огородная слобода история домов

Дом Щербакова-Грибовых. О тройном самоубийстве. Огородная слобода, 5

Рассказывает экскурсовод Ирина Стрельникова:

В газете «Московский листок» осенью 1910 года появились одна за другой три заметки:

«Вчера, 30 октября, в 10 часу вечера, в собственном доме, по Чудовскому переулку (нынче – улица Огородная слобода – прим. СДГ), застрелилась из револьвера жена известного в Москве негоцианта, Ольга Васильевна Грибова, урожденная Ясюнинская. Накануне покойная была в особенности грустна, но ничто не предвещало катастрофы. После обеда к супругам Грибовым пришли двое знакомых. Весь вечер разговор вращался на самоубийстве сына известного богача Журавлева и все искренно сожалели этого, всегда жизнерадостного молодого человека, не так давно окончившего Императорский лицей Цесаревича Николая. Напившись чаю, супруг покойной, Алексей Назарович Грибов, пошел с своим приятелем в биллиардную играть. Его супруга со своею приятельницею прошла в спальню и там стала ей высказывать свое горе по поводу смерти молодого Журавлева и, вынув из шифоньерки револьвер, сказала: „Не последовать ли и мне за ним?” Подруга стала ее успокаивать, и г-жа Грибова дала ей слово ничего над собой не делать, но, как только ее подруга отошла в сторону, грянул выстрел, и О.В. Грибова упала на ковер с простреленным сердцем».

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовОльга Васильевна Грибова

ОСОБНЯК

Особняк, украшенный двумя симметрично расположенными эркерами с изящным лепным декором, сочетает черты модерна и неоклассицизма. Был построен в 1885 году по заказу владельца текстильной фабрики Щербакова архитектором Петером-Йозефом Дриттенпрейсом, уроженцем Баварии. Известно, что заказчик выдвинул единственное условие: чтобы дом был весь голубой. Что архитектор и воплотил (так что нынешний цвет – не совсем правильный). Но Щербаков, по всей видимости, остался не слишком доволен результатом, потому что довольно быстро продал особняк одному из Грибовых – владельцев крупной мануфактуры бумажных, шелковых и суконных товаров. Алексей Назарович Грибов поселился здесь со своей женой, актрисой Ольгой Васильевной Грибовой. Той самой самоубийцей. Драма разыгралась именно в этом особнячке. Со временем газетам удалось докопаться до причины трех самоубийств. Мало того, они заподозрили, что вот-вот произойдет и четвертое – у ворот виллы Николая Рябушинского несколько дней толкались репортеры, ожидая очередной трагической сенсации. Впрочем, обо всем по порядку. Прежде всего – о Николае Лазаревиче Тарасове, третьем самоубийце, которого горько оплакивала артистическая Москва…

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовНиколай Лазаревич Тарасов

СПАСЕНИЕ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

Летом 1905 года Станиславский записал: «Со смертью милого и незабвенного Саввы Тимофеевича (кстати, тоже застрелившегося – во всяком случае по официальной версии – прим.СДГ) материальные условия театра резко изменились к худшему». Конечно, в Московский Художественный по-прежнему ломилась публика. Да и сам Станиславский – человек весьма небедный, управляющий фамильной золотоканительной фабрикой Алексеевых. Но с самого основания МХТ был задуман как театр для публики недорогой, общедоступный – соответственно, продажа билетов не окупала весьма затратных постановок. А фабричные дела с театральными Константин Сергеевич никогда не путал – это в Камергерском переулке он был Станиславским. А у себя на фабрике, на Малой Алексеевской – по-прежнему Алексеевым, промышленником, предпринимателем, администратором, и отчасти не мог, а отчасти и не считал нужным финансировать МХТ за счет доходов золотоканительного производства.

Для поправки дел решили организовать первые в истории МХТ зарубежные гастроли. Взяли довольно большой кредит и отправились в Берлин. Дальше предполагались Дрезден, Прага, Париж. Да вот только деньги кончились уже в Берлине. «Немцы идут в театр очень туго», — признавал Немирович-Данченко. Зал не наполнялся, спектакли ведь шли на русском (поди-ка, сыграй по системе Станиславского на неродном языке!). Константин Сергеевич позже писал: «Мы истощились материально и готовы были возвращаться по шпалам из–за границы».

И тут пришло неожиданное спасение. Актеры Москвин и Вишневский передали Немировичу, что о встрече с ним просят два российских подданных – горячие поклонники МХТ. Эти люди давно уже не пропускали ни одного спектакля и, соответственно, поехали за труппой в Европу: Николай Лазаревич Тарасов, только что по смерти отца унаследовавший трехмиллионное состояние и семейное дело (оптовую мануфактурную торговлю), и его неразлучный друг Никита Федорович Балиев. Оба, кстати, обрусевшие армяне (Тарасовы в недавнем прошлом были Торосянами, а настоящее имя Никиты Федорвича Балиева – Мкртич Асвадурович Балян).

В первый раз к Немировичу-Данченко на беседу пришел один Балиев — бойкий толстяк с круглым веселым лицом и плутовскими глазами. «Сколько вам нужно, чтобы продолжить гастроли?» — без обиняков спросил он. Оказалось, 30 тысяч. Которые Балиев тут же обещал дать. Да не в долг, а просто так, безвозмездно. На развитие театра.

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовНикита Балиев

Поскольку переговоры вел он, у Немировича создалось сначала ошибочное впечатление, что деньги – балиевские. На самом деле Никита Федорович был гол, как сокол, просто Тарасов всегда предпочитал выставлять вместо себя именно его, а сам вечно держался в тени из-за некоторой нелюдимости и скромности натуры. Хотя скромничать у него, объективно говоря, не было никаких причин. Немирович писал о нем: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них». Остается добавить, что Тарасову было 24 года, он отличался яркой красотой, эрудированностью и, мало того, всесторонней одаренностью. С одинаковой легкостью писал (стихи, пьесы, скетчи, пародии) и рисовал (карикатуры, эскизы костюмов, да и просто картины). Как-то раз он подарил актеру Качалову картину Константина Коровина с подписью художника. И довольно долго эта картина висела в гримуборной у Качалова в качестве шедевра, вызывая восторг у поклонников Коровина. Пока Тарасов не признался, что это – его собственный этюд «под Коровина», и подпись он тоже подделал сам. При этом на оригинальное творчество, под себя самого, Тарасов не решался.

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовН.Л.Тарасов

Анатолий Эфрос писал об этом удивительном человеке: «Как будто был он баловнем жизни, этот изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Но феи, стоявшие у его колыбели, позабыли туда положить один подарок — способность радоваться жизни. А без этого подарка чего стоят все остальные, самые щедрые и прекрасные? Тарасов носил в себе жажду этой радости — и никогда не мог ее утолить. Он любил те места, где звенел смех, где порхала шутка, но сам лишь едва улыбался и редко ронял слова. В нем жила богатая фантазия, но не то застенчивость, не то какая-то необоримая лень вязали ей крылья при первом взлете, и она упадала, не воспарив». А Качалов сетовал, что богатство губит Тарасова, рождает в нем комплекс неполноценности, отравляет для него отношения с людьми. Тарасов подозревал, что всем нужны только его миллионы, и никому не мог поверить: ни женщинам, ни друзьям. Разве что одному Никите Балиеву…

30 тысяч, которые Тарасов дал Московскому Художественному театру, пошли впрок. Гастроли были продолжены, а тут германский кайзер Вильгельм выразил желание посмотреть «Царя Федора». Это послужило прекрасной рекламой: публика повалила на спектакли московских гастролеров. Газеты раструбили об их успехе, и во всех других городах проблем со сборами уже не было. Театр действительно сумел поправить дела. Ну а Станиславский с Немировичем были людьми благодарными. По возвращении в Москву Балиева приняли в труппу в качестве актера. Предлагали и Тарасову – он отказался. Хотели вернуть ему долг – не взял. Тогда его просто сделали пайщиком (со взносом 30 тысяч рублей) и членом дирекции. Эту честь Тарасов с благодарностью принял, но в управление театром деликатно не вмешивался. Просто помогал театру, чем мог.

Тем временем дела друга Тарасова Никиты Балиева в театре складывались не очень хорошо. Актерский дар, который у него, несомненно, имелся, по своей природе мало подходил МХТ. Балиев раз за разом получал маленькие роли (вроде Хлеба в «Синей птице») и проваливал их. У него было слишком комичное лицо, не поддававшееся никакому гриму, плюс армянский акцент. Но нет худа без добра! Ему поручили капустники, и тут-то талант Балиева развернулся! Так родилась знаменитая, легендарная «Летучая мышь» – театр-кабаре для увеселения и отдыха труппы. В который при этом мечтала попасть вся Москва, да только это было потруднее, чем попасть в МХТ в день премьеры…

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовЭмблема театра-кабаре «Летучая мышь»

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домов

Помещение для “Летучей мыши” Балиев с Тарасовым нашли сами – подвал в доме Перцова в Курсовом переулке. Когда они в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Отсюда и название. Кстати, к потолку зала была подвешена матерчатая летучая мышь. Что же за представления давались в “Летучей мыши”? Об этом театре впору делать отдельную статью – он того стоит. Сейчас расскажу только пару их скетчей.

В те дни в газетах писали о поразительной политической ловкости и пробивной силе создателя партии «17 октября» Александра Ивановича Гучкова (из московской купеческой династии староверов Преображенского кладбища, о которых недавно рассказывал СДГ). Гучков был избран в III Государственную думу и поставил себе цель добиться поста председателя, причем шел к этой цели, как танк. И вот – очередное ночное представление в «Летучей мыши». На сцене – огромный бутафорский телефон, который то и дело звонит. Балиев поднимает трубку: «Откуда говорят? Из Петербурга? Здравствуйте! Очень счастлив»… Затем, после паузы: «Нет! Извините, не могу, никак не могу. Вынужден отказать. Да, спасибо, всего доброго»… Вешает трубку. Снова звонок, и снова какие-то реплики того же рода, означающие вежливый отказ. Балиев весьма комично изображает нарастающее раздражение, муку… В конце концов закрывает ладонью трубку и обращается к залу: «Гучков спрашивает, не нужен ли на нашем капустнике председатель». Зал хохочет.

Или вот еще, накануне отъезда певца Собинова (большого друга МХТ) на гастроли в Буэнос-Айрес в «Летучей миши» были устроены проводы. На сцене – фанерный поезд. Кондуктор-Балиев звонит в колокольчик, приглашает всех присутствующих занять места в купе. Начинает играть оркестр. Минуты через три Балиев опять звонит в колокольчик и объявляет: станция Витебск! Музыка умолкает. Публику приглашают выйти на перрон – то есть к столам, где расставлены рюмки с водкой. Не успевают все выпить, как снова колокольчик – пора по вагонам. Оркестр принимается играть опять. Дальше – станция Варшава. Краков. Прага. Берлин. И так далее. Много станций. И везде хлопается по рюмахе. Так и ехал поезд до утра. Правда, до Буэнос-Айреса в здравом уме и трезвой памяти добрались немногие. Собинов сошел с дистанции довольно рано – его увезли домой на извозчике с полдороги. Кстати, те гастроли так и не состоялись: разорился антрепренер Собинова… но это уж не вина «Летучей мыши». Их дело было – проводить!

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовНикита Балиев на сцене «Летучей мыши»

Для «Летучей мыши» Балиев оказался бесценной находкой. Его способность на мгновенную импровизацию, его комический дар, бурная и неутомимая натура – все было к месту. Но за всеми этими придумками, идеями, комическими куплетами, пародиями, эпиграммами, буффонадой, за всеми этими блестящими в своей веселости и абсолютной несерьезности номерами стоял Тарасов. Он же был и автором карикатур на труппу МХТ, повсюду развешенными на стенах «Летучей мыши». При этом Николай Лазаревич по-прежнему держался в тени. Будто и не имеет к происходящему никакого отношения. Эфрос пишет: «Как будто Тарасов был посторонний в «Летучей Мыши», или только ее золотой мешок. Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа». Ну а после представления Тарасов терпеливо ждал, пока его друг, разгоряченный и возбужденный успехом, снимет грим и переоденется. Они шли домой по ночной Москве и разговаривали. Вернее, Балиев делился радостью от успеха, обсуждал реакцию публики на ту или иную шутку, а Тарасов молча слушал. При этом за ними медленно-медленно, черепашьим ходом следовал тарасовский автомобиль – самый мощный и дорогой в Москве…

Друзья жили вместе, в роскошной квартире на Большой Дмитровке. Нет-нет, это не то, о чем вы подумали. Они просто были очень нужны друг другу. По отдельности они не могли проявлять свои таланты в полной мере. При этом оба, конечно, использовал свое холостяцкое положение, то есть крутили бесконечные романы. Вернее, Балиев все больше «мопассанничал», то есть искал знакомств с невзыскательными дамами, бурно ухаживал, но редко добивался успеха. Его комическая фигура как-то мало вязалась с романтикой. Но и Тарасов был не так уж счастлив в любви. Всерьез увлекся замужней дамой – Ольгой Грибовой, ученицей Немировича-Данченко… А она его бросила – завела себе другого. И добро бы – какого-нибудь гения, перед гениями Тарасов привык молча и скромно склонять голову. Но ее новый избранник был довольно ничтожен: юнец, папенькин сынок Николай Журавлев. Ну пристроил его отец (к слову, гораздо менее богатый, чем Тарасов) содиректором Барановской мануфактуры, а толку-то? У Журавлева-младшего были одни карты на уме. Вот он и проигрался в пух, спустил чужие деньги. Бросился к Грибовой за помощью, грозил самоубийством. Ольга, попутно кокетничавшая (а может, и не только кокетничавшая) еще и с третьим Николаем – миллионером Рябушинским, кинулась за помощью к нему. Тот, вроде бы, был в нее страстно влюблен. К тому же, он был (единственный из восьмерых братьев Рябушинских, вообще-то отличавшихся большой деловой хваткой) известным прожигателем жизни, легкомысленно швырял деньги направо-налево (о его художествах я много рассказываю на экскурсии по Петровскому парку, где у него была вилла «Черный лебедь» – в частности, там во дворе в будке на цепи сидел леопард). Но Николай Павлович Рябушинский вовсе не был дураком. И денег сопернику не дал. Отказал и глазом не моргнул!

И ведь у него уже началась после расставания с ней другая жизнь. Завязался новый роман – с восходящей звездой МХТ Алисой Коонен. Но когда Ольга Грибова все-таки умерла, Тарасов вынес себе приговор.

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домов

Алиса Коонен вспоминала: «Рано утром меня разбудил телефонный звонок. Ольга Лазаревна (сестра Тарасова, тоже актриса МХТ – прим.СДГ) каким–то странным, чужим голосом попросила меня сейчас же приехать на квартиру к Тарасову. Предчувствуя что–то страшное, я помчалась на Дмитровку. Дверь была открыта, и я прямо прошла в комнату Николая Лазаревича. Он лежал на тахте в костюме, тщательной одетый. Лицо было спокойное, чуть розовое, можно было подумать, что он спит, на виске запеклась одна-единственная капелька крови. На полу рядом с тахтой лежал маленький револьвер… Уткнувшись мне в плечо, глухо рыдала Ольга Лазаревна».

Там было еще одно страшное и дикое обстоятельство. Одна экзальтированная дама, подруга Грибовой, узнавшая о ее смерти часом-другим ранее Тарасова и посчитавшая виновником именно его, позволила себе жестокую выходку: послала на квартиру Николаю Лазаревичу могильный венок и гроб. Не понятно, застал ли Тарасова в живых этот «подарок», или пришел несколькими минутами позже. Хочется верить, что все-таки – позже. Но как бы то ни было, когда явилась полиция, гроб с венком уже стояли у дверей.

В тот вечер в Художественном театре был отменен спектакль. Кажется, в первый раз за историю театра. Ну а гражданская панихида состоялась на следующий день – в «Летучей мыши». МХАТовсцы были неутешны. Ну а Никита Балиев просто убит горем. Как назло, его в роковой час не было рядом с другом. Был бы, может, все сложилось бы иначе…

Николай Лазаревич Тарасова похоронен на Армянском кладбище. Памятник изваял скульптор Андреев (знаменитый автор сидящего, трагического Гоголя, что нынче задвинут во двор дома 7 на Никитском бульваре). И это хоть и по-своему красивый, но странный, даже шокирующий памятник: скульптор запечатлел момент самоубийства.

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домов

Впрочем, надо отдать должное, этот памятник отлично отражает эпоху декаданса. Вся эта история ее отражает. Тройное самоубийство в стиле модерн…

Ну а мне остается только прибавить, что Николай Павлович Рябушинский и не подумал присоединиться к этому «клубу самоубийц». Напрасно газетчики взволновались. Даже самый легкомысленный Рябушинский был слишком здравомыслящим для таких жестов. Его личный декоданс ограничивался леопардом и прочими диковинками виллы «Черный лебедь», да еще поддержкой символистов: Брюсова, Белого, Блока, Бальмонта… Для них он сделал, пожалуй, не меньше, чем Тарасов для Московского Художественного…

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовНиколай Павлович Рябушинский

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домов

Да, чуть не забыла. В этой истории есть же еще один персонаж, о котором мы как-то забыли. Владелец дома 5 по Огородной слободе – Алексей Грибов, муж роковой красавицы Ольги. Он все это время тихо пил. А овдовев, и вовсе ушел в загул, и в скором времени сам тоже умер – в момент, когда протянул руку к очередному бокалу с вином. В общем, все умерли. Кончилось кино.

Источник

Длиннее, чем у Хемингуэя: рассказ о зеленом доме на Огородной слободе

Российский журналист и общественный деятель Илья Варламов в соцсетях опубликовал фотографии здания по адресу переулок Огородная Слобода, д. 9, в котором сейчас расположен офис МОСГОРТУРа. Окна деревянного строения – пластиковые и, конечно же, не сочетаются со старинным обликом дома. На окнах написано: «Уважаемые, москвичи! Это временные окна, чтобы мы не мерзли…» Именно это объявление и привлекло внимание известного блогера.

Мы рассказываем реальную историю дома, что стало с оригинальными окнами и когда их вернут на место.

Что было в здании раньше?

Деревянный двухэтажный дом в Чудовском переулке (ныне – Огородная Слобода) был построен в 1875 году по проекту архитектора Александра Адольфовича Мейнгарда. Изначально здесь располагался Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы. В документах 1914 года говорится, что в то время оба этажа занимали женские палаты.

После революции здание продолжили использовать как медицинское учреждение (например, в советское время здесь был Венерологический диспансер №2) и как административное.

В конце 1930-х годов все близлежащие постройки были снесены, и лишь бывший корпус Чернорабочей больницы сохранился до наших дней. С 2015 года в нем расположен один из офисов Государственного автономного учреждения культуры «Московское агентство организации отдыха и туризма».

Перед своим переездом МОСГОРТУР провел внутри исторического здания ремонт. Кроме того, было построено новое крыльцо (прежнее, увы, было навсегда утрачено) в общем стиле – с деревянной резьбой и узорчатыми балясинами.

Что же касается окон, то к 2015 году сохранилось всего одно оригинальное, остальные были поставлены в советское время и весьма отличались от первоначальных. Состояние рам было плачевным, из-за этого внутри здание круглый год оставалось сырым и холодным. Поэтому было принято решение временно поместить окна на склад и позже восстановить, взяв за образец то самое, единственное сохранившееся с 1875 года.

Три года назад Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы получил статус памятника архитектуры, и его реставрация планируется в ближайшем будущем. А пока МОСГОРТУР старается поддерживать чистоту и сохранность своего дома и относится к нему с особым трепетом и любовью.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Чем барак не показатель культуры?

Чтобы города не превращались в безликие спальные районы, а имели свое лицо Чтобы сохранять память о прошлом и преемственность.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Удачи, ждём фотографии после полностью оконченных работ.

Источник

Дом Высоцких, Огородная слобода, 6 (метро “Чистые пруды”)

Рассказывает экскурсовод Ирина Стрельникова:

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домов

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домов

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домов

Дом Высоцких (Огородная Слобода, 6). Архитектор Роман Иванович Клейн (автор проекта музея им.А.С.Пушкина и ЦУМа), 1900-1901 гг.

Асимметрия, разновеликие объемы здания, увеличенные полукруглые окна, да и просто время постройки многих наводят на мысль о модерне. Но все же дом Высоцких относится к стилю, в России отлично уживавшемуся (и частично перемешавшемуся) с модерном: эклектике, историзму. Он вошел в моду раньше модерна – примерно со второй четверти XIX века. К рубежу XIX-XX веков благополучно миновал «псевдовизантийский» этап (так строил, например, Константин Андреевич Тонн (Большой Кремлевский дворец, Храм Христа спасителя, Московский и Петеребургский вокзалы). И устремился к отечественной традиции: строить стали в псевдорусском стиле (ГУМ, Исторический музей). Но историзм Романа Клейна – особый. Клейн стилизует под средневековую или раннебарочную Европу. Вспомним тот же «готический» ЦУМ, напоминающий крепость.

Ну а дом Высоцких – стилизация под французские шато первой половины XVII века, в стиле Людовика XIII, с их высокими раздельными кровлями и мансардными окнами, а также укрупненной рустовкой углов. Кстати, асимметрия и разновеликие объемы для раннебарочных дворцов в стиле Людовика XIII тоже характерны. В итоге дом Высоцких похож на картинку из сказки про кота в сапогах и маркиза Карабаса.

Этот чудесный особнячок заказал Клейну чаеторговец Давид Высоцкий (глава фирмы «В. Высоцкий и Ко», основанной его отцом, Вульфом Высоцким, потомственным почетным гражданином Москвы и поставщиком Двора Его Императорского Величества). Чаеторговая фирма Высоцких, закупавшая чай в Индии, на Цейлоне, в Китае и на острове Ява, была одной из ведущих в России: одних только развесочных фабрик – 6, а еще 77 магазинов по всей России, чистая прибыль более 2 миллионов рублей в год!

Предприниматели иудейского вероисповедания, Высоцкие, как было принято на рубеже XIX-XX веков, много занимались благотворительностью, но на свой лад. На деньги Вульфа Высоцкого основан Политехнический институт в Хайфе. Давид пожертвовал немалые средства на отделку зала московской Хоральной синагоги и первые кибуцы в Палестине.

С Давидом Высоцким приятельствовал и, следовательно, часто приходил в этот дом художник Леонид Осипович Пастернак. А его сын, молодой Боря Пастернак, здесь же, на втором этаже давал Иде Высоцкой (дочери Давида), по его собственному выражению, «нерегулярные уроки неведомо чего. … В доме оплачивали мои беседы на самые непредвиденные темы … Странная мешанина из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства».

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовЛ.О.Пастернак. «За чашкой кофе. Портрет Цейтлина и Высоцкого» огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовИда Высоцкая огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовБорис Пастернак с отцом Леонидом Осиповичем, матерью Розалией Исидоровной и братом Александром

Молодые люди были слишком молоды, а Ида слишком красива. Дело кончилось страстной влюбленностью Пастернака. «О своем чувстве к В-й, уже не новом, я знал с четырнадцати лет. Это была красивая, милая девушка, прекрасно воспитанная и с самого младенчества избалованная старухой француженкой, не чаявшей в ней души. Последняя лучше моего понимала, что геометрия, которую я ни свет ни заря проносил со двора ее любимице, скорее Абелярова, чем Эвклидова. И, весело подчеркивая свою догадливость, она не отлучалась с наших уроков. Втайне я благодарил ее за вмешательство. В ее присутствии чувство мое оставалось в неприкосновенности».

Оно (чувство) оставалось в неприкосновенности четыре года, после чего Борис решился и сделал любимой предложение. Которое было отвергнуто. И тем не менее молодые люди продолжали видеться вплоть до замужества Иды (вполне удачного) в 1917 году. Она вышла за банкира Эммануила Леонтьевича Фельдзера…

После революции Высоцкие эмигрировали, и тоже довольно удачно: значительная часть их капиталов лежала в Европе или была вложена в дело там же. Таким образом, Давид сумел продолжить свой бизнес в Европе и Палестине. Израильская фирма «Wissotzky Tea» существует до сих пор. У нее даже фирменный знак не изменился: кораблик с распущенным парусом. Редкий случай московской семьи, которую потрясения начала XX века словно и не коснулись. Хотя как сказать… Все-таки один из пятерых детей Давида Вульфовича – Александр остался в СССР и был расстрелян в 1937-м. Это был единственный член семьи, увлеченный идеей обустройства жизни на родине (остальные Высоцкие, живя в России, духовно с ней и связаны-то, кажется, не были, их интересы всегда устремлялись куда-то больше во вне). А вот Александр был по уши в русской политике. Эсер, член Всероссийского Учредительного собрания, гласный Петроградской городской думы… Эмигрировать с семьей он, конечно, не захотел (как, допустим, даже в голову не пришло эмигрировать Пастернаку). За что и поплатился. Выходит, безопаснее (и, кто-то скажет: мудрее), если у тебя, конечно, есть выбор, заботиться об устроении кибуцев, о России не беспокоиться и вовремя распустить парус. Просто это, видимо, не всем подходит. Уж Борису Леонидовичу Пастернаку точно не подходило, и ему тоже потом досталось, как известно. И величия, и славы, и несчастий – всего полной мерой. Такая вот грустная и поучительная история…

В особняке же в Огородной слободе после революции разместился Дом пионеров – нынче Дворец творчества детей и молодежи. Для своих нужд новые хозяева еще в 30-х расширили особняк: со стороны Огородной слободы левое крыло нарастили вторым этажом, а со стороны двора сделали к особняку пристройку – надо отдать им должное, довольно деликатную. И все же первоначальный замысел Клейна искажен, и «французское шато» утратило свои «игрушечную» компактность, схожесть со шкатулкой.

Зато внутри сохранились некоторые интерьеры, особенно хороша лестница. Но попасть внутрь не слишком просто, если вы не ребенок и не молодежь, и не записаны в кружок.
Записаться на экскурсию-лекцию об особняке Высоцких можно здесь.

огородная слобода история домов. Смотреть фото огородная слобода история домов. Смотреть картинку огородная слобода история домов. Картинка про огородная слобода история домов. Фото огородная слобода история домовСо стороны Огородной слободы в 10-х годах ХХ века особняк выглядел так. Фото www.oldmos.ru

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *