окунись в историю своей страны

9 самых молодых королей в истории

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страныКаждый ребёнок мечтал стать королем или королевой всего мира. Кто бы не хотел, чтобы неограниченная власть отменила время сна и потребовала конфеты на ужин? Разумеется, в реальной жизни быть правителем не так уж просто. Мировая история наполнена сказаниями о несовершеннолетних королях, королевах, императорах и царях. В свои молодые годи они узнали, что руководить целой нацией в лучшем случае крайне тяжело, а в худшем – смертельно опасно. Сегодня ИНФОДОК предлагает вам окунуться в историческое путешествие, относящее нас к эпохам правления самых юных монархов. Продолжайте читать дальше, чтобы услышать захватывающие рассказы о самых молодых правителях со всего света.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Шапур II стал самым долгоправящим монархом в истории развития Сасанидской династии. Он был королём еще до начала своего появления на свет. Шапур II, унаследовавший права на империю Персии, стал монархом сразу после его рождения в 309 году нашей эры. Легенда гласит, что он был коронован ещё в утробе. Придворные и члены духовенства, очевидно, поместили корону прямо на живот его матери, когда она была беременна. Несмотря на свой статус, самостоятельно управлять империей Шапур II начал лишь в возрасте 16 лет.

Альфонсо XIII – король Испании

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Иоанн Посмертный, наречённый так отнюдь неспроста, был королем в течение пяти дней. Он умер всего через несколько дней после своего рождения. Тем не менее, он официально числится в кругу королей Франции. Молодой Иоанн стал царём сразу же после своего появления на свет в 1316 году. Его отец умер всего несколькими месяцами ранее, оставив законное наследие ожидаемому сыну. Причины короткого правления наследника, однако, всё ещё остаются за гранью истины. Некоторые люди предполагают, что причастность к этому имел дядя Иоанна. Дядя Филип V был обвинен в том, что тот стал причиной смерти короля, которого он сменил на престоле. Молодой правитель, как говорят историки, мог быть отравлен.

Мария Стюарт – королева Шотландии

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Иван VI – царь Российской империи

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Молодому Ивану исполнилось всего 2 месяца, когда он вступил на престол. Иван VI был назван русским царём в октябре 1740 года, спустя пару месяцев после его рождения в августе. Всё это, однако, было только на словах. Его мать приняла на себя титул регента. Но вскоре после этого Елизавета, кузина законного правителя, организовала переворот против него, его матери и их союзников. В 1741 году она создала группу, которая выступила против текущей внешней политики, и свергла правящую клику. В течение следующих 20 лет Ивана содержали в различных тюрьмах, необратимо сдерживающих его умственное развитие. Во время попытки бегства он был убит тюремщиками.

Генрих VI – король Англии

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Король, известный как Лев Свазиленда, был совершенным правителем, который с лёгкостью мог одевать не только племенную одежду, но и западные плащи и костюмы. Собуза II правил дольше, чем любой монарх в истории человечества. Он принял наследие лидера в тот момент времени, когда ему исполнился всего один год. Его руководство продолжалось вплоть до конца его жизни, который наступил в возрасте 83 лет. Общий срок правления Собузы II составил 82 года. Во время своего пребывания на троне он боролся за независимость своей страны от англичан. Он сделал колоссальный вклад, который позволил Свазиленду экономически процветать. Его называли Великой Горой, Быком, Сыном Слона и Львом. Как позволяют говорить некоторые оценки, Собуза имел по меньшей мере 70 жен и 100 детей.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Мальчик, начавший свою жизнь как 2-летний правитель Китая, умер по итогу обычным садовником. Пу И был назван китайским императором в 1908 году, когда ему было всего 2 года. Однако через несколько лет революция свергла правящую систему и создала Китайскую Республику. У молодого мальчика больше не было своей империи. Ему, тем не менее, было позволено продолжить свой роскошный образ жизни. Каждый раз, когда он шёл на прогулку, его преследовала группа слуг с лекарствами, напитками и пирожными. Странная жизнь подростка закончилась изгнанием и бегством в Японию. Он был узаконен как марионеточный император контролируемого Японией государства в Китае, а затем захвачен Советским правительством в конце Второй мировой войны. Пу И держали в Сибири пять лет, пока его не вернули в Китай для помещения в тюрьму. В конечном счёте он был помилован десять лет спустя. Некогда бывший императором человек работал садовником в Пекине, пока не умер от рака в 1967 году.

Иван Грозный – князь всея Руси

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Русский царь, получивший громкое прозвище за свой деспотичный характер, вступил на трон, когда ему было всего 3 года. Сразу после смерти отца в 1533 году молодой Иван был назван великим московским князем и законным наследником престола. Во время своего 37-летнего правления он сделал множество вещей, поспособствовавших формированию его ужасающего прозвища. Иван участвовал в длительных и в основном безуспешных войнах, пытался навязывать военную дисциплину. Он установил самое настоящее царство террора и ужаса. Сам князь внезапно умер в 1584 году – историки предполагают, что гибели князя могли предшествовать сердечный приступ или отравление.

Знакомство со всеми этими историями заставляет нас серьёзно задуматься. Действительно ли стоит желать быть юным королём. О своих впечатлениях и замечаниях вы всегда можете рассказать в комментариях под записью. Доводилось ли вам мечтать о короне во времена беззаботного детства?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Русская История: авторская концепция против официальной мифологии

Узникам совести, всем политзаключенным России и Беларуси посвящаю.

ТРИ ПОДХОДА, прежде чем окунуться в историю

Эта книга отличается от традиционных работ об истории. Поэтому, прежде чем обратиться к хронике и анализу событий нашего прошлого, я хочу сделать три предваряющих подхода – три пояснения.

ПЕРВЫЙ ПОДХОД. ЧТО ТАКОЕ РОССИЕВЕДЕНИЕ

Меня не редко обвиняют в выдумывании какого-то нелепого «Россиеведения», с которым я бегаю по разным СМИ… Был бы рад заявить об авторстве, но, к сожалению, я тут ни при чем…

Про «Россие-ведение» у нас и «-ведение» за рубежом. Термин Россиеведение ввел в оборот в конце 19 века наш великий ученый, химик и исследователь России — Дмитрий Иванович Менделеев.

Менделеев изучал и анализировал итоги первой всероссийской переписи населения 1897 года. Он предсказал, что к 2000-му году в России будет жить 598 миллионов человек (никто тогда не предвидел и не предсказывал большевицкий переворот и распад государства). Ученый предложил новый тип проекции на географических картах, по которому Россия находится в центре земного шара, было у него и много других идей… (Если вы видели китайские карты нашей планеты, на них в центре – КНР)

В те же годы в старших классах русских гимназий, наряду с историей, преподавалось «Отечествоведение». С приходом к власти большевиков, этот предмет, как и ряд других, был из преподавания исключен. Историю вернули в советские школы в 1934 году… Позднее, в вузах стали изучать «Историю КПСС»…

Сегодня в десятках стран мира, в гимназиях и университетах, изучают дисциплины, аналогичные Россиеведению – в США – Американоведение (Америкен стадис), в Австралии – Австралиеведение, в Индии – Индиеведение, в Арабских странах – Арабоведение, в Евросоюзе – Европоведение и т.д.

Дискуссия, после распада СССР. После распада т.н. Союза ССР и запрета на деятельность КПСС, возникла негромкая дискуссия – а что теперь преподавать? Ведь предмет, дающий представление о собственной стране, формирующий гражданское мировоззрение и патриотизм, необходим, он существует во всех странах. В результате обсуждения школы обязали изучать …основы православной культуры, потом – основы мировых религий, потом – основы традиционных на территории страны религий и т.д…

Предложение вернуться к преподаванию Россиеведения власти не приняли. Правда, по просьбе Управления образования Калининградской области я, с группой коллег, подготовил и издал учебник по Отечествоведению, по которому, в качестве эксперимента, в 2003 – 2005 годах занимались ученики 42 школ нашей самой западной области. К эксперименту с интересом отнеслись и администрация области, и учителя, и родители детей, и даже сами дети. Ну, а затем в Калининграде поменялся губернатор и преподавание «Отечестввоведения» было прекращено… С 1997 года в разных вузах Москвы я преподаю «Россиеведение» как авторский курс.

Так что же такое Россиеведение? Думаете, это просто история России? Близко, но не точно… Если собрать вместе все гуманитарные науки, изучающие Россию – статистику, социологию, демографию, литературоведение, фольклористику… языкознание, историю, если добавить немного географии, и все это определенным образом сложить — мы сделаем первый важный шаг к построению Россиеведения.

Второй шаг, ответим на вопрос – как сложить? Соединение не может быть случайным и произвольным… Рассуждаем по аналогии. Три соседа по дачным участкам привезли материалы для строительства дома. У одного шифер, кирпич, брус, цемент так и лежит и дома нет. Второй решил собирать все без плана-проекта и … крыша обвалилась. Третий делал все строго в соответствии с архитектурным проектом, и … переехал в новый дом.

Россиеведение – это соединение сведений и материалов из наук о России, собранных и соединенных в соответствии с логикой формирования и развития самой России и Русской идеи. Русская идея – это фундамент и каркас Россиеведения, а еще – это новая научная методология, новый метод изучения страны.

Третья особенность, третий шаг. Главная составляющая Россиеведения — история страны. Но Россиеведение – это более высокий этаж и уровень обобщения, чем история, это не собрание дат и фактов, а выявление главных тенденций и закономерностей в нашем прошлом, определение их причин, анализ и рефлексия по поводу конкретных значимых событий и процессов. Россиеведение как теория — это более высокий уровень анализа и обобщения, чем история, но более конкретный уровень, чем философия истории.

Исследовательская работа во всех названных направлениях и уровнях, шаг за шагом, ведет к построению научной теории, которую мы называем «Россиеведение». Начать ее выстраивать может любой заинтересованный и подготовленный исследователь. Но чем больше будет участников такого строительства, тем весомее окажется результат. И еще, одной фразой и очень важное. Россиеведение – это не только выстраивание и оценивание пройденного пути, но и выстраивание прогнозов, предложение стратегий будущего.

Вас интересует, есть ли Россие-ведение за рубежом? Да, есть. Такое научное направление и здесь, и там называется «Россика». Это же направление является частью близкой Россике дисциплины – славистики. В каталогах крупных российских библиотек вы можете найти рубрику «Россика», но, пока, нет рубрики «Россиеведение». Раздела «Россиеведение» нет и в больших отечественных книжных магазинах. Публикации по этой теме оказываются либо в разделе «история», либо в «политике и политологии»…

Добавлю. Поскольку в нынешней РФ разрыв между независимой и официальной гуманитарной мыслью становится все более глубоким, Россиеведение, фактически, превратилось в диссидентскую, альтернативную, свободную от государственной идеологии, научную концепцию Российской цивилизации…

Подытоживая, можно сказать коротко: Россиеведение – это когда автор пишет так, как если бы мы жили в уже свободной стране, когда «каждый пишет, … как он дышит, не стараясь угодить…».

Источник

История страны: почему её нужно хорошо знать?

Как Вы думаете, в чём наша беда? Думаю, что одна из наших бед в том, что мы отстраняемся от самой значимой науки – истории. Что для нас означает история страны? Мы либо врём, либо привираем, либо… Одним словом, всячески отстраняемся от настоящей истории. В этом-то и наша беда.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

История страны: немного о науке…

А ведь история, это наука точная. Точная в том смысле, что её невозможно подделать, дописать, что ли. Она этого никому не прощает. Она начинает брыкаться, как необъезженный конь, и скидывать седоков. Иногда после недолгого размышления. Недолгого с точки зрения ИСТОРИИ.

История – это зеркало. Наше с вами зеркало. И нельзя идти вперёд, если не оглядываться назад. Подавляющее большинство людей каждое утро глядит на себя в зеркало. Для чего? Как Вы думаете? Мне думается для того, чтобы посмотреть – а не изменился ли я за истекшие сутки и часть оных? А те, кто перестал это делать, как правило, начинает опускаться. Иногда до уровня бомжа. Вот и мы с вами, всей страной перевирая историю почём зря, докатились до уровня… Одним словом, плохо сейчас нам всем. И плохо с той самой поры, когда стали врать. Исторически врать и фальшивить. Аж с того самого 17-го. А может быть и немного раньше…

А ведь история – величайшая наука. Одно прикосновение к ней должно приводить человека в трепет. Нормального человека, конечно… А уж история своей собственной страны – в трепет особый.

Знаете, почему США так быстро и эффектно развиваются? Даже совершая ошибки, подчас грубые – эта страна продолжает наращивать темпы развития. Почему? Мне думается, потому, что страна молодая, история её тоже молодая и она ещё не изовралась… В историческом плане. Она, страна эта каждое утро глядится в зеркало и сопоставляет себя сегодняшнюю с собой вчерашней, для того, чтобы предположить – какой же я буду завтра?

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Любите свою страну и себя в ней!

В школах наших надо прививать пиетет в первую очередь к таким дисциплинам как история, русская словесность (в национальных школах – непременно и национальная словесность) и знание иностранных языков (подчёркиваю – не знание одного иностранного языка, а знание двух-трёх-четырёх иностранных языков). Вот тогда-то мы станем шагать, а не буксовать и оскальзываться с непременным падением в грязную лужу. Ну не может народ, смотрящийся в зеркало, то бишь знающий свою историю, так оступаться…

Пишу это с надеждой, что внесу хоть малую лепту в познание истории нашей с вами страны. И мною самим тоже…

Постигать историю, вглядываться в неё, сопереживать тем, кто бежал с детьми к воротам Новгорода, или Пскова, или Рязани, к уже закрывающимся перед улюлюкающей конницей, свистящей нагайками и саблями, сносящей головы всем без разбора… с единственной мыслью: «Успеть бы, чтобы выжить, чтобы сберечь детей». Сопереживать тем, кто встал под знамёна князя Александра Невского, или князя Дмитрия Донского, или князя Михаила Скопина-Шуйского…

Проникнитесь теми чувствами, что испытывали наши предки, снимая с себя рубахи и одевая воинскую одежду. Эти люди любили свою страну и себя в ней.

Они знали, что Русь нужна им более, нежели они ей…

И в этом их знании не было ничего самоуничижающего… И потому стали такими нужными России людьми… Все и князья, и простые смертные…

Думайте о России, думайте о ней постоянно, каждодневно… Окунайтесь в её историю, стремитесь узнать о ней как можно больше. Сопоставляйте с историей других стран. Моделируйте в своём мозге те или иные исторические ситуации. И ваш духовный мир станет чище и богаче.

Источник

Живописцы, окунитесь в ваши мысли: сеансы психоанализа с Агатой Кристи и Оскаром Кокошкой

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Шведская писательница Агнета Плейель использует в качестве сюжета известную из биографической литературы историю. В 1970 году великий австрийский экспрессионист Оскар Кокошка получил заказ на портрет «королевы детектива» Агаты Кристи, без особого восторга относившейся к этой затее своих родственников. Встреча двух столпов культуры ХХ века вполне потянула на роман, который и представляет как книгу недели критик Лидия Маслова, — специально для «Известий».

Агнета Плейель

Двойной портрет

М.: ИД «Городец», 2021. — Пер. со шведского. — 176 с.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

О том, как насыщенно проводили время за созданием полотна изрядно пожившие (80+) художник и модель, красноречивей всего свидетельствует сам портрет, написанный с добрым юмором в жанре дружеского шаржа. На нем Агата Кристи сильно смахивает на соотечественника Агнеты Плейель, прославившего распространенную шведскую фамилию Карлсон. Остроумия и веселья, которым искрится портрет, к сожалению, немного не хватает в книжке, в основном уводящей диалог между героями в психоаналитическую плоскость. В результате их общение часто обрастает той звериной серьезностью, с которой люди исповедуются дипломированному специалисту о самых болезненных душевных травмах.

В «Двойном портрете» Кокошка и Кристи вынужденно выступают специалистами-мозгоправами друг для друга, не испытывая поначалу особого взаимного расположения и доверия: просто надо же им о чем-то говорить во время сеансов позирования. В книге таких сеансов шесть, обрамленных вступлением-«прелюдией» и заключением, которое называется «Вернисаж и краткий эпилог». Краткость, пожалуй, действительно самое похвальное качество писательницы Агнеты Плейель, вкладывающей в голову Кокошки справедливые соображения об ограниченности речи и языка как инструмента познания человеческой души:

«Выразить в словах правду невозможно. Психоанализ — тоже язык и ходит кругами. Тупики. Объясняется только самое банальное и тривиальное, то, что уже известно. За пределы пробивается одно лишь чувство.

Бессловесное. Живопись. И музыка»

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Если бы не эта пафосная и многозначительная манера автора веско выделять абзацами наиболее важные фразы, как торжественные смысловые аккорды, компактный «Двойной портрет» вообще получился бы ненамного толще рекламного буклета. В каком-то смысле он и действует по маркетинговому принципу, заманивающему потребителя громкими именами: не будь Оскар Кокошка и Агата Кристи знаменитостями и культурными авторитетами, их диалоги автоматически утратили бы в глазах читателя значительную часть увлекательности.

Кроме существенной для ортодоксального психоанализа темы фекалий (связанной у фрейдистов с богатством, а за работу над портретом Агаты Кристи Кокошка запросил солидный гонорар) много внимания в «Двойном портрете» уделяется детским травмам. Кокошка проницательно зрит в самый фрейдистский корень, когда перед началом работы требует детскую фотографию писательницы, на которой уже прочитывается неординарность героини и ее мировоззрения: «Взгляд обращен вовнутрь и вместе с тем почти мучительно наблюдающий. От него ничто не укроется. Будто девочка смотрела в себя и одновременно держала внешний мир под немилосердным наблюдением».

С этой детской фотографией эффектно зарифмован один из финальных эпизодов романа, рассказывающий о последних днях жизни 86-летней Агаты Кристи, незадолго до смерти попытавшейся войти в зеркало в поместье Уинтербрук и расколовшей стекло лбом: «Она увидела себя в зеркале лет в пять или шесть. Изображение было очень отчетливым. Она вошла в стекло, чтобы пообщаться с этой девочкой. Объяснить произошедшее каким-либо более удовлетворительным образом она не могла».

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Зато очень хорошо объяснимым итогом общения художника и писательницы, на протяжении книги рассказывающих друг другу «о некоторых событиях своей жизни», становится не портрет сам по себе (никому особенно не нужный), а психотерапевтическое возвращение в детство: «Он — мальчик с пролетарской окраины Вены, который оплакивает умершую белку. Она — девочка, которую в четыре года поразила молния любви, отчего ей пришлось бежать». Что же касается портрета, то в описании уже готовой картины наконец прорываются юмористические нотки, которые в процессе работы были приглушены взаимным недовольством Кокошки и Кристи. Родственники писательницы разглядывают получившуюся картину с плохо скрытым удивлением:

«Не полное сходство с мамой, замечает миссис Хикс. Заостренная голова и мощный подбородок больше напоминают вас самого, не так ли, мистер Кокошка? Миссис Хикс слышала, что художники в основном изображают самих себя, наверное, вы так и поступили?»

Дочь Агаты Кристи, не улавливающая банального портретного сходства, немного упрощает механизм творчества и не понимает хитрой диалектики, которую на протяжении романа выстраивает Агнета Плейель, сама женщина очень взрослая и, видимо, отлично знающая, как может человек надоесть самому себе, слишком плотно общаясь сам с собой на протяжении долгой жизни. Эта усталость от самих себя и становится главным психологическим сюжетом между героями романа, глядящимися друг в друга, как в зеркало, и испытывающими парадоксальную гремучую смесь отвращения и любопытства.

Источник

Первая серия новой программы Усков 360 выйдет в эфире 20 ноября.

20 ноября на телеканале «360 Подмосковье» выйдет первая серия новой программы «Усков 360». Николай Усков, историк и публицист, предлагает своим зрителям вместе с ним прожить жизнь человека Золотого века русской культуры. Накопленный нашими предками опыт может помочь зрителям лучше понять себя. В интервью «360 Подмосковье» Усков рассказал о микроистории, целях программы и о великих людях.

— Как родилась идея программы? Почему решили взять на себя такую ответственную и сложную тему?

Я выслушал много приятных слов в свой адрес и в адрес создателей этой программы, поэтому это придало некоторой наглости. И мне, и каналу. Нам захотелось как-то продолжить сотрудничество. У нас есть абсолютно утилитарная цель: мы хотим пропагандировать Подмосковье как важный, красивый, интересный регион, и привлекать туда туристов. В этом я заинтересован, как житель Подмосковья. Хочу, чтобы оно было красивей и богаче.

Нам захотелось пойти чуть дальше и сосредоточиться на жизни людей, которые жили в этих замечательных усадьбах. Мне кажется, ценность представляют не только камни, не только вещи, но и человеческий опыт. Ведь люди, которые в XIX веке жили в этих замечательных памятниках архитектуры, в этих парках, усадьбах, флигелях, они в общем создали то, что мы сегодня называем Россия. Потому что поэты, художники, писатели, композиторы, общественные и государственные деятели XIX века, конечно, во многом сформировали бренд нашей страны. Это Пушкин, Достоевский, Толстой, Чайковский и так далее.

Все это очень важный опыт нашего народа. Опыт людей, которые создавали очень интересную, самобытную культуру. Поэтому получился такой проект о жизни человека от рождения до смерти. Важно, что это законченная жизнь человека, который создавал культуру, которой Россия до сих пор пользуется.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

— Я так понимаю, что первый проект был для вас в большей степени благотворительный?

— Вы по образованию историк. Те 10 лет, что вы преподавали, работали в университете, помог вам этот опыт?

— Я в своих занятиях, академических, профессиональных, научных, всегда тяготел к человеческой жизни, повседневности, к тому, как оно было на самом деле. Не к большим процессам, а к микроистории, к жизни человека и его внутреннему миру, быту. И, конечно, мне было внутренне близко то, чем я сейчас занимаюсь.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

— Конечно. Тем более, когда признают своего.

— В процессе работы над материалом нашли ли вы что-то такое, что вас удивило?

— В целом, конечно, это такая научно-просветительская работа. Поэтому не могу сказать, что я был чем-то потрясен. Я скорее потрясен этими местами, этими музеями, специалистами, возможностью соприкосновения с какими-то реальными предметами, о которых хочется поговорить, которые можно подержать в руках, что-то о них рассказать. Потому что на самом деле для историка это самое важное, когда ты, много зная о времени, о людях того времени, имеешь возможность просто взять в руки какую-то вещь, покрутить ее, понюхать, и как-то ее изучить, и что-то о ней рассказать.

Я не знаю, насколько это интересно телезрителям, но мне это было важно. Мне было важно быть в этих помещениях, держать в руках подлинные вещи, что-то о них рассказывать, ставить какие-то эксперименты. Например, я очинивал перо. Это мое кайло, с которым я работаю. Конечно, теперь кайло выглядит в виде компьютера Apple, но тогда это было кайло в самом прямом смысле. Гусиное перо, которое надо было специально приготавливать, то есть, его нужно было высушивать, вымачивать, оттачивать, следить за ним. И я там впервые это попробовал сделать. Это непросто. Но довольно любопытно.

— Есть в этом что-то мистическое. Или нет?

— Есть мистическое, когда ты держишь какие-то реальные, важные вещи. Но и когда ты ставишь опыт, понимаешь, как шла жизнь человека, когда у него не было компьютера, не было почты нашей скоростной. Когда тянулись дни, и совершенно было непонятно, приедут гости или не приедут. Это совершенно другой мир, когда ты попадаешь в этот ритм, начинаешь что-то чувствовать и лучше понимать про русскую культуру в том числе. Это такое путешествие в прошлое.

Я не знаю, насколько удалось передать эту атмосферу в фильме, но мне кажется, мы пытались сделать неспешный рассказ про жизнь человека, чтобы люди заразились не только красотой природы, чтобы они окунулись в атмосферу очень медленной жизни, в которой жили люди лет 200 назад. Это медленная, размеренная, сосредоточенная жизнь, вдумчивая, в ней есть какое-то очарование. Мы хотели с ней нашего зрителя познакомить.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

— Вы согласились бы месяц или два прожить так, как жили люди в XIX веке. Готовы бы вы были на подобный эксперимент?

— Это направление называется «живая археология». Такие опыты проводятся многократно. Когда я работал в МГУ, это было уже в моде. Это очень интересно, потому что на самом деле историк должен представлять себе, как оно было на самом деле. И можно ли вообще это повторить, потому что кто-нибудь из нас пробовал добыть огонь без спичек и зажигалки? Это не так просто. И тысячи, десятки тысяч лет у человека ушли на то, чтобы добыть этот огонь.

Я бы, конечно, согласился на любой эксперимент. Просто меня жизнь с этим не сводила, потому что, если ты хочешь понять, как устроен мир, что он чувствует, человек того времени, ты должен, конечно, сымитировать эту жизнь. Очень часто, когда мы занимаемся историей, мы не понимаем каких-то простых вещей. Что, например, человек старого порядка, до Французской революции, в основном жил, если говорить не об аристократии, а о обычных людях, жил в ситуации почти перманентного голода.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

— Картина рисуется безрадостная.

— Она не безрадостная, она интересная. Но, тем не менее, эти люди создавали потрясающие шедевры архитектуры, культуры, искусства. И может быть да, мы обладаем сегодня и очками, и электричеством, и летаем, и посылаем email, но как-то не наблюдается среди нас ни Пушкиных, ни Микеланджело.

— Почему так? Можно ли говорить о деградации?

— Я думаю, что это не деградация, на самом деле человеческий гений во многом переключился на технический прогресс. И нашим Микеланджело, безусловно, является Стив Джобс. Фигура планетарного масштаба, изменившая во многом наше представление о мире. Люди, которые занимаются квантовой физикой, генетикой. Достижений много, просто они в другой сфере сейчас.

Если раньше человеческий гений практически безраздельно господствовал в сфере искусства, то сегодня это немного по-другому. Человек, понимая те возможности, которые сегодня перед ним открывает наука, себя реализовывает. Но для меня, если говорить, что Микеланджело совершил революцию в визуальных искусствах, то нисколько не меньшей фигурой является Стив Джобс. Это просто другие персонажи сегодня. Человек, который открыл генетический код человека. Или инженеры. Люди, которые совершают титанические открытия.

окунись в историю своей страны. Смотреть фото окунись в историю своей страны. Смотреть картинку окунись в историю своей страны. Картинка про окунись в историю своей страны. Фото окунись в историю своей страны

Может быть, они нас меньше завораживают, потому что доступны людям с хорошей научной подготовкой, но вот Стив Джобс сумел заворожить весь мир. Я думаю, что есть эти великие персонажи. Просто они немножко в других сферах, в силу иного перераспределения труда, приоритетов, акцентов, возможностей. Потому что, для того, чтобы существовал Apple, должна была пройти большая технологическая эволюция. Но вырубить из мрамора Давида несколько проще, чем создать мобильный телефон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *