очерки по истории вселенской православной церкви дворкин слушать
История Вселенской Церкви. Лекции А. Л. Дворкина, 3CD, 48:30
В нашем представлении лекции по истории – это, как правило, что-то сухое и скучное, переполненное цифрами, фактами или морализаторскими нравоучениями, которыми в последнее время грешат подобные проекты. Лекции А.Л.Дворкина лишены тенденциозных перекосов, чего, к сожалению, современным историкам редко удается избежать.
Автор предстает перед нами и как великолепный рассказчик. Святители и учители Церкви, императоры-защитники и императоры-гонители, святые преподобные и миряне – их образы оживают в этих рассказах, и мы легко переносимся в эпоху Вселенских Соборов и становимся свидетелями бурных дискуссий; или вместе с императорской четой – Юстинианом Великим и его женой Феодорой – пытаемся преодолеть монофизитский раскол и вернуть Церкви единство; или защищаем Константинополь от турок вместе с его многонациональным, но малочисленным воинством.
Яркие картины церковной жизни и живые описания исторических личностей заново открывают для нас знакомые жития святителей, преподобных, мучеников, и нам становятся понятнее их поступки, мы ощущаем их теплую, живую, проникновенную веру и любовь ко Христу и Его Церкви.
Александр Леонидович Дворкин – профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, историк, богослов и ведущий эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России, заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, автор 10 книг и более чем 500 публикаций.
Содержание
Диск 1
1-01. Введение. Философия истории. Священное Предание 17:19
1-02. О полноте времен. Чаяния нового. Религиозные поиски. Две родины Церкви: религия древних евреев и греческая философия 49:37
1-03. Начало Церкви. Появление новозаветных текстов 47:05
1-04. Мужи апостольские. Церковное устройство. Предыстория гонений 42:14
1-05. Гонения. Структура Церкви во II в. 43:36
1-06. Апологеты. Гностицизм 43:55
1-07. Св.Ириней Лионский. Иудаизм. Церковь и общество во II-III вв. 43:27
1-08. Распространение христианства. Монтанизм. Богословские споры 42:42
1-09. Карфагенская Церковь. Тертуллиан. Священномученик Киприан Карфагенский. Новые гонения 45:42
1-10. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский. Ориген. Антиохийская Церковь 45:10
1-11. Гонение Диоклетиана и Галерия. Император Константин Великий 48:51
1-12. Арианство. Первый Вселенский Собор. Споры после Собора 40:37
1-13. Св. Афанасий Александрийский. Император Юлиан Отступник. Продолжение споров 49:28
1-14. Великие Каппадокийцы: святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Второй Вселенский Собор 49:36
1-15. Христианство и Рим 43:01
1-16. Монашество. Аскетическая литература. Блаженный Иероним 42:44
1-17. Св. Иоанн Златоуст. Блаженный Августин 48:16
1-18. Блаженный Августин (продолжение) 42:30
1-19. Продолжение богословских споров. Христология. Третий Вселенский Собор 49:29
1-20. Разбойничий собор. Четвертый Вселенский Собор 40:21
1-21. Четвертый Вселенский Собор. Каноны Собора. Церковь и общество после обращения императора Константина 33:05
1-22. Церковь и общество после обращения императора Константина (продолжение) 33:34
15:42:19
Диск 2
2-01. Устройство и богослужение Церкви после обращения императора Константина 42:23
2-02. аспространение христианства на Востоке в III-VI вв.: Сирия, Грузия, Армения, Индия и другие страны 38:54
2-03. Распространение христианства на Востоке в III-VI вв.: арабские племена, Египет, Эфиопия 39:20
2-04. Распространение христианства на Западе в III-VI вв. 33:15
2-05. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства. Монофизитские споры после Халкидонского Собора 49:09
2-06. Монофизитские споры после Халкидонского собора (продолжение) 46:34
2-07. Эпоха императора Юстиниана 36:31
2-08. Эпоха императора Юстиниана (продолжение) 39:20
2-09. Пятый Вселенский Собор 33:36
2-10. Христианский Восток после императора Юстиниана 48:09
2-11. Христианский Запад после императора Юстиниана. Папа Григорий Великий Двоеслов. Христианство в Ирландии, Англии и Германии 47:09
2-12. Христианский Запад после императора Юстиниана. Христианство в Испании и Франкии. Император Ираклий. Персидские войны 47:10
2-13. Зарождение ислама 47:46
2-14. Моноэнергизм. Св.Софроний Иерусалимский 42:41
2-15. Монофелизм. Преп. Максим Исповедник. Шестой Вселенский Собор 47:53
2-16. Император Юстиниан II. Пято-Шестой (Трулльский) Собор. Первый период иконоборчества. Император Лев Исавр 44:46
2-17. Иконоборческий собор императора Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин. Седьмой Вселенский Собор. Императрица Ирина. Преп. Феодор Студит 47:15
2-18. Второй период иконоборчества. Конец эпохи Вселенских Соборов. Послеиконоборческий период: общая характеристика 48:19
2-19. Эпоха патриарха Фотия. Миссия свв. Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии 38:23
2-20. Эпоха патриарха Фотия. Крещение Болгарии. Великий собор примирения 39:39
2-21. Правление императора Льва VI Мудрого. Положение императора и патриарха. Брачное законодательство Византии 33:20
2-22. Правление императора Льва VI Мудрого и его преемников. Его четыре брака. Апогей могущества Византии 46:27
15:37:59
Диск 3
3-01. Развитие идеи папского верховенства. Расцвет Византии. Продолжение расхождения Церквей в VII-XI вв. События 1054 года 49:08
3-02. Начало упадка Империи. Император Алексий Комнин. Организация Первого Крестового похода 49:07
3-03. Государства крестоносцев на Востоке 49:08
3-04. Второй и Третий Крестовые походы 49:31
3-05. Четвертый Крестовый поход. Взятие Константинополя крестоносцами. Плоды разделения Церквей 46:19
3-06. Православный мир после Четвертого Крестового похода. Никейская Империя. Балканские Церкви 46:05
3-07. Балканские Церкви (продолжение) 33:30
3-08. Отношения Церкви и государства в поздней Византии 36:56
3-09. Возвращение Империи в Константинополь. Монголы. Конец государств крестоносцев. Императоры Михаил VIII и Андроник II Палеологи 39:40
3-10. Церкви балканских народов в XIV в. 40:45
3-11. Дальнейшее правление династии Палеологов. Интеллектуальная жизнь в Византии 34:08
3-12. Паламитские споры. Св. Григорий Палама и его учение. Ученики и последователи св. Григория Паламы 44:09
3-13. Унионистские переговоры. Западная Церковь в IX-XIV веках. «Авиньонское пленение» папства 46:48
3-14. Великий западный раскол. Куриалисты и консилиаристы 45:20
3-15. Ферраро-Флорентийский собор 1438-1439 гг. 49:30
3-16. Последние годы Империи и падение Константинополя 39:49
3-17. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний 48:56
3-18. Грузинская Церковь в эпоху позднего средневековья 45:08
3-19. Церковь и власть неверных в Оттоманской империи. Церковь и инославие в Оттоманской империи 39:23
3-20. Церковь и инославие в Оттоманской империи в XVI-XIX вв. 47:11
3-21. Церковь и национализм на Балканах в XVI-XIX вв. 47:37
3-22. Церковь и национальные государства в XIX-XX вв. 49:07
16:17:15
Общее время звучания 48ч. 30мин. Общее число лекций — 66.
1-03. Начало Церкви. Появление новозаветных текстов.
Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
Содержание
Предисловие
Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это – не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание книги определяется содержанием курса, прочитанного автором в течение нескольких лет для студентов двух высших учебных заведений. Курс разрабатывался первоначально для студентов группы церковной журналистики на факультете журналистики МГУ, а затем дорабатывался и расширялся, когда автор читал его на историко-филологическом, богословско-философском и библейско-патрологическом факультетах Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге. Но именно по истории Русской Православной Церкви имеется больше всего книг и учебных пособий, так что любознательный читатель легко сможет восполнить этот пробел.
В ходе чтения этого курса автор неоднократно сталкивался с проблемой отсутствия русскоязычных учебных пособий по истории Церкви, которые он мог бы рекомендовать студентам в ответ на их просьбы.
Именно это обстоятельство подвигло нас к подготовке публикации данного курса – при всех его несовершенствах и вторичности.
Автор должен с сожалением отметить, что при разработке курса использовалась далеко не вся необходимая литература, но лишь та, которая имелась у него в наличии, и та, содержание которой он мог восстановить по памяти либо по своим записям. Отсюда и некоторая неравноценность используемых источников.
В основу повествования легли студенческие конспекты лекций, сделанные автором в ходе прослушивания лекционных курсов по истории Церкви, прочитанных в Свято-Владимирской Православной Духовной Академии (Нью-Йорк) проф. Дж. Эриксоном и д-ром Дж. Бужамрой, но в первую очередь – лекции по истории Церкви, патрологии и византийской истории и культуре, прочитанных в Св.-Владимирской Академии и в Фордхэмском университете проф. протопр. Иоанном Мейендорфом. Мы стремились к тому, чтобы видение и понимание истории Церкви этим великим православным ученым и богословом стало бы стержнем данного курса.
К счастью, в течение последнего года перед публикацией данного издания были опубликованы русские переводы нескольких основополагающих книг протопресвитера Иоанна Мейендорфа, английские оригиналы которых я использовал при подготовке этого курса: Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2001; Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001; Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. Мы же будем очень рады, если читатель этого труда захочет обратиться и к вдохновившим его источникам – работам приснопамятного отца Иоанна.
Тем же читателям, которых может смутить тот отчасти разговорный язык, которым написана эта книга, так же как и то, что о святых мы рассказываем как о живых людях, с присущими им слабостями и недостатками, и не скрываем слабостей, нестроений и не слишком приглядных моментов в земной истории Церкви, отвечу словами диакона Андрея Кураева:
«Семинарские лекции говорят об истории Церкви как истории святых. Только имена святых или еретиков остаются в памяти слушателей вводных историко-церковных курсов. Помнят митрополита Филиппа и патриарха Гермогена, Преподобного Сергия и мученика митрополита Арсения (Мациевича). Но не помнят, что именно соборами остальных епископов-собратий лишались сана и осуждались и Филипп, и Гермоген, и Арсений.
Именно благодушие преподавателей церковной истории порождает у их воспитанников апокалиптический испуг, судорогой сводящий их чувство и мысль, едва учащиеся взглянут на реальную церковную жизнь. Раньше-то: что ни монах – то преподобный, что ни епископ – то святитель, а ныне «оскуде преподобный». И вот уже просто невозможно не уйти в раскол («в знак протеста»).
Поэтому и имеет смысл напомнить о том, что никогда в истории Церкви не было века, который сам себя считал бы «золотым». Не найти в истории христианства беспроблемного времени» («В поисках золотого века»// «О нашем поражении» СПб. 1999., С.255–256).
Мы старались сделать наше повествование доступным для людей с современным образованием – студентов гуманитарных факультетов вузов или богословских учебных заведений. Для этого курс написан живым современным языком. Мы также старались чрезмерно не отяжелять его специальной терминологией, помимо той – богословской, – без которой в данном предмете нельзя обойтись. Этим объясняется часто (но не последовательно) использующийся нами перевод древних светских званий и титулов, а также административных понятий на современный язык: например, читатель найдет в повествовании о византийских событиях такие слова, как «генерал», «губернатор», «граф», «фрейлина», «профессор», «адмирал» и проч. Надеемся, профессиональные историки с пониманием отнесутся к этим анахронизмам.
Некоторые повторы – неизбежные в лекционном курсе – вызваны желанием обратить внимание читателей на наиболее важные идеи, события и понятия.
В начале каждой главы читатель найдет список литературы. Использование поименованных трудов разнопланово: прямое (или почти прямое) цитирование, перевод – как правило сокращенный, пересказ или сводный текст из нескольких источников. Возможно и сочетание из всего вышеперечисленного. Некоторые поименованные сочинения, хотя и не цитировались, могли использоваться для придания общего направления рассказу либо для выстраивания структуры главы. Первоисточники, которые автор цитирует в тексте (эти цитаты выделены кавычками и поименованием авторства), в предваряющий главу список литературы не выносятся.
Небольшие отрывки из курса публиковались в журнале «Альфа и Омега» в 1994–1998 гг.
Я благодарю диакона Андрея Кураева, пригласившего меня читать курс истории Церкви в РПУ и настоявшего на его фундаментальном расширении.
Я благодарю своих студентов, терпеливо прослушивавших все эти лекции еще в процессе их формирования и своими вопросами способствовавших их развитию и совершенствованию.
Я благодарю Бориса Котарева, много потрудившегося для написания оригинальной программы, позволившей перевести весь этот обширный текст из устаревшего электронного формата в новый.
Но больше всего я благодарен моей жене Ирине, положившей начало компьютерному набору этого текста (и напечатавшей значительную часть первой его версии) и сделавшей мне немало бесценных замечаний в ходе работы над ним.
Естественно, ответственность за все ошибки и недочеты несет только автор.
Предисловие ко второму изданию
Говорят, что каждый автор в первую очередь пишет книгу, которую интересно читать ему самому. В этом смысле, не явился исключением и данный автор – я писал книгу, с которой мне самому хотелось бы начать знакомство с историей Церкви. Жанр очерков позволяет автору сосредоточиваться на тех моментах, которые кажутся ему самыми важными. Несомненно, это может не совпадать с точкой зрения других людей, которые хотели бы видеть более детальное изложение событий, упоминаемых в книге лишь мимоходом. Но, наверное, это неизбежный фактор: каждый расставляет акценты по-своему. Как я уже отмечал в предисловии к первому изданию, текст первоначально был лекционным, что, несомненно, оказало влияние на стиль повествования. Прочитав уже вышедшую книгу, я заметил ряд погрешностей и неточностей, как смысловых и фактологических, так и стилистических. Надеюсь, большая часть из них была исправлена. К сожалению, в первом издании по совершенно непонятным мне техническим причинам оказалось довольно много ошибок в греческих словах. Этот недочет в новом издании также был устранен.
К изданию добавлен общий список наиболее часто использовавшейся литературы, список карт, а также именной и терминологический указатель, за составление которого я сердечно благодарю Наталью Владимировну Рябову.
Хотелось бы напомнить еще раз, что книга (как и курс, на основании которого она появилась) является обзорной – лишь вводящей в проблематику воистину необъятного исторического материала. Заинтересовавшийся читатель может самостоятельно ознакомиться с более подробными исследованиями тех проблем и событий, о которых здесь, в силу неизбежности, написано достаточно кратко. Мы, со своей стороны, очень надеемся, что эта книга станет для многих отправной точкой для изучения истории Церкви.
Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. Переводчик – Т.Б. Менская, отв. редактор – А.Б. Зубов.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
История Христианской Церкви
“На протяжении пяти последних лет на “Радио России” звучали передачи просветительского цикла под названием “История Христианской Церкви”. Сейчас записи этой программы доступны любителям радио в виде отдельных дисков.
Может показаться, что сам цикл передач, рассматривающих тему церковной истории, имеет значение сугубо для людей религиозных. Однако это далеко не так. Христианская Церковь с самого начала своего существования являла собой сначала духовную, а затем и общественную, а порой даже и политическую силу. С появлением в мире христианской Церкви другим стало отношение людей к жизни, изменились ценности и общественные идеалы. Изменилась сама жизнь.
Передачи этого цикла рассматривают историю Церкви со времен святых апостолов. С того времени, когда христианская Церковь начала свое бытие в истории. Значительное внимание уделяется периоду древней Церкви, когда создавались Поместные Церкви, когда христианское учение формулировалось на языке греческой культуры. Наиболее значительный материал представлен по истории Русской Православной Церкви. И это не просто потому, что это история нашей Церкви. История русского православия — одна из самых ярких страниц истории Церкви вообще. В рамках проекта рассказывается также об основных вехах истории католичества и протестантизма.
Познакомившись с передачами программы, слушатель будет иметь широкое представление о двухтысячелетней истории христианства, а также о тех личностях, которые эту историю творили. Теме личностей в рамках проекта уделено значительное внимание. Потому что без знакомства с ключевыми персонажами церковной истории трудно понять саму логику процесса.
Цикл “История Христианской Церкви” вышел благодаря сотрудничеству “Радио России” с Русской Православной Церковью. Благодаря сотрудничеству людей, объединенных желанием познакомить наш народ со столь важной стороной истории мира. Надеюсь, что предлагаемый вниманию любителей радио законченный проект будет благосклонно воспринят любителями просвещения”. — Руководитель проекта архиепископ Егорьевский Марк (Головков).
Издательство: Радио России
Год выпуска: 2010
Дворкин Александр Леонидович
Александр Леонидович Дворкин, иподиакон, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ),
Афонские рассказы
“В этой книге, как явствует из ее названия, я собрал свои рассказы о Святой Афонской Горе, впечатления от поездок на Афон или в связи с ними от людей, которых я встречал там. Но и не только это.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский
Лекция профессора А.Л. Дворкина в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.
Движение «Нью Эйдж»
Аудиозапись лекций Александра Леонидовича Дворкина на тему: «Движение «Нью Эйдж» — Тайны ложных учений». Лекции № 49–52.
Псевдоправославные секты
Аудиозапись лекции Александра Леонидовича Дворкина на тему: «Псевдоправославные секты — Тайны ложных учений». Лекция № 48.
Псевдобуддийские секты
Аудиозапись лекции Александра Леонидовича Дворкина на тему: «Псевдобуддийские секты — Тайны ложных учений». Лекция № 47.
Коммерческие культы
Аудиозапись лекции Александра Леонидовича Дворкина на тему: «Коммерческие культы — Тайны ложных учений». Лекция № 46.
Психокульты
Аудиозапись лекции Александра Леонидовича Дворкина на тему: «Психокульты — Тайны ложных учений». Лекция № 45.
Секта М. Норбекова
Аудиозапись лекции Александра Леонидовича Дворкина на тему: «Секта М. Норбекова — Тайны ложных учений». Лекция № 44.
Секта Надежды Антоненко
Аудиозапись лекции Александра Леонидовича Дворкина на тему: «Секта Надежды Антоненко — Тайны ложных учений». Лекция № 43.
Школа Щетинина
Аудиозапись лекции Александра Леонидовича Дворкина на тему: «Школа Щетинина — Тайны ложных учений». Лекция № 42.
XI. Монтанизм
Литература: Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Walker; Болотов; Runciman, The Medieval Manichee.
1. Итак, Церковь освободилась от двух соблазнов: иудео-христианства, с одной стороны, и гностицизма с другой. Теперь она была уже монолитной вселенской организацией, с точными границами, точным правилом веры, авторитетом, дисциплиной и финансовыми ресурсами. Она владела сетью богаделен, больниц, кладбищ, вела широкую благотворительную деятельность. В Африке на соборы съезжались по 300 епископов, Малая Азия была вся покрыта христианскими общинами.
Но увеличение числа христиан приводит к некоторому упадку, к понижению духовного уровня, к ухудшению нравственного состояния Церкви. Конечно, грехи и падения были в Церкви с самого начала. Но теперь меняется оценка этих грехов в христианском сознании. Для первохристианства Церковь виделась как общество святых, и святость была нормой ее жизни. Белая одежда крещения должна была быть сохранена на всю жизнь. Грех переживался как глубокая ненормальность, как мучительное противоречие. Ему не было места в Церкви в обществе святых. Именно об этом пишет апостол Иоанн: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит» ( 1Ин.5:8 ).
Сознание того, что грех недостоин святых, сильно отличалось от нашего, современного сознания, воспринимающего святость как исключение. В ранней Церкви святость была мерой жизни каждого христианина, она была нормой церковности. Лишь в середине II в. вводится второе покаяние возможность возвращения в Церковь отлученного от нее грешника, восстановление силы крещения, утерянной в отпадении.
Постепенно Церковь осознает себя как общество спасенных грешников. Да, в Церкви нет места греху, но она существует для грешников, поэтому развитие покаянной дисциплины, понижение требований было не падением Церкви и не изменой ее исконному идеалу, а исполнением ее вечного назначения спасать и обновлять человека.
Однако многие христиане не выдерживают этого реализма Церкви. Ее врастание в самую гущу человеческой истории было для них самым большим искушением, оно казалось им изменой. Именно в этом искушении следует искать корни монтанизма.
2. Монтанизм был основан во второй половине II в. фригийцем Монтаном с двумя «пророчицами» Прискиллой и Максимиллой. Монтан отвергал иерархическую структуру Церкви и утверждал, что руководство в ней должно принадлежать особым вдохновенным пророкам («харизматикам»). Основатель секты проповедовал в состоянии экстаза, выдавая откровения, исходящие от «Параклита» (Утешителя). Сама форма пророчеств была непривычна для многих христиан: Монтан проповедовал не в третьем лице, как библейские пророки, а в первом как будто через него говорил Сам Святой Дух, используя уста пророка как инструмент.
Смысл монтанизма был таков: откровение продолжается, Второй Завет с Сыном еще не полный и не окончательный, лишь в последнем Богооткровении в пришествии Святого Духа завершается спасение. Новое пророчество, новое откровение, Третий Завет посланы Богом через Монтана и двух пророчиц. Монтан объявил себя воплощением Параклита. Любое противоречие Монтану, Прискилле или Максимилле объявлялось хулой на Святого Духа.
Отвержение монтанизма далось Церкви с трудом. Осужденный почти сразу на месте своего возникновения во Фригии, он разделил церкви в Малой Азии: некоторые из них считали новое пророчество божественным, другие диавольским. В конце концов сторона, не принявшая монтанизм, победила, но за победу пришлось заплатить дорогой ценой. Например, в Фиатире вся церковь оставалась монтанистской более ста лет. В Риме и в Африке монтанизм был принят даже отчасти восторженно. Трудность борьбы усугублялась жертвенностью и верой монтанистов, которые зачастую превосходили проявления веры членов Церкви или, во всяком случае, внешне были куда более эффектны. Потребовалось много времени, чтобы понять сектантскую сущность монтанизма. Даже св. Ириней первоначально колебался; колебался и Рим. К монтанизму примкнул знаменитый Тертуллиан один из величайших богословов ранней Церкви. Основанная им монтанистская община просуществовала почти до VI века под именем тертуллианитов.
Православный ответ на монтанизм был сформулирован св. Ипполитом Римским. Как отмечает св. Ипполит, самым слабым звеном монтанизма было то, что он вносил разделения в среду верующих. Стремление к сверхъестественным дарам само по себе неплохо, считал св. Ипполит, но главное чудо это обращение души к Богу. Следовательно, каждый верующий обладает дарами Духа: все сверхъестественное содержится в обычном служении Слова и Таинства, а не в иррациональных экстатических истериках, которые приводят лишь к гордыне и взаимным осуждениям.
«Победа Церкви над монтанизмом исторически одна из величайших ее побед. Она была одержана в тот момент, когда перед Церковью стоял роковой вопрос: остаться кучкой «совершенных», отгородиться от всего, не способного это совершенство вынести, или же, не меняя ничего в последнем своем идеале, принять в себя «массу», вступить на путь медленного ее воспитания? Остаться вне мира, вне истории или же принять ее, как свое поле для тяжелого труда?» (протопр. Александр Шмеман). Стоит только добавить, что искушение это возникало перед Церковью много раз в течение всей ее истории. И всякий раз Церковь побеждала его, хотя и теряя при этом кучки «совершенных», готовых канонизировать самих себя еще при жизни.
Как реакция на монтанизм, Церковь приняла ряд важных решений. Как мы уже отмечали выше, было осуждено провоцирование мученичества. Были осуждены попытки развоплотить историческую Церковь в Третьем Завете.
Такой местный патриотизм довольно часто будет проявляться в истории именно в подобных апокалиптических сектах: в XVI в. Иоанн Лейденский утверждал, что Небесный Иерусалим низошел на Мюнстер, а в XX веке Вениамин (Иоанн) Береславский помещает его в Москву.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»