охарактеризуйте цифровую грамотность как компонент жизненных навыков
Статья Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков необходимых для учащихся и педагога начальных классов.. Автор: Ульянова Светлана Олеговна
Автор: Ульянова Светлана Олеговна
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков, её роль для учащихся и педагога начальной школы.
Можно выделить уровни содержательных показателей информационной грамотности личности:
1. Высокий уровень : осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.
2. Средний уровень : не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.
3. Низкий уровень : не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.
Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу.
Традиционная грамотность – это умение читать и писать. Но сегодня этих навыков недостаточно. Неотъемлемая часть жизни современных взрослых и детей – гаджеты. И важно не просто уметь пользоваться цифровыми устройствами, но глубже понимать современные технологии, чтобы использовать их эффективно и безопасно. А ещё важно уметь находить, корректно использовать и создавать информацию, осознавать возможные риски и соблюдать определённые меры предосторожности. Всё это и есть цифровая грамотность.
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.
Что такое цифровая грамотность и почему она вам нужна
Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.
Я слышал что-то о цифровой грамотности. Что это?
Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.
Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
А можно конкретнее и проще? А то ничего не понятно…
Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:
А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.
Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
А что будет, если у человека нет цифровой грамотности?
Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.
Грамотность нужна не только для работы. Есть люди, которые пересылают пароли по почте, сохраняют их в «Google Документах» с открытым доступом, вводят на непонятных сайтах. А потом не могут войти в аккаунт в соцсети или видят, как с карты исчезают деньги. Только за 2020 год россияне потеряли в общей сложности 150 млрд рублей просто потому, что не смогли распознать фишинг.
Допустим, я знаю уловки и не попадусь на фишинг. Значит, я грамотный?
Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.
Что за персональные данные и как они относятся к цифровой грамотности?
Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.
Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.
А что про безопасность хранения? Я же могу просто поставить пароль на компьютер
Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.
О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.
Убедили. А достоверность информации зачем проверять?
Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.
А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.
Цифровая грамотность нужна больше на работе?
Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.
Хорошо, а как повысить уровень цифровой грамотности?
Внимательно изучать всё вокруг — читать FAQ сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.
Обложка: Оля Ежак для Skillbox Media
Автор: Жук Любовь Анатольевна
Место работы: МБОУ Ширинская СШ № 4
Ученая степень: молодой педагог
Населенный пункт: Республика Хакасия, с. Шира
Мобильный телефон: 89832565949
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков.
1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.
2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
· найти информацию, соответствующую данной теме;
· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
· сформировать собственное отношение к этой информации;
· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.
Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.
Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности :
1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.
2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.
3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.
Преимущества нашего сервиса
1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
2. Быстро
3. Честно
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся в современной жизни
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Секция 5: Межкультурная коммуникация цифрового поколения
научный руководитель : профессор, кандидат педагогических наук, г.Павлодар
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ
Поэтому цель статьи: повышение цифровой грамотности учителей и обучающихся, расширение их возможностей с использованием Интернета, об особенностях цифрового поколения, и о влиянии Интернета на развитие детей.
1. Цифровая грамотность
В современном обществе понятие «грамотность», которое всегда было связано с образованием и предполагало единство важнейших компонентов (чтение, письмо и счет), однозначно расширило свои границы, то есть понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за границы умения использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью. Формированию цифровой грамотности должно уделяться важное внимание наравне с другими грамотностями.
Важно считать, что цифровая грамотность –понятие, объединяющее особые группы навыков, которые стали базовым компонентом нашего образования и научно-технического прогресса и определяется как компоненты важнейших жизненных навыков.
3. Формирование навыков цифровой грамотности учащихся начальной школы
Одним из главных требований, предъявляемых ФГОС к формированию умений работы с информацией в начальной школе, является формирование навыков цифровой грамотности у обучающихся. Среди многих качеств выпускника начальной школы можно выделить важнейшие: умение действовать в новой ситуации, овладеть цифровой грамотностью, в том числе и коммуникативной. Использование информационных технологий и ресурсов в начальных классах – одно из условий повышения качества образования. Здесь актуальны слова замечательного педагога Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Научиться цифровой грамотностью, выйти на максимальный результат возможно только, если кардинально изменится методика обучения, если она будет стимулировать самостоятельную деятельность ученика, ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных навыков. Поэтому от того, как школа выучит и воспитает, подготовит к жизни детей, зависит, каким будет общество через много лет.
В результате системной работы в данном направлении выпускники начальной школы будут уметь:
— оценивать потребность в дополнительной информации;
— определять возможные источники информации и способы еѐ поиска;
— осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
-создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
— использовать информацию для построения умозаключений;
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет улучшить качество учебного материала и усилить образовательные качества. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первого этапа должна стать готовность ребенка к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
1. Фаронов В.В. Программирование на персональных ЭВМ в среде Турбо-Паскаль. – М.: Изд-во МГТУ, 1991.
2. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. 5-е издание. – М.: Финансы и статистика, 1994.
3. Финогенов К.Г., Черных В.И. MS-DOS 6.0. – М.: ABF, 1993 г.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы
Анализ современных исследований в области цифровизации образования показывает, что этап цифровизации идет следующим после компьютеризации образования. В нашей стране цифровизация образования, прежде всего, должна осуществляться через мотивацию и подготовку учителей к эффективному её использованию. Оценка результатов образования почти всегда связана с видами образовательной деятельности, основанными на применении ИКТ, а методика обучения с использованием ИКТ продолжает массовое распространение.
Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) – одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-технологий с 1996 года, проводит всероссийское исследование, которое позволит оценить уровень знаний россиян о современных технологиях и электронных услугах (сайт доступа – Индекс цифровой грамотности). В основу положены следующие основные понятия: цифровая грамотность, цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровая безопасность.
Цифровая грамотность как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, включает в себя и цифровое потребление и цифровые компетенции и цифровую безопасность.
Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни, включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями, включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Цифровая безопасность – основы безопасности в Сети, включает в себя: защиту персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культуру поведения, репутацию, этику, хранение информации, создание резервных копий.
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – это понятие, объединяющее важные группы: компьютерных и информационных навыков.
Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. 1
Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров.
ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе международного опыта сформулировала «индикаторы развития информационного общества», определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. В 2007 г. были утверждены 16 ключевых индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области образования в условиях формирования информационного общества. Семь из них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ, гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в непрерывном обучении на протяжении жизни.
Высокая ценность этих ключевых навыков требует непрерывного развития цифровой грамотности граждан – важных жизненных навыков, влияющих на все области современной жизни и профессиональной деятельности. Современные организации и компании столкнулись с проблемой реструктуризации рабочего процесса, что означает появление распределенных организационных структур, децентрализацию процесса принятия решений, широкий обмен информацией, гибкий рабочий график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом. Возникающая новая кадровая политика требует от работников способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде, использовать информационные технологии, производить новые знания.
Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами на основе использования ИКТ.
Целостная и эффективная система использования цифровых технологий, при которой граждане Российской Федерации имеют максимальные возможности для получения разнообразных услуг в электронном виде, отражена рядом нормативно-правовых документов и Государственных программ РФ. Для граждан Российской Федерации обусловлена возможность доступа к полной, актуальной и достоверной информации по предоставляемым государственным и муниципальным услугам, в том числе в электронной форме, в соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусмотрено повышение к 2018 г. до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения различных услуг в электронном виде.
Важно ознакомить обучающихся с Государственными и муниципальными порталами для получения услуг в цифровом виде, достижение показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» – «Повышение к 2018 г. до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде», исполнение Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р, а также для формирования единого подхода к повышению уровня информированности граждан о мерах, направленных на переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Необходимо обеспечить доступ заявителей к полной, актуальной и достоверной информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, в соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Популяризация муниципальных и государственных услуг в электронном виде включает широкий перечень, включающий возможности подать документы в ВУЗ, узнать расписание поездов, записаться на прием к врачу и т.д. Все это можно сделать, не выходя из собственного дома по интернету, и даже в дороге с помощью специального бесплатного приложения, установленного на мобильный телефон.
ХХІ век – эпоха электронных услуг, которые во многом облегчают жизнь современного человека. Прежде, чем говорить об электронных услугах, важно понять, что скрывается за этим термином.