охота с гепардами на руси
Охота с гепардами на руси
И почему человеку так свойственно губить всё прекрасное. ради забавы, ради своей выгоды.
Пардусы: охотничьи кошки
Каким образом в древности охотились с гепардами? Как их обучали и содержали? И почему эта царская забава превратила гепардов из охотников в жертв?
Охота с этими хищниками известна в Греции ещё со второго тысячелетия до нашей эры. Чуть позже она появилась в странах Востока и Средиземноморья, а оттуда попала в Европу и на Русь. Но здесь из-за сложности содержания теплолюбивых хищников она просуществовала только до начала 18-го века. А вот на Кавказе и в Казахстане последние охоты с гончими кошками проводились ещё в девятнадцатом столетии. По мнению некоторых учёных такая царская забава за сотни лет существования привела к сокращению численности гепардов в Африке и их вымиранию на территории Азии. Как это могло произойти, и за какие качества этих кошек ценили как охотников?
Гепарды — самые скоростные сухопутные млекопитающие. И они похожи скорее на борзых собак, чем на кошек. Но эта схожесть не удивительна, ведь гепарды охотится не из засады, а преследуют жертву на коротком расстоянии. Они считаются самыми быстрейшими зверями на Земле, потому что могут разогнаться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды. Правда, за способность к быстрому бегу этим кошкам пришлось пожертвовать силой: у них слабые челюсти, хрупкое телосложение и тупые когти. Эти недостатки делают гепардов очень уязвимыми перед другими хищниками, которые порой отбирают у гепарда пойманную им добычу.
Гепарды отличаются спокойным характером, они очень любопытные и дружелюбные. Именно поэтому приручить их достаточно легко. А за их исключительную красоту и мирный нрав гепардов использовали не только в практических целях, но и держали в качестве питомцев во дворцах знатных особ.
В древности охота с пятнистыми хищниками была распространена в странах Средиземноморья, Кавказа и Азии. Но особый размах она обрела в 16−17 веках в Индии. Например, падишах Акбар I Великий ( 1556 — 1605 гг.) был страстным охотником с этими зверями. В гепарднях он содержал одновременно до тысячи хищников, а за всю жизнь падишах имел около девяти тысяч гепардов.
В Греции, Риме и Византии охота с гепардами хоть и не имела такого размаха, как в Индии, но тоже была весьма популярна. Об этом говорит множество фресок и миниатюр, изображающих это развлечение знати. А вот в Риме знатные дамы любили держать пятнистых хищников ещё в качестве домашних кошек — на тех же фресках влиятельные женщины часто изображены в компании гепардов на поводках.
Охота с «борзыми» кошками
Так как гепарды практически не размножаются в неволе, каждую кошку приходилось вылавливать из дикой природы. Ловцы находили самку с маленькими детёнышами и расставляли на них силки. Если котята попадались в ловушки, их доставляли в леопардерии — места, где содержались охотничьи кошки. Там будущие пятнистые охотники в течение нескольких дней подвергались голодовке и пытке бессонницей — им не позволяли спать. Когда котята ослабевали, им давали пищу, но только из рук человека. После того как они переставали бояться и привязывались к человеку, их приучали ходить на поводке в самых людных местах города. Позднее их приучали к другим охотничьим животным: лошадям и собакам. И только после этого молодых гепардов натравливали на дичь — зайцев, антилоп, сайгаков, ланей. Всё обучение занимало около полугода.
Ловчую кошку могли пускать в погоню несколько раз, пока она не устанет. А после охоты всем гепардам доставались внутренности добычи.
Гепарды в Европе и на Руси
В Европе охоты с гепардами проводились с одиннадцатого века. Этих кошек в числе прочих трофеев завезли с собой крестоносцы. Короли и знатные феодалы содержали их в так называемых « леопардериях», а охотились с ними на зайцев, косуль и даже оленей. Эти охоты запечатлены на миниатюрах и гобеленах, а также описаны в некоторых литературных произведениях того времени. Гепарды были тогда на вес золота, и за их содержание брались только исключительно богатые ( и тщеславные) люди.
Но прихотливые хищники недолго развлекали европейских феодалов: и без того нечастые охоты с гепардами окончательно прекратились уже в начале восемнадцатого века. Практичные и прогрессивные люди новой эпохи не хотели тратить уймы денег на ловчих кошек. И это развлечение ушло в прошлое вместе с рыцарскими турнирами как красивая традиция Средних веков.
На Руси гепарды были известны ещё раньше, чем в Европе. На это, видимо, повлияли тесные связи с Византией. Правда, в ранних летописях ( например, в «Слове о полку Игореве») гепарды упоминаются не как друзья человека, а как кровожадные хищники. Первое описание гепардов, как ловчих зверей встречается в «Изборнике Святослава», написанном в одиннадцатом веке.
Привычное название быстроногих пятнистых хищников ни разу не встречается в русских летописях — его заменяет слово « пардус». А дрессировщиков, занимавшихся с этими зверями, называли « пардусниками». Содержание и охота с гепардами на Руси в основном ничем не отличалась от традиций других стран.
Многие учёные сходятся на том, что охота с использованием гепардов поставила этих хищников под угрозу вымирания. Ведь они практически не размножаются в неволе, и поэтому все отловленные для охоты кошки были обречены погибнуть, не дав потомства. Вот так гепарды и стали жертвой человеческой забавы.
Сейчас охоты с гепардами официально не существует, но, возможно, её ещё можно увидеть где-нибудь в арабских странах у какого-нибудь богатого шейха. А вот содержать в доме пятнистую африканскую кошку становится модно в Европе и Америке. Это увлечение продолжает уменьшать численность гепардов. Сохранятся ли они как биологический вид — сейчас это как никогда зависит от человека.
Русы. Гепард и религия
Гепард и религия – история и география отношений.
Владимир Щербаков пишет в книге «Века Трояновы» пишет:
Вернемся к загадке корня “рус”, “рос”…
Мне посчастливилось в свое время найти первоисточник: это хаттская надпись “капрас”. Ее переводят так: “леопард”. Но это не просто леопард. Слово оказалось сложным. Кап-рас. От первой части слова происходит славянское “капище” и этрусское слово “кепен-капен”, что означает “жрец”. Значит, капрас это священный леопард, которому поклонялись. А слово “леопард” писалось так: “рас” и звучало так: “рос”, “рус”. Так и поныне звучит во многих славянских языках название похожего зверя — рыси. По-польски “рыс”, по-болгарски “рис”, по-белорусски “рыся”. М. Фасмер производит “рысь” от слов “рыжий”, “пятнистый”. Но рысь, бесспорно, родственница леопарда-роса.
Но если леопарду поклонялись, если был культ леопарда, то где искать его истоки? Ответ, кажется, ясен, ведь именно в центральной Анатолии найден каменный леопард с надписью “капрас”. Раскопки последних десятилетий позволили археологам найти истоки культа леопарда в древнейшем городе Чатал-Гююке, в центральном районе Малой Азии.
И опять поправим автора: путаница с названиями животных очевидна, более того:
Ранее гепардов из-за их особого телостроения выделяли в самостоятельное подсемейство гепардовых (Acinonychinae), однако молекулярно-генетические исследования выявили их близкое родство с родом пум, из-за чего их стали относить к подсемейству малых кошек (Felinae).
Тело стройное и кажется даже хрупким, но на самом деле они обладают развитой мускулатурой и практически не имеют жировых отложений. У гепарда небольшая голова, высоко расположенные глаза и маленькие закруглённые уши.
Культ языческой кошки стал угасать в Средиземноморье с появлением христианской религии, но полностью он не угас, и, как многие языческие мотивы, влился в христианство. Правда, чаще в виде другого кошачьего – льва. Символ евангелиста Марка, который считается святым покровителем Венеции – крылатый лев. Львы украшают многие иконы и росписи в храмах. Но остались и гепарды. Например, в рукописях палестинских монастырей (по счастью, их страницы попадают иногда в иллюстрации проспектов) нашлись два гепарда во встречном прыжке, образующие заглавный инициал (буквицу) Х.
С появлением христианства на Руси рыс-гепард еще очень долго существовал параллельно с официальной религией. На фресках киевской Софии – сцены охоты с гепардами на тарпанов – диких лошадей. Были и львы:
И опять Щербаков:
Люди, создавшие культ леопарда, это поистине сыны леопарда. Можно, конечно, говорить о тотемных животных, но здесь, в этом тысячелетнем почитании, было нечто иное. Это загадка. И каменный леопард-рос молчал, как молчал он на многочисленных поздних рельефах античного времени, во фракийских находках, на раскопах причерноморских городов.
Сыны леопарда. Как это доказать? Меня привлекли памятники культуры, оставленные всеми теми племенами, в названии которых был этот странный корень, созвучный, как удалось показать, древнему имени леопарда. Конечно, в первую очередь это относилось к этрускам-росенам с их оригинальными росписями, обнаруженными, например, в “Гробнице леопардов”. Именно у этрусков-росенов леопард был в почете, хотя со времени первых обнаруженных в Анатолии изображений прошло пять-шесть тысячелетий. Не заговорит ли этрусский леопард? И он заговорил. Этот таинственный зверь изображен на надгробной стеле VI века до нашей эры, которая ныне хранится в городском музее города Болоньи в Италии. Это надгробье из района Чертозы изображает самку леопарда и ребенка. Зверь кормит ребенка. Сюжет напоминает о Капитолийской волчице. Но разница налицо — здесь, на этрусской стеле ребенок один, а вместо волчицы хищник кошачьей породы. Леопард-рос прижал морду к земле, но он стоит на прямых лапах, ребенок же стоит на одном колене, подогнув другое.
Именно этот леопард из Чертозы, этрусский рос, и рассказал своим аллегорическим языком об истории, предшествовавшей той, которая привела к созданию Рима. Леопард выкормил человеческого детеныша. Когда это произошло? У этрусков осталась легенда. Корни же этой легенды уходят, как уже сказано, в анатолийские древности. Чатал-Гююк — Троя — Таруса — Фракия — Иллирия — Этрурия. Это и есть пояс, в котором расселились племена с именем “рос”, “рус” или с таким корнем в своем имени. Их было много.
История гепардовой охоты
Первые сведения об использовании гепарда на охоте относят к 1580-1345 годам до н.э. Особенно популярна такая охота была в Индии. В Древней Греции также было принято брать с собой на охоту гепарда. Многие правители – индийские, константинопольские, римские – обязательно держали при своем дворе гепардов. На месте скифских захоронений нередко находят останки сотен этих животных. Большие природные способности гепарда к охоте и мирный нрав побудили жителей многих стран использовать его в качестве ловчего зверя.
В древних Фивах найдены изображения двух гепардов, которых держат на поводках. Столетия тому назад с гепардом охотились во многих странах Азии. Особенно грандиозной была охота с гепардами в Индии, где наибольшее распространение она получила в XVI и в начале XVII века. О размерах охоты можно судить по тому факту, что хан Акбар во времена своего правления содержал одновременно до 1000 гепардов — их отлавливали петлями из антилоповых сухожилий, расставляемыми подле деревьев, о которые звери приходили точить свои когти. Также охотились с гепардами в Древнем Вавилоне.
Гепард. Древний Египет, 1700 год до н.э.
Мафдет, бегущая по оружию палача
Легендарный индийский правитель XVI века Акбар был страстным любителем охоты с гепардами: число одновременно живших при его дворе «борзых кошек» доходило до тысячи, а всего через его руки прошло около 9000 зверей. И за все это время лишь один раз пара царских гепардов принесла потомство — хотя все питомцы падишаха Акбара отлично себя чувствовали, прекрасно ладили с людьми и не были стеснены ни в чём. Постоянный отлов вольных гепардов для нужд вельможных охотников много веков был одной из причин сокращения численности зверя.
Жанет Крускамп. Королевский гепард
Первое упоминание об охоте с гепардами в Европе относится к 439 году н.э., когда константинопольскому императору Анастасию были привезены из Индии два охотничьих гепарда, с помощью которых он охотился на ланей. Сохранилось известие, что в 1100 году при подходе к Константинополю ломбардских крестоносцев греки выпустили на них львов и гепардов, содержавшихся во дворце, причем последние на наступающих не нападали. Доподлинно известно, что во Франции гепардов использовали в охотничьих целях еще в 11 веке.
А в Италии эпохи Возрождения среди состоятельных синьоров существовала мода на гепардов. В эпоху Возрождения в этой стране гепарды были настолько распространены в поместьях синьоров, что о них упоминают в большинстве литературных произведений того времени и часто изображают на гобеленах. Несколько таких гобеленов с изображенными на них гепардами хранится в Эрмитаже. Есть много исторических сведений об охоте с гепардами в Италии. Так, Фридрих II, император Римской империи, имел леопардерии в замке Лючера в Апулии. Гепардов доставляли ему из Северной Африки. Людовик XII охотился с гепардами на зайцев и косуль в Амбуазском лесу. Охота с гепардами в Европе требовала больших затрат на приобретение и содержание ловчих зверей и была доступна лишь крупным феодалам. По мере отмирания феодальных государств охота с этими хищниками стала более редкой и примерно в начале XVIII века прекратилась.
Не обошло это увлечение и Древнюю Русь. В те времена, когда Москвы и в помине не было, русские князья уже гоняли с гепардами сайгаков по степному раздолью. На Руси гепарда называли «пардусом», а людей, занимавшихся их дрессировкой «пардусниками». В русских летописях и сказаниях пардус упоминается неоднократно. На полях «Изборника Святослава», написание которого датируют 1073 годом, изображены два гепарда с ошейниками, охотящиеся на зайцев. Этот памятник старины хранится в Историческом музее в Москве.
Марианна Норт. Улица охотничьих гепардов и рысей (каракалов) (Алвар). Бумага, масло. 1878 г.
Охотничьи гепарды бародского махараджи Сайаджирао III. 1890–е
Гепарды – пардусы, упоминаются и в «Слове О Полку Игоревом»: «На реке на Каяле тьма свет покрыла — по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов». «Пардуже» — притяжательное прилагательное от «пардусъ». Н. В. Шарлемань, а вслед за ним и другие комментаторы истолковывают древнерусское «пардусъ» как «гепард», отмечая, что гепарды использовались как ловчие звери на охоте (Шарлемань. С. 119-121). То, что гепарды охотятся обычно выводком — «гнездом», наблюдали специалисты-зоологи (Воробьев К. А. Заметки орнитолога. М., 1973. С. 44). Трудно, однако, судить, что именно отразилось в сравнении половцев с пардужьим гнездом — использование гепардов на охоте или личные наблюдения автора над тем, как охотятся в природных условиях хищники семейства кошачьих — гепарды и барсы. Изображение трёх гепардов, поваливших на землю дикого коня или онарга, встречается во фресках Софии Киевской (см.: Шарлемань Н.В. Сергей Парамонов о «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т.16. С.614). С.К.Шамбинаго, В.Ф.Ржига считали, что пардусы «Слова» — это барсы. В древнерусских апокрифических памятниках половцы (куманы) сравниваются с гепардами и отождествляются с ними: «куманинъ пардусъ есть, угринъ рысь есть…», «куманинъ пардусъ, българинъ быкъ, сръбинъ вълкъ» (см.: Перетц. С.263).
В Средние века охота с гепардами практиковалась в Киевской Руси и Московском княжестве, а на территории современных среднеазиатских и закавказских государств и в Казахстане существовала до XIX века включительно.
Существовало несколько способов охот с ловчими гепардами. В Индии и Китае хищника сажали на специальную двухколесную арбу, имевшую сзади трамплин. В арбу запрягали зебу или быков других местных пород. Этот способ рассчитан на то, что антилопы привыкают к виду крестьянских подвод, и поэтому часто подпускают их на сравнительно близкое расстояние.
Индия, последний охотничий гепард
Стаббс. Гепард и олень с двумя индусами
На Руси их называли пардусами и очень ценили их. Кто они? За, что их ценили
Странно, рожденные после трехмесячной беременности детеныши гепардов не пятнисты. Ведь пятнистость и полосатость — признак более древний, чем однотонная окраска. Поэтому в силу определенных законов атавизма нередко даже у непятнистых и неполосатых зверей (львов, пум, тапиров, кабанов, например) дети нередко пятнисты или полосаты.
Гепард самый быстрый зверь на Земле. Ни лошадь, ни антилопа не обгонят его. И даже не всякий автомобиль: 112 километров в час! Это по официальным данным. А неофициально некоторые охотники с секундомерами в руках измеряли скорость бега гепарда и говорят: 140 километров в час! Впрочем, едва ли так. Нет в такой резвости никакой биологической надобности: ведь все, за кем охотят’ся гепарды, скачут не быстрее 60—70 километров в час.
Для высокой скорости нужны открытые пространства с твердой почвой. Саванны Африки, степи Аравии, южной Туркмении и Индии для гепардов — родная стихия.
Конечно, жизнь таит в себе всякие случайности. Поэтому не всегда охота проходит вот так, по писаному. Случается, гепард пролетает стрелой мимо увернувшейся антилопы, и, пока остановится, между ним и ней уже изрядное расстояние. Он тогда не кидается вдогонку, а с равнодушным видом, скрывающим разочарование, следует куда-нибудь, будто лишь забавы ради припугнул газель. Гепард на марафон не способен — он спринтер: больше чем четыреста метров обычно не галопирует.
Гепарда легко приручить. Если к нему по-человечески относиться, он такой же преданный, как собака. И такой же незаменимый на охоте.