она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

Она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть картинку она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Картинка про она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. (2)Эту святую правду, зачастую не ощущая её жаром и болью сердца, знают все. (3)Константин Батюшков говорил: «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». (4)Это справедливо и в отношении знания нравственных начал, формирующих человека. (5)Знание сердца сильнее знания рассудка.

(6)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (7)Растёт парень в своем микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный уклад юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (8)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (9)Штамп нельзя любить подавно. (10)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (11)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (12)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный —особый, и покровский — особый, и старосадский — особый. (13)А этот, из микрорайона, каков он? (14)Общий, как все, — стало быть, никакой.

(15)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того, чем богата — до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери, — старая Москва: связи с прошлым. (16)Вот почему люди сохраняют исторический образ города, берегут для будущих поколений, изучают. (17)В памятниках архитектуры — деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота. (18)Пусть молодой человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя старины в благородной патине, он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы, где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. (19)Даже о достопримечательностях Москвы, таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены, Юсуповы палаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь, надо что-то знать, чтобы оценить по-настоящему, исполниться их прелести и важности.

Источник

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть картинку она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Картинка про она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-раному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

Она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть картинку она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Картинка про она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Когда Архимед, один из самых великих людей в истории человечества, один из немногих, кому посчастливилось реально раскрыть ту внутреннюю исполинскую энергию, которая, практически нетронутая, дремлет в каждом человеке, когда Архимед увидел тень занесенного над ним меча, он гневно закричал: (2)«Не тронь моих чертежей!» (3)И римский воин, животное в образе человека, оторопев вначале от этой дерзости, зарубил Человека мечом.

(6)Почему Архимед так сказал перед смертью? (7)Почему во все времена люди ценили мужество, дерзание, благородство, приоритет дела над сытым довольством, даже над собственной жизнью? (8)Чтобы ответить на этот вопрос, чтобы понять, почему с тонущего корабля сильные мужчины спасают в первую очередь детей и женщин, а не самих себя, надо еще и еще раз вернуться к тому, что жизнь человека и счастье человека — это чело-веческая жизнь и человеческое счастье.

(9)Если выйти за каноны строгих формулировок и сказать попросту, то истинно по-человечески может быть счастлив лишь тот, кто способен отдавать больше, чем брать. (10)Этот закон: отдавать больше, чем брать, я думаю, и есть тот основной закон человеческой эволюции, благодаря которому человечество и движется вперед в нравственном отношении, хоть и с зигзагами, подчас гораздо медленнее, чем хотелось бы.

Источник

Она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть картинку она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Картинка про она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

Определите и запишите основную мысль текста.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

(1)Украшению полотенец в русской деревне всегда придавали особое значение. (2)Узоры эти поражают гармонической красотой. (3)Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, раскинувшимся по серебристому льну. (4)Сколько вкуса, умения, труда!

(5)Конечно, украшали полотенца так щедро не случайно. (6)В старину эта незамысловатая вещица сопровождала человека, отмечая главные моменты его судьбы. (7)Особым полотенцем отирали новорождённого. (8)На свадьбе жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем – объединяли в крепкую семью. (9)И в будни полотенца всегда были рядом. (10)«Рукотёры» со скромным узором висели у рукомойника, а вымоешь лицо — подадут «утиральник». (11)Самыми же нарядными украшали избу: вешали в «красный» угол на образа, на зеркала и просто вдоль стен на крючки.

(12)Делали так не только для красоты: по старинному поверью, узоры на полотенцах несли в себе силу добра, оберегали от всякого зла. (13)Фон на тканях мастерицы называли «землёй», льняной холст олицетворял Мать Сыру Землю. (14)На «земле» рдеет, буквально горит яркими нитями вышитый орнамент. (15)Это образ огня, сходящего на равнину земли и дающего ей жизнь. (16)Древняя славянская легенда рассказывает, что всё на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. (17)А знаете, когда именно мастерицы-ткачихи изготовляли полотенца? (18)Оказывается, для этого было строго определённое время: весной, до начала полевых работ. (19)Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить жарче и скорее прогнать стужу, чтобы земля родила на радость людям богатые плоды. (20)Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

1. Украшению полотенец в русской деревне придавали особое значение.

2. Полотенца сопровождали человека в главные моменты его жизни.

3. Тайны старинных узоров на полотенцах.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста.

Источник

Она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Смотреть картинку она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Картинка про она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста. Фото она была божественной и хрупкой и плохо вписывалась в земные рамки основная мысль текста

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Человек на заре своей истории соорудил несколько необычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». (2)Ни много ни мало — «света»! (3)Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти его сооружения.

(4)Шли годы. (5)Одно за другим рушились рукотворные чудеса, а вокруг… (6)Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. (7)Она молчала, не могла, сообщить тщеславному человеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи тысяч раз больше. (8)Природа словно ожидала, когда он сам обо всем догадается.

(9)И Человек, к счастью, это понял.

(10)Что такое, например, египетские пирамиды по сравнению с дворцами, возводимыми африканскими термитами? (11)Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. (12)А вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! (13)То есть эти сооружения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохранившегося до наших дней человеческого чуда!

(14)На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений. (15)И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потрясающ, ошеломляющ, дивен, фантастичен… (16)Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?!

(17)Каждый вид без исключения!

(18)Представляете — два миллиона чудес сразу!

(19)И не известно, что преступнее — сжечь по-геростратовски храм Артемиды в Эфесе или свести на нет тот или иной вид. (20)Человеческое чудо отстроить можно. (21)Уничтоженное чудо Природы восстановить нельзя. (22)И биологический вид «человек разумный» обязан это помнить и лишь тогда оправдает видовое свое название.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *