охабень одежда в древней руси
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Принцип Аристида В Древней Греции был такой обычай: на главной площади разбивали публ.
Женские устои на Руси в наши дни могут вызвать лишь сочувствие Женщины практически.
Кто такие фарисеи «Фарисей — значит, нехороший человек. Это знает каждый, кто.
Как создавалась Бернини скульптура «Истина, раскрытая Временем» &la.
—Ссылки
—Новости
—Видео
—Поиск по дневнику
—Музыка
Что такое охабень и ферезея
Что такое охабень и ферезея
Последнее время очень многие модницы задаются вопросом – что такое о́хабень, откуда взялось это слово и сам предмет одежды? Если кратко, о́хабень – это одежда русской знати с XV до XVIII века. Охабень носили и мужчины, и женщины.
Охабень в истории и современных коллекциях
Сегодняшняя мода предлагает нам невероятное количество разной верхней одежды – кроме пальто и курток, в коллекциях мы видим шубы, дубленки, тренчи, бушлаты, а также накидки. В каждом сезоне число новых моделей прибавляется. А с какими видами народной одежды связано все это разнообразие?
Фрески в храмах, гобелены, витражи, скульптуры помогут рассказать и ответить на многие наши вопросы. Записки путешественников, побывавших в разных уголках планеты, летописи, письма сохранили для нас уникальные свидетельства, в том числе, и об одежде наших предков.
Правда, касаемо европейских стран, здесь свидетельств гораздо больше, нежели в России. Войны, войны… унесли многие рукописи и ценности. Однако из того, что уцелело, мы однозначно можем назвать те вещи, которые, несомненно, сослужили дизайнерам большую пользу в их творчестве. Рассмотрим хотя бы некоторые из них, о которых можно сказать, что они являются прообразами сегодняшних накидок и пальто.
Охабень – история вещи
Охабень. Верхняя одежда, которая имела на Руси распространение среди знатного сословия. Эту одежду носили примерно до XVIII века и мужчины, и женщины. Охабень прослужил нескольким поколениям русской знати – бояр и дворян.
Охабень – распашная одежда длиной до щиколотки, застегивалась встык с помощью петлиц. «На ферязь надевали охабень…это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником, …» – так рассказывает автор о быте и одежде русского народа.
Воротник охабня мог доходить до половины спины, а рукава были длинные и узкие, причем их часто завязывали сзади, при этом они не имели никакого практического значения, так как руки продевали в разрезы («прорехи»), сделанные спереди. Охабень получил свое название, скорее всего, от слова – охабить (охватить), то есть накрыть все, что было надето под ним.
Разновидностью охабня был опашень, который считался летней одеждой. И как подсказывает название, надевался он «наопашь», то есть внакидку. У него также были очень длинные рукава, висящие вдоль фигуры, но воротника не было. Шили такую одежду обычно из легкой ткани.
Что такое ферезея
В XVII веке вошла в обиход у русской знати еще одна одежда — ферезея. Ферезея – дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая дорогим мехом, с меховым воротником, шитая из парчи и украшенная драгоценными камнями. Ферезея иногда имела воротник-козырь. Носила эту одежду высшая знать, в том числе и государь всея Руси.
Застёгивалась она на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. В XIV – XVI веках на Руси фе́рязь носили и бояре, и князья, и сам великий государь. Как описывают многие очевидцы, посетившие Россию того времени, фе́рязь была часто комнатной одеждой, поэтому иногда при выходе из дома, на неё надевали ферезею.
Часто фе́рязь надевалась только на правый рукав, собирая остальную часть одежды на многочисленные сборки, при этом левый рукав свободно свисал до пола. Вся перечисленная одежда XIV – XVI вв. в основном входила лишь в гардероб знатных сословий – бояр и дворян, ведь все детали одежды и манера их ношения говорит о том, что владелец такой одежды не был причастен к какому-то ни было физическому труду.
Самую дорогую и нарядную одежду на Руси всегда надевали поверх кафтана. Да и вообще, в описаниях иноземных путешественников рассказывается о том, что русские надевают на себя по нескольку одежд сразу.
Великолепие царского двора во время приема иностранных послов изумляло гостей, они все единогласно описывали, что царский двор был облит в золото. Ткани, из которых шились одежды, были богато украшены жемчугом, нашивными драгоценными камнями, эмалью, золотыми и серебряными пуговицами.
Часто использовались атлас, шелк, парча, объя́рь. Последняя ткань ткалась особым образом из золотой или серебряной нити. Объя́рь ткали иногда с узорами. Известна она на Руси была с XIII века. Такие дорогие одежды передавались по наследству по описи, ими наряжались потомки знатного рода.
Как видите, среди русских народных костюмов, принадлежащих не только знатным и богатым, великолепие и роскошь были не редкостью, а потому есть место для сегодняшней дизайнерской фантазии.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЧТО ТАКОЕ ОХАБЕНЬ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ.
Последнее время очень многие модницы задаются вопросом – что такое охабень, откуда взялось это слово и сам предмет одежды? Если кратко, охабень – это одежда русской знати с XV до XVIII века. Охабень носили и мужчины, и женщины.
Фрески в храмах, гобелены, витражи, скульптуры помогут рассказать и ответить на многие наши вопросы. Записки путешественников, побывавших в разных уголках планеты, летописи, письма сохранили для нас уникальные свидетельства, в том числе, и об одежде наших предков.
Правда, касаемо европейских стран, здесь свидетельств гораздо больше, нежели в России. Войны, войны… унесли многие рукописи и ценности. Однако из того, что уцелело, мы однозначно можем назвать те вещи, которые, несомненно, сослужили дизайнерам большую пользу в их творчестве.
Охабень – история вещи.
Охабень. Верхняя одежда, которая имела на Руси распространение среди знатного сословия. Эту одежду носили примерно до XVIII века и мужчины, и женщины. Охабень прослужил нескольким поколениям русской знати – бояр и дворян.
Охабень – распашная одежда длиной до щиколотки, застегивалась встык с помощью петлиц. «На ферязь надевали охабень…это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником, …» – так рассказывает автор о быте и одежде русского народа.
Воротник охабня мог доходить до половины спины, а рукава были длинные и узкие, причем их часто завязывали сзади, при этом они не имели никакого практического значения, так как руки продевали в разрезы («прорехи»), сделанные спереди. Охабень получил свое название, скорее всего, от слова – охабить (охватить), то есть накрыть все, что было надето под ним.
Охабень шили из дорогой ткани с драгоценными пуговицами ювелирной работы, подбитый дорогим мехом. Он подчеркивал социальное превосходство и являлся одеждой знатного сословия.
Разновидностью охабня был опашень, который считался летней одеждой. И как подсказывает название, надевался он «наопашь», то есть внакидку. У него также были очень длинные рукава, висящие вдоль фигуры, но воротника не было. Шили такую одежду обычно из легкой ткани.
Что такое ферезея.
В XVII веке вошла в обиход у русской знати еще одна одежда — ферезея. Ферезея – дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая дорогим мехом, с меховым воротником, шитая из парчи и украшенная драгоценными камнями. Ферезея иногда имела воротник-козырь. Носила эту одежду высшая знать, в том числе и государь всея Руси.
Ферязь — в мужском варианте это длинная свободного кроя одежда, без воротника, с длинными рукавами; в женском варианте – это также длинная, прямая, застегивающаяся донизу, верхняя одежда.
Застёгивалась она на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. В XIV – XVI веках на Руси ферязь носили и бояре, и князья, и сам великий государь. Как описывают многие очевидцы, посетившие Россию того времени, ферязь была часто комнатной одеждой, поэтому иногда при выходе из дома, на неё надевали ферезею.
Часто ферязь надевалась только на правый рукав, собирая остальную часть одежды на многочисленные сборки, при этом левый рукав свободно свисал до пола. Вся перечисленная одежда XIV – XVIвв. в основном входила лишь в гардероб знатных сословий – бояр и дворян, ведь все детали одежды и манера их ношения говорит о том, что владелец такой одежды не был причастен к какому-то ни было физическому труду.
Самую дорогую и нарядную одежду на Руси всегда надевали поверх кафтана. Да и вообще, в описаниях иноземных путешественников рассказывается о том, что русские надевают на себя по нескольку одежд сразу.
Великолепие царского двора во время приема иностранных послов изумляло гостей, они все единогласно описывали, что царский двор был облит в золото. Ткани, из которых шились одежды, были богато украшены жемчугом, нашивными драгоценными камнями, эмалью, золотыми и серебряными пуговицами.
Часто использовались атлас, шелк, парча, объярь. Последняя ткань ткалась особым образом из золотой или серебряной нити. Объярь ткали иногда с узорами. Известна она на Руси была с XIII века. Такие дорогие одежды передавались по наследству по описи, ими наряжались потомки знатного рода.
Как видите, среди русских народных костюмов, принадлежащих не только знатным и богатым, великолепие и роскошь были не редкостью, а потому есть место для сегодняшней дизайнерской фантазии.
Что такое охабень и почему его любили на Руси
Все больше людей интересуется историей России. Чаще стали задаваться вопросы о том, что и как носили наши предки. Для многих значение слова «охабень» не знакомо. Это русское слово, обозначающее предмет одежды, относящейся к периоду с 15 до 18 веков. Этимология связывает его со словом «охабить», что обозначает охватить, обнять. Название этот элемент гардероба получил, потому что одевая его, рукава оставались свободными, и их завязывали на талии.
В 1377 году охабень уже носили на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы. Летопись гласит, что это была одежда царей, князей.
Долгое время, с 15 по 16 век, охабень носили только представители знатных сословий. Только после Царского указа 1679 года, его смогли примерить простые люди.
Это универсальный вид убранства, которое носили женщины и мужчины. Шили его из дорогих тканей, украшали ручной вышивкой, дополняли ценными мехами.
Охабень имел варианты для ношения в разные времена года. Познакомившись ближе с аксессуаром прошлого, начинаешь понимать, насколько удобно и продуманно он был сшит.
Долгополый кафтан – разновидность охабня
Охабень шили из бархата, парчи, объяри, камки. Такую роскошь себе позволяли только князья и бояре. Историк Владимир Ключевский описывает: «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю».
Подробное описание
Охабень – это вариант длиннополого кафтана, отличительной чертой которого была форма и длина рукавов. В рукавах в районе пройм имелись длинные разрезы. Когда охабень надевали, руки продевали в рукава и прорези, а свободнопадающие узкие рукава завязывали сзади. Особых узлов не было. Несмотря на сложную конструкцию, неудобства не было. Наоборот, такой вариант рукава практичен.
Воротник имел форму четырехугольника по типу откидной. Размер достигал середины спины. Застежка располагалась спереди, петлицы застегивались встык.
Охабень считался верхней одеждой для теплых сезонов. Но были модели, предназначенные для холодного сезона. Их дополняли пристяжным воротниками, изготовленными из меха песца, лисицы, бобра.
Верхняя одежда Древней Руси
Что носили мужчины
В качестве головных уборов в холодный сезон мужчины носили шапки. Они были различных фасонов из меха, шерсти. Часто использовался метод валяния. Встречались так же:
Мужская верхняя одежда:
Удобной, практичной, распространенной одеждой была свитка – вариант длинного кафтана. Он не закрывал сапоги, не мешал движениям. Качество ткани зависело от достатка владельца.
Мех использовали представители разных сословий, чаще всего это была овчина, мех бобра, зайца, лисицы, песца.
Носили и длинную плащевидную накидку без рукавов, шили которую из отреза льняной ткани.
Что носили женщины
В качестве верхней одежды женщины надевали суконный опашень. Использовались пуговицы сверху донизу. Через голову надевали душегреи, телогреи, шубы.
Короткие душегреи носили богатые и бедные. По цене ткани, отделке, украшениям определялось, к какому сословию относится женщина. Кроме этого, они носили однорядки, шубы в накидку.
В холодное время женщины надевали шапки разных фасонов, отороченные мехом. Яркие, цветные платки надевали поверх меховых головных уборов.
Одежда для детей
В возрасте до 6 лет у детей на Руси верхней одежды не было. Если в холодное время года ребенку нужно было выйти из дома, на него надевали полушубок старших братьев-сестер.
Отрок с 6 до 15 лет от роду получал балахон.
Интересная информация
Одежда на Руси издавна носила не только функциональное назначение. Славяне считали, что она не только защищает от непогоды, но и спасает владельца от темных сил, сглаза, порчи. Она служила оберегом, поэтому вышивки и украшения защищали от зла, считались амулетами.
Интересно, что наши предки не шили детям убранство из новых тканей. Практически вся детская одежда была изготовлена из ношеных вещей родителей. Славяне верили, что она является лучшим оберегом для детей, поэтому одежду для мальчиков шили из вещей отца, а для девочек – из вещей матери.
Изучая русский национальный костюм, можно узнать много интересного и полезного из истории. Все в одежде было продумано и функционально. Именно этого часто не хватает современным вещам. А если внимательно присмотреться, то черты древнерусского кафтана охабень можно увидеть в некоторых современных моделях пальто, плащей. Модные накидки также отдаленно его напоминают.
Одёжа, согревающая тело и душу
Заимствованная одёжа никогда хорошо не сидит. (Руская народная поговорка)
С наступлением холодов мы начали кутаться в тёплые одёжи: куртки, шубки, дублёнки, пальто, которые в большинстве своём довольно просты и без лишних украс. Лишь редкие модники позволяют себе красоваться в ярких оригинальных одёжах. Давайте посмотрим во что зимой наряжались наши предки – их верхняя одёжа была весьма разнообразной и практичной – и, возможно, почерпнём для себя интересные идеи.
Ещё до середины XIX века в разных губерниях, да и в разных деревнях, одёжа различалась особенностями кроя и пошива, тем более это касается вышивок и цветовой палитры. Ведь шилась она всегда индивидуально, собственными силами, или под заказ у какой-нибудь именитой портнихи, а не производилась массово где-нибудь в Китае…
Современным дизайнерам-модельерам есть смысл обратиться к древней культуре славян в части народных костюмов и начать возрождать традиции «живой», обережной одёжи. Ну или как минимум каждому русичу следует знать, какую одёжу носили его предки.
Армяк
Армяк был традиционной крестьянской одёжей. Шился он из шерстяной ткани, был длинным и имел капюшон. Никаких застёжек к нему не пришивали, а завязывали на пояс, как халат. Его надевали как верхнюю одёжу на кафтан или тулуп.
Кафтан
Слово кафтан проникло из тюркских языков. В руской письменности отражается с 1524 г. Кафтаны были общесословной одёжей, но шили их в зависимости от достатка из разного материала.
Сермяжные предназначались крестьянам. Носили их почти одни мужчины, лишь в царской семье надевали и женщины. Как и многие другие типы верхней одёжи, кафтан мог быть тёплым или холодным, с тканевой подкладкой. На улицах в этой одёже появлялись только молодые. Пожилые носили или сразу два кафтана, холодный и тёплый, или надевали поверх ферязь, охабень, шубу.
У крестьян нижний кафтан был сермяжным, а верхний — шубным.
Разновидности кафтанов по покрою или по назначению получали специальные названия: проезжой, ездовой, столовый, дождевой, турской, польской, становой.
Первоначально руский кафтан был коротким, а в восьмидесятых годах XVII в. у знати появляется долгополый, сделанный по иностранным образцам.
Зипун
Их шили из грубого сукна, часто оторачивали мехом для тепла, а в качестве застёжки — и украшения — брали яркие шнуры, выделяющиеся на ткани. Одёжа эта была мужской, могла быть с небольшим воротником и без него и подразделялась на праздничную и повседневную. Более нарядный вариант зипуна, который и женщины носили — однорядка. Её украшали различными декоративными элементами и носили знатные люди.
Уже в XVI в. они становятся общесословной одёжей и мало отличаются от кафтана. Кафтаны и зипуны долго сохранялись в руском быту, особенно у крестьян. Особый тип кафтана на меховой подкладке, покрой которого был заимствован у поляков, получил название жупан, родственное со словом зипун.
Ферязь
На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одёжу без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застёгивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.
Пониток
Пониток (понитник) – верхняя мужская и женская одёжа для весны и осени. В XIX — начале XX века пониток был широко распространён среди крестьян Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Вятской, Пермской, Ярославской, Костромской, Тверской, Владимир ской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Калужской, Рязанской, Пензенской губерний.
Пониток шили, как правило, из пониточины серого, синего, чёрного цветов без подкладки и на подкладке до талии. В Рязанской и Пензенской губерниях пониток изготавливался из тонкого домашнего сукна, лучшей чёрной осенней шерсти.
Покрой понитков был разнообразен. В большинстве губерний это была распашная двубортная одёжа, длиной ниже колен, в талию, с цельными полами и отрезной по талии спинкой, собранной в подоле в мелкие складки, с длинными рукавами и стоячим воротником. Он запахивался обычно справа налево и застёгивался на крючки. Кроме понитков с борами, встречались понитки, сшитые в талию, но не со сборками сзади, а с клиньями, вставленными с боков между цельной спинкой и полами. Такие понитки могли быть как праздничной, так и будничной одёжей.
Праздничные понитки украшались по вороту, краям рукавов кожей, плисом, разноцветными шнурами. В южных уездах Вологодской губернии, в Ярославской, Рязанской губерниях были распространены понитки халатообразного покроя. Они представляли собой однобортную распашную одёжу, длиной ниже колен, с прямой спинкой и полами, с боковыми клиньями. Рукава понитка делались обычно очень длинными и достигали края подола. Понитки надевались в рукава, запахивались справа налево и подпоясывались кушаком. В некоторых случаях их носили как плащ, накидывая на голову.
Поддёвка
Поддёвка — разновидность мужской верхней одёжи типа укороченного отрезного пальто; верх прилегающий, низ по талии в густых мелких сборках, с застёжкой на крючках. Поддёвка ведёт происхождение от кафтанчика, обычно стёганого, поддевавшегося под верхний кафтан. Отличается застежкой справа налево. Являлась предметом руской купеческой и кучерской одёжи.
Однорядка
Однорядка — широкая долгополая одёжа без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье её носили и в рукава и внакидку.
Охабень
Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), отличительная деталь — жёсткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.
Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнеруский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.
Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Фёдоровича, первого руского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.
Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одёжку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.
Свита
Длинное тёплое одеяние из сукна. Своё название получило от слова «свивать» — «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру («поясом притяжена к телеси. »), рукава были снабжены обшлагами, а ворот — отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была различной. Края одёжи нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, — такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнеруской одёжи.
«Кожух» — тоже древнейшее, праславянское слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одёжу из кож и мехов — не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одёжей с рукавами и застёжками. Эдакий кафтан на меху.
Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой — золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одёжи надевали не только ради тепла.
Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».
Благодаря широкому распространению пушнины и вообще разного рода мехов, кожух зимой надевал и знатный, и бедный люд, хотя у богатых хозяев шуба в доме была не одна. Как и с другими предметами одёжи, здесь покрой кожуха оставался одинаковым, и отличался только самим мехом. Так, например, знатному человеку не пристало облачаться в медвежий кожух, не лучшим был для него и овчинный. После распространение овцеводства на Руси овчинный кожух стал доступен всем слоям населения. Князья и бояре облачались в шубы из соболей, горностаев, куниц и других дорогих мехов.
Тулуп
В конце XVI в. в письменности появляется слово тулуп (из тюркских; языков). А до этого долгополую меховую одёжу без пояса именовали шуба якутская. Да и тулупы имели определения: якутский, калмыцкий, нетрудно догадаться поэтому, откуда заимствовали покрои. Носили же их сначала только на Севере и в Сибири, к середине XVII в. про тулупы узнают москвичи, а к концу столетия и южане.
О слове «тулуп» учёные спорят. Кто-то считает его исконно славянским и родственным «туловищу». Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало «кожаный мешок из одной цельной шкуры». Как бы то ни было, из древнеруского языка «тулуп» попал в Польшу и даже. в Швецию, на другой берег Балтийского моря.
Самой нарядной, как и самой дорогой одёжей, была шуба. Её носили не только в мороз на улице, но бывало, что и дома во время приёма гостей – дабы себя во всём достатке показать. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце.
О слове «шуба» языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто «верхняя одёжа с длинными рукавами». Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть — что германцы, наоборот, переняли его у славян.
У знати были шубы специального назначения и различного покроя: столовые, санные, лунские (то есть лондонские). Носили их иногда сразу по две: первую — укороченную до щиколоток, покрытую тканью, и вторую — длинную, из голой овчины. Первые были исподними, вторые называли шубой одевальной, одевальницей, одеялом и шубой якутской (имелся в виду тулуп). Названия одеяло и одеяльница применительно к шубе встречались лишь на Севере. Одевальные имели особый покрой и большую длину. Понятно почему: согревались в поездах. Иногда они имели внизу закрытое отверстие для ног.
Меховая одёжа для служилых людей получала наименование по роду войск и воинских чинов: шуба гусарская, гусарка, солдатка. Женскую и детскую меховую одёжу называли шубками. Среди них различались столовые, или холодные, то есть комнатные, и выходные, или тёплые. Некоторые специалисты утверждают, что шубки надевались через голову.
Крестьянская рабочая одёжа из непокрытой овчины с укороченными полами была распространена на Севере и в Заволжье. Это шубняки, или шубники, известные и сейчас в вологодских, ярославских местах.
В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шёлка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шёлком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.
Одёжа, подбитая мехом песца-крестовика, в Подвинье, а также по Енисею называлась крестоватик и крестовик: шушун крестоватик, кафтан крестовик.
Душегрея
Душегрея – самобытная руская одёжа, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одёжа. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча.
На Руси наибольшее распространение имели душегреи без рукавов и воротника, часто на бретельках; в музейных собраниях встречаются образцы короткой утеплённой одёжи с рукавами и сквозной застежкой на пуговицах, также называемые «душегреи», поскольку это зафиксировано в районах их бытования.
Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана.
Душегрея входила в состав праздничной одёжи и в таких случаях была особо нарядной, отделывалась позументом, жемчугом, вышивкой и шилась из самых ярких, нарядных, часто золотных тканей. «Невеста, молодая и высокая, была одета в голубой сарафан, шитый серебром, и, несмотря на жару, в пунцовый штофный душегрей» (М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина, 1910 — 11). Душегреи могли быть на дорогой шёлковой подкладке, но чаще на меху, особенно в городском быту, как тёплая домашняя одёжа. Душегрея в городах служила признаком сохраняемых связей с деревней, с традиционным костюмом. Люди, претендующие на причастность к городской бытовой культуре, предпочитали иные названия сходного типа одёжи — епанечка, кацавейка.
Душегрею называли ещё по-другому – «шугай». Это была уже короткая зимняя шубка. Наш руский язык чрезвычайно богат и чуток, ведь иногда есть очень похожие слова, а означают они разные предметы. В старину женская одёжа чаще всего была просторной, а шугай, можно сказать, чуть ли не единственная приталенная одёжа.
Шугай
Шугай шили на меху или вате и носили как внакидку, так и в рукава. В разных местах России шугай называли по-разному – «епанечкой», «трубалеткой» (из-за трубчатых складок сзади), а то и «сорокотрубкой».
Телогрея
Телогрея известна с XVI века, в настоящее время вышла из обихода. В истории костюма можно выделить два типа женских телогрей: 1) длинная верхняя одёжа распашного типа, с откидными рукавами и большим количеством пуговиц спереди; она носилась поверх сарафана, закрывая его полностью; 2) утеплённая кофта без рукавов длиной до пояса или середины бедра. Телогрея шилась на подкладке, с использованием сукна, шёлка, меха. Её носили представительницы всех слоёв населения, но для крестьянок она считалась праздничной одёжей.
Опашень
Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку.
Шушун
В письменности слово шушун отмечается с 1585 года, учёные предполагают его финское происхождение, первоначально оно и употреблялось только на востоке северноруской территории: в Подвинье, по р. Ваге в Великом Устюге, Тотьме, Вологде, затем стало известно в Зауралье и Сибири. Шушун – женская одёжа из ткани, иногда подбитая мехом: «шушун лазорев да шушун кошечей женской» (из приходо-расходной книги Антониево-Сийского монастыря 1585 г.); «заечинной шушун под ветошкою и тот шушун сестре моей» (духовная грамота – завещание 1608 г. из Холмогор); «шушуненко тёплое заечшшое» (роспись одёжи 1661 г. из Важского у.). Таким образом, шушун – это северноруская телогрея. После XVII века слово распространяется к югу до Рязани, к западу до Новгорода и проникает даже в белоруский язык.
Салоп
В России начала XIX в. — предмет верхней женской утеплённой, как правило, ватой или мехом, одёжи — широкая длинная накидка с пелериной и прорезями для рук или небольшими рукавчиками, скреплявшаяся лентами или шнурами.
Безрукавка
Ещё одним распространённым видом меховой одёжи, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы знаем, что у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки — не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы…
Уже давно ни для кого не секрет, что та одёжа, которую человек носит, оказывает на него большое влияние: на его самоощущение, походку, настроение. А традиционная руская одёжа, сшитая родным человеком с добрыми помыслами и пожеланиями, к тому же имеет не только привлекательный внешний вид, но и обережные свойства. Согревает не только тело, но и душу. А порой и пробуждает Родовую память.
Но даже если вы не планируете в ближайшее время порадовать себя тёплым руским народным нарядом, то помните о том, что душу можно согреть ещё и тёплым словом. Поэтому как можно чаще произносите тёплые слова. Как в свой адрес, так и в адрес близких людей.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.