олимпиады по истории 9 класс школьный этап
Олимпиадные задания 9 класс по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Всероссийская олимпиада школьников по истории.
Школьный этап (72 балла) 2020-2021 учебный год
1. Решите тест (20 баллов)
1. Царевич Дмитрий, погибший в Угличе в 1591 году был сыном
А. Ивана Грозного. Б. Федора Ивановича. В. Бориса Годунова.
Г. Царя Ивана, старшего сына Ивана Грозного.
2.Ордынское войско на Куликовом поле возглавлял
А. Чолхан. Б. Челубей. В. Мамай. Г. Тохтамыш.
3.Первый в России Земский Собор был созван.
А. В Любече Владимиром Мономахом (1097 г.)
Б. В Москве Иваном Калитой (1325 г.)
В. В Москве Иваном Грозным (1549 г.)
Г. В Переяславле Богданом Хмельницким (1654 г.)
А. Документ, определявший систему чинов в России в XVIII – XIX вв.
Б. Документ, определявший взаимоотношения сената и коллегий в XVIII веке.
В. Список наград, введенный Петром Первым.
А. Жалованье. Б. Доходы, собранные с местного населения. В. Пища.
7. В XVII веке в России черными людьми называли
А. Выходцев из Африки.
Б. Всех, кто платил налоги.
В. Неимущую прослойку горожан.
8.Благодаря поддержке гвардейских полков в XVIII веке достигли власти
9.Медаль со словами “Учителю от достойного ученика” была приготовлена
А. А.С. Пушкиным для Г.Р. Державина.
Б. А.В. Суворовым для П.Н. Румянцева.
А. А.В. Суворов. Б. Г.Р. Державин. В. П.Н. Румянцев. Г. А.Г. Потемкин.
А. Условие, поставленное Анне Иоановне Верховным Тайным Советом перед коронацией.
Б. Старинное название пехоты.
В. Орган управления у донских казаков.
12.Е.Пугачев, стоящий во главе крестьянского восстания в 1773 –1775 годах выдавал себя
13. Попытка законодательного ограничения самодержавия в России была предпринята
А. Боярской Думой при составлении Судебника 1497 года.
Б. Соправителем Ивана Грозного Симеоном Бекбулатовичем в XVI веке.
В. Патриархом Никоном в XVII веке.
Г. Верховным Тайным Советом, предъявившем Анне Иоановне кондиции.
А. Святого Георгия Победоносца.
Б. Святого Владимира.
В. Святого Андрея Первозванного.
15. Отметьте действия М.М. Сперанского, вызвавшие недовольство чиновничества.
А. Попытка введения в России конституции.
Б. Объявление придворных чинов лишь почетными званиями, отныне за них не выплачивалось жалование.
В. Провозглашение крепостного права тормозом развития России.
Г. Призыв равняться в экономике и политической жизни на Западную Европу.
Д. Объявление о том, что занятие должностей, соответствующих 8 и 5 классам Табели о рангах, требует сдачи серьезного экзамена.
Е. Усиление наказаний за взяточничество и волокиту.
16. Первооткрыватель Антарктиды.
А. И.Ф. Крузенштерн. Б. Ф.Ф. Беллинсгаузен. В. Ф.П. Литке. Г. Г. Невельской.
17. Сущность “восточного вопроса”.
А. В споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель.
Б. В борьбе Англии и России из за Кавказа и Средней Азии.
В. Речь идет о землях, подвластных Османской империи.
Г. Речь идет о земельных приобретениях в Китае и Корее.
18. Российский экспорт в первой половине XIX века на 85 – 90 % состоял из:
А. Продукции машиностроения.
Б. Изделий легкой промышленности.
Г. Сельскохозяйственной продукции и леса.
Д. Продукции тяжелой промышленности.
19. “Отходниками” называли:
А. Крестьян, переселившихся в другое село.
Б. Крестьян, уходивших за пределы империи по религиозным мотивам.
В. Крестьян, ушедших на временные заработки в город.
Г. Горожан, нанимавшихся на сезонные работы в деревне.
20. Постулат славянофилов:
А. Богоизбранность России.
Б. Построение социализма на основе российской крестьянской общины.
В. Объединение всех славян мира в единое государство.
2. Работа с документом. Задание: Прочитав внимательно текст, определите, о каком событии идет речь. Насколько аргументирована авторская точка зрения. Мотивируйте свою позицию . (10 баллов)
Задание: Определите какие изобретения, открытия, сооружения были сделаны в XIX веке впервые в России. (21 балл.)
Олимпиада по истории (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Управление по образованию
Администрации Рыльского района Курской области
Всероссийской олимпиады школьников
Антипова Татьяна Ивановна
МБОУ «Крупецкая СОШ»
I квалификационная категория
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории
учени___ 9 ___ класса
2019-2020 учебный год
Уважаемые участники олимпиады!
Мы приглашаем вас принять участие в олимпиаде по истории, которая поможет вам продемонстрировать полученные на уроках знания, показать ваш кругозор и даст возможность узнать новое и познавательное по предмету.
Общее число заданий в работе 21.
Задание части С оценивается в 30 баллов (написание эссе)
За правильно выполненную работу можно набрать 100 баллов.
На выполнение работы отводится 90 минут. Желаем удачи!
А1. В начале XII века в Новгороде установилась:
1) республика 2) монархия 3) власть аристократии 4) деспотия
А2. К политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II относится:
1) ограничение власти монарха конституционным документом
2) постепенное освобождение крестьян от крепостной зависимости
3) попытка разработки нового свода законов Уложенной комиссией
4) образование оппозиционных самодержавию общества дворян
А3. Поводом к началу русско-турецкой войны 1787-1791 гг. явилось:
1) отказ Турции пропускать русские суда через проливы Босфор и Дарданеллы
2) ввод русских войск в Дунайские княжества
3) захват турецкими войсками крепости Кинбурн
4) Присоединение к России Крыма
А4. Главное положение политической реформы М.М. Сперанского:
1) реализация принципа разделения властей;
2) введение республиканской формы правления;
3) сохранения абсолютизма;
4) введение всеобщего избирательного права.
А 5 Упорядочение системы образования, предоставление значительной автономии университетам свидетельствовали о стремлении Александра I:
1) ввести всеобщее среднее образование;
2) следовать политическому курсу Павла I;
3) прекратить все культурные контакты с Западом;
4) проводить либеральный внутриполитический курс
А6. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал:
1) отмену крепостного права;
2) ликвидацию рекрутских наборов;
3) освобождение крестьян за выкуп с землей с согласия помещика;
4) переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины.
А 7. По инициативе М.М. Сперанского в России в начале XIX в. был учрежден:
1) Сенат 2) Верховный тайный совет 3) Разрядный приказ 4) Государственный совет
A 8. К причинам возникновения декабристских организаций относится:
1) широкое распространение идей западничества
2) недовольство проектами реформ М.М. Сперанского
3) рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 г.
4) широкое распространение идей славянофильства в России
А9. Что из названного относится к политике Николая I?
1) создание Государственного совета
2) кодификация законов Российской империи
3) учреждение суда присяжных
4) циркуляр «о кухаркиных детях»
А10. А10. Автор «теории официальной народности»:
1)А.А.Аракчеев 2)С.С.Уваров 3)А.Х.Бенкендорф 4)Николай I
1) Карл Великий 2) Фридрих I Барбаросса 3) Фердинанд Арагонский
1) 1628 г. 2) 1629 г. 3) 1640 г. 4) 1642 г.
А13. Первый президент США
1) А. Линкольн 2) Д. Вашингтон 3) Т. Джефферсон 4 ) Д. Адамс
А14. «Битвой народов » названо сражение под:
1) Аустерлицем 2)Бородино 3)Ватерлоо 4) Лейпцигом
А15. Кодекс во Франции, названный Кодексом Наполеона
1) Уголовный 2)Гражданский 3) Семейный 4) Жилищный
В1. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года?
1)Переправа через р. Березину 2) Смоленское сражение 3)Бородинская битва
4)сражение под Малоярославцем.
В2. Установите соответствие между историческими деятелями и их достижениями.
А) Александр I; 1) реформа государственных крестьян;
Б) Е.Ф.Канкрин; 2) отмена крепостного права в Прибалтике;
В) П.Д.Киселев. 3) введение «серебряного рубля».
В3. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Ливонская (1558—1583 гг.)
Северная (1700—1721 гг.)
1) распад Ливонского ордена
2) Отечественная война 1812 г.
3) русско-турецкая война 1768—1774 гг.
5) Полтавская битва
7) Елизавета Петровна
9) бои за Малахов курган
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В4. Внимательно рассмотрите карту и выполните задание (по 1 баллу за каждый элемент ответа, максимальный балл – 5).
1. Заполните пропуски в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в _________ годах». Ответ запишите цифрами.
2. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой «2» _________________________.
3. Укажите руководителя отрядов, действовавших против правительственных войск. ________________________________.
4. События, изображенные на схеме, нашли отражение в художественном произведении А.С. Пушкина. Напишите его название. _______________________.
5. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными?
1) Современником событий, изображенных на схеме, был М.В. Ломоносов.
2) Отряды, действовавшие в ходе обозначенных событий против правительственных войск, состояли только из казаков и государственных крестьян.
3) У города, обозначенного на схеме цифрой «1», отряды, действовавшие против правительственных войск, потерпели поражение.
4) Участником событий, изображенных на схеме, был А.В. Суворов.
5) Цифрой «3» на схеме обозначено место пленения предводителя вооруженных отрядов, действовавших против правительственных войск.
6) После завершения событий, обозначенных на схеме, в Российской империи была проведена губернская реформа.
Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны
В5. Внимательно рассмотрите иллюстрации и выполните задания ( по2 балла за правильный ответ на вопросы 1, 2 и 1бал за вопрос № 3; максимальный балл – 5).
1. Укажите фамилию известного русского художника, изображенного на портрете.
2. Перечислите номера, которыми обозначены его картины (картина).
3. Укажите номер картины, сюжет которой связан с Курским краем.
3
5
Перед Вами высказывания историков и современников. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
Выбрав одно из высказываний, относящихся к различным периодам русской истории, необходимо представить и аргументировать свою позицию по данному вопросу. При этом рекомендуется обосновать выбор темы, сформулировать задачи, которые ставит перед собой участник, показать знание различных точек зрения по избранному вопросу.
1. «Приняв крещение из рук греков, восприняв ряд элементов византийской культуры, русские люди не подпали под иссушающее воздействие византийской церковности, а нашли свой путь культурного развития во всех областях» (Б.А. Рыбаков).
2. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).
3. «Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти… Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же». (А.Л. Янов)
4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).
5. «Трагедия императора Николая I в том, что на его царствование пришелся крупнейший разлом новой истории, как бы его не называли: сменой феодально-крепостнического строя капиталистическим или традиционного общества индустриальным. Или промышленной революцией, или эпохой раскрепощения сословий» (Д.И. Олейников).
6. «Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина – можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, – этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни» (П. Б. Струве).
7.По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А. Корнилов).
При выборе темы исходите из того, что Вы:
1.Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
2.Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
3.Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
4.Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
При оценке работы учитываются следующие критерии:
1.Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2.Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3.Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4.Четкость и доказательность основных положений работы.
5.Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
Школьная олимпиада по истории для 9 класс (по ФГОС)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 9 класс 2019-2020
А. Восстание под предводительством Е.Пугачева Б. Царствование Анны Ивановны
В. Избрание Михаила Романова царём Г. Северная война Д. Царствование Павла Первого
2. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (по 3 балла за определение и 2 балла за понятие)
1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.
2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.
3. Купцы, страна, запрещающая, экономическая политика, товары, полученные, вывозить, ими, иностранные, проданные, деньги, тратить, эти, покупка, их, изделия, местные, обязывающая, средства.
3. Дайте определения понятиям (по 2 балла): Негласный комитет, Государственный Совет, мещане, министерства, военные поселения, декабристы, Континентальная блокада
4. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ (по 2 балла)
А- Смоленское сражение, бой под Красным, Тарутинский бой, Битва на р.Березине
Б- 1762, 1796, 1801, 1825гг.
В- С. Разин, И. Болотников, К. Булавин, Е. Пугачёв
Г- К.Рылеев, П.Пестель, Е.Оболенский, Н.Муравьёв
Д- М.Сперанский, П.Киселёв, Е. Канкрин, А.Аракчеев
5. Что или кто является лишним в ряду? Выпишите лишнее слово и объясните причину (по 2 балла)
1) Мюрат, Богарне, Барклай-де-Толли, Даву
3 ) Бородинская битва, Полтавская битва, Шевардинский бой, военный совет в Филях
4) министерства, Сенат, Госсовет, Боярская дума
5) И.Репин, М. Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский
6
. Назовите русских правителей и расположите их в хронологической последовательности (по 2 балл а за правильно названное имя, по 1 баллу за правильн ую последовательность)
7. Назовите памятники русской архитектуры (по 2 балла за каждый ответ)
А
Б
Г
Д
Е
8. Найди пару (привести в соответствие столбцы) ( по 2 балла за каждый правильный ответ)
Б) наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.
В) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы мер веса, длины, объема и площади.
Г) изучает собственные имена географических объектов (Карагай, Черное море, Невский проспект, озеро Байкал, река Обва, Куликово поле). Зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.
Е) наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств. Без учета этих данных порой трудно понять истинные причины тех или иных политических событий.
Ж) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, т.е. штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.).
З) историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия их письма, прослеживает изменения графических форм письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.
И) изучает последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени или вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Назовите описываемое событие; укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло; назовите участников события; объясните, в чём его значение для истории русского государства.
Олимпиада школьный тур история 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ школьная олимпиада по истории 9 класс исп..docx
Всероссийская олимпиада школьников
2017-2018 учебный год
Школьный этап, 9 класс
Уважаемый участник Олимпиады!
Вам предстоит выполнить теоретические (письменные) и тестовые задания.
Выполнение теоретических (письменных) заданий целесообразно организовать следующим образом:
не спеша, внимательно прочитайте задание и определите, наиболее верный и полный ответ;
отвечая на теоретический вопрос, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа ситуации или поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию;
после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и решений.
Выполнение тестовых заданий целесообразно организовать следующим образом:
не спеша, внимательно прочитайте тестовое задание;
определите, какой из предложенных вариантов ответа наиболее верный и полный;
обведите кружком букву, соответствующую выбранному Вами ответу;
продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий;
после выполнения всех предложенных заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов;
если потребуется корректировка выбранного Вами варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, а новый выбранный ответ обведите кружком.
Предупреждаем Вас, что:
во время выполнения заданий Олимпиады запрещается пользоваться справочной литературой, собственной бумагой, электронными вычислительными средствами или средствами связи.
Время на выполнение заданий – 45 часа.
В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.
1. О каком князе писал историк Н.М. Карамзин? «Король шведский, досадуя на россиян за частые опустошения Финляндии, послал зятя своего, Биргера, на ладиях в Неву, к устью Ижеры, с великим числом шведов, норвежцев, финнов. Сей вождь опытный, дотоле счастливый, думал завоевать Ладогу, самый Новгород, и велел надменно сказать : «Ратоборствуй со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей». не изъявил ни страха, ни гордости послам шведским, но спешил собрать войско; молился с усердием в Софийской церкви… и, вышедши к своей малочисленной дружине, с весёлым лицом сказал: «Нас немного, а враг силён; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»
1) Александр Невский 3) Дмитрий Донской 2) Владимир Мономах 4) Юрий Долгорукий
2. В каком году произошло описанное ниже событие? «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир».
1) 860 г. 3) 882 г. 2) 862 г. 4) 907 г.
3. Кто возглавлял Святейший синод в момент его создания?
1) обер-фискал 3) президент
2) генерал-прокурор 4) митрополит Санкт-Петербургский
Максимум за задания 3 балла.
4.Какие из отмеченных ниже событий относятся к участию России в третьей Антифранцузской
5. Войска каких государств сражались против России в Крымскую войну?
1) Великобритания 2) Франция 3) Австрийская держава 4) Пруссия 5) Османская держава 6) Сардинское королевство 7) Дания 8) Испания
6. Какие из представленных партий де-факто существовали до революции 1905 г.?
1) Большевики 2) Меньшевики 3) Кадеты 4) Октябристы 5) Эсеры 6) Трудовики
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Всего за задание 6 баллов
1. М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Ф.Ф. Штейнгель, А.П. Тормасов 2. А.Х. Бенкендорф, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин
2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Всего 4 балла за задание.
8. Расположите в хронологической последовательности названия заключавшихся Россией международных соглашений:
А) Фридрихсгамский мир Б) Тильзитский мир В) Вечный мир с Польшей Г) Нерчинский договор Д) Ништадтский мир Е) военная конвенция с Францией
5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последо- вательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 5 баллов.
9. Расположите названия учебных и научных учреждений в хроноло- гической последовательности по мере их появления:
А) Академия наук Б) Смольный институт В) Кунсткамера Г) Царскосельский лицей Д) Московский университет Е) Славяно-греко-латинская академия
5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последо- вательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 5 баллов.
10. Установите соответствия между именами художников и названиями их произведений. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 7 баллов.
11. Внимательно рассмотрите карту и выполните помещенные ниже задания.
1. Назовите войну, события которой обозначены на схеме.
2. Назовите крепость, обозначенную на карте цифрой 1, три кровопролитных штурма которой так и не привели её к сдаче.
3. Назовите выдающегося военного инженера, благодаря которому после длительной осады крепость всё-таки была вынуждена сдаться.
4. Назовите перевал, обозначенный на карте цифрой 2, героическая оборона которого вошла в историю.
5. Назовите местечко, обозначенное на карте цифрой 3, где был подписан мирный договор. 6. Верны ли представленные ниже утверждения («ДА» – «НЕТ»). Ответы внесите в таблицу.
Вопрос 1–5 – 1 балл. Вопрос 6 – по 0,5 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 3 балла. Всего за задание 8 баллов.
Русско-турецкая 1877–1878 гг. 2. Плевна. 3. Э.И. Тотлебен 4. Шипкинский перевал. 5. Сан-Стефано
12. Перед Вами фотографии памятников. Расставьте их в хронологической последовательности в соответствии с временем сооружения и заполните таблицу.
Всего за задание 21 балл.
13. Назовите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.
Из сочинения историка
«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н. Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счете завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели — занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.
Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».