окно овертона примеры в истории

Окно Овертона или эволюция деградации

С точки зрения психологии, сдвиг окна возможностей – это навязанный извне способ, который успешно устраняет когнитивный диссонанс – состояния психического дискомфорта из-за несоответствия между двумя установками сознания или между двумя конфликтующими представлениями. В данном случае когнитивный диссонанс возникает по причине разрушения культурных обычаев общества, на которых были сформированы представления индивида. Устранение внутреннего дискомфорта и происходит через постепенное оправдание и дозволение ранее запретного, введение его в культурный обычай.
Стоит вспомнить и о том, что христианские подвижники и Святые имеют многовековой опыт так называемой мысленной брани – бдительного отслеживания проникновения греха в сознание и действия человека. Мысленная брань направлена против греховных помыслов и питаемых ими страстей. Греховные помыслы считаются приходящими извне – всеваемыми в естество человека бесами.
Вот, что пишет Святитель Феофан Затворник
«Что иногда мысль пролетит сквозь голову недобрая. это вражья стрела. Пускает ее враг, когда внимание желает отвлечь от молитвы и занять чем-либо небожеским. Если внимание остановится над этой мыслью, тогда враг подлетит и начнет строить в голове разные истории, чтобы осквернить душу и разжечь какие-либо нехорошие чувства страстные. Тут один закон. Поскорее воротить внимание от недоброго к доброму и на нем оставить.
Главное тут помыслы: за помыслами тянутся сочувствия, за сими пожелания; за этими склонения на дело, согласия, решения. Сими последними совершается внутренний грех. Из сих внутренних движений не все грешны. Грешность начинается, где видно произволение. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбуждившихся не по воле его не удерживает».

ОТ НЕМЫСЛИМОГО ДО НОРМЫ

1 шаг. От немыслимого до радикального.

Происходит снятие информационных запретов. За основу и в оправдание берутся научные исследования по неприемлемой пока в общественном мнении, но не закрытой для научного изучения теме. Например, антропологические исследования людоедства и медицинские исследовании по имплантации и вживлению микрочипов. Авторитетные публичные высказывания учёных позволяют открыто начинать околонаучные дискуссии. Тема вводится в оборот. Вопрос нравственности или безнравственности для научной проблемы не существует.

2 шаг. От радикального до приемлемого.

Когда проблема переведена в область познания, отворачиваться от неё с презрением уже нельзя, чтобы не прослыть отсталым ханжой. Немыслимому, отвратительному явлению придумывают новые названия, которые вуалируют суть проблемы. Людоедство, теперь названное каннибализмом, превращается в антропофагию, затем в антропофилию.
Технологии тотального электронного контроля ставятся в один в ряд с технологиями нейрокомпьютерного интерфейса и нейропротезирования, например имплантации систем искусственного зрения или слуха.
Затем находят исторические прецеденты, подтверждения и ситуационные и медицинские оправдания.

3 шаг. От приемлемого до разумного

На этом этапе окно Овертона продолжает сдвигать муссируемую уже тему из эмоциональной области в рациональную. Начинается некая информационная битва за неё. Причём выбираются и резко разводятся радикальные сторонники и радикальные противники, как малосимпатичные крайности и пугала для нормальных людей. Причём просто не безразличных к проблеме также записывают в радикальные ненавистники. Политтехнологи, сдвигающие окно возможностей людоедства на этом этапе доказывают закономерность и историческую необходимость каннибализма. Работающие же по теме технотронного контроля доказывают неизбежность нейропротезирования и его прогрессивное значение для будущей трансгуманистической цивилизации.

4 шаг. От разумного до популярного.

За тему берутся популяризаторы, масс-культура, люди искусства. Тема становится предметом ток-шоу. Её обсуждают в различных аспектах, от медицинских до духовных. Разогревают, привлекая к ней массовое внимание. Голливуд снимает фильмы. Тема становится модной. Рассуждать о ней теперь – хороший тон и признак эрудированности, свободомыслия и независимости.
Активно обсуждается психология и интеллектуальный уровень каннибалов, способы поедания людей, взаимоотношения людоеда и жертвы и так далее.
Если речь идёт о микрочипизации и технотронном контроле, то проблема сводится исключительно к физиологическим последствиям – биологической совместимости, использованию гормонов, а также к совершенствованию технологий. Осмысляются достижения и перспективы науки, её возможности в усилении умственных и физических способности человека, преобразовании психической сферы. Психологические и социальные последствия – полное нарушение прав и свобод человека, неразличение добра и зла и потеря возможности какого-либо самостоятельного выбора, вытесняются в тень и замалчиваются.

5 шаг. От популярного до нормы

Этот шаг знаменуется переходом проблемы в законодательную область и в сферу политики. Сторонники создают массовые организации, проводят соц. опросы, подтверждающие высокий процент поддержки. Политики пиарятся на этой теме. Противников тут же записывают в ксенофобы или технофобы, и уже их взгляды причисляют к одиозным, нежелательным в обществе толерантности и свободы. Чтобы усугубить одиозность, противников обвиняют и религиозном фанатизме, в попытках ущемления прав, и в дискриминации инакомыслящих.
Вот так поэтапно, сдвигая Окно Овертона, можно окультурить любую мерзость. От людоедства до соития в музее, от педофилии и инцеста до клонирования человека.
Однако общество может пойти дальше и совершить шестой шаг.
От нормы до преследования всех с ней не согласных. Как пример можно рассмотреть голубой бойкот олимпиады в Сочи с требованиями гомосексуального лобби, крайне влиятельного на Западе, приостановить или даже отменить в России закон о запрете пропаганды гомосексуализма.
Вопиющим примером попытки применения технологии Окна Овертона стал опрос телеканала «Дождь» по поводу блокады Ленинграда, который привел к скандалу в российском обществе. Телеканал провел этот опрос накануне празднования 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В нем телезрителей спрашивали, не лучше ли было сдать город немцам, сохранив тем самым сотни тысяч жизней.
По этой же технологии на Украине разжигались русофобские настроения, происходила легализация и героизация бандеровской националистической идеологии.

Становится понятно, технология Окна Овертона это – типичная манипуляционная технология целенаправленного психологического воздействия на сознание человека или группы людей. Она основана на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации, и внешнем принуждении объекта манипуляции к совершению какого – либо действия или к выбору какой-либо позиции таким образом, что у него создается видимость самостоятельного выбора.
Почему же и манипуляционные технологии и принятие греховных мыслей и желаний так неотвратимо, так разрушительно воздействуют на общество и человека. Ответ, по-моему, прост. В человеческой природе посеяны семена всех грехов и пороков, но они чаще всего находятся в латентном состоянии. При благоприятных условиях семена прорастают. И бес, и человек, манипулирующие чужим сознанием, научились эти условия создавать.
Можно ли защититься от всепроникающих манипуляционных технологий уничтожения человеческого общества?
Каждый должен ответить на этот вопрос сам, и попытаться самостоятельно и ставить, и сдвигать рамки дозволенного внутри себя, а не вовне, руководствуясь при этом высшими смыслами.

Источник

Пора отменить«Окно Овертона»:
Как политическая концепция превратилась
в ширму для конспирологии

окно овертона примеры в истории. Смотреть фото окно овертона примеры в истории. Смотреть картинку окно овертона примеры в истории. Картинка про окно овертона примеры в истории. Фото окно овертона примеры в истории

История и проблемы самого популярного объяснения всего на свете

окно овертона примеры в истории. Смотреть фото окно овертона примеры в истории. Смотреть картинку окно овертона примеры в истории. Картинка про окно овертона примеры в истории. Фото окно овертона примеры в истории

Даже самые странные конспирологические теории могут стать популярными, если подвести под них псевдонаучную базу. Когда аргументов вроде заговора масонов или нашествия рептилоидов с другой планеты уже недостаточно, в ход идёт сомнительная трактовка разных политических и социальных концепций, одна из которых — это так называемое «окно Овертона». В России с его помощью часто объясняют распространение либеральных идей, например, о том, что гомосексуальность нормальна: гомофобно настроенные люди предполагают, что существует некое «гей-лобби», которое хочет превратить всех людей планеты в гомосексуалов.

Впрочем, «окном Овертона» объясняют чуть ли не любое событие в либеральных странах, когда оно не укладывается в консервативные нормы морали. Разбираемся, как социологической и политической концепцией прикрывают теории заговора.

окно овертона примеры в истории. Смотреть фото окно овертона примеры в истории. Смотреть картинку окно овертона примеры в истории. Картинка про окно овертона примеры в истории. Фото окно овертона примеры в истории

Появление «окна Овертона» (с ударением на первую «о») связывают с именем американского политического деятеля Джозефа Овертона. В упрощённой форме идея выглядит так: разные позиции, которые касаются одной и той же проблемной темы, можно разложить на спектр, где крайними точками будут ультраправые и ультралевые взгляды. Между ними можно выделить отрезок с наиболее приемлемыми для общества мнениями в конкретный момент, но этот отрезок с течением времени может перемещаться по горизонтали в силу разных причин. Те мнения, что попадают в «допустимую» часть спектра, политики могут поддерживать без опасений для карьеры, так как общество реагирует на них нормально. Высказываться в защиту других, неодобряемых позиций, может быть опасно из-за непредсказуемой реакции. «Окно Овертона» в этом случае и пытается описать эти рамки дозволенного.

Джозеф Овертон предложил концепцию допустимости разных политических мнений в середине девяностых годов, когда работал в консервативном Макинском центре публичной политики в Мичигане. Овертон погиб в автокатастрофе в 2003 году, и тогда за работу над этой идеей взялся его коллега по центру Джозеф Леман, а после него — американский политический консультант и спичрайтер Джорджа Буша-младшего Джошуа Тревиньо. В 2006 году он предложил конкретную шкалу измерения допустимости разных идей, где нижняя грань — это «действующая норма», а верхняя — «немыслимо». В 2010 году вышла книга американского журналиста Гленна Бека «Окно Овертона» — политический триллер с теорией заговора в качестве двигателя сюжета. Предполагается, что именно тогда маргинальная политическая концепция вышла в мейнстрим и стала механизмом объяснения для любых общественных процессов.

Концепцией Овертона начинают прикрывать конспирологические теории, по сути, продавливать консервативные идеи
о недопустимости роста гражданских свобод

Новый виток популярности «окна Овертона» принесло избрание Дональда Трампа американским президентом. Республиканец с ярко выраженными правыми взглядами сменил на этом посту демократа Барака Обаму, предлагая в качестве политической программы популистские консервативные идеи. Политическая дискуссия в Белом доме резко устремилась в правую сторону за счёт радикальных предложений возвести стену на границе с Мексикой или запретить мусульманам из некоторых стран посещать США. Это смена дискурса, как считают некоторые политологи, может быть хорошей иллюстрацией «главного принципа окна Овертона»: для того, чтобы перенаправить мнение большинства, незначительных или поступательных мер недостаточно. Чтобы резко изменить отношение к непростым темам, необходимо практиковать радикальные подходы. По этой же логике «окном Овертона» оценивают не только американскую политику: правый разворот Великобритании и выход страны из Европейского союза, как считают, тоже вполне вписываются в концепцию «окна дискурса». В этом году «„окном Овертона“ в действии» называли ограничения, связанные с пандемией.

«Окном Овертона» описывали не только смену политического дискурса, но и рост популярности разных социальных движений. В 2011 году американский христианский активист Джо Картер этой концепцией объяснял дегуманизацию общества, что, по его мнению, проявлялось в праве на аборт, росте толерантности к ЛГБТ-людям, легализации гомосексуальных браков и увеличении числа атеистов. Картер рассматривает «окно Овертона» как технологию, с помощью которой можно направить общество на разрушение культуры поэтапно, превращая каждую идею из недопустимой в популярную. И хотя прямых указаний на то, кто бы мог этим заниматься, у него в тексте нет, концепцией Овертона начинают прикрывать конспирологические теории, а по сути, продавливать консервативные идеи о недопустимости роста гражданских свобод.

окно овертона примеры в истории. Смотреть фото окно овертона примеры в истории. Смотреть картинку окно овертона примеры в истории. Картинка про окно овертона примеры в истории. Фото окно овертона примеры в истории

Идея Картера прижилась в российском обществе. В 2014 году блогер @zuhel в Живом Журнале написал большой пост об этой концепции, и по смыслу он очень близок к убеждениям христианского активиста: с помощью «окна Овертона» некие силы «расчеловечивают» общество. В качестве аргумента он приводит теоретический процесс по легализации каннибализма, и ничем другим, кроме как конспирологией, этот текст не назвать. Ту же риторику поддерживают российские консервативные силы: на сайте Pravoslavie.ru этой концепцией описывают, как жителей западных стран якобы заставляют свыкнуться с мыслью о нормальности гомосексуальности.

Об «окне Овертона» говорят не только на тематических сайтах, но и на федеральных каналах. Например, Никита Михалков в своей авторской программе «Бесогон» пересказывал всё те же мысли о легализации каннибализма. Этот эпизод передачи вышел в 2014 году, но и сегодня отношение к политической концепции изменилось не сильно: «разоблачающие окно Овертона» видео в ютьюбе собирают миллионы просмотров и десятки тысяч лайков.

Сегодня эта концепция считается маргинальной
и ненаучной по нескольким причинам

Эту идею используют даже российские политики. Например, с её помощью в 2015 году экс-председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов объяснял, почему декриминализация проституции немыслима. «У нас существует определенный конфликт интересов, мнений и представлений. Поэтому поднимать этот вопрос неправильно. Это будет неоднозначно восприниматься большим количеством наших граждан. Но учитывая, что организация представлена в России, и она уже публично об этом заявила, я не исключаю, что запущена так называемая технология „окно Овертона“, когда от радикального происходит переход в начале в допустимое, а после вообще регулируется на законодательном уровне», — сказал депутат от ЛДПР. Об «окне Овертона» говорили, например, на парламентских слушаниях «О предупреждении преступлений в сфере семейно-бытовых отношений», которые в октябре прошлого года организовал комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Там с помощью этой идеи указывали на недопустимость гей-пропаганды.

Сегодня эта концепция считается маргинальной и ненаучной по нескольким причинам. Учёные отмечают, что «окно Овертона» в его популярном варианте упрощает понятие фрейма в социальных науках, а оно, в свою очередь, описывает модель поведения, а не технологии по изменению этой модели. О превратности толкований концепции говорил даже её непосредственный создатель Джозеф Леман. «Она просто объясняет, как идеи входят и выходят из моды, — цитирует его The New York Times. — Так же, как гравитация объясняет, почему что-то падает на землю. Я могу кинуть в вас наковальню и объяснить это законом всемирного притяжения, но это не будет правильно. Но я также могу кинуть вам спасательный круг, и это было бы гораздо лучше».

В России против «окна Овертона» как главной силы разрушительных общественных перемен высказывалась политолог Екатерина Шульман. Шульман считает, что эта концепция близка к идее «симпатической магии», и что обсуждение проблемных вопросов — ещё не способ заставить человека принять неблизкое ему мнение. «Невозможно навязать обществу новую норму, если оно к этому не готово, — рассказывала она в прямом эфире на радио «Эхо Москвы». — На самом деле происходит обратное. В обществе начинает меняться социальная норма, и поэтому возникает обсуждение. Дальше да, те, кто это обсуждение проводит, особенно, если это люди, пользующееся авторитетом и высоко стоящие в социальной иерархии, они несут определенную ответственность, потому что к их словам прислушиваются. Но нельзя начать обсуждать приемлемость каннибализма. Вот попробуйте сейчас. В этой дискуссии просто никто не начнёт участвовать. Поэтому никакого расширения границ приемлемости таким образом не возникает. Вообще под окном Овертона, как его употребляют, по-моему, подразумевают ящик Пандоры. Ещё из-за слова «окно». Вот откроешь окно, в него влезет какой-нибудь чужой и хищник, как из ящика Пандоры тоже повыскакивали всякие несчастья. Ничего этого не существует. Обсуждайте то, что вам кажется важным».

Источник

Окно Овертона: что это простыми словами, примеры из жизни

окно овертона примеры в истории. Смотреть фото окно овертона примеры в истории. Смотреть картинку окно овертона примеры в истории. Картинка про окно овертона примеры в истории. Фото окно овертона примеры в истории

Термин «окно Овертона» стал весьма популярным в последние годы. При этом далеко не все правильно понимают его смысл. Кто-то верит, что это особый политтехнологический инструмент, с помощью которого политики навязывают обществу выгодную им повестку. А кто-то и вовсе считает, что «мировое правительство» сеет хаос и устраивает революции в развивающихся странах, «сдвигая» окно Овертона в нужном направлении. Давайте разберёмся, что же представляет собой данная концепция на самом деле и есть ли здесь место конспирологии.

Что такое окно Овертона?

Окно Овертона – это концепция, согласно которой в обществе всегда существуют некие рамки дискурса, которых должен придерживаться любой публичный деятель, чтобы не столкнуться с осуждением. Эти рамки могут сдвигаться, расширяться или сужаться со временем. И вследствие этого становится приемлемым то, что раньше казалось немыслимым, и наоборот.

Данную концепцию предложил американский юрист Джозеф Овертон, про которого иногда ошибочно говорят, что он был электроинженером. На самом деле, у него было два высших образования: степень бакалавра в области электротехники и степень доктора наук по юриспруденции. Свою карьеру он строил именно как юрист, а концепцию окна дискурса предложил, когда работал в Маккинакском центре публичной политики.

Большинство людей неправильно произносит фамилию Овертона, делая ударение на третий слог. Иногда говорят, что такой вариант произношения тоже допустим, хоть и неточен. Но единственным правильным является вариант с ударением на первом слоге.

Сам автор назвал предложенную концепцию «окном дискурса». По сути, это была модель, позволявшая оценивать допустимость тех или иных высказываний и предсказывать, как на них отреагирует общество. Концепция была опубликована коллегами автора через 3 года после его гибели (он разбился, пилотируя одноместный самолёт) и названа в его честь.

Шкала Овертона

Оригинальная концепция окна дискурса, предложенная Овертоном, подразумевает, что есть некая действующая норма, ограниченная сверху (больше свободы) и снизу (меньше свободы). То есть, существует некое общепринятое отношение к определённой теме. И любой публичный деятель должен высказывать идеи, максимально приближенные к этой «золотой середине». Чем дальше он отклоняется, тем больше рискует своей репутацией, независимо от того, хочет ли он «закрутить гайки» или, наоборот, дать людям больше свободы.

Развивая данную концепцию, американский политический обозреватель Джошуа Тревиньо выделил 6 уровней допустимости идей и высказываний:

Эта градация впоследствии послужила почвой для конспирологических теорий о том, как с помощью окна Овертона «мировое правительство» и прочие таинственные организации управляют миром. Но об этом поговорим чуть позже, для начала же разберёмся, как в действительности работает данная концепция, на нескольких примерах.

Примеры того, как действует окно Овертона

Окно дискурса есть в любой теме, и оно неизбежно сдвигается с течением времени. Можно привести в пример множество явлений, которые считались приемлемыми раньше, но недопустимы сегодня, либо наоборот. Рассмотрим три примера, которые являются актуальными и достаточно очевидными, чтобы можно было отчётливо понять, что такое окно Овертона.

1. Однополые отношения и браки

Самым очевидным примером того, как может сдвигаться окно дискурса, является отношение к гомосексуализму, причём как в западной культуре, так и в постсоветских странах. На Западе ещё в середине XX века однополые отношения считались неприемлемыми, а во многих странах это и вовсе было тяжёлым уголовно наказуемым преступлением.

В Великобритании в 1952 году был осуждён за мужеложество и подвергнут унизительной процедуре химической кастрации известный учёный Алан Тьюринг. Его не спасли ни военные заслуги, ни тот факт, что он был действующим консультантом GCHQ (спецслужба, занимающаяся защитой и перехватом информации). Тем, кому кажется, что это было очень давно, стоит напомнить, что произошло это при ныне царствующей королеве Елизавете II.

Через несколько десятилетий окно Овертона сильно сдвинулось. Люди стали толерантно относиться к однополым отношениям, а на тех, кто высказывался против них, смотрели осуждающе (то есть, появилось ограничение снизу). Однако и разговоры о том, чтобы разрешить таким парам официально оформлять брак, какое-то время казались немыслимыми (ограничение сверху). Позже окно сдвинулось сильнее, и актуальными стали разговоры о том, можно ли венчать однополые пары.

В России и других постсоветских странах в начале 1990-х внезапно стали «модными» скандалы, связанные с нетрадиционной ориентацией звёзд. Кто-то открыто признавался в этом и вносил соответствующие штрихи в свой сценический образ, а кто-то намеренно создавал интригу, заставляя фанатов гадать. Но те времена прошли, и сегодня окно Овертона в российском обществе сдвинулось в сторону осуждения подобного поведения и сценических образов.

2. Коронавирусные ограничения

Раньше никто и представить не мог, что во всех странах мира будут возможны подобные меры. Если абстрагироваться от того, какую опасность таит COVID-19, происходящее действительно выглядит как подавление человеческих прав и свобод. Однако из-за сложившейся ситуации и общественного дискурса это не просто возможно, но и поддерживается большинством людей, которые беспокоятся не столько за себя, сколько за своих близких.

По словам британского политолога Джорджа Дибба «новый коронавирус разбил окно Овертона». Он утверждает, что правительства получили возможность продвигать совершенно немыслимые ограничения, прикрываясь стремлением защитить население. При этом люди спокойно воспринимают и принимают это. Дибб считает, что даже после завершения коронавирусного кризиса жёсткая политика будет сохраняться ещё долгое время.

3. «Брекзит»

Британское издание The Daily Telegraph проследило, как сдвигалось окно Овертона в вопросе выхода Великобритании из Евросоюза. Буквально пару десятилетий назад подобные идеи выдвигались лишь маргинальными политиками, не имевшими значительной поддержки общества.

В частности, к выходу призывала консервативная партия UKIP, которая раньше не пользовалась народной любовью, но в последние годы становилась всё более популярной. Издание отмечает, что во многом окно Овертона сдвинулось благодаря стараниям данной партии, упорно продвигавшей свою повестку, несмотря на осуждение.

Конспирологическая интерпретация

Так уж сложилось, что концепция окна дискурса долгое время не пользовалась популярностью, о ней практически никто не знал. Но в декабре 2010 года вышла книга Гленна Бэка «Окно Овертона». Это был фантастический триллер, построенный на идее о том, что можно менять общественное мнение как угодно, искусственно сдвигая окно дискурса.

Сам Глен Бэк подчёркивал, что книга является художественным произведением. А Маккинакский центр (учреждение, в котором работал Джозеф Овертон) даже выпустил официальное заявление о том, что концепция не имеет ничего общего с идеями, описанными в книге. Несмотря на это, данная интерпретация впоследствии стала наиболее популярной, и сегодня в неё верят миллионы людей по всему миру.

Согласно конспирологической версии, окно Овертона – это особая технология, позволяющая «легализовать» в общественном сознании что угодно. Для этого якобы используется 5 (или 6) этапов, позволяющих перевести нужную идею из разряда «Немыслимо» в разряд «Общепринятая норма».

Интересно, что когда на Западе уже вовсю обсуждались данная конспирологическая теория, в России об окне Овертона по-прежнему ничего не знали. И только в 2014 году с подачи какого-то блогера в русскоязычном сегменте интернета начали массово плодиться статьи о том, как можно привить обществу любую идею за 6 шагов.

Все они были списаны с оригинальной статьи, в которой автор в качестве примера приводит каннибализм. Он утверждает, что даже людоедство можно легализовать, если предварительно объяснить обществу, что это хорошо, и сдвинуть окно Овертона в нужную сторону. И сегодня можно встретить немало свежих постов в соцсетях и роликов на YouTube, красочно расписывающих, как некое мировое правительство превращает людей в каннибалов «за 6 этапов».

Заключение

Окно Овертона – это научная концепция, используемая в политологии, социологии, культурологии и других дисциплинах. Её смысл сводится к пониманию того, какие высказывания и идеи являются допустимыми в рамках текущего общественного дискурса. Иными словами, это диапазон допустимых идей, которые политик (или иная публичная личность) может высказывать без риска потерять значительную часть своих сторонников.

К сожалению, это тот случай, когда конспирологическая интерпретация оказалась значительно более популярной, чем оригинальная теория. Но даже если допустить, что «технология манипулирования общественным сознанием за 6 шагов» действительно существует, к оригинальной концепции окна дискурса она не имеет никакого отношения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *