огюст шуази история архитектуры в двух томах
Всеобщая история архитектуры. От доисторической эпохи до романской архитектуры
Скачать книгу
О книге «Всеобщая история архитектуры. От доисторической эпохи до романской архитектуры»
Огюст Шуази – французский инженер, историк архитектуры и строительной техники. Большую часть жизни он посвятил изучению и преподаванию архитектуры. Наиболее значительным его трудом является «История архитектуры», который увидел свет в 1899 году. Первый русский перевод выполненный архитектором Н. С. Курдюковым, появился в 1910 году. Книга, написанная Шуази, пользуется заслуженной репутацией как среди профессионалов архитекторов и строителей, так и среди любителей, интересующихся архитектурой. В течение многих лет она служила одним из основных пособий для архитектурного образования. Книгу Огюста Шуази выделяет образцовая ясность, четкость изложения конструктивной стороны. Она представляет собой сборник исследований по истории архитектуры, выполненных в течение девятнадцатого века рядом крупных ученых.
Произведение относится к жанру Образовательная литература. Оно было опубликовано в 1899 году издательством АСТ. На нашем сайте можно скачать книгу «Всеобщая история архитектуры. От доисторической эпохи до романской архитектуры» в формате pdf или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
История архитектуры. В 2 томах (комплект) | Шуази Огюст
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Огюст Шуази — имя хорошо известное архитекторам и строителям.
Книга «История архитектуры» является многолетним трудом автора и до настоящего времени остается наиболее полным исследованием в области архитектуры.
Книга Шуази представляет собой не только историю архитектуры как искусства, имеющего свои специфические, чисто художественные задачи, разрешающего проблемы пространства, ритма, пропорций, а умно и внимательно написанную историю архитектурной техники, строительного дела, сочетая ее с широким охватом всех известных времени автора памятников.
Достоинство труда в том, что он всегда основан на непосредственном личном наблюдении и изучении. Автором была проведена колоссальная работа по обследованию памятников на местах, по внимательному учету всех приемов строительной техники прошлого.
Во многом Шуази впервые вскрыл технические секреты классической архитектуры, причем его наблюдательность оказывалась на высоте и там, где приходилось ставить более общие вопросы комплексного изучения архитектуры таких знаменитых историко-художественных ансамблей, как афинский Акрополь.
Издание послужит солидным пособием для архитекторов, студентов строительных и архитектурных вузов, поможет получить ясные и точные ответы на интересующие их вопросы.
Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.
С многочисленными иллюстрациями в тексте.
Владельческие ледериновые переплеты. Сохранность хорошая.
Огюст Шуази — имя хорошо известн…» data-title=»История архитектуры. В 2 томах (комплект) | Шуази Огюст – Огюст Шуази» data-url=»https://www.litres.ru/ogust-shuazi/istoriya-arhitektury-v-2-tomah-komplekt-shuazi-ogust-54428444/» data-type=»book» >
Оставьте отзыв
Напишите отзыв и получите 100 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес
История архитектуры
Вы здесь
Предисловие к «Истории архитектуры» Огюста Шуази
Из предисловия к 1-му изданию
Для научной книги особенно чувствительна его давность. Поэтому следует объяснить те мотивы, по которым труд Шуази переиздается в наше время, когда по-новому поставлены вопросы критического освоения культурного наследства в эпоху роста социалистической архитектуры.
Книга Шуази, послужившая в течение последних десятилетий одним из основных пособий для архитектурного образования, имеет установившуюся репутацию. Другие книги по истории архитектуры, из которых одни содержат более богатый справочный материал, более свежие и точные сведения, другие полнее освещают художественную сторону вопроса, не повторили, однако, достоинств книги Шуази, образцовой по ясности и четкости изложения конструктивной стороны дела.
В сущности, книга Шуази дает не историю архитектуры как искусства, имеющего, помимо прочего, свои специфические, художественные задачи, разрешающего проблемы пространства, ритма, пропорций, а вернее — умно и внимательно написанную историю архитектурной техники, строительного дела, сочетая ее с широким охватом всех известных времени автора памятников. Достоинство труда в том, что он всегда основан на непосредственном личном наблюдении и изучении. Автором была проведена колоссальная работа по обследованию памятников на местах, по внимательному учету всех приемов строительной техники прошлого. Во многом Шуази впервые вскрыл технические секреты классической архитектуры, причем его наблюдательность оказывалась на высоте и там, где приходилось ставить более общие вопросы комплексного изучения архитектуры таких знаменитых историко-художественных ансамблей, как афинский Акрополь.
Шуази — прекрасный представитель добросовестного предметного знания древней архитектуры; он добросовестно и с большим умением собирал, изучал, анализировал и описывал факты истории архитектуры. Но эти факты он рассматривал изолированно от создавших их условий, от общего процесса развития материальной и духовной культуры соответствующих периодов истории общества. Его техницизм часто сводился к «наблюдательству», не желающему или не могущему дать объяснение там, где оно необходимо для полного осознания особенностей архитектуры прошлого. Но, оставаясь полностью в рамках технического объективизма, Шуази избежал тех упрощенческих ошибок, которых много, например, в учитывающей социологические моменты истории известной книге Флетчеров. Книга Шуази просто дает материал по истории архитектуры; она не претендует ни на социологическое объяснение архитектуры прошлого, ни даже на учет тех сторон ее, которые вводят историю архитектуры в орбиту общей истории искусств. В ней нет характеристик великих художников-строителей. Эта задача, разрешаемая в ряде других трудов, стояла вне круга его интересов, и если в первом томе этот пробел не так чувствуется, то во втором он ясно указывает пределы достижений книги, остающейся до конца технологической.
Поэтому, повторяем, «История архитектуры» Шуази не есть полная история этого предмета. От истории мы требуем научного, конкретного и систематического изложения хода развития архитектуры, не как изолированного явления, а как органической части материальной и духовной культуры в их социальной обусловленности. История, — наша, марксистская история, — давая богатый и достоверный материал, должна раскрыть движущие силы исторических процессов, показать их внутреннюю противоречивость, суметь выделить прогрессивное, ведущее и основное в общем процессе и дать оценку. Всего этого в труде Шуази нет, и этого от него ожидать нельзя. Поэтому данную книгу мы должны рассматривать только, как богатый материал к истории архитектуры. В этом смысле мы можем ею пользоваться.
Разумеется, книга Шуази во многом перестала нас удовлетворять и на ее чисто предметной платформе. Многое стало несравненно лучше известным в наши дни. Открытия Дёрпфельда на следах Шлиманских раскопок, работы Эванса на Крите, современных американских археологов в Палестине и Месопотамии — в корне меняют наше представление об архитектуре Эгейского моря и передней Азии более ранних (но часто и более поздних) эпох, чем те, о которых пишет Шуази.
При всем том, последний баланс оказывается в пользу добросовестных и глубоких технических знаний Шуази. Простая перепечатка перевода 1910 г. представлялась нежелательной, так как перевод этот не свободен от очень крупных исторических и терминологических неточностей. Все же в некоторых (весьма немногих) местах новый перевод сохранил формулировки Н.С. Курдюкова. Все еще недостаточная точность научно-художественной терминологии, в частности терминологии историко-архитектурной, затрудняла редакцию в продолжение всей работы.
В переводе 1-го тома Шуази принимали участие: Н.Н. Бритова, А.И. Венедиктов, Н.М. Лосева, Л.И. Некрасова, К.С. Павлова и А.В. Снежинская.
Предисловие ко 2-му изданию
«История архитектуры» является капитальным, но вовсе не важнейшим литературным трудом Шуази. Это чрезвычайно обстоятельная сводка тех исследований по истории архитектуры, которые были выполнены в течение XIX столетия рядом крупных ученых, в том числе и самим автором. Важнейшими литературными трудами Шуази являются его книги, содержащие изложение его собственных изысканий. Это: «L’art de bâtir chez les Romains» (1873г.), «L’art de bâtir chez les Byzantins» (1883г.), «Etudes epigraphiques sur l’architecture grecque» (1884г.), «Vitruve» (1909г.). Здесь на основании первоисточников — памятников и документов — Шуази дает яркую картину архитектурного творчества данной эпохи, портреты мастеров, характеристики как строительных приемов, так и художественных образов. По этим работам, а не по настоящему двухтомнику можно и нужно судить о Шуази, как об историке архитектуры.
В 1-м издании нового перевода «Истории архитектуры» Шуази, вышедшем в 1935 г., помимо ряда терминологических неточностей и ошибок, были допущены некоторые сокращения. Так, почти полностью была опущена 1-я глава — «Доисторическая архитектура», целиком были опущены главы 7-я — «Архитектура Нового Света», 8-я — «Западная ветвь первобытных архитектур» (хетты, Финикия, Иудея) и 9-я — «Доэллинская архитектура бронзовой эпохи». Кроме того, в других главах были опущены отдельные фразы, абзацы и разделы. В настоящем издании все эти пропуски восстановлены, и перевод полностью воспроизводит французский оригинал; кроме того, выправлены терминологические неточности и ошибки.
В связи с тем, что открытия последних десятилетий коренным образом изменили воззрения на архитектуру доисторической эпохи, на архитектуру Америки, на архитектуру хеттов, на архитектуру Пафлагонии, Фригии, Ликии, на архитектуру крито-микенскую (вследствие чего соответствующие главы и были выпущены в 1-м издании), в приложении даны статьи, излагающие указанные разделы с точки зрения современной науки.
Главы «Из предисловия к 1-му изданию», «Предисловие ко 2-му изданию» книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
История архитектуры
Вы здесь
Архитектура Древнего Египта. Огюст Шуази
В то время, когда другие народы находились еще в стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий, подобно тому как определяется последовательность геологических напластований; порядок их последовательности нам известен, но число лет установить нельзя.
Однако можно установить несколько исходных точек; первые династии обнимают период около шести тысяч лет; XIX династия, при которой египетское искусство достигает наибольшего блеска и выразительности и к которой относятся грандиозные архитектурные памятники Фив, относится к XIV в. до нашей эры. XXVI династия заканчивается покорением Египта персами в VI в. до н. э. Это — период зарождения греческого искусства.
Примечание: Вопрос о времени и продолжительности правления египетских династий и отдельных царствований до 1580 г. до н. э., т. е. до начала эпохи Нового царства (XVIII династия), не может еще считаться окончательно выясненным. Так, например, одни из крупнейших египтологов (Биссинг, Флиндерс Петри) склонны время правления I династии относить к шестому тысячелетию до н. э., тогда как другие (Эд. Мейер, Брэстед) относят ее ко второй половине четвертого тысячелетия. Многие из последних (особенно немецких) искусствоведческих работ по Египту исходят из хронологии, предложенной Л. Борхардтом (время правления I династии — конец пятого тысячелетия, до н. э.).
Говоря о расцвете искусства времени XIX династии (1350—1205 гг. до н. э.), надо иметь в виду архитектуру, так как расцвет скульптуры и живописи в эпоху Нового царства падает уже на время XVIII династии (1580—1350 гг. до н. э.).
Египет и Месопотамия, положившие начало архитектуре, — страны, лишенные строительного леса. Дерева в Египте так же мало, как и в других оазисах африканской пустыни. Здесь произрастают только пальмы и сикоморы, дающие дерево плохого качества, и тростники. Обычным строительным материалом служит глинистая земля Нильской долины. Из непрерывной цепи каменоломен в скалах, окружающих Нильскую долину, добываются огромные глыбы известняка и песчаника, гранит доставляется из области Нильских порогов.
Таковы строительные материалы. Первобытный Египет располагает бронзовыми орудиями, но раннее появление чрезвычайно развитых архитектурных форм позволяет предполагать, что железо было известно уже в эпоху пирамид. В качестве рабочей силы, кроме профессиональных строительных рабочих, автократический строй Египта мог располагать всем населением и массой рабов и военнопленных, о тяжелом положении которых повествует Библия.
Памятники египетской архитектуры можно разделить на два типа: памятники архитектуры, применявшей в качестве строительного материала глину; сюда относятся жилища и крепостные сооружения, и памятники мегалитического характера, к которым относятся культовые здания — храмы и гробницы.
С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Глина позволяет возводить прочные своды без сложных лесов и кружал. Камнем пользуются для вертикальных частей здания (стен и столбов), поддерживающих плафон из больших плит. Храм строится, как дольмен. Ни изысканной конструкции, ни беспокойных форм: горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Глухая масса редкими и скупыми членениями господствует над пролетами. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности.
Раздел «Архитектура Древнего Египта» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
История архитектуры
Вы здесь
Готическая архитектура. Огюст Шуази
Романское искусство, зародившееся при первых сношениях христианского Запада с Азией, знаменует первые шаги архитектуры, прокладывающей себе путь при свете, исходившем с Востока. Отдельные попытки не согласованы, но повсюду одно и то же стремление: перекрыть церковь сводами. И, несомненно, правильным решением считают то, которое применяли римляне в своих трехнефных залах: крестовый свод, дающий возможность освещать перекрытые им нефы.
Примечание: Согласно терминологии Г. Зедльмайра — «балдахинный свод». См. «История архитектуры в избранных отрывках», М. 1935 г., изд-во ВАА, статья «Первая архитектурная система средневековья» (стр. 157 и др.). Основные новейшие работы, посвященные рассмотрению ведущих проблем готической архитектуры: Lasteyrie R., L’Architecture religieuse en France a l’epoque gothique. I—II, 1926—1927; Karlinger H., Die Kunst der Gotik, 1927; Gall E., Die Gotische Baukunst, I, 1925; Сlasen в серии «Handb. d. Kunstwissenschaft», 1930.
Но, не имея возможности осуществлять крестовые своды по римскому образцу, т. е. монолитными бетонными, решаются строить их из камней, притесанных без особой тщательности. Однако этот несовершенный свод рискуют возводить только над малыми пролетами боковых нефов, когда же дело касается главного нефа, начинаются колебания, выполнение становится затруднительным, устойчивость — сомнительной. Прибегают к различным ухищрениям.
Прогресс, отмечающий эпоху готики, выразится главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной задачи: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов. И именно этими двумя новшествами готическая церковь будет отличаться от романской церкви того типа, который был создан последними архитекторами клюнийской школы. Вспомним конструкцию Везлэ; представим себе нервюры под крестовыми сводами и подпружные арки в местах, где приложен их распор, — тотчас же кладка упростится, обеспечено будет равновесие, т. е. осуществится идеал, к которому стремилось романское искусство.
История готической архитектуры — это история нервюры и аркбутана. Но, прежде чем перейти к анализу функций этих двух основных элементов новой архитектуры, необходимо рассмотреть общие приемы, которыми она пользуется.
Главы раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.