обводный канал история создания

Обводный канал, история Обводного канала

В середине XVIII века в соответствии с замыслом великого градостроителя А.В.Квасова был прорыт канал от Екатерингофки до Лиговского канала (сейчас Лиговский проспект). Проект Обводного канала принадлежит инженеру Л.Л.Карбонье. Со стороны города канал был укреплен валом, как оборонительный объект. Первоначально канал был задуман как городской ров для пограничных и таможенных целей. Заставы, находящиеся при въезде в город, осуществляли паспортный контроль и досмотр товаров. Обводный канал также служил целям санитарной защиты на случай эпидемий.

Второй этап строительства Обводного канала начался по указу Александра I. Согласно новому проекту канал должен был представлять собой транспортную магистраль, соединяющую Неву и взморье, минуя центр города. В 1805 году инженером и генерал-лейтенантом И.К.Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала, работы по расширению русла и донноуглубительные работы.

Строительству сопутствовали сложные инженерные проекты по засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного моста в месте пересечения с Лиговским каналом, устройство нового русла реки Монастырки. Работы были прерваны Отечественной войной 1812 года и продолжены в 1816-1821 годах под руководством инженеров П.П.Базена и Б.П.Клапейрона. В октябре 1833 года Обводный канал был открыт для судоходства. Он представлял собой сложное для тех времен гидротехническое сооружение, с земляными откосами, укрепленными шпунтом, и булыжной бермой. Через канал были перекинуты деревянные и чугунные мосты, в том числе мост-акведук через Лиговский канал.

Обводный канал стал важной судоходной артерией города, берега канала стали активно застраиваться, по каналу осуществлялась транспортная доставка грузов к быстрорастущим промышленным предприятиям. При прокладке Николаевской и Царскосельской железных дорог через канал были перекинуты путепроводы. Строительство промышленных предприятий повлекло за собой застройку вокруг них рабочих кварталов и социальной инфраструктуры. Для предприятий промышленности канал служил как источником воды, так и коллектором, собиравшим сточные воды фабрик и заводов. Судоходство прекратилось в начале XIX века в связи с увеличением осадки судов.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Панорама Обводного каналаДальнейшее обустройство Обводного канала происходило уже в советское время. В 1930-х годах была проведена реконструкция канала под руководством архитектора К.М.Дмитриева и инженера И.Б.Тарасенко. Была проведена расчистка и углубление канала, берега канала от Ново-Калинкина до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского до Лиговского проспекта были укреплены бетонированной стеной и набережные были вымощены диабазом. В тот же период большинство деревянных мостов были заменены на более современные. Были возведены Шлиссельбургский, Ново-Калинкин и Ново-Петергофский мосты.

В послевоенный период продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных канала. В 1960 году поступило предложение засыпать канал и превратить его в автомагистраль, но предпочтение отдали проекту его дальнейшей реконструкции. Был сооружен подземный коллектор, новые набережные и мосты.

На сегодняшний момент через Обводный канал перекинут 21 мост, 2 моста — железнодорожные. В застройке набережных доминируют краснокирпичные заводы, с высокими дымовыми трубами, водонапорные башни, вокзалы и депо. Со временем Обводный канал перестал быть водной магистралью и превратился магистраль транспортную.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Кроме этого Обводный канал играет важную архитектурно-историческую роль, как характерный, промышленный район города. Многие здания по его берегам являются историческими памятниками, сам канал также имеет историческую ценность как сложное гидротехническое сооружение. Исторический интерес представляют такие здания как — здание бывшей Духовной академии, Измайловские провиантские магазины, комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка, особняк Т.Дылева.

Во второй половине XVIII — начале XIX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, церковь св.Мирония лейб-гвардии Егерского полка, церковь Воскресения Христова, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО«Красный треугольник»), Дом просветительных учреждений.

Обводный канал был задуман как дамба, защита города от наводнений, но так как природа наводнений в те времена была еще мало изучена, свое предназначение канал так и не выполнил. Сегодня Обводный канал это часть жизни и настроения Санкт-Петербурга.

Источник

Обводный канал: история строительства и современное состояние

История Обводного канала в Санкт-Петербурге крайне любопытна и интересна.

И ниже мы подробно о ней расскажем.

Когда-то Обводный канал обозначал край города. Также как по Фонтанке проходила граница Петербурга XVIII века, Петербург XIX века заканчивался у Обводного канала, дальше уже шли предместья. И хотя край города с тех пор значительно отодвинулся, и облик Обводного канала за прошедший XX век изменился, да и само понятие «края города» во времени претерпело изменение, но что-то вечное, неизменно-окраинное остается здесь до сих пор.

Обводный канал в Петербурге – это не только гидротехническое сооружение, очень передовое для своего времени, не только транспортная магистраль, соединяющая порт и верхнее течение Невы, – это еще и художественный образ города, занимающий такое же важное, знаковое место в его культуре, как и Невский проспект. По крайней мере, представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Всегда существовало противостояние Петербурга парадного, строгого, стройного, официального и – окраинного, хозяйственно-промышленного, дымного, необустроенного. Но и тот, и другой составляли единое целое – столицу Российской Империи. И влияние их на характер столицы, значение в ее развитии с обеих сторон было равным.

«Город – это суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нем… Самый последний бродяга, не имеющий своего угла, является таким же творцом. Города, как и прославленный архитектор, застроивший его великолепными дворцами, разница лишь в “материале”, в котором находит воплощение творческий порыв их жизни».

Данное высказывание совершенно точно совпадает и с творческим вкладом пространственно-культурной субстанции Обводного канала в исторический контекст Петербурга. Обводный канал – это заводы и фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в Санкт-Петербурге и в России.

Канал является условной границей южного промышленного пояса города. Многие здания, стоящие вдоль набережных Обводного канала – гражданские и промышленные, мосты и подпорные стенки, – представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении.

Сложившаяся к настоящему времени архитектурная среда вдоль берегов канала носит ярко выраженный индивидуальный характер и является такой же неотъемлемой частью Петербурга, как, например, Невский проспект, Коломна, Васильевский остров.

История строительства

История строительства Обводного канала делится на два периода – конец 1760-х – 1770-е годы и 1805-1833 годы.

Первоначально канал был задуман как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей. Заставы, расположенные на главных магистралях, ведущих в столицу, осуществляли паспортный контроль, здесь же досматривались товары. Ров между заставами служил так же санитарной защитой города в случае эпидемий.

К концу XVIII века городская застройка уже значительно продвинулась за Фонтанку, служившую пограничной чертой Петербурга. Кроме усадебных участков по Фонтанке, здесь располагались обширные слободы гвардейских полков – Измайловского, Семеновского и Преображенского. По южным границам участков Семеновского и Измайловского полков, была проложена трасса канала, или выгонного рва. К его строительству приступили в конце 1760-х годов, и к концу 1770-х годов он был доведен почти до Лиговского канала.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история созданияОбводный канал 1960 – 1962 г. Альбом «Мосты и набережные Ленинграда», 1963 г

Второй этап строительства начался в 1805 года по указу Александра I. По новому проекту Обводный канал представлял собой транспортную магистраль, соединявшую Неву со взморьем, минуя ее дельту и городской центр.

Строительству канала сопутствовали сложные инженерные работы по его углублению и расширению, засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного акведука в месте пересечения с Лиговским каналом, устройства нового русла реки Монастырки и другие. Руководство работами было поручено генерал лейтенанту И.К. Герарду.

Работы, прерванные Отечественной войной 1812 года, были продолжены в 1816-1821 годах. Завершением строительства канала руководил известный инженер, генерал-майор П.П. Базен. 25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Он представлял сложное для того времени гидротехническое сооружение с земляными откосами, укрепленными шпунтовым рядом и булыжной бермой. Через канал были перекинуты чугунные и деревянные мосты, выполненные по новейшим проектам, в том числе мост-акведук, по которому протекал Лиговский канал над Обводным каналом. Около Александро-Невской лавры канал расширялся: здесь находилась гавань для речных судов. С той же целью в 1840-х годов был прорыт Г-образный бассейн или ковш.

Ко времени открытия судоходства северный берег канала был достаточно освоен. На планах того времени выделяются большие корпуса Измайловских провиантских магазинов (1819-1821, арх. В.П. Стасов), ямская слобода, где близ канала находилась Крестовоздвиженская церковь с высокой колокольней, комплекс Духовной академии (главное здание – 1817-1821, арх. Л. Руска, И.И. Шарлемань 1-й). На южном берегу кроме П-образного здания Скотопригонного двора (1823-1826, арх. И.И. Шарлемань 1-й) обозначены обширные пустые участки.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Новая судоходная магистраль способствовала развитию города. Берега канала стали активно застраиваться. Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды; кроме того, это была удобная и дешевая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий.

Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады. При строительстве Царскосельской и Николаевской железных дорог через канал были переброшены путепроводы. К заводским постройкам в середине XIX века добавились здания Варшавского и Балтийского вокзалов, церковь св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

В начале XX века возле Варшавского вокзала была построена церковь Воскресения Христова с высокой колокольней. Эти здания акцентировали застройку берегов канала. Но по-прежнему в формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса.

В первую очередь это относится к колоссальным по протяженности (более 500 м) зданиям Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». Корпуса Российской бумагопрядильной мануфактуры, газгольдеры Главного газового завода, здания и трубы Новой бумагопрядильной мануфактуры, электростанции Общества электрического освещения, элеватор в невском устье канала – все эти комплексы производственных построек создали характерную для Обводного канала архитектурную среду.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история созданияГазгольдер на Обводном канале

Строительство промышленных предприятий повлекло за собой формирование вокруг них жилых кварталов для рабочих с объектами социальной инфраструктуры – больниц, клубов, кинематографа, ночлежных домов.

Реже возводились традиционные доходные дома, предназначавшиеся для сдачи квартир внаем. Вдоль северного берега канала между Московской железной дорогой и рекой Монастыркой были построены протяженные здания казарм Сводного казачьего полка.

В 1930-е годы на месте мастерских Варшавского вокзала был построен Завод подъемнотранспортного оборудования. Тогда же построили завод «Металлист», Молочный комбинат № 1, Завод стандартного домостроения и другие предприятия. Рядом с заводами строились клубы, детские сады, школы, жилые дома. Новой доминантой в панораме Обводного канала стало здание Фрунзенского универмага (1934-1938, арх. Е.И. Катонин, Л.С. Катонин).

В 1930-е годы значительная часть деревянных мостов через Обводный канал была заменена на более современные и начались работы по расширению и архитектурному оформлению берегов канала с возведением каменных подпорных стен.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история созданияФрунзенский универмаг

Были построены железобетонные арочные Шлиссельбургский, Ново-Калинкин, Ново-Петергофский мосты. От Ново-Калинкина моста до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского моста до Лиговского проспекта берега канала были укреплены бетонированной стеной и устроено мощение набережных диабазом.

В послевоенный период (1950-е) продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных Обводного канала. Из построек этого времени можно отметить гигантский элеватор на ковше.

В 1960-е – 1970е годы на набережных было возведено несколько жилых и производственных зданий – «коробок», резко противоречащих сложившейся архитектурной среде. При том, что застройка по каналу неоднородна, она имеет определенную цельность и ряд зданий – автовокзал, производственный корпус «Дагвино», новый корпус НПО фанеры, явно диссонируют с окружающей архитектурной средой.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история созданияОбводный канал 1960 – 1962 г. Альбом «Мосты и набережные Ленинграда», 1963 г

К концу XX века образный архитектурный ряд Обводного канала во многом изменился по сравнению с его началом. Утрачена церковь св. Мирония, засыпан Введенский канал, соединявший Обводный с Фонтанкой.

Засыпана река Таракановка. С засыпкой Лиговского канала был реконструирован мост-акведук. Многие производственные здания в настоящее время перепрофилированы – корпуса Новой бумагопрядильной мануфактуры, часть корпусов «Треугольника». Иные здания пустуют или используются бездарно – газгольдеры Газового завода.

Вместе с тем архитектурная среда набережных канала по-прежнему остается очень индивидуальной с преобладанием промышленной темы. Краснокирпичные здания с высокими дымовыми трубами, водонапорными башнями доминируют в застройке. Канал утратил свое значение водной транспортной магистрали, превратившись со временем в автотранспортную магистраль.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания«Красный треугольник» на Обводном канале 1952 – 1959 г.

Современное состояние канала

В настоящее время ведутся разработки по дальнейшему преобразованию канала как одной из главных транспортных артерий города, включающих важные транзитные узлы: вокзалы, метро, развязки.

Рассматриваются различные варианты устройства новых развязок в разных уровнях, в том числе его засыпка и возможность прокладки транспортной трассы по дну русла канала.

Кроме своего утилитарного назначения Обводный канал играет важную историко-архитектурную роль, как своеобразный, характерный район Петербурга. Многие здания и сооружения по его берегам находятся под охраной государства, являясь памятниками истории и культуры.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Канал строился как судоходный. Сейчас он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой.

Обводный канал пересекают 15 автомобильных, шесть пешеходных и два железнодорожных моста (третий железнодорожный мост, располагавшийся между Шлиссельбургским и Атаманским мостами, был демонтирован в декабре 2010 года), а сам канал утратил своё значение водной транспортной магистрали, тогда как его набережные превратились со временем в важную автотранспортную магистраль (также имелись намерения засыпать Обводный канал с целью прокладки на его месте скоростной автомобильной дороги.

Сам канал также представляет историческую ценность как значительное инженерное гидротехническое сооружение XIX века. Поэтому утрата водного пространства канала нанесет значительный ущерб его историко-архитектурному облику. Почти два столетия заводы, фабрики, мосты и церкви отражаются в воде Обводного канала, создавая особую атмосферу и образный ряд этой части города.

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Обводный канал в Санкт-Петербурге: автовокзал, планетарий, метро

Реки и каналы

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Обводный канал – одна из не самых очевидных, но все же довольно известных и ярких достопримечательностей Питера. Богатая история, множество легенд и поверий, связанных с этим местом, разбросанные по берегам достопримечательности, живописные виды – все это делает Обводный канал по-настоящему интересным и самобытным

История

Впрочем, туристов здесь редко встретишь: Обводный канал – это все-таки не Невский и не Лиговский проспекты, его грандиозная история не так очевидна, и по большей части, судьба канала хорошо известна только коренным жителям. Тем не менее, чтобы полностью понять и прочувствовать Питер, узнать историю канала все-таки необходимо.

Создание

Обводный канал был прорыт во второй половине XVIII столетия и пролегал он между речкой Екатерингофкой и Лиговским каналом. Инженером проекта был Лев Львович Карбонье. Изначально целью его создание было сокращение пути доставки грузов, прибывающих в город. Через Обводный канал грузы шли из морского порта сразу в промышленный район, минуя центральные реки и каналы.

Постепенно берега Обводного канала начали застраиваться, появились промышленные предприятия, заводы, очистные сооружения, которые нещадно сливали в воды канала все отходы производства, из-за чего жители города называли его Обвонным.

Среди горожан ходила также мрачноватая шуточка: чтобы найти Обводный канал – просто идите на запах

В самом начале XIX века канал претерпел некоторые изменения: под руководством инженера Ивана Кондратьевича Герарта он был углублен и расширен – его прорыли дальше на восток. В 1816 году канал расширили еще немного, а в 1840-е прорыли и знаменитый Французский ковш – ответвление в форме буквы Г, созданное для того, чтобы разгружать и ставить на стоянку торговые суда.

Обводный канал был в те времена самой главной транспортной артерией города, удобной и дешевой в использовании. Через него проходили все торговые суда, прибывавшие с грузами из других городов и стран, сюда же сливались отходы, здесь же находилась вся промышленная зона.

В середине XIX века к многочисленным промышленным предприятиям на берегах канала прибавились еще и два железнодорожных вокзала.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Во второй половине XIX века Обводный канал служил также водохранилищем: воду отсюда брали для заполнения других каналов. Наполнять ею фонтаны и пруды было невозможно: вода была слишком грязной. Понадобилось немало лет, прежде чем воды канала хоть немного очистились, а шуточки про отвратительный смрад остались в прошлом.

Обводный или Обводной

Сразу в нескольких российских городах существуют Обводные каналы, и вопрос о том, как правильно писать окончание и куда ставить ударение, тоже актуален почти в каждом таком городе. Тем не менее, коренные жители Санкт-Петербурга дают однозначный и уверенный ответ: канал – ОбвОдный.

Объясняется это исторически: раньше Обводный канал, расположенный на городской окраине, как бы очерчивал границу Санкт-Петербурга, обводя его с южной стороны по дуге. Сегодня это почти городской центр, но название с тех пор так и не менялось.

Новая Канава

Новая Канава – это одно из первоначальных названий Обводного канала, использовавшихся среди коренных петербуржцев. Неудивительно, что горожане звали это место канавой: говорят, атмосфера здесь была пугающая, гнетущая, в водах канала людям то и дело виделась «всякая чертовщина», и много легенд и поверий ходило вокруг этого места.

Капище

Самая известная легенда Обводного канала связана с древним языческим капищем, которое находилось когда-то на этом месте. Капище было разгромлено шведскими завоевателями еще во времена Средневековья, и перед смертью главный волхв проклял разрушителей священного захоронения. Именно тогда это место впервые окутала зловещая тьма тайн и преданий: говорили, что люди слышат тут голоса неупокоенных душ, видят призраков и даже сходят с ума.

Легенды

Когда был основан Санкт-Петербург, и начали рыть Обводный канал, легенд стало еще больше: теперь люди якобы видели в мутных зловонных водах мертвые лица, скелеты в белых одеяниях, а сами воды манили, тянули к себе, призывая совершить самоубийство.

В 1923 году началось строительство теплотрассы, и при раскопках рабочие неожиданно наткнулись на несколько каменных плит неизвестного происхождения. Вскоре оказалось, что это не просто плиты, а древние надгробия: под ними обнаружились человеческие скелеты. Археологическая экспертиза показала, что плитам уже несколько веков, на них даже нашли древние скандинавские руны, суть которых не была расшифрована.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Во избежание паники, плиты просто распилили на части и пустили на городские поребрики Лиговского проспекта, а скелеты вывезли за город на свалку

Исследователи-мистики связали это с тем, что на место, где сейчас расположен Обводный канал, наложено старинное проклятие, а колдовская цифра 3 оправдывает номера годов, в которые совершались самоубийства: 1923-й, 1933-й. Впрочем, официальная статистика 1943-го, 1953-го и далее по списку неизвестна: городские власти предпочитают не распространяться об этом, чтобы не подогревать слухи и не давать поводов для новых жутковатых городских легенд.

Что касается выживших после попыток самоубийства, они признавались, что якобы слышали зовущие их голоса, либо невидимая сила подхватывала их и буквально выбрасывала в воду через перила канала

Искатели приключений и сегодня гуляют по набережным Обводного канала в надежде услышать голоса, увидеть на поверхности мертвые лица и лично убедиться в правдивости давних легенд.

Метро

Одноименная станция метрополитена была открыта в 2010 году, располагается она на Фрунзенско-Приморской ветке. Вестибюль находится в здании торгово-развлекательного комплекса на пересечении Лиговки и набережной Обводного канала.

Сейчас Метрострой ведет работы по возведению станции Каретная – в рабочих проектах она пока значится как Обводный канал-2. Обводный канал и Каретная будут соединены подземным переходом, Каретная станет первой станцией новой ветки, так как питерский метрополитен планируется значительно расширить.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Достопримечательности

Вдоль берегов Обводного канала разбросано немало достопримечательностей, среди которых – многочисленные торговые и доходные дома, хлебные амбары Александро-Невской лавры, различные фабрики, заводы, производственные, промышленные, складские помещения, имеющие свою историю.

К сожалению, часть достопримечательностей не сохранилась: многие были разрушены в довоенные и военные годы или разобраны уже в наши дни по причине обветшания.

обводный канал история создания. Смотреть фото обводный канал история создания. Смотреть картинку обводный канал история создания. Картинка про обводный канал история создания. Фото обводный канал история создания

Александро-Невская лавра

Безусловно, это самая яркая и известная достопримечательность, расположенная вблизи Обводного канала. Полное ее название – Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Это мужской монастырь, основанный во времена Петра I. На большой территории находится целый комплекс сооружений, соборов и церквей. Особой реликвией считаются хранящиеся на территории лавры мощи Александра Невского. Кроме того, в некрополе монастыря находятся захоронения и других известных духовных и общественных деятелей прошлого:

Скорей всего, монастырь был построен по настоянию самого Петра I – об этом говорят многочисленные краеведческие исследования. Приказ был издан в 1710 году, спустя семь лет с основания Петербурга. Еще через два года итальянский архитектор Доменико Трезини разработал и представил царю проект – и вскоре после этого началось строительство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *