одоевский биография 3 класс

Презентация по литературному чтению. Одоевский В.Ф. Биография.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Владимир Федорович Одоевский родился 11 августа (по старому стилю 30 июля) 1803 г. в Москве в семье крупного чиновника. Был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. Его отец Фёдор Сергеевич (родной брат И. С. Одоевского) происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых.

Род Одоевских обеднел к моменту его рождения, а отец его умер, когда мальчику не было и пяти лет. Мать вторично вышла замуж, ребенок рос в семье родственников отца, назначенных его опекунами. В раннем детстве начинается дружба с двоюродным братом – будущим декабристом А. И. Одоевским.

В 1816 г. Одоевский поступает в Московский университетский благородный пансион, дававший глубокое и всестороннее образование. Здесь юноша с особенным интересом изучал философию. Также он активно посещает литературные кружки, заседания Общества любителей российской словесности. Печататься Одоевский начинает уже в годы учебы: первые произведения («Разговор о том, как опасно быть тщеславным», «Дни досад») выходят в журнале «Вестник Европы».

В 1822 г., окончив пансион с золотой медалью, молодой человек погрузился в науки, в литературные и философские занятия. Он изучает анатомию, физику, химию, технику. С 1846 года В. Одоевский является директором Румянцевского музея. По его инициативе были открыты две больницы, детские приюты, Общество посещения бедных.

«Это одна из самых светлых личностей, с которыми меня сталкивала судьба. Он был олицетворением сердечной доброты, соединенной с огромным умом и всеобъемлющими знаниями». П.И. Чайковский

Среди произведений, написанных специально для детей, были: первая научно-фантастическая сказка «Городок в табакерке».

Для детей: «Сказки и рассказы дедушки Иринея» (1847 год). Кроме сказок, большой популярностью у детей пользовались рассказы «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко», «Шарманщик», пьеса «Царь-девица».

Владимир Федорович Одоевский умер 27 февраля 1869 года, его прах упокоился на старинном московском Донском кладбище.

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Номер материала: ДВ-220007

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Краткая биография Одоевского самое главное

Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка. Особого значения титулам Одоевский никогда не придавал. Владимир всегда участвовал в общественных кружках, занимался музыкой и литературой.

Жизнь Одоевского условно делится на три периода.

Первый. Московский.

Сирота Владимир воспитывался у дяди. Позже его отдают на обучение в пансион. Огромное значение придавал Владимир влиянию брата.

Первый общественный кружок, где участвовал Одоевский, закрыли по «вине» декабристов. В то время Владимир начинал писать роман, но не завершил это произведение. Зато он много редактирует, в том числе журналы. В тот период Одоевский увлекся мистикой, оккультизмом.

Питерский.

Перебравшись в северную столицу, Одоевский женился. Вместе с женой они открыли популярный литературный салон, где много уделялось внимания и музыке, и даже кулинарии. Увлечение оккультизмом перерастает в интерес к алхимии и магии. Однако дружит Одоевский и со священниками, помогает им.

Он пишет публицистические статьи, издаёт сборник эссе. Также создаёт роман-утопию о 4338 году (одноименный), где предрекает появление Интернет сетей.

Последний. Московский.

Разочарованный в мистицизме, Одоевский поверил в просвещение. Заняв сенаторскую должность и пост директора музея (Румянцевского), ратовал за отмену крепостничества и смягчение цензуры. С другой стороны, призывал запретить ввоз в Россию «вредных» книг.

В последние годы Одоевский много помогал бедным. Даже не оставил наследства жене (детей у них не было).
Владимир Фёдорович запомнился современникам как разносторонний человек. Его интересы иногда противоречили сами себе. И в этом противоречии развивались.

Биография Одоевского для детей 3, 4 класса

В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.

Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.

По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.

В 1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.

В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.

В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.

В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.

До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.

Умер Одоевский в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.

Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Николай II являлся последним Российским императором. Был рожден 18 мая в 1868 году в Царском селе. Николай начал обучение с 8 лет. Помимо стандартных школьных предметов, он также обучался рисованию, музыке и фехтованию

Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

Великий полководец и человек с неимоверной силой характера князь Святослав Игоревич. Святослав Храбрый. Всего 30 лет, если верить древним летописям, с 942 года по 972

Маленький Валентин родился в Одессе, в 1897 году. Не сказать, что его семья была бедная, но и очень богатой семью не назовёшь. Отец Валентина работал в духовном училище.

Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.

Источник

Владимир Фёдорович Одоевский — аристократ и философ

Князь Одоевский Владимир Федорович — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. В 1823–1825 годах председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 года — директор Румянцевского музея.

одоевский биография 3 класс. Смотреть фото одоевский биография 3 класс. Смотреть картинку одоевский биография 3 класс. Картинка про одоевский биография 3 класс. Фото одоевский биография 3 класс

Краткая биография – Одоевский В. Ф.

Вариант 1

В 1804 году родился Владимир Федорович. Его дворянская семья была уникальной. С одной стороны имели родственные связи с семьей Рюриковичей, с другой стороны с Львом Толстым. Живя в Москве, он учился в пансионате для дворянских детей.

Далее, благодаря своему усердию в учебе, в 1823 году его берут на службу в Москве в архив Коллегии иностранных дел. В его доме собирался литературно — философский кружок. Общение со многими творческими людьми, благотворно влияет на Владимира Федоровича. Он пишет и выпускает свои первые литературные труды.

В 1826 году переезжает в Санкт — Петербург, и поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Его дом по-прежнему открыт для деятелей культуры. Федор Владимирович любил угощать своих друзей своеобразными блюдами. Собственные рецепты он публиковал в газете.

Кроме своего увлечения химией и кулинарией, Одоевский интересовался мистикой. На этот период приходиться написание многих повестей, сказок. Стоить отметить его незаконченный роман «4338 год» пророчит появления, что-то похожего на нынешний интернет и блоги.

В 1840 годы возвращается в Москву. Там он продвигает идеи об ликвидации крепостного права, введению судебных присяжных.

Среди увлечений Владимира Федоровича была музыка. Одоевский собирал и реставрировал многие церковные произведения. Многие его личные музыкальные произведения так и не получили признания. Заинтересовавшись стенографией, он стал писать пособие по изучении русской скорописи. Также стоить отметить, что пользуясь своей властью, он организовал больницы по оказанию помощи бедным людям.

В 1869 году Владимир Федорович умер. После его смерти чаще всего издавалась сказка «Городок в табакерке», а в советское время по мотивам это той сказке был снят мультфильм.

Вариант 2

В.Ф. Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.

Свое образование Одоевский Владимир Федорович получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.

По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.

В 1824–1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский Владимир Федорович начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению, так этот роман и не был закончен.

В 1826 году Одоевский Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский Владимир Федорович увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей “Мороз Иванович”, “Городок в Табакерке”, утопический роман «4338 год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.

В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.

В 1861 году Одоевский Владимир Федорович вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.

До конца своей жизни Одоевский Владимир Федорович занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.

Умер Одоевский Владимир Федорович в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.

Вариант 3

Писатель, филолог, музыковед и педагог Одоевский Владимир Федорович был рождён 1‑ого (первого) августа 1803-его года в Москве. С 1816-ого по 1822-ой года, будущий писатель и знаменитый филолог учился в Московском университетском благородном пансионе. В то же самое время Одоевский Владимир Федорович начинает сотрудничать с журналом «Каллиопа» (в 1820-ом году).

Кроме того, писатель принимал участие в деятельности «Вольного общества российской словесности», а с 1823-его по1825-ый года он возглавлял самый первый философский кружок в России – «Общество любомудрия».

Центральным произведением Владимира Фёдоровича стали «Русские ночи», которые принято считать основным литературным памятником русского любомудрия. В 1826-ом году Одоевский Владимир Федорович переезжает в Петербург, и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. Здесь публикуется его статья «О вражде к просвещению».

В 1844-ом году выходит его полное собрание сочинений в трех томах. С 1846-ого года Одоевский Владимир Федорович служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. 27-ого февраля 1869-ого года Владимир Фёдорович Одоевский скончался в Москве.

Полная биография — Одоевский В. Ф.

Одоевский, Владимир Феодорович, князь — русский писатель и общественный деятель. Родился в Москве, 30 июля 1803 г. Окончив курс в благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в “Вестнике Европы”; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером, издавал в 1824 — 1825 годах альманах “Мнемозина”; позднее служил в ведомстве иностранных исповеданий и редактировал “Журнал Министерства Внутренних дел”. В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г. музея в Москву, назначен сенатором московских департаментов Сената и состоял первоприсутствующим 8‑го департамента. Скончался 27 февраля 1869 г. и погребен на кладбище Донского монастыря.

Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни. Искание во всем и прежде всего правды (“Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, — писал он в свои преклонные годы, — были всегда и моими врагами, и моими мучителями: всюду я преследовал их, и всюду они меня преследовали”), уважение к человеческому достоинству и душевной свободе, проповедь снисхождения и деятельной любви к людям, восторженная преданность науке, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества — характерные черты его произведений и его образа действий.

Зорко следя за открытиями в науке и за новыми теориями, он в той или другой форме знакомит с ними своих читателей. Его язык — живой и образный, иногда слишком богатый сравнениями и метафорами — в передаче сложных и отвлеченных понятий очень определителен и ясен. В нем почти постоянно слышится подмеченный Белинским “беспокойный и страстный юмор”, а некоторые страницы напоминают блестящие ораторские приемы.

Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит “Русским ночам” — философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Так, например, рассказы: “Последнее самоубийство” и “Город без имени” представляют, на фантастической подкладке, строго и последовательно до конца доведенный закон Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, со всеми выводимыми из него заключениями, и теорию Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу.

Лишенная внутреннего содержания, замкнутая в лицемерную условность светская жизнь нашла живую и яркую оценку в “Насмешке Мертвеца” и в патетических страницах “Бала”, где описывается страх смерти, овладевший собравшейся на бале публикой. Жестоко порицаемое стремление к чрезмерной специализации знаний, с утратой сознания общей между ними связи и гармонии, служит сюжетом для “Импровизатора” и ряда других рассказов. В “Русских ночах” особенно выдаются два рассказа, “Бригадир” и “Себастиан Бах”: первый — потому, что в нем автор, за пятьдесят лет до появления “Смерти Ивана Ильича”, затрагивает ту же самую — и по основной идее, и по ходу рассказа — тему, которую впоследствии, конечно, с неизмеримо большим талантом, разработал Л.Н. Толстой ; второй — потому, что здесь (а также в “Последнем квартете Бетховена”) автор высказал свою восторженную любовь к музыке, “величайшему из искусств”.

Среди повестей и рассказов, не вошедших в “Русские ночи”, выделяются: большая повесть “Саламандра” — полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Я.К. Грота о финских легендах и поверьях, — и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни (“Новый год”, “Княжна Мими”, “Княжна Зизи”).

Сатирические сказки (“О мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем”, “О господине Коваколе” и другие), из которых иные отличаются мрачным колоритом и, ввиду господствовавших тогда в правящих сферах взглядов, большою смелостью, составляют переход от фантастических рассказов, где чувствуется сильное влияние Гофмана, к серии прелестных и остроумных, нравоучительных (“Душа женщины”, “Игоша”, “Необойденный дом”) детских сказок, одинаково чуждых как деланной сентиментальности, так и слишком раннего, безжалостного ознакомления детей с ужасами жизни и ее скорбями.

Значительная часть последних сказок была издана отдельной книжкой под названием “Сказок дедушки Иринея”. Одной из выдающихся сторон литературной деятельности Одоевского была забота о просвещении народа, в то время крайне редкая и многими рассматривавшаяся как странное чудачество.

Признаки “нашей прирожденной болезни” Одоевский видит в “общенародной лени ума, в непоследовательности и недостатке выдержки” и негодует на то наше свойство, которое он называет “рукавоспустием”. Идеализм в народе — пишет он — является большей частью в виде терпимости к другим народам и понимания их. Вместе с тем он до конца верил в русского человека и его богатые задатки: “а все-таки русский человек — первый в Европе не только по способностям, которые дала ему природа даром, но и по чувству любви, которое чудным образом в нем сохранилось, несмотря на недостаток просвещения, несмотря на превратное преподавание религиозных начал, обращенное лишь на обрядность, а не на внутреннее улучшение. Уж если русский человек прошел сквозь такую переделку и не забыл христианской любви, то стало быть в нем будет прок — но это еще впереди а не назади”.

Когда в 1865 г. в газете “Весть” проводился под предлогом упорядочения нашего государственного устройства, проект дарования дворянству таких преимуществ, которые, в сущности, были бы восстановлением крепостного права, только в другой форме, — Одоевский написал горячий протест, в котором, от имени многих, его подписавших, так определял задачи дворянства:

1) приложить все силы ума и души к устранению остальных последствий крепостного состояния, ныне с Божьей помощью уничтоженного, но бывшего постоянным источником бедствий для России и позором для всего ее дворянства;

2) принять добросовестное и ревностное участие в деятельности новых земских учреждений и нового судопроизводства, и в деятельности этой почерпать ту опытность и знание дел земских и судебных, без которых всякое учреждение осталось бы бесплодным, за недостатком исполнителей;

3) не поставлять себе целью себялюбивое охранение одних своих сословных интересов, не искать розни с другими сословиями пред судом и законом, но дружно и совокупно со всеми верноподданными трудиться для славы Государя и пользы всего отечества и

4) пользуясь высшим образованием и большим достатком, употреблять имеющиеся средства для распространения полезных знаний во всех слоях народа, с целью усвоить ему успехи наук и искусств, насколько то возможно для дворянства”.

Протест этот возбудил в некоторых кругах Москвы ожесточенное негодование против Одоевского; его обвиняли в измене своему времени, в предательстве дворянских интересов, в содействии прекращению “Вести”. Одоевский, с негодованием опровергнув эти обвинения, говорил: “мои убеждения — не со вчерашнего дня; с ранних лет я выражал их всеми доступными для меня способами: пером — насколько то позволялось тогда в печати, а равно и в правительственных сношениях, изустной речью — не только в частных беседах, но и в официальных комитетах; везде и всегда я утверждал необходимость уничтожения крепостничества и указывал на гибельное влияние олигархии в России; более 30 лет моей публичной жизни доставили мне лишь новые аргументы в подкрепление моих убеждений. Учившись смолоду логике и постарев, я не считаю нужным изменять моих убеждений в угоду какой бы то ни было партии.

Никогда я не ходил ни под чьей вывеской, никому не навязывал моих мнений, но зато выговаривал их всегда во всеуслышание весьма определительно и речисто, а теперь уж поздно мне переучиваться. Звание русского дворянина, моя долгая, честная, чернорабочая жизнь, не запятнанная ни происками, ни интригами, ни даже честолюбивыми замыслами, наконец, если угодно, и мое историческое имя — не только дают мне право, но налагают на меня обязанность не оставаться в робком безмолвии, которое могло бы быть принято за знак согласия, в деле, которое я считаю высшим человеческим началом и которое ежедневно применяю на практике в моей судейской должности, а именно: безусловное равенство пред судом и законом, без различия звания и состояния!” С чрезвычайным вниманием следил Одоевский за начатой в 1866 г. тюремной реформой и за введением работ в местах заключения. Еще в “Русских ночах” он указал на вредную сторону исправительно-карательных систем, основанных на безусловном уединении и молчании.

Обновленный суд нашел в нем горячего поборника. “Суд присяжных, — писал он, — важен тем, что наводит на осуществление идеи правосудия таких людей, которые и не подозревали необходимости такого осуществления; он воспитывает совесть. Все, что есть прекрасного и высокого в английских законах, судах, полиции, нравах — все это выработалось судом присяжных, то есть возможностью для каждого быть когда-нибудь бесконтрольным судьей своего ближнего, но судьей во всеуслышание, под критикой общественного мнения. Никогда общественная правдивость не выработается там, где судья-чиновник, могущий ожидать за решение награды или наказания от министерской канцелярии”.

Смущенный слухами о возможности, под влиянием признаков политического брожения, изменения коренных начал, вложенных в преобразования Александра II, Одоевский, незадолго до своей смерти, составил всеподданнейшую записку для государя, в которой, указывая вредное влияние на нравственное развитие молодежи того, что ей пришлось видеть и слышать в частной и общественной жизни в дореформенное время, при господстве крепостного права и бессудия, умолял о сохранении и укреплении начал, положенных в основу реформ.

Записка была представлена императору после кончины Одоевского, и Александр II написал на ней: “прошу благодарить от меня вдову за сообщение письма мужа, которого я душевно любил и уважал”. Князю Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петрограде больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елизаветинской детской больницы в Петрограде.

Посещение бедных, обязательное для каждого члена не менее раза в месяц, три женских рукодельни, детский “ночлег” и школа при нем, общие квартиры для престарелых женщин, семейные квартиры для неимущих, лечебница для приходящих, дешевый магазин предметов потребления, своевременная, разумная личная помощь деньгами и вещами — таковы средства, которыми действовало общество, помогая, в разгар своей деятельности, не менее как 15 тысяч бедных семейств. Благодаря неутомимой и энергетической деятельности Одоевского, совершенно отказавшегося на все время существования общества от всяких литературных занятий, средства общества дошли до 60 тысяч ежегодного дохода.

Необычная деятельность общества, приходившего в непосредственные сношения с массой бедных, стала, однако, под влиянием событий 1848 года, возбуждать подозрения — и оно было присоединено к Императорскому человеколюбивому обществу, что значительно стеснило его действия, лишив их свободы от канцелярской переписки, а отчеты общества, составлявшиеся самим Одоевским, — своевременной гласности, поддерживавшей интерес и сочувствие к обществу. Последовавшее затем воспрещение военным участвовать в нем лишило его множества деятельных членов.

“Я не могу, — писал он, — избавить себя от мысли, что, при особой мне награде, в моем лице будет соблазнительный пример человека, который принялся за под видом бескорыстия и сродного всякому христианину милосердия, а потом, тем или иным путем, все-таки достиг награды… Быть таким примером противно тем правилам, которых я держался в течение всей моей жизни; дозвольте мне, вступив на шестой десяток, не изменять им…”. Отдал Одоевский долю участия и городским делам, исполняя обязанности гласного общей Думы в Санкт-Петербурге и живо интересуясь ходом городского хозяйства.

Когда Дума, снабжая домовладельцев обывательскими грамотами, получила такую обратно от одного из них с надменным заявлением, что, происходя из старинного московского дворянского рода и “не причисляя себя к среднему роду людей”, он не считает возможным принять присланный Думой документ, Одоевский — прямой потомок первого варяжского князя — немедленно обратился в Думу с письменной просьбой о выдаче ему обывательской грамоты.

Одоевский является одним из выдающихся наших музыкальных деятелей. Ему принадлежит ряд музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т.д.) Занимаясь теорией и историей нашего церковного пения, Одоевский собрал много старинных церковных нотных рукописей. Большой любитель органной музыки вообще и музыки Иоганна Себастьяна Баха в частности, Одоевский соорудил для себя компактный орган чистого (не темперированного строя), названный им в честь Баха “Себастьянон” и впоследствии подаренный им московской консерватории. Им было построено также такое фортепиано “натурального”, то есть чистого строя.

20 интересных фактов из жизни Одоевского

Талантливый музыковед, писатель и один из столпов русского романтизма — всё это в равной степени применимо к Владимиру Одоевскому. Потомственный князь, он получил великолепное образование и сделал неоценимый вклад в развитие культуры своей эпохи. Его литературные труды до сих пор крайне высоко оцениваются самыми разными литературными критиками.

Интересные факты из жизни Одоевского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *