и некрасиво открывала рот. Аккомпанировала она себе сама. Я тогда еще мало понимала в искусстве, но ее мастерство меня поражало. Однако мои уроки не всегда были систематическими, так как я часто хворала ангиной и не могла петь».
После смерти дедушки Надежда Андреевна и Анна Андреевна возвратились на родину. Дядя Надежды — Сергей Трофимович Обухов — занимал должность управляющего театрами. Он обратил внимание на редкие качества голоса Надежды Андреевны и на ее пристрастие к театру. Он способствовал тому, что в начале 1907 года Надежду приняли в Московскую консерваторию.
«Класс прославленного профессора Умберто Мазетти в Московской консерватории стал как бы вторым ее домом, — пишет Г.А. Поляновский. — Усердно, забывая о сне и отдыхе, училась Надежда Андреевна, наверстывая, как ей казалось, упущенное. Но здоровье продолжало оставаться слабым, перемена климата была резкой. Организм требовал более тщательного ухода — сказывались перенесенные в детстве болезни, да и наследственность давала себя знать. В 1908 году, всего год спустя после начала столь успешных занятий, пришлось на время прервать учение в консерватории и снова поехать в Италию лечиться. 1909 год она провела в Сорренто, в Неаполе, на Капри.
. Как только здоровье Надежды Андреевны окрепло, она стала готовиться в обратный путь.
С 1910 года — снова Москва, консерватория, класс Умберто Мазетти. Занимается она по-прежнему очень серьезно, постигая и отбирая все ценное в системе Мазетти. Замечательный педагог был умным, чутким наставником, помогавшим ученику научиться слышать себя, закрепить в своем голосе естественное течение звука».
Еще продолжая учиться в консерватории, Обухова поехала в 1912 году на пробу в Петербург, в Мариинский театр. Здесь она спела под псевдонимом Андреева. На следующее утро молодая певица прочитала в газете, что на пробе голосов, состоявшейся в Мариинском театре, выделились только три певицы: Окунева, драматическое сопрано, еще кто-то, кого я не запомнила, и Андреева, меццо-сопрано из Москвы.
История жизни Надежды Андреевны Обуховой
Вернувшись в Москву, Обухова 23 апреля 1912 года сдала экзамен по классу пения.
«Я очень хорошо прошла на этом экзамене и была назначена петь на годичном актовом концерте в Большом зале консерватории 6 мая 1912 года. Пела я арию Химены. Зал был переполнен, меня очень тепло принимали и много раз вызывали. По окончании концерта многие подходили ко мне, поздравляли с успехом и с окончанием консерватории и желали больших побед на предстоящем мне артистическом пути.
На следующий день я прочитала в газете рецензию Ю.С. Сахновского, где было сказано: «Прекрасное впечатление оставила исполнением арии Химены из «Сида» Массне г-жа Обухова (класса профессора Мазетти). В пении ее помимо отличного голоса и прекрасного умения владеть им слышались задушевность и теплота как несомненный признак большого сценического дарования».
Вскоре после окончания консерватории Обухова вышла замуж за Павла Сергеевича Архипова, служащего Большого театра: он заведовал постановочно-монтировочной частью.
До 1916 года, когда певица поступила в Большой театр, она много концертировала по всей стране. В феврале Обухова дебютировала партией Полины в «Пиковой даме» на сцене Большого театра.
«Первое выступление! Какое воспоминание в душе артиста может сравниться с памятью об этом дне? Полная радужных надежд, вышла я на сцену Большого театра, как входят в родной дом. Таким домом был и остался для меня этот театр на протяжении всей моей более чем тридцатилетней работы в нем. Здесь прошла большая часть моей жизни, с этим театром связаны все мои творческие радости и удачи. Достаточно сказать, что за все годы своей артистической деятельности я ни разу не выступала на сцене какого-нибудь другого театра».
12 апреля 1916 года Надежда Андреевна введена в спектакль «Садко». Уж с первых представлений певица сумела передать теплоту и человечность образа — ведь это отличительные свойства ее дарования.
Н.Н. Озеров, выступавший с Обуховой в спектакле, вспоминает: «Н.А. Обухова, певшая в день знаменательного для меня первого спектакля, создавала удивительно законченный прекрасный образ верной, любящей русской женщины, «новгородской Пенелопы» — Любавы. Замечательный по красоте тембра бархатный голос, свобода, с которой певица им распоряжалась, подкупающая сила чувств в пении характеризовали всегда выступления Н.А. Обуховой».
Так она начинала — в содружестве со многими выдающимися певцами, дирижерами, режиссерами русской сцены. А потом и сама Обухова стала одним из таких корифеев. Более двадцати пяти партий спела она на сцене Большого театра, и каждая из них — жемчужина отечественного вокально-сценического искусства.
Е.К. Катульская пишет:
«Вспоминается, прежде всего, Обухова — Любаша («Царская невеста») — страстная, порывистая и решительная. Всеми средствами она борется за свое счастье, за верность дружбе, за свою любовь, без которой не может жить. С трогательной душевной теплотой и глубоким чувством исполняла Надежда Андреевна песню «Снаряжай скорей, матушка родимая. »; широкой волной звучала эта чудесная песня, пленяя слушателя.
Созданный Надеждой Андреевной в опере «Хованщина» образ Марфы, непреклонной воли и страстной души, принадлежит к творческим вершинам певицы. С тонкой художественной последовательностью она ярко раскрывает присущий ее героине религиозный фанатизм, который уступает место пламенной страсти и любви до самопожертвования к князю Андрею. Замечательная лирическая русская песня «Исходила младешенька», как и гадание Марфы, является одним из шедевров вокального исполнительства.
В опере «Кощей Бессмертный» Надежда Андреевна создала изумительный образ Кощеевны. Подлинное олицетворение «злой красоты» чувствовалось в этом образе. Страшная и беспощадная жестокость звучала в голосе певицы вместе с глубоким чувством страстной любви к Ивану Королевичу и мучительной ревностью к царевне.
Яркими тембровыми красками и выразительными интонациями создавала Н.А. Обухова лучезарный, поэтический образ Весны в сказочной опере «Снегурочка». Величавая и одухотворенная, излучающая своим чарующим голосом и задушевными интонациями солнечный свет, тепло и любовь, Весна — Обухова покоряла слушателей своей замечательной кантиленой, которой так насыщена эта партия.
Ее гордая Марина, беспощадная соперница Аиды Амнерис, свободолюбивая Кармен, поэтические Ганна и Полина, властолюбивая, смелая и коварная Далила — все это разнообразные по своему стилю и характеру партии, в которых Надежда Андреевна умела передавать тончайшие оттенки чувств, сливая в гармоническом единстве музыкальный и драматический образы. Даже в небольшой партии Любавы («Садко») Надежда Андреевна создает незабываемый поэтический образ русской женщины — любящей и верной жены.
Все ее исполнительство было согрето глубоким человеческим чувством и яркой эмоциональностью. Певческое дыхание как средство художественной выразительности лилось ровной, плавной и спокойной струей, находя ту форму, которую певец должен создать для украшения звука. Голос звучал во всех регистрах ровно, насыщенно, ярко. Великолепное пиано, без всякого напряжения форте, «бархатные» ноты ее неповторимого, «обуховского» тембра, выразительность слова — все направлено на раскрытие идеи произведения, музыкальной и психологической характеристики.
Такую же славу, как на оперной сцене, Надежда Андреевна завоевала и как камерная певица. Исполняя разнообразные музыкальные произведения — от народных песен и старинных романсов (она исполняла их с неповторимым мастерством) до сложных классических арий и романсов русских и западных композиторов, — Надежда Андреевна проявляла, как и в оперном исполнительстве, тонкое чувство стиля и исключительную способность художественного перевоплощения. Выступая в многочисленных концертных залах, она захватывала слушателей и обаянием своего артистизма, создавала духовное общение с ними. Кто слышал Надежду Андреевну в оперном спектакле или концерте, тот на всю жизнь оставался горячим почитателем ее лучезарного искусства. Такова сила таланта».
Действительно, покинув в расцвете сил оперную сцену в 1943 году, Обухова с тем же исключительным успехом посвятила себя концертной деятельности. Особенно активна она в 40—50 е годы.
Короток обычно век вокалиста. Однако Надежда Андреевна и в семидесятипятилетнем возрасте, выступая в камерных концертах, поражала слушателей чистотой и душевностью неповторимого тембра своего меццо-сопрано.
3 июня 1961 года в Доме актера состоялся сольный концерт Надежды Андреевны, а 26 июня там же она спела целое отделение в концерте.
Этот концерт оказался лебединой песней Надежды Андреевны. Уехав отдыхать в Феодосию, она скоропостижно скончалась там 14 августа.
Русские истоки гения Надежды Обуховой
РУССКИЕ ИСТОКИ ПЕСЕННОГО ГЕНИЯ НАДЕЖДЫ ОБУХОВОЙ
Музыкальное эхо минувшего
Над родной страной, //Над Россиею// Солнце ясное, //Небо синее. //На лугах цветы //Васильковые, //У невест глаза – //Ох, бедовые! //И Натальюшки, //И Алёнушки //Выплывают в круг, //Как лебедушки. //Принародная, //Привечальная, //Песня в лад звучит Величальная. //Ты звучи, звучи, //Принародная, //Привечальная, //Хороводная!// Косы русые, //Платья белые… //Стали грустными //Парни смелые. //Им, видать, опять //До утра не спать,// Звезды ясные //До зари считать. //Будут грезиться// Как лебедушки// И Натальюшки, //И Алёнушки. //Доли-долюшки, //Свет-сударушки – //Оли-Олюшки, //Марьи-Марьюшки…
Борис Ш а л ь н е в. «Хороводная».
В «музыкальной Мекке» бывал и Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), талантливейший дирижер и пианист, основатель Московской консерватории 1 августа 1869 года в курортном зале Липецких минеральных вод липчане и отдыхающие на курорте бурно рукоплескали выступлению Н.Г. Рубинштейна. Денежный сбор от концерта Николай Григорьевич передал дирекции курорта для бесплатного лечения нуждающихся больных. В липецких архивах сохранились отчеты дирекции со специальной расходной статьей: «Лечение ольных за счет Рубинштейновского фонда».
Второй родиной считал ЦАРЁВКУ известный композитор Сергей Никифорович Василенко (1872-1956). «От Ельца ехали на лошадях. День склонялся к вечеру. Мне всё там нравилось, начиная с дороги. По бокам тянулись поля ароматной ржи, цветущей дышащей мёдом гречихи. Проезжали через тёмные, покрытые кустарником балки. В них журчали ручьи, кричали коростели и стонали лягушки… От всего я был в восторге… К дому примыкал обширный парк со столетними дубами. Откосами спускался он к полноводной запруженной реке»,- одно из воспоминаний композитора о «малой родине».
……………………М у з ы к а л ь н о е э х о м и н у в ш е г о
Серов Александр Николаевич (1820-1871), выдающийся русский композитор, музыкальный критик, деятель культуры. Создатель опер «Юдифь»(1862), «Рогнеда»(1865), «Вражья сила»(1871). Жизнь и творчество его связаны с Подстепьем. Он дружил с А.Н. Лодыгиным. В.С. Серова в своих «Воспоминаниях» (Санкт-Петербург, 1914), в частности, раскрывает творческую индивидуальность нашего земляка, создателя «русского света» А.Н. Лодыгина. Сестра пианистки В.В. Серовой (жены композитора) писала из Липецкого уезда: «Степи…. Огромная природа. Природа времен прошлого земли. И люди соответствуют этому… крепкие, с медными голосами…».
Писатель-краевед А.Я. Яблонский собрал и обнародовал уникальные материалы, позволяющие проследить формирование творческой индивидуальности великой певицы.Он записал воспоминания старожилов, помнивших Мазараки и Обуховых.
…………М у з ы к а л ь н о е э х о м и н у в ш е г о
Андрей Петрович Мистюков.
Музыкальное краеведение Подстепья осваивает нравственно-духовный потенциал, заключенный в наследии Сергея Васильевича Рахманинова(1873-1943), жизненный путь которого связан с Подстепьем.
Дочь композитора Татьяна Сергеевна вспоминала, что С.В. Рахманинов «прекрасно относился, очень любил Ивана Алексеевича», «любил его стихотворения, рассказы», говорил о «внутренней музыкальности его стихов»(«…Иван Алексеевич всё по особенному слышит»). В 1912 году, когда отмечался бунинский юбилей, автору «Суходола» и «Антоновских яблок» поступила телеграмма: «Примите душевный привет от суходольского музыканта.
Р а х м а н и н о в».
Из книги « Воспоминания» И.А. Бунина (мемуарное эссе «Рахманинов»):
«При моей первой встрече с ним в Ялте произошло между нами нечто подобное тому, что бывало только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева, когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве. Впоследствии, до его последнего отъезда в Америку, встречались мы с ним от времени до времени очень дружески, но всё же не так, как в ту встречу, когда, поговорив чуть не всю ночь на берегу моря, он обнял меня и сказал: «Будем друзьями навсегда!» Уж очень различны были наши жизненные пути, судьба все разъединяла нас, встречи наши были всегда случайны, чаще всего недолги, и была, мне кажется, вообще большая сдержанность в характере моего высокого друга. А в ту ночь мы были ещё молоды, были далеки от сдержанности, как-то внезапно сблизились чуть не с первых слов, которыми обменялись в большом обществе, собравшемся, уж не помню почему, на веселый ужин в лучшей ялтинской гостинице «Россия»…
У земляков из Русского Подстепья было много «общих», созвучных впечатлений.
Из книги бунинских «Воспоминаний» :
Я в гроте ждал тебя в урочный час.
Но день померк; главой качая сонной,
Заснули тополи, умолкли гальционы:
Напрасно! Месяц встал, сребрился и угас;
Редела ночь; любовница Кефала,
Облокотясь на рдяные врата
Младого дня, из кос своих роняла
Златые зерна перлов и опала
На синие долины и леса…».
В 1915 году Бунин послал Рахманинову свою «Чашу жизни»; был получен ответ: «Дорогой Иван Алексеевич! И я Вас неизменно люблю и вспоминаю часто наши давнишние с Вами встречи. Грустно, что они теперь не повторяются. Очень благодарю Вас за присылку Вашей последней книги. Был тронут. 27 апреля 1915 года. С. Р а х м а н и н о в».
Рахманинов написал музыку на бунинские стихи: «Я опять одинок…», «Ночь печальна…».
Не соловушки воскресли, //Не лебедушки трубят – //Это молодости песни// Над головушкой летят.// Наши крылья крепли вместе,// Нет земли для нас милей. //Нашей доле, нашей чести// Нынче круглый юбилей. //И недаром с пылу-жару //Каждый славой породнен.// Комбинату-юбиляру// Мистюковский наш поклон. //С русской удалью-раздольем //Любо праздник отмечать,// Добрым словом, хлебом-солью //Дорогих гостей встречать.
Борис Ш а л ь н е в. «Праздничные припевки. К 60-летию НЛМК».
Музыкальную жизнь нашего региона трудно представить без Константина Николаевича Игумнова (1873-1978), крупнейшего пианиста и педагога, основателя самобытной мировой фортепианной школы. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Московской консерватории родился в Лебедяни. Здесь прошли его детские и отроческие годы…
Как лебедь, в просторы России вплыла ты,
И белой метелью сады замела;
И Лебедянью светло и крылато
Людская молва этот край назвала.
Ах,Лебедянь, исцели добротою сердечной,
Прикосновенья твои и теплы и легки;
Пусть над землёй древне-Липецкой вечно
Кружится пух лебедей или яблонь твоих лепестки.
В песне «Лебедянь» Тамары Пономарёвой прекрасно передано трепетное восхищение «малой родиной» Константина Игумнова:
Вовек не забыть эту вешнюю нежность
Развесистых яблонь вдоль щедрых дорог;
Любви нашей русской премудрый урок.
В лихой круговерти легко заблудиться,
Да только пора возвращаться назад;
Шепчу я: «Прощай», но как мне проститься,
Когда вслед лебяжьи мне клики летят.
Ах, Лебедянь, исцели добротою сердечной,
Прикосновенья твои и теплы и легки;
Пусть над землей древне-Липецкой вечно
Кружится пух лебедей или яблонь твоих лепестки.
В биографии Игумнова краеведы выделяют знаменательное событие: первое публичное выступление, состоявшееся «по дозволению начальства» 2 января 1881 года на благотворительном концерте в пользу бедных жителей-земляков. Восьмилетний музыкант исполнил попурри на мотивы из «Трубадура» Верди. Архивные источники сохранили имена взрослых участников того концерта: певицы Е.Н. Хренниковой, пианистки Н.Е. Емельяновой.
Альманах «Лебедянь» ( воспоминания, мемуарные заметки К.Н. Игумнова):
Летом 1947 года выдающийся мастер в последний раз играл в родной Лебедяни для своих земляков. 24 марта 1948 года он ушёл из жизни.
В Лебедяни и Липецке проводятся ставшие традиционными конкурсы юных пианистов его имени.
«Песней протяжной озвучено всё поднебесье твоё…»