огуз хан туркмен история
Союз Гагаузов
Межрегиональная общественная организация (г.Москва)
Потомок узов Огуз-хан
«Огуз-хан, также Огуз-каган (туркм. Oguzhan) — легендарный герой-прародитель потомков огузских племён (туркмены,азербайджанцы, турки), и уйгуров. С XIX века обычно используется как чисто литературный персонаж.
Некоторые исследователи-востоковеды (Иакинф (Бичурин), Ф. Хирт) отождествляют Огуз-хана с реальным историческим лицом — хуннским шаньюем Модэ».
Во многих исторических сообщениях вместо узы пишут огузы и наоборот. Правильно ли это? В принципиальной основе узы и огузы по происхождению имеют единое древо, но имеют и множество различий.
При этом многие востоковеды не указывают на то, что до рождения Огуз-хана, огузов не было, а были узы. В легендах, отражающих до исламское представление об Огуз-хане, чаще всего упоминаются только имена его детей. Эти имена сохранились до настоящего времени. Но с небольшими искажениями, например, вместо ГЁК – КЁК – небо, ТАГ- гора, ТЕНИЗ-ДЕНИЗ – море. Эти слова понятны на современном гагаузском языке. Подобные искажения пронизывают всю историю гагаузского народа.
Попробуем проанализировать некоторые факты из истории огузов.
«С 6-го века Огузы были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском (гёк-тюркском) Каганате».
Обратим внимание на некоторое вроде бы не значительное искажение. С 6-го века Огузы, здесь должно быть УЗЫ, были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском, вместо слова ГЁК (гёк-тюркском). КОК означает запах. Узы становясь Огузами теряют по меньшей мере 500 лет жизни первого тысячелетия от Рождества Христова и не просто 500 лет жизни народа узы, а целый период и многих других народов, оказавшихся рядом с узами в это время. Кто решил выбросить на историческую обочину судьбу предков многих племён и народов? И кому это было нужно?
Современному обществу известно как писали историю одних народов в угоду другим, закладывая ложь и определённую политическую позицию. Можно представить, что стирая 500 лет жизни узов или любого другого народа, дальше выстраивают лживую историю, способную разрушить представление о своём народе у целого поколения. Способен ли современник понять, где правда, а где ложь?
«Часть тюркских племён, входивших в гёк-тюркское ханство с 6-го века, в период смут, начавшийся в 630 г., объединились между собой в союз, в результате чего создали девяти-огузское “ханство” в районе рек Толга и Селенга».
Может девяти узыских ханств, если это не так, то по какой причине узы вдруг стали огузами? В отдельных сообщениях, прикрывая этот момент истории говорят о древних огузах, видимо, чтобы не говорить узы-гузы?
Здесь так же вместо огузы следует понимать узы и если слова «бал-бал» означает «мёд-мёд», то слово БАЗ от слова БОЗ-каган или освещающий эти события человек далёк от понимания современного гагаузского языка.
«682 Обеспокоенные продвижением Кутлуга огузы, жившие по берегам Селенги, предприняли попытку сотрудничества с китайцами и китанами». Здесь так же КАТЛУГ–огузы это, скорее всего узы.
«682 Наступление, совершенное по совету Тоньюкука на берегу Коровьего озера было удачным и устранило огузскую опасность.
В 6-9 века Огузы: жили в районе реки Селенга».
Не огузы, а узы. Обратим внимание на переход с 6 на 9 век. Этим как бы случайно обходится период рождения Огуз-хана 700 г. Вместо этого предлагается легенда.
«Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя.
«В результате похода, вынужденно совершенного в 715 г. каганом на племена огузов, были убиты их животные. В 716 г. одно из огузских племен – байырку – было жестоко подавлено.
Мудрец Тоньюкук вместе с Илтериш каганом убили очень много китайцев на юге, китаев на востоке, огузов на севере.
Борьба огузов продолжалась с прежней силой. Даже в год, когда было потеряно много животных из-за засухи, Бильге был в походе. Уч-огузы (3 Огузов = Карлуки), наступавшие на Отюкен были отбиты. Огузы, начавшие наступление, договорившись с татарами, потерпели поражение в войне под Агу, в результате чего массы огузов покинули страну и отошли к границам Китая (717-718)». В это время огузы ещё узы.
«В тюркской истории есть и другие примеры когда “народ”, поддерживавший в свое время династию, начал борьбу с нею. Сопротивление карлуков Кара-ханам, туркменов-седжукским султанам, борьба султана Санджара, который сам был огузом, с непокорными огузами…есть множество примеров такого рода. 775 г. Ибнуль-Эсир указывает, что во времена халифа эль-Мехди (775-785 гг.) огузы пришли в окрестности Мавераннахра».
«В это время огузы уже могли быть, потому что уже была Огузская держава (750 г). Историки, взяв за основу огузов практически приписали им все ранние успехи и проблемы Узов, их предков.
Члены “огузского союза”, причем в большом количестве, переселились из района Орхон сначала в окрестности Талас, а потом на Сыр-Дарью. Принимая во внимание то, что в 11 веке язык сырдарьинских огузов отличался от языка восточных тюрок словами и приношением, предполагается, что это переселение произошло раньше 9-го века.
820 г. Предполагается, что упомянутое в Аль-табери нападение девяти огузов на Ушрусану (между Сырдарьей и Самаркандом) в 820-821 гг. связано с огузами».
Если Огузы это те же узы, то с кем все-таки это было связано?
«900 г. В первой половине 10 века огузы проживали в степях Сырдарьи, в находящихся в ее окрестностях городах Караджук (Фараб) и Сайрам. Согласно исламским географам (Аль-Балхи, Истахри, Ибн-Хавкал) и Худулюль-Алему, огузская территория распространялась до Каспийского моря на западе (поэтому полуостров на востоке этого моря получил тюркское название Манкишлак) до города Гюргенч на юге, до находящихся на его северо-западе селений Джит и Баратекин (на юге Аральского озера), до севера Бухары в Мавераннахре, до города Сабран, что у подножья гор Караджук, и половину степи, простилавшейся от Каспийского моря до гор Караджук, называли “огузской степью” (Мафазуль-Гузия)».
Здесь следует понимать, что Огузы это всего лишь часть потомков узов. При этом узы в это время ещё жили на разных территориях.
«975 г. согласно информации, данной Худудуль-Алемом (последняя четверть 10-го века), страна карлуков, что граничит с ягмаями и огузами на востоке, с тохсулами, чигиламина и девятью огузами на севере».
Если карлуки это те же узы, то кем были для них Огузы?
«9-11 вв. Узлари (одна из ветвей огузов) переместились с севера Каспийского моря в восточную Европу и на Балканы».
Склонение слова узы на УЗЛРАИ ни чего не меняет, но говоря о том, что узы это лишь ветвь огузов совершается подмена, потому что узы предки Огузов.
«10-ый в. Огузы перекочевали из Орхонской долины на берега реки Сейхун».
А может быть, это были узы, потому что огузское государство в 1050 году было уничтожено.
«1209 г. Господство уйгур, упоминаемых в исламских источниках как “девять огузев” фактически прекратилось».
В отдельных сообщениях есть утверждение о том, что уйгуры это те же узы (одна из их ветвей).
Дополнение:
«Огуры – братья огузов-узов. Наверно от раннего разделения (позже всего до 3 в. до н.э.) (см. выше «Распространение тюрок») язык их потерпел некоторые фонетические изменения. Наиболее ярким отличием является изменение буквы – З в основном тюркском на – Р в огурском диалекте. Вообще-то так как «огуз» прямо означает «тюркские общины», то привлекает внимание и разница в названиях этих общин, одна из которых осталась на востоке и использовала звук – З, а другая после отделения от них стала использовать вместо него звук – Р:
Союзы огурских общин состоят из 5-огуз, 6-огуз, 9-огуз, 10-огуз и 30-огуз».
Если эти события были ранее 3 века до н.э., то, скорее всего все эти союзы были узыские.
«У восточных тюрок тоже были союза, называвшиеся числом входящих в них общин. Другим отличием огурского диалекта является употребление в начале слов вместо – Й звук – Д (например: йилан-дилом и др.)». Слова йилан на узыском – означает змея, а дилан – это уже по огурски.
Другим племенем из союза кимаков были баяндыры, которые, вероятно, не были многочисленными и распространенными. Они просто входили в огузский народ. Позже в 15 в. род баяндуров Аккоюнлу создаст государство, включающее в себя восточную Анатолию и Азербайджан. Из книги «Дед Коркут», написанной в период, когда племя баяндыр входило в состав огузов, выясняется, что и баяндыры приняли такого рода организацию на уровне ханства.
Как видно из источников, страной кимаков были обширные степные пространства в восточной Сибири. Основным центром страны кимаков были берега среднего Иртыша. Границы расширялись с усилением народов союза. В записях некоторых мусульманских географов мы находим информацию о границах страны тюрок. Географ Мухаммед эль-Мукаддеси говорит, что в 10- м веке юго-западная граница проходила близ селений Сабран и Шаглджан, что в бассейне реки Сырдарьи. Из них Сабран – это селение, охранявшее границу огузов и кимаков. Шаглджан – большой и богатый поселок на границе кимаков, окружённый крепостными стенами. Ибн – Хавкал считает, что граница на западе протягивается до истоков реки Ак-Итиль.
Один из трёх районов страны кимаков назывался «Кыркызхан», становится ясным, что к кимакам присоединилось и племя киргизов. Племя канглов, жившее по соседству с огузами и позже объединившееся с кипчаками, тоже состояло в союзе.
Кимаки говорили на тюркском языке. Если обратить внимание на остатки языка, можно выяснить, что в кимакской стране использовалось два диалекта. Большая часть населения страны вместе с соседями огузами говорила на основном тюркском языке (тюркский с использованием –Й). Часть кипчаков и имеков, проживавшая в на самом северо-западе, говорила на болгарском тюркском языке (тюркский с использованием –Č (Дж))
Кимакам было трудно сохранять большие стада животных в суровых зимних условиях своей территории. Поэтому они, в годы договорённости с огузами переходили на их сторону вместе со стадами. Местом, куда кимаки водили на зимовку лошадей было селение Ак-таг (ок-таг) недалеко от страны огузов –узов.
Известно, что исламские торговцы заходили в далекие от основных торговых путей места нахождения некоторых тюркских племён, таких как огузы, кимаки и киргизы, устраивали там рынки.
Социально-политическая организация
Семьи или роды, объединяясь, образовывали племя во главе с беем (баг, бег, би), основной задачей которого было сохранять взаимопомощь, обеспечивать соблюдение прав и справедливости, при необходимости применять военную силу для защиты племени. Поэтому племя – объединение политического характера, имеющее военную силу. Его имущество и стада отличались от других (каждое из 24 огузских племён имело свою дамгу).
Частная собственность – это гарантия прав и свобод человека. Булгары в 10 в. могли даже не отдавать правителю ничего из продуктов, произведённых на их собственных участках. Хазарский каган и его приближенные не даже попытаться завладеть имуществом подданных. У огузов «беи» повышали голоса в случае некоторых чрезмерных действий хана.
Имеющееся в надписях перечисление: «каган, его семья, союз племён, беи, тарханы, беи-буйруки, беи токуз-огузов…» догуз-огузов, является не классовой иерархией, а прямым перечислением от правящих в государстве до управляемых.
Аттила отдал обширную территорию своего государства до Урала под управление сына Илека»
Как известно, намного позже Урал, как и Алтай, были особыми зонами земли для узов.
«Западное крыло Гёк-тюркской империи – страна хазар с 630-го года находилась под управлением принца из семьи Ашина».
АШИНА это один из трёх прародителей тюркских народов и о них существует множество легенд.
«Карлукские ябгу присоединились к династии Ашина. Такие сравнительно небольшие политические образования как государства уйгуров, тугишей, огузов-ябгу, несомненно, управлялись подобным образом. Например, уйгурский хан Моенчур еще «тегином» находился во главе огузов-узов.
В больших тюркских империях администрация иностранных дел, которая вела дипломатические отношения, была одним из наиважнейших органов. В центре азиатской империи гуннов работала группа из большого числа человек, которые говорили и писали на разных языках. В столице западной Гуннской империи действовали секретари, переводчики, курье. Ответственными по исполнению решений меджлиса в отношении внешней политики табгачей были «битачины», у гёк-тюрков, тургишей и уйгуров – «битакчи» тамгачи, у огузов-узов – туграджи. На письменные обращения ставилась официальная печать танху или кагана. Послы имели неприкосновенность до тех пор, пока не начинали шпионить.
Рашид ад Дин, при перечислении в своей книге «Джами ат-Теравих» (814 г.) 24-х огузских племен, для каждых четырех племен обозначал одну птицу в качестве «онгон» (слово «онг» означает «удача», отсюда – значение тотема).
Птицы, указанные как «онгоны» огузов, не упоминаются в списке тех же огузов, но составленном до монгол кашгарскимо Махмудом (тогда как здесь присутствуют печати, указанные у Рашид Ад Дина).
Законы и традиции
Торе – это свод обязательных традиций и обычаев. В Орхоно-енисейских записях говорится, что государство невозможно без торе. В книге Дивану-Люгати-Турк слова торе поясняется как важнейшие место в доме, диван; это слово в основном смысле употребляется как обычай, традиция. Гёкальп сообщает, что слово «торе» и «тюрок» могут иметь один корень. Согласно этому слово «тюрок» означает «соблюдающий торе». Во всех степях существует торе, образовавшееся в течение тысячи лет. Сельджуки и османцы традиции, оставшиеся от предков, называли «Огузским торе». Однако, торе состоит не только из Огузских традиций. Оно присуще всему тюрскому миру.
Согласно историческим документам, принадлежащим, гуннам, гёк-тюркам, хазарам, огузам и булгарам, тюркские мужчины, как правило, были длинноволосы и имели обычай снимать свои головные уборы в знак почтения.
Экономика
Тюрки хоть и редко, но строили крепостные стены. такой была, например, столица гуннского танху Чичи, разрушенная китайцами в 36 г. до н.э. Кроме того, азиатскими гуннами был построен город Гу-цанг в районе Кансу. Город Итиль имел стену с четырьмя воротами. Однако тюрки, как правило, не любили окружать города стенами (слова Тонюкука), так как это не соответствовало их образу жизни.
Упомянутые выше города гёк-тюрков не являлись результатами стремления подражать «оседлой» жизни. Сначала необходимо иметь распространенное сельское хозяйство, а значит, села. Это особенно касается печенегов, огузов-узов, хазар и волжских булгар. У тюрков были города-крепости, как указанные выше.
Живыми торговыми центрами были и огузские города, построенные в 10 в., Караджук, Суткент, Алтун-тепе, Савран,Сайрам, карнак, Куркул-тепе, Джент, Сугнак, Ишкан, Чардары, Байиркум и др.
Победа мусульман с помощью карлуков в войне Талас в 751 г., окончательно отбило у Китая интерес к западной Азии. Настал период процветания во внутренней и западной Азии городов и государств уйгуров, карлуков, огузов–узов. Осуществленная во времена гуннов и 1-х гёк-тюрков независимость была вновь достигнута во второй половине 9-го века политическими образованьями уйгуров в восточном Туркестане, тургишей в западном Туркестане и особенно карлуков. На западе, Хазарское ханство было важным государством.
Тюрки огузы–узы были в то же время и хорошими земледельцами. Это их качество является основной особенностью, выделяющей их из восточных тюрков (гуннов, гёк-тюрков, уйгуров, огузов). В то же время наблюдалось занятие некоторых восточных тюрков земледелием в районах, благоприятных для этого. Степи, где жили тюрки, следует отличать от пустынных степей. Территория их почти полностью покрыта травой, но имеются и участки, благоприятные для земледелия. Например, согласно китайским источникам, гунны сеяли пшеницу и просо. В одном из китайских ежегодников упоминается о том, что из-за сильных холодов у гуннов один год случился неурожай. Те же источники говорят и о гуннском сорте пшеницы и гуннской фасоли. Пользуясь результатами археологических раскопок, предполагается, что выращивание зерновых культур в Алтайских горах осуществляется как минимум с третьего тысячелетия до н.э. У гёк-тюрков каждая семья имела свой участок орошаемой и засеиваемой земли.
Обнаружены оросительные каналы (в Башкавузе, близ реки Чулышман), созданные в Алтае в период гуннов. Канал, выходящий из реки Тото, канал Ак-тура являются признаками земледелия в Алтае. В Иволгах и Илмово, что между Селенгой и озером Байкал, были найдены железные плуги (привезенные из Китая), косы, жернова и т.д. В курганах в районе Селенги, принадлежащих гёк-тюркам, были найдены плуги и лопаты. В этот период было вырыто множество каналов. Длина канала Тото, используемого, как выяснилось, и во времена гёк-тюрков, была около 10 км. Он был построен с таким техническим учетом, что россияне в 1935 году решили использовать его. Некоторые места жительства Карлуков и Огузов орошались таким же образом.
Экономика степных государств поддерживалась не только налогами, взимаемыми с подданных стран и их подарками, но и налогами со своего народа. В империи азиатских гуннов налоги собирали особые служащие. Гёк-тюрки и огузы называли налоговых служащих «амга» (или имга), а государственную казну «аглык». Оплата производилась, скорее всего, продуктами и товаром. Хазары брали со славян один меч или одну шкурку горностая с семьи (редко деньги).
Культура и литература
Одним из древних тюркских дестанов был об известном герое Альпер Тунге. Упомянутый в произведении поэта Фирдоуси (11 век) под именем Афрасиаб, он веками жил в памяти тюрков, в его честь устраивались пиршества «йоги», некоторые из правящих тюркских семей (Караханы, уйгуры, Сельджуки)связывали себя с ним. Другим дестаном, описывающим жизнь степных тюрков, является дестан о Манасе – «типичном герое периода Альперов». Книга «Дед Коркут», считающаяся частью древних огузских дестанов, благодаря содержащимся в ней описаниям общества степных тюрков, их организацию, социального строения, традиции и обычаи, занимает важное место в литературе.
Религия
В мысли тюрков о Боге внимание привлекает развитие в сторону значения великого существа в материальном небе. В Орхунских надписях имеется выражение, раскрывающее одним предложением тюркскую космогонию: «Узе кек-тангри асра ягыз йир кылындыкта икин ара киши оглу кылынмыш» (Когда Богом было создано голубое небо на верху и земля внизу, между ними был создан и человек)».
Следует отметить, что перевод не совсем корректный. Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо (нет перевода слову УЗЕ, кек нужно понимать как ГЁК – ТАНГРИ, остальное пояснение так же несёт совсем другой смысл из узыского языка). Может быть слово УЗЕ означало, как и в настоящее время, кровную, родственную связь. И если ГЁК на современном гагаузском языке и многих других тюркских народов, означает Космос, то можем ли мы понимать под УЗЕ-ГЁК-ТАНГРИ (Тэнгри) послание предков о некой связи с Космосом или всеземное родство между людьми?
«Когда Богом было создано голубое небо наверху и земля внизу, между ними был создан и человек. Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо. В период гёк-тюрков небо, покрывающее землю, повелевающее всем на земле, было Богом в глазах степняка».
Известна похожая на эту вера, существовавшая у огузов в X в. Согласно сведениям Ибн Фадлана, когда огузы сталкивались с несправедливым отношением или с какой-либо неприятностью, они смотрели на небо и говорили: «Боже!». В основном тюркском веровании не было антропоморфизма. В религиозной основе Огузов, как и их, более древних предков узов, была вера в Бога – небо ТЭНГРИ. Она на протяжении многих столетий подготовила человека к принятию православия и признания Иисуса – Христа и ту истину, которая в современном православном мире для истинного верующего не просто знание о боге, а нравственно-духовная основа, идущая из глубины души.
Огузы. Легендарная история от Ноя до сыновей Огуза
Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя».
Огузы
туркм. oguzlar, уйг. ئوغۇزلار, оғузлар, араб. أوغوز, перс. اغوز, тур. и азерб. oğuzlar, каз. оғыздар, кирг. огуздар, узб. og’uzlar, тат. угызлар, башк. уғыҙҙар
Язык | огузский |
Этнические группы | сельджуки |
Происхождение | тюркюто-угро-сарматское (согласно М. И. Артамонову) |
Согласно БСЭ смешение некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью сако-массагетских. |
Государство огузского ябгу в Казахстане, 750-1055
Государство Сельджукидов в 1092, после смерти Мелик-шаха I
Распространение огузских языков
Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя».
От брака Огуз-хана с небесной девой рождаются три старших сына — Кун (солнце), Ай (луна) и Юлдуз (звезда). От другой, земной, жены — ещё три сына — Кёк (небо), Таг (гора) и Тениз (море).
Огуз-хан объявляет себя каганом и завоёвывает земли соседей; ему помогает в этом серый волк, говорящий по-человечески. Свои завоевания Огуз-хан разделил между сыновьями, символически разделяя между ними также посланные ему небом лук и стрелы. Лук, разломанный на три части, достаётся старшим сыновьям, почему их племена называются «бозук» («ломать на части»), а стрелы — младшим, племенам «учук» («три стрелы»).
По-другому мнению, слово Бозок происходит от слова «боз» (в литерном языке — залежь, невозделанная земля) в тюркской этнонимии («Бозок», «Бозятан») и в антропонимии («Бозоглан») означает «первенец, старший, уважаемый» (бозоки, старшие сыновья Огуз-хана, сидели на почетном месте, т.е. по правую сторону от хана); «ок» — «племя», т.е. «старшие, почетные племена». Опираясь на легенду, приведенную в трудах Рашид-ад-Дина, Абулгази, Салар Баба, В.В.Бартольд переводит этот этноним («бозок») как «те, что от сломанного лука».
После принятия ислама мифы изменяются, и в сочинениях Рашид ад-Дина, Абулгази, Языджы-оглу Али Огуз-хан является мусульманином, потомком библейского Яфета.
Ной разделил землю с севера на юг на три части. Первую часть он дал одному из своих сыновей, Хаму, который был родоначальником чернокожих; вторую – Симу (Саму), ставшему предком арабов и персов; третью часть предоставил Яфету (Яфесу) – праотцу тюрков. Ной послал Яфета на восток.
Тюрки назвали и продолжают называть Яфета Булджа-ханом (Абулджа-ханом) и достоверно не знают, был ли этот он сыном Ноя или его внуком; но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники (обитатели степей) происходят от его рода.
У Абулджа-хана был сын по имени Диб-Якуй (Диб-Бакуй); слово «диб» имеет значение диспута или место должности, а слово «якуй» означает человека, властвующего над всеми племенами. Этот сын превзошел своего отца как могуществом, так и всеми доказательствами своего царственного достоинства. У Диб-Якуя было четыре сына: Кара-хан, Op-хан, Коз-хан и Гур-хан. Кара-хан стал преемником отца; у него родился сын.
Его жена опасалась, что если узнают о почитании ею единого бога, то ее убьют вместе с ребенком. Она тайно приняла исповедание истинной веры.
По поводу наречения имени ребенку отец устроил со своими сородичами совещание, а то годовалое дитя, заговорив, сказало: «Назовите меня Огузом». Все присутствующие были чрезвычайно поражены этим обстоятельством. Они назвали младенца именем Огуз.
Когда Огуз достиг совершеннолетнего возраста, его отец Кара-хан сосватал ему из числа своих племянниц дочь Коз-хана. Но она не пожелала принять ислам, и Огуз отверг ее. Когда его отец увидел, что Огуз не любит эту девушку, он сосватал за него дочь Гур-хана, другого своего брата. Но и она не захотела принять ислам, и Огуз также отверг ее. Когда Кара-хан приметил, что Огуз и к этой девушке тоже не питает склонности, он сосватал за него по благорасположению и любви, которую он питал к нему, дочь другого своего брата – Op-хана. Она согласилась принять ислам, и Огуз взял ее в жены и полюбил ее, а к другим женам не ходил. Также он не желал общаться с отцом и дядями, так как они не были мусульманами, и для него были неверными, и потому он всегда искал от них удаления и избегал их.
Однажды Кара-хан, собрав братьев, племянников, родственников и эмиров, сказал им: «Мой сын Огуз в раннем детстве казался баловнем судьбы и очень способным, и я был сердечно привязан к нему, но в настоящее время он предпринял злое дело: отвратился от нашей веры, поэтому его нельзя оставить в живых». Все собравшиеся от этих слов пришли в ярость (оскорбились), и все единодушно решили умертвить Огуза.
Жена Огуза, когда узнала об этом, тотчас послала к нему женщину из своих соседок, которой доверяла, чтобы та известила мужа. Огуз подготовился к сражению и, известив всех своих нукеров и товарищей, созвал их к себе. Они все собрались на месте охоты. Его отец, дядья и родственники объединились в намерении умертвить Огуза. Войска обоих сторон встретились и вступили в сражение. В этой битве шашка противника настигла Кара-хана, и он умер от раны, нанесенной шашкой. К Огузу присоединилось множество племен и соплеменников, противная сторона также была достаточно сильна, поэтому борьба затянулась на длительный период, они воевали друг с другом около семидесяти пяти лет.
В конце концов, Огуз победил и захватил область от Таласа и Сайрама до Бухары; она стала неоспоримо принадлежать ему.
После победы и закрепления господства Огуза, он разбил золотой шатер и устроил великое празднество; почтил родственников и эмиров, наградил всех воинов.
Братья Огуза и некоторые двоюродные его братья из присоединившихся к нему: Уйгур, Канлы, Кипчак, Карлук, Калач и Агач-эри. Всем дядьям и родам, которые к нему присоединились, Огуз дал имя уйгур, так как значение этого слова на тюркском языке – соединяться и помогать. Все племена уйгуров происходят от их рода. Племена: кипчак, калач и агач-эри также происходят от того народа, который соединился с Огузом и смешался с его родом. Причины наименования каждого племени подробно излагаются далее.
Уйгур
В то время, как возникла вражда между Огузом, его отцом и дядьями из-за поклонения единому богу и они начали воевать между собою, некоторые родственники Огуза объединились с ним, приняли его сторону и оказали ему помощь и содействие, а некоторые приняли сторону его отца, дядьев и братьев. Тем, которые примкнули к нему и стали его сторонниками, Огуз положил имя уйгур на тюркском и его значение на персидском языке будет – «он присоединился к нам и оказал помощь и согласие».
Они постоянно были с Огузом. Когда Огуз вознамерился захватить другие государства, он вернул уйгуров из районов горных ущелий, чтобы они расположились в пределах его государства и охраняли его до того времени, пока он возвратится. Все племена уйгуров происходят от этого народного сборища.
Канлы
В то же самое время, как Огуз воевал со своим отцом, дядьями, братьями и племянниками, делал набеги и грабил их страны, то из всего народа, все те из его родственников, которые присоединились к нему и стали с ним заодно, по соображению собственного ума сделали повозки и нагружали на них все награбленное, другие навьючивали добычу на животных. (Повозку по-тюркски называют «канлы»), по этой причине и они были названы именем канлы. Все ветви канлы происходят от их потомства.
Кипчак
Когда Огуз потерпел поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался. В это время некая беременная женщина, муж которой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила ребенка. Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: «Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребенок будет моим сыном». Действительно, он стал на положении ребенка Огуза; последний назвал его Кипчак. Это слово производное от слова кабук, что по-тюркски означает – «дерево со сгнившей сердцевиной». Все кипчаки происходят от этого мальчика. По прошествии семнадцати лет Огуз разбил племя ит-барак и прибыл в землю Ирана и покорил ее области. По истечении многих лет он возвратился в свою область.
Карлук
Говорят, что когда Огуз со своим народом возвращался из области Гура и Гарчистана в свое старое становище юрт, – они на своем пути пришли к большой горе; выпал большой снег; несколько семейств по причине этого снегопада отстало; так как не было разрешения, чтобы кто-либо отставал, то Огузу это не понравилось, и он сказал: «Как это кто-нибудь может отставать из-за снегопада?!». И тем нескольким семействам он положил имя карлук, что означает «обладатель снега, снежный»; племена карлуков произошли от этих людей.
Калач
Говорят, что когда Огуз завладел Исфаханом и решил возвратиться обратно, то некая женщина в дороге родила ребенка; вследствие отсутствия пищи она не имела молока, и ребенок голодал. Ее муж по этой причине отстал, чтобы поискать что-нибудь съестное. В это время один шакал поймал фазана; мужчина, бросив в него палку, отнял птицу и дал ее жене в пищу. Так как не было разрешения, чтобы кто-либо по какому бы то ни было поводу отставал от него, то Огуз разгневался на того человека и сказал: «кал-ач!», т. е.: «оставайся голодным!». Поэтому и называют род его калач.
Агач-эри
Этого названия в древние времена не было. В то время, когда в эти области пришли племена Огуза, одно из них, которое имело обиталище юрт в пределах лесов, прозвали этим именем, «агач-эри», что означает: «лесные люди»; подобно тому, как некоторым из монгольских племен, у которых юрт был около леса, дали имя хойин-иргэн, т.е. – лесное племя.
Некоторые его дядья, братья и племянники, которые к нему не присоединились, поселились от него на восток. Среди них так повелось считать, что все монголы происходят из их рода. В ту эпоху они все были неверными, но с течением времени они также стали вместе с родом Чингиз-хана исповедовать единобожие.
Эти не присоединившиеся к Огузу народы разделяются на две части: одна – та, происхождение родов которой, по причине их древности, в подробностях неизвестно; другая часть, – о родах которой все известно в подробностях.
Народности, о происхождении которых за давностью времени в подробностях неизвестно, имеют два подразделения.
Первое подразделение. Народности, которых в настоящее время называют монголами, однако вначале их название не было таковым, потому что это название появилось спустя некоторое время после них.
Каждое ответвление этих народов разделилось на множество ветвей и каждое из них получило определенное название: джалаир, сунит, татар, меркит, курлаут, тулас, тумат, булагачин, кэрэмучин, урасут, тамгалык, таргут, ойрат, баргут, кори, теленгут, кесутами, урянка, куркан и сукаит.
Второе подразделение. Народы-обитатели равнины подобны вышеупомянутым народам, которые не столь давно получили имя монголов. Это сборище народов многочисленно, племена их бесчисленны; это: кераиты, найманы, онгуты, тангуты, бекрины, киргизы.
О названных народах известно, что начало их происхождения пошло от тех двух человек, которые ушли на Эргунэ-кун; путем рождений и размножения их род стал многочисленным. Слово монгол стало именем их рода, и это название переносят теперь на другие народы, которые похожи на монголов, потому что начало обобщения этого слова с другими народами произошло с эпохи монголов, – последние же были одним из тюркских народов. За время около четырехсот лет от них произошло множество ответвлений и по своей численности они превысили другие народы; вследствие же их могущества другие племена в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков теперь называют монголами. Подобно тому, как перед этим татары стали победителями, то и всех других стали называть татарами. И сейчас еще татары пользуются известностью на Ближнем востоке, в Индии и Китае. Коренные монголы постепенно разделились на две части:
1. Составляет ту ветвь, которая произошли от тех настоящих монгольских народов, которые были на Эргунэ-куне, где каждый получил свое специальное имя и прозвище. Впоследствии они удалились оттуда. Это были племена: нукуз, урянкат, кунгират, икирас, олкунут, куралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, килингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут и кингит.
2. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан Гоа, уже после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас.
Эти народности также состоят из двух подразделов: нируны в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос, который называют также нукуз, нуякин, урут, мангут, дурбан, баарин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, сукан и кингият.
Второе подразделение – нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле они объединяют роды: юркин, чаншиут, кият-ясар и кият-бурджигин, что означает – синеокие; их ветвь произошла от отца Чингиз-хана и имеет, поэтому родственное отношение к роду Чингиз-хана и его отца.
Таким образом, подробно перечислены названия тюркских народов, из которых каждый имеет свое определенное имя и прозвище, а также народ монголов и многочисленные ветви, происшедшие от них, и каждый род, ставший почитаемым и известным.
В то время, когда племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра и в землю Ирана и обосновались в этих местах, их внешний вид под влиянием воды и воздуха мало-помалу сделался похожим на облик тазиков (таджиков). Но так как они не были настоящими тазиками (таджиками), то тазикский народ назвал их – туркман, что значит: тюркоподобный. По этой причине это имя обобщили со всеми ветвями племен Огуза, и они стали известны под этим именем.
Из двадцати четырех ветвей сыновей Огуза одна половина относится к правому крылу войска, а одна половина – к левому. И ныне каждое из этих племен и ветвей знает свой корень и ветвь, т. е. из какого они народа. Пояснение этого обстоятельства таково: у Огуза было шесть сыновей, а имена их следуют в таком разделении и порядке: Кун, Ай, Юлдуз, Кёк, Так, Тенгиз.
Огуз прибыл в Ортак и Кортак, которые были его коренным обиталищем, он созвал великое собрание, разбил золотой и чрезвычайно высокий шатер и устроил большое пиршество, такое, что, как рассказывают, на этом пиру убили девятьсот кобылиц и девяносто тысяч голов баранов. Он созвал всех жен, детей, эмиров, военачальников и ко всем был благосклонен, в особенности к своих вышеупомянутым шестерым сыновьям, которые были вместе с отцом при завоевании им разных стран, выказали старание и разили врагов мечом.
По прошествии нескольких дней эти сыновья совместно отправились на охоту; нашли там золотой лук и три золотые стрелы; они принесли их к отцу и спросили: «Как бы нам все это поделить?». Отец дал лук трем самым старшим сыновьям, а три стрелы – трем самым младшим и приказал, чтобы те племена, каковые произойдут от сыновей, получивших лук, назвали прозвищем и названием – бозук; значение слова «бозук» – ломать на части. Он положил это слово их прозвищем по той причине, что лук, дабы иметь возможность его разделить, по необходимости нужно сломать, и наказал, чтобы войско правого крыла принадлежало этим трем сыновьям и их потомкам.
По другой версии слово «бозок» состоит из сочетания двух тюркских слов: «боз» — серый и «Ок» — стрела. Традиционно у Огузов слово бозок обозначало — «Внешний Огуз» или «Те кто расположены на правом фланге».
Прозвание же племен, которые произойдут от тех сыновей, которым он дал стрелы, Огуз обозначил словом учук; оно происходит от «уч ук», т. е. – три стрелы; он сказал: «Эти три сына и их потомки ведают войском левого крыла!». И сказал: «Отныне их потомки да будут иметь отношение к этому установленному мною прозвищу, и каждый да знает, из какого он крыла войска. Так как путь правой руки выше, то я дал им лук, который равен степени падишаха; а стрелы, которые стоят на степени посланника, я дал тем, кто с левого крыла». Согласно с этим, он утвердил за ними все становища правого и левого крыла и приказал: «Престол государя и право быть моим заместителем принадлежит племенам бозук; если после меня будет в живых мой старший сын Кун, – то все это перейдет к нему; в противном случае достанется второму сыну Айю».
По смерти Огуза, согласно с его завещанием, Кун-хан воссел на престол и царствовал семьдесят лет; у его отца Огуза был наместник, по имени Эрйанги-Кент Иркыл-ходжа. Он был советником, везиром и управителем дел у Кун-хана. Однажды он сказал Кун-хану: «Огуз был великий государь; он завоевал все государства мира; имел бесчисленное количество казны, разного рода имущества и скота; и все это он оставил вам, его сыновьям. У каждого из вас с божественной помощью родилось по четыре достойных сына. Не дай бог, чтобы потом эти сыновья стали враждовать и спорить из-за царства! Благо в том, чтобы в отдельности каждому заблаговременно были определены и утверждены: звание, путь, имя и прозвище и чтобы у каждого был свой определенный знак и тамга, дабы они тем знаком и тамгой специально отмечали свои приказы, казну, табуны и стада; чтобы никто не мог ссориться и пререкаться друг с другом и каждый из детей, их потомков, знал бы свое имя, прозвище и путь, чтобы это было причиной твердости государства и постоянства их доброго имени.
Кун-хан одобрил эти слова, и Эрйанги-Кент Иркыл-ходжа занялся устройством этого. И после того, как шестеро сыновей были распределены между Бозук и Учук и особо присвоены им стороны правого и левого крыла войска, – он снова назначил и утвердил прозвище, имя, тамгу и знак каждого из их детей и каждой ветви из этих двадцати четырех ветвей присвоили определенное животное, чтобы это было их онгоном. Это слово происходит от инак, а инак на тюркском языке значит благословенный, так как говорят: «инак булсун!» – т. е., да будет благословен! И обычай такой существует, что все то, что будет онгоном какого-либо племени, – они на него не нападают, ему не сопротивляются и мясо его не едят, так как они присвоили его себе для благоприятного предзнаменования. До нашего времени смысл сего остается в силе и каждое из тех племен знает своего онгона.
Иркыл-ходжа точно так же определил, какая часть мяса будет долей каждой отдельной ветви во время праздника, когда делят пищу, чтобы в каждой стране и месте, где им случится быть, доля каждого во время пира была явной и чтобы они не спорили и не огорчали друг друга из-за вкушения кушанья.
Во время праздничного пира они должны зарезать двух лошадей, а так как лошадь рассекается на 12 частей, то одна лошадь должна достаться племенам Бозук, а другая — племенам Учук. Прилегающая к шее спинная кость, близкий к спине позвоночник и одна правая нога должны принадлежать владыке (падишаху) народа. Другие части мяса были выделены каждому колену и сыновьям Огуза в виде особой доли (хас улюш). Это для того, чтобы никто не имел права съесть долю другого.
Имена этих двадцати четырех сыновей, которые вначале суть их имена и под этими именами получили потом известность племя и ответвление каждого из сыновей и оно стало знаменем каждой ветви, – будут записаны с объяснениями и подробностями далее. Тамга же, онгон и часть мяса, которые особо присвоены каждому, будут внесены в список под тем самым именем, чтобы облегчить понимание этого.
Имена потомков шести сыновей Огуза, из которых троих называли Бозук, а других троих Учук, тамги, онгоны – животные и части мяса, которые им особо присвоены, согласно тому, как они были определены Эрйанги-Кент Иркыл-ходжей
Племена Бозук, принадлежащие к правому крылу войска, дети трех старших сыновей, от каждого по четыре сына, а всего двенадцать душ, следующие:
Дети Кун-хана (Gün— han), который был старше всех сыновей Огуз-хана:
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Кайи, т.е. могущественный | Kayi | белый сокол | правая лопатка | основатели Османской династии | |
2. | Байат (баят), т.е. счастливый и милостивый | Bayat | белый сокол | правая лопатка | ||
3. | Ал-караули, т.е. всюду, куда он ни придет, будет желанный | Alka-evli | белый сокол | правая лопатка | ||
4. | Кара-уйли, т.е. черный шатер | Kara-evlu | белый сокол | правая лопатка |
Дети Ай-хана (Ay- han), который был вторым сыном Огуз-хана:
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Йазыр (Язер), т.е. много областей будет на его стороне | Yazir | орел | правая лопатка (ляжка?) | ||
2. | Дукер, т.е. «ради собрания» | Döger | орел | правая лопатка (ляжка?) | ||
3. | Дордирга (Додурга), т.е. овладение государствами и установление закона | Dodurĝa | орел | правая лопатка (ляжка?) | ||
4. | Япарлы, т.е. (во всех рукописях значение имени опущено) | Yaparli | орел | ляжка (?) |
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Аушар (Авшар), т.е. проворный, ловкий, к охоте и к соколам страстный | Avşar | таушанджил | правый бок (?) | ||
2. | Кызык, т.е. сильный духом и радеющий о законе | Kizik | таушанджил | правый (бок?) | ||
3. | Бек-Дели (Бегдили), т.е. да будет почтен, подобно речи великих людей | Begdili | таушанджил | правый бок (?) | ||
4. | Каркын (Каргын), т.е. да будет он великим и насыщающим кушаньем | Karkin | таушанджил | правый бок (?) |
Племена Учук, принадлежавшие к левому крылу войска и потомки трех младших сыновей; от каждого родилось по четыре сына, а всего двенадцать душ.
Дети Кёк-хана (Gök— han), который был четвертым сыном Огуз-хана, четыре человека.
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Баяндур, т.е. да будет та земля постоянно полна всяких благ | Bayindur | кречет (сункур) | левый бок | основатели династии Ак-Коюнлу | |
2. | Бичинэ (Бедженэ), т.е. да сделает доброе дело | Biçene | кречет | левый бок | Печенеги | |
3. | Джаулдур (Чавулдур), т.е. честный, с далеко известной незапятнанной репутацией | Çavindir | кречет | левый бок | ||
4. | Чибни (Чепни), т.е. всюду, где увидит врага, немедленно вступает с ним в бой | Çebni | кречет | левый бок |
Дети Так-хана (Daĝ— han), который был пятым сыном Огуз-хана.
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Салор (Салыр, Салур), т.е. всюду, куда ни придет, его меч и булава будут в действии | Salur | козел (?) | спинная часть (?) | основатели династии Караманидов и государства Салгурлу в Ираке | |
2. | Имур (Эймур), т.е. да будет безгранично добрым и богатым | Eymür | козел (?) | спинная часть (?) | ||
3. | Алаюнтли, т.е. его скот да будет хорош! | Alayundlu | козел (?) | спинная часть (?) | ||
4. | Уркиз (Юрегир), т.е. да делает всегда добрые дела и милости! | Üregir | козел (?) | спинная часть (?) |
Дети Тениз-хана (Deniz- han), который был шестым сыном Огуза:
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Бекдир (Игдир), т. е. хороший, великий, славный | Iĝdir | копчик | ляжка (?) | ||
2. | Букдуз (Бюгдюз), т. е. всем да подчиняется и служит | B??d?z | копчик | ляжка (?) | ||
3. | Йива (Ивэ, Йыва), т. е. его степень да будет превыше всех! | Yiva | копчик | ляжка (?) | основатели династии Кара-Коюнлу | |
4. | Кынык, т. е. всюду, где бы он ни был, он будет почитаем | Kinik | копчик | ляжка (?) | основатели Сельджукской империи |
В X веке Огузы кочевали между Аральским и Каспийским морем в западном Казахстане. Во время вторжения тюркских племен в Переднюю Азию в XI — XIII веке представители огузcкой племенной группы Бозок расселилась в Малой Азии.