одежда царя ивана грозного

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозногоuctopuockon_pyc

Литературно-ист. журнал ИСТОРИОСКОП

» Авторитарным харизматическим вождям вообще присущ некоторый аскетизм. От Сталина, как говорят, после смерти остались лишь мундир и сапоги. Ну, и еще кое-какая мелочевка.

Грозный царь Иван Васильевич, конечно, не прибеднялся, но и не особенно роскошествовал — в меру, как и полагается законному государю великой страны.

Костяной трон Ивана Грозного считается самым древним русским троном, который дошел до наших дней. Правда, по поводу его принадлежности именно Грозному есть некоторые сомнения. На троне есть даже зодиакальная дата, которая вроде бы указывает на 1526 год — время правления Василия III.

Действительно, Сигизмунд фон Герберштейн в своих «Записках» пишет, что принял его во дворце Василий III, восседавший на троне из слоновой кости.
Однако документальные свидетельства с упоминанием «стула костяного» все-таки восходят к времени правления самого Грозного. Возможно, трон был изготовлен по заказу к его венчанию на царство в 1547 году.

Ферязь Ивана Грозного. Царицины мастерские палаты. Хранилась в Троице-Сергиевой лавре. Сшита из тонкой гладкой с отливом персидской тафты.
Упомянутая впервые в середине XVI века в связи с торжественным выходом Ивана Васильевича, ферязь, по-видимому, являлась в то время одним из парадных платьев царя. В описях имущества Ивана Грозного ферязь упоминается чаще названий других одежд. Данный экземпляр усваивается Грозному предположительно, по принципу «а кому же еще». Других царей в это время не было.

Рубаха-власяница Ивана Грозного, XVI век. ГИМ. Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы.
Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому при отвешивании молебных поклонов в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь. Ничего удивительного, что облаченный в нее царь частенько пребывал в скверном расположении духа. Носить власяницу вошло у Грозного в обычай со времен переселения в Александровскую слободу (1565).

Чин венчания на Царство Ивана Грозного.
«Чин венчания» был составлен митрополитом Макарием. Отныне Иван Васильевич стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение.

Большая государственная печать Ивана Грозного

История русской государственной печати началась со времен Ивана III, который, стремясь сравняться с европейскими королями и императором Cвященной Римской Империи, создал гербовую печать с изображением двуглавого орла.
При Иване IV Грозном орел получил корону. Тогда же щиток со всадником (Георгием Победоносцем его стали называть много позднее) переместился на грудь орла.
Создание новой печати казалось для современников настолько важным событием, что об этом записано в летописи: 3 февраля 1561 года «учинена» печать — «орел двоеглавной, а середи его человек на коне».
Наиболее вероятная дата создания данной печати — 1577 год. Эта печать употреблялась только в сфере внешних сношений, она последняя и самая крупная из печатей Ивана Грозного, с тех пор ее принято называть Большой государственной. Полный царский титул Ивана «иллюстрирован» гербами подчиненных Москве государств и земель.

При вскрытии гробницы Иоанна Грозного 18 апреля 1963 года обнаружились еще несколько личных вещей грозного царя. Опись удостоверяет, что:
Иван IV был одет в схиму;
на его груди был крест:
на голове была скуфья, расшитая крестовой тканью.
Однако изображения этих вещей нигде не демонстрируются. Это странно, т.к. вскрытие гробницы сопровождалось фото и кинофиксацией.»

Источник

Одежда царя ивана грозного

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного

Одежда Московской Руси в эпоху Ивана Грозного (по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»)

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение.

Нам трудно сейчас представить, как жили дворяне в XVI веке. Для того чтобы анализировать литературное произведение на историческую тему, надо понимать ту эпоху, те обычаи, о которых пишет автор. В произведении А.К.Толстого «Князь Серебряный» речь идёт об эпохе царствования Ивана Грозного.

Многие наименования одежды, встречающиеся в произведении, нам не понятны и требуют не только обращения к словарю, но и обширного бытового и исторического комментария.

Цель: узнать, как одевались люди Московской Руси в середине XVI века.

Задачи:

— выяснить, как одевались царь, именитые бояре и боярыни, опричники;

— узнать, в чем особенность русского костюма середины XVIвека;

— выяснить, какие украшения носили люди Московской Руси.

Актуальность исследования обусловлена познавательным интересом к данной теме.

Объектом данного исследования является роман А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Предметом данного исследования является одежда людей XVI в.

Методы, применяемые в ходе исследовательской работы:

1) поисковый; 2) аналитический; 3) систематизация; 4) практический.

Практический результат: предложенный нами материал расширит кругозор учащихся, повысит интерес к предмету, поможет осмыслить историческое прошлое и сохранить традиции.

Проанализировав результаты анкетирования, мы решили провести внеклассное мероприятие в 10 «Б» классе, чтобы дать представление о русском костюме эпохи Ивана Грозного.

I.Основная часть 1.1. Эксперимент (опрос, тестирование)

Ученикам были предложены следующие вопросы:

1. Знаете ли вы, какую одежду бояре, купцы и простолюдины носили во времена Ивана Грозного?

2. Какие украшения носили богатые и бедные люди?

3. Хотели бы узнать об этом подробнее?

Так нами были найдены слова совершенно незнакомые учащимся (кафтан, кушак, яхонт), малознакомые, т.е. они их слышали, но не знают лексического значения (венец, соболем отороченную, шубу бархатную), и, наконец, те, которые дошли до наших дней (шуба, ожерелье, запонки, шапка, перстень, медный крест).

Ответы учащихся по опросу были следующими. Почти 85% не знали, какую одежду носили люди во времена Ивана Грозного; 51% учащихся на второй вопрос называли те украшения, что носят в наше время, предполагая их использование и в эпоху Средневековья, и 91% учащихся хотели бы узнать и об одежде и украшениях, а также о том времени, эпохе царствования Ивана Грозного.

Ребятам были предложены тестовые задания с несколькими вариантами ответов.

1. Что такое кафтан?

а. Жилет б. Длинное пальто в. Куртка г. Не знаю

а. Ремень б. Еда в. Пояс г. Не знаю

а. Ласковое слово б. Драгоценный металл в. Драгоценный камень г. Цвет

4. Что такое перстень?

а. Перчатки б. Кольцо с камнем в. Палец

В эксперименте приняло участие 40 учащихся 7-х классов.

Результаты тестирования следующие:

На первый вопрос «Что такое кафтан?» 65 % учащихся не знали ответа.

На вопрос, что такое кушак, учащиеся ответили следующим образом:

1.2.Семантика слова «одежда» и «украшение»

Современное слово «одежда» является заимствованием из церковно-славянского языка и обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело». Оно развилось из праславянского слова odědja вследствие изменения в старославянском языке dj в дж

• защита от холода, жары и других природных факторов; прикрытие наготы, когда это соответствует культуре поведения; украшение (мода); гигиена; вспомогательные функции (например, спецовка, карманы); сигнальная функция: в одежде заложена информация о социальном статусе, о возрасте, о поле, о национальности, о наличии вкуса, о некоторых психологических особенностях человека.

В современном толковом словаре русского языкаТ.Ф. Ефремовой «украшение»—

1. процесс действия по гл. украшать, украшаться;

2. результат такого действия; то, что украшает, создает красивый вид.

Одежда сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Ещё в те времена, когда первобытный человек обитал в пещерах, чтобы согреться и защитить себя от сырости, он использовал шкуры, снятые с добытых на охоте зверей. Можно сказать, что с этого времени и началась история возникновения некоторых элементов нашего гардероба.

Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология и литература.

1.3.Исторический роман «Князь Серебряный». Герои

Исторический роман «Князь Серебряный» создавался свыше 10 лет. Первый раз он был опубликован в «Русском вестнике» в 1862 году.

Создавая роман, Алексей Константинович заимствовал фактический материал из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Но он отступал от исторических фактов, допускал вымысел, старался создать общую, правдивую картину жизни.

Главные исторические лица – носители зла: Иван Грозный, Малюта Скуратов, Вяземский и Басманов. Им противопоставлены вымышленные герои с историческими фамилиями: Серебряный, Морозов. Толстой построил свое произведение на остром историческом конфликте: столкновение благородной личности, которая ставит интересы Родины превыше всего, с деспотической властью царя. Царь и опричники, страшные в своем диком произволе, производят на читателя отрицательное, жуткое впечатление.

А.К. Толстой очень тонко и красочно показал образ Ивана Грозного и его соратников, а так же быт простых крестьян в Древней Руси.

В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Дальнейшие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.

1.4.Образ Елены Дмитриевны. Одежда женщины боярского рода

Один из притягательных образов романа А. К.Толстого – образ Елены Дмитриевны, возлюбленной князя Серебряного. Спасаясь от посягательств князя Вяземского, одного из опричников царя, она выходит замуж за Дружину Морозова, друга ее покойного отца.

Впервые на страницах романа мы встречаем Елену в 5 главе: «На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукавами, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками.

Поработав со справочной литературой, выяснили, что представлял собой костюм женщины боярского рода в середине XVI века.

Итак, его основу составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными широкими рукавами. Летник был прямого покроя, расширенный за счет боковых клиньев до 4 м внизу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани. Так как рукава были очень длинными, то обычно женщина, носившая летник, держала руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочились по земле. Внизу рукава украшали вошвами — треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь.

Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником. Мех для ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

В зависимости от социального статуса запястья рукавов рубахи, а также подол летника могли расшиваться как простыми нитями или тесемками, так и золотом, жемчугом. Цвета летников были различны. Упоминаются летники лазоревые, зеленые, желтые, но чаще всего красные.

Голову именитой замужней женщины украшала кика, состоящая из обруча, чехла — «сороки» и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли чехол — «сороку» и назатыльник, которые делались из дорогой, украшенной вышивкой ткани.

Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани.

Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Девицы обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты. Вместо лент косу могли украшать накотиком — обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна.

Уши Елены Дмитриевны украшали длинные алмазные серьги. Помимо серег женщины могли украсить себя браслетами, перстнями и кольцами. Шея украшалась множеством крестиков и образков.

На ногах у Елены Дмитриевны были сафьяновые сапоги с золотой нашивкой.

Женщины в XVI веке носили также кожаные, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков. Во время поцелуйного обряда Елена Дмитриевна предстала перед гостями в богатом сарафане. Первоначально сарафан относился к мужской одежде, и лишь с XVI века его стали носить женщины, причем не только зажиточные боярыни, но и крестьянки.

Типы сарафанов были многообразны: комнатные, уличные, в виде цельного платья без рукавов или юбки на лямках, надевавшиеся через голову и распашные, «глухие» и застегивающиеся спереди на пуговицы (их искусно ковали из металла или вырезали из дерева). Сарафаны шили из плотных и ярких цветных материй. Простейшие, для полевых работ — из домашней крашенины, нарядные — из дорогих привозных тканей. Украшались готовые платья золотой нитью «в прикреп», кружевом, драгоценными камушками. Сарафаны не подпоясывались.

Иноземные путешественники XVI и XVII веков описывают женскую одежду так:

«Благородные женщины, называемые женами боярскими, носят на голове тафтяную повязку, обыкновенно красную, а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку из золотой парчи, называемую шапкой земскою, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными каменьями».

1.5.Украшения к одежде

Украшением могли служить как меха, драгоценные камни, дорогие ткани, так и изделия из драгоценных металлов. Отдельно можно выделить и ткани, из которых шилась одежда знати ( шубу бархатную, кушачком шелковым, парчовый кафтан, шелковые товары, наряды парчовые, шелковой фатой), меха (шапка соболиная, черным соболем отороченную), драгоценные камни и металлы (златом венце, перстенёк яхонтовый, ожерелье жемчужное, хочешь золота али жемчугу, ярких камней, медный крест, дары драгоценные).

Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиною почти в грецкий орех. Сверху под воротником к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины.

1.6.Мужская одежда времен Ивана Грозного

Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

Костюм царя отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платна — распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, борта, низ платна и низ рукавов обшивались декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник — барма и головной убор — тулья конусообразной формы с меховым околышем. Царские облачения настолько живописны, ярки и богаты, что в описаниях иностранцев их сравнивали с «солнцем, убранным звездами».

Одеяние царя Ивана Грозного в романе Толстого описывается так:

«Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителей, богоматери, апостолов и пророков…»

А какая одежда была у слуг Ивана Грозного? В романе находим такое описание: «Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами из белого аксамита с серебряным шитьём и собольею опушкой…»

Доломан – старинная верхняя одежда, убранная пуговицами.

Парча – золотая или серебряная ткань из шелка, протканная золотом, серебром.

Кунтуш – род верхней мужской одежды со шнурами и откидными рукавами.

Своеобразной была и одежда опричников Ивана Грозного. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны.

«Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова…»

«Один из них, в кармазинном кафтане с золотыми кистями и в белой парчовой шапке…»

Парчовая шапка- это шапка, сшитая из парчи.

«Царские телохранители блистали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая тафья, усаженная жемчугом и дорогими каменьями…»

Тафья — маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы — подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).

У А. К. Толстого в романе читаем: «В это время два всадника показались на улице. Один из них, кармазинном кафтане с золотыми кистями и белой парчовой шапке, из-под которой вились густые русые кудри…».

Еще один герой произведения – князь Афанасий Вяземский, безответно влюбленный в Елену Дмитриевну. Вот его портрет в романе свидетельствует о том, насколько красочным и декоративным был русский костюм: «На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком с выпущенной в два конца золотой бахромой, с заткнутыми по бокам узорными перчатками. Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги с серебряными скобами на каблуках, с голенищами, шитыми жемчугом и спущенными в частых складках до половины икр. Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойной алмазной запоной. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером».

Кафтан представлял собой узкое платье, с рукавами узкими, длинными и со сборами. Длина его не заходила далее колен; воротник делался высокий и стоячий, закрывавший весь затылок, и назывался козырем. Кафтан шился из легкой и тонкой материи, редко из сукна.

Спереди застегивался петлями на пуговицах с длинными кисточками; у запястий рукава связывались тесьмянными, металлическими и ременными зарукавьями. Богатые украшали жемчугом и камнями. Козырь или стоячий воротник, предмет щегольства и роскоши, делался атласный, бархатный и парчовый: он вышивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями.

Опашень – летняя верхняя мужская одежда; широкий долгополый кафтан, как ферязь, но с короткими, широкими рукавами. Опашень накидывался на становой кафтан.

Ферязь – мужское долгое платье, с длинными рукавами, без воротника и перехвата, еще один вид кафтана, появился в костюме бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения.

Немалую роль играли в костюме пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи, бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подвешивали украшения и небольшую сумку-кошелек калиту. Благодаря разной манере ношения пояса подчеркивали прямо противоположные качества фигуры. Надетые на уровне талии «добрыми молодцами» и воинами, они подчеркивали стройность фигуры; спущенные на линию бедер с большим напуском верхней части одежды, пояса акцентировали полноту, дородность, высоко ценимые в эстетических представлениях боярства.

Запона – застежка, при помощи которой держался опашень.

Мурмолка – шапка с узорчатыми, поднятыми кверху, разрезанными спереди и украшенными каменьями полями, иногда опушенными мехом, носили молодые люди

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником. Шубу не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце

Еще один персонаж это боярин Дружина Андреевич Морозов, муж Елены Дмитриевны.

«Стоял боярин Морозов в бархатном зеленом кафтане, в парчовом терлике нараспашку…»

«Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в добром платье, в парчовом кафтане, с собольей шапкою в руках…»

Соболья шапка – шапка, сделанная из соболиного меха.

Таким образом, поставленная нами цель достигнута. Мы выделили наименования одежды и украшений в произведении А.К.Толстого, дали толкование. Нами была исследована дополнительная литература, в процессе работы поняли, что одежда и украшения как часть национальной культуры раскрывают эпоху Ивана Грозного.

Предложенный нами материал расширит кругозор учащихся, повысит интерес к предмету, поможет осмыслить историческое прошлое и сохранить традиции.

«Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и тёмных недрах минувшего»,- этими словами заканчивается роман «Князь Серебряный».

1.А.К.Толстой «Князь Серебряный», М., 1996г.

3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2010г.

4.Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. М., Изд-во МГУК, 2002г.

5. История русского костюма XVI – XVIIвека. Е.В.Киреев, М:, Просвещение, 1970г.

6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под ред. Шведовой Н.Ю. М., Русския язык, 1986г.

7.Русская народная одежда. Под редакцией Г.А. Храмцова. М., Изобразительное искусство, 1974г.

8. Федоров А. В. «Литературный портрет А. К. Толстого» «ЛвШ» №8 за 2002 год

9.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. С.-Пб, 1890-1907гг.

Источник

Московитская роскошь времен Ивана Грозного: Меха, парча и яхонты лазоревые на валенках

14-01-2012, 00:58 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: virginiya100 | комментариев: (0) | просмотров: (12 671)одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозногоодежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозногоСобственно, как и обещал, решил проверить теорию о московитской роскоши в которой утопали русичи времен Иоанна Грозного, на зависть немчуре. В качестве фактического материала решил взять записки разных иностранных шлындр, которых по Руси-матушке шастало изрядно даже в те далекие времена. Им-то в сравнении с родными пенатами виднее всяко.
Попадаются весьма ржачные пассажи =)
Итак, поперли цитаты:

«Мы пробыли в городе восемь дней, причем нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать.»
Дон-Хуан Персидский.

«Мужчины у русских большей частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим весьма сходны с другими европейцами. Они очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом. »
одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозногоодежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного
Столовое серебро Москва. Серебряный стакан XVII в. Серебряные ложки вторая пол. XVII в. Россия. Серебряная посуда. Братина XVII в. Россия.

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозногоодежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного
Столовое серебро Москва. Тарелка серебряная XVII в. Изделия из серебра, чарка XVII века. Москва.

Серебро с позолотой.

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозногоодежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного
Столовое серебро москва 1682 г. Ковш серебряный с гравировкой. Столовое серебро с золотом. Серебряная кружка 1738 г. Москва.

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозногоодежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного
Столовое серебро с позолотой. Серебряные стаканы 1740 г. Москва. Серебро с позолотой. Ковш

«В сенях нас встретили два осанистых старых человека, которые провели нас к воеводе в комнату, украшенную обоями, занавесами, серебряными чарами и бокалами. Воевода стоял в золотой парчовой одежде, окруженный многими красивыми мужчинами, принял нас ласково, благодарил за поклон и подарок во многих почтительных словах. Во время угощения, заключавшегося в пряниках, очень крепкой водке и многих родах меду, он говорил всякие веселые и умные речи.»
Олеарий Адам

«Русский, если он человек с достоинством, никогда не выходит из дому пешком, но всегда зимой в санях, летом верхом на лошади.»
Дженкинсон Антони

«Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии.»
Крижанич Юрий

одежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозногоодежда царя ивана грозного. Смотреть фото одежда царя ивана грозного. Смотреть картинку одежда царя ивана грозного. Картинка про одежда царя ивана грозного. Фото одежда царя ивана грозного

«Московия очень богата медом, который пчелы кладут на деревья без всякого разбору. Сообразив это обилие меда и лесов, не удивительно, что все это количество воска, твердой и жидкой смолы, которые потребляются в Европе, привозятся из московских владений.»
Кампензе Альберто

«Московиты отпускают в Европу лучший лен, коноплю для канатов, воловью кожу и множество воску.»
Паоло Джовио

«Страна изобилует плодовитыми пчелами. Самое важное произведение Московской земли есть воск и мед. Пчелы кладут отличный мед не в искусственных крестьянских ульях, но в древесных дуплах. Так как поселяне не успевают осмотреть каждое дерево, то весьма часто встречаются пни чрезвычайной толщины, наполненные медом. Один крестьянин, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самое горло.»
Паоло Джовио

«Домашняя жизнь их представляет больше изобилия, чем утонченности. Столы свои уставляют они всякого рода яствами. Со всем тем жизненные припасы у них весьма дешевы: курицу или утку можно купить за самую малую серебряную монету, крупного и мелкого скота везде неимоверное множество.»
Паоло Джовио

«Между Ярославлем и Москвою находится много богатых деревень, из которых в Москву привозят такое множество жизненных припасов, что иногда поутру видишь обоз из 700 или 800 саней.»
Адам Климент

«Доспехи их состоят из кольчуги и шлема. Некоторые покрывают свои кольчуги бархатом или золотой и серебряной парчой, это их страсть роскошно одеваться в походе. Как я слышал, украшения их кольчуг очень дороги, отчасти это я и сам видел, иначе едва ли бы я поверил.»
Ченслер Ричард

«Россия производит все роды хлебных растений и плодовых деревьев, все породы домашних животных, много меду и воску.»
Неизвестный сочинитель, итальянец, ХVI в.

«Земля плодородна. Изобилует скотом, хлебом, медом. В большом почете у них соболиные меха, которые из отдаленных областей Московии вывозятся за огромную цену к нам для отделки одежды знатных людей.»
Кампани Паоло, итальянский дипломат, член посольства А. Поссевино, ХVI в.

«Лавочники на хлебном рынке покупают несколько хлебов, разрезают их и делят между нищими, которых в Москве чрезвычайно много. У этих нищих от таких милостынь получается столь большое изобилие, что они режут хлеб в четырехугольные куски, сушат в печах и продают эти, по их выражению, «сухари» целыми мешками на рынках проезжим людям.»
Адам Олеарий (ок. 1599-1671), немецкий ученый и путешественник

«Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дешев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку.»
Адам Олеарий

«Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то ее не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег.»
Адам Олеарий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *