опера всем 2021 жизнь за царя

Постановкой «Жизнь за царя» завершился фестиваль «Опера – всем»

Самый большой музыкальный проект Северной столицы под открытым небом и с открытым доступом знакомит слушателей с шедеврами оперного искусства.

В Петербурге завершается фестиваль «Опера – всем». Самый большой музыкальный проект Северной столицы под открытым небом и с открытым доступом знакомит слушателей с шедеврами оперного искусства. На этот раз на Соборной площади Петропавловской крепости прозвучала «Жизнь за царя». Репортаж – Екатерины Грициенко.

Первая русская классическая опера. После 9 декабря 1836 года период до «Жизни за царя» стали называть доглинкинской эпохой. Кстати, премьера состоялась в Петербурге,присутствовал Николай I. В знак восхищения он пожаловал композитору бриллиантовый перстень. Произведением открывали каждый сезон императорских театров.

«Кстати,последнее «Славься», которое хор поет, он написал и хотел, чтобы стал гимном России. К сожалению, не стал. Музыка очень красивая. Не хочу сказать, что нынешний менее красивый, но этот тоже было бы неплохо», – рассказал музыкальный руководитель фестиваля «Опера всем» Фабио Мастранджело.

Война 1812 года всколыхнула интерес к истории отечества. В литературе набирал популярность сюжет о подвиге костромского крестьянина, который ценой жизни спас царя от польско-литовского отряда. Тема звучала в унисон героизму в борьбе с наполеоновскими полчищами. У Глинки родилась опера, главный персонаж которой стал символом несокрушимого народа.

«Герой, конечно, очень сложный, с одной стороны. Потому что человек принимает очень непростое для себя решение – оставить семью и, в общем-то, приносит себя в жертву. С другой стороны – это простой крестьянский мужик», – отметил солист оперной труппы Михайловского театра Александр Безруков.

Русским героям Глинка поручил песенные переживания. Полагают, что композитор ценил арии намного выше танцев. Потому положительные персонажи поют. А поляки танцуют: краковяк, мазурка, полонез. Считают, что вслед за Глинкой этой традиции (изображать врагов в танце) стали следовать другие авторы.

Опера под открытым небом вышла лишь с небольшими купюрами, чтобы сохранить двухчасовой формат. Погода не заставила уходить на вынужденный перерыв. Архитектурные декорации Петропавловской крепости дополнило солнце и ясное небо.

Источник

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

В этом материале ALLFEST.RU вам расскажет о том, где пройдёт, датах и месте проведения, а также познакомим с программой фестиваля и расскажем как добраться до площадки мероприятия.

Также вы узнаете о цене, стоимости и местах продажи билетов, кто выступит из артистов, какой лайн-ап и состав участников, расписании выступлений.

Место проведения

Дата проведения

Оставайтесь в курсе фестивальной жизни! Подпишитесь на наше сообщество в ВКонтакте, Telegram, Instagram!

Билеты

Вход на фестиваль бесплатный, возможна регистрация.

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

Программа

Мы рады объявить программу Х юбилейного Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем»:

23 июля. Глинка «Жизнь за царя»

28 июля. Бизе «Искатели жемчуга»

1 августа. Прокофьев «Любовь к трем апельсинам»

7 августа. Верди «Травиата»

Трудно найти в мировом музыкальном театре оперу более знаменитую и более любимую публикой. История, положенная в ее основу, была литературным хитом на протяжении всего романтического 19-го столетия. Заметный след она оставила даже в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Лирическая драма, в которой неподдельный драматизм чередуется с эпизодами светского блеска, держит в напряжении с начала до конца каждого, кто решает отдаться чарующей стихии музыки. Праздничный фасад Екатерининского дворца послужит прекрасной поддержкой тому светлому началу, которое слышится в этой опере. Режиссер-постановщик Наталья Индейкина, художник-постановщик Юлия Гольцова. Дирижер Фабио Мастранджело, симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония», балетмейстер – Мария Коложвари. Хор театра «Мюзик-Холл». Партию Виолетты Валери исполнит звезда итальянской оперы Даниэлла Скилаччи. В партии Жоржа Жермона выступит народный артист России Василий Герелло.

Источник

Жизнь за царя

Авторы и постановщики

Музыка Михаила Глинки
Либретто Егора Розена

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик и художник-постановщик – Дмитрий Черняков
Художники по костюмам: Дмитрий Черняков, Ольга Лукина
Хореограф-постановщик – Сергей Вихарев
Художник по свету – Глеб Фильштинский
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова

Краткое содержание

Действие I
Среди близких и родных людей живет в уединенном месте в глубине России счастливая семья Ивана Сусанина: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня.
Антонида с нетерпением ждет своего жениха Богдана Собинина, возвращающегося после схватки с врагами. Собинин приносит радостные известия о победах и просит Сусанина не откладывать свадьбу с Антонидой. Но отец считает несвоевременным думать о праздниках и радостях: нет ни спокойствия, ни уверенности в безоблачном будущем.
Лишь только известие об избрании молодого Царя вселило в Сусанина и его близких радостные надежды.

Действие II
Враги собираются на торжество в помпезном зале. Все в предвкушении легкой близкой победы. Весть об избрании молодого Царя прерывает собрание. Принимается дерзкое решение – послать отряд и захватить Царя в плен.

Действие III
В семье Сусанина готовятся к свадьбе и встрече гостей. Мирное течение жизни нарушает внезапный приход незнакомого отряда. Попытки уговоров, угроз, шантажа и подкупа имеют страшную цель – принудить Сусанина выдать тайное местонахождение Царя. Тогда Сусанин принимает мужественное решение отправиться вместе с врагами. Только поведет он их не к Царю, а внепроходимые дебри, в лесную глушь.
Антониду, в отчаянии простившуюся с отцом, не могут утешить ни подруги, ни обещания жениха найти отца. Собинин призывает всех отправиться по следам ушедшего Сусанина.

Эпилог
Осиротевшая семья Ивана Сусанина появляется на празднике во имя спасения Царя.

О спектакле

«Жизнь за царя» – не первая российская, но первая русская опера. Это не игра слов, но суть того переворота, который произвела в истории отечественной музыки премьера этого оперного шедевра 27 ноября 1836 года в Большом Каменном театре (стоявшем на месте нынешнего здания Санкт-Петербургской консерватории). Оперы писались русскими композиторами и задолго до Глинки: «Несчастье от кареты» Василия Пашкевича, «Мельник – колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского, «Новгородский богатырь Боеславич» и «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина. Но даже русские сюжеты и робкий просвещенческий пафос этих предприятий не избавлял оперный жанр от статуса импортного продукта, где все – драматургия, музыкальный язык и манера пения – придерживалось «изысканных» итальянских шаблонов. Кроме того, в XVIII веке опера оставалась великосветской забавой..

Другое дело XIX век. Россия вступила в него великой европейской державой, подтвердив свой новый статус избавлением Европы от наполеоновской экспансии. Великой державе требовалось великое искусство. Для России настало время заявить о себе не только экономическим ростом и победами в войне и политике. Наступил черед подъема национального искусства, что означает не просто российского (то есть произведенного в России), но именно русского, одновременно самобытного и европейски значимого.

Все это, несомненно, чувствовал и Михаил Глинка, когда искал сюжет для своей «большой драматической оперы». История подвига простого костромского крестьянина, пожертвовавшего собой ради спасения жизни царя-младенца Михаила Федоровича и избавления России от иноземцев, как нельзя кстати подходила для развернутой героико-патриотической драмы: в этом сюжете есть и война, и любовь, и картины народного быта, и контрастный образ культуры захватчиков. В этом сюжете неожиданным для современников было то, что орудием победы в войне выступают не таланты венценосного военачальника, а мужество провинциального простолюдина. Наконец, публику шокировал тот мир, который Глинка вывел на сцену Императорского театра, – крестьянская жизнь, портреты простых людей и поэзия русского уклада жизни. И соответствующий музыкальный язык: русский фольклорный мелос, гетерофонное хоровое многоголосие, православные молитвы. Народные герои и народная музыка допускалась до того лишь в забавных сценках-пасторалях, но никак не в серьезной музыкальной драме, сценически воплощающей смысл и дух триады «православие – самодержавие – народность», только что взятой на вооружение в качестве национальной идеи: народный герой Сусанин гибнет, спасая не только российского самодержца, но и русское православие от иноверцев-католиков.

В постановке «Жизни за царя» 2004 года Мариинский театр обратился к оригинальной версии оперы с либретто барона Розена. Целые поколения зрителей привыкли к «Ивану Сусанину» Сергея Городецкого, в котором смещаются смысловые акценты и мотивировки поступков героев, адаптированные к идеологическим рамкам советского оперного дела. Оригинальное либретто возвращает в оперу Самодержавие и Православие – те составляющие знаменитой триады, в которых по словам режиссера и художника-постановщика спектакля Дмитрия Чернякова «русское сознание узнавало себя». Именно поэтому «Жизнь за царя» Глинки стала «искренним высказыванием в вечном познании русской души, русской судьбы» (Дмитрий Черняков). Но и в этой постановке режиссер рискнул сместить смысловые акценты, вбивая клин в «русскую триаду» уже с другой стороны – обнаруживая в опере ставшие актуальными уже в наше время проблемы гражданского общества, прав человека, личной ответственности и коллективной морали.
Владимир Раннев

Спонсор постановки – Общество друзей Мариинского театра (Германия)

Мировая премьера: 27 ноября 1836 года, Большой (Каменный) театр
Премьера в Мариинском театре: 2 октября 1860 года (на открытии театра)
Премьера постановки: 30 мая 2004 года

Продолжительность спектакля 4 часа 05 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Источник

Спектакль Жизнь за царя

Постановка Мариинский театр

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

Камерная опера Глинки в постановке Дмитрия Чернякова

Это практически камерный спектакль, «семейный портрет с посторонними». В доме Сусанина все просто и тепло: трехрожковая люстра, стол некрашеного дерева. Отец плотничает, дети вручную перебирают крупу и чистят яблоки. Готовят свадебку. Потом приходят они — посторонние, и жизнь семьи превращается в бессмысленное ожидание. Спектакль Дмитрия Чернякова далеко не совершенен (в режиссерском тексте явно не сходились концы с концами, и Черняков досадливо бросил их), но опера Глинки впервые предстала, если можно так сказать, соразмерной человеку — а не священным монстром государственной важности.

Участники

Рецензия «Афиши» на спектакль

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

На первый взгляд, с этой оперой все ясно до оскомины — но стоит присмотреться, как начинаются проблемы. Ее проходили и проходят в школах. Образ Сусанина — образ народа, образ поляков — образ врага. Формула четкая, удобная, растиражированная. Она включает мысль о том, что естественным для любого художника языком является фольклор. Это «патриотическая героико-трагическая» опера, утверждающая торжество русской музыки и русского народа. В ней действуют крестьяне, и один из них (Сусанин) спасает отечество ценою жизни. «Жизнь за царя» была твердыней русской оперной классики; она пришлась очень кстати и сталинской эпохе (под названием «Иван Сусанин»). Царя из либретто, правда, пришлось убрать, и Сергей Городецкий заменил его «Русью» и «русским народом». Теперь, отметая советскую ретушь и возрождая оригинальное либретто, Мариинский театр оказывается лицом к лицу с текстом барона Розена.

И что же в нем? Николаевская доктрина «официальной народности» (православие-самодержавие-народность). Либретто создавалось при участии проповедника государственной идеологии Жуковского (в его эпилоге: «Славься, славься, наш русский царь! Господом данный нам царь-государь!»), а основной текст написал его протеже барон Розен. И музыка Глинки не сделала либретто более прогрессивным: да, в опере народные мелодии поднимались до высот трагедии, но и демонстрировали полное единение народа и царя (в сталинскую эпоху место Романова в сознании слушателей естественным образом занял отец народов, а в эпилоге пели: «Вот он, наш Кремль, с ним вся Русь, с ним весь мир»).

Прибавим к этому еще, что сам текст Розена вызывает непреодолимое желание его отредактировать — из соображений лингвистических, не идеологических: «Терпи, терпи! Уж близок наш путь! Забрезжится чуть — и оправдалася ходьба, и разыгралася судьба!»

Хотелось бы сказать, что это все не важно, что главное в опере Глинки — классическая ясность формы, прозрачная оркестровка, изумительной русско-итальянской красоты и виртуозной сложности арии и стройные ансамбли. Но чтобы так сказать, нужен веский контраргумент, который бы вытащил оперу из ее патриотической трясины. Возможно, им станет постановка Дмитрия Чернякова, чья слава, начавшись с мариинского «Китежа», только упрочилась после «Похождений повесы» в Большом. Какой он выбрал путь в «Жизни» — еще неизвестно. Черняков не рассказывает о концепции, не показывает макет. И в интервью от любых подробностей уклоняется.

— Была у вас учительница, которая сказала: вот Сусанин — символ великого русского народа, а вот — поляки-захватчики?

— Нет, нет, такого я не помню. Я всех этих оперных монстров индивидуально изучал лет в 12-13, когда стал ходить в Большой театр. И «Сусанина» — старого, советского, живописного — я смотрел много раз в постановке 1945 года с текстом Городецкого.

— «Сусанин» никогда не был моей сколько-нибудь любимой оперой. Это еще может измениться?

— Есть одна вещь, благодаря которой я изменил свое отношение к этому произведению. И я не могу сказать, что это заказ театра: я сам назвал Гергиеву эту оперу в списке тех, что хотел бы поставить. Сначала я относился к «Сусанину» просто как к большому оперному стилю. Единственное, что я помню: в старой советской версии поляки попадали в костромские леса в поисках столицы. Мне всегда казалось, что это какой-то географический нонсенс. В версии барона Розена они идут с совершенно другой целью.

— Взять в плен Михаила Романова.

— Да, а я все время об этом думал, и мне казалось, что я в драматургии оперы чего-то не понимаю, наверное. И еще мне очень нравился ослепительно роскошный польский бал, он завоевывал мои симпатии вопреки идеологии всего произведения.

— И что произошло потом?

— Я слушал одну запись 1957 года, сделанную в эмигрантских кругах в Париже: на старой виниловой пластинке. Дирижировал Маркевич, Борис Христов пел Сусанина. И вот из-за Христова и нескольких сцен оперы я понял, что это имеет ко мне какое-то непосредственное человеческое отношение. Одна из этих сцен — прощание Сусанина с детьми: «Давно ли с семьею своей я тешился счастьем детей». Другая — квартет с тремя близкими ему людьми. В этом была такая искренность, что я поверил. Через эти сцены я попытался туда внедриться, чтобы разобраться во всех деталях произведения.

— И что вам изнутри открылось?

— Какие еще оперы вы назвали Гергиеву — среди тех, что хотели поставить?

— Много из русских. Семикартинный «Борис» в первой версии. «Князь Игорь».

— Потому что этим нужно заниматься. Они существуют в каком-то непонятном остальному миру этнически-консервативном виде. Мое участие, например, в «Травиате» не нужно. А многие русские оперы просто лежат на полках и все. Сокровища фараона, еще не разграбленные. Нет, разграбленные — неправильное слово, а то опять меня обвинят в каком-то надругательстве.

— Вы так ничего и не скажете про свою «Жизнь за царя»?

— Про спектакль? Не-а. Мне кажется, это так неприлично. А что рассказывать. Ну хотите, песенку вам спою.

Источник

«Жизнь за царя»

опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть фото опера всем 2021 жизнь за царя. Смотреть картинку опера всем 2021 жизнь за царя. Картинка про опера всем 2021 жизнь за царя. Фото опера всем 2021 жизнь за царя

Опера в концертном исполнении

Музыкальный руководитель и дирижер: Андрей Лебедев

Премьера состоялась 29 августа 2018

Рекомендовано детям старше 6 лет

«Жизнь за царя» – первое произведение Глинки в оперном жанре. До Глинки подвиг костромского крестьянина, вотчинного старосты Ивана Сусанина, не выдавшего под пытками местонахождение молодого царя Михаила Романова, в оперном жанре отразил Катерино Кавос («Иван Сусанин», 1815). Однако именно выдаю­щее­ся во всех отношениях (музыкальный язык, драматургия, идеальное равновесие целого и деталей) сочинение Глинки по праву считают первой русской классической оперой.

В «Жизни за царя» ощутимо влия­ние герои­ческих ораторий Генделя, опер современников (особенно итальянских мастеров бельканто). Однако все эти влия­ния соединились, стали гранями неповторимого стиля Глинки. «Жизнь за царя» – русская по духу опера, в которой простые люди впервые представлены как настоя­щие герои, а их речь наполнена русскими песенными интонация­ми. «По-русски» звучат партии Сусанина, Антониды, Вани, а грандиозный финальный хор «Славься» превратился в неофициальный гимн нашей страны. Контрастом «русским» образам стала блестящая сюита европейских танцев: полонез, краковяк, вальс и мазурка. Сопоставление песенности и танцевальности – контрастных образных сфер, характеризую­щих русских и поляков, – поистине гениальная находка композитора!

В советское время в судьбу оперы вмешалась идеология. В постановке Большого театра 1939 года основной акцент делался на подвиг во имя Родины, а поиски поляками царя превратились в поиски Минина. Новое название – «Иван Сусанин» – адресовало, тем не менее, к черновому варианту Глинки. Новое либретто (превосходное в чисто литературном отношении!) создал поэт Сергей Городецкий. Одно из оправданий переделки сюжета – как раз поэтические недостатки либретто барона Розена. Однако в результате на сцене, фактически, шла другая опера с той же музыкой.

Вполне естественно, что с конца 1980-х годов опера звучит в первоначальном виде. Однако «Жизнь за царя» – редкий гость на оперной сцене: среди причин – масштабность сочинения и исключительная трудность вокальных партий.

Новая Опера предлагает премьеру полуконцертной (semi-stage) версии в год
100-летия со дня казни последнего русского царя. Впоследствии театр предполагает (как это неоднократно бывало в прошлом) превратить ее в полноценный спектакль.

В спектакле используются эскизы Дарьи Синцовой к опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *