обыкновенная история гончаров лиза

Жена Петра Адуева: Лизавета Александровна

Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Лизавета Александровна – жена и тетушка. К началу второй части расстановка персонажей и наше к ним отношение постепенно меняются. Причиной становится появление новой героини – молодой жены Петра Адуева, Лизаветы Александровны. Сочетая в своей натуре житейскую опытность и духовную тонкость, она становится олицетворением своего рода «золотой середины». Героиня смягчает противоречия племянника и дяди. «Она была свидетельницею двух страшных крайностей – в племяннике и муже. Один восторжен до сумасбродства, другой – ледян до ожесточения».

Обаятельная в своем сочувствии, тонкая, по-женски душевная, Лизавета Александровна готова помочь, поддержать каждого из близких ей людей. Появление ее в романе в заключительной главе первой части знаменует приход новой духовной силы, необходимой в тех случаях, когда даже житейский ум дядюшки вынужден капитулировать. Она становится спасительницей в сложных жизненных ситуациях, таких, как разрыв племянника с девушкой:

– Что мне делать с Александром? – сказал он жене, я совсем измучился с ним… Я уж немало убеждал его.

Да, в жизни человека есть моменты, когда нужно просто выслушать, пожалеть, утешить. Строгая мужская логика мало чем может помочь. Здесь как никогда требуется любящая душевность женщины.

Но ей же автором доверена функция нравственного судьи, справедливого арбитра. Эту особенность можно считать традиционной для русского романа. Причину раскрывает в своей замечательной книге «Быт и нравы русского дворянства» Ю.М. Лотман. Отторгнутая от непосредственного участия в общественной жизни, русская женщина-дворянка была избавлена тем самым от погони за чинами и житейским преуспеянием, сохраняла «душу живу». Если прибавить к этому начитанность русской женщины, ее близость народу, ее стремление понять окружающий мир – мы не удивимся, почему автор доверил не герою, а героине произносить суд над окружающими. И в первую очередь судит она своего супруга.

Мы уже убедились, что способом жизни Петра Иваныча является труд, а целью – материальное преуспеяние. По его собственным словам, «дело доставляет деньги, а деньги комфорт». И частью этих бытовых удобств становится, как ни горько ей признаться, она сама, Лизавета Александровна: «Но, боже мой!… ужели он женился только для того, чтоб иметь хозяйку, чтоб придать своей холостой квартире полноту и достоинство семейного дома, чтоб иметь больше веса в обществе?» Вот почему у читателя возникает ассоциация с золотой клеткой: «Она взглянула на роскошную мебель и на все игрушки и дорогие безделки своего будуара – и весь этот комфорт, которым у других заботливая рука любящего человека окружает любимую женщину, показался ей холодной насмешкой над истинным счастьем».

Петр Адуев не глуп. Но он искренне убежден в том, что сделал все для своей жены. Ибо устроил ее жизнь и обставил ее, как все. Ну а как поступают «все» в Петербурге, мы тоже знаем – руководствуясь идеалом роскоши и комфорта. Если судить с этой точки зрения, Петр Иваныч – образец нежнейшей заботы и внимания:

– Петр Иваныч! – сказала она однажды ему ласково, – я к тебе с просьбой…

– Говори: ты знаешь, на твои просьбы отказа нет. Верно, о петергофской даче

– Нет! – сказала Лизавета Александровна.

– Что же? Ты говорила, что боишься наших лошадей: хотела посмирнее…

Немудрено, что заточенная в комфортабельной буржуазной клетке Лизавета Александровна всей душой расположена к племяннику мужа. Она видит в нем ошибающуюся, но живую душу. Неизменные победы дядюшки в спорах вызывают у нее протест. Само ее присутствие на страницах романа подводит читателя к вопросу: что же это за мир и что за люди здесь живут, если сухо-практические идеи Петра неизменно торжествуют? И Лизавета Александровна с ужасом видит, как последняя живая душа посреди ее окружения начинает стремительно черстветь.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»:

Источник

Александр и Лиза

Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Бедная Лиза. Случайно компаньоны знакомятся с очаровательной дачницей и ее отцом. Обстоятельства знакомства и прогулок воскрешают в памяти дачное увлечение Александра Наденькой. Своей романтической экзальтацией незнакомка напоминает нам Юлию Тафаеву. Имя же ее – Лиза – заставляет вспомнить не только Лизавету Александровну. Имя это восходит к героине сентиментальной повести Н.М. Карамзина, земляка Гончарова.

Александр отдает себе отчет в том, что не любит эту юную восторженную девушку. «В нем зашевелилось странное ощущение, опять по телу пробежала дрожь, но не добралась до души – и замерла. «“Животное!” – бормотал он про себя». В свою очередь Лиза воспринимает нового знакомого через призму книг о разочарованном скитальце, которого следует спасти.

Вопреки собственному же решению Александр приходит в беседку на свидание с «Антигоной». Это имя героини греческой мифологии, всюду сопровождавшей слепого отца Эдипа, не случайно пришло ему в голову. В новое время ее имя сделалось синонимом чистой возвышенной жертвенной девушки. В интерпретации Гончарова «Антигона» может содержать горький намек. Лиза мечтает стать героиней, посвятить себя другому – и избирает недостойного. Тогда как судьба уготовила ей не менее высокое служение – стать опорой одинокого, безмерно любящего ее отца.

– Пойдем, полно тут сидеть, – сказал он (отец Лизы), морщась и дрожа от холода, – посмотри, у тебя руки посинели; ты озябла. Лиза! слышишь ли? пойдем.

– Домой: мы сегодня переезжаем в город… осень на дворе; мы одни только остались на даче…

– Погодите! – сказала она умоляющим голосом, еще воротятся красные дни.

– Не… воротятся! – повторила она печальным голосом, потом подала отцу руку и тихо, склонив голову, пошла домой…

Какие пылкие речи произносил Александр в защиту современной девушки! И вот теперь оказался в числе обидчиков «прекрасного, нежного существа, почти ребенка». Жестоким контрастом страданиям Лизы звучит авторский комментарий: «А Адуев с Костяковым давно уже удили где-то в противоположной стороне…» Как заметил Д.С. Мережковский, «другие поэты действуют на читателя смертью, муками, великими страстями…». Автор «Обыкновенной истории» думает по-иному: «Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами, – вот для Гончарова основной трагизм жизни».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»:

Источник

Лиза в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание в цитатах

обыкновенная история гончаров лиза. Смотреть фото обыкновенная история гончаров лиза. Смотреть картинку обыкновенная история гончаров лиза. Картинка про обыкновенная история гончаров лиза. Фото обыкновенная история гончаров лиза
Портрет молодой женщины.
Художник В. И. Суриков

Лиза является одной из второстепенных героинь знаменитого романа «Обыкновенная история» Гончарова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Лизы в романе «Обыкновенная история»: описание героини в цитатах.

Лиза в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание в цитатах

Впервые Лиза упоминается в части 2 главе IV романа.

«. хорошенькая девушка, высокого роста, с открытой головой и с зонтиком в руках.»

«. как грациозно оперлась она на руку старика! Ветер по временам отвевал то локон от ее лица, как будто нарочно, чтобы показать Александру прекрасный профиль и белую шею, то приподнимал шелковую мантилью и выказывал стройную талию, то заигрывал с платьем и открывал маленькую ножку.»

«. портрет Лизы во весь рост, с роскошными плечами, с стройной талией. «

«Александр не сводил глаз с ее плеч, стройной талии. «

«. она сказала, что это ей и в пансионе надоело.»

«. а Лизу свою знаю с пелен: она добра и доверчива. «

Возраст Лизы не указан в романе, но можно предположить, что ей около 18 лет (к этому времени она закончила пансион).

Юная Лиза знакомится с главным героем Александром Адуевым, когда тот рыбачит недалеко от ее дачи. Лиза обращает внимание на угрюмого, разочарованного в жизни молодого человека. Александр первое время ведет себя с Лизой холодно и дерзко, что только подогревает интерес девушки:

«А поговори с ней Адуев или даже обрати на нее обыкновенное внимание – она бы забыла о нем; а теперь совсем другое.»

«. я помучаю вас, господин дикарь, за все ваши дерзости…» (Лиза об Александре)

«А он иногда и точно не видал ее, увидев же, сухо кланялся – и ни слова.»

«Эта таинственность только раздражала любопытство, а может быть, и другое чувство Лизы.»

«. а сама, кажется, думала: «Вы несчастливы! может быть, обмануты… О, как бы я умела сделать вас счастливым! как бы берегла вас, как бы любила… я бы защитила вас от самой судьбы, я бы…» и прочее.»

«Она любит меня, – думал Александр, едучи домой. – Боже мой, какая скука! как это нелепо. «

«Александр долго не мог отвести глаз от нее и почувствовал, что по телу его пробежала лихорадочная дрожь. Он отвернулся от соблазна. «

«Но одно животное чувство меня не увлечет, – нет, я до этого не унижусь. «

«В нем зашевелилось странное ощущение, опять по телу пробежала дрожь, но не добралась до души – и замерла. Он разобрал это ощущение от источника до самого конца.»

Александр Адуев не собирается жениться на Лизе и не хочет пользоваться ее доверчивостью и неопытностью. Он бореться с демоном в своей душе, который «соблазняет» его на нечестный, неблагодродный поступок:

«Животное! – бормотал он про себя, – так вот какая мысль бродит у тебя в уме… а! обнаженные плечи, бюст, ножка… воспользоваться доверчивостью, неопытностью… обмануть… ну, хорошо, обмануть, а там что? – Та же скука, да еще, может быть, угрызение совести, а из чего? Нет! нет! не допущу себя, не доведу и ее… О, я тверд! чувствую в себе довольно чистоты души, благородства сердца… Я не паду во прах – и не увлеку ее. «

«Нет, демон! меня не соблазнишь. » (Александр о своих чувствах к Лизе)

«Первым трофеем его победы над собой был поцелуй, похищенный им у Лизы, потом он обнял ее за талию, сказал, что никуда не едет, что выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему. Наконец, к довершению победы, он обещал на другой день явиться в этот же час в беседку.»

«Александра как будто стерегли. Он тихо отворил дверь, в сильном волнении, на цыпочках, подошел к дивану и тихо взял за руку – отца Лизы. Александр вздрогнул, отскочил, хотел бежать, но старик поймал его за фалду и посадил насильно подле себя на диван.»

«. а вы, вы опасный плут…» (отец Лизы об Александре)

«– Да, батюшка, не погневайтесь. Вы прикинулись несчастным, притворно избегали Лизы, завлекли ее, уверились, да и хотели воспользоваться… Хорошее ли это дело? Как вас назвать?

– Клянусь честью, я не предвидел последствий… – сказал Александр голосом глубокого убеждения, – я не хотел…»

«. вы уйдете и, разумеется, не воротитесь никогда; она подумает, что вы обманули ее, и это послужит ей уроком. Только смотрите, чтоб вас здесь никогда не было; найдите другое место для рыбной ловли, а не то… я провожу вас неласково…»

«Между тем Лиза кокетливо одевалась, не брала с собой ни отца, ни няньки и каждый вечер просиживала до поздней ночи под деревом.»

«– Послушай! – отвечал отец, трепля ее по щеке и указывая на то место, где удили приятели, – они не воротятся…

– Не… воротятся! – повторила она вопросительно печальным голосом, потом подала отцу руку и тихо, склонив голову, пошла домой, оглядываясь по временам назад.»

О дальнейшей судьбе Лизы ничего не известно. Вероятно, со временем она забывает Александра и выходит замуж за другого мужину.

Такова цитатная характеристика Лизы в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание героини в цитатах.

Источник

Образ Лизы в романе Обыкновенная история Гончарова сочинение

Роман Гончарова Обыкновенная история – это взгляд человека на окружающие его события, людей и изменение в его характере под влиянием общества и происходящих с ним событий.

Лиза не является главной и центральной героиней произведения. Но ее появление в романе не менее значимо, чем роли других персонажей. Внешне Лиза довольно привлекательная особа, ростом выше среднего, худощава и грациозна. Лиза воспитана и образована, большую часть своего времени она провела в пансионате, где обучались и воспитывались дети дворян. На время событий, описанных в романе и судя по тому, что Лиза только окончила пансион для дворянок, ей только исполнилось 18 лет. Ее отец считает, что дочка слишком доверчива и добра к окружающим.

Однажды Лиза знакомиться с молодым человеком, рыбачившим недалеко от ее дачи. Его звали Александр Адуев. С первой встречи Лиза заинтересовалась Александром, несмотря на то, что он казался неразговорчивым и угрюмым. Его недовольство и отрицательное отношение к жизни не оттолкнуло девушку, а наоборот подогревало ее интерес.

По началу Александр был холоден и резок с Лизой. Девушка быстро понимает, что сильно влюблена в Александра. Она желает вернуть вкус к жизни молодому человеку, прекрасно понимая, почему он в ней так разочаровался. Со стороны молодого парня так же возникает симпатия, но она отличается от Лизиной. Александр чувствует к ней только животную страсть. Александр не намерен брать Лизу в жены, он постоянно ведет борьбу внутри себя. С одной стороны, он не желает воспользоваться доверчивостью и наивностью девушки, но тот, кто сидит внутри него постоянно уговаривает его совершить подлый поступок.

Но один единственный случай, и поступок навсегда расставит все на свои места. Однажды на свидании с девушкой, он решительно ее поцеловал и обнял за талию, об этом поступке узнал ее отец. В следующий раз, в беседке вместо Лизы его встретил отец девушки. Он стал ругать Александра, прекрасно понимая что молодой человек не испытывает никаких чувств к его дочери. Он настаивает, чтобы Александр оставил Лизу в покое.

После этого разговора Молодые люди больше никогда не виделись. Лиза, которая не знала о разговоре отца и Александра, еще долгое время приходила в беседку и ждала мужчину, но так и не дождалась. Несмотря на сильные чувства, Лизе ничего не оставалось, как смириться со своим положением.

На этом этапе повествование о милой и доверчивой девушке Лизе в романе «Обыкновенная история» прерывается. Как дальше сложилась ее судьба, осталось неизвестным.

Образ Лизы в романе Обыкновенная история

Несколько интересных сочинений

Человечество за время своего существования совершило огромный скачок в своём развитии. От древнего человека до человека современного нас отделяет по сути 2 вещи – мысль и речь

Вряд ли есть на свете более сильное, чистое и искренне чувство чем материнская любовь. Оно удостоено множества превозношений и похвал в различных произведениях искусства. Оно занимает значительное место в жизни людей, в человеческой морали и культуре.

Кто знает, как сложилась бы судьба Марии Кирилловны Троекуровой, если бы однажды в своё имение, которое было по соседству с имением Троекурова, не заглянул князь Верейский. Это был его первый приезд в своё имение, а приехал он прямиком из заграницы.

Правильное питание, пожалуй, самая избитая тема нашей современности. За каждым углом мы постоянно слышим о новейших разработках в области диетологии.

Рассказ ведётся от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки живописи у весьма посредственного

Источник

Лизавета Александровна Адуева в романе «Обыкновенная история»: образ, характеристика, описание

обыкновенная история гончаров лиза. Смотреть фото обыкновенная история гончаров лиза. Смотреть картинку обыкновенная история гончаров лиза. Картинка про обыкновенная история гончаров лиза. Фото обыкновенная история гончаров лиза
Александр сообщает
о женитьбе по расчету.
Художник В. Минаев

Лизавета Александровна Адуева является одной из ярких второстепенных героинь романа «Обыкновенная история» Гончарова.

Лизавета Александровна Адуева в романе «Обыкновенная история» Гончарова: образ, характеристика, описание

«Что мне делать с Александром? – сказал он жене.»

«Такой урок от двадцатилетней женщины…» (часть 1 глава VI)

«. женщина лет двадцати шести, семи. » (часть 2 глава III)

«Он поднял голову: перед ним молодая, прекрасная женщина, в пеньюаре, в чепчике. «

«. Юлия долго не могла прийти в себя, увидев, как молода и хороша тетка Александра.» «. прошу покорнейше, женщина лет двадцати шести, семи, и красавица!» (Тафаева о внешности Л. А.)

«. ваше ангельское, доброе лицо, ma tante, кроткие речи. » (Александр о Л.А.)

«. кто помнил свежесть лица ее, блеск взоров, под которым, бывало, трудно рассмотреть цвет глаз ее – так тонули они в роскошных, трепещущих волнах света, кто помнил ее пышные плечи и стройный бюст. «

«. может быть, кто-нибудь и здесь любит вас. по крайней мере, как сестра или, еще больше, как друг?»

«Лизавета Александровна утешала его со всею нежностью друга и сестры. Он поддавался охотно этой милой опеке.»

«– А если понадобится участие, – сказала Лизавета Александровна, – утешение в горе, теплая, надежная дружба…

– И искренние излияния, – прибавил Петр Иваныч.

– …так вспомните, – продолжала Лизавета Александровна, – что у вас есть тетка и друг.»

«Она села подле него, поглядела на него пристально, как только умеют глядеть иногда женщины, потом тихо отерла ему платком глаза и поцеловала в лоб, а он прильнул губами к ее руке. Долго говорили они.»

«Лизавета Александровна слушала снисходительно его иеремиады и утешала, как могла.»

«Что… что… ты хотела дать ему урок… только иначе, мягче, по‑своему…»

«Вы, точно, женщина в благороднейшем смысле слова; вы созданы на радость, на счастье мужчины. «

«Она была свидетельницею двух страшных крайностей – в племяннике и муже. Один восторжен до сумасбродства, другой – ледян до ожесточения.»

«Жаловаться она не имела права: все наружные условия счастья, за которым гоняется толпа, исполнялись над нею, как по заданной программе. Довольство, даже роскошь в настоящем, обеспеченность в будущем – все избавляло ее от мелких, горьких забот, которые сосут сердце и сушат грудь множества бедняков.»

«Она взглянула на роскошную мебель и на все игрушки и дорогие безделки своего будуара – и весь этот комфорт, которым у других заботливая рука любящего человека окружает любимую женщину, показался ей холодною насмешкой над истинным счастьем.»

«Лизавета Александровна вынесла только то грустное заключение, что не она и не любовь к ней были единственною целью его рвения и усилий.»

«Весь кодекс сердечных дел был у него в голове, но не в сердце.»

«Вот у нас с тобой и помину не было об искренних излияниях, о цветах, о прогулках при луне…»

«О любви он ей никогда не говорил и у ней не спрашивал; на ее вопросы об этом отделывался шуткой, остротой или дремотой. Вскоре после знакомства с ней он заговорил о свадьбе, как будто давая знать, что любовь тут сама собою разумеется и что о ней толковать много нечего…»

«О высоких целях он разговаривать не любил, называя это бредом, а говорил сухо и просто, что надо дело делать.»

«Ты же сам учил меня… а теперь упрекаешь, что я занимаюсь… Я делаю свое дело!»

«Но, боже мой! – думала Лизавета Александровна, – ужели он женился только для того, чтоб иметь хозяйку, чтоб придать своей холостой квартире полноту и достоинство семейного дома, чтоб иметь больше веса в обществе? Хозяйка, жена – в самом прозаическом смысле этих слов!»

«О, пусть я купила бы себе чувство муками, пусть бы перенесла все страдания, какие неразлучны с страстью, но лишь бы жить полною жизнию, лишь бы чувствовать свое существование, а не прозябать. «

«Бедняжка! Никто не знал об этом, никто не видел этого. Ей бы вменили в преступление эти невидимые, неосязаемые, безыменные страдания, без ран, без крови, прикрытые не лохмотьями, а бархатом. Но она с героическим самоотвержением таила свою грусть, да еще находила довольно сил, чтоб утешать других.»

«Боже мой! зачем мне свобода? – сказала Лизавета Александровна, – что я стану с ней делать? Ты до сих пор так хорошо, так умно распоряжался и мной и собой, что я отвыкла от своей воли; продолжай и вперед; а мне свобода не нужна.»

«Он забывал, что она не служила, не играла в карты, что у ней не было завода, что отличный стол и лучшее вино почти не имеют цены в глазах женщины, а между тем он заставлял ее жить этою жизнью.»

«. домашний ее мир был не что иное, как крепость, благодаря методе его неприступная для соблазна, но зато в ней встречались на каждом шагу рогатки и патрули и против всякого законного проявления чувства…»

«– Да, вы! Скажите‑ка, так ли вы счастливы, как мечтали некогда?

– Не так, как мечтала… но счастлива иначе, нежели мечтала, разумнее, может быть, больше – не все ли это равно. – с замешательством отвечала Лизавета Александровна, – и вы тоже…

– Разумнее! Ах, ma tante, не вы бы говорили: так дядюшкой и отзывается! Знаю я это счастье по его методе: разумнее – так, но больше ли?»

«. видевший в первый раз Лизавету Александровну не заметил бы в ней никакого расстройства. Тот только, кто знал ее прежде. тот с болезненным изумлением взглянул бы на нее теперь, сердце его сжалось бы от сожаления, если он не чужой ей. «

«В ее безжизненно‑матовых глазах, в лице, лишенном игры живой мысли и чувств, в ее ленивой позе и медленных движениях он прочитал причину того равнодушия, о котором боялся спросить. » (цитаты из Эпилога)

«Да; но она ничего в себе не замечает. Я сначала предполагал физиологическую причину: у нее не было детей… но, кажется, нет! Может быть, причина чисто психологическая…» (доктор)

«. она… как будто не в нормальном положении…» (доктор)

«А может быть, и ничего нет. Подозрительных симптомов решительно никаких!» (доктор)

«– Тебе все равно, где ни быть? – спросил он.

«– Давно, – начал опять Петр Иваныч, – я не слыхал от тебя, Лиза, никакой просьбы, никакого желания, каприза.

«Ты и так живешь взаперти, – сказал он, помолчав, – а когда к нам перестанут собираться приятели по пятницам, ты будешь совершенно в пустыне.» (Петр Иванович о жене)

«В твои лета бал не теряет своей занимательности; ты еще можешь танцевать…» (Петр Иванович о жене)

«Боже, боже, что я наделала! Я была брошена как камень на твоем пути; я мешаю тебе… Что за странная моя судьба! – прибавила она почти с отчаянием. – Если человеку не хочется, не нужно жить… неужели бог не сжалится, не возьмет меня? Мешать тебе…»

«. он дал бы бог знает что, чтоб поправить зло; но как поправить?»

«Ты не можешь понять, что, глядя, как ты скучаешь, как твое здоровье терпит… от климата, я подорожу своей карьерой, заводом, не увезу тебя вон отсюда? не посвящу остатка жизни тебе. Лиза!»

«… но, может быть, жертва бесполезна, может быть, уж… поздно, а ты бросишь свои дела…» (Л.А. о жертае мужа)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *