опера травиата история создания

Тулуз-Лотрек и настоящая любовь. Из чего состоит «Травиата» Дмитрия Бертмана

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Премьера оперы «Травиата» Джузеппе Верди состоялась в театре «Геликон-опера» 22 октября. Режиссер и художественный руководитель театра Дмитрий Бертман собрал мощную команду: за дирижерский пульт встал народный артист России Александр Сладковский, декорации и костюмы создали заслуженные художники России Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный, а главные партии — Альфреда и Виолетты — исполнили звезды труппы Шота Чибиров и Юлия Щербакова.

В следующий раз спектакль можно увидеть 5 и 6 ноября.

24-летняя история любви

Ночной Париж конца XIX века. По мрачным улицам вокруг скрывающих небо зданий в стиле бозар слоняются бродяги. Состоятельные мужчины развлекаются в публичных домах. Где-то на Монмартре художники спорят об искусстве и разливают абсент. А куртизанка Виолетта Валери нарушает заведенный порядок своей жизни. Всерьез, без притворства, она влюбляется в благородного юношу Альфреда. Но по законам драмы счастье будет коротким.

Одна из популярнейших в мире опер вернулась во второй раз в репертуар «Геликон-оперы» и в восьмой — в творческую биографию Дмитрия Бертмана. Впервые он поставил «Травиату» здесь же в 1995 году. Потом спектакли о Виолетте Валери он ставил в театрах Германии, Франции, Канады, Новой Зеландии.

Новая версия отличается от всех предыдущих. Дело в переосмыслении сюжета, в акцентах, расставленных немного иначе: например, отец Альфреда здесь скорее положительный персонаж, нежели злодей-разлучник.

Работая с главной оперой Верди, Бертман много экспериментировал. Действие одной из своих «Травиат», например, перенес в ночной клуб 1990-х годов. В новом спектакле тоже есть временной сдвиг, но не такой большой — из середины XIX века в его конец, во времена расцвета импрессионизма.

Впервые «Травиата» была представлена публике в 1853 году, спустя год после коронации последнего императора Франции Наполеона III, и поразила зрителей в том числе и тем, что время действия совпадало с календарем.

Режиссер признается: в какой-то момент он думал, что ставить «Травиату» больше не будет, хотя предложения сделать это он получал в огромных количествах.

«Но сейчас, когда мы в этом потрясающем здании и у нас такой огромный репертуар, не играть “Травиату” грешно», — признается он.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Главное в музыке Верди — простота

Одно из главных событий «Травиаты» — согласие Александра Сладковского стать дирижером-постановщиком. Для него — народного артиста России, превратившего Государственный симфонический оркестр Татарстана в один из лучших в мире, — это первое сотрудничество с «Геликон-оперой».

Сладковский уверен, что главное в музыке Верди — это простота. Сам итальянский стиль предполагает легкость, динамику, воздушность.

«“Травиата” проста и ясна для любого зрителя. Зрители почувствуют легкость и красоту этой оперы. Все, что происходит на сцене, настолько изящно, элегантно и красиво, что я не могу оторвать взгляд», — поделился он.

Дмитрий Бертман с ним согласен. Для него Верди — это особенная тема. «Верди разный, абсолютно разный, и в этом его гениальность. Я бы сказал даже, что это Игорь Крутой XIX века», — говорит режиссер.

Репетировали «Травиату» месяц. Александр Сладковский — в меру строгий, но безумно талантливый. Так считают артисты, которые работали с ним впервые.

«Он может быть требовательным, но всегда подойдет и объяснит, что именно он хочет и как лучше этого достичь. Он человек-фанат, который настолько погружается в работу, что когда что-то выходит из этого распорядка, его может это немного вывести из себя. Но не стоит все воспринимать близко к сердцу. Он может резко высказаться и тут же похвалить. Я работал со многими дирижерами, и мне с ним было абсолютно комфортно», — рассказал Шота Чибиров, исполнивший роль Альфреда.

«Что мне очень понравилось: он предлагает свою трактовку, партию хочется исполнять именно так, как он просит, и все это замечательно — темпы, энергия. Мощные импульсы, которые он дает перед каждым вступлением, очень стимулируют. За ним хочешь идти», — вспоминает о репетициях Юлия Щербакова (Виолетта).

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Совершенно другая «Травиата»

Атмосферу Парижа конца XIX века воссоздали Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный, которые всегда работают в тандеме. По их задумке комната Виолетты — опрятная и уютная в начале оперы — в конце становится обшарпанной каморкой. Сцена превращается то в публичное заведение где-то в трущобах города, то в шикарный светлый дом.

Они также работали над гардеробом героев — соблазнительными корсетами и чулками, легкими платьями, изящными шляпами и строгими костюмами, которые будто сошли с плакатов и картин Анри де Тулуз-Лотрека.

Нежная Виолетта и самовлюбленный Альфред

«Травиату» играют в нескольких составах. Один из исполнителей партии Альфреда — тенор Шота Чибиров — лауреат многочисленных международных вокальных конкурсов. Он говорит, что долго пытался разобрать образ своего героя, чтобы понять, что же все-таки им руководит.

«Я считаю, что Альфред, которого я воплощаю, искренне первый раз испытал любовные чувства именно к Виолетте. Он по-настоящему в нее влюблен. Но влюбленность и любовь — это разные вещи. Любил ли он ее или свои чувства к ней — вот главный вопрос. Он больше похож на самовлюбленного юнца, потерявшего любимую игрушку, которой он наслаждался и которая сделала его лучше», — рассказал артист.

Юлия Щербакова (сопрано), исполнительница роли Виолетты, напротив, сочувствует своей героине и восхищается ею.

«Я ее очень люблю. Виолетта жизнерадостная, темпераментная, энергичная женщина. Но при всем этом она очень ранимая, в ней много нежности. Интересно, что она любит свою профессию и с удовольствием работает куртизанкой. Но только когда она встречает истинную любовь, Альфреда, ее сердце открывается по-настоящему», — считает актриса.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история созданияопера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

От провала до мирового признания

Впервые «Травиату» итальянского композитора Джузеппе Верди показали в 1853 году — в венецианском театре «Ла Фениче». Музыку мастер создал всего за 40 дней. Либретто написал Франческо Мария Пьяве — по мотивам романа «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына.

Однако зрителям картина современного Парижа показалась неприглядной. Они говорили: сделать главной героиней куртизанку — аморально. Опера с треском провалилась, был грандиозный скандал. Верди пришлось местами ее переделать, и только после этого — через год — ее приняли на ура. Сегодня «Травиата» — самая исполняемая опера в мире.

Источник

История постановок оперы Джузеппе Верди «Травиата»

История постановок оперы Джузеппе Верди «Травиата»

Опера итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901) «Травиата» была написана по сюжету романа французского писателя Александра Дюма-сына (1824-1895) «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и ум привлекали многих знаменитых людей того времени. Среди ее поклонников был и Дюма-сын, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма-сына молва приписывала настояниям его отца. Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых – она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, – юноше, которого Маргарита полюбила, склонны были видеть самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Джузеппе Верди, который вскоре принялся за создание оперы.

В своей «Травиате» композитор частично отразил события личной жизни – роман с оперной дивой Джузеппиной Стреппони, с которой Верди прожил 11 лет, прежде чем официально женился.

Либретто оперы было написано Франческо Пиаве (1810-1876). Композитор также активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия.

Верди сделал героиней оперы женщину, отвергнутую обществом, подчеркнув это в названии: «Травиата» – по-итальянски падшая, заблудшая. Композитор показал благородство и душевную красоту своей героини куртизанки Виолетты, ее превосходство не только над средой, которая ее окружает, но и над представителем светского общества – отцом Альфреда.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Репродукция фотографии певицы Антонины Неждановой в роли Виолетты в опере Джузеппе Верди «Травиата»

Премьера «Травиаты» состоялась 6 марта 1853 года в венецианском театре Ла Фениче, и опера встретила не самый теплый прием. Год спустя «Травиата», показанная в Театре Сан-Бенедетто в Венеции в костюмах XVIII века, имела большой успех.

В мировой премьере «Травиаты» под управлением маэстро Гаэтано Мареза пели сопрано Фанни Сальвини-Донателли, представитель известной певческой семьи тенор Лодовико Грациани и знаменитый баритон Феличе Варези, первый исполнитель партий Макбета, Риголетто и ряда других.

Триумфальное мировое шествие «Травиаты» началось в 1855 году – Вена, Мадрид, Барселона. В 1856 году ее впервые услышали парижане, где в «Театре Итальен» партию Виолетты исполнила певица Мариэтта Пикколомини. В том же году состоялись премьеры в Лондоне и Нью-Йорке, в 1857 году опера была поставлена в Гамбурге.

Российская история «Травиаты» началась в 1856 году в Петербурге и связана с именами итальянских исполнителей – сопрано Анджолины Бозио в роли Виолетты и лирического тенора Энрико Кальцолари в роли Альфреда, которые имели заслуженный успех у публики.
Первая постановка «Травиаты» в Большом театре на итальянском языке состоялась 14 ноября 1858 года. В спектакле были заняты сопрано Элеонора Бушек (Виолетта), тенор Михаил Владиславлев (Альфред) и баритон Константин Божановский (Жермон).

В переводе на русский опера впервые прозвучала в Мариинском театре в 1868 году в исполнении сопрано Аделаиды Бюдель-Адами, лирического тенора Николая Андреева и баритона Ивана Мельникова.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Партия Виолетты стала любимой для примадонн всех поколений. Среди ее исполнительниц – итальянские певицы Аделина Патти, Роза Понсель, Рената Тебальди, греческое сопрано Мария Каллас, австралийская оперная дива Джоан Сазерленд, испанская оперная певица Монсеррат Кабалье, канадское лирическое сопрано Тереза Стратас.

В ХХ веке опера «Травиата» связала классическую музыку и кинематограф. В 1982 году итальянский режиссер Франко Дзеффирелли создал экранизацию оперы.

Дзеффирелли несколько раз ставил «Травиату» на сцене: в Далласе (1958), в миланском «Ла Скала» (1964), в нью-йоркском Метрополитен-опера (1979). Идею экранизации «Травиаты» режиссер вынашивал с 1950 года, желая снять в главной роли знаменитую певицу Марию Каллас, выступавшую в его постановках 1958 и 1964 годов. Драматическая интерпретация этой партии, сделала Каллас одной из лучших исполнительниц партии.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Мария Каллас в опере Джузеппе Верди «Травиата» (партия Виолетты)

Главные роли в фильме «Травиата» исполнили канадская оперная певица греческого происхождения Тереза Стратас и известный испанский тенор Пласидо Доминго. В сцене бала-маскарада танцевали известные солисты советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

В 1992 году итальянский продюсер Андреа Андерманн взялся за большой проект – фильм «Травиата в Париже», который готовился в течение восьми лет – с 1992 по 2000 год. В течение двух дней постановка 2000 года транслировалась в прямом эфире в 125 странах мира. Съемки проходили в местах, где непосредственно разворачивалась эта любовная драма: первое действие – в итальянском посольстве в Париже, второе действие – в Версале, третье – во дворце «Пари Пале», четвертое – на острове напротив Собора Парижский Богоматери. Главную роль исполнила российская певица Этери Гвазава.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Кадр из фильма «Травиата в Париже» Андреа Андерманн

«Травиата» не теряет свою популярность – каждый режиссер пытается поставить свою оперу, отличную от предыдущих.

В Москве оперный экспериментатор режиссер театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман в постановке «Травиаты» 1995 года поместил на сцене огромную кровать и окружил Виолетту детскими игрушками.

Режиссер и хореограф Алла Сигалова в московском театре «Новая Опера» перенесла действие в Париж 1930-х годов, определенно указав род занятий героини и посадив ее на велосипед. Премьера спектакля состоялась в 1999 году.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Премьерой новой «Травиаты» в 2004 году начались гастроли оперной труппы театра в США.

В Москве премьера спектакля состоялась в ноябре 2006 года. В роли Виолетты – солистка оперы сопрано Хибла Герзмава.

Наиболее известной постановкой начала XXI века стал спектакль «Травиата» на Зальцбургском фестивале 2005 года. Он был поставлен немецким режиссером Вилли Декером. Сцена почти лишена декораций и представляла собой светлый полукруг, выгороженный голубоватой вогнутой стеной – полусферой, вдоль которой расположена скамья-ступень. Единственным постоянно присутствующим на сцене предметом (за исключением финала) являются огромные круглые часы с движущимися черными стрелками. Режиссер акцентировал тему: «звезда» – идол и игрушка толпы. В спектакле участвовало звездное трио: русское сопрано Анна Нетребко, мексиканский тенор Роландо Виллазона и американский баритон Томас Хэмпсон.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Сцена из спектакля «Травиата» режиссера Вилли Декера

Выпущенная на DVD «Травиата» Декера разошлась большим тиражом.

В канун Нового 2011 года Вилли Декер осуществил свою постановку в «Метрополитене». Главные роли исполнили российское сопрано Марина Поплавская, американский лирический тенор Мэтью Поленцани и польский баритон Анджей Доббер.

С Анной Нетребко в главной роли состоялась премьера «Травиаты» в постановке режиссера Шарля Рубо в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в декабре 2002 года.

В марте 2009 года состоялась премьера оперы «Травиата» на сцене Михайловского театра в Петербурге под управлением известного в Европе маэстро Петера Феранеца. В главных партиях выступили Наталья Миронова, Дмитрий Головнин и Александр Ненадовский.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Прогон оперы «Травиата» в Большом театре

В роли Виолетты в спектаклях Большого театра заняты известные сопрано Венера Гимадиева, Вероника Джиоева, Альбина Шагимуратова и Оксана Шилова. Роль Альфреда исполняют российские тенора Алексей Долгов Евгений Наговицын и мексиканец Артуро Чакон-Крус. В роли Жермона, отца Альфреда, выступают баритоны Эльчин Азизов, Игорь Головатенко и Василий Ладюк.

Воспоминания знаменитой куртизанки на сцене Большого. Фото >>

1. Вступление (На балу у Флоры) из оперы «Травиата». Исполняют Г. Диомидова и С. Лемешев, оркестр ГАБТа. Запись 1983 года

2. Рената Скотто исполняет арию Виолетты из оперы «Травиата». Запись 1964 года

3. Галина Вишневская и Сергей Лемешев исполняют дуэт из оперы «Травиата». Запись 1963 года

Предоставлено ФГУП «Фирма Мелодия»

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Прогон оперы Травиата в Большом театре

Источник

История постановок оперы Джузеппе Верди «Травиата»

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Опера итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901) «Травиата» была написана по сюжету романа французского писателя Александра Дюма-сына (1824-1895) «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и ум привлекали многих знаменитых людей того времени. Среди ее поклонников был и Дюма-сын, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма-сына молва приписывала настояниям его отца. Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых – она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, – юноше, которого Маргарита полюбила, склонны были видеть самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Джузеппе Верди, который вскоре принялся за создание оперы.

В своей «Травиате» композитор частично отразил события личной жизни – роман с оперной дивой Джузеппиной Стреппони, с которой Верди прожил 11 лет, прежде чем официально женился.

Либретто оперы было написано Франческо Пиаве (1810-1876). Композитор также активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия.

Верди сделал героиней оперы женщину, отвергнутую обществом, подчеркнув это в названии: «Травиата» – по-итальянски падшая, заблудшая. Композитор показал благородство и душевную красоту своей героини куртизанки Виолетты, ее превосходство не только над средой, которая ее окружает, но и над представителем светского общества – отцом Альфреда.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Премьера «Травиаты» состоялась 6 марта 1853 года в венецианском театре Ла Фениче, и опера встретила не самый теплый прием. Год спустя «Травиата», показанная в Театре Сан-Бенедетто в Венеции в костюмах XVIII века, имела большой успех.

В мировой премьере «Травиаты» под управлением маэстро Гаэтано Мареза пели сопрано Фанни Сальвини-Донателли, представитель известной певческой семьи тенор Лодовико Грациани и знаменитый баритон Феличе Варези, первый исполнитель партий Макбета, Риголетто и ряда других.

Триумфальное мировое шествие «Травиаты» началось в 1855 году – Вена, Мадрид, Барселона. В 1856 году ее впервые услышали парижане, где в «Театре Итальен» партию Виолетты исполнила певица Мариэтта Пикколомини. В том же году состоялись премьеры в Лондоне и Нью-Йорке, в 1857 году опера была поставлена в Гамбурге.

Российская история «Травиаты» началась в 1856 году в Петербурге и связана с именами итальянских исполнителей – сопрано Анджолины Бозио в роли Виолетты и лирического тенора Энрико Кальцолари в роли Альфреда, которые имели заслуженный успех у публики.
Первая постановка «Травиаты» в Большом театре на итальянском языке состоялась 14 ноября 1858 года. В спектакле были заняты сопрано Элеонора Бушек (Виолетта), тенор Михаил Владиславлев (Альфред) и баритон Константин Божановский (Жермон).

В переводе на русский опера впервые прозвучала в Мариинском театре в 1868 году в исполнении сопрано Аделаиды Бюдель-Адами, лирического тенора Николая Андреева и баритона Ивана Мельникова.

Партия Виолетты стала любимой для примадонн всех поколений. Среди ее исполнительниц – итальянские певицы Аделина Патти, Роза Понсель, Рената Тебальди, греческое сопрано Мария Каллас, австралийская оперная дива Джоан Сазерленд, испанская оперная певица Монсеррат Кабалье, канадское лирическое сопрано Тереза Стратас.

В ХХ веке опера «Травиата» связала классическую музыку и кинематограф. В 1982 году итальянский режиссер Франко Дзеффирелли создал экранизацию оперы.

Дзеффирелли несколько раз ставил «Травиату» на сцене: в Далласе (1958), в миланском «Ла Скала» (1964), в нью-йоркском Метрополитен-опера (1979). Идею экранизации «Травиаты» режиссер вынашивал с 1950 года, желая снять в главной роли знаменитую певицу Марию Каллас, выступавшую в его постановках 1958 и 1964 годов. Драматическая интерпретация этой партии, сделала Каллас одной из лучших исполнительниц партии.

Источник

Опера травиата история создания

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Опера в трех действиях Джузеппе Верди на либретто (по-итальянски) Франческо Марии Пьяве, основанное на пьесе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», в основе которой, в свою очередь, лежит его же полуавтобиографический роман.

Действующие лица:

ВИОЛЕТТА ВАЛЕРИ, куртизанка (сопрано)
ФЛОРА БЕРВУА, другая куртизанка (меццо-сопрано)
АЛЬФРЕД ЖЕРМОН, молодой человек из Прованса (тенор)
ЖОРЖ ЖЕРМОН, его отец (баритон)
БАРОН ДЮФАЛЬ, покровитель Виолетты (баритон)
Д-Р ГРЕНВИЛЬ (бас)
АННИНА, горничная Виолетты (сопрано)

Время действия: 1846 год.
Место действия: Париж и пригород Отейль.
Первое исполнение: Венеция, театр «Ла Фениче», 6 марта 1853 года.

Когда «Травиата» впервые была исполнена 6 марта 1853 года в Венеции, это был решительный провал. Опера не понравилась ни критикам, ни публике. Большая проблема возникла с певцами: слишком пышной была героиня, умирающая от чахотки, и все думали, что это шутка. Другой проблемой были костюмы: опера исполнялась в современных одеждах (то есть, конечно, в современных для 1853 года), а тогда для всех было непривычно, чтобы в Большой опере исполнители были одеты по-современному. В более позднем исполнении все это было изменено. И вот тогда опера снискала успех в Италии. Широкая публика полюбила ее — причем с самого начала — также в Англии и Америке, но только не критики. Они считали, что история эта «отвратительна, ужасна и аморальна». Но критики нередко поначалу ошибаются, а публика обычно права. Сегодня эта опера, ставшая на сто пятьдесят лет старше, одна из самых популярных, а историю Виолетты можно найти в книжках оперных сюжетов, адресованных детям. Вот вам и мораль критиков.

ПРЕЛЮДИЯ

История эта, конечно, о болезни и о любви. Само по себе это не слишком привлекательное сочетание. Однако, когда осознаешь, что первая тема знаменитой прелюдии — не что иное, как мотив болезни героини, а вторая — ее любви, то убеждаешься, как чудесно композиторы порой могут высказываться о вещах, казалось бы, малопривлекательных. И это великолепный урок для нас.

ДЕЙСТВИЕ I

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Первое действие происходит во время вечернего приема гостиной дома Виолетты Валери. В глубине дверь, ведущая в другие комнаты; по бокам две другие комнаты. Слева камин; над ним зеркало. Посреди сцены роскошно сервированный стол. Хозяйка дома — Виолетта, очаровательная молодая дама довольно сомнительной репутации. (В сущности, Александр Дюма-сын, автор романа, давшего сюжет для оперы, основывал ее характер на чертах реальной куртизанки, которую он знал и любил в Париже в 40-е годы XIX века. Ее настоящее имя было Альфонзина Плесси, но она изменила его на Мария Дюплесси, дабы оно звучало более возвышенно.) Виолетта, сидя на диване, весело болтает с доктором и некоторыми друзьями, другие, прогуливаясь, идут навстречу запоздавшим гостям, в числе которых барон и Флора под руку с маркизом. Уже по первым звукам интродукции нам становится ясно, что это очень веселая компания. Довольно скоро Виолетта представляет собравшемуся обществу молодого человека, приехавшего в Париж из провинции. Это Альфред Жермон, милый, слегка наивный юноша с великолепным тенором. Он демонстрирует его в своей «Застольной песне» (Brindisi): «Libiam, ne’lieti calici» («Высоко поднимем мы кубки веселья»). Виолетта, а затем и все остальные подхватывают песню и соединяются в беззаботном вальсовом ритме этой мелодии. Все гости устремляются в соседний зал танцевать, но Виолетта задерживается в комнате, она чувствует слабость, ее мучает кашель. Альфред, который тоже задерживается в комнате, очень серьезно обращается к ней и говорит о том, как сильно он ее любит, несмотря на то, что видел ее раньше лишь издалека. Его слова так нежны, так страстны, что Виолетта одновременно и взволнована и озадачена. С деланной беззаботностью и веселостью она советует ему забыть ее. Она знает, что девушки ее сорта не подходят для этого искреннего молодого человека. Их голоса сливаются в экспрессивной колоратуре в конце этого дуэта, и, перед тем как гости возвращаются, она обещает вновь увидеться с ним на следующий день.

Поздняя ночь. Гости расходятся, и Виолетта остается одна. Следует ее большая сцена. Она поет арию «Ah, forse lui che l’anima solinga ne’tumulti» («Не ты ли мне в тиши ночной в сладких мечтах явился»): неужели этот провинциальный юноша действительно может принести истинную любовь в ее жизнь ночной бабочки. Она подхватывает страстную мелодию, которую пела незадолго до того, но затем (в так называемой cabaletta к арии) она восклицает: «Безумье! Безумье!», «Sempre libera» («Быть свободной, быть беспечной») — вот содержание второй части ее арии. Ее жизнь должна быть свободной. На секунду она умолкает, поскольку слышит под балконом голос Альфреда, повторяющего свою любовную музыку, но Виолетта только еще больше упрямится. Стремясь заглушить зов любви, она повторяет свои колоратурные рулады. Почти все сопрано доводят эти рулады до верхнего до, хотя сам Верди и не написал их таким образом. По окончании этого действия мы знаем, что при всем своем внутреннем сопротивлении эта дама уже пылает страстью.

ДЕЙСТВИЕ II

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Сцена 1 происходит спустя три месяца. Любовная история, начавшаяся на вечере в доме Виолетты, получила продолжение, и теперь Виолетта уединилась с Альфредом в маленьком дачном домике в окрестностях Парижа. Занавес поднимается, и мы видим гостиную в нижнем этаже дома. В глубине две стеклянные двери, ведущие в сад. Между ними, прямо перед зрителем, — камин, над которым зеркало и часы. На первом плане также двери — одна против другой. Кресла, столы, несколько книг и письменный прибор. Входит Альфред; он в охотничьем костюме. В первой своей арии «De’ miei bollenti spiriti» («Мир и покой в душе моей») он поет о том, как Виолетта дорога ему и как он без ума от нее. Но именно Виолетта оплачивает все счета за это их теперешнее жилье; и из разговора с Анниной, ее служанкой, Альфред узнает, что Виолетта собирается продать кое-что из своих личных вещей (например, не нужные ей теперь карету и лошадей). Горячий юноша сам устремляется в Париж, чтобы раздобыть необходимую тысячу луидоров. И когда появляется — несколько минут спустя — отец Альфреда, он застает Виолетту в одиночестве. Звучит длинный выразительный дуэт. Поначалу отец резко требует, чтобы Виолетта порвала с Альфредом. Постепенно он начинает понимать, что в этой женщине есть истинное благородство, и тогда он меняет тон: теперь он не требует, а умоляет ее. Сестра Альфреда, говорит он, никогда не сможет хорошо выйти замуж, пока длится эта «скандальная» связь ее брата. Он формулирует этот довольно грубый аргумент в деликатной форме, разливаясь медоточивыми речами. И — что кажется неожиданным — на Виолетту это производит впечатление. Предваряя его довольно долгое прощание, она обещает ему отказаться от любви ее жизни и скрыть от Альфреда причины этого отказа. Она быстро пишет письмо Альфреду, а также принимает приглашение на прием к Флоре Бервуа, одной из своих старых подруг.

Виолетта не успевает закончить, как появляется Альфред. Он полон уверенности, что отец полюбит ее, как только увидит. Сердце женщины разрывается. Виолетта молит его всегда любить ее, затем незаметно для него покидает дом и уезжает в Париж. Мгновение спустя слуга приносит ему ее прощальное письмо. Совершенно подавленный, он готов бежать за нею. В этот момент появляется отец и останавливает его. Старый Жермон поет свою знаменитую арию «Di provenza il mare» («Ты забыл край милый свой»), в которой напоминает сыну об их доме в Провансе и умоляет его вернуться. Альфред безутешен. Вдруг он видит приглашение Флоры и решает, что именно из-за этого приглашения Виолетта бросила его. В порыве ревности он устремляется в Париж, чтобы отомстить «вероломной» возлюбленной.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Сцена 2 переносит нас в обстановку бала-приема, подобного тому, с которого началась опера. На сей раз хозяйка Флора Бервуа. Занавес поднимается, и взору зрителя открывается галерея в палаццо Флоры. Убранство и освещение очень богатое. Двери, ведущие в другие апартаменты, в глубине и по бокам. Справа, ближе к зрителю, карточный стол, слева роскошно убранный цветами буфет с фруктами и прохладительными напитками. Повсюду кресла, стулья, диваны. Флора заботится о развлечении своих гостей. Цыгане-танцоры и певцы поют в начале сцены. Довольно скоро появляется Альфред. Все удивлены, что видят его одного, без Виолетты, но он дает понять, что его мало интересует, где она и что с ней. В это время появляется Виолетта в сопровождении барона Дюфаля, одного из ее друзей по старым недобрым временам. Барон и Альфред явно не выносят друг друга, они начинают играть в карты на довольно большие ставки. Альфред постоянно выигрывает, и, пока оркестр исполняет небольшую тревожную тему, Виолетта, сидя поодаль, молит, чтобы мужчины не повздорили. К счастью, как раз тогда, когда Альфред почти до конца обчистил своего пожилого соперника, звучит приглашение к ужину. Виолетта умоляет Альфреда покинуть дом Флоры; она опасается, что дело может кончиться дуэлью. Альфред говорит, что он уйдет, но только с нею, а затем требует, чтобы она ответила, любит ли она барона. Помня об обещании, которое она дала старому Жермону, Виолетта говорит неправду: да, говорит она, она любит барона. Тогда Альфред призывает гостей и на глазах у всех в пылу гнева швыряет Виолетте все выигранные им у барона деньги как плату за былую любовь. Это поведение шокирует — даже если учесть, что это молодой француз 40-х годов XIX века. Но более всех потрясен его собственный отец, прибывший на бал как раз в тот момент, когда Альфред произносит свои страшные слова. Он осуждает сына за неблагородный жестокий поступок. Да и сам Альфред смущен — смущен своей выходкой («О, что я сделал! Верх преступленья!»). Сцена завершается большим ансамблевым номером. Барон вызывает Альфреда на дуэль. Жермон уводит сына; барон следует за ними. Флора и доктор уводят Виолетту во внутренние комнаты. Остальные расходятся.

ДЕЙСТВИЕ III

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Последнее действие начинается с очень красивого и очень грустного вступления. Оно повествует о болезни, подтачивающей здоровье Виолетты, и, когда занавес поднимается, первоначальное напряжение в музыке возвращается. Бедная девушка теперь живет в убогой квартире в Париже. Она лежит, неизлечимо больная, в постели, о ней заботится преданная Аннина. Доктора Гренвиля пригласили, чтобы он успокоил Виолетту, внушил ей хоть какую-то надежду. Но Виолетта все понимает; чуть позже доктор шепчет на ухо Аннине, что ее жизнь — это вопрос часов. Виолетта отсылает горничную раздать половину ее состояния в двадцать луидоров бедным и затем откидывается на подушки, чтобы прочитать письмо. Оно от старика Жермона; оно пришло несколько недель назад, и в нем сообщается, что Альфред ранил барона на дуэли, покинул страну, но что теперь Альфред знает о той жертве, которую принесла Виолетта, и приедет к ней, чтобы самому просить у нее прощения. Виолетта понимает, что уже слишком поздно. Она поет возвышенную арию «Addio del passato» («Простите вы навеки о счастье мечтанья»). В конце арии за окнами раздаются голоса веселящейся толпы — ведь в Париже это время карнавала — праздника, которому Виолетта шлет свое последнее прощание.

Неожиданно возвращается запыхавшаяся Аннина, она сообщает о приезде Альфреда. Он вбегает, и влюбленные поют трогательный дуэт «Parigi, о cara» («Париж мы покинем»). В нем они предаются мечтам покинуть Париж, чтобы Виолетта на природе могла восстановить свои силы, и тогда они заживут счастливо. Виолетта лихорадочно зовет, чтобы ей помогли одеться — у нее уже нет сил даже на это. Аннина выбегает за доктором. В комнату входит Жермон, как раз в тот момент, когда Виолетта приносит свою последнюю печальную жертву: она дарит Альфреду медальон со своим портретом и просит, чтобы он передал его своей будущей жене. Пусть она знает, что есть ангел, который молится за них обоих. Вдруг на мгновение Виолетта чувствует облегчение, словно жизнь вернулась к ней. В оркестре в верхнем регистре слышится трепетная любовная музыка из первого действия. Но это лишь эйфория, столь часто предшествующая смерти. И с возгласом «Е spenta!» («О радость») Виолетта падает в объятия своего горько раскаивающегося возлюбленного.

Postscriptum по поводу исторических обстоятельств. На кладбище Монмартра, прямо у церкви Святого Сердца, туристы по сей день посещают могилу Марии Дюплесси, прототипа героини оперы, traviata (итал. — заблудшая девушка). Она умерла 2 февраля 1846 года, через девятнадцать дней после своего двадцать второго дня рождения. Среди большого числа ее любовников в последний год ее жизни были Александр Дюма-сын и Ференц Лист.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

История создания

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Сюжет «Травиаты» заимствован из драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди ее поклонников был и Дюма, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма молва приписывала настояниям его отца — прославленного автора «Трех мушкетеров». Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых — она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, — юноше, которого Маргарита полюбила чистой и беззаветной любовью, склонны были видеть самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям буржуазного общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала шумный успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Верди, который вскоре принялся за создание оперы. Его сотрудником был Ф. Пиаве (1810—1876) — один из лучших либреттистов того времени. Композитор активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия. «Травиата» была поставлена 6 марта 1853 года в Венеции и потерпела скандальный провал.

Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом; он специально подчеркнул это названием («Травиата» — по-итальянски падшая, заблудшая). Композитор показал благородство и душевную красоту Виолетты, ее превосходство не только над той легкомысленной средой, которая ее окружает, но и над добродетельным представителем светского общества — отцом Альфреда. Горячее сочувствие к жертве социального неравенства, беспощадное осуждение лицемерной буржуазной морали, показ на оперной сцене современной жизни — все это нарушало обычную традицию и было главной причиной провала оперы.

Однако Верди твердо верил, что «Травиата» добьется признания. Через год опера вновь была поставлена в Венеции и имела огромный успех. Для этой постановки Верди согласился убрать современные костюмы: действие было перенесено в более отдаленную эпоху, на полтора столетия назад (вскоре, однако, он восстановил современную обстановку драмы). Спустя некоторое время «Травиата» стала одной из самых знаменитых опер в репертуаре мирового музыкального театра. Дюма, познакомившись с «Травиатой», сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».

Музыка

«Травиата» — одна из первых в мировой оперной литературе лирико-психологических опер — интимная драма сильных и глубоких чувств. Современный сюжет, простота и обыденность интриги позволили Верди создать подлинно реалистическое произведение, поражающее своей правдивостью, трогающее человечностью. В опере богато использованы ритмы и мелодии бытовой музыки — главным образом вальса, то веселого и грациозного, то драматичного и скорбного. Небольшая оркестровая прелюдия воссоздает печальный облик умирающей; широко струится светлая, мелодия любви.

В первом акте два раздела: первый рисует беспечный мир, в котором живет Виолетта, второй содержит ее лирическую характеристику. Радостный хор гостей вводит в атмосферу шумного празднества. Приподнятое настроение сохраняется и в ликующей застольной песне Альфреда «Высоко поднимем мы кубки веселья», подхватываемой хором, и в стремительном вальсе за сценой. Центральный эпизод дуэта — нежное признание Альфреда «В тот день счастливый», выразительная мелодия которого повторяется в опере неоднократно, приобретая значение темы любви. Дуэт заключается беззаботным хором гостей. В большой арии Виолетты напевная, задумчивая мелодия в духе медленного вальса «Не ты ли мне в тиши ночной» передает мечты о счастье, ей противостоит блестящая, расцвеченная колоратурами вторая часть арии «Быть свободной, быть беспечной», в которую вплетается музыкальная тема любви (ее повторяет за сценой Альфред).

От безмятежного счастья к мучительным сомнениям и драматическому взрыву чувств развивается музыкальная драматургия второго акта. Ария Альфреда «Мир и покой в душе моей» окрашена в светлые, спокойные тона. Противоречивые настроения воплощены в развернутом дуэте Виолетты и Жермона — столкновении двух сильных характеров. В арии Жермона «Ты забыл край милый свой» благородная напевная мелодия очерчивает облик любящего и преданного отца.

Третий акт* по характеру музыки перекликается с первым, но здесь беззаботному веселью гостей противопоставлен драматизм переживаний Виолетты. Маскарадные хоры цыганок и испанских матадоров оттеняют следующую за ними сцену карточной игры; на фоне мрачного звучания кларнетов выделяются скорбные, патетические фразы Виолетты. Возбужденное объяснение Виолетты с Альфредом вырастает в развернутую массовую сцену — кульминацию драмы; акт завершается драматичным октетом с хором.

Четвертый акт** резко контрастирует с предшествующим. Он открывается небольшим оркестровым вступлением, построенным на уже знакомой по увертюре музыкальном теме умирающей Виолетты. Отголоски этой печальной мелодии сопровождают разговор Виолетты со служанкой; светлым воспоминанием звучит у скрипок тема любви. Центральный эпизод акта — ария Виолетты «Простите вы навеки, о счастье мечтанья» — пронизан щемящей грустью расставания с жизнью. Одиночество Виолетты подчеркивается неожиданно врывающимся шумным карнавальным хором. Дуэт Виолетты и Альфреда передает взволнованные, трепетные чувства влюбленных: светлая, мечтательная мелодия «Край мы покинем, где так страдали» сменяется музыкой бурного отчаяния «Как страшно, горько смерти ждать». В центре финала — большой квинтет. Обращение Виолетты к Альфреду «Этот портрет, любимый мой» овеяно дыханием смерти — в оркестре звучат траурные аккорды; в последний раз у скрипок просветленно звучит мелодия любви.

* У Верди — вторая картина второго акта.
** У Верди — третий акт.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Затянувшаяся работа над «Трубадуром» не помешала Верди одновременно создавать другую оперу — «Травиату» (1853). После изображения больших народных движений композитор обращается к сугубо психологической, семейно-бытовой драме. Верди познакомился с пьесой А. Дюма-сына «Дама с камелиями» в Париже в конце 1852 года. Пьеса привлекла его жизненностью содержания, остротой постановки вопроса о лицемерии буржуазной морали. Впервые в истории оперного театра XIX века Верди обращается к воплощению столь современного сюжета, говорящего о печальной участи женщины, задавленной гнетом социального неравенства (traviata означает по-итальянски «падшая женщина»). Неудивительно, что премьера оперы провалилась. (Отчасти в этом повинны и певцы: хрипота тенора, исполнителя роли Альфреда, смехотворная полнота исполнительницы — гибнущей от чахотки Виолетты, неудачный Жермон, наряду с необычным современным парижским одеянием актеров, — все это в немалой степени способствовало провалу премьеры.) Успех к ней пришел примерно год спустя. С 1855 года началось триумфальное шествие «Травиаты» по сценам европейских театров (в Петербурге опера поставлена впервые в 1856 году). (Верди дал новую редакцию оперы, обострив в ней действие. Значительным изменениям подвергся II акт (заново разработана сцена и дуэт Жермона и Виолетты, написана ария Жермона и т. п.). На первых порах Верди пошел на компромисс, отодвинув время действия в XVIII век, но вскоре вернулся к первоначальному замыслу.)

Психологической глубиной характеристики отмечена музыка оперы. Новизна темы вызвала новаторский подход к использованию ресурсов музыкальной драматургии. В отличие от «броского мазка», свойственного партитуре «Трубадура», Верди в «Травиате» стремится к тончайшей передаче оттенков душевных состояний и мотивировок действия, что вызывает большее использование принципов сквозного развития. Прямое обращение к современной теме, простота, обыденность сюжета выдвинули новые задачи перед, исполнителями.

Вокальная партия Виолетты насыщена таким разнообразием выразительности, которое еще не было знакомо итальянской опере. Здесь совершенствуются далее декламационно-напевные принципы, мастерски примененные Верди в обрисовке Риголетто. Следующие отрывки могут служить примером богатства использования различных приемов пения (parlando, portamento, staccato, паузы, распевные фразы и пр.):

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

В вокальной партии Виолетты выделяются две темы, приобретающие значение лейтмотивов ее любви к Альфреду:

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

По характеру они близки друг другу. Первая тема трижды звучит в I акте: сначала в сцене любовного признания на балу (F-dur), затем как воспоминание в устах Виолетты (в той же тональности) и, наконец, как издалека звучащая песня Альфреда (в более высокой тесситуре — As-dur). Эта же тема дважды интонируется скрипкой в финале (в Ges-dur и перед смертью Виолетты, повышаясь,— в A-dur, в высоком регистре при нежнейшем, тихом звучании). Вторая тема сначала проводится в оркестровой прелюдии (E-dur), а потом в 1-й картине II акта, в сцене прощания Виолетты с Альфредом (вновь повышаясь в тесситуре — F-dur) (При проведении лейтмотивов Верди не варьирует характер тематизма, но изменяет колорит и фактуру сопровождения. Это обычный для него прием.).

Поэтичный портрет Виолетты дан в оркестровой прелюдии. Она начинается с музыки, которая предвещает близкую гибель героини, и сменяется второй любовной темой, звучащей страстно и ярко. Образы смерти и жизни здесь резко противопоставлены. Вступительная прелюдия перекликается с симфоническим антрактом к финалу оперы. Тот же отрывок, что звучал в начале прелюдии, открывает этот антракт, но в более высоком, напряженном регистре (c-moll вместо h-moll). Засурдиненные скрипки divisi, блуждающие гармонии создают необычный, волнующий колорит. Но из антракта исключена тема жизни — его музыка полна горестных вздохов, стенаний, предчувствий скорой кончины. Так протягивается арка от начала оперы к ее концу:

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Целеустремленность развития подчеркнута также тональным планом. Опере присущ «бемольный» колорит. Музыка, характеризующая Виолетту и Альфреда, выдержана преимущественно в тональностях F-dur — f-moll, Des-dur — des-moll, As-dur, Es-dur, B-dur. «Спектром» любовных чувств окрашены и застольная песня, и вальс 1-й картины. В основную тональную сферу вовлечен и Жермон. Большинство же нейтральных к драме сцен дано в «диезных» тональностях. Из указанного спектра выпадают и те высказывания героев, в которых они изменяют своей любви (например, обе кабалетты Альфреда во II акте, где выражено чувство гнева, или финальная ария a-moll — прощание с жизнью Виолетты).

Цельность выражения достигается и благодаря различным тематически-образным перекличкам, к которым Верди охотно прибегает. Помимо лейтмотивов, укажем еще на один пример: музыка вальса из I акта сродни музыке, сопровождающей сцену карточной игры на балу у Флоры:

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Но в корне различен характер этих отрывков — вальс подчеркивает радость зарождающейся любви, сцена карточной игры подготавливает роковую ссору.

Главное, что придает такое единство выражения всей опере,— это опора на современные бытовые жанры как средство музыкальной характеристики. Причем этим средством обрисована не только обстановка действия, но и мир чувств героев. Обратившись к близкому современности сюжету, Верди шире, чем в других своих сочинениях, использовал выразительную сферу вальса, выявляя в ней психологические оттенки содержания. Яркий образец вальса запечатлен в застольной песне Альфреда. Любопытно сравнить эту мелодию с застольной песней из оперы «Макбет» — насколько свободнее и шире стало мелодическое дыхание музыки Верди!

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Разностороннее использование бытовых жанров — основа демократизма музыкального языка Верди. Он прибегает в этом отношении к многообразным приемам. Например, в особо драматических местах применены остро пунктирные маршевые ритмы, напоминающие характер похоронных шествий:

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Вместе с тем лирико-драматическая направленность оперы определила возросшее значение свободных ариозных форм и диалогических сцен. Так, ария Виолетты в I акте или арии Альфреда и Жермона во II акте по формальному строению двучастны, но благодаря гибкости переходов скорее приближаются к сценам-монологам. Замечательный образец диалогической сцены, воплощающей драматичное содержание беседы,— дуэт Жермона и Виолетты из II акта. Подобные сцены представляют собой своеобразные духовные поединки, в развитии которых морально побеждает один из их участников (ср. дуэт Амнерис и Аиды). Это имеет место и здесь: в дуэте Жермона и Виолетты три основных раздела (их тональные грани: As-dur, c-moll — Es-dur, g-moll — B-dur), в среднем из них наступает решающий перелом (Жермон: «Плачьте, о бедная!»).

К числу выразительнейших сквозных сцен оперы принадлежит также финал II акта, завершающийся замечательным ансамблем — октетом с хором, и заключительные эпизоды оперы, которые открываются предсмертной встречей Виолетты с Альфредом. Естественно, что в этих развернутых сценах усилилась драматургическая функция оркестра, объединяющего разрозненные эпизоды сценического действия.

Все сказанное является показателем выдающегося мастерства Верди-драматурга, обратившегося к методу реализма. Но в «Травиате» не только раскрылись новые стороны его гения — появление этой оперы знаменовало утверждение нового в музыкальном театре жанра лирико-психологической оперы.

опера травиата история создания. Смотреть фото опера травиата история создания. Смотреть картинку опера травиата история создания. Картинка про опера травиата история создания. Фото опера травиата история создания

Верди заинтересовался романом А. Дюма-сына как материалом для оперы вскоре после выхода книги (1848). Тогда же он наметил краткий сценарий. Окончательное решение было принято после того, как он увидел в Париже пьесу, созданную писателем на основе романа. Идея композитора была дерзостно смелой. На оперную сцену в качестве главной героини должна была выйти «падшая» женщина. Она оказывалась благородным и чистым человеком, противостоящим светскому обществу. Если героини, напоминавшие Маргерит Готье — «даму с камелиями», — появлялись в драме и романе, то в опере до тех пор им не было места. Скриб, создавая для Обера либретто «Манон Леско», превратил героиню в кроткое и чистое существо, отбросив все, что составляло основу ее образа в повести Прево. Верди же не ограничился заимствованием сюжетных мотивов пьесы, а усилил социальную драму, подняв ее до высоты обличения лицемерной общественной морали, подчеркнув это самим заглавием. Итальянское слово «traviata» означает «падшая», «заблудшая»; но это слово звучит горестно-укоряюще по отношению к тем, кто, подобно Жермону и Альфреду, идет по «праведному» пути. В связи с работой над оперой Верди писал Ч. де Санктису (1 января 1853 г.): «Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков. Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием».

Создание «Травиаты» свидетельствовало о коренных изменениях в оперной эстетике Верди. Начиная с «Риголетто» место броской внешней театральности занимают яркая контрастность, драматизм, правда психологических характеристик. В письме, обращенном к либреттисту А. Сомма через полтора месяца после премьеры «Травиаты», композитор как бы оглядывался на свой творческий путь и происшедшие изменения: «Десять лет назад я бы еще не решился написать „Риголетто“. Я нахожу, что наша опера страдает от слишком большого однообразия, поэтому я теперь уклонился бы от того, чтобы писать оперу на сюжеты, подобные „Набукко“, „Двум Фоскари“ и т. д. В них имеются очень интересные сценические ситуации, но нет контрастов. В них натянута как бы одна струна — возвышенная, если хотите, но все время одна и та же». Верди выступает убежденным сторонником полифонической драматургии, раскрывающей жизнь во всем ее многообразии и сложности.

Углубившееся и обогатившееся понимание задач оперного реализма привело композитора к созданию «Травиаты». Отказ от театральных эффектов, сосредоточенность на раскрытии внутренней драмы, обусловленной социальными причинами, характеризуют оперу. Это самое задушевное и поэтическое произведение Верди. В нем с необычайной силой показана трагедия женщины, павшей жертвой общественных предрассудков. Все средства выразительности подчинены этой задаче. Характеристика блестящего светского мира, в котором выступает героиня, постепенно, по мере развития образа, меняется. Виолетта первоначально кажется неотделимой от окружающей ее среды. Встреча с Альфредом, любовь к нему перерождают ее, вернее, позволяют освободиться от власти этой среды. Раскрываются глубокая чистота, нежность и благородство ее натуры. Любовь наполняет смыслом ее жизнь. Возвращение к прошлому невозможно. Поэтому такой катастрофой для Виолетты оказывается вынужденный разрыв с Альфредом. Отсюда ее гибель, предрешенная уходом от любимого. У женщины, созданной для счастья, любви, семьи, отнято это право. Разрушающий ее жизнь Жорж Жермон не выглядит извергом и даже способен сочувствовать своей жертве, но лицемерие стало второй его натурой. Третий герой драмы, Альфред искренне любит Виолетту, но не способен подняться до нее.

Новизна и смелость в выборе темы и ее решении, психологическое богатство образов, отказ от внешнего и показного — все это ставило перед исполнителями и зрителями нелегкую задачу. В результате разрыва Верди с привычной эстетикой его времени первая постановка завершилась провалом. Известную роль сыграло и несоответствие внешних данных исполнительницы главной партии образу Виолетты: это была прославленная певица Ф. Сальвини-Донателли, женщина довольно тучная — трудно было поверить, что ее героиня умирает от чахотки. Неудачным был и исполнитель партии Альфреда. Верди писал одному из друзей: «„Травиата“ вчера вечером провалилась. Вина моя или певцов. Время рассудит». Однако провал был явлением преходящим. Год спустя опера была поставлена в Венеции в другом театре с некоторыми сокращениями, на сей раз в старинных костюмах и декорациях, и прошла с огромным успехом (чему много способствовало исполнение партии Виолетты певицей М. Специа). Вслед за этим она была поставлена в Неаполе и в других итальянских городах, а затем и за рубежом.

На протяжении 1855-1857 гг. «Травиата» обошла центральные сцены Европы, навсегда закрепившись в репертуаре. В России впервые ее представила итальянская труппа в Петербурге 20 октября 1856 г.: Виолетту пела А. Бозио — по-видимому, лучшая исполнительница этой партии. Опера имела огромный успех. 14 ноября 1858 г. она прозвучала в московском Большом театре на итальянском языке, а 26 апреля 1869 г. — на русской сцене, в Мариинском театре, и с тех пор не сходит с отечественного репертуара. Среди лучших исполнителей — Е. Мравина, А. Фострём, А. Нежданова, Е. Степанова, В. Барсова, В. Фирсова, В. Нелус, Г. Вишневская (Виолетта); Н. Фигнер, Л. Собинов, И. Козловский, С. Лемешев (Альфред); И. Тартаков, П. Лисициан (Жермон). Из постановок следует особо отметить спектакль московского театра им. Немировича-Данченко (премьера — 25 декабря 1934 г., текст В. Инбер). За рубежом лучшими исполнительницами главной партии были В. де Лос Анхелес, А. Моффо, М. Френи, Ч. Газдиа, А. Георгиу, М. Каллас и М. Кабалье. В последние десятилетия наиболее интересны спектакли в миланской «Ла Скала» в 1955 г. (режиссер Л. Висконти; М. Каллас — Виолетта), в Далласе в 1958-м (режиссер Ф. Дзеффирелли, также с участием М. Каллас), в лондонском «Ковент-Гардене» в 1994-м (дирижер Г. Шолти; А. Георгиу — Виолетта, Ф. Лопардо — Альфред) и 1996-м (Вердиевский фестиваль, дирижер С. Янг), на родине Верди, в Буссетто, в 2002-м (дирижер П. Доминго, режиссер Ф. Дзеффирелли), в Нью-Йорке в 2003-м (дирижер В. Гергиев, режиссер Ф. Дзеффирелли).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *