охота на ведьм это в истории
Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы
Кого чаще всех подозревали в колдовстве, как ведьмы получали свою силу и почему в России не было охоты на них.
5 декабря 1484 года была издана булла папы римского Иннокентия VIII под названием Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), которая призывала к самому жёсткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков.
Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчётам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин или что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция.
Россия в значительно меньшей степени была затронута ведьмовскими процессами, однако и там они также происходили, правда, имея значительные отличия от европейских, в связи с иным пониманием ведовства. Лайф выяснил подлинную историю охоты на ведьм и отличия европейского подхода от российского.
Предыстория
Колдовство было известно с древнейших времен, и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда ещё существенно отличалось от позднехристианского, и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку.
Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол ещё не стал центральной фигурой мировоззрения, и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция.
Пионером борьбы с ведовством стал папа римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством, и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти ещё не приняли характер массовой эпидемии.
Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами — Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства.
Колдовская паника
Пиком охоты на ведьм стали XVI и XVII века. Это было связано с несколькими факторами. Старое средневековое традиционное общество умирало, на смену феодальным отношениям постепенно приходили католические. В Европе бушевали разорительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, половина стран Европы была охвачена Реформацией. На этом сломе эпох дьявол стремительно ворвался в повседневную жизнь человека.
Раньше он был неким далёким и абстрактным злом, теперь дьявол и его подручные поджидали крестьянина на каждом перекрёстке, в каждом лесу, инкубы по ночам врывались в дома крестьянок и насиловали их рядом со спящими мужьями. XVI век стал веком расцвета демонологии, родившейся на богатой базе средневековой схоластики. Авторы писали огромные трактаты, в которых детально описывали характеристики каждого из тысяч демонов, выстраивали их сложнейшую иерархию, в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов ада.
Написанная Шпренгером и Крамером книга «Молот ведьм» стала настольной книгой для всех судей по ведовским процессам на следующие два века. В книге, с обильными ссылками на отцов церкви и богословских авторитетов, доказывалась очевидная реальность колдовства, давались советы, как допрашивать и правильно пытать ведьм, как снимать колдовские чары, описывались способы вредительства ведьм добрым людям (похищение молока у коров, насылание порчи и болезней на людей и животных, похищение детей и посвящение их Сатане, насылание импотенции, града и молний и т.д.).
Книга печально констатировала, что колдовским чарам, к сожалению, могут быть подвержены все люди, за исключением тех, кто борется с ведьмами. Против этих отважных людей (очевидно, инквизиторы подразумевали под ними себя) любые колдовские чары бессильны.
Тогда же был окончательно сформулирован постулат о том, что всякое колдовство есть следствие договора с дьяволом. И если раньше ведьма была виновата только в том случае, если она кому-то вредила, то теперь даже сам факт существования ведьмы становился преступным, поскольку свою силу она не могла получить иначе, как заключив добровольный договор с дьяволом. Чуть позже этот постулат подтвердил знаменитый юрист Жан Боден (к слову, считающийся большим гуманистом и одновременно сторонником самого безжалостного преследования ведьм), писавший: «Колдун — это тот, кто вошёл в контакт с дьяволом ради достижения своих целей».
Колдовская паника начала триумфальное шествие по Европе. Вопреки сложившемуся предрассудку о том, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, это было не так.
Наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла Реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим. Охота на ведьм почти не затронула скандинавские страны и Россию — по причинам, которые будут разобраны позднее.
Кто считался ведьмой
Существует популярное заблуждение, что ведьмами считались самые красивые женщины и они преследовались в первую очередь. Этот популярный миф был запущен в середине ХХ века и не имеет никакого отношения к реальности. В действительности ведьмами чаще всего считались старухи и безобразные женщины, поскольку уродство увязывалось в средневековом сознании с нечистой силой — дьявола и его слуг в те времена всегда изображали немыслимо отвратительными.
Существовало несколько групп риска, принадлежность к которым могла закончиться обвинением в колдовстве. Частично эти группы были обозначены ещё в «Молоте ведьм», позднее к ним добавилось ещё несколько:
— женщины, конфликтовавшие с общиной. Как правило, старухи со скверным характером, живущие обособленно от всех и часто конфликтующие с соседями. Впрочем, возраст в данном случае не имел значения, поскольку первичными здесь были скверный характер и конфликты с обществом. Если с кем-то из крестьян что-то происходило, он был склонен винить подобных людей;
— повивальные бабки. Именно эти женщины выполняли обязанности акушерок в деревнях. Поскольку рождение ребёнка не является рядовым случаем, а сознание средневекового человека было магическим, существовало множество обрядов, ритуалов и заговоров, связанных с рождением ребёнка. Особо ретивый муж, подслушавший шептания повитух, мог сделать неверные выводы и сообщить потом об этом священнику. Кроме того, повивальные бабки занимались ещё и абортами, разумеется, тайными. Это привело к стойкому убеждению, что повивальные бабки похищают новорождённых младенцев, чтобы посвящать их дьяволу и приносить в жертву на богомерзких чёрных шабашах;
— «падшие женщины». В данном случае речь идёт не только о проститутках, но и о женщинах, вступавших в сексуальные контакты вне освящённого церковью брака. По мысли инквизиторов, женщина, которая была обольщена и обманута любовником, становится печальной и легко поддается влиянию злых сил;
— знахарки и травницы. В условиях полного отсутствия медицины в сёлах именно они выполняли функцию врачей. Растениям в те времена нередко приписывались магические свойства, и подобное ремесло, несомненно, увязывало в крестьянском сознании травниц и травников со сверхъестественными силами.
В дальнейшем, по мере разрастания паники, обвинённым мог быть уже любой человек, независимо от его пола, возраста и социального положения. Его могли обвинить уже не в колдовстве, а в участии в шабашах, чёрных мессах, сексуальных контактах с суккубами и инкубами (демоны сладострастия, искавшие любовников среди людей) или просто контактах с дьяволом.
На европейских колдовских процессах действительно чаще всего по обвинению в колдовстве осуждались женщины. Но позднее, когда колдовские процессы превратились в сатанистские, их фигурантами становились и мужчины, и дети, и даже священники.
Суть колдовских процессов
Если поначалу ещё можно было говорить о колдовских процессах, то с разрастанием паники речь шла уже не столько о колдовских, сколько о сатанистских процессах. Речь уже не шла о ведьмах, воровавших коровье молоко, перед судом представали разветвлённые организации дьяволопоклонников из десятков и сотен человек. Механизм привлечения был прост: какую-нибудь отдельно взятую женщину, подозреваемую в колдовстве, начинали пытать, после чего она «вспоминала» своих сообщников, те под пытками вспоминали других людей, которые были с ними на шабашах и чёрных мессах, преклонялись там перед дьяволом и приносили в жертву новорождённых младенцев.
Придворная оппозиция решила воспользоваться этим делом для смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, которая была матерью нескольких его детей. Были начаты поиски отравительниц, которые под пытками выдавали имена клиентов, те, в свою очередь, сообщали под пытками самые невероятные вещи. В итоге в дело об участии в чёрных мессах и принесении в жертву нескольких тысяч младенцев оказались вовлечены сотни представителей французской знати: официальная фаворитка короля, племянницы кардинала Мазарини, высокопоставленные священнослужители и т.д. Хотя сам король в чепуху о колдовстве и чёрных мессах не верил, он был вынужден подвергнуть опале многих своих выдвиженцев.
В деревнях наиболее типичными были обвинения в насылании порчи и болезней. Происходило это по одной схеме: некий крестьянин, поругавшись с односельчанкой, вскоре заболевал и приходил к выводу, что это следствие колдовских чар. Также популярным было обвинение в похищении мужской силы.
В «Молоте ведьм» целая глава посвящена обстоятельным рассуждениям на тему того, может ли ведьма похитить мужской половой член. Разбирая конкретные свидетельства и жалобы, инквизиторы приходят к неожиданному выводу: ведьма не может похитить половой член, поскольку без помощи демонов она бессильна, а демоны никогда не станут похищать мужской член, поскольку не захотят лишать себя орудия власти над человеком, ведь нет более простого способа толкнуть человека в бездну греха, чем сладострастие. Однако инквизиторы оговариваются, что ведьмы несомненно могут сделать половой член невидимым (но не похитить!), чтобы несчастная жертва взывала к ним о помощи. Тогда они потребуют от него услугу и снова сделают его видимым.
Нередки были и жалобы мужей на своих жён. В те времена разрешение на развод было очень трудно получить, и мужья просто-напросто оговаривали своих жён, обвиняя их в колдовстве и сексуальных сношениях с инкубами по ночам. В свидетели мужчины часто призывали своих друзей, которые с готовностью подтверждали самые невероятные обвинения. После казни жены они становились свободными и могли снова жениться.
Стоит отметить, что существовала небольшая категория дел, по которым ведьмы были осуждены обоснованно, правда, по другой статье. Речь идёт об отравительницах. Травницы знали секреты не только лечебных трав, но и ядовитых. И к ним порой обращались за помощью по таким деликатным вопросам. Однако судебная медицина тогда была практически не развита, да и с доказательствами приходилось нелегко, поэтому таких женщин обвиняли в колдовстве и наведении порчи и осуждали как ведьм.
Светские суды против церковных
Вопреки популярному мифу, большинство ведьм были сожжены по приговору светских судов, а не инквизиции. Это было связано с тем, что инквизиция была крайне слаба или вообще отсутствовала в странах, пошедших по пути Реформации (где и была наиболее активной охота на ведьм). Кроме того, инквизиция создавалась с целью борьбы с ересями, поэтому главным для инквизиторов было заставить еретиков отречься, казнили только упорствующих или рецидивистов. А для светского суда было достаточно признания факта колдовства, ведь, по господствовавшим тогда убеждениям, свою силу ведьмы и колдуны черпали исключительно благодаря служению дьяволу и демонам. Поэтому даже не важно, вредила ведьма или нет. Главное, что она была ведьмой.
Охота на ведьм в России
Россия, как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счёт шёл на десятки тысяч), оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления.
Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине — сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там их функции выполняли колдуны. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины.
Вероятно, это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей.
При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из неё. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само её существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно.
При этом колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно отрицательными персонажами. Несомненно, что церковь относилась к ним отрицательно, однако сам факт владения магическим ремеслом не был наказуем, колдун не преследовался только за то, что он колдун. Его могли наказать, только если он вредил другим людям.
В Русском царстве колдунов также сжигали, но только за очень серьёзные преступления, например насылание эпидемий, наведение смертельной порчи или колдовство против монарха. В отдельных случаях колдуна могли изгнать из города или деревни или же сослать в монастырь.
Очевидно, что колдуны и ведьмы, выполнявшие функции знахарей и травников, существовали в каждом населённом пункте. Тот факт, что известно лишь незначительное число приговоров колдунам и ведьмам за несколько веков, говорит о том, что с колдунами предпочитали жить мирно, тем более что их помощь требовалась достаточно часто. Ни один крестьянин не отправился бы даже в соседнее село без оберега и заговора на удачную дорогу. Заговоры на хороший урожай, здоровье, потомство и даже доброе начальство были чрезвычайно широко распространены вплоть до конца XIX века. Во многих деревнях существовал обычай звать местного колдуна на свадьбу, чтобы он не обиделся и не навредил молодой семье.
Если в европейских представлениях о колдовской силе однозначно утверждалось, что ведьмы могут получить её исключительно заключив сделку с дьяволом, то в России считалось, что колдуны и ведьмы могут быть как урождёнными, т.е. родившимися с этим даром, так и учёными, т.е. получившими дар от другого колдуна или от нечистой силы.
С началом эпохи Просвещения (XVIII век) колдовские процессы резко пошли на спад. Веру в ведьм стали высмеивать. Последние колдовские процессы датируются второй половиной XVIII века, но тогда они уже выглядели исключением из правил и воспринимались как нечто необычайное.
Однако в сельской местности эта вера сохранялась. И в условиях, когда государство и церковь перестали карать колдунов, общество стало брать эти функции в свои руки. Упоминания о попытках самосудов над сельскими ведьмами и колдунами встречаются на протяжении всего XIX века, хотя и не очень часто. Конец массовой вере в ведьм положила урбанизация. Однако эта вера до сих пор сохраняется в отдельных местностях, а в некоторых странах колдовство по-прежнему является серьёзным преступлением.
10 пугающих охот на ведьм в истории
Люди, которые верят в ведьм, в первую очередь ненавидят и боятся их. Они верят в то, что ведьмы могут создавать заклинания и накладывать проклятия, при этом распознать ведьму не так и просто, ведь они, якобы, мастерски маскируются под обычных людей.
10. Ведьмы из Айлендмаджи
В сентябре 1710 года старая вдова местного священника гостила в доме сельского района Айлендмеджи, Ирландия. Но не успела она приехать в этот дом, как ее начала преследовать загадочная сила.
Местные жители заподозрили во всем этом деяние ведьм, а потом их подозрение пало на девушку по имени Мэри. Однажды Мэри нашла где-то фартук, который принадлежал мертвой вдове, после чего вокруг девушки стали происходить странные события.
Мэри стала вести себя так, словно одержима бесами, ее рвало пуговицами, булавками, а когда она лежала на кровати, то могла начать левитировать. Целый месяц Мэри так мучилась, после чего вдруг начала называть имена женщин, которые якобы были ведьмами и которые наслали на нее и умершую вдову эти проклятия.
Фактических доказательств против «ведьм» было немного, кроме обвинений Мэри, тем ни менее «ведьм» приговорили к году тюремного заключения в грязной и холодной тюрьме. Некоторые из восьмерых живыми оттуда не вернулись.
9. Великая шотландская охота на ведьм
Самая большая охота на ведьм в истории Шотландии пришлась на 1661-1662 годы и распространялась как лесной пожар. Началось все неподалеку от Эдинбурга, где за 9 месяцев в колдовстве были обвинены более 200 человек.Затем безумие охватило почти всю страну.
К концу 1662 года в общей сложности в колдовстве были обвинены 660 человек, около 450 из которых были казнены. Существует исторические источники о 65 проведенных казней, но скорее всего их было куда больше.
Историки связывают подобное помешательство на ведьмах с окончанием английского владычества в регионе. Английские судьи ранее не желали судить подозреваемых шотландских ведьм, поэтому когда они ушли, шотландцы взяли все на себя, вернувшись к древним родовым обычаям.
Закончилась эта паника по ведьмам так же быстро, как и началась. В какой-то момент местным властям просто наскучили бесконечные судебные процессы над колдунами и колдуньями, тем более, что было немало примеров, когда в колдовстве обвиняли просто из зависти или попытке навредить недругу. Больше в Шотландии никогда ничего более масштабного из-за ведьм не случалось.
8. Ведьмы в Польше
В свое время Речь Посполитая была огромной европейской державой. В разгар своего могущества в 16 и 17 веках это было одно из самых крупных и влиятельных государств на континенте и ее отношение к религии было на удивление терпимым.
Однако несмотря на это Речь Посполитая оказалась вовлечена в один из самых массовых судебных процессов на ведьмами в Европе. Так называемый Процесс в Дорухове состоялся в 1775 году и во время него власти пытались обвинить в колдовстве и казнить 14 «ведьм» из деревни Глабово.
Это был уже конец 18 века и к тому времени даже в Англии уже более ста лет не было массовых охот на ведьм. Однако в Дорухове были очень упертые ненавистники ведьм. Они пытались судить ведьм сначала в 1745 году, а потом в 1768. Каждый раз они получали запреты на подобные суды, но их это не останавливало.
Когда подобное произошло в 1775 году, сейм окончательно потерял терпение и окончательно запретил охоту на ведьм по всей стране. Подробности того, за что хотели судить этих ведьм, в документах были не указаны.
7. Трирские ведьмы
Суды над ведьмами из Трира (Германия) пришлись на 1582-1584 годы и начались из-за того, что регион начал страдать от плохой погоды и неурожая. Толпа искала кого обвинить в этом и ведьмы оказались удобным козлом отпущения.
Суды проходили под руководством Питера Бинсфельда, который остался в истории как Охотник на ведьм. Он и его команды не просто считали ведьмами всех подозрительных пожилых женщин, но могли обвинить в колдовстве и казнить даже богатых и влиятельных мужчин. К примеру в 1589 году в колдовстве был обвинен заместитель губернатора Трира, доктор Дитрих Флэйд, которого сначала пытали, а потом сожгли живьем на костре.
За десять лет в Трире и окрестностях было проведено сотни подобных казней и сожжено по меньшей мере 368 человек. Жертвами Бинсфельда были и простые люди, и нотариусы, и даже несколько палачей.
Одним из немногих обвиненных, которому удалось чудом остаться в живых, был Корнелиус Лоос. Это был ученый, теолог и богослов, который активно протестовал против подобного мракобесия и даже написал книгу против процесса над ведьмами. Рукопись его была конфискована, а самого Лооса посадили в тюрьму.
В 1593 году Лоосу удалось добиться вызволения, он произнес такую праведную речь, что покорил власти и его выпустили. После этого он переехал в Брюссель и снова начал там вести разговоры против процесса над ведьмами. И снова на время оказался в тюрьме. Удивительно храбрый человек.
6. Нортгемптонский процесс
Процесс над ведьмами в Нортгемптоне в 1612 году начался, как и многие в ту пору, когда дворяне обвинили деревенских женщин в колдовстве. Главным обвинителем тут была Элизабет Белчер, которая невзлюбила молодую крестьянку Джоан Браун. Элибазет стала утверждать, что девушка прокляла ее, а когда вскоре Элизабет заболела, это стало причиной обращения в суд.
Брат Элизабет полностью подтверждал ее обвинения и даже рассказал, что хотел пойти в церковь, чтобы снять проклятие, но некий невидимый барьер не пустил его туда.
Джоан Браун, ее старая мать Агнесс и еще четверо деревенских женщин были арестованы за колдовство и приговорены к казни через повешение. У них не было большой надежды на оправдание, потому что в те годы презумпция невиновности была никому не известна. Когда на вас подавали в суд, считалось, что вы уже практически виновны во всем, в чем вас обвинили.
История гласит, что до казни брат Элизабет пришел в тюрьму и жестоко избил старуху Агнес, потому что верил в то, что кровь ведьмы снимет проклятие. Вскоре после этой казни в колдовстве был обвинен мужчина по имени Артур Билл и также повешен. Его обвинили в околдовывании женщины, что привело к ее смерти.
После обвинения родители Артура были в шоке, но его отец поспешил дать показания против сына, чтобы его самого не повесили, а мать Артура перерезала себе горло, боясь казни.
5. Школьная ведьма
Эта история произошла сравнительно недавно, но шокирует как раз из-за того, что случилась уже в современное время. В 1969 году в среднюю школу Flowing Wells в Тусоне, штат Арканзас (США) приехал лектор и прочитал там лекцию о средневековом фольклоре и ведьмах.
В том числе он дал описание типичной ведьмы: светлые волосы, голубые или зеленые глаза, линия волос на лбу «вдовий пик», заостренное левое ухо и склонность носить одежду оттенка «зелень дьявола».
Внезапно оказалось, что это описание полностью подходит одной из учительниц той же школы по имени Энн Стюарт. Поначалу школьники лишь шутили об этом, поэтому Стюарт принимала все несерьезно и когда ее спросили, ведьма ли она», она игриво ответила «А как вы думаете?».
Однако это было ошибкой. Слухи начали распространяться и Стюарт слишком поздно поняла, что это угроза. Она все еще пыталась обратить все в шутку, одеваясь под ведьму для тематического урока и иногда рассказывая об астрологии, но в 1971 году ее уволили по причине «выдавала себя за ведьму и обучала детей колдовству».
Стюарт обратилась в суд и там признали ее увольнение незаконным, после чего ее снова приняли в школу. Сама Стюарт говорит, что все было так серьезно, что если бы она жила в Салеме в прошлые века, ее давно бы уже сожгли на костре.
4. Суд над тремя ведьмами Бидефорда
В 1682 года три женщины из Бидефорда в графстве Девон (Англия) вошли в истории очень неприятным способом. Они стали последними британскими ведьмами, которые были казнены за колдовство.
Из-за сильного давления Темперанс Ллойд призналась, что у нее были контакты с неким «чернокожим», что приняли как признание о контактах с Дьяволом, однако на суде все трое уверяли в своей невиновности. Это им не помогло, и всех троих повесили на городом. Сейчас на месте их казни находится мемориальная табличка, поставленная современными британскими ведьмами.
3. Ведьмы Валкамоники
Валкамоника это отдаленная гористая область в Ломбардии, Италия. В 15 века это были земли Венецианской республики, но христианство тут почти не имело силы, зато было множество язычников.
В 1455 году этот район посетил некий иностранный инквизитор и был так напуган увиденным, что тут же сообщил местным властям о том, что жители региона отвергают христианские таинства, проводят жертвоприношения, в том числе убивают детей, а еще обожают Дьявола.
Трудно сказать, было ли в этом зерно истины и правда ли жители Валкамоники совершали в те годы жертвоприношения с убийствами детей. Однако тот же инквизитор возвращался в эти земли на протяжении последующих 15 лет. После каждого его визита проходил суд над указанными им ведьмами и колдунами, всего в Валкамонике было сожжено около 100 человек.
В основном все они подвергались жестоким пыткам перед казнями, во время которых рассказывали самую вычурную информацию об обрядах и дьяволопоклонстве. И все это проходило вне поля зрения властей Венецианской республики.
Когда в Венеции наконец узнали о массовых казнях ведьм инквизиторами, то сильно озадачились, потому что для них жители Валкамоники были просто немного диковатыми селянами. Венеция быстро удалила инквизитора из региона, запретила охоту на ведьм и заявила, что все убитые ведьмы являлись мучениками.
2. Ведьмы Саффолка
В 1645 году местечко Бери-Сент-Эдмундс в Саффолке, Англия, стало эпицентром крупнейшего одиночного суда над ведьмами в истории страны. В этом процессе были обвинены и повешены 18 человек. Суд шел под руководством Мэтью Хопкинса, которого прозвали «Главным убийцей ведьм».
После этого Хопкинс и его соратники пошли гулять по всему графству и лишь в одном 1645 году в этом региона они замучили 124 «ведьмы». Обычно их мишенью становились бедные старухи, иногда мужчины и изредка состоятельные люди.
Одной из самых известных их жертв мужского пола был 80-ний священник Джон Лоус из Брандстана, который был достаточно склочным человеком и нажил много врагов. Его оклеветали, назвали колдуном, после чего люди Хопкинса жестоко пытали его и повесили.
1. Процесс над ведьмами в Северной Моравии
Северная Моравия это историческая область в Чехии и во второй половине 17 века это было не лучшее место для проживания ведьм. В те годы СОТНИ местных женщин были заживо сожжены на кострах как ведьмы и каждый судебный процесс заканчивался казнями более ста человек.
Любопытно, что при такой жестокости и массовости моравская охота на ведьм практически не известна никому, кроме историков. При этом это даже в масштабах Европы было очень крупное историческое событие.
С каждым годом суды затрагивали все больше и больше человек. Люди получали доход за каждую найденную ведьму, а под подозрение попадали члены семьи ведьм, их соседи и знакомые.
Но в конце концов подобные разрастающиеся масштабы стали пугать даже правящий класс. Они видели, что еще немного и ведьмы в крестьянстве закончатся и тогда перекинутся на них.
Богачи начали оказывать давление на властных людей, чтобы те остановили суды над ведьмами и когда это наконец произошло, множество жителей Северной Моравии задались вопросом, почему они так долго мирились с подобным произволом.