. Таинство, Лучи света в ночи, Отражение радости, Птицы безмолвия. О. Мессиан
Оливье Мессиан родился в Авиньоне в 1908 г. в семье ученого-лингвиста и известной южно-французкой поэтессы Сесиль Соваж.
Рано проявив интерес к музыке, Мессиан в одиннадцать лет покинул родной дом и уехал в Париж.
Там он поступил в Парижскую консерваторию, где учился по классу органа у М. Дюпре, а композиции у П. Дюка.
В 1930 г. Мессиан окончил консерваторию и занял место органиста в церкви Святой Троицы, где проработал почти шестьдесят лет.
В середине 30-х гг. Оливье Мессиан вместе с И. Бодрие, А. Жоливе и Д. Лесюром образовал группу «Молодая Франция». Новое объединение, отрицая пути неоклассицизма, додекафонии и фольклоризма, стремилось к развитию национальных традиций, к непосредственной эмоциональности и чувственной полноте музыки.
Известность к Мессиану, как композитору, пришла в послевоенные годы. Одновременно он много выступал как органист и пианист, писал труды по теории музыки.
Исповедуя эстетику «Молодой Франции», композитор ратовал за непосредственность выражения чувств в музыке. Среди источников, на которые он опирался в своих сочинениях, была христианская мистика и григорианский хорал. Многие из произведений Мессиана имеют религиозные названия: «Видение Аминя» для двух фортепиано (1943 г.), «Три маленькие литургии божественному присутствию» (1944 г.), «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944 г.), «Месса на Пятидесятницу»(1950 г.), оратория «Преображение господа нашего Иисуса Христа» (1969 г.), «Чаю воскресения мертвых» (1964 г., к 20-летию окончания второй мировой войны).
В 1975 г. Мессиан был удостоен Премии Эрнста Сименса.
Оливье Мессиан умер в 1992 г. в Париже.
Музыкальное наследие:
Опера “Святой Франциск Ассизский” (1983 г.)
«Квартет на конец времени»
Органная сюита «Рождество Господне»
Фортепиьянный цикл » Двадцать взглядов на младенца Иисуса” ; оркестрово-хоровое сочинение “Три маленькие литургии божественного присутствия” (оба — 1944 г.)
Оратория «Преображение Господа нашего» (1969 г.)
Этапы творческого пути:
Родился в Авиньоне
Органист церкви Святой Троицы в Париже
1935 г.
Огранная сюита «Рождество Господне»
1936 г.
Был одним из организаторов объединения «Молодая Франция»
Преподавал в Ecole Normal de Musique и в Scola Cantorum в Париже
Оливье Мессиан. «Квартет на конец времени» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Оливье Мессиан. Явление Предвечной Церкви
Абсолютный слух // Эфир19.05.2021 @Телеканал Культура
Оливье Мессиан — биография
Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан (сокращенный вариант имени — Оливье Мессиан) — известный композитор, педагог-новатор, теоретик музыки родом из Франции.
Детство и начало музыкальной карьеры
Родился Оливье Мессиан в юго-восточной части Франции в Авиньоне 10 декабря 1908 г. в семье Сесиль Соваж и Пьера Мессиана. Мать будущего композитора была поэтессой, отец — учителем английского языка.
В одиннадцатилетнем возрасте Оливье был зачислен в Парижскую консерваторию. Учеба давалась ему легко. С отличием он закончил сразу несколько специальностей: орган, фортепиано, композиция, импровизация, история музыки.
Оливье Мессиан в молодости
После окончания консерватории Оливье Мессиан устроился в церковь Святой Троицы в Париже, где прослужил органистом больше 60-ти лет. В это же время он увлекается изучением орнитологии и старинных церковных песнопений. Позднее композитор создаст целую классификацию голосов птиц, а их имитацию будет использовать во многих своих произведениях.
1936-1939 гг. связаны с началом преподавательской деятельности Оливье Мессиана в парижской Нормальной школе музыки, которая существует до настоящего времени. Совместно с Даниэлем Лизер, Ив Бодрие и Анре Жоливе он организовал группу композиторов «Молодая Франция».
Влияние Второй Мировой войны на жизнь и творчество
Вторая мировая война — это самая мрачная часть биографии Оливье Мессиана. Он был призван в ряды военнослужащих в самом начале боевых действий. А уже через год оказался в плену. В лагере он сочиняет свой знаменитый «Квартет на конец света». Там же в январе 1941 г. впервые это произведение было исполнено пленными музыкантами.
Композитор Оливье Мессиан
После освобождения из лагеря в марте 1941 г. Оливье был принят в Парижскую консерваторию в качестве профессора класса гармонии. В 1947 г., уже после окончания войны, специально для него создается новый класс — анализа, эстетики и ритмики. С 1966 г. он становится профессором класса композиции.
Преподавательскую деятельность Оливье Мессиан успешно совмещал с путешествиями. Разъезжая по разным городам и странам он давал множество мастер-классов, выступал с концертами органной музыки.
Известные ученики и достижения композитора
Преподавая в консерватории, Мессиан стал наставником многим известным ныне музыкантам и композиторам. Среди них, например, были Питер Донохоу, Пьер Булез, Жерар Гризе, Жильбер Ами, Янис Ксенакис и многие другие. Были в числе его учеников и русские музыканты.
Оливье Мессиан был удостоен нескольких значимых международных наград: в 1971 г. — Премии Эразмуса, в 1975 г. — премии Эрнста Сименса. Также он являлся членом Института Франции, состоял в Бельгийской королевской академии наук, искусств и литературы.
Творчество
Собственные взгляды на принципы построения музыки Оливье Мессиан изложил в двух теоретических трудах:
«Техника моего музыкального языка» (1944 г.), раскрывающая теорию о модальных ладах ограниченной транспозиции;
«Трактат о ритме» (1948 г.), описывающий разные аспекты организации музыкального произведения.
Творчество Мессиана уникально. Оно не может быть четко отнесено к определенному стилю или направлению. В нем органично переплетаются средневековые темы с современностью, культуры Запада и Востока. В произведениях Оливье Мессиана затрагивается и религиозная тематика («Двадцать взглядов на младенца Иисуса», «Видение Аминя»).
Отдельного внимания заслуживает пьеса Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей», которую часто называют первым опытом сериализма в музыке. Последовательность серий заключена не только определенными нотами, но и их длительностью и громкостью.
Произведения Мессиана отличаются жанровым разнообразием. Среди них есть опера, вокально-симфонические сочинения, музыка, написанная для оркестра, фортепиано, органа, хора, камерно-инструментальная музыка.
Личная жизнь
Сведений о личной жизни композитора немного. Известно, что Мессиан был женат дважды. Первая супруга скончалась в 1961 г. Второй супругой стала французская пианистка Ивонна Лорио, которая была в числе его первых учеников, а затем и коллегой.
Оливье Мессиан с Ивонной Лорио
Их венчание состоялось 1 июля 1961 г. Ее считали лучшим исполнителем произведений Мессиана и его музой. Умерла Ивонна 10 мая 2010 г. Сам Оливье Мессиан умер намного раньше — 27 апреля 1992 г.
композитор, музыкальный теоретик, педагог, исполнитель
Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen [ɔliˈvje mɛˈsjɛ̃] >; 10 декабря 1908, Авиньон — 27 апреля 1992, Париж) — французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог, орнитолог.
Творчество Мессиана представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки (начиная с 30-х гг.).
Содержание
Биография
Мессиан родился в семье учителя английского языка Пьера Мессиана (1883—1957) и поэтессы Сесиль Соваж (1883—1927). В одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции Поля Дюка и органа — Мориса Эмманюэля и Марселя Дюпре. Окончил консерваторию с первыми премиями по специальностям: фортепиано, орган и импровизация, история музыки, композиция.
Год спустя после окончания консерватории Мессиан получает место органиста в церкви Святой Троицы в Париже (занимая впоследствии эту должность в течение более 60 лет). В это же время музыкант увлекается древними церковными песнопениями, музыкой Индии и орнитологией. Он создаёт подробную классификацию и каталог птичьих песен, а также начинает использовать их имитацию в своих сочинениях.
В 1936—1939 Мессиан преподаёт в Нормальной школе музыки в Париже и в «Схола канторум». Вместе с Андре Жоливе, Даниэлем Лезюром и Ивом Бодрие организует группу композиторов «Молодая Франция».
С началом Второй мировой войны Мессиана призывают в армию, год спустя он попадает в плен. Находясь в лагере для военнопленных, пишет ряд сочинений, в том числе «Квартет на конец света», впервые исполненный пленными музыкантами в январе 1941 года. В марте того же года Мессиана освобождают, и он становится профессором класса гармонии в Парижской консерватории. В 1947 специально для композитора в ней создаётся класс анализа, эстетики и ритмики.
В последующие годы Мессиан путешествует по разным странам, давая мастер-классы и выступая в качестве органиста. С 1966 — профессор класса композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников — Пьер Булез, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Питер Донохоу, Эугениуш Кнапик, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Ивонна Лорио, Микис Теодоракис, Карлхайнц Штокхаузен и другие известные музыканты.
Мессиан — обладатель многочисленных международных наград в области искусства, в том числе премии Эрнста Сименса (1975), Премии Эразмус (1971) и др. Он также является членом Института Франции, Бельгийской королевской академии наук, искусств и литературы.
Творчество
В теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «Турангалила», 1948, и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («Каталог птиц» для фортепьяно, ударных и духовых, тетради 1 — 7, 1956—1958, и др.).
Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор.
Список сочинений
Опера
Вокально-симфонические сочинения
Для оркестра (в том числе с инструментами соло)
Камерно-инструментальная музыка
Для фортепиано
Для двух фортепиано
Для органа
Для хора
Для голоса с фортепиано
Примечания
Литература
Ссылки
Ральф Эрскин (1983/4) · Фумихико Маки / Джанкарло Де Карло (1988) · Фрэнк Гери / Йорн Утсон / Денис Ласдун (1992) · Фрай Отто / Алдо ван Эйк (1996/7) · Альвару Сиза Виейра (2001) · Жан Нувель (2005) · Питер Айзенман / Дэвид Чипперфилд (2010)
Полезное
Смотреть что такое «Мессиан, Оливье» в других словарях:
Мессиан Оливье — (Messiaen) (1908 1992), французский композитор, органист, музыковед. Ученик П. Дюка, М. Дюпре. Многие произведения связаны с теолого мистической тематикой. Характерны сложные ладовые структуры и ритмические системы. Опера «Св. Франциск Ассизский» … Энциклопедический словарь
Мессиан Оливье — Оливье Мессиан Olivier Messiaen Мессиан с родителями, Авиньон, 1910 Полное имя Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан Дата рождения 10 декабря 1908 … Википедия
Мессиан, Оливье — МЕССИАН (Messiaen) Оливье (1908 92), французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог. Творчество Мессиана представляет самостоятельную, не зависимую ни от каких школ и направлений область современной музыки (начиная с 30 х гг.). В … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мессиан Оливье Эжен — Мессиан (Messiaen) Оливье Эжен (р. 10.12.1908, Авиньон), французский композитор, органист, педагог. В 1930 окончил Парижскую консерваторию (по композиции ученик П. Дюка). В 1936 совместно с композиторами А. Жоливе, Д. Лесюром, И. Бодрие создал… … Большая советская энциклопедия
Мессиан — Мессиан, Оливье Оливье Мессиан Olivier Messiaen Мессиан с родителями, Авиньон, 1910 Основная информация … Википедия
Оливье Мессиан — Olivier Messiaen Мессиан с родителями, Авиньон, 1910 Полное имя Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан Дата рождения 10 декабря 1908 … Википедия
Мессиан О. — Оливье Мессиан Olivier Messiaen Мессиан с родителями, Авиньон, 1910 Полное имя Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан Дата рождения 10 декабря 1908 … Википедия
МЕССИАН (Messiaen) Оливье — (1908 92) французский композитор, органист, музыкальный критик. Многие произведения связаны с теолого мистической тематикой, основаны на сложных ладовых структурах и ритмических системах. Опера Св. Франциск Ассизский (1983), симфония Турангалила… … Большой Энциклопедический словарь
МЕССИАН — (Messiaen) Оливье (1908 92), французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог. Творчество Мессиана представляет самостоятельную, не зависимую ни от каких школ и направлений область современной музыки (начиная с 30 х гг.). В… … Современная энциклопедия
Olivier Messiaen, 10 декабря 1908 — 27 апреля 1992 • 83 года (112)
Биография
Мессиан родился в семье учителя английского языка Пьера Мессиана (1883—1957) и поэтессы Сесиль Соваж (1883—1927). В одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции Поля Дюка и органа — Мориса Эмманюэля и Марселя Дюпре. В 1930 окончил консерваторию с первыми премиями по специальностям: фортепиано, орган и импровизация, история музыки, композиция. С 1931 органист церкви Святой Троицы в Париже, где проработал свыше 60 лет. В 1936—1939 годах преподавал в Нормальной школе музыки в Париже и в консерватории «Схола канторум». Организовал (совместно с Андре Жоливе, Даниелем-Лесюром и Ивом Бодрие) группу композиторов «Молодая Франция».
С началом Второй мировой войны был призван в армию, спустя полгода попал в плен. Находясь в лагере для военнопленных, написал ряд сочинений, в том числе «Квартет на конец света», впервые исполненный пленными музыкантами в январе 1941 года. В марте того же года Мессиана освободили, и он стал профессором класса гармонии в Парижской консерватории. В 1947 году специально для композитора был создан класс анализа, эстетики и ритмики.
В последующие годы Мессиан путешествовал по разным странам, давая мастер-классы и выступая в качестве органиста. С 1966 года — профессор класса композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников (в том числе бравших отдельные частные уроки) — Жильбер Ами, Джулиан Андерсон, Пьер Анри, Родольфо Арисага, Джордж Бенджамин, Пьер Булез, Клод Вивье, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Питер Донохоу, Антуан Дюамель, Эугениуш Кнапик, Мариус Констан, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Микаэль Левинас, Ивонна Лорио (с 1961 жена Мессиана), Франсуа-Бернар Маш, Поль Мефано, Тристан Мюрай, Кент Нагано, Жан Продромиде, Эржебет Сёньи, Микис Теодоракис, Мишель Фано, Филипп Фенелон, Даниэль Шарль, Карлхайнц Штокхаузен и другие известные музыканты.
Мессиан — обладатель многочисленных международных наград в области искусства, в том числе премии Эрнста Сименса (1975), Премии Эразмус (1971) и др. Он также был членом Института Франции, Бельгийской королевской академии наук, искусств и литературы.
Творчество
В теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «Турангалила» и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («Каталог птиц» для фортепьяно, тетради 1—7, 1956—1958, и др.).
Первый опыт сериализма в музыке — пьеса Мессиана «Лад длительностей и интенсивностей» (Mode de Valeurs d’Intensites, 1949, из цикла «Четыре ритмических этюда», Quatre études de rythme). Вся музыка представляет собой последовательность серий из определенных нот, длительностей этих нот и их же громкости — и ни один из элементов серии не может повториться, пока не проиграются все остальные. Идея была подхвачена композиторами Дармштадтской школы. В определённом смысле эта пьеса осталась в творчестве Мессиана особняком — как радикальный творческий эксперимент.
Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор.
. Таинство, Лучи света в ночи, Отражение радости, Птицы безмолвия. О. Мессиан
Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. Отец — ученый-лингвист, фламандец, мать — известная южнофранцузская поэтесса Сесиль Соваж. В 11 лет Мессиан покинул родной город и уехал учиться в Парижскую консерваторию — игре на органе (М. Дюпре), сочинению (П. Дюка), истории музыки (М. Эммануэль). Окончив консерваторию (1930), Мессиан занял место органиста парижской церкви Св. Троицы. В 1936-39 гг. он преподавал в Ecole Normale de Musique, затем в Schola cantorum, с 1942 г. преподает в Парижской консерватории (гармония, музыкальный анализ, музыкальная эстетика, музыкальная психология, с 1966 г. — профессор композиции). В 1936 г. Мессиан совместно с И. Бодрие, А. Жоливе и Д. Лесюром образовал группу «Молодая Франция», стремившуюся к развитию национальных традиций, к непосредственной эмоциональности и чувственной полноте музыки. «Молодая Франция» отвергла пути и неоклассицизма, и додекафонии, и фольклоризма. С началом войны Мессиан ушел солдатом на фронт, в 1940-41 гг. был в немецком лагере для военнопленных в Силезии; там был сочинен «Квартет на конец времени» для скрипки, виолончели, кларнета и фортепиано (1941) и там же состоялось его первое исполнение.
В послевоенное время Мессиан добивается всемирного признания как композитор, выступает как органист и как пианист (часто вместе с пианисткой Ивонной Лорио, его ученицей и спутницей жизни), пишет ряд работ по теории музыки. Среди учеников Мессиана — П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис.
Эстетика Мессиана развивает основной принцип группы «Молодая Франция», призывавшей возвратить музыке непосредственность выражения чувств. В числе стилевых истоков своего творчества сам композитор называет помимо французских мастеров (К. Дебюсси) григорианский хорал, русские песни, музыку восточной традиции (в частности, Индии), пение птиц. Сочинения Мессиана пронизаны светом, таинственным сиянием, они искрятся блеском ярких звуковых красок, контрастами простой, но утонченной по интонации песни и сверкающих «космических» протуберанцев, всплесков кипящей энергии, безмятежных голосов птиц, даже птичьих хоров и экстатического безмолвия души. В мире Мессиана нет места бытовым прозаизмам, напряжению и конфликтам человеческих драм; даже суровые, ужасные образы величайшей из войн никак не запечатлелись в музыке «Квартета на конец времени». Отвергая низкую, будничную сторону действительности, Мессиан хочет утвердить противостоящие ей традиционные ценности красоты и гармонии, высокой духовной культуры, причем не «реставрируя» их посредством какой-то стилизации, а щедро используя современную интонационность и соответствующие средства музыкального языка. Мессиан мыслит «вечными» образами католической ортодоксии и пантеистически окрашенного космологизма. Утверждая мистическое предназначение музыки как «акта веры», Мессиан дает своим сочинениям религиозные названия: «Видение Аминя» для двух фортепиано (1943), «Три маленькие литургии божественному присутствию» (1944), «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944), «Месса на Пятидесятницу» (1950), оратория «Преображение господа нашего Иисуса Христа» (1969), «Чаю воскресения мертвых» (1964, к 20-летию окончания второй мировой войны). Даже птицы с их пением — голос природы — истолковываются Мессианом мистически, они — «служители нематериальных сфер»; таково значение птичьего пения в сочинениях «Пробуждение птиц» для фортепиано с оркестром (1953); «Экзотические птицы» для фортепиано, ударных и камерного оркестра (1956); «Каталог птиц» для фортепиано (1956-58), «Черный дрозд» для флейты и фортепиано (1951). Ритмически изощренный «птичий» стиль встречается и в других сочинениях.
Нередки у Мессиана и элементы числовой символики. Так, «троичность» пронизывает «Три маленькие литургии» — 3 части цикла, каждая трехчастна, трижды три тембро-инструментальных единицы, унисонный женский хор иногда делится на 3 партии.
Однако характер музыкальной образности Мессиана, свойственные его музыке французская чувственность, часто «острая, горячая» экспрессия, трезвый технический расчет современного композитора, устанавливающего автономно-музыкальную структуру своего сочинения,- все это входит в известное противоречие с ортодоксальностью названий сочинений. Притом религиозные сюжеты встречаются лишь в части произведений Мессиана (он сам находит у себя чередование музыки «чистой, светской и теологической»). Другие стороны его образного мира запечатлены в таких сочинениях, как симфония «Турангалила» для фортепиано и волн Мартено с оркестром («Песнь любви, гимн радости времени, движению, ритму, жизни и смерти», 1946-48); «Хронохромия» для оркестра (1960); «Из ущелья к звездам» для фортепиано, валторны с оркестром (1974); «Семь хайку» для фортепиано с оркестром (1962); «Четыре ритмических этюда» (1949) и «Восемь прелюдий» (1929) для фортепиано; Тема с вариациями для скрипки и фортепиано (1932); вокальный цикл «Ярави» (1945, в перуанском фольклоре ярави — песнь любви, которая заканчивается только со смертью влюбленных); «Празднество прекрасных вод» (1937) и «Две монодии в четвертитонах» (1938) для волн Мартено; «Два хора о Жанне д’Арк» (1941); «Кантейоджая», ритмический этюд для фортепиано (1948); «Тембры-длительности» (конкретная музыка, 1952), опера «Святой Франциск Ассизский» (1984).
Как теоретик музыки Мессиан опирался главным образом на свое творчество, но также и на творчество других композиторов (в т. ч. русских, в частности, И. Стравинского), на григорианский хорал, русский фольклор, на воззрения индийского теоретика XIII в. Шарнгадевы. В книге «Техника моего музыкального языка» (1944) он изложил важную для современной музыки теорию модальных ладов ограниченной транспозиции и утонченную систему ритмов. Музыка Мессиана органично осуществляет и связь времен (вплоть до средневековья) и синтез культур Запада и Востока.
Сочинения:
для хора — Три маленькие литургии божественного присутствия (Trois petites liturgies de la presence divine, для жен. унисонного хора, фп. соло, волн Мартено, струн. oрк., и ударных, 1944), Пять решан (Cinq rechants, 1949), Месса Троицына дня (La Messe de la Pentecote, 1950), оратория Преображение господа нашего (La transfiguration du Notre Seigneur, для хора, орк. и солирующих инструментов, 1969); для оркестра — Забытые приношения (Les offrandes oubliees, 1930), Гимн (1932), Вознесение (L’Ascension, 4 симф. пьесы, 1934), Хронохромия (1960); для инструментов с оркестром — Турангалила-симфония (фп., волны Мартено, 1948), Пробуждение птиц (La reveil des oiseaux, фп., 1953), Экзотические птицы (Les oiseaux exotiques, фп., ударные и камерный орк., 1956), Семь Хайку (Sept Haп-kaп, фп., 1963); для духового оркестра и ударных — Чаю воскресение мертвых (Et expecto resurrectionem mortuorum, 1965, по заказу франц. правительства к 20-летию окончания 2-й мировой войны); камерно-инструментальные ансамбли — Тема с вариациями (для скр. и фп., 1932), Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps, для скр., кларнета, влч., фп., 1941), Чёрный дрозд (Le merle noir, для флейты и фп., 1950); для фортепиано — цикл Двадцать взглядов на младенца Иисуса (Vingt regards sur l’enfant Jesus, 19444), ритмических этюда (Quatre etudes de rythme, 1949-50), Каталог птиц (Catalogue d’oiseaux, 7 тетрадей, 1956-59); для 2 фортепиано — Видения Аминя (Visions de l’Amen, 1943); для органа — Небесное причастие (Le banquet celeste, 1928), органные сюиты, в т.ч. Рождество господне (La nativite du Seigneur, 1935), Органный альбом (Livre d’Orgue, 1951); для голоса с фортепиано — Песни земли и неба (Chants de terre et de ciel, 1938), Харави (1945) и др.
Учебники и трактаты: 20 lecons de solfeges modernes, P., 1933; Vingt lecons d’harmonie, P., 1939; Technique de mon langage musical, v. 1-2, P., 1944; Traite du rythme, v. 1-2, P., 1948.
Литературные сочинения: Conference du Bruxelles, P., 1960.