огуз хан туркмен история

Союз Гагаузов

Межрегиональная общественная организация (г.Москва)

огуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен история

Потомок узов Огуз-хан

«Огуз-хан, также Огуз-каган (туркм. Oguzhan) — легендарный герой-прародитель потомков огузских племён (туркмены,азербайджанцы, турки), и уйгуров. С XIX века обычно используется как чисто литературный персонаж.

Некоторые исследователи-востоковеды (Иакинф (Бичурин), Ф. Хирт) отождествляют Огуз-хана с реальным историческим лицом — хуннским шаньюем Модэ».

Во многих исторических сообщениях вместо узы пишут огузы и наоборот. Правильно ли это? В принципиальной основе узы и огузы по происхождению имеют единое древо, но имеют и множество различий.

При этом многие востоковеды не указывают на то, что до рождения Огуз-хана, огузов не было, а были узы. В легендах, отражающих до исламское представление об Огуз-хане, чаще всего упоминаются только имена его детей. Эти имена сохранились до настоящего времени. Но с небольшими искажениями, например, вместо ГЁК – КЁК – небо, ТАГ- гора, ТЕНИЗ-ДЕНИЗ – море. Эти слова понятны на современном гагаузском языке. Подобные искажения пронизывают всю историю гагаузского народа.

Попробуем проанализировать некоторые факты из истории огузов.

«С 6-го века Огузы были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском (гёк-тюркском) Каганате».

Обратим внимание на некоторое вроде бы не значительное искажение. С 6-го века Огузы, здесь должно быть УЗЫ, были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском, вместо слова ГЁК (гёк-тюркском). КОК означает запах. Узы становясь Огузами теряют по меньшей мере 500 лет жизни первого тысячелетия от Рождества Христова и не просто 500 лет жизни народа узы, а целый период и многих других народов, оказавшихся рядом с узами в это время. Кто решил выбросить на историческую обочину судьбу предков многих племён и народов? И кому это было нужно?

Современному обществу известно как писали историю одних народов в угоду другим, закладывая ложь и определённую политическую позицию. Можно представить, что стирая 500 лет жизни узов или любого другого народа, дальше выстраивают лживую историю, способную разрушить представление о своём народе у целого поколения. Способен ли современник понять, где правда, а где ложь?

«Часть тюркских племён, входивших в гёк-тюркское ханство с 6-го века, в период смут, начавшийся в 630 г., объединились между собой в союз, в результате чего создали девяти-огузское “ханство” в районе рек Толга и Селенга».

Может девяти узыских ханств, если это не так, то по какой причине узы вдруг стали огузами? В отдельных сообщениях, прикрывая этот момент истории говорят о древних огузах, видимо, чтобы не говорить узы-гузы?

Здесь так же вместо огузы следует понимать узы и если слова «бал-бал» означает «мёд-мёд», то слово БАЗ от слова БОЗ-каган или освещающий эти события человек далёк от понимания современного гагаузского языка.

«682 Обеспокоенные продвижением Кутлуга огузы, жившие по берегам Селенги, предприняли попытку сотрудничества с китайцами и китанами». Здесь так же КАТЛУГ–огузы это, скорее всего узы.
«682 Наступление, совершенное по совету Тоньюкука на берегу Коровьего озера было удачным и устранило огузскую опасность.
В 6-9 века Огузы: жили в районе реки Селенга
».

Не огузы, а узы. Обратим внимание на переход с 6 на 9 век. Этим как бы случайно обходится период рождения Огуз-хана 700 г. Вместо этого предлагается легенда.

«Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя.

«В результате похода, вынужденно совершенного в 715 г. каганом на племена огузов, были убиты их животные. В 716 г. одно из огузских племен – байырку – было жестоко подавлено.

Мудрец Тоньюкук вместе с Илтериш каганом убили очень много китайцев на юге, китаев на востоке, огузов на севере.
Борьба огузов продолжалась с прежней силой. Даже в год, когда было потеряно много животных из-за засухи, Бильге был в походе. Уч-огузы (3 Огузов = Карлуки), наступавшие на Отюкен были отбиты. Огузы, начавшие наступление, договорившись с татарами, потерпели поражение в войне под Агу, в результате чего массы огузов покинули страну и отошли к границам
Китая (717-718)». В это время огузы ещё узы.

«В тюркской истории есть и другие примеры когда “народ”, поддерживавший в свое время династию, начал борьбу с нею. Сопротивление карлуков Кара-ханам, туркменов-седжукским султанам, борьба султана Санджара, который сам был огузом, с непокорными огузами…есть множество примеров такого рода. 775 г. Ибнуль-Эсир указывает, что во времена халифа эль-Мехди (775-785 гг.) огузы пришли в окрестности Мавераннахра».

«В это время огузы уже могли быть, потому что уже была Огузская держава (750 г). Историки, взяв за основу огузов практически приписали им все ранние успехи и проблемы Узов, их предков.
Члены “огузского союза”, причем в большом количестве, переселились из района Орхон сначала в окрестности Талас, а потом на Сыр-Дарью. Принимая во внимание то, что в 11 веке язык сырдарьинских огузов отличался от языка восточных тюрок словами и приношением, предполагается, что это переселение произошло раньше 9-го века
.
820 г. Предполагается, что упомянутое в Аль-табери нападение девяти огузов на Ушрусану (между Сырдарьей и Самаркандом) в 820-821 гг. связано с огузами».

Если Огузы это те же узы, то с кем все-таки это было связано?
«900 г. В первой половине 10 века огузы проживали в степях Сырдарьи, в находящихся в ее окрестностях городах Караджук (Фараб) и Сайрам. Согласно исламским географам (Аль-Балхи, Истахри, Ибн-Хавкал) и Худулюль-Алему, огузская территория распространялась до Каспийского моря на западе (поэтому полуостров на востоке этого моря получил тюркское название Манкишлак) до города Гюргенч на юге, до находящихся на его северо-западе селений Джит и Баратекин (на юге Аральского озера), до севера Бухары в Мавераннахре, до города Сабран, что у подножья гор Караджук, и половину степи, простилавшейся от Каспийского моря до гор Караджук, называли “огузской степью” (Мафазуль-Гузия)».

Здесь следует понимать, что Огузы это всего лишь часть потомков узов. При этом узы в это время ещё жили на разных территориях.
«975 г. согласно информации, данной Худудуль-Алемом (последняя четверть 10-го века), страна карлуков, что граничит с ягмаями и огузами на востоке, с тохсулами, чигиламина и девятью огузами на севере».

Если карлуки это те же узы, то кем были для них Огузы?
«9-11 вв. Узлари (одна из ветвей огузов) переместились с севера Каспийского моря в восточную Европу и на Балканы».

Склонение слова узы на УЗЛРАИ ни чего не меняет, но говоря о том, что узы это лишь ветвь огузов совершается подмена, потому что узы предки Огузов.
«10-ый в. Огузы перекочевали из Орхонской долины на берега реки Сейхун».

А может быть, это были узы, потому что огузское государство в 1050 году было уничтожено.

«1209 г. Господство уйгур, упоминаемых в исламских источниках как “девять огузев” фактически прекратилось».

В отдельных сообщениях есть утверждение о том, что уйгуры это те же узы (одна из их ветвей).

Дополнение:

«Огуры – братья огузов-узов. Наверно от раннего разделения (позже всего до 3 в. до н.э.) (см. выше «Распространение тюрок») язык их потерпел некоторые фонетические изменения. Наиболее ярким отличием является изменение буквы – З в основном тюркском на – Р в огурском диалекте. Вообще-то так как «огуз» прямо означает «тюркские общины», то привлекает внимание и разница в названиях этих общин, одна из которых осталась на востоке и использовала звук – З, а другая после отделения от них стала использовать вместо него звук – Р:

Союзы огурских общин состоят из 5-огуз, 6-огуз, 9-огуз, 10-огуз и 30-огуз».

Если эти события были ранее 3 века до н.э., то, скорее всего все эти союзы были узыские.

«У восточных тюрок тоже были союза, называвшиеся числом входящих в них общин. Другим отличием огурского диалекта является употребление в начале слов вместо – Й звук – Д (например: йилан-дилом и др.)». Слова йилан на узыском – означает змея, а дилан – это уже по огурски.

Другим племенем из союза кимаков были баяндыры, которые, вероятно, не были многочисленными и распространенными. Они просто входили в огузский народ. Позже в 15 в. род баяндуров Аккоюнлу создаст государство, включающее в себя восточную Анатолию и Азербайджан. Из книги «Дед Коркут», написанной в период, когда племя баяндыр входило в состав огузов, выясняется, что и баяндыры приняли такого рода организацию на уровне ханства.

Как видно из источников, страной кимаков были обширные степные пространства в восточной Сибири. Основным центром страны кимаков были берега среднего Иртыша. Границы расширялись с усилением народов союза. В записях некоторых мусульманских географов мы находим информацию о границах страны тюрок. Географ Мухаммед эль-Мукаддеси говорит, что в 10- м веке юго-западная граница проходила близ селений Сабран и Шаглджан, что в бассейне реки Сырдарьи. Из них Сабран – это селение, охранявшее границу огузов и кимаков. Шаглджан – большой и богатый поселок на границе кимаков, окружённый крепостными стенами. Ибн – Хавкал считает, что граница на западе протягивается до истоков реки Ак-Итиль.

Один из трёх районов страны кимаков назывался «Кыркызхан», становится ясным, что к кимакам присоединилось и племя киргизов. Племя канглов, жившее по соседству с огузами и позже объединившееся с кипчаками, тоже состояло в союзе.

Кимаки говорили на тюркском языке. Если обратить внимание на остатки языка, можно выяснить, что в кимакской стране использовалось два диалекта. Большая часть населения страны вместе с соседями огузами говорила на основном тюркском языке (тюркский с использованием –Й). Часть кипчаков и имеков, проживавшая в на самом северо-западе, говорила на болгарском тюркском языке (тюркский с использованием –Č (Дж))
Кимакам было трудно сохранять большие стада животных в суровых зимних условиях своей территории. Поэтому они, в годы договорённости с огузами переходили на их сторону вместе со стадами. Местом, куда кимаки водили на зимовку лошадей было селение Ак-таг (ок-таг) недалеко от страны огузов –
узов.

Известно, что исламские торговцы заходили в далекие от основных торговых путей места нахождения некоторых тюркских племён, таких как огузы, кимаки и киргизы, устраивали там рынки.

Социально-политическая организация

Семьи или роды, объединяясь, образовывали племя во главе с беем (баг, бег, би), основной задачей которого было сохранять взаимопомощь, обеспечивать соблюдение прав и справедливости, при необходимости применять военную силу для защиты племени. Поэтому племя – объединение политического характера, имеющее военную силу. Его имущество и стада отличались от других (каждое из 24 огузских племён имело свою дамгу).

Частная собственность – это гарантия прав и свобод человека. Булгары в 10 в. могли даже не отдавать правителю ничего из продуктов, произведённых на их собственных участках. Хазарский каган и его приближенные не даже попытаться завладеть имуществом подданных. У огузов «беи» повышали голоса в случае некоторых чрезмерных действий хана.

Имеющееся в надписях перечисление: «каган, его семья, союз племён, беи, тарханы, беи-буйруки, беи токуз-огузов…» догуз-огузов, является не классовой иерархией, а прямым перечислением от правящих в государстве до управляемых.
Аттила отдал обширную территорию своего государства до Урала под управление сына Илека»

Как известно, намного позже Урал, как и Алтай, были особыми зонами земли для узов.

«Западное крыло Гёк-тюркской империи – страна хазар с 630-го года находилась под управлением принца из семьи Ашина».

АШИНА это один из трёх прародителей тюркских народов и о них существует множество легенд.

«Карлукские ябгу присоединились к династии Ашина. Такие сравнительно небольшие политические образования как государства уйгуров, тугишей, огузов-ябгу, несомненно, управлялись подобным образом. Например, уйгурский хан Моенчур еще «тегином» находился во главе огузов-узов.

В больших тюркских империях администрация иностранных дел, которая вела дипломатические отношения, была одним из наиважнейших органов. В центре азиатской империи гуннов работала группа из большого числа человек, которые говорили и писали на разных языках. В столице западной Гуннской империи действовали секретари, переводчики, курье. Ответственными по исполнению решений меджлиса в отношении внешней политики табгачей были «битачины», у гёк-тюрков, тургишей и уйгуров – «битакчи» тамгачи, у огузов-узов – туграджи. На письменные обращения ставилась официальная печать танху или кагана. Послы имели неприкосновенность до тех пор, пока не начинали шпионить.

Рашид ад Дин, при перечислении в своей книге «Джами ат-Теравих» (814 г.) 24-х огузских племен, для каждых четырех племен обозначал одну птицу в качестве «онгон» (слово «онг» означает «удача», отсюда – значение тотема).

Птицы, указанные как «онгоны» огузов, не упоминаются в списке тех же огузов, но составленном до монгол кашгарскимо Махмудом (тогда как здесь присутствуют печати, указанные у Рашид Ад Дина).

Законы и традиции

Торе – это свод обязательных традиций и обычаев. В Орхоно-енисейских записях говорится, что государство невозможно без торе. В книге Дивану-Люгати-Турк слова торе поясняется как важнейшие место в доме, диван; это слово в основном смысле употребляется как обычай, традиция. Гёкальп сообщает, что слово «торе» и «тюрок» могут иметь один корень. Согласно этому слово «тюрок» означает «соблюдающий торе». Во всех степях существует торе, образовавшееся в течение тысячи лет. Сельджуки и османцы традиции, оставшиеся от предков, называли «Огузским торе». Однако, торе состоит не только из Огузских традиций. Оно присуще всему тюрскому миру.

Согласно историческим документам, принадлежащим, гуннам, гёк-тюркам, хазарам, огузам и булгарам, тюркские мужчины, как правило, были длинноволосы и имели обычай снимать свои головные уборы в знак почтения.

Экономика

Тюрки хоть и редко, но строили крепостные стены. такой была, например, столица гуннского танху Чичи, разрушенная китайцами в 36 г. до н.э. Кроме того, азиатскими гуннами был построен город Гу-цанг в районе Кансу. Город Итиль имел стену с четырьмя воротами. Однако тюрки, как правило, не любили окружать города стенами (слова Тонюкука), так как это не соответствовало их образу жизни.

Упомянутые выше города гёк-тюрков не являлись результатами стремления подражать «оседлой» жизни. Сначала необходимо иметь распространенное сельское хозяйство, а значит, села. Это особенно касается печенегов, огузов-узов, хазар и волжских булгар. У тюрков были города-крепости, как указанные выше.

Живыми торговыми центрами были и огузские города, построенные в 10 в., Караджук, Суткент, Алтун-тепе, Савран,Сайрам, карнак, Куркул-тепе, Джент, Сугнак, Ишкан, Чардары, Байиркум и др.

Победа мусульман с помощью карлуков в войне Талас в 751 г., окончательно отбило у Китая интерес к западной Азии. Настал период процветания во внутренней и западной Азии городов и государств уйгуров, карлуков, огузовузов. Осуществленная во времена гуннов и 1-х гёк-тюрков независимость была вновь достигнута во второй половине 9-го века политическими образованьями уйгуров в восточном Туркестане, тургишей в западном Туркестане и особенно карлуков. На западе, Хазарское ханство было важным государством.

Тюрки огузыузы были в то же время и хорошими земледельцами. Это их качество является основной особенностью, выделяющей их из восточных тюрков (гуннов, гёк-тюрков, уйгуров, огузов). В то же время наблюдалось занятие некоторых восточных тюрков земледелием в районах, благоприятных для этого. Степи, где жили тюрки, следует отличать от пустынных степей. Территория их почти полностью покрыта травой, но имеются и участки, благоприятные для земледелия. Например, согласно китайским источникам, гунны сеяли пшеницу и просо. В одном из китайских ежегодников упоминается о том, что из-за сильных холодов у гуннов один год случился неурожай. Те же источники говорят и о гуннском сорте пшеницы и гуннской фасоли. Пользуясь результатами археологических раскопок, предполагается, что выращивание зерновых культур в Алтайских горах осуществляется как минимум с третьего тысячелетия до н.э. У гёк-тюрков каждая семья имела свой участок орошаемой и засеиваемой земли.

Обнаружены оросительные каналы (в Башкавузе, близ реки Чулышман), созданные в Алтае в период гуннов. Канал, выходящий из реки Тото, канал Ак-тура являются признаками земледелия в Алтае. В Иволгах и Илмово, что между Селенгой и озером Байкал, были найдены железные плуги (привезенные из Китая), косы, жернова и т.д. В курганах в районе Селенги, принадлежащих гёк-тюркам, были найдены плуги и лопаты. В этот период было вырыто множество каналов. Длина канала Тото, используемого, как выяснилось, и во времена гёк-тюрков, была около 10 км. Он был построен с таким техническим учетом, что россияне в 1935 году решили использовать его. Некоторые места жительства Карлуков и Огузов орошались таким же образом.

Экономика степных государств поддерживалась не только налогами, взимаемыми с подданных стран и их подарками, но и налогами со своего народа. В империи азиатских гуннов налоги собирали особые служащие. Гёк-тюрки и огузы называли налоговых служащих «амга» (или имга), а государственную казну «аглык». Оплата производилась, скорее всего, продуктами и товаром. Хазары брали со славян один меч или одну шкурку горностая с семьи (редко деньги).

Культура и литература

Одним из древних тюркских дестанов был об известном герое Альпер Тунге. Упомянутый в произведении поэта Фирдоуси (11 век) под именем Афрасиаб, он веками жил в памяти тюрков, в его честь устраивались пиршества «йоги», некоторые из правящих тюркских семей (Караханы, уйгуры, Сельджуки)связывали себя с ним. Другим дестаном, описывающим жизнь степных тюрков, является дестан о Манасе – «типичном герое периода Альперов». Книга «Дед Коркут», считающаяся частью древних огузских дестанов, благодаря содержащимся в ней описаниям общества степных тюрков, их организацию, социального строения, традиции и обычаи, занимает важное место в литературе.

Религия

В мысли тюрков о Боге внимание привлекает развитие в сторону значения великого существа в материальном небе. В Орхунских надписях имеется выражение, раскрывающее одним предложением тюркскую космогонию: «Узе кек-тангри асра ягыз йир кылындыкта икин ара киши оглу кылынмыш» (Когда Богом было создано голубое небо на верху и земля внизу, между ними был создан и человек)».

Следует отметить, что перевод не совсем корректный. Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо (нет перевода слову УЗЕ, кек нужно понимать как ГЁК – ТАНГРИ, остальное пояснение так же несёт совсем другой смысл из узыского языка). Может быть слово УЗЕ означало, как и в настоящее время, кровную, родственную связь. И если ГЁК на современном гагаузском языке и многих других тюркских народов, означает Космос, то можем ли мы понимать под УЗЕ-ГЁК-ТАНГРИ (Тэнгри) послание предков о некой связи с Космосом или всеземное родство между людьми?

«Когда Богом было создано голубое небо наверху и земля внизу, между ними был создан и человек. Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо. В период гёк-тюрков небо, покрывающее землю, повелевающее всем на земле, было Богом в глазах степняка».

Известна похожая на эту вера, существовавшая у огузов в X в. Согласно сведениям Ибн Фадлана, когда огузы сталкивались с несправедливым отношением или с какой-либо неприятностью, они смотрели на небо и говорили: «Боже!». В основном тюркском веровании не было антропоморфизма. В религиозной основе Огузов, как и их, более древних предков узов, была вера в Бога – небо ТЭНГРИ. Она на протяжении многих столетий подготовила человека к принятию православия и признания Иисуса – Христа и ту истину, которая в современном православном мире для истинного верующего не просто знание о боге, а нравственно-духовная основа, идущая из глубины души.

Источник

Огузы. Легендарная история от Ноя до сыновей Огуза

Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя».

Огузы

туркм. oguzlar, уйг. ئوغۇزلار, оғузлар, араб. أوغوز‎, перс. اغوز‎, тур. и азерб. oğuzlar, каз. оғыздар, кирг. огуздар, узб. og’uzlar, тат. угызлар, башк. уғыҙҙар

огуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен история

Языкогузский
Этнические группысельджуки
Происхождениетюркюто-угро-сарматское (согласно М. И. Артамонову)
Согласно БСЭ смешение некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью сако-массагетских.

огуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен история

Государство огузского ябгу в Казахстане, 750-1055

огуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен история

Государство Сельджукидов в 1092, после смерти Мелик-шаха I

огуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен история

Распространение огузских языков

Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя».

От брака Огуз-хана с небесной девой рождаются три старших сына — Кун (солнце), Ай (луна) и Юлдуз (звезда). От другой, земной, жены — ещё три сына — Кёк (небо), Таг (гора) и Тениз (море).

Огуз-хан объявляет себя каганом и завоёвывает земли соседей; ему помогает в этом серый волк, говорящий по-человечески. Свои завоевания Огуз-хан разделил между сыновьями, символически разделяя между ними также посланные ему небом лук и стрелы. Лук, разломанный на три части, достаётся старшим сыновьям, почему их племена называются «бозук» («ломать на части»), а стрелы — младшим, племенам «учук» («три стрелы»).

По-другому мнению, слово Бозок происходит от слова «боз» (в литерном языке — залежь, невозделанная земля) в тюркской этнонимии («Бозок», «Бозятан») и в антропонимии («Бозоглан») означает «первенец, старший, уважаемый» (бозоки, старшие сыновья Огуз-хана, сидели на почетном месте, т.е. по правую сторону от хана); «ок» — «племя», т.е. «старшие, почетные племена». Опираясь на легенду, приведенную в трудах Рашид-ад-Дина, Абулгази, Салар Баба, В.В.Бартольд переводит этот этноним («бозок») как «те, что от сломанного лука».

После принятия ислама мифы изменяются, и в сочинениях Рашид ад-Дина, Абулгази, Языджы-оглу Али Огуз-хан является мусульманином, потомком библейского Яфета.

Ной разделил землю с севера на юг на три части. Первую часть он дал одному из своих сыновей, Хаму, который был родоначальником чернокожих; вторую – Симу (Саму), ставшему предком арабов и персов; третью часть предоставил Яфету (Яфесу) – праотцу тюрков. Ной послал Яфета на восток.

Тюрки назвали и продолжают называть Яфета Булджа-ханом (Абулджа-ханом) и достоверно не знают, был ли этот он сыном Ноя или его внуком; но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники (обитатели степей) происходят от его рода.

У Абулджа-хана был сын по имени Диб-Якуй (Диб-Бакуй); слово «диб» имеет значение диспута или место должности, а слово «якуй» означает человека, властвующего над всеми племенами. Этот сын превзошел своего отца как могуществом, так и всеми доказательствами своего царственного достоинства. У Диб-Якуя было четыре сына: Кара-хан, Op-хан, Коз-хан и Гур-хан. Кара-хан стал преемником отца; у него родился сын.

Его жена опасалась, что если узнают о почитании ею единого бога, то ее убьют вместе с ребенком. Она тайно приняла исповедание истинной веры.

По поводу наречения имени ребенку отец устроил со своими сородичами совещание, а то годовалое дитя, заговорив, сказало: «Назовите меня Огузом». Все присутствующие были чрезвычайно поражены этим обстоятельством. Они назвали младенца именем Огуз.

Когда Огуз достиг совершеннолетнего возраста, его отец Кара-хан сосватал ему из числа своих племянниц дочь Коз-хана. Но она не пожелала принять ислам, и Огуз отверг ее. Когда его отец увидел, что Огуз не любит эту девушку, он сосватал за него дочь Гур-хана, другого своего брата. Но и она не захотела принять ислам, и Огуз также отверг ее. Когда Кара-хан приметил, что Огуз и к этой девушке тоже не питает склонности, он сосватал за него по благорасположению и любви, которую он питал к нему, дочь другого своего брата – Op-хана. Она согласилась принять ислам, и Огуз взял ее в жены и полюбил ее, а к другим женам не ходил. Также он не желал общаться с отцом и дядями, так как они не были мусульманами, и для него были неверными, и потому он всегда искал от них удаления и избегал их.

Однажды Кара-хан, собрав братьев, племянников, родственников и эмиров, сказал им: «Мой сын Огуз в раннем детстве казался баловнем судьбы и очень способным, и я был сердечно привязан к нему, но в настоящее время он предпринял злое дело: отвратился от нашей веры, поэтому его нельзя оставить в живых». Все собравшиеся от этих слов пришли в ярость (оскорбились), и все единодушно решили умертвить Огуза.

Жена Огуза, когда узнала об этом, тотчас послала к нему женщину из своих соседок, которой доверяла, чтобы та известила мужа. Огуз подготовился к сражению и, известив всех своих нукеров и товарищей, созвал их к себе. Они все собрались на месте охоты. Его отец, дядья и родственники объединились в намерении умертвить Огуза. Войска обоих сторон встретились и вступили в сражение. В этой битве шашка противника настигла Кара-хана, и он умер от раны, нанесенной шашкой. К Огузу присоединилось множество племен и соплеменников, противная сторона также была достаточно сильна, поэтому борьба затянулась на длительный период, они воевали друг с другом около семидесяти пяти лет.

В конце концов, Огуз победил и захватил область от Таласа и Сайрама до Бухары; она стала неоспоримо принадлежать ему.

После победы и закрепления господства Огуза, он разбил золотой шатер и устроил великое празднество; почтил родственников и эмиров, наградил всех воинов.

Братья Огуза и некоторые двоюродные его братья из присоединившихся к нему: Уйгур, Канлы, Кипчак, Карлук, Калач и Агач-эри. Всем дядьям и родам, которые к нему присоединились, Огуз дал имя уйгур, так как значение этого слова на тюркском языке – соединяться и помогать. Все племена уйгуров происходят от их рода. Племена: кипчак, калач и агач-эри также происходят от того народа, который соединился с Огузом и смешался с его родом. Причины наименования каждого племени подробно излагаются далее.

Уйгур

В то время, как возникла вражда между Огузом, его отцом и дядьями из-за поклонения единому богу и они начали воевать между собою, некоторые родственники Огуза объединились с ним, приняли его сторону и оказали ему помощь и содействие, а некоторые приняли сторону его отца, дядьев и братьев. Тем, которые примкнули к нему и стали его сторонниками, Огуз положил имя уйгур на тюркском и его значение на персидском языке будет – «он присоединился к нам и оказал помощь и согласие».

Они постоянно были с Огузом. Когда Огуз вознамерился захватить другие государства, он вернул уйгуров из районов горных ущелий, чтобы они расположились в пределах его государства и охраняли его до того времени, пока он возвратится. Все племена уйгуров происходят от этого народного сборища.

Канлы

В то же самое время, как Огуз воевал со своим отцом, дядьями, братьями и племянниками, делал набеги и грабил их страны, то из всего народа, все те из его родственников, которые присоединились к нему и стали с ним заодно, по соображению собственного ума сделали повозки и нагружали на них все награбленное, другие навьючивали добычу на животных. (Повозку по-тюркски называют «канлы»), по этой причине и они были названы именем канлы. Все ветви канлы происходят от их потомства.

Кипчак

Когда Огуз потерпел поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался. В это время некая беременная женщина, муж которой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила ребенка. Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: «Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребенок будет моим сыном». Действительно, он стал на положении ребенка Огуза; последний назвал его Кипчак. Это слово производное от слова кабук, что по-тюркски означает – «дерево со сгнившей сердцевиной». Все кипчаки происходят от этого мальчика. По прошествии семнадцати лет Огуз разбил племя ит-барак и прибыл в землю Ирана и покорил ее области. По истечении многих лет он возвратился в свою область.

Карлук

Говорят, что когда Огуз со своим народом возвращался из области Гура и Гарчистана в свое старое становище юрт, – они на своем пути пришли к большой горе; выпал большой снег; несколько семейств по причине этого снегопада отстало; так как не было разрешения, чтобы кто-либо отставал, то Огузу это не понравилось, и он сказал: «Как это кто-нибудь может отставать из-за снегопада?!». И тем нескольким семействам он положил имя карлук, что означает «обладатель снега, снежный»; племена карлуков произошли от этих людей.

Калач

Говорят, что когда Огуз завладел Исфаханом и решил возвратиться обратно, то некая женщина в дороге родила ребенка; вследствие отсутствия пищи она не имела молока, и ребенок голодал. Ее муж по этой причине отстал, чтобы поискать что-нибудь съестное. В это время один шакал поймал фазана; мужчина, бросив в него палку, отнял птицу и дал ее жене в пищу. Так как не было разрешения, чтобы кто-либо по какому бы то ни было поводу отставал от него, то Огуз разгневался на того человека и сказал: «кал-ач!», т. е.: «оставайся голодным!». Поэтому и называют род его калач.

Агач-эри

Этого названия в древние времена не было. В то время, когда в эти области пришли племена Огуза, одно из них, которое имело обиталище юрт в пределах лесов, прозвали этим именем, «агач-эри», что означает: «лесные люди»; подобно тому, как некоторым из монгольских племен, у которых юрт был около леса, дали имя хойин-иргэн, т.е. – лесное племя.

Некоторые его дядья, братья и племянники, которые к нему не присоединились, поселились от него на восток. Среди них так повелось считать, что все монголы происходят из их рода. В ту эпоху они все были неверными, но с течением времени они также стали вместе с родом Чингиз-хана исповедовать единобожие.

Эти не присоединившиеся к Огузу народы разделяются на две части: одна – та, происхождение родов которой, по причине их древности, в подробностях неизвестно; другая часть, – о родах которой все известно в подробностях.

Народности, о происхождении которых за давностью времени в подробностях неизвестно, имеют два подразделения.

Первое подразделение. Народности, которых в настоящее время называют монголами, однако вначале их название не было таковым, потому что это название появилось спустя некоторое время после них.

Каждое ответвление этих народов разделилось на множество ветвей и каждое из них получило определенное название: джалаир, сунит, татар, меркит, курлаут, тулас, тумат, булагачин, кэрэмучин, урасут, тамгалык, таргут, ойрат, баргут, кори, теленгут, кесутами, урянка, куркан и сукаит.

Второе подразделение. Народы-обитатели равнины подобны вышеупомянутым народам, которые не столь давно получили имя монголов. Это сборище народов многочисленно, племена их бесчисленны; это: кераиты, найманы, онгуты, тангуты, бекрины, киргизы.

О названных народах известно, что начало их происхождения пошло от тех двух человек, которые ушли на Эргунэ-кун; путем рождений и размножения их род стал многочисленным. Слово монгол стало именем их рода, и это название переносят теперь на другие народы, которые похожи на монголов, потому что начало обобщения этого слова с другими народами произошло с эпохи монголов, – последние же были одним из тюркских народов. За время около четырехсот лет от них произошло множество ответвлений и по своей численности они превысили другие народы; вследствие же их могущества другие племена в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков теперь называют монголами. Подобно тому, как перед этим татары стали победителями, то и всех других стали называть татарами. И сейчас еще татары пользуются известностью на Ближнем востоке, в Индии и Китае. Коренные монголы постепенно разделились на две части:

1. Составляет ту ветвь, которая произошли от тех настоящих монгольских народов, которые были на Эргунэ-куне, где каждый получил свое специальное имя и прозвище. Впоследствии они удалились оттуда. Это были племена: нукуз, урянкат, кунгират, икирас, олкунут, куралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, килингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут и кингит.

2. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан Гоа, уже после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас.

Эти народности также состоят из двух подразделов: нируны в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос, который называют также нукуз, нуякин, урут, мангут, дурбан, баарин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, сукан и кингият.

Второе подразделение – нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле они объединяют роды: юркин, чаншиут, кият-ясар и кият-бурджигин, что означает – синеокие; их ветвь произошла от отца Чингиз-хана и имеет, поэтому родственное отношение к роду Чингиз-хана и его отца.

Таким образом, подробно перечислены названия тюркских народов, из которых каждый имеет свое определенное имя и прозвище, а также народ монголов и многочисленные ветви, происшедшие от них, и каждый род, ставший почитаемым и известным.

В то время, когда племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра и в землю Ирана и обосновались в этих местах, их внешний вид под влиянием воды и воздуха мало-помалу сделался похожим на облик тазиков (таджиков). Но так как они не были настоящими тазиками (таджиками), то тазикский народ назвал их – туркман, что значит: тюркоподобный. По этой причине это имя обобщили со всеми ветвями племен Огуза, и они стали известны под этим именем.

Из двадцати четырех ветвей сыновей Огуза одна половина относится к правому крылу войска, а одна половина – к левому. И ныне каждое из этих племен и ветвей знает свой корень и ветвь, т. е. из какого они народа. Пояснение этого обстоятельства таково: у Огуза было шесть сыновей, а имена их следуют в таком разделении и порядке: Кун, Ай, Юлдуз, Кёк, Так, Тенгиз.

Огуз прибыл в Ортак и Кортак, которые были его коренным обиталищем, он созвал великое собрание, разбил золотой и чрезвычайно высокий шатер и устроил большое пиршество, такое, что, как рассказывают, на этом пиру убили девятьсот кобылиц и девяносто тысяч голов баранов. Он созвал всех жен, детей, эмиров, военачальников и ко всем был благосклонен, в особенности к своих вышеупомянутым шестерым сыновьям, которые были вместе с отцом при завоевании им разных стран, выказали старание и разили врагов мечом.

По прошествии нескольких дней эти сыновья совместно отправились на охоту; нашли там золотой лук и три золотые стрелы; они принесли их к отцу и спросили: «Как бы нам все это поделить?». Отец дал лук трем самым старшим сыновьям, а три стрелы – трем самым младшим и приказал, чтобы те племена, каковые произойдут от сыновей, получивших лук, назвали прозвищем и названием – бозук; значение слова «бозук» – ломать на части. Он положил это слово их прозвищем по той причине, что лук, дабы иметь возможность его разделить, по необходимости нужно сломать, и наказал, чтобы войско правого крыла принадлежало этим трем сыновьям и их потомкам.

По другой версии слово «бозок» состоит из сочетания двух тюркских слов: «боз» — серый и «Ок» — стрела. Традиционно у Огузов слово бозок обозначало — «Внешний Огуз» или «Те кто расположены на правом фланге».

Прозвание же племен, которые произойдут от тех сыновей, которым он дал стрелы, Огуз обозначил словом учук; оно происходит от «уч ук», т. е. – три стрелы; он сказал: «Эти три сына и их потомки ведают войском левого крыла!». И сказал: «Отныне их потомки да будут иметь отношение к этому установленному мною прозвищу, и каждый да знает, из какого он крыла войска. Так как путь правой руки выше, то я дал им лук, который равен степени падишаха; а стрелы, которые стоят на степени посланника, я дал тем, кто с левого крыла». Согласно с этим, он утвердил за ними все становища правого и левого крыла и приказал: «Престол государя и право быть моим заместителем принадлежит племенам бозук; если после меня будет в живых мой старший сын Кун, – то все это перейдет к нему; в противном случае достанется второму сыну Айю».

По смерти Огуза, согласно с его завещанием, Кун-хан воссел на престол и царствовал семьдесят лет; у его отца Огуза был наместник, по имени Эрйанги-Кент Иркыл-ходжа. Он был советником, везиром и управителем дел у Кун-хана. Однажды он сказал Кун-хану: «Огуз был великий государь; он завоевал все государства мира; имел бесчисленное количество казны, разного рода имущества и скота; и все это он оставил вам, его сыновьям. У каждого из вас с божественной помощью родилось по четыре достойных сына. Не дай бог, чтобы потом эти сыновья стали враждовать и спорить из-за царства! Благо в том, чтобы в отдельности каждому заблаговременно были определены и утверждены: звание, путь, имя и прозвище и чтобы у каждого был свой определенный знак и тамга, дабы они тем знаком и тамгой специально отмечали свои приказы, казну, табуны и стада; чтобы никто не мог ссориться и пререкаться друг с другом и каждый из детей, их потомков, знал бы свое имя, прозвище и путь, чтобы это было причиной твердости государства и постоянства их доброго имени.

Кун-хан одобрил эти слова, и Эрйанги-Кент Иркыл-ходжа занялся устройством этого. И после того, как шестеро сыновей были распределены между Бозук и Учук и особо присвоены им стороны правого и левого крыла войска, – он снова назначил и утвердил прозвище, имя, тамгу и знак каждого из их детей и каждой ветви из этих двадцати четырех ветвей присвоили определенное животное, чтобы это было их онгоном. Это слово происходит от инак, а инак на тюркском языке значит благословенный, так как говорят: «инак булсун!» – т. е., да будет благословен! И обычай такой существует, что все то, что будет онгоном какого-либо племени, – они на него не нападают, ему не сопротивляются и мясо его не едят, так как они присвоили его себе для благоприятного предзнаменования. До нашего времени смысл сего остается в силе и каждое из тех племен знает своего онгона.

Иркыл-ходжа точно так же определил, какая часть мяса будет долей каждой отдельной ветви во время праздника, когда делят пищу, чтобы в каждой стране и месте, где им случится быть, доля каждого во время пира была явной и чтобы они не спорили и не огорчали друг друга из-за вкушения кушанья.

Во время праздничного пира они должны зарезать двух лошадей, а так как лошадь рассекается на 12 частей, то одна лошадь должна достаться племенам Бозук, а другая — племенам Учук. Прилегающая к шее спинная кость, близкий к спине позвоночник и одна правая нога должны принадлежать владыке (падишаху) народа. Другие части мяса были выделены каждому колену и сыновьям Огуза в виде особой доли (хас улюш). Это для того, чтобы никто не имел права съесть долю другого.

Имена этих двадцати четырех сыновей, которые вначале суть их имена и под этими именами получили потом известность племя и ответвление каждого из сыновей и оно стало знаменем каждой ветви, – будут записаны с объяснениями и подробностями далее. Тамга же, онгон и часть мяса, которые особо присвоены каждому, будут внесены в список под тем самым именем, чтобы облегчить понимание этого.

Имена потомков шести сыновей Огуза, из которых троих называли Бозук, а других троих Учук, тамги, онгоны – животные и части мяса, которые им особо присвоены, согласно тому, как они были определены Эрйанги-Кент Иркыл-ходжей

Племена Бозук, принадлежащие к правому крылу войска, дети трех старших сыновей, от каждого по четыре сына, а всего двенадцать душ, следующие:

Дети Кун-хана (Gün han), который был старше всех сыновей Огуз-хана:

ПлемяТамгаОнгонЧасть мясаПримечание
1.Кайи, т.е. могущественныйKayiогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историябелый соколправая лопаткаоснователи Османской династии
2.Байат (баят), т.е. счастливый и милостивыйBayatогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историябелый соколправая лопатка
3.Ал-караули, т.е. всюду, куда он ни придет, будет желанныйAlka-evliогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историябелый соколправая лопатка
4.Кара-уйли, т.е. черный шатерKara-evluогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историябелый соколправая лопатка

Дети Ай-хана (Ay- han), который был вторым сыном Огуз-хана:

ПлемяТамгаОнгонЧасть мясаПримечание
1.Йазыр (Язер), т.е. много областей будет на его сторонеYazirогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историяорелправая лопатка (ляжка?)
2.Дукер, т.е. «ради собрания»Dögerогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историяорелправая лопатка (ляжка?)
3.Дордирга (Додурга), т.е. овладение государствами и установление законаDodurĝaогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историяорелправая лопатка (ляжка?)
4.Япарлы, т.е. (во всех рукописях значение имени опущено)Yaparliогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историяорелляжка (?)
ПлемяТамгаОнгонЧасть мясаПримечание
1.Аушар (Авшар), т.е. проворный, ловкий, к охоте и к соколам страстныйAvşarогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историятаушанджилправый бок (?)
2.Кызык, т.е. сильный духом и радеющий о законеKizikогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историятаушанджилправый (бок?)
3.Бек-Дели (Бегдили), т.е. да будет почтен, подобно речи великих людейBegdiliогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историятаушанджилправый бок (?)
4.Каркын (Каргын), т.е. да будет он великим и насыщающим кушаньемKarkinогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историятаушанджилправый бок (?)

Племена Учук, принадлежавшие к левому крылу войска и потомки трех младших сыновей; от каждого родилось по четыре сына, а всего двенадцать душ.

Дети Кёк-хана (Gök han), который был четвертым сыном Огуз-хана, четыре человека.

ПлемяТамгаОнгонЧасть мясаПримечание
1.Баяндур, т.е. да будет та земля постоянно полна всяких благBayindurогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякречет (сункур)левый бокоснователи династии Ак-Коюнлу
2.Бичинэ (Бедженэ), т.е. да сделает доброе делоBiçeneогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякречетлевый бокПеченеги
3.Джаулдур (Чавулдур), т.е. честный, с далеко известной незапятнанной репутациейÇavindirогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякречетлевый бок
4.Чибни (Чепни), т.е. всюду, где увидит врага, немедленно вступает с ним в бойÇebniогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякречетлевый бок

Дети Так-хана (Daĝ han), который был пятым сыном Огуз-хана.

ПлемяТамгаОнгонЧасть мясаПримечание
1.Салор (Салыр, Салур), т.е. всюду, куда ни придет, его меч и булава будут в действииSalurогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякозел (?)спинная часть (?)основатели династии Караманидов и государства Салгурлу в Ираке
2.Имур (Эймур), т.е. да будет безгранично добрым и богатымEymürогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякозел (?)спинная часть (?)
3.Алаюнтли, т.е. его скот да будет хорош!Alayundluогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякозел (?)спинная часть (?)
4.Уркиз (Юрегир), т.е. да делает всегда добрые дела и милости!Üregirогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякозел (?)спинная часть (?)

Дети Тениз-хана (Deniz- han), который был шестым сыном Огуза:

ПлемяТамгаОнгонЧасть мясаПримечание
1.Бекдир (Игдир), т. е. хороший, великий, славныйIĝdirогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякопчикляжка (?)
2.Букдуз (Бюгдюз), т. е. всем да подчиняется и служитB??d?zогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякопчикляжка (?)
3.Йива (Ивэ, Йыва), т. е. его степень да будет превыше всех!Yivaогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякопчикляжка (?)основатели династии Кара-Коюнлу
4.Кынык, т. е. всюду, где бы он ни был, он будет почитаемKinikогуз хан туркмен история. Смотреть фото огуз хан туркмен история. Смотреть картинку огуз хан туркмен история. Картинка про огуз хан туркмен история. Фото огуз хан туркмен историякопчикляжка (?)основатели Сельджукской империи

В X веке Огузы кочевали между Аральским и Каспийским морем в западном Казахстане. Во время вторжения тюркских племен в Переднюю Азию в XI — XIII веке представители огузcкой племенной группы Бозок расселилась в Малой Азии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *