обыкновенные истории жизни адуевых

Жизненные позиции Александра и Петра Адуевых в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Образ человека-машины, много позднее гениально развитый, надо полагать, не без влияния Гончарова, в толстовской “Анне Карениной“, впервые был создан в “Обыкновенной истории“, где занимает одно из центральных мест. Уподобление бездушному механизму позволит романисту охарактеризовать и в конечном счете развенчать “взгляд на жизнь“ (I, 41) и существование чиновника и заводчика Адуева-старшего.

На роль главного героя претендуют сразу 2 персонажа, и это отличает «ОИ» от многих романов 19 века. В романе действуют родственники – дядюшка и племянник. Дядюшка – петербургский делец, не только чиновник, но и заводчик, промышленник. Это один из первых образов промышленника, капиталиста в рус.л-ре. Причем – редкий случай в РЛ – этот капиталист обрисован иногда не без симпатии. Перед нами история превращения юного романтика в благополучного и циничного дельца и одновременно история жизненной катастрофы «соблазнителя», безуспешно пытавшегося изгнать всякий «романтизм» (чувтсва) из собственной жизни.

Произведение тем самым сразу же ориентировано на современный всемирно-исторический процесс. В самом деле: устремления героя “Обыкновенной истории“ прямо противоположны руссоистскому (сентименталистскому) идеалу “естественной“ жизни на лоне природы, в кругу любящих его друзей и близких. Не влечет его и романтический “призрак свободы“ (Пушкин) от ложной и лживой цивилизации, владевший умами предшествующего поколения. Ведь в обоих этих случаях Александр остался бы в деревне. С другой стороны, и не условия существования — деревенские на столично-городские — меняет своим “исходом“ из Грачей Александр.

По мысли романиста, Адуев-младший покидает воплощенный в Грачах и переставший его удовлетворять традиционный способ (уклад) бытия ради иного, чаемого, отвечающего нынешнему человеку и олицетворяемого Петербургом как “окном“ в Европу и весь мир. Жизнь, нераздельно царящая в Грачах, — это патриархальная идиллия. Простота интересов, сведенных к физиологическому циклу (“Женился бы, послал бы бог тебе деточек, а я бы нянчила их — и жил бы без горя, без забот, и прожил бы век свой мирно, тихо. “ — I, 9), решенность или отсутствие общественных коллизий, а главное, непосредственность человеческих отношений и связей обусловили присущее ей обаяние — поэзию. “Благодатью“ называет ее мать героя, и в известной степени она права. Однако и гармония и поэзия этого существования достигнуты ценою его самоизоляции и отрешенности от большого мира, многообразных и “вечных“ потребностей и устремлений человека. Да и сам человек в этом мире скорее стереотипен, чем индивидуально отличен от себе подобных — дворян-помещиков или крепостных крестьян. Между тем Александр Адуев приобщался в университете ко всемирной культуре, в нем пробудились неповторимые — личностные — интересы. Их-то он и надеется прежде всего осуществить на широком петербургском, хотя еще и неведомом ему, поприще.

Новый жизненный уклад в “Обыкновенной истории“ представляет дядя Александра Петр Иванович Адуев, петербургский чиновник и одновременно заводчик, что придает этой фигуре нетрадиционные черты. Сюжет основных частей произведения и движим столкновением “взглядов на жизнь“ (I, 41) Адуева-младшего и старшего как двух общечеловеческих философий жизни. Взаимно высвечивая и испытывая их друг другом в процессе “диалогического конфликта“, романист обнажает ограниченность каждой из этих философий по отношению к авторской “норме“ подлинно человеческого существования, к осознанию которой незаметно подводится читатель.

В чем смысл позиции Александра Адуева, раскрываемой в первой части произведения? Она выглядит подчеркнуто романтической и все же романтизмом далеко не исчерпывается. С возвышенными умонастроениями 20—30-х годов Адуева-младшего роднят представление о его мнимом превосходстве над окружающей “толпой“, наклонность к “искренним излияниям“ и сотворению в своей душе “особого мира“, культ поэзии (поэта) и искусства, противопоставляемых “низкой действительности“, “грязи земной“, трактовка любви (“благородная колоссальная страсть“) и дружбы (“неизменной и вечной“) и всего более — высокопарная, пестрящая романтическими штампами (“вещественные знаки невещественных отношений; “дух его прикован к земле“; “осуществить те надежды, которые толпились. “ и т. п.) фразеология. И все же это скорее оболочка мировоззрения этого человека, чем его сущность. Дело в том, что в грядущий новый мир Адуев-младший вступает наследником не одной ближайшей к нему эпохи (романтической), но вообще старой “простой, несложной, немудреной жизни“ (I, 290), являющей собою сплав многих патриархальных укладов — от идиллических до средневеково-рыцарских.

Идеолог и адвокат материально-меркантильных устремлений “нового порядка“, как именует он современную жизнь, Адуев-старший являет в романе тип безраздельного релятивиста и прагматика. При этом своей “правде“ он верен не только в служебных и деловых заботах, но и в интимно-сердечных отношениях с женой и племянником. Он вообще не признает различия между духовными (внутренними) и внешними интересами человека. Если Александр чурался житейской прозы, то Петр Адуев ее абсолютизирует. Если первый рядился в героические доспехи, то второй предпочитает как раз не выделяться из ряда, быть “человеком, как все“ (I, 50).

обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть фото обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть картинку обыкновенные истории жизни адуевых. Картинка про обыкновенные истории жизни адуевых. Фото обыкновенные истории жизни адуевых

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть фото обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть картинку обыкновенные истории жизни адуевых. Картинка про обыкновенные истории жизни адуевых. Фото обыкновенные истории жизни адуевых

обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть фото обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть картинку обыкновенные истории жизни адуевых. Картинка про обыкновенные истории жизни адуевых. Фото обыкновенные истории жизни адуевых

обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть фото обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть картинку обыкновенные истории жизни адуевых. Картинка про обыкновенные истории жизни адуевых. Фото обыкновенные истории жизни адуевых

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

И. А. Гончаров «Обыкновенная история»: характеристика героев

Главные герои

Александр Адуев

Александр Адуев — сын небогатой помещицы, окончил университет. В начале романа ему двадцать лет, он одержим романтическими грёзами. Изнеженный маменькой, с возвышенными мечтаниями, Александр приезжает в Петербург к дяде. Герой полон надежд, он мечтает прославиться на литературном поприще, встретить небывалую любовь и несокрушимую дружбу.

обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть фото обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть картинку обыкновенные истории жизни адуевых. Картинка про обыкновенные истории жизни адуевых. Фото обыкновенные истории жизни адуевых

Адуев долго сопротивлялся прагматичности и цинизму Петербурга, только в конце романа он убеждается, что надо самому становиться жёстким прагматиком и циником, иначе «карьеру и фортуну» не сделаешь. Поэт из него не получился: посредственным поэтическим даром в Петербурге никого не удивишь. Писателем он тоже не смог стать, потому что ничего нового сказать миру не умел.

В любви Александр потерпел фиаско. Наденька — первая пассия его в Петербурге — казалась ему вечной любовью, он даже всерьёз собрался жениться. Только Наденька через полтора года предпочла ему графа Новинского, человека более искушённого. Александр в любви разочарован. К прискорбию, он открывает, что дружба тоже непрочна.

Случай помог ему встретиться на Невском с незабвенным Поспеловым, который когда-то, чтобы проститься с другом Адуевым, скакал сто шестьдесят вёрст. Нынешний Поспелов не захотел предаваться воспоминаниям о детстве, говорить о любви, его интересовала только служба и карьера.

Полностью разочарованный, в жалком состоянии, Александр обращается к своему дяде, руководителю и устроителю его петербургской жизни. Тот советует ему вернуться в деревню, и герой, кляня город, где умерли его лучшие чувства, иссякли жизненные силы, едет домой.

В деревне Александр затосковал по Петербургу, и приехал в столицу уже с новым сознанием: он человек, каких в Петербурге много, и ему надо делать карьеру. И взялся недавний провинциал-идеалист за неё с таким рвением, что превратился в чудовище, переплюнул своего ледяного дядю. Из эпилога читатель узнаёт, что Александр Адуев стал преуспевающим дельцом, карьеристом и нашёл себе очень выгодную партию.

Пётр Иванович Адуев

обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть фото обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть картинку обыкновенные истории жизни адуевых. Картинка про обыкновенные истории жизни адуевых. Фото обыкновенные истории жизни адуевых

Пётр Иванович Адуев — родной дядя Александра, совершенный антипод своего восторженного племянника. Он человек дела, трезвого ума, терпеть не может романтических бредней, сентиментальностей и разговоров о высоких материях. Таким Пётр Иванович стал, прокладывая дорогу к своему нынешнему положению. В Петербурге он человек известный, состоятельный.

Люди, не способные к жизненной борьбе, не умеющие собой владеть вызывают его презрение. По мнению Петра Ивановича, восторженный, экзальтированный человек менее всего похож на человека. Вот если он умеет управлять своими чувствами, тогда человек. Герой терпеть не может карикатурного преувеличения дружбы и любви, хотя не отрицает таковых вообще. Его нельзя назвать сухарём, потому что он посещает театр, знает наизусть не одного Пушкина.

Воплощение трезвого разума и расчёта, Пётр Иванович Адуев вдруг показывает, что любовь выше всякого расчёта и бездушного дела.

Второстепенные герои романа

Лизавета Александровна Адуева — жена Петра Ивановича, моложе его на двадцать лет. Она добра, умна, её жизнь окружена комфортом и богатством, но холодность супруга делает молодую женщину несчастной. Через десять лет такая жизнь подорвала её силы и желание жить.

Анна Павловна Адуева — небогатая помещица, вдова, мать Александра. Со слугами она груба, по старому барскому обычаю. К сыну Анна Павловна добра, неумеренно нежна: во время долгого сна двадцатилетнего молодца все должны ходить на цыпочках. Вдова занимается хозяйством, необразованная, умом не блещет. Отправляет к своему деверю в Петербург сына, полагая, что тот обрадуется, да ещё отсылает ему глупейшее письмо.

обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть фото обыкновенные истории жизни адуевых. Смотреть картинку обыкновенные истории жизни адуевых. Картинка про обыкновенные истории жизни адуевых. Фото обыкновенные истории жизни адуевых

Юлия Тафаева — вторая петербургская любовь Александра, молодая вдова около 24 лет. Ухаживая за ней по просьбе дяди, он влюбляется в неё. В мечтательной, нервной Юлии Александр вновь видит обретение вечной любви. Почти два года они вместе, дело идёт к свадьбе, но Александр неожиданно разлюбил Юлию.

Лиза — молоденькая девушка, лет 18. Она привлекательна внешне и хороша внутренним содержанием, появляется в жизни Александра после завершения его связи с Юлией Тафаевой. Лиза влюбляется в него, а тот на возвышенные чувства уже и не способен. Отец Лизы, не видя серьёзных намерений Адуева, настаивает на прекращении встреч с его дочерью. И эти отношения закончились.

Граф Новинский — знакомый Петра Ивановича Адуева, сосед Любецких по даче. Граф мил, умён, учтив, дамский угодник. Умелые ухаживания графа возымели действие на Наденьку, и она увлеклась им, охладев к Александру.

Сурков. Компаньон Петра Ивановича Адуева по фарфоровому заводу. Сурков ухаживает за Юлией Тафаевой, но та отдает предпочтение Александру Адуеву.

Поспелов. Друг Александра Адуева со времен учебы в университете. После нескольких лет разлуки друзья встречаются в Петербурге. Александр разочаровывается в Поспелове, когда тот из пылкого юноши превращается в сдержанного, прагматичного мужчину.

Костяков. Друг Александра Адуева, пожилой мужчина. Александр сближается с Костяковым после разрыва с Юлией Тафаевой. Мужчины вместе ходят на рыбалку.

Антон Иванович. Сосед Адуевых по имению и частый гость Анны Павловны Адуевой. Антон Иванович – небогатый человек. Он не упускает возможности вкусно пообедать или поужинать у своих соседей, в том числе у Анны Павловны Адуевой, которая всегда радушно его принимает.

Источник

2759. Образ и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история Русский язык

Сочинение — Образ и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга. Его семья не очень богата, у Александра и матери около ста крепостных крестьян.

Отец Александра давно умер и Александр является единственным ребенком в семье. Он живет в имении вдвоем со своей матерью. Его вырастили в любви и ласке, поэтому он оказывается не готов к трудностям, которые поджидали его за порогом взрослой жизни.

В свое время герой закончил университет в провинции, где он много учился. Александр знает несколько иностранных языков.

В начале произведения Александру двадцать лет отроду. Автор описывает его как молодого блондина в расцвете сил. В двадцать лет все молодые люди мечтатели и Александр – не исключение. Он видит будущее в ярком свете, хочет приносить пользу Отечеству и миру. Он также мечтает о славе писателя или поэта, пишет стихи, удивлявшие его друзей. Жизнь без вдохновения для него скучна, такую жизнь герой называет деревянной.

Александр – добрый и умный молодой человек. Мать считает его воспитанным и привлекательным юношей с мягкой душой. Сердце своей герой слушает больше, чем разум.

Герой считает, что счастье не в деньгах и что денег у него больше, чем ему необходимо.

В двадцать лет, после окончания университета, Александр в поисках славы уезжает в Петербург. В деревне герой оставляет свою возлюбленную Софью, которую любит «маленькой» любовью. Любовь Софьи для него необходима до тех пор, пока он не встретит большую любовь.

В Петербурге у героя есть дядя, который помогает ему устроиться на службу и найти работу в журнале. Но дядя героя – расчетливый человек, и он пытается перевоспитать мечтательного племянника для его же пользы.

За два года в Петербурге Александр успешно устроился, у него хорошая работа. Изменилась и его внешность – он возмужал, исчезла мягкость черт. Юноша превращается в мужчину.

В двадцать три года Александр влюбляется в молоденькую Наденьку Любецкую. Любовь вскружила персонажу голову так, что он даже забросил службу. Александр даже собирается делать девушке предложение, но она предпочитает ему графа Новицкого. Для Александра это стало тяжелым ударом.

История с Наденькой привела Александра к тому, что он разочаровался в людях, любви и дружбе. Он стал противен самому себе.

Герой неумолимо взрослеет, меняется и его внешность. В двадцать пять лет на Александра тенью легла лень и неровность движений. Он был бледным и худым от душевных треволнений.

В двадцать пять лет герой вновь влюбляется. Но, когда дело уже идет к свадьбе, его чувства охладевают и он разрывает отношения. Эта ситуация еще больше отвращает героя от людей.

Затем в жизни героя появляется влюбленная в него Лиза, но Александр ее не любит и со временем прекращает с ней всякое общение. После этого герой мечтает только об уединении и покое, желает жить отшельником

Александр, в мечтах о славе писателя, все же сочиняет рукопись, но в издательстве отказываются ее печатать, и герой сжигает свои рукописи.

В двадцать девять лет наш герой состарился душой и окончательно разочаровался в жизни. Он возвращается из Петербурга в свою деревню, где он прожил полтора года и после смерти своей матери снова решил уехать в Петербург.

В Петербурге герой довольно успешно делает карьеру, после чело женится, по совету своего дяди, по расчету. В конце концов, от мечтательного и любвеобильного юноши ничего не остается, Александр практически становится копией своего холодного и расчетливого дяди.

Сочинение на тему Александр Адуев

Одна из ярких тем, раскрытых в русской литературе, – тема героя, отражающего суть своего времени. И. А. Гончаров в своем первом крупном романе «Обыкновенная история» продолжает традицию, заложенную классиками. В центре повествования – обыкновенная (типичная) история молодого человека Александра Адуева – провинциала, решившего покорить Петербург. Автор наделил главного героя многими чертами, характерными для молодого человека середины XIX века.

Александр – молодой помещик, спокойно живший с маменькой в своем имении Грачи. Он привык, что вокруг все подчинено его желаниям, капризы исполняются (за этим зорко следила маменька). Уверовав в свою исключительность и начитавшись легких французских романов, он уезжает в крупный город, где живет его дядя Петр Иванович.

Романтик в душе, Александр привозит в Петербург маменькины гостинцы и мечты о том, что он сумеет найти достойное место в новой жизни. Но оказавшись вдали от родных Грачей, он сталкивается с суровой действительностью, на которую ему все время пытается открыть глаза дядя. С помощью образа главного героя автор романа противопоставляет два мира: патриархальный мир глубокой провинции и мир холодной высокомерной и расчетливой столицы.

В городе Адуев встречается с карьеризмом и бездушием чиновников, видит социальные контрасты, на которых здесь построена жизнь. При переходе героя из одной среды в другую меняется значимость его личности: из уважаемого «барина» он превращается в обыкновенного провинциального дворянина, каких в Петербург приезжает немало.

Переход из беззаботного возвышенного состояния Александра к прозе жизни дался ему нелегко. Особенно хорошо это показано в сценах, где описаны душевные терзания героя после расставания с Наденькой, ради которой он порвал с Сонечкой из своей деревни. Любовь всегда казалась ему чувством искренним и высоким. Но разрыв с Наденькой показал, что женщины коварны и доверять нельзя никому.

Еще одним ударом судьбы стала случайная встреча с другом детства Поспеловым. Герой рад встрече с родственной возвышенной душой. Но жизнь в столице сильно изменила друга, он стал меркантильным и расчетливым.

Чтобы снизить романтический настрой Александра и показать, что в современном мире нет места сентиментальным романтикам, в романе дан образ дяди – абсолютно приземленного человека. Он пытается помочь племяннику приспособиться к жизни. Но не всегда молодой Адуев согласен с ним. Петр Иванович, стараясь окончательно убедить Александра в необходимости трезво смотреть на мир, наносит ему сильную душевную травму. Он хочет доказать племяннику, что его писательский дар ничтожен и никому не нужен. Дядя печатает роман племянника под своим именем и получает письмо от издателя. Этот, по сути, безжалостный поступок дяди навсегда убивает в герое романтика.

Через несколько лет Александр Адуев становится коллежским советником, имеющим хороший доход. Он собирается жениться на богатой невесте. Утонченный романтизм и детская мечтательность окончательно уступили дорогу прагматизму и холодному расчету, господствовавшим в то время в обществе. За талантливое изображение изменений в мировосприятии героя В. Г. Белинский высоко оценил первое крупное произведение И. А. Гончарова.

Источник

Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история»

В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга. Его семья не очень богата, у Александра и матери около ста крепостных крестьян.

Отец Александра давно умер и Александр является единственным ребенком в семье. Он живет в имении вдвоем со своей матерью. Его вырастили в любви и ласке, поэтому он оказывается не готов к трудностям, которые поджидали его за порогом взрослой жизни.

В свое время герой закончил университет в провинции, где он много учился. Александр знает несколько иностранных языков.

В начале произведения Александру двадцать лет отроду. Автор описывает его как молодого блондина в расцвете сил. В двадцать лет все молодые люди мечтатели и Александр – не исключение. Он видит будущее в ярком свете, хочет приносить пользу Отечеству и миру. Он также мечтает о славе писателя или поэта, пишет стихи, удивлявшие его друзей. Жизнь без вдохновения для него скучна, такую жизнь герой называет деревянной.

Александр – добрый и умный молодой человек. Мать считает его воспитанным и привлекательным юношей с мягкой душой. Сердце своей герой слушает больше, чем разум.

Герой считает, что счастье не в деньгах и что денег у него больше, чем ему необходимо.

В двадцать лет, после окончания университета, Александр в поисках славы уезжает в Петербург. В деревне герой оставляет свою возлюбленную Софью, которую любит «маленькой» любовью. Любовь Софьи для него необходима до тех пор, пока он не встретит большую любовь.

В Петербурге у героя есть дядя, который помогает ему устроиться на службу и найти работу в журнале. Но дядя героя – расчетливый человек, и он пытается перевоспитать мечтательного племянника для его же пользы.

За два года в Петербурге Александр успешно устроился, у него хорошая работа. Изменилась и его внешность – он возмужал, исчезла мягкость черт. Юноша превращается в мужчину.

В двадцать три года Александр влюбляется в молоденькую Наденьку Любецкую. Любовь вскружила персонажу голову так, что он даже забросил службу. Александр даже собирается делать девушке предложение, но она предпочитает ему графа Новицкого. Для Александра это стало тяжелым ударом.

История с Наденькой привела Александра к тому, что он разочаровался в людях, любви и дружбе. Он стал противен самому себе.

Герой неумолимо взрослеет, меняется и его внешность. В двадцать пять лет на Александра тенью легла лень и неровность движений. Он был бледным и худым от душевных треволнений.

В двадцать пять лет герой вновь влюбляется. Но, когда дело уже идет к свадьбе, его чувства охладевают и он разрывает отношения. Эта ситуация еще больше отвращает героя от людей.

Затем в жизни героя появляется влюбленная в него Лиза, но Александр ее не любит и со временем прекращает с ней всякое общение. После этого герой мечтает только об уединении и покое, желает жить отшельником

Александр, в мечтах о славе писателя, все же сочиняет рукопись, но в издательстве отказываются ее печатать, и герой сжигает свои рукописи.

В двадцать девять лет наш герой состарился душой и окончательно разочаровался в жизни. Он возвращается из Петербурга в свою деревню, где он прожил полтора года и после смерти своей матери снова решил уехать в Петербург.

В Петербурге герой довольно успешно делает карьеру, после чело женится, по совету своего дяди, по расчету. В конце концов, от мечтательного и любвеобильного юноши ничего не остается, Александр практически становится копией своего холодного и расчетливого дяди.

Сочинение на тему Александр Адуев

Одна из ярких тем, раскрытых в русской литературе, – тема героя, отражающего суть своего времени. И. А. Гончаров в своем первом крупном романе «Обыкновенная история» продолжает традицию, заложенную классиками. В центре повествования – обыкновенная (типичная) история молодого человека Александра Адуева – провинциала, решившего покорить Петербург. Автор наделил главного героя многими чертами, характерными для молодого человека середины XIX века.

Александр – молодой помещик, спокойно живший с маменькой в своем имении Грачи. Он привык, что вокруг все подчинено его желаниям, капризы исполняются (за этим зорко следила маменька). Уверовав в свою исключительность и начитавшись легких французских романов, он уезжает в крупный город, где живет его дядя Петр Иванович.

Романтик в душе, Александр привозит в Петербург маменькины гостинцы и мечты о том, что он сумеет найти достойное место в новой жизни. Но оказавшись вдали от родных Грачей, он сталкивается с суровой действительностью, на которую ему все время пытается открыть глаза дядя. С помощью образа главного героя автор романа противопоставляет два мира: патриархальный мир глубокой провинции и мир холодной высокомерной и расчетливой столицы.

В городе Адуев встречается с карьеризмом и бездушием чиновников, видит социальные контрасты, на которых здесь построена жизнь. При переходе героя из одной среды в другую меняется значимость его личности: из уважаемого «барина» он превращается в обыкновенного провинциального дворянина, каких в Петербург приезжает немало.

Переход из беззаботного возвышенного состояния Александра к прозе жизни дался ему нелегко. Особенно хорошо это показано в сценах, где описаны душевные терзания героя после расставания с Наденькой, ради которой он порвал с Сонечкой из своей деревни. Любовь всегда казалась ему чувством искренним и высоким. Но разрыв с Наденькой показал, что женщины коварны и доверять нельзя никому.

Еще одним ударом судьбы стала случайная встреча с другом детства Поспеловым. Герой рад встрече с родственной возвышенной душой. Но жизнь в столице сильно изменила друга, он стал меркантильным и расчетливым.

Чтобы снизить романтический настрой Александра и показать, что в современном мире нет места сентиментальным романтикам, в романе дан образ дяди – абсолютно приземленного человека. Он пытается помочь племяннику приспособиться к жизни. Но не всегда молодой Адуев согласен с ним. Петр Иванович, стараясь окончательно убедить Александра в необходимости трезво смотреть на мир, наносит ему сильную душевную травму. Он хочет доказать племяннику, что его писательский дар ничтожен и никому не нужен. Дядя печатает роман племянника под своим именем и получает письмо от издателя. Этот, по сути, безжалостный поступок дяди навсегда убивает в герое романтика.

Через несколько лет Александр Адуев становится коллежским советником, имеющим хороший доход. Он собирается жениться на богатой невесте. Утонченный романтизм и детская мечтательность окончательно уступили дорогу прагматизму и холодному расчету, господствовавшим в то время в обществе. За талантливое изображение изменений в мировосприятии героя В. Г. Белинский высоко оценил первое крупное произведение И. А. Гончарова.

Другие сочинения: ← Детство Обломова↑ ГончаровАнисья в романе Обломов →

Характеристика образа Александра Адуева

Александр Адуев не захотел отставать от века. Он стал тем, кем был его дядя: деловым человеком, идущим «наравне с веком», с возможностью в будущем блестящей карьеры. Мечтательный романтик стал дельцом. Такой процесс перерождения был типичным явлением для русской действительности 30—40-х годов. Духовный потомок Ленского, Александр Адуев, как и пушкинский герой, уходит в мир мечтаний, не знает жизни. Но Ленский был наделен Пушкиным чертами гражданственности, в нем жили «вольнолюбивые мечты»… Адуев же — представитель мелкого, пошлого, безыдейного романтизма, распространенного в 40-е годы. Под романтической настроенностью Александра скрывались черты эгоизма и самовлюбленности.

Превратившись в дельца, чиновника-карьериста, Адуев становится человеком с узкими, ограниченными интересами и мещанским пониманием жизни. Александр в общем-то человек самый заурядный, и только ему самому кажется, что он личность необыкновенная, «с могучей душой».

Жизнь в столице, влияние окружающей действительности в первую очередь, были главными причинами перерождения Адуева. Александр стал скептиком, разочаровался в жизни, любви, труде, творчестве. В его прежнем облике мечтательного романтика были и черты, свойственные юности, стремление «к высокому и прекрасному». Эти качества Гончаров в своем герое не осуждал. «Есть пора в жизни человека, — писал Белинский, — когда грудь его полна тревоги…

В этом и заключается «Обыкновенная история». Гончаров на службе и в салоне Майковых встречался со многими видными представителями чиновного мира. Он хорошо знал людец типа Адуевых. Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях А.

В. Старчевский: «Героем для повести Гончарова послужил его покойный начальник Владимир Андреевич Солоницын и Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский, брат которого Михаил Парфенович, бывший с нами в университете и знакомый Ивана Александровича, близко познакомил автора с этой личностью. Из двух героев, положительных и черствых, притом не последних эгоистов, мечтавших только о том, как бы выйти в люди, составить капиталец и сделать хорошую партию, Иван Александрович выкроил своего главного героя.

Племянник с желтыми цветами составлен из Солика (племянника В. А. Солоницына и Михаила Парфеновича Заблоцкого-Десятовского.

) В «Обыкновенной истории» Гончаров пишет, что писатель должен обозревать «покойным и светлым взглядом жизнь и людей вообще», но выводов не делать. Это он предоставляет читателю.

У Герцена, — писал Белинский, сравнивая творческий метод Гончарова и Герцена, — «мысль всегда впереди, он вперед знает, что и для чего пишет; он изображает с поразительною верностию сцену действительности для того только, чтобы сказать о ней свое слово, произнести суд. Г-н Гончаров рисует свои фигуры, характеры, сцены, прежде всего для того, чтобы удовлетворить своей потребности и насладиться своею снособностиюрисовать: говорить и судить и извлекать из них нравственные следствия ему надо предоставить своим читателям.

Картины Искандера (псевдоним Герцена.—В. Л.) отличаются не столько верностию рисунка и тоикостию кисти, сколько глубоким знанием изображаемой им действительности, они отличаются больше фактическою, нежели поэтическою истиною, увлекательны слогом не столько поэтическим, сколько исполненным ума, мысли, юмора и остроумия, — всегда поражающим оригинальностию и новостию. Главная сила таланта г.

Гончарова — всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств, как, например, в поэтическом описании процесса горения в камине сочинений молодого Адуева. В таланте Искандера поэзия — агент второстепенный, а главный — мысль; в таланте г. Гончарова поэзия — агент первый и единственный…»

Другие части и похожие материалы:

Несколько интересных сочинений

Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история»

Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе “Обыкновенная история” противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином (ср. в “Евгении Онегине”: “он умер в час перед обедом”), сезоны — полевыми работами, благосостояние — запасами продовольствия. В Петербурге весь день размечен по часам, и каждому часу соответствуют свои занятия на службе, на фабрике или вечерние “обязательные” развлечения: театр, визиты, игра в карты.

Александр Адуев — провинциальный юноша, приехавший в Петербург с неясными для него самого намерениями. Он повинуется непреодолимому стремлению выйти за пределы зачарованного мира родного поместья. Его образ служит средством характеристики поместно-дворянского и петербургского быта.

Привычная деревенская жизнь в своих наиболее ярких картинах предстает перед ним в момент расставания, когда он покидает родные места ради неизвестного будущего, и затем при возвращении его после петербургских горестей и испытаний в родное гнездо. Глазами юного Адуева увидел писатель и Петербург — город социальных контрастов, чиновничьих карьер и административного бездушия.

Гончаров сумел понять, что Петербург и провинция, а в особенности деревня, — это две социально-культурные системы, два органически целостных мира и в то же время две исторические стадии состояния общества. Переезжая из деревни в город, Александр Адуев переходит из одной социальной ситуации в другую, и само значение его личности в новой системе отношений оказывается неожиданно и разительно новым для него. Целостность провинциальной крепостнической среды и крепостной деревни составлялась из замкнутых сфер: губернских и уездных городов, деревень, имений. В своем имении Адуев-помещик, “молодой барин” — независимо от своих личных качеств фигура не только значимая, выдающаяся, но уникальная, единственная. Жизнь в этой сфере внушает красивому, образованному, способному юному дворянину мысль, что он “первый в мире”, избранник. Присущие молодости и неопытности романтическое самосознание, веру в свою избранность Гончаров связал с феодальным укладом, с русским крепостническим провинциальным бытом.

Исследователи творчества Гончарова обратили внимание на настойчиво подчеркиваемую в романе деталь: Петр Иванович Адуев, разговаривая с племянником, все время забывает имя предмета бурного увлечения Александра, называет красавицу Наденьку всеми возможными женскими именами.

Александр Адуев готов из своей неудачи, из “измены” Наденьки, которая предпочла ему более интересного кавалера, сделать выводы о ничтожестве человеческого рода, о коварстве женщин вообще и т. д., так как его любовь представляется ему исключительным чувством, имеющим особое значение.

Петр Иванович Адуев, в течение всего романа “низводящий” на землю романтические декларации племянника, дает понять, что роман Александра — заурядное юношеское волокитство. Его склонность “путать” Наденьку с другими девицами все меньше и меньше возмущает племянника, так как романтический ореол, которым он окружал эту барышню и свое чувство, блекнет в его же собственных глазах.

Обыкновенная история Александра Адуева

Роман «Обыкновенная история» — первый среди трех крупных сочинений И. А. Гон­чарова. Его главный герой Александр Адуев в юности был во многом похож на Илью Ильича Обломова. Он рос в деревне. «Мать его лелеяла и баловала, как балуют един­ственное чадо, нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя». Когда Александру исполнилось двадцать лет, домашний мир стал ему тесен. И он, так же как и Обломов, устремился в Петербург. «Все блага, которые так дорого ценятся на склоне жизни, он весело менял на неизвестное, полное увлекательной и таинственной прелести». Он мечтал о «колоссальной страсти», «о пользе, которую он принесет отечеству», мечтал «о славе писателя», то есть был настоящим романтиком, мечтателем, и помыслы его были благородны и прекрасны.

«Обыкновенная история» Гончарова — это история о том, как романтичный, благо­родный юноша становится деловым, расчетливым карьеристом, человеком практичным и холодным. В эпилоге даже его преуспевающий дядя, который учил его жить, удивляется быстрым успехам племянника: «Да, втридцать с небольшим лет — коллежский советник, хорошее казенное содержание, посторонними трудами зарабатываешь много денег, да еще вовремя женишься на богатой… Да, Адуевы делают свое дело!»

Есть еще один довод в романе, который заставляет усомниться в правильности выбранного пути. Перед нами история Петра Ивановича Адуева. Он человек дела и многого достиг в жизни, потратив на это немало сил, молодость, здоровье. «В нынешний год вам следует в тайные советники…» — с завистью говорит племянник. Но именно теперь Петр Иванович принимает решение уйти в отставку, продать завод, приносящий большой доход, и спасать свою жену. А спасти ее могло только доказательство любви к ней, живое чувство. Адуев-старший давно изгнал из жизни все нежности, научился жить ровно, без страсти, без всплесков эмоций. И он уже не может объяснить жене словами, как она необходима ему. Поэтому решает убедить ее своими поступками. Он хочет разбудить в ней желание жить. А это может сделать только любовь, которую он всегда гнал их своей жизни.

Что ждет Александра Адуева через несколько лет обеспеченной жизни? Сумеет ли он извлечь урок из опыта Петра Ивановича? Или пойдет еще дальше и ему некогда будет жалеть об утраченных идеалах юности и думать о цене, заплаченной за успех преуспевающего человека?

Можно сказать, что сюжет этой обыкновенной истории — один из вариантов будущего романа «Обломов». По сути, Адуев — это перевоспитанный Штольцем и жизнью Обломов, отказавшийся от своих идеалов, убеждений и от собственного «я». «Непроснувшийся» Обломов тоже не идеал для подражания. Но каждый сам выбирает свой путь, и сам платит за свои ошибки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *