огюст шуази история архитектуры читать

История архитектуры

Вы здесь

Архитектура Древнего Египта. Огюст Шуази

В то время, когда другие народы находились еще в стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий, подобно тому как определяется последовательность геологических напластований; порядок их последовательности нам известен, но число лет установить нельзя.

Однако можно установить несколько исходных точек; первые династии обнимают период около шести тысяч лет; XIX династия, при которой египетское искусство достигает наибольшего блеска и выразительности и к которой относятся грандиозные архитектурные памятники Фив, относится к XIV в. до нашей эры. XXVI династия заканчивается покорением Египта персами в VI в. до н. э. Это — период зарождения греческого искусства.

Примечание: Вопрос о времени и продолжительности правления египетских династий и отдельных царствований до 1580 г. до н. э., т. е. до начала эпохи Нового царства (XVIII династия), не может еще считаться окончательно выясненным. Так, например, одни из крупнейших египтологов (Биссинг, Флиндерс Петри) склонны время правления I династии относить к шестому тысячелетию до н. э., тогда как другие (Эд. Мейер, Брэстед) относят ее ко второй половине четвертого тысячелетия. Многие из последних (особенно немецких) искусствоведческих работ по Египту исходят из хронологии, предложенной Л. Борхардтом (время правления I династии — конец пятого тысячелетия, до н. э.).

Говоря о расцвете искусства времени XIX династии (1350—1205 гг. до н. э.), надо иметь в виду архитектуру, так как расцвет скульптуры и живописи в эпоху Нового царства падает уже на время XVIII династии (1580—1350 гг. до н. э.).

Египет и Месопотамия, положившие начало архитектуре, — страны, лишенные строительного леса. Дерева в Египте так же мало, как и в других оазисах африканской пустыни. Здесь произрастают только пальмы и сикоморы, дающие дерево плохого качества, и тростники. Обычным строительным материалом служит глинистая земля Нильской долины. Из непрерывной цепи каменоломен в скалах, окружающих Нильскую долину, добываются огромные глыбы известняка и песчаника, гранит доставляется из области Нильских порогов.

Таковы строительные материалы. Первобытный Египет располагает бронзовыми орудиями, но раннее появление чрезвычайно развитых архитектурных форм позволяет предполагать, что железо было известно уже в эпоху пирамид. В качестве рабочей силы, кроме профессиональных строительных рабочих, автократический строй Египта мог располагать всем населением и массой рабов и военнопленных, о тяжелом положении которых повествует Библия.

Памятники египетской архитектуры можно разделить на два типа: памятники архитектуры, применявшей в качестве строительного материала глину; сюда относятся жилища и крепостные сооружения, и памятники мегалитического характера, к которым относятся культовые здания — храмы и гробницы.

С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Глина позволяет возводить прочные своды без сложных лесов и кружал. Камнем пользуются для вертикальных частей здания (стен и столбов), поддерживающих плафон из больших плит. Храм строится, как дольмен. Ни изысканной конструкции, ни беспокойных форм: горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Глухая масса редкими и скупыми членениями господствует над пролетами. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности.

Раздел «Архитектура Древнего Египта» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Источник

История архитектуры

Вы здесь

Предисловие к «Истории архитектуры» Огюста Шуази

Из предисловия к 1-му изданию

Для научной книги особенно чувствительна его давность. Поэтому следует объяснить те мотивы, по которым труд Шуази переиздается в наше время, когда по-новому поставлены вопросы критического освоения культурного наследства в эпоху роста социалистической архитектуры.

Книга Шуази, послужившая в течение последних десятилетий одним из основных пособий для архитектурного образования, имеет установившуюся репутацию. Другие книги по истории архитектуры, из которых одни содержат более богатый справочный материал, более свежие и точные сведения, другие полнее освещают художественную сторону вопроса, не повторили, однако, достоинств книги Шуази, образцовой по ясности и четкости изложения конструктивной стороны дела.

В сущности, книга Шуази дает не историю архитектуры как искусства, имеющего, помимо прочего, свои специфические, художественные задачи, разрешающего проблемы пространства, ритма, пропорций, а вернее — умно и внимательно написанную историю архитектурной техники, строительного дела, сочетая ее с широким охватом всех известных времени автора памятников. Достоинство труда в том, что он всегда основан на непосредственном личном наблюдении и изучении. Автором была проведена колоссальная работа по обследованию памятников на местах, по внимательному учету всех приемов строительной техники прошлого. Во многом Шуази впервые вскрыл технические секреты классической архитектуры, причем его наблюдательность оказывалась на высоте и там, где приходилось ставить более общие вопросы комплексного изучения архитектуры таких знаменитых историко-художественных ансамблей, как афинский Акрополь.

Шуази — прекрасный представитель добросовестного предметного знания древней архитектуры; он добросовестно и с большим умением собирал, изучал, анализировал и описывал факты истории архитектуры. Но эти факты он рассматривал изолированно от создавших их условий, от общего процесса развития материальной и духовной культуры соответствующих периодов истории общества. Его техницизм часто сводился к «наблюдательству», не желающему или не могущему дать объяснение там, где оно необходимо для полного осознания особенностей архитектуры прошлого. Но, оставаясь полностью в рамках технического объективизма, Шуази избежал тех упрощенческих ошибок, которых много, например, в учитывающей социологические моменты истории известной книге Флетчеров. Книга Шуази просто дает материал по истории архитектуры; она не претендует ни на социологическое объяснение архитектуры прошлого, ни даже на учет тех сторон ее, которые вводят историю архитектуры в орбиту общей истории искусств. В ней нет характеристик великих художников-строителей. Эта задача, разрешаемая в ряде других трудов, стояла вне круга его интересов, и если в первом томе этот пробел не так чувствуется, то во втором он ясно указывает пределы достижений книги, остающейся до конца технологической.

Поэтому, повторяем, «История архитектуры» Шуази не есть полная история этого предмета. От истории мы требуем научного, конкретного и систематического изложения хода развития архитектуры, не как изолированного явления, а как органической части материальной и духовной культуры в их социальной обусловленности. История, — наша, марксистская история, — давая богатый и достоверный материал, должна раскрыть движущие силы исторических процессов, показать их внутреннюю противоречивость, суметь выделить прогрессивное, ведущее и основное в общем процессе и дать оценку. Всего этого в труде Шуази нет, и этого от него ожидать нельзя. Поэтому данную книгу мы должны рассматривать только, как богатый материал к истории архитектуры. В этом смысле мы можем ею пользоваться.

Разумеется, книга Шуази во многом перестала нас удовлетворять и на ее чисто предметной платформе. Многое стало несравненно лучше известным в наши дни. Открытия Дёрпфельда на следах Шлиманских раскопок, работы Эванса на Крите, современных американских археологов в Палестине и Месопотамии — в корне меняют наше представление об архитектуре Эгейского моря и передней Азии более ранних (но часто и более поздних) эпох, чем те, о которых пишет Шуази.

При всем том, последний баланс оказывается в пользу добросовестных и глубоких технических знаний Шуази. Простая перепечатка перевода 1910 г. представлялась нежелательной, так как перевод этот не свободен от очень крупных исторических и терминологических неточностей. Все же в некоторых (весьма немногих) местах новый перевод сохранил формулировки Н.С. Курдюкова. Все еще недостаточная точность научно-художественной терминологии, в частности терминологии историко-архитектурной, затрудняла редакцию в продолжение всей работы.

В переводе 1-го тома Шуази принимали участие: Н.Н. Бритова, А.И. Венедиктов, Н.М. Лосева, Л.И. Некрасова, К.С. Павлова и А.В. Снежинская.

Предисловие ко 2-му изданию

огюст шуази история архитектуры читать. Смотреть фото огюст шуази история архитектуры читать. Смотреть картинку огюст шуази история архитектуры читать. Картинка про огюст шуази история архитектуры читать. Фото огюст шуази история архитектуры читать«История архитектуры» является капитальным, но вовсе не важнейшим литературным трудом Шуази. Это чрезвычайно обстоятельная сводка тех исследований по истории архитектуры, которые были выполнены в течение XIX столетия рядом крупных ученых, в том числе и самим автором. Важнейшими литературными трудами Шуази являются его книги, содержащие изложение его собственных изысканий. Это: «L’art de bâtir chez les Romains» (1873г.), «L’art de bâtir chez les Byzantins» (1883г.), «Etudes epigraphiques sur l’architecture grecque» (1884г.), «Vitruve» (1909г.). Здесь на основании первоисточников — памятников и документов — Шуази дает яркую картину архитектурного творчества данной эпохи, портреты мастеров, характеристики как строительных приемов, так и художественных образов. По этим работам, а не по настоящему двухтомнику можно и нужно судить о Шуази, как об историке архитектуры.

В 1-м издании нового перевода «Истории архитектуры» Шуази, вышедшем в 1935 г., помимо ряда терминологических неточностей и ошибок, были допущены некоторые сокращения. Так, почти полностью была опущена 1-я глава — «Доисторическая архитектура», целиком были опущены главы 7-я — «Архитектура Нового Света», 8-я — «Западная ветвь первобытных архитектур» (хетты, Финикия, Иудея) и 9-я — «Доэллинская архитектура бронзовой эпохи». Кроме того, в других главах были опущены отдельные фразы, абзацы и разделы. В настоящем издании все эти пропуски восстановлены, и перевод полностью воспроизводит французский оригинал; кроме того, выправлены терминологические неточности и ошибки.

В связи с тем, что открытия последних десятилетий коренным образом изменили воззрения на архитектуру доисторической эпохи, на архитектуру Америки, на архитектуру хеттов, на архитектуру Пафлагонии, Фригии, Ликии, на архитектуру крито-микенскую (вследствие чего соответствующие главы и были выпущены в 1-м издании), в приложении даны статьи, излагающие указанные разделы с точки зрения современной науки.

Главы «Из предисловия к 1-му изданию», «Предисловие ко 2-му изданию» книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Источник

История античной архитектуры | Totalarch

Вы здесь

Архитектура Древней Греции. Огюст Шуази

Огюст Шуази. Архитектура Древней Греции

огюст шуази история архитектуры читать. Смотреть фото огюст шуази история архитектуры читать. Смотреть картинку огюст шуази история архитектуры читать. Картинка про огюст шуази история архитектуры читать. Фото огюст шуази история архитектуры читать

Главы раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции: Глиняные сооружения. Каменные сооружения: Система кладки стен. Плоские перемычки (архитравы). Детали конструктивных приёмов. Добывание камня. Обработка постелей и швов. Переноска камней. Укладка камней в стенах. Инкрустации. Связывание камней искусственным способом. Конструкция крыши и кровли: Стропила. Потолки, столярные работы. Кровля. Последовательный ход строительных работ. Как погибали памятники греческой архитектуры. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Общие элементы декоративной орнаментации в архитектуре Древней Греции

Общие элементы декоративной орнаментации в архитектуре Древней Греции: Декоративные облицовки. Облицовки из глазури. Штукатурка. Обшивка деревянных конструкций. Украшения, ведущие свое начало из каменной конструкции. Профилировка. Выбор профилей в соответствии с их значением и в зависимости от освещения. Роль первоначальной обработки. Роль материала. Деление профилей по ордерам и эпохам. Декоративная скульптура и полихромия в архитектуре. Непрерывный орнамент. Рельефы и круглая скульптура. Полихромия в архитектуре. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Дорический (дорийский) ордер

Характеристика особенностей дорического ордера. Происхождение форм дорического ордера. Элементы ордера. Происхождение ордера. Видоизменение ансамбля дорического ордера. Хронологические данные. Характеристика дорического ордера в главнейшие периоды. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Анализ отдельных элементов дорийского (дорического) ордера и их эволюция

Анализ отдельных элементов дорийского (дорического) ордера и их эволюция. Основания. База. Ствол: Строение. Профиль. Каннелюры. Капитель: Рельефы капители в различные эпохи. Профиль капители. Детали: шейка, «ремешки». Архитрав: Материалы и конструкции. Формы. Фриз: Конструкция фриза. Триглифы. Метопы. Распределение триглифов и метоп. Детали триглифов. Карниз. Коронующая часть карниза, водосточный желоб. Фронтон. Внутренние колонады. Дополнительные признаки дорического ордера: Колонны. Антаблемент. Стены. Головные части стен, или анты. Окна. Софиты. Распределение осей в дорическом ордере. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Ионийский (ионический) ордер

Основные черты ионийского (ионического) ордера. Происхождение форм ионийского ордера. Происхождение и образование ионийского ордера. Преобразования в ансамбле ионийского ордера. Хронология. Первоначальная форма ионийского ордера. Общие изменения ионийского ордера в классический период. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Элементы ионийского (ионического) ордера

Индивидуальные изменения элементов ионийского ордера. Основание. Пьедестал. База: Плинт. База в собственном смысле слова; ее конструкция. Второстепенные скульптурные части ионийской базы. Ствол: Начало ствола, орнаментированные тамбуры. Главная часть ствола. Капитель: Происхождение капители. Строение. Архаические формы. Законченные формы капители с балюстрами. Угловые капители. Капители с четырьмя одинаковыми сторонами. Последние видоизменения. Антаблемент: Архитрав. Карниз. Зубчики. Фриз. Фронтон. Внутренние колоннады и дополнительные части ордера: Ордера внутренних частей. Анты и пилястры. Плафоны. Окна и двери. Детали орнаментов. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Коринфский ордер

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера. Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями. Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона.

Ордер кариатид

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, мы приведем южный портик Эрехфейона, пользующийся наибольшей и заслуженной известностью. Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности. На о. Делосе вместо пьедесталов с фигурами гигантов архитекторы ставили опорные столбы, увенчанные фигурами коленопреклоненных быков.

Тосканский ордер. Смешанные ордера

Тосканский ордер, по-видимому, является архаической разновидностью дорийского. Описывая его, Витрувий называет его этрусским. Мы перечислим здесь его главные особенности. Для завершения обзора мы считаем необходимым упомянуть о свободных сочетаниях ордеров, которыми пользовались древние, заимствуя их элементы у канонических типов. За пределами греческого мира ордера не только смешиваются, но часто являются носителями элементов, чуждых эллинскому искусству. По побережьям Сирии и Африки наряду с греческим влиянием продолжало удерживаться и финикийское, вследствие чего здесь греческие ордера усложняются примесью финикийских, т.е. египетских элементов.Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Области распространения различных ордеров, их специальное значение и сочетания

Чем руководствовались при выборе того или другого архитектурного ордера. Географическое распространение ордеров. Значение различных ордеров. Распределение ордеров по ярусам. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Пропорции, перспектива и живописность в греческом искусстве

Пропорции. Храм Посейдонии. Арсенал в Пирее. Пропорции ордеров: Общий вид композиции. Детали колоннад. Пропорции ордеров по Витрувию. Начертание профилей. Модуль и масшаб. Корректирование оптического обмана. Эффект излучения и контрастов. Оптический обман вертикальных и горизонтальных линий: Энтазис колонн. Утолщение боковых колонн. Наклон фронтонов. Замена горизонтальных линий кривыми. Выпуклость плит пола. Время и происхождение методов исправления оптических обманов. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Живописное начало в греческом искусстве. Асимметричные части

Живописное начало в греческом искусстве. Асимметричные части. Дельфы. Делос. Олимпия. Уравновешенность масс: пример Афинского Акрополя. Вид Пропилей. Первоначальный вид площади; Афина Промахос. Парфенон и его угловые перспективы. Первая панорама Эрехфейона. Эрехфейон и Афина Промахос. Живописность и первое впечатление. Появление элементов симметрии. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Направление и общий план греческих храмов

Греческий храм. Микенский дворец и храм. Направление и общий план храмов. План наиболее древних храмов. Переход от архаического плана к плану V века: Постепенное изменение длины храма. Сокращение портика. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Внутреннее расположение и редкие примеры планов храмов Древней Греции

Внутреннее расположение и редкие примеры планов храма в Древней Греции. Храм во время Витрувия: Внутреннее расположение. Классификация храмов по Витрувию. Особые варианты храмов. План Эрехфейона. Расположение скульптуры и жертвенника в греческом храме. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Греческий храм. Целла, ее внутреннее устройство, перекрытие, освещение

Греческий храм. Целла, ее внутреннее устройство, перекрытие, освещение. Нефы: Целла с одним нефом. Целла с тремя нефами. Верхний этаж боковых сооружений и лестницы. Храм Гигантов в Акраганте. Устройство внутренних колоннад, разделяющих целлу в Посейдонии на три нефа. Перекрытие целлы. Структура и утилизация чердачных помещений: Восстановление вида чердачных помещений. Назначение чердачных помещений и расположение ведущих туда лестниц. Освещение храмов. Гипефральные храмы: Храмы со сплошным перекрытием. Храмы с гипефральным отверстием. Храмы с совершенно открытой целлой. Гипотезы, направленные к согласованию прямого освещения со сплошным перекрытием храма. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Наружная архитектура греческих храмов

Внешний вид храма определяется его колоннадой и фронтоном. Стена целлы, напоминающая лишенные окон стены азиатских домов, скрывается за портиками. Что касается фронтона, то идея его так тесно связана с идеей храма, что, по выражению одного древнего автора, «если бы храм был построен хотя бы на Олимпе, где не знают дождя, он все же был бы увенчан фронтоном». Эволюция наружного портика отражает всю историю архитектуры храма. Последовательные изменения форм ионийского храма. Эвольция форм дорийского храма: Храм с антами и четырехколонный храм. Шестиколонная композиция. Ранний тип: передний портик в два ряда колонн, закрытый пронаос. Упразднение передней стены пронаоса и второго ряда колонн входного портика. Уменьшение боковых портиков и превращение ступеней в уступы оснований. Появление постикума. Внешний вид гексастильного храма в V в. Восьмиколонный храм. Варианты в семь и двенадцать колонн. Храм Ники Аптерос. Филиппейон. «Эдикула Артемиды» в Элевсине. Храм S в Селинунте. Храм D в Селинунте. Большой храм в Посейдонии. Храм Фесея. Храм T в Селинунте. Парфенон. Олимпийский храм. Храм в Сиракузах. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Скульптурные и живописные украшения; утварь храмов

Хронологическая последовательность и характерные черты развития Древнегреческой скульптуры. В Греческих храмах скульптуре принадлежали поля фронтонов, метоп и фризов. Памятники фронтонной скульптуры. Храмовые статуи. Росписи древнегреческих храмов. Площадь храмов. Священные ограды. Греческий храм классической эпохи. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Пропилеи

Входом во двор царского жилища служили ворота, – монументальные пропилеи. План этих пропилей повторился в воротах, открывающих доступ на храмовую площадь. Перед фасадом священной ограды с проделанными в нем широкими пролетами воздвигался колонный портик; такое устройство напоминает обычай восточного гостеприимства – предоставлять приют всем приходящим; оно напоминает те «ворота», открытые для всех, которые возвышались на площади перед дворцом. И таким образом понимание храма, как жилища бога, простирается вплоть до устройства выступающего вперед входа, подготовляющего входящего к значительности самого храма. Пропилеи афинского Акрополя. Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Архитектура греческого театра

Гражданская архитектура Древней Греции

Памятники гражданской архитектуры Древней Греции. Стадии, цирки, гимнасии. Места народных собраний: рынки, гражданские портики, публичные сады. Агора. Арсенал г. Пирея. Коммеморативные и надгробные памятники. Гробница Мавсола. Скульптуры. Надписи, статуи, хорегические эдикулы. Жилище. Дворец. Дом. Общественные и оборонительные сооружения. Дороги, мосты, акведуки, портовые сооружения. Оборонительные сооружения. Крепостные стены. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Организация строительных процессов. Школы в искусстве и параллельный ход развития древнегреческой культуры и искусства

Финансовая организация общественных работ. Состав строительных организаций. Школы в искусстве и ветви греческой семьи народов. Эпохи искусства и эпохи общей истории: Дорийский стиль. Ионийский стиль. Параллельный ход развития архитектуры, изобразительного искусства и литературы в греческом мире. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Источник

История архитектуры

Вы здесь

Готическая архитектура. Огюст Шуази

Романское искусство, зародившееся при первых сношениях христианского Запада с Азией, знаменует первые шаги архитектуры, прокладывающей себе путь при свете, исходившем с Востока. Отдельные попытки не согласованы, но повсюду одно и то же стремление: перекрыть церковь сводами. И, несомненно, правильным решением считают то, которое применяли римляне в своих трехнефных залах: крестовый свод, дающий возможность освещать перекрытые им нефы.

Примечание: Согласно терминологии Г. Зедльмайра — «балдахинный свод». См. «История архитектуры в избранных отрывках», М. 1935 г., изд-во ВАА, статья «Первая архитектурная система средневековья» (стр. 157 и др.). Основные новейшие работы, посвященные рассмотрению ведущих проблем готической архитектуры: Lasteyrie R., L’Architecture religieuse en France a l’epoque gothique. I—II, 1926—1927; Karlinger H., Die Kunst der Gotik, 1927; Gall E., Die Gotische Baukunst, I, 1925; Сlasen в серии «Handb. d. Kunstwissenschaft», 1930.

Но, не имея возможности осуществлять крестовые своды по римскому образцу, т. е. монолитными бетонными, решаются строить их из камней, притесанных без особой тщательности. Однако этот несовершенный свод рискуют возводить только над малыми пролетами боковых нефов, когда же дело касается главного нефа, начинаются колебания, выполнение становится затруднительным, устойчивость — сомнительной. Прибегают к различным ухищрениям.

Прогресс, отмечающий эпоху готики, выразится главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной задачи: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов. И именно этими двумя новшествами готическая церковь будет отличаться от романской церкви того типа, который был создан последними архитекторами клюнийской школы. Вспомним конструкцию Везлэ; представим себе нервюры под крестовыми сводами и подпружные арки в местах, где приложен их распор, — тотчас же кладка упростится, обеспечено будет равновесие, т. е. осуществится идеал, к которому стремилось романское искусство.

История готической архитектуры — это история нервюры и аркбутана. Но, прежде чем перейти к анализу функций этих двух основных элементов новой архитектуры, необходимо рассмотреть общие приемы, которыми она пользуется.

Главы раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *