объяснение слова ветхий завет по истории
Ветхий Завет
Что такое Ветхий Завет?
Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.
Первоначальный вид и язык Священного Писания
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
История возникновения ветхозаветных книг
Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).
Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу. Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил… народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн). Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.
Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.
Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности. Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.
Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:
1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.
3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.
4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.
(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн. пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)
Ветхий Завет: ответы священников
Читайте также
Ветхий Завет. Книга Бытия. Слушать
Почему Ветхий Завет называют «ветхим» и что это значит?
Почему Ветхий Завет называют Ветхим и что это значит? Вспомните ваше изучение Библии за последний месяц. Сколько времени вы обычно изучаете Ветхий Завет? Сколько оно составляло в процентах от общего времени? Ветхий Завет — это 90% Библии. По логике, должно быть 90%, ну пусть 80, ну хотя бы 50%, ладно. Чем объясняете диспропорцию?
«…эти книги не так актуальны для нас, как книги Нового… Нет, конечно, Слово едино, но для нас книги Нового более важны практически… Там больше о Христе и о том, как жить в церкви…»
Что получается – на словах у нас Бог — един, Слово было у Бога и Слово было Бог. Слово Бога едино и неразделимо. На практике видим, что:
Не согласны? Если в 90% книг Библии мы заглядываем значительно реже, чем в остальные 10%, как иначе можно объяснить этот феномен?
Он был просто влюблен в Ветхий Завет. Уже с 12 лет только о нем и говорил. Может, у него было другое мнение об этой части Библии?
Почему Ветхий Завет называют Ветхим — откуда это пошло?
Покажите отрывок из Писаний, где Сам Господь Свой первый Завет называет «ветхим?» Долго придется искать! Говоря через Иеремию, что Он даст Новый Завет, Господь при этом ни прямо, ни в контексте не уничижил первый в пользу второго.
Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Иеремия 31:31-34
Мысль отрывка: новый нужен не потому, что прежний был несовершенен, а потому, что люди от первого отказались. И тогда Бог по Своей инициативе, как и в первый раз, предлагает другой! В следующих двух стихах 35-36 — та же самая мысль, которую повторил потом Иисус в Евангелии от Луки.
Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Иеремия 31:35-36
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Евангелии от Луки 16:16-17
Не противопоставление первого второму, а их взаимосвязь, неразрывность и цельность.
Вспомните своё самостоятельное изучение Библии, когда вы начали заниматься. Как правило, все начинали читать Новый Завет. Вряд ли кто-то начинал с Бытия. Какое чувство было у всех. Одна только родословная в начале у Матфея! У кого-то это сразу сильно охлаждало пыл к дальнейшему чтению. Зачем это, для чего?! Да, интересно, но как же все непонятно — и слова Иисуса, и Его действия, и комментарии авторов Евангелий, объясняющих Его действия, — часто они только еще больше сбивали с толку.
Евангелия писались для людей, знавших писания, чтобы показать, как осуществились пророчества с приходом Иисуса Христа. Все наши давние непонятности существуют только потому, что мы читали ответ на вопрос, не будучи знакомы с вопросом.
Писания, которые мы называем Новым Заветом, несамостоятельны как целое, они не могут исполнить свое назначение без предшествующих Писаний. Если мы ограничиваем себя изучением в основном книг, написанных после прихода Иисуса, то оказываемся в положении мусульман — они считают Коран более передовой и прогрессивной книгой, данной Богом после Библии, и поэтому не читают Библию — зачем? Но 70% Корана — это пересказ библейских историй, полное или частичное, с комментариями или без, их цитирование или упоминание. И каким образом мусульманин поймет, о чем идет речь, если он не знаком с этими историями?
У Иисуса в распоряжении был только Ветхий Завет. Это не мешало Ему проводить удивительные времена с Богом и соответственно учить. В церкви первого века в первые её десятилетия христиане изучали только те Писания, которые были в наличии, новые еще не успели возникнуть и быть опознанными как боговдохновенные. И это не помешало движению распространиться по всему миру за одно поколение. Самолетов, автомобилей, ТВ, радио и Интернета не было. Слово Бога (первые 90% Библии) было тогда живо и действенно! А сейчас?
Почему же Ветхий Завет стали так называть? Есть два вопроса: «кто виноват» и «что делать?» Первый — пусть шуточный — но все же важный. Кто виновник того, что слово «ветхий» стало общеупотребительным по отношению к 90% Писаний, формируя соответственное отношение к ним? Есть авторы Библии, которые приложили к этому руку. Только у них встречается этот термин. Рассмотрим обе эти цитаты:
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы [последующего].
Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении ВЕТХОГО ЗАВЕТА, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. 2-е Коринфянам 3:6-17
Люди Бога во все времена совершали дела для Бога по духу, а не по букве, как до Иисуса, так и после Него. Говоря о ветхом и преходящем, Павел имеет в виду не Писания, которые были у людей до прихода Христа, а отношение людей к этим Писаниям. Можно увидеть в них букву, то есть буквально то, что написано, а можно — Дух, то есть сердце Бога, Его отношение, которое Он хочет передать через то, о чем пишет. Только с помощью Духа можно увидеть отношение Бога за Его словами, это невозможно человеческими усилиями.
Апостол Павел говорит, что благодаря Иисусу у нас есть уверенность, что мы точно знаем Его отношение и чувства благодаря Иисусу, который и открыл нам их во плоти на Своем живом примере. И говоря об иудеях, отказывающихся принять Христа, Он их сравнивает с теми, кто смотрел на Моисея, прячущего свою сверкавшую от общения с Богом голову под покрывало. Он этим давал наглядно понять, как много теряют его соплеменники, которые не хотят лично подойти к Богу и общаться с Ним, а просят его быть посредником. Они видели, что Моисей входит в присутствие Бога и выходит живой и радостный, а его голова сияет лучами. Голова Моисея начинала сверкать после того, как он всходил на гору. А всем остальным было запрещено приближаться к ней. Если читать Исход 19 главу, там написано, что Господь сказал народу: не приближайтесь к горе, а кто приблизится – должен быть побит камнями! Но там есть и другое! Давайте еще раз вспомним обстоятельства той истории:
и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; …И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. Исход 19:12,20
Приближаться к горе нельзя, сказал Господь. Но при этом люди наблюдали, как сам Моисей спокойно поднимался туда и спускался. Ладно бы вообще никто не мог туда войти – было бы понятно – нельзя приближаться к месту, где находится Бог. Но Господь при этом регулярно вызывал на гору Моисея и наблюдал за людьми.
И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее.
Когда Бог что-то говорит людям, у него всегда есть разные варианты Его действий дальше в зависимости от того, как люди отреагируют на Его слова. Скажи тогда они: Моисей, а можно нам тоже войти в ЕГО ПРИСУТСТВИЕ? Попроси Его об этом! Мы хотим сиять так же, как и ты! И я верю, Бог ответил бы соответственно. Но люди сказали: что-то нам страшно от одной лишь мысли, что мы можем войти в столб огня, из которого раздается голос, подобный грому. Давай, ты сам к нему входи и разговаривай, а потом возвращайся к нам и пересказывай все, что Он хотел нам сказать.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. Исход 20:18-20
Господь дал запрет подходить к горе только с целью вызвать необходимый трепет у людей. Он видел, что они до конца не понимают, с кем имеют дело. Моисей им это четко объяснил. После этого Господь решил ободрить людей, показать, что все не так страшно, что быть в Его присутствии – это что-то потрясающее, а не пугающее! И пригласил на гору вместе с Моисеем еще кучу народу к себе на пикник:
Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили. Исход 24:9-11
Но и после этого люди не хотели подходить к Богу близко.
Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним. Исход 34:29-35
Моисей одел себе на голову одеяло. Ладно, не хотите иметь личные отношения с Господом, как я, не хотите сверкать, как я — любуйтесь на одеяло — как бы сказал он им этим жестом.
Павел уподобляет тем людям в книге Исходе своих современников, когда они сегодня читают Писания и видят то же самое одеяло вместо сияния – видят буквы, не видят Дух. Не хотят подойти к Богу близко, с личным отношением.
Люди видят написанные слова Бога, но не видят за ними самого Бога. И выражение «Ветхий Завет» — означает, что одеяло снято! Ветхим стало состояние, когда человек за буквами не видит Дух, за текстами, данными Богом, не видит Его самого.
Непонимание и отчужденность, сопровождавшие отношения людей с Богом и их восприятие Его посланий до Иисуса названы чем-то ветхим, закончившимся, упраздненным. Этого больше не будет для тех, кто поверил в Иисуса Христа. А для всех остальных — по-прежнему актуально 2 Коринфянам 3:14
Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
Так почему же Ветхий Завет называют ветхим? Автор послания к Евреям, говоря о ветхости, продолжает ту же мысль, что и апостол Павел. В 8 главе, где звучит термин “ветхий”, он описывает служение левитов в скинии и позднее у жертвенника в храме. И напоминает отрывок о том, как Господь дал Моисею повеление об этом служении, назвав его образом и тенью небесного, т.е. картинкой по сути.
..которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Евреям 8:5
Скиния, ковчег, завеса, херувимы, святое святых — это все картинки небесного, и только. Люди отказались от личного доступа в присутствие Бога, тогда им нужно дать что-то наглядное, как книжка с картинками для детей. И по этим картинкам они будут получать представление о настоящем Боге. Тем, кто говорит с Богом напрямую, картинки не нужны. Аврааму, которого Бог назвал неоднократно своим другом, не нужны были картинки. Он говорил с Богом напрямую, не боялся вызывать Его на откровенный разговор и задавать неудобные вопросы. Эти картинки так же не нужны сегодня тем, кто получил познание о Нем через Христа и принял от Него служение Духа. Именно об этом идет речь в 13 стихе.
Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
И эта мысль подробно разворачивается в следующей, 9 главе:
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
Автор вовсе не имеет в виду ветхость, старение и уничтожение первого завета в целом — речь идет только о ветхости постановления о богослужении в скинии и у жертвенника, то есть идет речь только о той его части, когда были даны все нужные заповеди для служителей-левитов, которые исполняли в скинии это служение. Вот эта часть служения сегодня действительно не нужна. Картинки больше не требуются. И в самом деле, мы можем читать все эти правила в книге Левита, и даже брать какие-то откровения для себя. Но характерно, что в нашей ученической практике они не работают. Образы небесного не нужны там, где есть вход в Святое святых благодаря крови Иисуса (об этом — вся 9 глава). Ветшающим и стареющим назван только очень небольшой кусочек божьих установлений, причем это их временное значение изначально было запланировано Господом.
Иисус цитировал Ветхий Завет: Бытие, Псалмы, пророков, Царства. Эти книги Писаний не менее живы и действенны в нашей христианской жизни, чем Евангелия и послания. Бытие — неисчерпаемый источник откровений и целая галерея жизней людей Бога, описанных целиком, от начала до конца, благодаря чему мы можем находить похожие на свои ситуации и видеть, что Бог показывает нам на их примере. Псалмы — наш хлеб насущный на каждый день. Пророчества Ветхого Завета помогают понять Евангелия, понять лучше Иисуса Христа. Пророчества — неиссякаемый источник вдохновения. Один Исаия чего стоит! Истории в Царствах — истории спада и оживления движения Бога в разные времена – очень полезны, потому что через аналогии помогают понять ситуации, происходящие в нашем нынешнем движении.
Ответ на вопрос «что делать» — посмотреть новым взглядом на живость и действенность писаний Ветхого Завета.
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Евреям 4:12-13
Это пишет тот же самый автор, который написал про ветхость! И он имеет в виду то самое слово, которое было на тот момент.
Первый — Ветхий Завет нисколько не обветшал. Наоборот, Ветхий Завет работает, да еще как — мы тому самое главное доказательство! Договор с Авраамом, которого Бог оправдал за его веру, имел обещание о потомках. И Второй завет прояснил смысл Первого: потомки — не физические, как считали иудеи, а потомки по вере, то есть мы все. И оба Завета — неразрывны. Как и Слово.
Автор: Михаил Калинин
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».