очень страшная история алексин краткое содержание по главам
Краткое содержание Алексин Очень страшная история для читательского дневника
Действие в книге начинается в городе со скрытым названием. В городе живет популярный писатель Глеб Бородаев. Глеб писал мистические и приключенческие повести. Рассказ ведется от лица шестиклассника Алика Деткина. Алик записался в литературный кружок, организованный классным руководителем Святославом Николаевичем. В кружок имени Бородаева записались еще Наташа Кулагина, Валентина Миронова, Андрей Круглов и Геннадий Рыжиков, и Глеб Бородаев – младший. Глеб Бородаев был внуком известного писателя. Кроме кружка в классе открылась галерея, которая посвящена творчеству Бородаева. Изучая произведения писателя, ребята натыкаются на повесть «Тайна старой дачи». В книге рассказывается о персонаже по прозвищу Дачник. Как – то раз Дачник бесследно пропал на своей даче. Поиски никаких результатов не дали. История из книги была взята из настоящей жизни. Данная книга приобрела большую популярность.
Так с момента открытия выставки прошел год. Святослав Николаевич готовился уходить на заслуженную пенсию. Вместо него классным руководителем стала Нинель Федоровна. После прихода она решила закрыть выставку, поскольку не была знакома с творческими работами Бородаева. Взамен преподаватель решила сделать выставку, посвященную Пушкину. Несмотря на закрытие галереи, ребята не потеряли интереса и организовали специальную экскурсию. Преподавательница согласилась с предложением школьников. Школьники решили поехать на злосчастную дачу и отгадать тайну исчезновения Дачника. Перед походом преподавательница заболела и отказалась от поездки.
По приезду товарищи оказались в беде. Их поймали и закрыли в подвале. В подвале они нашли скелет и приняли его за останки Дачника. Скелет оказался поддельным. Школьники нашли выход из подвала. Они решили выяснить, кто их закрыл в подвале. Остальная часть книги сочинена через 20 лет. Алик стал знаменитостью в школе. Алика и его товарищей позвали на дачу и обвинили в убийстве. Они уехали на дачу для решения проблемы. В конце выяснилось, что знакомый Алика притворялся мертвым и хотел отомстить Алику. Поскольку он сильно завидовал Алику и хотел заполучить Наташу.
Читать краткое содержание Очень страшная история. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Алексин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Очень страшная история
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
В шестнадцатом веке была написана историческая трагедия «Юлий Цезарь» он является основателем и политиком Римской империи.
История начинается с того, что отец показывает своему сыну Мише красивую музыкальную табакерку, в которой выстроен целый миниатюрный городок. Миша долго любуется подарком и очень хочет попасть в этот цветной и яркий мир
Одним из интересных произведений Томаса Манна стала новелла «Смерть в Венеции». Некоторые критики считали ее автобиографической.
В одном из дворов каждый день собиралась местная детвора. Объединившись в команды, они с азартом играли в волейбол. Мама Кольки по имени Леля радовала их своим присутствием, так как
В центре внимания жизненная история скульптора, который дает большие надежды в искусстве. Однажды ему предстояло выставить свою лучшую работу на конкурс, который проводился в городе. Лучшая работа по итогам конкурса должна была украшать стены университета
Краткое содержание Очень страшная история Алексина
Увлекательный рассказ Анатолий Алексина «Очень страшная история» с первых строк носит в себе детективный подтекст. Сюжет разворачивается в городе, название которого не упоминается. В этом городе особой популярностью пользовался поэт Глеб Бородаев, который писал в жанре приключений и мистики. В городе появляется новый учитель Святослав Николаевич и становится классным руководителем главных героев. Вскоре он организовывает литературное сообщество имени Бородаева и туда приглашает самых одаренных и смышленых ребят. В состав команды попали: Алик, Наташа, Валя, Андрей и Гена, а также внук писателя Бородаева-Глеб.
Ребята организовывают выставку, которая посвящена жизни и творческому пути писателя. Дети тщательно изучают работы Бородаева и особый интерес привлекает одна из самых популярных и успешных книг-Тайна старой дачи. Это книга рассказывает про человека, имя которого скрыто, автор называет его Дачник. Однажды перед Новым годом этот человек таинственно пропал на своей даче, причем совершенно бесследно. Были проведены различные поиски, но обнаружить человека так и не удалось.
Сюжет был взят из реальных событий, дача действительно существовала, и именно на ней старший Бородаев и написал этот рассказ. Эта книга привела к особой популярности поэта, его чтили и узнавали.
Спустя год Святославу Николаевичу приходит время уходить на пенсию, а вместо него приходит новая молодая руководительница-Нинель Федоровна. Ей не знакомо творчество Бородаева, поэтому и выставку она закрывает, предлагая на замену изучать творчество Пушкина.
Но интерес к таинственной истории у ребят не угас, вскоре они организовывают поездку на то самое место. Учительница не против и вполне легко принимает их предложение. Ребята серьезно настроены поехать на дачу и разгадать тайну пропажи Дачника.
За несколько дней до поездки, учительница сообщает, что заболела и не сможет поехать с ребятами на дачу.
Ребята приезжают на дачу и оказываются в неловкой ситуации, их запирают в подвале, где они находят скелет, и решают, что это тот самый Дачник. Скелет оказывается не настоящим. Вскоре ребята находят дверь, и им удается выбраться из подвала. Ребята пытаются разобраться в том, зачем их заперли в подвале, кто это сделал, и было ли это спланировано заранее.
Вторая часть рассказа написана спустя 20 лет. Алик разбирается в заговоре Глеба и становится школьной знаменитостью. Внезапно Алика зовут к телефону и сообщают, что он и его друзья обвиняются в убийстве, для выяснения подробностей следует приехать на дачу. На даче ребят встречают три человека, представляются работниками органов, но Алик с подозрением относится к ним. Алика и его друзей винят в убийстве, но Алик уверен, что такого не может быть.
В результате Племянник оказывается живим, он находился в подвале. Алик полностью разбирается в ситуации и выясняет, что всю историю подстроил Покойник, так как завидовал Алику и хотел добиться внимания Наташи.
Книга была написана от лица мальчика, учащегося в шестом классе. Все действия происходит в городе Москва. Об этом выясняется во второй. части книги. Она состоит из двух частей. Первая имеет название «Тайна старой дачи», а вторая под названием «Покойник оживает начинает действовать.»
Главным лицом является мальчик Алик. В книге рассказывается, как преподаватель Алика организовал литературный кружок и взял в него пятерых умных ребят, одноклассников мальчика. А также еще одним участником этого кружка был Глеб, он являлся внуком писателя Бородаева, в честь которого был назван данный кружок.
Однажды на одной из выставок ребята узнал об одной книге, под названием «Тайна старой дачи». Книга о том, как один дачник бесследно и загадочно пропал в канун новогодних праздников. И эта дача существует на самом деле.
Спустя год руководитель ушел на пенсию, и его заменила новая молодая преподавательница. Ребята предложили как-то съездить на ту самую дачу, о которой писалось в книге, и она согласилась.
Когда наступил день поездки на дачу, молодая руководительница не пришла, так как, по словам Глеба, была занята переездом и заболела. В то время Глеб предлагает ребятам поехать туда одним и те соглашаются, так как тоже заинтересованы в данной истории.
Приехав на дачу, они обнаружили молодого человека Григория, его тетя была хозяйкой дачи.
Бородаев часто снимал эту дачу и хорошо знал Григория.
Эту книгу автор писал в подвале, и ребята захотели посмотреть его. Племянник проводил ребят туда и закрыл их, сказав, что так они лучше узнают эту историю. Ребята были напуганы и им нужно было возвращаться домой. Также они увидели в этом подвале скелет.
Чтобы ребята не так боялись, Алик предложил устроить некое заседание и предложил некоторым друзьям сочинить историю про этот день. Девочка начала сочинять подобный план своих сегодняшних действий, а Алик в это время находит в ее фразе какой-то смысл, но пока не собирается делиться с остальными. Потом он попросил Глеба вспомнить что-нибудь интересное из жизни его деда. Алик понимает, что дед просто наспросто нагонял на себя страх, чтобы было больше вдохновения, а скелет просто обычный муляж. Алик никому не говорил о своих загадках, о том, что Глеб сам здесь их заточил и специально спланировал эту поездку. Чуть позже Алик нашел в подвале потайную дверь и ребятам удалось выйти. На улице они выясняют, что опоздали на поезд, а следующий будет только завтра. Об этом нужно было как-то оповестить родителей ребят и поэтому они вернулись обратно на дачу, чтобы позвонить.
Алик в это время отвлек племянника и им удалось запереть его в подвале. Дождавшись поезда, ребята собрались уходить, но Наташа сказала, что все-таки нужно выпустить племянника из подвала. Алик в это время отвел Глеба в сторону и сказал ему о своих догадках и предложил разыграть перед всеми некий спектакль, они связали племянника, но тот выбрался, так дверь ему отпер Глеб, и при таком варианте племянник не будет сердиться на Глеба.
Ребята догоняют отбывший поезд. В поезде Алик наедине с Глебом начал разговор. Выясняется, что Глеб Бородаев хотел вернуть к себе почет и уважение, и чтобы заново открыли кружок имени его дедушки. Поэтому он подстроил так, чтобы руководительницу уволили. А также наврал всем ребятам о правдоподобности истории о даче. Но в подвале Глеб видел некую мемориальную таблицу, на которой было написано о том, что книга «Тайна старой дачи» была придумана. Глеб с племянником специально закрыл всех в подвале, чтобы родители ребят заволновались о опять обвинили во всем учителя.
В конце книги Алик спросил у Наташи стоит ли прощать за это Глеба. На это она ответила, что если слабый человек бывает жестоким, то это противно, но если смелый бывает жестоким, то это страшно.
Очень страшная история. Читательский дневник
Советуем почитать
События, описанные в повести происходили в период Великой Отечественной войны. В киргизском ауле всех мужчин забрал на фронт, остались только женщины и подростки, которые были вынуждены трудиться в поле и выполнять всю тяжелую работу.
В повести «Собачье сердце» Михаил Булгаков соединил элементы фантастики, и примеры реальных событий начала XX века, свидетелем которых он был.
Перед наступлением новогоднего праздника по ночной морозной улице под снегом бредет медленно маленькая девочка, на ногах которой отсутствует обувь. Туфли малышка теряет в момент, когда на нее несется карета, запряженная лошадьми.
Сказку «Красная Шапочка» написал французский автор Шарль Пьеро. Он был известным сказочником, собирателем историй из французского национального фольклора. Историй о красной шапочке и волке
Исторический роман «Фараон» был создан известным польским автором Болеславом Прусом в 1895 году. События развиваются в Древнем Египте, в центре сюжета находится конфронтация вымышленного молодого
«Очень страшная история» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
В одном небольшом городе большой популярностью пользуется местный писатель Глеб Бородаев. Классный руководитель Святослав Николаевич организовывает кружок в честь знаменитого горожанина. В кружок входят литературно одаренные шестиклассники: Алик, Наташа Кулагина, Валя Миронова, Андрей Круглов по прозвищу Принц Датский и Генка Рыжиков (Покойник).
В ходе изучения творчества Бородаева ребята знакомятся с самой популярной его книгой под названием «Тайна старой дачи». В детективе описывается таинственное исчезновение человека с собственной дачи в канун Нового года. Ребята очень заинтригованы, поскольку сюжет к книге был взят писателем из реальной жизни.
Спустя год Святослав Николаевич уходит на пенсию. Новая учительница Нинель Федоровна предлагает ребятам более тщательно подойти к изучению творчества Пушкина. Вместе с тем она не отказывает им в просьбе съездить на ту дачу, что описана в книге Бородаева. Алик очень ждет эту поездку, поскольку хочет разгадать тайну исчезнувшего дачника.
Приехав на место, ребята оказываются запертыми в подвале. Алик догадывается, что они стали участниками заговора. Он разоблачает того, кто подстроил всю историю, и становится настоящим героем в своей школе.
Тайна старой дачи (Первая очень страшная история)Анатолий Алексин, 1969
Очень страшная история — краткое содержание повести Алексина
Книга была написана от лица мальчика, учащегося в шестом классе. Все действия происходит в городе Москва. Об этом выясняется во второй. части книги. Она состоит из двух частей. Первая имеет название «Тайна старой дачи», а вторая под названием «Покойник оживает начинает действовать.»
Главным лицом является мальчик Алик. В книге рассказывается, как преподаватель Алика организовал литературный кружок и взял в него пятерых умных ребят, одноклассников мальчика. А также еще одним участником этого кружка был Глеб, он являлся внуком писателя Бородаева, в честь которого был назван данный кружок.
Однажды на одной из выставок ребята узнал об одной книге, под названием «Тайна старой дачи». Книга о том, как один дачник бесследно и загадочно пропал в канун новогодних праздников. И эта дача существует на самом деле.
Спустя год руководитель ушел на пенсию, и его заменила новая молодая преподавательница. Ребята предложили как-то съездить на ту самую дачу, о которой писалось в книге, и она согласилась.
Когда наступил день поездки на дачу, молодая руководительница не пришла, так как, по словам Глеба, была занята переездом и заболела. В то время Глеб предлагает ребятам поехать туда одним и те соглашаются, так как тоже заинтересованы в данной истории.
Приехав на дачу, они обнаружили молодого человека Григория, его тетя была хозяйкой дачи.
Бородаев часто снимал эту дачу и хорошо знал Григория.
Эту книгу автор писал в подвале, и ребята захотели посмотреть его. Племянник проводил ребят туда и закрыл их, сказав, что так они лучше узнают эту историю. Ребята были напуганы и им нужно было возвращаться домой. Также они увидели в этом подвале скелет.
Чтобы ребята не так боялись, Алик предложил устроить некое заседание и предложил некоторым друзьям сочинить историю про этот день.
Девочка начала сочинять подобный план своих сегодняшних действий, а Алик в это время находит в ее фразе какой-то смысл, но пока не собирается делиться с остальными. Потом он попросил Глеба вспомнить что-нибудь интересное из жизни его деда.
Алик понимает, что дед просто наспросто нагонял на себя страх, чтобы было больше вдохновения, а скелет просто обычный муляж. Алик никому не говорил о своих загадках, о том, что Глеб сам здесь их заточил и специально спланировал эту поездку.
Чуть позже Алик нашел в подвале потайную дверь и ребятам удалось выйти. На улице они выясняют, что опоздали на поезд, а следующий будет только завтра. Об этом нужно было как-то оповестить родителей ребят и поэтому они вернулись обратно на дачу, чтобы позвонить.
Алик в это время отвлек племянника и им удалось запереть его в подвале. Дождавшись поезда, ребята собрались уходить, но Наташа сказала, что все-таки нужно выпустить племянника из подвала.
Алик в это время отвел Глеба в сторону и сказал ему о своих догадках и предложил разыграть перед всеми некий спектакль, они связали племянника, но тот выбрался, так дверь ему отпер Глеб, и при таком варианте племянник не будет сердиться на Глеба.
Ребята догоняют отбывший поезд. В поезде Алик наедине с Глебом начал разговор. Выясняется, что Глеб Бородаев хотел вернуть к себе почет и уважение, и чтобы заново открыли кружок имени его дедушки. Поэтому он подстроил так, чтобы руководительницу уволили.
А также наврал всем ребятам о правдоподобности истории о даче. Но в подвале Глеб видел некую мемориальную таблицу, на которой было написано о том, что книга «Тайна старой дачи» была придумана.
Глеб с племянником специально закрыл всех в подвале, чтобы родители ребят заволновались о опять обвинили во всем учителя.
В конце книги Алик спросил у Наташи стоит ли прощать за это Глеба. На это она ответила, что если слабый человек бывает жестоким, то это противно, но если смелый бывает жестоким, то это страшно.
Тайна старой дачи (Первая очень страшная история)Анатолий Алексин, 1969
Судьбе было угодно, чтобы я родился в семье инженерно-технического работника, в самом начале второй половины нашего века. Это была дружная трудовая семья. Я был последним ребенком в этой семье. Первым ребенком был мой старший брат Костя. Всего, значит, нас было двое. Сейчас уже Костю трудно назвать ребенком, потому что он бреется и учится в университете.
Родители наши сумели дать своим детям хорошее образование: Костя, как я уже сказал, студент, и я тоже учусь.
У нас с братом были совершенно разные характеры. Они и теперь абсолютно разные, но я пишу «были», потому что предисловия «От автора» всегда пишутся в прошедшем времени, как воспоминания. Брат увлекался техникой, а я любил читать детективные повести и романы. Потом, в более зрелом возрасте, я внезапно почувствовал тягу к творчеству.
У меня не было старой няни, которая бы рассказывала мне в детстве сказки и так понемножку приучила бы меня любить литературу. Мама сама вела хозяйство, поэтому ни няни, ни домработницы у нас не было.
Но зато на меня как на будущего автора детективных произведений огромное влияние оказали мои родители.
Когда я еще был во втором или в третьем классе, мама вышила на мешке для галош мою фамилию: «Деткин».
С этого и началось: меня прозвали Детективом. А если бы мама не вышила те буквы на моем синем мешке.
Но положительное влияние родителей было не только в этом. Мама и папа часто отбирали у меня затрепанные приключенческие повести и романы. «Жалко тратить на это время!» — восклицали они. А потом я находил свою книгу под подушкой у мамы или случайно замечал ее в папином портфеле. Таким образом, с их помощью я понял, что все нормальные люди любят читать детективные книжки, но многие любят тайно. А тайная любовь, как известно, самая интересная и самая сильная!
Итак, я начал творить. Родители были против: «Жаль тратить на это время!» Тогда я вспомнил все известные мне случаи, когда отцы выгоняли из дому и даже лишали наследства будущих великих артистов, композиторов и писателей.
Эти примеры подействовали на папу и маму.
— Ладно, — сказал папа, — раз тебе не жалко времени, которое можно было бы потратить на изучение иностранного языка, на чтение полезных книг или, скажем, на спорт, пусть будет по-твоему! Но позволь и мне обратиться к классическим примерам…
Он достал первый том Собрания сочинений Лермонтова, прочитал вслух два стихотворения и сказал:
— Эти стихи были написаны Михаилом Юрьевичем, а точней сказать, Мишей, в четырнадцатилетнем возрасте. Ты всего на полтора года моложе. Только на полтора. А если учесть, что дети сейчас взрослеют гораздо раньше, можно считать, что вы одного возраста!
— Ну и что? — спросил я.
— А то, — ответил мне папа, — что нельзя высосать повесть из пальца. Прежде чем сесть за стол, надо изучить человеческие характеры. А сюжет! Его должна подсказать тебе сама жизнь!
Я стал изучать характеры своих приятелей, соседей, учителей. Но сюжета жизнь подсказывать мне не хотела.
И вдруг случилось такое.
Никогда я бы не смог придумать истории страшнее той, которая случилась на самом деле и которую я всю распутал от начала и до конца, доказав, что Детективом меня прозвали не зря.
Читать
Вероятно, есть еще на свете люди, которые не успели прочитать мою первую «Очень страшную историю». Для них я перескажу ее содержание, непрерывно помня о том, что краткость — сестра таланта.
Это утверждал кто-то из тех, кого, как говорит наша учительница Нинель Федоровна, стоит цитировать. Но ведь сестры бывают разные: родные, двоюродные, троюродные… Так вот, краткость — родная сестра таланта. Это высказывание принадлежит уже мне!
Я решил рассказать еще много «очень страшных историй». И каждая последующая будет страшней предыдущей. До чего все это дойдет — трудно себе представить. Как трудно представить, до чего дойдет сама жизнь.
Которая все сюжеты мне и подскажет! В классе подсказывать запрещено, а в литературе — разрешено. Таким образом, мои «очень страшные истории» являются, говоря милицейским языком, документами
То есть они, говоря литературным языком, документальны
Я и думать не думал, что моя первая детективная повесть будет напечатана в самом настоящем журнале… А потом будет издана не только, говоря патриотическим языком, на родной земле
, а и в странах далеких и даже самых что ни на есть капиталистических.
Там ей, говоря юридическим языком, незаконно
давали другие названия. Иногда мне это было приятно. К примеру, в Нью-Йорке — есть такой город — на обложке напечатали: «Алик — детектив».
Очень страшная история, стр. 1
Очень страшная история
Судьбе было угодно, чтобы я родился в семье инженерно-технического работника, в самом начале второй половины нашего века. Это была дружная трудовая семья. Я был последним ребенком в этой семье. Первым ребенком был мой старший брат Костя. Всего, значит, нас было двое. Сейчас уже Костю трудно назвать ребенком, потому что он бреется и учится в университете.
Родители наши сумели дать своим детям хорошее образование: Костя, как я уже сказал, студент, и я тоже учусь.
У нас с братом были совершенно разные характеры. Они и теперь абсолютно разные, но я пишу «были», потому что предисловия «От автора» всегда пишутся в прошедшем времени, как воспоминания. Брат увлекался техникой, а я любил читать детективные повести и романы. Потом, в более зрелом возрасте, я внезапно почувствовал тягу к творчеству.
У меня не было старой няни, которая бы рассказывала мне в детстве сказки и так понемножку приучила бы меня любить литературу. Мама сама вела хозяйство, поэтому ни няни, ни домработницы у нас не было.
Но зато на меня как на будущего автора детективных произведений огромное влияние оказали мои родители.
Когда я еще был во втором или в третьем классе, мама вышила на мешке для галош мою фамилию: «Деткин».
С этого и началось: меня прозвали Детективом. А если бы мама не вышила те буквы на моем синем мешке.
Но положительное влияние родителей было не только в этом. Мама и папа часто отбирали у меня затрепанные приключенческие повести и романы. «Жалко тратить на это время!» — восклицали они. А потом я находил свою книгу под подушкой у мамы или случайно замечал ее в папином портфеле. Таким образом, с их помощью я понял, что все нормальные люди любят читать детективные книжки, но многие любят тайно. А тайная любовь, как известно, самая интересная и самая сильная!
Итак, я начал творить. Родители были против: «Жаль тратить на это время!» Тогда я вспомнил все известные мне случаи, когда отцы выгоняли из дому и даже лишали наследства будущих великих артистов, композиторов и писателей.
Эти примеры подействовали на папу и маму.
— Ладно, — сказал папа, — раз тебе не жалко времени, которое можно было бы потратить на изучение иностранного языка, на чтение полезных книг или, скажем, на спорт, пусть будет по-твоему! Но позволь и мне обратиться к классическим примерам…
Он достал первый том Собрания сочинений Лермонтова, прочитал вслух два стихотворения и сказал:
— Эти стихи были написаны Михаилом Юрьевичем, а точней сказать, Мишей, в четырнадцатилетнем возрасте. Ты всего на полтора года моложе. Только на полтора. А если учесть, что дети сейчас взрослеют гораздо раньше, можно считать, что вы одного возраста!
— Ну и что? — спросил я.
— А то, — ответил мне папа, — что нельзя высосать повесть из пальца. Прежде чем сесть за стол, надо изучить человеческие характеры. А сюжет! Его должна подсказать тебе сама жизнь!
Я стал изучать характеры своих приятелей, соседей, учителей. Но сюжета жизнь подсказывать мне не хотела.
И вдруг случилось такое.
Никогда я бы не смог придумать истории страшнее той, которая случилась на самом деле и которую я всю распутал от начала и до конца, доказав, что Детективом меня прозвали не зря.
в которой мы знакомимся с героями повести, не все из которых будут героями Когда в прошлом году у нас в классе стали создавать литературный кружок, никто не представлял себе, что из-за этого может случиться. Какое таинственное, жуткое событие произойдет.
Но я расскажу обо всем по порядку, не забегая вперед, хотя мне очень хочется забежать. Вы легко поймете меня, когда дочитаете до конца…
Итак, все началось год назад на самом обычном уроке, в самом обычном классе. Это была комната с четырьмя стенами, выходившая двумя своими стеклянными окнами прямо во двор, а одним окном — прямо на улицу.
Наш новый классный руководитель, Святослав Николаевич, сказал:
— Всюду, где я был классным руководителем, обязательно работал литературный кружок. Тем более он должен быть здесь, в этом классе, где учится Глеб Бородаев.
Мы все повернулись и посмотрели на последнюю парту в среднем ряду: там сидел тихий, пригнувшийся Глеб.
Это был человек лет тринадцати. Нежная, бархатная кожа его лица часто заливалась румянцем. Ростом он был невысок, учился посредственно и очень любил собак. Карманы его самых обыкновенных мятых штанов всегда оттопыривались. Опытный глаз мог почти безошибочно определить, что там кусок колбасы, или горбушка хлеба, или сосиска. Глеб от каждого своего завтрака оставлял что-нибудь для собак. И собаки платили ему той же любовью. Мы тоже любили Глеба. Он был добрым не только к собакам, но и к людям. Особенно если их настигала беда. Например, если кто-нибудь падал и расшибал коленку, Глеб сразу подбегал и говорил:
— Как все это… Ты не очень того… Я сейчас постараюсь…
Он, когда волновался, не договаривал фразы до конца. Фразы его неожиданно обрывались, как звуки неисправного мотора, который глохнет и опять начинает работать, глохнет и опять начинает… Но мы уже знали, что через минуту-другую Глеб притащит из докторского кабинета, с первого этажа, йод, а из уборной, с нашего этажа, — платок, смоченный холодной водой.
В его груди билось скромное, благородное сердце!
— Конечно, Глеб такой же ученик, как вы все, — сказал Святослав Николаевич.
— Не его заслуга, что он внук Бородаева, писателя, творившего во второй четверти этого века в нашем с вами родном городе. И все же я рад, что Глеб учится именно здесь! Я думаю, что пристальный интерес к творчеству одного писателя обострит ваш интерес к литературе в целом. И тут Глеб может оказать вам неоценимую помощь.
Все опять повернулись к Глебу… Когда на него смотрел один человек, он и то пригибался от смущения, а тут уж совсем лег на парту.
— Как-то все это… — тихо сказал он, не договаривая фразу, будто кто-то рядом расшиб коленку.
Мы знали, что в городе жил когда-то писатель Гл. Бородаев; портрет Гл.
Бородаева висел в зале на доске «Наши знатные земляки».
Внезапно догадка озарила меня: «И его тоже, наверное, звали Глебом!» Мы не знали, что тот Глеб — родной дедушка нашего Глеба. Наш Глеб никогда никому об этом не говорил.
Но классный руководитель Святослав Николаевич раскрыл его тайну… Это был человек лет пятидесяти девяти (он говорил, что если мы решительно не изменимся, то он через год сбежит от нас всех на пенсию). Ростом он был невысок. Глаза его глядели устало, об усталости свидетельствовала и бледность его не всегда гладко выбритых щек. Но внешность Святослава Николаевича была обманчива. Энергия в нем била ключом!
— Мы присвоим нашему кружку имя Глеба Бородаева! — воскликнул он. И в глазах его исчезла усталость.
— Как-то это… — тихо сказал Глеб со своей задней парты. — Меня ведь тоже зовут… Некоторые могут подумать… Которые из других классов…
Он не договаривал до конца ни одной фразы: значит, он волновался, как никогда.
— Есть ведь и другие… — продолжал он. — Почему обязательно дедушку.
Хотя бы вот Гоголь…
— Но внук Гоголя не учится в пашем классе, — возразил Святослав Николаевич.
— А внук Бородаева учится!
С того самого дня к Глебу приклеилось прозвище: Внук Бородаева. Иногда же его звали просто и коротко: Внук.
Всюду ребята любят придумывать прозвища. Но у нас в школе это, как говорили учителя, «стало опаснейшей эпидемией». А что тут опасного? Мне кажется, прозвище говорит о человеке гораздо больше, чем имя. Имя вообще ни о чем определенном не говорит. Ведь прозвище придумывают в зависимости от характера. А имя дают тогда, когда у человека еще вообще нет никакого характера. Вот если меня назовут просто по имени — Алик! — что обо мне можно будет узнать? А если по прозвищу — Детектив! — сразу станет понятно, на кого я похож.