омнибус что это такое в истории

Омнибус

Из Википедии — свободной энциклопедии

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

О́мнибус (от лат. omnibus «всем», форма дат. падежа мн. числа лат. omnis «каждый») — многоместная повозка на конной тяге, вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века.

В Российской империи первые омнибусы появились летом 1830 года. Первые петербургские омнибусы представляли собой сезонный транспорт. К 1851 году курсировало четыре маршрута. Кареты каждого маршрута окрашивались в определённый цвет. [3] Постепенно омнибус был вытеснен конкой и, затем, трамваем. А в 1899 году русским инженером-изобретателем И. В. Романовым представлен проект первого в Российской империи электрического омнибуса, который был испытан на улицах Санкт-Петербурга в 1901 году. В том же году московским заводом «Дукс» была построена партия 10-местных электрических омнибусов.

Тем не менее, например, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года, а в Екатеринославе — до 1917 года и Гражданской войны (последний омнибус выполнял регулярные перевозки пассажиров на Новомосковск и обратно).

Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый «империал»).

Источник

Этот день в истории: 1662 год — появился первый общественный транспорт

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного пассажирского транспорта, названного впоследствии омнибусом. Позднее многоместные пассажирские конные экипажи различных конструкций использовались и в других городах. Однако массовое распространение омнибуса началось только в XIX веке.

Существует историческое заблуждение, что первый в мире омнибус начал функционировать в Нанте (Франция) в 1826 году. Однако правильнее будет сказать, что в Нанте в 1826 году впервые стали использовать слово «омнибус», что означает — «для всех».

Как свидетельствует знаменитый французский ученый и писатель XVII века Блез Паскаль, многоместные пассажирские экипажи были пущены в Париже ещё в 1662 году при «короле-солнце» Людовике XIV.

Именно с подачи Паскаля герцог де Роанне создал в тот период акционерное общество для реализации этого проекта, и 18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного пассажирского транспорта.

Карета ездила на конной тяге. Предназначалась в основном «для лиц, не имеющих возможностей пользоваться паланкином или каретой».

Вскоре после этого власти, поразмыслив, запретили ездить в омнибусах людям низкого звания. В результате этого недальновидного решения данный вид транспорта начал тихо увядать, лишившись основной массы пассажиров. И лишь в начале XIX века омнибус вновь стал популярным в Европе.

Омнибус комбинировал функции извозчика и дилижанса: как извозчик, омнибус перевозил пассажиров в городе; как дилижанс, он был маршрутным транспортным средством, перевозящим большое количество пассажиров на дальние расстояния.

Однако монополизм омнибуса продлился недолго: уже в тридцатых годах XIX века в городах появились первые конки. Тем не менее омнибус довольно долго продолжал оставаться востребованным. Например, в Санкт-Петербурге этот вид транспорта существовал вплоть до 1914 года.

В настоящее время в ряде европейских городов омнибусы выполняют функцию транспорта для туристов. А в городе Санта-Клара на Кубе омнибусы до сих пор используются как городской транспорт. При этом само название оказалась таким удачным, что в некоторых языках (например, в немецком) слово «омнибус» теперь используется для обозначения моторных автобусов.

Источник

Омнибус

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый «империал»).

Содержание

История

Европа

Считается, что первый в мире омнибус начал функционировать в Нанте (Франция) в 1826 году. Однако правильнее будет сказать, что в Нанте в 1826 году впервые стали использовать слово «омнибус». В частности Блез Паскаль свидетельствует, что многоместные пассажирские экипажи были пущены в Париже ещё в 1662 году при Людовике XIV. Герцог де Роанне с подачи Блеза Паскаля создал акционерное общество для реализации этого проекта и 18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного пассажирского транспорта, названного впоследствии омнибусом. Позднее многоместные пассажирские конные экипажи — омнибусы — различных конструкций использовались и в других городах. Однако массовое распространение омнибуса началось только в XIX веке.

В начале XIX века в Нанте молодой человек по имени Этьен Бюро (Étienne Bureau) создал транспортное средство для перевозки служащих своего деда-судовладельца между конторой его судоходной компании и таможней. Транспортное средство обычно базировалось на Площади Коммерции, рядом со шляпным магазином Омнэ (Omnès). На вывеске магазина было написано «Omnes Omnibus» (игра слов — omnes по-латыни «все», omnibus — «всем» или «для всех»). Так среди поссажиров линии вошло в оборот выражение «пойти к омнибусу», «сесть на омнибус».

Организатором публичного омнибусного сообщения в Нанте в 1826 году был бывший офицер Станислас Бодри (Stanislas Baudry). Выйдя в отставку, он открыл на окраине Нанта мучную мельницу, а чтобы с пользой утилизировать её тепло, — баню при ней. Для привлечения клиентов в баню и была организована омнибусная линия. Вскоре Бодри понял, что многие пассажиры ездят на омнибусе не только в баню, а сходят, не доезжая до конечной остановки, на промежуточных остановках. Это натолкнуло его на мысль о том, что его транспортное средство имеет самостоятельную ценность (при создании оно задумывалось как дополнение к бане). Бодри назвал своё транспортное средство «voiture omnibus», что значило «повозка для всех». Омнибус сочетал в себе функции извозчика и дилижанса: подобно извозчику омнибус перевозил пассажиров в городе (но извозчик работал в режиме такси) и подобно дилижансу омнибус был маршрутным транспортным средством, перевозящим большое количество пассажиров (но дилижанс был междугородным пассажирским транспортом). Скамьи в омнибусе Бодри были размещены вдоль бортов, вход был сзади.

Однако имеются также данные и том, что на два года раньше, чем в Нанте, омнибусное сообщение было организовано Джоном Гринвудом между Манчестером (Маркет-Стрит) и его пригородом Салфордом (Пенделтон). Омнибус начал ходить по этому маршруту 1 января 1824 года. [1]

В 1832 году омнибусы появились в Бордо и Лионе. Возможно, концепция была позаимствована в Нанте, хотя не исключено что идея просто «витала в воздухе».

Появились омнибусы и за пределами Франции. Лондонская газета от 4 июля 1829 года писала: «Новое транспортное средство, называемое омнибусом, начало ходить между Паддингтоном и Сити». Эта линия считается началом истории лондонского автобуса. Организатором омнибусного движения в Лондоне был Джордж Шилибир (George Shillibeer), который ранее, в 1827 году, находясь в Париже, разработал свой тип омнибуса. Сначала в Лондоне использовали 22-местные омнибусы, но они были слишком неповоротливы, и их заменили омнибусами на двенадцать пассажиро-мест. Первый маршрут лондонского омнибуса имел протяжённость в пять миль, на преодоление этого расстояния уходил час.

Америка

В Нью-Йорке омнибусы, как и в Лондоне, появились в 1829 году. Организатором омнибусного движения в Нью-Йорке был предприниматель Абрахам Брауэр (Abraham Brower), который также был известен как организатор добровольных пожарных команд. Первая омнибусная линия Нью-Йорка шла по Бродвею. Вскоре примеру Нью-Йорка последовали другие американские города: Филадельфия в 1830 году, Бостон в 1835 году и Балтимор в 1844 году.

Чаще всего городские власти давали разрешение на организацию омнибусных перевозок по определённому маршруту небольшим компаниям, которые до этого занимались ломовыми перевозками. Взамен компания брала на себя обязательство поддерживать определённый уровень качества предоставляемой транспортной услуги. Т. е. практически это были концессии на внутригородские пассажирские перевозки, а компании-перевозчики концессионерами. Нью-Йоркский омнибус очень скоро стал неотъемлемой частью города.

Конкуренты

Монополизм омнибуса продлился недолго: уже в тридцатых годах XIX века в городах появились первые конки. Однако популярны конки стали только после того, как в 1852 году французский инженер Альфонс Луба изобрёл ставшие впоследствии классикой рельсы с жёлобом для реборды колеса, что позволило утапливать такие рельсы в дорожное полотно. До этого использовались железнодорожные рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что заметно мешало прочему уличному движению. Поездка на конке, вагон которой ехал по ровным рельсам, была гораздо более удобной, чем езда в омнибусе, который трясло на неровностях дороги. Плюс меньшее сопротивление рельсов качению коночных железных колес позволяло тягловым лошадям тянут более тяжелый чем омнибус вагон. Следовательно коночный вагон получался более вместительным чем омнибусный экипаж.

В 1903 году в Лондоне начали действовать городские автобусы (первоначально их называли автомобиль-омнибусами). В это же время начинает быстро распространяться электрический трамвай. В течение последующих десяти—пятнадцати лет моторные автобусы, везде где они их стали использоваться, полностью вытеснили своих конных предшественников. В других городах омнибус был полностью вытеснен электрическим трамваем, также во многих городах замевшим конку.

Роль омнибуса

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

Омнибус оказал большое влияние на общество, в частности он способствовал урбанизации. В социальном плане омнибус в прямом смысле слова сблизил горожан. Только беднейшие не могли позволить себе пользоваться омнибусом. Благодаря омнибусам жителям ближайших пригородов стало проще добираться в центр города.

Омнибус в XXI веке

В настоящее время омнибусы используются как городской транспорт в городе Санта-Клара на Кубе. В ряде европейских городов омнибусы выполняют функцию транспорта для туристов.

Интересно, что в некоторых языках, например в немецком, слово «омнибус» теперь используется для обозначения моторных автобусов.

Источник

Значение слова «омнибус»

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

[От лат. omnibus — всем, для всех]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Многоместная (15—20 мест) повозка на конной тяге. Омнибус практически является предшественником автобуса. Постепенно омнибус был вытеснен конкой и, затем, трамваем. Тем не менее, например, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года, а в Екатеринославе — до 1917 года и Гражданской войны (последний омнибус выполнял регулярные перевозки пассажиров на Новомосковск и обратно).

Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый «империал»).

О’МНИБУС и (реже) ОМНИБУ’С, а, м. [от латин. omnibus — всем, для всех) (устар.). Конная общественная карета с платными местами для пассажиров и регулярным маршрутом. И омнибусов грустный стук, и длинных улиц пыльный шум. Плнскй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

о́мнибус

1. истор. вид общественного транспорта, многоместная повозка на конной тяге, предшественник автобуса ◆ Толпы народа, молодые и старые щёголи, блузники, женщины в пышных платьях теснились по панелям; раззолоченные рестораны и кофейные горели огнями; омнибусы, кареты всех родов и видов сновали вдоль бульвара; всё так и кипело, так и сияло, всё, куда ни падал взор… Тургенев, «Призраки», 1864 г. ◆ Много проезжало омнибусов, городских карет, фермеров верхами, ехавших или в город, или оттуда. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в историиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: оклад — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Омнибус что это такое в истории

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

Омнибус второй половины XIX века был основой тогда еще только зарождавшегося городского общественного транспорта. Об этом говорит уже самого его название, берущее начало от латинского omnibus, что переводится, как «для всех». Правда, этимология этого термина все же более тернистая.
Принято считать, что первый омнибус появился во французском Нанте в 1826 году. Молодой человек по имени Этьен Бюро создал транспортное средство для перевозки служащих своего деда-судовладельца, курсирующее между его конторой и таможней. Транспортное средство это обычно стояло на площади Коммерции, рядом со шляпным магазином Омнэ, на вывеске которого было написано «Omnes omnibus». Среди пользователей пассажирской линии быстро вошли в оборот выражения «пойти к омнибусу» и «сесть на омнибус».
Между тем куда корректнее будет сказать, что в 1826 году появился не первый омнибус, а лишь возник сам термин. Известно, в частности, что многоместные пассажирские экипажи были пущены в Париже полутора столетиями ранее, хотя массовое распространение они тогда так и не получили
Имеются свидетельства того, что за два года до омнибуса Бюро, в январе 1824 года, аналогичное пассажирское сообщение появилось в Англии: некий Джон Гринвуд организовал линию между Манчестером и его пригородом Салфордом.
Идея быстро была подхвачена во многих городах. Так, 4 июля 1829 года лондонская пресса сообщила, что новое транспортное средство, называемое омнибусом, начало ходить между Паддингтоном и Сити. Этот маршрут имел протяженность в пять миль, на преодоление которых уходил целый час. Появление именно этой линии считается сейчас отправной точкой истории лондонского автобуса. Организатором омнибусного движения в Лондоне стал Джордж Шилибир.

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

Обычно омнибусы являлись многоместными, вмещавшими до двух десятков пассажиров, повозками на конной тяге, причем сидячие места располагались не только внутри фургона, но и на крыше – так называемый империал. Скамьи в первых омнибусах шли вдоль бортов, а вход располагался сзади.
Пассажиры второго этажа поднимались наверх по чугунной лестнице и сидели под открытым небом на двух скамьях, развернутых спиной друг к другу. При этом, чтобы не слететь при тряске, требовалось упираться ногами в горизонтальный внешний барьер.
Сначала в Лондоне использовали 22-местные омнибусы, но они были слишком неповоротливы, и их заменили фургонами на двенадцать человек. Внутри таких омнибусов на первом этаже лицом друг к другу устанавливались сиденья на пять пассажиров с каждой стороны, обычно крытые синим бархатом. Окна никогда не открывались, а пол устилали соломой. Внутри, как можно судить уже хотя бы по этому полотну английского художника Дж.У. Джоя, написанному в 1895 году, рекламы на единицу площади стен приходилось не меньше, чем в современном московском метро.

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

Стремительный промышленный рост и урбанизация Лондона в XIX столетии привели к тому, что столица Британии все острее нуждалась в общественном транспорте. Люди шли пешком, брали кеб или садились в омнибус. Последние два средства транспорта, впрочем, были предназначены в основном для людей среднего достатка и выше. Даже ездить омнибусы начинали с восьми утра, когда все рабочие были уже на производстве. Дело в том, что проезд здесь стоил дороже, чем билет третьего класса на «рабочих» поездах.
Вообще весьма интересно об этом виде транспорта рассказывается в книге Татьяны Васильевны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии» (я почерпнул из этой книги немалую долю приводимого тут материала). Вот, к примеру, какую цитату современницы омнибусов приводит автор: «Кондуктор омнибуса отказался посадить меня вместе с леди, потому что, по его мнению, я была плохо одета. Я в этот день сильно торопилась и поэтому выглядела лохматой. Мне пришлось ждать следующего, на котором я и доехала».
Вообще часто случалось, что водители не останавливались для плохо одетой публики. В лучшем случае они замедляли движение, позволяя запрыгнуть на подножку.
По негласному правилу места на открытом втором этаже предназначались для мужчин. На дам, осмелившихся проехать там, смотрели с явным неодобрением, как на не возражавших, что прохожие будут заглядывать им под юбки.
Сара Дункан, автор книги «Американская девушка в Лондоне», сказала своей кузине, которая ехала на омнибусе:
«— Я полагаю, ты имеешь в виду в омнибусе. Не могла же ты, в самом деле, ехать на омнибусе, если только ты не была наверху! — миссис Портерис насмешливо улыбнулась.
— Вот именно! Я ехала наверху! — возразила я спокойно. — И это было здорово!
Миссис Портерис чуть не потеряла контроль над собой от такого неслыханного заявления. Губы ее заметно затряслись, и она сказала, еле сдерживая себя:
— Проехать через весь Лондон наверху омнибуса! Никогда больше не делай этого! Второй этаж — это не место для тебя! Ни за что и ни при каких обстоятельствах!»
Первый же этаж негласно закреплялся за леди, но при плохих погодных условиях им предпочитали пользоваться и мужчины. Таких женщины рассматривали как вещь для удобства пассажирок. Та же Сара Дункан пишет: «Их называли джентльменами-в-углу. Их руки, или трости, или зонтики всегда использовались любой леди, которая намеревалась позвонить в колокольчик, чтобы попросить остановиться. Казалось, что это была обязанность каждого, кто занимал угловое место, и каждый мужчина принимал это с покорностью».
По правилам этикета, которые оговаривали каждую сторону жизни обеспеченных слоев в викторианскую эпоху ханжества, включая поездки, тем не менее считалось, что мужчина не должен освобождать места для дам. Однако кондуктор, видя стоявших леди, постоянно спрашивал: «Может быть, кто-нибудь из джентльменов поднимется наверх и уступит место для леди?» — и сидевший, не выдержав давления со стороны взиравших на него дам, отправлялся наверх в холод и дождь.
Внутри пассажиры, согласно свидетельствам той эпохи, подвергались воздействию бесчисленных досадных раздражителей. Трости и зонты утыкались в спину, как вежливое предупреждение, что кто-то хочет выйти и что сидящий впереди пассажир должен дергать кондуктора за полу пальто или щипать его за икру с просьбой остановиться. «Вы задыхаетесь от запаха влажных зонтов, пальцы ног отдавлены сходящими или входящими пассажирами. Ваши соседи кашляют и сморкаются, младенец орет, карманные воры шныряют рядом, мушки, таящиеся в грязной соломе, вот-вот угодят вам в рот или глаза, и при этом все кругом грохочет, дребезжит и трясется!»

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

Помимо мест на первом и втором этажах, было еще четыре сиденья рядом с кучером, которые он за чаевые резервировал для постоянных пассажиров. Кондуктор стоял на узкой ступеньке слева от двери, и в его обязанности в кринолиновую эру, помимо взимания платы, входила помощь дамам с их широкими юбками, которые с трудом проходили в узкий проем.

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

До последней четверти XIX столетия билетов на омнибусы не существовало, а плата взималась по усмотрению кондуктора, который делился доходами с кучером-водителем. Отсюда, собственно, и становится понятно, почему количество остановок определялось наличием хорошо одетой публики.
Молли Хагес писала в 1870 году: «Мы останавливались где угодно, и главная цель была подобрать пассажиров, а не доехать до места как можно скорее. Путешествие из Ислингтона в западную часть города, что составляет приблизительно две мили, заняло больше часа!»
Когда же наконец-то были введены билеты, это встретило большое недовольство у обслуживающего персонала омнибусов и конок (прообраза трамвая на конной тяге). Они устроили забастовку, и несколько дней транспортная система Лондона пыталась справиться с перевозками, используя ресурсы лишь железной дороги. Впрочем, после все наладилось, и пассажиры более уже не зависели от настроения и прихоти водителей и кондукторов, которые были обязаны не только брать установленную плату, но и останавливаться в строго определенных местах.
На фотографии, кстати, изображена Флит-стрит, которую я уже показывал практически в этом же ракурсе, только столетием позже. 🙂

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

Уже в 1903 году в Лондоне вышли на линии первые городские автобусы, которые, кстати, тогда называли автомобилями-омнибусами. В течение последующих десяти с небольшим лет моторные автобусы полностью вытеснили своих конных предшественников. В Петербурге, к примеру, омнибус исчез в 1914 году.
До сих пор автобусы английских городов невозможно с какими-либо другими, кроме созданных по их образу и подобию и эксплуатируемых в некоторых городах прежних британских колоний. Линейные «даблдекеры», правда, давно обрели крышу над вторым этажом, а об империалах омнибусов прошлого напоминают разве что специальные автобусы частных фирм, ходящие по специальным туристическим маршрутам в центре Лондона.

омнибус что это такое в истории. Смотреть фото омнибус что это такое в истории. Смотреть картинку омнибус что это такое в истории. Картинка про омнибус что это такое в истории. Фото омнибус что это такое в истории

Более или менее подробно о современных британских пассажирских автобусах я уже как-то рассказывал, повторяться не буду. Добавлю только, что, как и раньше, второй этаж считается менее подходящим солидной публике, чем первый. Наверху чаще ездит молодежь, соответственно и состояние салонов второго этажа редко может вызвать восторг: сиденья и стены изрезаны и исписаны, а стекла – исцарапаны. В этом плане нет никакой разницы со втором этажом парижских поездов линий RER. Внизу же столь неухоженные салоны мне видеть не доводилось.
Однако после некоторого негатива хочу особо выделить, что система общественного транспорта в Лондоне мне лично очень понравились. Ею и в самом деле удобно пользоваться и (при отсутствии тяжелого багажа) в целом она является хорошей альтернативой ежедневным поездкам на личном автомобиле (тут еще можно напомнить, что въезд в центр Лондона платный и совсем недешевый, улицы узкие, а развязок и проспектов там нет и в помине). В ближайшие дни расскажу, наверное, про лондонскую подземку…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *